Налоговые санкции

Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/735@ (ред. от 15.08.2017) «Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета Федеральной налоговой службой, администраторов доходов федерального бюджета территориальными органами Федеральной налоговой службы»

Часть I, Глава 16: ст. 116 п. 1, 2, 119.1; 120 (часть 1 и 2); 125; 126; 126.1,128; 129; 129.1; 132; 133, 134; 135; 135.1

Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/736@ (ред. от 19.12.2019) «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации» (вместе с «Порядком осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»)

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования»

13. В случаях, если часть первая Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) устанавливает более мягкую ответственность за налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах, чем было установлено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то за соответствующее правонарушение, совершенное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяется ответственность, установленная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). Взыскание ранее примененных налоговых санкций за данное правонарушение со дня вступления в силу настоящего Федерального закона может быть произведено лишь в части, не превышающей максимального размера санкций, предусмотренных за такое правонарушение частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

в) в части четвертой слова «налоговыми органами» заменить словами «территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации», слова «Налоговым кодексом Российской Федерации» заменить словами «Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

<Письмо> ФНС РФ от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@ «О вступлении в силу основных положений Федерального закона от 16.07.2010 N 229-ФЗ»

11. В соответствии с пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) установлен срок для составления Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122, 123). Срок установлен — в течение 10 дней со дня выявления нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена Кодексом.

<Письмо> МНС РФ от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 (ред. от 12.05.2004) <Об ответственности за нарушения налогового законодательства>

Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.

Приказ ФНС России от 29.09.2014 N ММВ-7-1/498@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1005@»

Часть I, Глава 16: ст. 116 п. 1, 2, 118 п. 1, 3; 119.1; 120 (часть 1 и 2); 126; 128; 129; 129.1; 132; 133, 134; 135; 135.1

Приказ ФНС России от 30.12.2014 N НД-7-1/695@ «О внесении изменений и дополнений в приказ ФНС России от 27.12.2012 N ММВ-7-1/1005@»

Часть I, Глава 16: ст. 116 п. 1, 2, 118 п. 1, 3; 119.1; 120 (часть 1 и 2); 125; 126; 128; 129; 129.1; 132; 133, 134; 135; 135.1

<Письмо> ФНС РФ от 11.01.2009 N ВЕ-20-3/2 «О регулярных платежах за пользование недрами»

Вместе с тем, поскольку регулярные платежи за пользование недрами установлены Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах», не являющимся актом законодательства о налогах и сборах, при выявлении нарушений законодательства о недропользовании (в частности, порядка исчисления и внесения в бюджет регулярных платежей за пользование недрами, порядка представления расчетов) налоговые органы не уполномочены применять меры ответственности, предусмотренные главой 16 Налогового кодекса Российской Федерации, а также за административные правонарушения, установленные статьями 15.5, 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

10. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122) (далее — акт об обнаружении), а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение срока, установленного в пункте 5 статьи 101.4 Кодекса, представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 2 указанной статьи).
Налоговая санкция – это воплощение налоговой ответственности за нарушение налогового обязательства, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом в установленный срок. Конституционный суд РФ отметил, что взыскание различного рода штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства как такового. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за налоговое правонарушение, то есть за предусмотренное законом противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П).
Налоговая санкция представляет собой кару за незаконное поведение налогоплательщика, в действиях которого имеется состав налогового правонарушения, налоговая санкция всегда имеет денежный (финансовый) характер. Смысл налоговой санкции состоит в том, чтобы покарать налогоплательщика путем наложения денежного взыскания. Налоговая санкция в узком смысле сводится к налоговому штрафу за совершение налогового правонарушения, в этом проявляется экономическая сущность налоговой санкции.
В отличие от налоговой санкции (штрафа) взыскание пени, и тем более налоговой недоимки выполняет право восстановительную функцию. Налоговая санкция, как вид юридической (налоговой) ответственности, в налоговой сфере имеет все признаки такой ответственности. Соответственно, налоговая санкция призвана не только карать налогоплательщика, но и выполнять превентивную функцию, а именно предотвращать совершение налогоплательщиком налоговых правонарушений, стимулировать налогоплательщика к соблюдению законности в налоговой сфере под угрозой применения налоговой санкции.
Налоговый штраф обусловлен наличием в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, взыскание налогового штрафа происходит по тем же правилам, что и взыскание налога, пени.
Налоговая ответственность имеет ярко выраженный карательно-штрафной характер. НК РФ определяет размеры налоговых санкций за каждое налоговое правонарушение, интересно отметить, что налоговое законодательство не определяет налоговый штраф (налоговую санкцию) как налоговое наказание. В НК РФ вообще отсутствует такое понятие как наказание. Между тем, очевидно, что налоговая санкция (налоговый штраф) – это наказание за совершение налогового правонарушения, имеющее исключительно денежный (финансовый) характер. В НК РФ отсутствуют правила сложений (поглощений) наказаний, также в налоговом законодательстве нет такого понятия как малозначительность деяния, нет общих оснований для освобождения от налоговой ответственности и от уплаты налоговой санкции.
В отдельных случаях НК РФ допускает возможность освобождения от налоговой ответственности, так в п.2 ст.126.1 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент освобождается от ответственности, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы. В ст.25.14 НК РФ, ст.81 НК РФ, ст.105.16 НК РФ, ст.105.16-2 НК РФ, ст.105.16-3 НК РФ, чст.105.16-6 НК РФ и в п.2 ст.129.3 НК РФ также предусмотрены условия особождения налогоплательщика от налоговой ответственности. В ст.111 НК РФ указаны обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика. Вина – необходимый признак налоговой ответственности, поэтому, отсутствие вины исключает налоговую ответственность и исключает налоговый штраф.
Налоговая санкция – это неблагоприятное последствие совершение налогоплательщиком налогового правонарушения. Налоговое законодательство предусматривает и иные неблагоприятного последствия для налогоплательщика, которые не являются налоговыми санкциями.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (пункт 1 статьи 110 НК РФ).

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия) (пункт 2 статьи 110 НК РФ).

Совершенно очевидно, что налоговые правонарушения, совершенные умышленно, представляют собой большую общественную опасность, поэтому НК РФ устанавливает повышенные размеры взысканий именно за умышленные правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (пункт 3 статьи 110 НК РФ).

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (пункт 4 статьи 110 НК РФ).

Лицо подлежит налоговой ответственности только за те действия (бездействие) и наступившие последствия, в отношении которых установлена его вина. Данное положение закреплено НК РФ в качестве принципа налоговой ответственности.

Объективное вменение, т.е. налоговая ответственность за невиновное причинение вреда, по налоговому праву не допускается.

Под виной понимается отрицательно оцениваемое НК РФ психическое отношение лица к совершаемому им запрещенному НК РФ действию (или бездействию) и возможному последствию в форме умысла или неосторожности. Лицо, совершившее запрещенное НК РФ деяние при наличии вины, признается виновным в совершении этого деяния.

Согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (пункт 7 статьи 3 НК РФ).

Указанная норма позволяет судить о том, что в налоговых правоотношениях закреплен принцип добросовестности налогоплательщика.

Внимание!

Непредставление налоговому органу документов ввиду их отсутствия по причинам, не зависящим от работника, ответственного за представление документов, свидетельствует об отсутствии вины в действиях (бездействии) такого работника и, как следствие, организации.

Правоприменительная практика свидетельствует, что суды единственным достаточным аргументом в пользу освобождения налогоплательщика от ответственности за непредставление документов по запросу налогового органа считают факт хищения документов (кражу). При этом факт кражи должен быть подтвержден не только объяснениями работников организации, но и в обязательном порядке материалами уголовного дела (постановлением о возбуждении уголовного дела, справками следственных органов).

Данный вывод подтверждают Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2005 N А82-5105/2005-37, Постановление ФАС Уральского округа от 29.08.2000 N Ф09-938/2000-АК.

В противном случае факт хищения документов может быть расценен как недоказанный.

6(138)-2010

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ НАЛОГОВОЙ, АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, консультант Минфина России

Йэвольно часто возникают спорные ситуации, связанные с применением к лицу, которое нарушило законодательство о налогах и сбо-личных видов ответственности. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате конкретных видов налогов и сборов, а также по представлению налоговой отчетности устанавливается Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

За неисполнение соответствующей обязанности виновное лицо несет ответственность. Этот общеправовой принцип применяется и в налоговых правоотношениях.

Налогоплательщик, который ненадлежащим образом исполнял обязанности, закрепленные НК РФ, может быть привлечен к трем видам ответственности:

— налоговой;

— административной;

— уголовной.

Виды, основания и переделы налоговой ответственности закрепляются НК РФ.

Следует помнить, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ (п. 1 СТ.108НКРФ).

Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ устанавливает ответственность.

Для признания нарушения нормы, закрепленной в акте законодательства о налогах и сборах, налоговым правонарушением необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки:

• нарушение норм, закрепленных актами законодательства о налогах и сборах, в чем выражается противоправный характер нарушения;

• виновностьдеяния;

• налоговое правонарушение является основанием реализации юридической ответственности в сфере налогообложения.

Теоретически налоговое правонарушение

является разновидностью административных нарушений. Такой вывод можно сделать исходя из того, что налоговые правоотношения в том виде, в котором они рассматриваются НК РФ, входят в число административных.

Например, ст. 116 НК РФ установлена ответственность за нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе, аналогичный вид нарушения содержится в ст. 15.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Соотношение налоговой и иной ответственности урегулировано в НК РФ: в п. 4ст. 108 НК

РФ предусмотрено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Ни налоговое, ни административное законодательство не содержит положения, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности. Однако, если налоговая и административная ответственность — это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством.

Рассмотрим данную проблему на примере привлечения индивидуального предпринимателя одновременно к налоговой и административной ответственности за нарушение сроков представления налоговой декларации.

Статьей 15.5 КоАП РФ устанавливается, что нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Согласно ст. 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее ста рублей. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.

В соответствии с примечанием к ст. 15.3 КоАП РФ административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц в данной статье, статьях 15.4 — 15.9, 15.11 КоАП РФ, применяется к лицам, указанным в ст. 2.4 КоАП РФ об административной ответственности должностных лиц, за исключением граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Данная позиция подтверждается постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2005 № Ф04-4096/2005(12618-А45-29), которым разъясняется: из положений ст. 2.4, примечания кст. 15.3,ст. 15.5 КоАП РФ следует, что в ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность руководителя организации-налогоплательщика за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган, которое явилось следствием неисполнения либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей. Организация как юридическое лицо, а также налогоплательщики — физические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение сроков подачи налоговой декларации несут ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ.

Таким образом, индивидуальный предприниматель за непредставление налоговой декларации может быть привлечен только к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношении соотношения налоговой и уголовной ответственности необходимо отметить следующее.

До 01.01.2010 в НК РФ действовало положение, в соответствии с которым предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ (п. Зет. 108 НКРФ).

Уголовная ответственность должностных лиц налогоплательщика — юридического лица регулируется тремя статьями УК РФ:

ст. 199 УК РФ — уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

ст. 199.1 УК РФ — неисполнение обязанностей налогового агента;

ст. 199.2 УК РФ — сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЭ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 383-ФЭ) п. 3 ст. 108 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой основанием для привлечения лица к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Ранее предусмотренные данной нормой положения с 01.01.2010 «переехали» в иные статьи НК РФ.

Так, согласно п. 3 ст. 32 НК РФ, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора) не уплатил в полном объеме указанных в данном требовании сумм недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».

Пунктом 15.1 ст. 101 НК РФ устанавливается, что в случае, если налоговый орган, вынесший решение о привлечении налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, направил в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ материалы в органы внутреннихдел, то не позднее дня, следующего за днем направления материалов, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан вынести решение о приостановлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскания соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае если по итогам рассмотрения материалов будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или постановление о прекращении уголовного дела, а также, если по соответствующему уголовному делу будет вынесен оправдательный приговор, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа не позднее дня, следующего за днем получения уведомления об этих фактах от органов внутреннихдел, выносит решение о возобновлении исполнения принятых в отношении этого физического лица решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения о взыскании соответствующего налога (сбора), пеней, штрафа.

В случае если действие (бездействие) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица, послужившее основанием для привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения, стало основанием для вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, налоговый орган отменяет вынесенное решение в

части привлечения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — физического лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В связи со вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и одновременной заменой единого социального налога страховыми взносами возникают вопросы о соотношении налогов (сборов) и страховых взносов, а также ответственности, закрепленной НК РФ, и ответственности, предусмотренной Законом № 212-ФЗ.

Поскольку правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ, не являются налоговыми, права налоговых органов в этой области не могут быть выведены из толкования положений НК РФ. Государственный орган имеет право налагать административные санкции только в том случае, когда такое право прямо предоставлено этому органу законом.

Законодательством не предусматривается право налоговых органов привлекать к ответственности за правонарушения, допущенные при исчислении и уплате страховых взносов, а также представлении отчетности по страховым взносам, а равно — право органов контроля за уплатой страховых взносов привлекать налогоплательщиков к налоговой ответственности.

Например, согласно п. 1ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

В силу ч. 1ст. 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов.

За неуплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского

страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в результате занижения базы для начисления страховых взносов ответственность установлена не НК РФ и КоАП РФ, а Законом № 212-ФЗ. То есть данное правонарушение является нарушением законодательства РФ о страховых взносах, а не налоговым или административным правонарушением.

Следовательно, организация или индивидуальный предприниматель после 01.01.2010 не могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1ст. 122 НК РФ, за неуплату сумм страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинс-

кого страхования в результате занижения базы для начисления страховых взносов.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от24.07.2009 № 212-ФЗ.

3. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.06.2005 № Ф04-4096/2005(12618-А45-29).

4. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63 — ФЗ.

* * *

Формы вины при совершении налогового правонарушения

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным:

    • умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);
    • по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает две формы вины в виде умысла:

    1. прямой умысел — лицо осознавало противоправный харак­тер своих действий (бездействия) и желало наступления вредных последствий в результате осуществления своих действий (без­действия);
    2. косвенный умысел — правонару­шитель хотя и не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал их появление в результате осуществления своих действий (бездействия).

Вина в форме умысла является необходимым элементом для установления ряда составов налоговых правонарушений, напри­мер:

    • внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведе­ний;
    • занижение налогооблагаемой базы;
    • дача экспертом заведомо ложного заключения и т.д.

Неосторожная форма вины не подразделяется в налоговом праве на какие-либо виды и по своей сущности во многом совпадает с преступной небрежностью, определяемой по аналогии с ч. 3 ст. 26 УК РФ. Налоговое правонарушение признается совер­шенным по неосторожности при наличии следующей совокуп­ности признаков: правонарушитель не осознавал общественную опасность своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, причиняемых своим деянием, в то время как дол­жен был или мог это осознавать.

Неосторожная форма вины присутствует в тех налоговых пра­вонарушениях, которые совершаются, как правило, вследствие недостаточной квалификации бухгалтеров, недисциплинирован­ности, низкого уровня внутриведомственного финансового кон­троля и т.д.

Виновность лица, допустившего нарушение налогового зако­нодательства, исключается, если это лицо на момент совершения противоправного деяния было невменяемым.

При совершении налогового правонарушения организацией также возможно определение вины в ее действиях (бездействии). Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет, что вина организации в со­вершении налогового правонарушения определяется в зависи­мости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействие) которых обусловили совер­шение данного налогового правонарушения. Единственным ис­ключением из названного правила является положение под п. 2 п. 1 ст. 111 HK РФ, согласно которому совершение деяния, содер­жащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщи­ком — физическим лицом, находившимся в момент его соверше­ния в невменяемом состоянии, исключает вину лица в соверше­нии налогового правонарушения. Следовательно, невменяемость какого-либо должностного лица не исключает возможности привлечения организации к налоговой ответственности.

В практике налоговой деятельности часто встречаются слу­чаи, когда представителем организации выступает другая орга­низация. В данной ситуации вина представляемой организации будет определяться в зависимости от вины должностных лиц ор­ганизации-представителя. Таким образом, определяя состав на­логового правонарушения законодатель рассматривает действия (бездействие) представителя в качестве аналогичных деяний са­мой представляемой организации.

Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие вину

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ):

    1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
    2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
    3. выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
    4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ):

    1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    3. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    4. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность об­стоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствую­щей статьей НК РФ.

Обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение налогового правонарушения — совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа).

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года, по истечении ко­торого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственно­сти за его совершение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *