Налоговые риски

Риск налоговой проверки

Говоря о риске налоговой проверки, мы, конечно, имеем в виду проверку выездную. Ведь камеральные проверки сопровождают организацию на протяжении всей ее деятельности просто по факту представления деклараций.

О процедуре камеральных проверок читайте в материале «Порядок проведения камеральной налоговой проверки — 2017».

Выездная проверка — процедура малоприятная. Несмотря на то что она не означает автоматического возникновения доначислений, пени и штрафов, прохождение через нее всегда требует как минимум трудовых затрат и нервного напряжения.

Может ли фирма сделать что-то для снижения риска попадания в план налоговых проверок? Не многое, но может.

В ее силах ознакомиться с перечнем общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков, используемых налоговиками в процессе отбора объектов для проведения ВНП. Таких критериев 12, и они приведены в приложении 2 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Среди них низкая налоговая нагрузка и рентабельность, длительная убыточность, высокая доля НДС-вычетов и др.

Подробнее об этом читайте в статье «Налоговые проверки в 2017 году — список организаций».

И если справиться с ситуацией и выйти за рамки этих критериев получится не у всех, то оценить вероятность проверки и подготовиться к ней вполне реально для любой организации.

Виды налоговых споров

1) споры, связанные с признанием недействительными актов налоговых органов;

2) споры, связанные с признанием не подлежащими исполнению актами налогового органа;

3) споры, связанные с возвратом из бюджета денежных средств, в том числе в случаях бесспорного списания их налоговым органом;

4) споры, связанные со взысканием обязательных платежей и санкций (неуплата налогов);

5) иные споры.

Если принимать во внимание официальную статистику, то доля дел проигранных налоговыми органами стабильно уменьшается. Если также принимать во внимание мнение, что уровень подготовки сотрудников налогового органа и качество проводимых проверок в большинстве случаев повышается, то для некоторых заинтересованных лиц этого уже достаточно для более грамотного отстаивания своей позиции в налоговом споре. Особо если этому предшествовало адекватное определение перспектив по налоговому спору.

У каждого из нас в определенный момент времени возникает необходимость в юридических услугах. При этом хочется, чтобы оказывающие услуги юристы были адекватными, знали свое дело, обладали нужным опытом и знаниями, были образцом клиентоориентированности и при этом, уровень цен был приемлемым для клиента. Как правило, есть мнение, что дешевые услуги априори некачественные, а дорогие хоть может и высококлассные, но вот не всегда такие нужны в каждом возникающем деле. Поэтому подходит вариант приемлемый и подходящий для отдельно взятого клиента. Не сильно дешевый, но и не дорогой, выходящий за пределы возможностей самого клиента.

Как кроме цены выбирать юриста тоже не понятно. Поэтому подойдет вариант «спроси у знакомых» (он же сарафанное радио, хотя всегда хочется конфиденциальности, которую предоставляют юридические фирмы), посмотреть кто и с кем работал ранее, посмотреть кто находится рядом. Затем можно посмотреть на опыт, знания, практику (всегда хочется максимально большое количество подходящего опыта). Затем можно обратить внимание на рекомендации других клиентов, публикации в профильных изданиях, выступления на конференциях, наличие команды юристов.

Что еще? Вроде ничего не забыли.

Если часть или всё перечисленное соответствует вашему представлению при поиске юриста, выборе юридических услуг, связанных с налоговыми рисками организации, то тогда вам к нам.

Описанное соответствует характеристикам деятельности нашей юридической фирмы «Ветров и партнеры». Начиная от знаний, опыта, наличия компетентных специалистов и заканчивая средними ценами на услуги, клиентоориентированностью каждого из сотрудников.

Юрфирма «Ветров и партнеры» подтверждает свою готовность и способность оказать клиентам запрашиваемую юридическую помощь, равно как и наличие специалистов, обладающих релевантным опытом и необходимой квалификацией при оказании юридических услуг по вопросам, касающимся рисков в налоговой деятельности.

Наши юристы по сделкам, операциям и спорам, связанных с налоговыми рисками организации оказывают юридические услуги (сопровождение, обслуживание) в Новосибирске и иных городах России (в т.ч. Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Юридические услуги предоставляются одним из следующих способов:

1. Силами сотрудников юридической компании «Ветров и партнеры»: лично в месте нахождения основного офиса, лично, находясь в командировке в месте нахождения Клиента, или дистанционно (почта, телефон, скайп, мессенджеры);

2. Силами партнерской юридической компании, с которой юрфирма «Ветров и партнеры» сотрудничает в месте нахождения Клиента;

3. Комбинация способа №1 и №2.

Обращайтесь к нам по следующим контактам:

Пишите на info@vitvet.com, звоните на +7 (383) 310-38-76, +7 (983) 510-38-76.

Пишите WhatsApp, Telegram на +7 (913) 918-25-62.

Прежде чем Фирма расскажет о содержании и условиях предоставляемых услуг, предлагаем ознакомиться со следующими аналитическими материалами и судебной (арбитражной) практикой:

1) 8 ошибок при УСН;

2) как пережить налоговую проверку;

3) ответственность директора:10 частых ошибок;

4) вывод активов предприятия;

5) обналичивание денежных средств: налоговые и уголовно-правовые риски;

6) возврат переплаты по налогу на прибыль;

7) выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами;

8) возмещение ущерба за налоговые преступления;

9) уклонение от уплаты налогов с организации (практика по ст. 199 УК РФ);

10) умышленная неоплата налогов (п.3 ст. 122 НК РФ);

11) аболмед: анализ налоговых проблем;

12) структурирование бизнеса — инструмент налоговой безопасности;

13) субсидиарная ответственность вне дела о банкротстве;

14) еще не менее 100 материалов в разделе «Статьи»;

15) еще не менее 50 материалов в разделе «Новости» с комментариями событий;

16) еще не менее 700 комментариев к судебным актам по различным делам, спорам и искам в нашем журнале «Секреты арбитражной практики».

1. Общий стандарт оказания услуги.

В рамках этой юридической услуги, Фирма берет на себя обязательство по выявлению всех правовых рисков, определении рекомендаций по их минимизации с указанием примерных ресурсов на их осуществление, а также непосредственное осуществление всех необходимых действий.

Цель – защита интересов Клиента, исключение или максимальное уменьшение негативных последствий действия законодательства РФ для Клиента.

В состав услуги, как правило, входит:

1) Консультации;

2) Составление документов;

3) Оценка ситуации, экспертиза имеющихся доказательств на предмет перспектив по задаче (проекту) Клиента;

4) Разработка стратегии и тактики защиты прав;

5) Сопровождение задачи (проекта) Клиента.

Услуги предоставляются лично или дистанционно (удаленно).

2. Порядок взаимодействия с Клиентом.

Клиент вправе направить запрос с конкретным заданием для Фирмы в любой удобной ему форме и приемлемое время – электронная почта, телефон, skype, личная встреча.

Фирма предоставляет результат выполнения задания Клиента в заранее согласованные сроки.

3. Причины, по которым стоит работать с нами.

а) каждый из 5 сотрудников юридической фирмы это специалист с судебным успешным опытом не менее 3 лет (младший юрист) и не менее 8-10 лет (старший юрист). Это сотни судебных дел в судах разных регионов, инстанций. Это тысячи судебных заседаний и судо-дней.

б) есть региональные представители в разных городах Сибири (Томск, Барнаул, Кемерово, Красноярск, Иркутск) и городах-миллионниках (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и прочие) с опытом работы не менее 5-8 лет.

в) вы можете узнать некоторых партнеров и клиентов нашей фирмы и узнать их мнение по работе с нами.

г) нас признают в качестве экспертов различные средства массовой информации, информационные ресурсы, специализированные юридические ресурсы — Ведомости, Секрет Фирмы, Континент Сибирь, garant.ru, ngs.ru, a42.ru, Томские новости, Клуб коммерческих директоров и прочие.

д) мы выпускаем бесплатный журнал «Секреты арбитражной практики». Он посвящен арбитражной и судебной практике. В нем не менее 450 рассмотренных судебных дел с анализом судебных актов, позиций сторон, доказательств и наших рекомендаций.

е) есть различные истории успеха, подтверждающие качество и эффективность наших услуг. Например, это дело о взыскании упущенной выгоды в размере 6,9 млн. рублей; дело о взыскании задолженности в размере 2,2 млн. рублей;дело о незаконных действиях органа местного самоуправления по 159-фз; дело о конденсате; дело о конопатке; дело о защите интеллектуальной собственности; дело об оспаривании сделки с заинтересованностью.

ж) вы можете ознакомиться с отзывами и рекомендациями наших текущих клиентов.

з) Цифры имеют значение. Несколько цифр из деятельности юридичекой фирмы для оценки и признания наличия положительного эффекта от ее работы.
з-1) дело по поставке, начавшееся с иска к нашему клиенту о взыскании 200 тыс. рублей, но обернувшееся удовлетворением встречного иска в размере 2,2 млн. рублей;
з-2) дело об упущенной выгоде на 6,9 млн. рублей, которую хотел взыскать акционер со своего общества, но неудачно благодаря защите юристами Фирмы интересов общества;
з-3) дело о 18 млн. рублей, которые удалось взыскать со страховой компании в связи с ее незаконным отказом в выплате возмещения;
з-4) дело о 18 млн. рублей, которые нам удалось взыскать в качестве долга по договору строительного подряда;

з-5) дело о 41 млн. рублей, которые нам удалось отстоять для нашего клиента при предъявлении к нему необоснованных требований и несмотря на 2 экспертных заключения не в пользу нашего клиента;
з-6) дело о банкротстве, в котором были созданы условия для получения желаемых кредитором активов на сумму 950 млн. рублей;
з-7) дело о защите интеллектуальной собственности фармацевтической компании в суде и взыскание с нарушителя 1 млн. рублей;
з-8) дело о признании обоснованным требований нашего Клиента в УФАС по фактам недобросовестной конкуренции;
з-9) отмена судебного акта первой инстанции по делу о банкротстве о взыскании с Клиента 23,5 млн. рублей;
з-10) внесудебная работа с должником на протяжении 2 месяцев и возврат им в течение последующих 4 месяцев 1 млн. рублей. 4. Стоимость услуги.

По дополнительному запросу.

5. Срок оказания услуги.

По договоренности.

Также предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

а) защита и охрана интеллектуальной собственности (от регистрации товарного знака до споров по любым результатам интеллектуальной деятельности, в т.ч. сами товарные знаки, программы для эвм);

б) корпоративные вопросы и споры (от организации и проведения ГОСУ, ВОСУ до оспаривания сделок, взыскания убытков с директора, признания решений органов управления недействительными);

в) ведение судебных споров (споры в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах);

г) налоговые вопросы (от аудита бизнес-процессов на предмет налоговых рисков, сопровождения налоговых проверок до оспаривания результатов проверок, иных актов налоговых органов);

д) коммерческая практика (правовое сопровождение бизнеса по различным вопросам);

е) юридическая помощь по уголовным делам (как правило, связанным с предпринимательской деятельностью).

Рекомендуем к чтению наш ежедневный, бесплатный интернет-журнал, посвященный судебной (арбитражной) практике.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!
Телефон +7 (383) 310-38-76
Адрес электронной почты info@vitvet.com

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги

Классификация налоговых рисков

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Среди иных оснований для разделения рисков присутствуют:

  • обладающие риском субъекты;
  • вероятностные последствия;
  • причины образования.

Еще 3 большие объединения рисков включают риски, наступающие:

  • до возникновения спорной ситуации со структурами ФНС (к примеру, при недобросовестности контрагентов, некорректном оформлении выполненной хозяйственной операции);
  • в процессе ведения проверки по налоговым перечислениям из-за недостаточности времени, некачественного юридического сопровождения;
  • в процессе конфликта с подразделением НС и включающие составление разногласий на акт, обжалование до передачи вопроса в суд досудебное, обжалование в судебном порядке.

На каждом из этапов споров со структурами НС по вопросам обязательных перечислений существуют риски:

  • Информационные. Данные риски связаны с недостаточной информированностью, отсутствием законодательного регулирования складывающихся между субъектами отношений. К примеру, ситуация по вычету НДС при заверении счета-фактуры факсимильной подписью ИП не имеет четкого отражения в законодательных или судебных актах.
  • Процессуальные. Отражают недостаточность регулирования финансовых процессов в ходе осуществления коммерческой деятельности и образуются при несоблюдении сроков, правил или иных требований, касающихся налоговых норм (к примеру, несвоевременное предоставление декларации о доходах субъекта).
  • Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм. К примеру, структура НС имеет возможность возложить ответственность на предприятие по истечении законодательно ограниченного срока согласно Постановлению КС РФ (№9, 14.07.2005) о восстановлении сроков давности в отношении юридического лица, совершившего неправомерное деяние. Утверждение не содержит однозначного указания подразумеваемых действий и ситуаций, что провоцирует конфликт мнений.
  • Репутационные, связанные с представлением оценочного характера о предприятии в целом. Существование разногласий с проверяющими структурами (независимо от причин возникновения) может оказать негативное влияние на партнерские или спонсорские взаимоотношения организации.

Критерии оценки налоговых рисков

Необходимость оценки налоговых рисков у предприятий является причиной проведения подразделениями НС выездных проверок в соответствии с составленным планом (Приказ ФНС РФ №ММ-3-06/333, 30.05.2007).

Отбор предприятий для проведения проверки их деятельности ведется с учетом некоторых для того оснований, в числе которых:

  1. Полученные организацией убытки в течение некоторого периода работы (от 2 лет). Особое внимание привлекают предприятия, у которых отсутствуют перспективы выхода из убыточного состояния, установившие сотрудникам низкий уровень заработной платы, вычитающие большие суммы по НДС.
  2. Невысокий показатель нагрузки по обязательным платежам, в сравнении со средним результатом, характерным для подобного направления коммерческой деятельности. Расчет коэффициента выводится в процентном соотношении путем деления суммы уплаченных за отчетный период налогов на полученную в том же периоде выручку от реализации, не учитывая НДС.
  3. Значительные размеры вычетов по налогам. Но предпринимаемые попытки переноса суммы НДС, обеспечивающего снижение величины процентной ставки и возможность избежать проверки, могут стать причиной нарушения налогового законодательства.
  4. Предельные показатели при работе по специальным режимам, связанным с налогообложением.
  5. Резкое опережение темпов роста расходов, в сравнении с темпами роста доходов. У проверяющих могут возникнуть сомнения в достоверности указываемых данных, вероятностном их завышении или занижении.
  6. Значительное отклонение — более чем на 10% — показателя уровня рентабельности от среднеотраслевого значения. Уровень рентабельности товаров (в %%) высчитывается делением прибыли от продаж на себестоимость реализованных товаров, а активов – делением прибыли от продаж на валюту баланса.
  7. Низкий показатель заработка сотрудников (ниже среднеотраслевого уровня). В организации возможно сокрытие реально выплачиваемых заработных плат или занижение ставок на доходы граждан и единого социального налога.
  8. Соглашения с перекупщиками или посредниками, в большинстве случаев заключаемые для сокрытия сумм прибыли и уменьшения суммы обязательного бюджетного платежа. Сомнения вызывают договора, положения которых не соответствуют правилам делового оборота (к примеру, безосновательная продолжительная отсрочка оплаты), закупаемая/реализуемая продукция не представляет собой результат предпринимательской деятельности компании, а также ситуации активного сотрудничества сторон при несоблюдении обязательств по сделке одним из участников.
  9. Непредоставление пояснений по полученному компанией уведомлению НС.
  10. Изменение местонахождения и регистрации юридического лица, предпринимаемое для получения отсрочки по времени с целью исправления недостатков деятельности.
  11. Сотрудничество с контрагентами, вызывающими подозрения НС по причине одновременного наличия одинаковых адресов регистрации у нескольких фирм или занятия одним лицом одинаковых должностей (директор, учредитель) в нескольких предприятиях.

Управление налоговыми рисками

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Корректное оформление хозяйственных операций, повышение квалификации исполнителей (бухгалтеров), проведение добровольного аудита и внедрение системы управления налоговыми рисками позволит предприятию эффективно распределять собственные средства.

При этом используемые способы финансовой оптимизации должны обладать правовым и экономическим соответствием. В ряде случаев рекомендуется обращение к НС для получения разъяснений о вероятностных налоговых последствиях или о толковании налоговых норм по конкретной правовой ситуации.

Налоговый риск (Tax risk) — один из видов финансовых рисков, характеризующих вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь, связанных с введением новых видов налогов, увеличением размеров налоговых ставок по действующим налогам, отменой используемых предприятием налоговых льгот или «налоговых каникул», изменением порядка и сроков внесения налоговых платежей.

Налоговый риск включает опасность для субъекта налоговых правоотношений понести финансовые и иные потери, связанные с процессом налогообложения, вследствие негативных отклонений для данного субъекта от предполагаемых им, основанных на действующих нормах права, состояниях будущего, из расчета которых им принимаются решения в настоящем.

Налоговые риски возникают и в случае недостаточной проработки налогового законодательства, нечеткости его отдельных положений. В этом случае налоговые риски налогоплательщика возникают в связи с применением ими рискованных схем минимизации налогообложения, попытками использовать в своих интересах двойственность положений налоговых законов, а также из-за проведения хозяйствующим субъектом неэффективной налоговой политики.

Налоговые риски рассматриваются с позиции государства и налогоплательщика. Таким образом, четко прослеживаются существенные отличия в системах факторов возникновения налоговых рисков у государства (в лице уполномоченных органов управления в налоговой сфере) и налогоплательщиков, в результате чего наблюдаются и различия в проявлении налоговых рисков.

Выделяют три основных группы налоговых рисков.

Группа

Расшифровка

I — явная угроза привлечения к налоговой и даже к уголовной ответственности Риски возникают в случае грубого уклонения от уплаты налогов. В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.
II — опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм Риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос. Эксперты, аудиторы, Минфин расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а Высший апелляционный суд еще не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение.
III — риски субъективного плана Риски личных суждений налоговых инспекторов и их трактовки налогового законодательства и деятельности проверяемой организации. Риски обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации, тогда как компании часто по объективным причинам не могут проверить всех своих контрагентов и не имеют на это полномочий.

Финансовые налоговые риски могут быть оценены в денежном выражении (кроме того, налоговые отношения являются частью финансовых отношений). Уголовная ответственность не может быть законным образом оценена в денежном выражении, тогда как прочие виды ответственности могут иметь денежную оценку.

Можно выделить несколько видов налоговых рисков:

  • риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают;
  • риски усиления налогового бремени — эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся появление новых налогов, рост ставок уже существующих налогов и отмена налоговых льгот;
  • риски уголовного преследования — существенные финансовые потери могут возникнуть у налогоплательщиков и в рамках уголовного преследования за совершение правонарушений, предусмотренных Уголовным кодексом.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Хозяйственно-финансовая деятельность организаций всегда связана с многочисленными рисками, управление которыми представляется ведущим фактором поддержания устойчивости финансового положения предприятий. Одной из важнейших групп рисков считаются налоговые, так как налогообложение охватывает все сферы финансовой деятельности организаций.

Актуальность темы исследования объясняется допустимостью снижения количества предприятий-налогоплательщиков в связи с возможностью понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов. Исходя из чего следует, что государство должно создавать благоприятную среду для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе путем снижения налоговых рисков для организаций.

В действующем законодательстве термин «налоговый риск» не используется, однако в то же время это понятие широко применяется как в литературе по налогообложению, так и в лексике юристов, которые специализируются в налоговом праве. Поэтому представляется важным определить содержание термина «налоговый риск», выявить причины их возникновения, а также сформулировать юридические приемы и способы управления ими.

Термин «налоговый риск» понимается различно и в современной науке права. Так, Д.Н. Тихонов и Л.Г. Липник считают, что: «Налоговый риск – это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте» . Тогда как по мнению О.В. Гордеевой под «налоговым риском» понимается опасность возникновения непредвиденного отчуждения денежных средств налогоплательщика из-за действий (бездействия) государственных органов и (или) органов местного самоуправления .

На основании рассмотренных определений автор предлагает понимать налоговый риск как вероятность возникновения для субъекта налоговых правоотношений непредвиденных финансовых и иных потерь, связанных с процессом налогообложения.

Управление налоговым риском можно охарактеризовать как совокупность методов и мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление неблагоприятных событий, а также принимать меры к исключению или же снижению отрицательных последствий наступления таких событий. Однако для эффективного управления, необходимо выявить причины возникновения налоговых рисков. Стоит отметить, что существует огромное количество различного рода причин возникновения налоговых рисков, но из этого большинства есть две четко выраженные и основные, на которые, прежде всего, необходимо заострить внимание.

Первая причина – это искажение либо недостаток информации. Субъекты налоговых отношений по-разному понимают нормы налогового законодательства в связи с наличием в них пробелов и противоречий, которые порождают сложность понимания информации. Следовательно, необходимо помнить правило, предусмотренное п. 7 ст. 3 НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента)» .

Второй причиной является допущение умышленных или же сознательных ошибок налогоплательщиков. Что касается первого, то риски могут заключаться как в чисто технических ошибках, так и в недостаточном уровне квалификации работников бухгалтерских служб. Соответственно, «сознательные действия, порождающие налоговые риски, обуславливаются стремлением налогоплательщика уменьшить размер налогового бремени либо вовсе уклониться от налогообложения» .

Представляется, что рассмотренные выше причины возникновения налоговых рисков оказывают наибольшее практическое воздействие на финансовую стабильность предприятий.

Для минимализации или ликвидации налоговых рисков, применяются различные способы управления ими. Однако управление налоговыми рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, которая требует огромных знаний в таких областях права как налоговое, гражданское, административное, а также уголовное. Поэтому, как правило, в крупных компаниях, холдингах существует целая система управления налоговыми рисками, для своевременного выявления и реагирования на это явление с целью уменьшить или компенсировать ущерб для объекта при наступлении неблагоприятных событий.

Следовательно, любая организация, заботящаяся о своем финансовом состоянии, рано или поздно создает такое подразделение, в полномочия которого входит анализ совершаемых операций, их оценка на соответствие налоговому законодательству, а также минимизация возможных негативных последствий. Но во многих российских компаниях все эти задачи возлагаются на плечи главных бухгалтеров, что в некоторых случаях порождает возникновение тех самых рисков. К примеру, вследствие технических ошибок. Соответственно, со всеми задачами бухгалтерская служба не справится. Необходимо, чтобы все подразделения предприятия комплексно взаимодействовали между собой в процессе выявления и оценке рисков.

Очевидно, что снижение степени риска – это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы, но наиболее распространенными являются:

  • диверсификация;
  • лимитирование;
  • страхование;
  • самострахование.

Под диверсификацией понимается процесс применения различных вариантов заключения однородных сделок, варьирующихся по степени риска от нуля до допустимого в рамках данной компании уровня. Лимитирование – установление предельных сумм сделок, являющихся рискованными в поле налогообложения. Сущность страхования заключается в том, что организация готова заплатить за снижение степени риска до нуля путем приобретения страховки. Когда же организация предпочитает подстраховаться сама, то есть создать резервные фонды, экономя на затратах капитала по страхованию, то этот прием называется самострахование.

Следует отметить, что современные методы управления налоговыми рисками в российских организациях существенно отличаются в зависимости от размера компании, а также степени ее публичности. К методам снижения налоговых рисков можно отнести: мероприятия по повышению квалификации работников, мониторинг налогового законодательства, обновление программного обеспечения, а также проведение всех контрольных процедур на уровне структурных подразделений предприятий. Очевидно, что знание и владение информацией играет важную роль в управлении налоговыми рисками.

Для того чтобы добиться конечного результата, необходимо четко сформулировать основные шаги управления налоговыми рисками. Зуйков А.В. включает в процесс управления налоговыми рисками следующие этапы: выявление налоговых рисков, оценка налоговых рисков, выработка мер по реагированию на налоговые риски и мониторинг за исполнением мер по устранению налоговых рисков .

На первом этапе необходимо изучить и проанализировать действующее законодательство. На следующем этапе производится комплексное изучение вероятности наступления риска и его характер. По результатам оценки риска организация принимает конкретные меры реагирования (принятие, предотвращение, перенос, снижение риска). В конечном итоге предприятие проводит сбор информации по динамике рисков и осуществлению мероприятий по управлению ими.

В заключение стоит отметить, что обладание полной информацией и умение ею пользоваться позволяет сделать более точный прогноз о наступлении возможных последствий. Несмотря на различные методы устранения налоговых рисков, главным фактором их минимизации выступит гармонизация между интересами государства и налогоплательщика, которая осуществится путем дальнейшего совершенствования налогового законодательства. Следует также предположить, что эффективным инструментом снижения и ликвидации налогового риска должен стать мониторинг налоговых ошибок, предполагающий их выявление и своевременное устранение.

Список литературы:

  1. Тихонов Д., Липник Л. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – С. 103-105.
  2. Гордеева О.В. К вопросу об управлении налоговыми рисками // Законодательство и экономика. – 2008. – № 2. – С. 38-45.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.12.2017), // http://www.consultant.ru/. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.03.2018)
  4. Зуйков А.В. Управление налоговыми рисками: мнение специалиста . – Режим доступа: http://bishelp.ru/ (дата обращения: 10.03.2018)

Налоговые риски: понятие, причины возникновения

Введение

Современный бизнес немыслим без риска, так как успех в бизнесе зависит не только от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности, но и от учета вероятности критических ситуаций.

Актуальность темы налогового риска состоит в ее практическом применении. В настоящее время российским бизнесменам необходимо научиться управлять рисками, понять их масштабы и природу, так как это не менее важно, чем другие риски предприятия, нужно двигаться вперед на равных с иностранными предприятиями.

Чтобы выжить в условиях рыночных отношений, нужно решаться на внедрение технических новшеств и на смелые, решающие действия, а это усиливает риск. Следовательно, главными задачами предпринимателя является умение оценивать степень риска и умение управлять им, а не избегать риска.

Существует большое разнообразие мнений по поводу понятия определения, сущности и природы риска. Это связано с многоаспектностью этого явления, недостаточным использованием в реальной деятельности, игнорированием в существующем законодательстве, а также с недостаточным совершенствованием налогового законодательства.

Цели данной работы — это раскрыть понятие налогового риска, объяснить его специфику, особенности, виды; выявить причины возникновения налогового риска, рассказать о классификации факторов их появления, а также о природе ее возникновения.

В данной работе использовались такие методы исследования, как эмпирический, причинно-следственный, функциональный.

Налоговый риск: сущность и содержание понятия

налоговый риск платеж

По мнению Л.И. Гончаренко, комплексный подход к определению отличительных признаков понятия экономических рисков позволяет включить в ее содержание налоговые риски как полноценную разновидность, так как к ним относятся материальные, а также нематериальные неблагоприятные последствия.

Существует другое мнение — налоговые риски это составная часть финансовых рисков. Таковы мнения Г.А. Цыркунова и М.И. Мигунова, утверждающие, что «налоговые риски представляется целесообразным рассматривать как разновидность рисков финансовых, поскольку они имеют денежное выражение и влекут за собой повышение расходов» Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. — 2010. — №1. — С. 10-15.(с.10). Д. Тихонов и Л. Липник обращают наше внимание на то, что «налоговый риск — это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте». Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. — 2010. — №1. — С. 10-15.(с.10)

Значительная часть авторов, которые исследуют понятие налоговых рисков, больше уделяют внимание налоговым рискам налогоплательщиков. Такая позиция была больше актуальна в 90-е годы, но имеет место и сейчас, в экономической и в юридической литературе. Налоговый риск бизнесмена тесно связан с изменениями налоговой политики (возникновение новых налогов, ликвидация или уменьшение налоговых льгот и т.п.), а также уменьшением или увеличением величины налоговых ставок. Все чаще обсуждаются налоговые риски государства, в том числе в результате незаконных действий крупнейших налогоплательщиков. Налоговый риск государства состоит в сокращении поступлений в бюджет по причине изменения налоговой политики, а также величины налоговых ставок. Сейчас многие авторы обращают внимание на то, что налоговые риски присущи всем участникам налоговых правоотношений, т.е., по крайней мере, трем их субъектам: налогоплательщикам, налоговым агентам и государству.

Специфика налогов как обязательного индивидуально безвозмездного платежа, который сопровождается обеспечительными мерами по его, в необходимых ситуациях, принудительному взысканию, имеет место, как в базовом признаке налоговых рисков, так и в том, что их субъекты это участники правоотношений, которые возникают в налоговой сфере.

Вышесказанное позволяет сделать заключение, что налоговый риск — это возможное наступление негативных финансовых и других последствий для налогоплательщиков или государства из-за действий (бездействий) участников налоговых правоотношений.

Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. Риск необоснованности налоговой выгоды — скорее риск специального уклонения от налоговой уплаты, чем риск принципиального нежелания добросовестной качественной организации бизнес-процесса.

Как и многие другие риски, налоговые риски, появляются там, где есть неопределенность. Российские предприниматели уже научились предсказывать другие риски и смягчить их последствия, но к налоговым рискам отношение безответственное. Поэтому руководители узнают иногда, что некоторые сделки оказались очень затратными из-за налоговых платежей. И тогда перед предпринимателем встают два вопроса: кто виноват и что делать. В этом случае нужно не увольнять, злиться, а научиться управлять этими налоговыми рисками. Нужно понять, откуда и почему появляются налоговые риски, а также масштабы их возникновения.

Бизнесмен, в первую очередь, услышав о рисках, думают о недоплаченных налогах. Но необходимо также грамотно вести сделки с использованием законных методов планирования налогов. Чтобы добиться снижения налоговых рисков, нужно вести правильную рыночную политику.

В любой организации есть люди, которые эти риски создают, а есть те, кто от них избавляется. Поэтому те, кто совершенствует бизнес, должны постоянно поддерживать контакты с теми, кто управляет налоговыми рисками. Для того, чтобы решить эту проблему многие средние, а также крупные компании открыли у себя отдельные, отличные от обычной бухгалтерии, структурные подразделения, занимающиеся управлением налоговыми рисками.

Налоговые риски можно разделить на следующие группы:

1. Риски, которые связаны с проведением отдельной сделки. Каждая сделка связана с налоговыми последствиями, если у нее нет освобождения от налогов. Но риски обычно возникают, когда организация заключает крупную или нестандартную для себя сделку (персонал, процедуры контроля, базы данных, системы не настроены на полное устранение рисков).

2. Риск неправильного толкования закона налогоплательщиками и налоговыми органами. Это еще один присущий России риск. Опыт говорит о том, что налоговые риски сопровождают сделки, проведенные для того, чтобы добиться позитивных налоговых последствий. Нужно понимать: если предприятие желает сэкономить на налогах, оно находится под угрозой потенциального риска, следовательно действовать нужно очень аккуратно.

3. Риски появляются из-за обычных управленческих ошибок и невнимательности, когда налоговый или бухгалтерский отделения не вовлечены в процессы принятия управленческих решений. То есть в организации отсутствует четкая организационная структура, за контроль за налогами отвечает только главный бухгалтер, либо определены нечетко обязанности налогового менеджера.

4. Плохо документированные сделки. Недавно было проведено исследование проявления налоговых рисков в России, которое показало, что причина из-за которой возникают негативные налоговые последствия это недостаточное документальное доказательство того, какую сделку совершило предприятие. Поэтому налоговые органы часто требуют предоставления всей документации, чтобы удостовериться, что совершенная сделка действительно была. К сожалению, чаще всего этой документации или недостаточно, или ее вообще нет.

5. Одни сделки могут нести большие риски, чем другие, то есть операционные риски проявляются в обычной деятельности компании. Например, торговля внутри группы с пересечением границы не сравнима с обычной поставкой товара. И понятно, что чем больше бухгалтерия и налоговый отдел заняты планированием этих операций, а не просто показывают их результаты, тем с большей уверенностью можно говорить об управлении рисками.

6. Портфельные риски. Каждый отдельный риск может быть невелик, но в совокупности они могут создать угрожающую ситуацию, особенно если предприятие имеет разветвленную обширную сеть филиалов. Руководство компании должно задаться вопросами, что произойдет, если риски сложатся; достаточно ли ресурсов, чтобы нейтрализовать последствия; окажется ли результат развития по такому сценарию приемлемым. Нужно быть готовым к худшей ситуации.

7. Внешние риски включают изменения в законодательстве, неожиданные судебные решения, «смену власти», начиная от федерального министра и заканчивая налоговым инспектором. Руководитель столкнется с очень сложной матрицей, если филиалы предприятия географически разбросаны по России. Ведь в нашей стране не только на Дальнем Востоке, но и в Санкт- Петербурге законодательство толкуется иначе, нежели в Москве. Если же бизнес переходит границы страны, ситуация еще более усложняется.

8. И наконец, риск нанесения ущерба репутации компании. Готова ли компания к тому, чтобы статья или информация о практике управления налоговыми рисками в ней появилась на первых страницах солидного издания. Многие международные организации имеют внутренний документ об управлении налоговыми рисками, где есть такое заявление: компания заявляет об отказе от методов налогового планирования, если опасается, что его детали станут публичными.

Причины возникновения налоговых рисков

Считается, что включение всех участников правоотношений в налоговой сфере в состав термина налогового риска может быть фактором, который определяет его особенность, и противоречие присущее фискальной функции налогов может стать объективной причиной возникновения рисков.

Для государства успешное выполнение фискальной функции состоит в проявлении обеспечения запланированных поступлений в виде налоговых доходов в госбюджет, а для налогоплательщика — это расходы, которые необходимо минимизировать в силу того, что они неизбежны.

Рассматривая родовые и специфические критерии, которые определяют состав налоговых рисков, понятно, что причины возникновения очень разнообразны. К сожалению, в изучаемой литературе они отражаются только с позиции одного из участников правоотношения, то есть они не имеют систематического подхода к определению термина налоговых рисков. При этом чаще всего выделяется и объясняется один — два фактора возникновения налоговых рисков. В юридической сфере обычно выделяют один комплексный фактор появления налоговых рисков, а именно несовершенство налогового законодательства. Так считает Е. Тимофеев, генеральный директор юридической фирмы, на IV Всероссийском налоговом форуме ТПП РФ высказывавший, что налоговые риски имеют неточность формулировок в налоговом законодательстве. Т.А. Козенкова связывает налоговые риски с изменениями в налоговой политике страны, установлением новых форм налогообложения, изменением ставок, введением новых налогов и пошлин, отменой налоговых льгот. С.А. Филин считает, что это негативные изменения налогового законодательства во время финансовой деятельности, а также — налоговые ошибки, которые допускаются при исчислении налоговых платежей.

Причинами возникновения налоговых рисков, перечисленных выше, обычно является недостаточная установка договорных отношений между компаниями, которые входят в холдинг. В таких случаях руководство сосредоточено на коммерческих и операционных вопросах и забывают о юридическом оформлении отношений в сфере финансов. Данные недостатки не являются обязанностями лиц, которые отвечают за размеры и налоговых выплат и не имеют представления об отношениях между компаниями, входящие в холдинг.

С позиции высшего финансового руководства нет достаточного внимания вопросам минимизации налогообложения, они считают, что это работа бухгалтерии, в настоящее время мало соблюдать правила и сроки составления налоговой отчетности и уплаты налоговых платежей.

В наибольшей степени вероятность налоговых рисков моет проявиться при проведении налогового исследования, предшествующего заключению инвестиционных проектов а, следовательно, именно в этот период выявленные налоговые риски могут оказать существенное влияние в вопросах дальнейшего получения инвестиций.

Можно разделить источники возникновения рисков по видам:

Информационные факторы

Часто причина возникновения налоговых рисков это искажения и недостатки информации. Сложность понимания информации, а не ее отсутствие становится причиной возникновения налоговых рисков сегодня. Нормы налогового законодательства участники налоговых отношений понимают по-разному, потому что довольно сложна точность юридического описания механизма налогообложения, юридическая техника имеет недостатки, нормы имеют пробелы и противоречия. К тому же налоговые органы ставят в вину покупателям признаки «фирмы-однодневки» у поставщиков. Поэтому фактором возникновения налогового риска может быть сложность получения информации о проблемах поставщика.

Организационные факторы

Другим фактором может быть сложность взаимодействия структурных подразделений организаций: если бухгалтерия не вовремя получит информацию о заключенных сделках, то это приведет к нарушению законодательства. Низкая квалификация работников, которые ответственны за налоговое планирование и налоговые платежи, тоже является фактором.

Технические факторы

Проблемы правильного исчисления и уплаты налогов создает ошибки налогоплательщиков или налоговых агентов. Так как отсутствует единый методический аппарат на законодательном уровне, а также специальной техники и программ, то сложно вести раздельный учет операций, которые по-разному облагаются.

Экономические факторы

Следующий фактор проявления налоговых рисков это требование изменить налоговое законодательство, установить или отменить налоги, изменить порядок счета и уплаты, корректировать налоговые ставки и льготы, по причине решения задач социально-экономического регулирования.

Проблематичность действующей системы исчисления и уплаты основных налогов приводит к значительным затратам при соблюдении обязанностей налогоплательщика. Попытки сэкономить могут привести к увеличению налоговых рисков. К данной категории относятся также: огромные затраты на налоговый консалтинг, консалтинг, ведение налоговых споров и аудит.

Социальные факторы

В ряду социальных причин налоговых рисков некоторые авторы выделяют квазипубличный интерес (социальный интерес бюрократии, направленный на создание условий по обеспечению неформального господства бюрократии над остальным обществом), а также «административную ренту» (то есть получение на системной основе выгод (взяток), связанных с использованием административного положения).

Другая сторона проблемы состоит в том, что государство может активно использовать налоговую политику как инструмент регулирования социальных процессов в целях развития общества (например, выравнивание уровня доходов населения на основе введения системы прогрессивного налогообложения доходов физических лиц).

Политические факторы

Налогообложение и налоговое право могут обеспечить доминирование «власти» политики, в случаях слабости институтов демократии.

Но иногда международные обязательства, а также внутренняя политическая обстановка могут оказать давление на власть.

Итак, основные причины возникновения налоговых рисков это: противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге. А также существуют классификация факторов возникновения рисков.

Заключение

Итак, понятие налоговых рисков можно рассматривать с разных позиций участников налоговых правоотношений, с точки зрения государства, налогоплательщика, налоговых агентов.

Есть два подхода к определению налоговых рисков: налоговые риски как часть экономических рисков и как часть финансовых рисков. Существуют налоговые риски (агрессивная минимизация налогов, которая выражается в необоснованности налоговой выгоды) и риски нечестного ведения бизнеса. В настоящее время российские предприниматели имеют ряд проблем с налоговыми рисками, для того, чтобы ими управлять, нужно научиться определять их масштабы, причины возникновения.

Есть следующая классификация факторов возникновения налоговых рисков: информационные, организационные, технические, экономические, социальные и политические. Каждый вид имеет свои особенности, специфику, а также влияние на налоговое законодательство.

Причины возникновения налоговых рисков разнообразны. Самые основные проблемы это противоречия в содержании понятии налоговых рисков с точки зрения налогоплательщика и государства, а также проблемы в законодательстве и недостаточная формализация отношений между компаниями в холдинге.

Для того, чтобы справиться с проблемами необходим профессиональный подход при составлении системы налогового планирования и контроля внутри фирмы. На данные момент иностранные государства используют такую систему, при котором создается тесное взаимодействие юридической и финансовой служб организации, используя услуги внешнего консультанта, который специализируется в соответствующей области налогообложения. Во многих развитых странах с рыночной экономикой решены проблемы планирования и контроля внутри фирмы, но, к сожалению, о российские предприятия еще не решили эти вопросы. Создается впечатление, что многие российские предприниматели плохо представляют себе, что за налоговые риски они ожидают их в ближайшее время, преступая сегодня налоговое законодательство.

Список литературы

1. Зайцева С.С. Налоговые риски неплатежеспособных и низкоконкурентных предприятий // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: экономика. — 2011. — №4.

2. Лысенко И. В. Налоговые риски в деятельности коммерческих организаций: сущность и управление / И. В. Лысенко // Финансы, бухгалтерский учет и анализ. — 2011. ? №1.

3. Челышева Э.А. Специфика налогообложения и риски налогового контроля физических лиц // Вопросы регулирования экономики. — 2010. — Том 1. №4.

4. Е.В.Попова. Оценка аудитором налоговых рисков при проверке расчетов по налогу на прибыль // Финансовый анализ. — 2010. — №12.

5. Семенова О.С. К вопросу о природе налоговых рисков // Финансы. 2010. №7.

6. Демчук И.Н. Налоговый риск: сущность и содержания понятия // Вестник Томского Государственного Университета. Экономика. — 2010. — №1.

7. http://www.usticom.ru — (аудиторская комания ООО «ЮСТИКОМ»);

8. http://www.elitarium.ru (Центр дистанционного образования);

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *