Налоговый консультант

В интервью нашему сайту президент Палаты налоговых консультантов Дмитрий Черник рассказал, что «России необходимо 155 тысяч специалистов в области налогового консультирования, а реально есть семь тысяч». Откуда брать остальных? Ответ простой — обучать. О том, как проходит обучение таких специалистов в Российском новом университете, рассказывает директор Центра по подготовке налоговых консультантов РосНОУ Евгения Тарасова.

— РосНОУ стал одним из первых вузов, приступивших к подготовке налоговых консультантов в России — мы существуем с 2003 года. Российский новый университет — один из основателей Палаты налоговых консультантов, объединяющей российских специалистов в сфере налогообложения, а ректор РосНОУ Владимир Зернов — член президентского совета Палаты налоговых консультантов.

— Евгения Евгеньевна, сейчас Палатой налоговых консультантов аккредитованы 83 российских вуза, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации налоговых консультантов. Наш Центр чем-то от них отличается?

— От большинства из аккредитованных вузов нас отличает то, что мы реализуем все имеющиеся программы обучения налоговых консультантов. Это ускоренная программа — 180 часов, стандартная — 380 часов и углубленная — 540 часов. Мало кто на образовательном рынке может предложить весь этот перечень. Кроме того, в сентябре 2009 года университет приступил к обучению с применением дистанционных образовательных технологий. По окончании обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.

— А что представляет собой сама программа подготовки налоговых консультантов?

— Это программа дополнительного профессионального образования. Программа комплексная — состоит из шести дисциплин. Занятия проходят три-четыре раза в неделю в вечернее время, так как на эту программу идут работающие специалисты. При наборе групп мы особое внимание уделяем начальному уровню подготовки слушателей, учитываем их первое образование, поэтому группы формируются равные.

Девиз нашего Центра — «Образование для образованных», так как к нам приходят люди, у которых уже есть высшее образование. Их особенно интересует практическая сторона в обучении, неслучайно все лекторы в РосНОУ — практикующие специалисты, имеющие преподавательский опыт.

— Как много специалистов уже прошло через наш университет?

— РосНОУ выпустил около одной тысячи специалистов в области налогообложения, тогда все аккредитованные вузы — примерно семь тысяч специалистов. Цифры говорят сами за себя.

А что говорят сами специалисты, прошедшие обучение в РосНОУ? Об этом можно узнать на форуме Палаты налоговых консультантов в разделе «Решаем, куда пойти учиться»

Вот некоторые отзывы:

«Я, аттестованный Консультант по налогам и сборам, прошла обучение по программе 540 часов в РосНоу (Российский новый университет)в 2008-2009 г.г. Очень рекомендую Вам пройти обучение именно в этом учебном центре, готова отметить высокий уровень организованности, отлично подобранных преподавателей, качественный уровень изложения материала на довольно доступном языке».

«Впечатления о РосНОУ очень положительные. Высокопрофессиональный преподавательский состав. Действительно, после прохождения подготовки получаешь не только «корочки», а именно знания. Организация процесса обучения на высоком уровне. Методисты доброжелательны, относятся к слушателям, как к родным. Любые организационные вопросы решаются с учетом пожеланий слушателей».

«Рекомендую РосНОУ. Хорошо организованный процесс обучения, преподаватели — знатоки своего дела, почти все практикующие, хорошее отношение к слушателям. И учебный, и человеческий фактор на высоте».

«Очень рекомендую пройти обучение в РосНОУ, получите не только корочку, но и знания, хотя придется Вам нелегко» — наверно, это самый короткий, но емкий отзыв на форуме. А кто сказал, что будет легко?

— Евгения Евгеньевна, какие сроки необходимы для подготовки хороших специалистов?

— В РосНОУ достаточно длительные сроки обучения: 180 часов начитываются в течение трех с половиной месяцев, 380 часов — за шесть месяцев, 540 часов — за восемь. Но это реальные сроки. Быстрее пройти данные программы, усвоить необходимый объем материала просто невозможно. Сокращение часов, несомненно, негативно скажется на качестве.

— А не возникало ли идеи открыть на базе РосНОУ центр по оказанию консультационных услуг?

— Это вполне реально, тем более что мы бы сами, на месте готовили будущих сотрудников-консультантов. Но на данный момент наш основной профиль — образование, организация учебного процесса, которому мы придаем колоссальное значение.

Анна БЕЛЯКОВА

МНС РФ в своем письме от 16.05.2000 № АП-6-15/377 определяет, что консультирование — это деятельность независимых от налоговых органов субъектов по даче рекомендаций, составлению документов, представительству, осуществляемая в интересах налогоплательщиков.

Консультирование — способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала.

Законопроектом «О налоговом консультировании» (внесен в Госдуму 23.05.2014) определено, что налоговое консультирование – это деятельность, осуществляемая налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством.

Этим же документом определено, что налоговый консультант – это физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, получившее квалификационный аттестат налогового консультанта, являющееся членом саморегулируемой организации налоговых консультантов и внесенное в государственный реестр налоговых консультантов, налоговых консультаций.

Налогоплательщик принимает решение о своих дальнейших шагах самостоятельно, поскольку в соответствии с гражданским законодательством предпринимательская деятельность — это деятельность, осуществляемая на свой страх и риск. А какое именно решение примет клиент зачастую налоговый консультант и не сможет узнать.

Необходимо иметь в виду, что налоговый консультант:

  • ограничен предоставленными ему клиентом сведениями, документами и материалами, поэтому содержание и качество консультации зависит от полноты и достоверности этих сведений, документов, материалов;

  • это советчик, а не исполнитель;

  • помогает сохранять деньги налогоплательщика (клиента).

Поэтому чем точнее и полнее будут предоставлены исходные данные, тем больший эффект можно ожидать от налоговой консультации. Кстати сказать, что эта «формула» относится не только к налоговым консультациям, но и к любому виду консультирования.

Критерии выбора налогового консультанта те же, что и для юриста.

Наглядно пояснить, зачем нужен налоговый консультант, можно на примере статьи генерального директора ООО Аудиторская фирма «Бизнес-Студио» Дениса Корнилова, которая взята из рассылки.

Неоднозначность трактовки правовых норм — явление повсеместное. Читаешь — все вроде бы понятно. Но совсем не так могут прочитать то же самое контролирующие органы. И не случайно. Можно подумать, что кто-нибудь специально так пишет законодательные нормы, или этот «кто-нибудь» далек от практики.
А ведь это совсем не смешно, когда вся страна налоги считает по-разному. И все по букве закона.
Примеры:

  1. Самое интересное, про НДС — так называемый «философский» налог, как ни прочтешь — все неправильно окажется.

    Статья 3 Налогового кодекса РФ гласит: «При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав».

    Хотелось бы поподробнее узнать о термине «выставляются». Данный термин в бухгалтерском и налоговом законодательстве не оговаривается. В словаре Ожегова он означает «выставлять картины на выставке». Тупик.

    Итак, выставление счетов-фактур может означать:

    • дату составления счета – фактуры,

    • дату его отправки по почте,

    • дату передачи контрагенту.

    Например, товар отгружен 31.03.10г. Если счет-фактура датирован 04.04.10г. является ли это нарушением порядка ведения счетов-фактур? Если нет, то в каком квартале принимать НДС к налоговому вычету стороне, получившей такой счет-фактуру?

    • Следуя приоритету принципа получения ТМЦ при действительном наличии накладной, счета – фактуры на момент составления налоговой декларации, налоговый вычет нужно заявить в 1 кв. 2010г.

    • Следуя приоритету даты счета-фактуры над экономическим содержанием операции, налоговый вычет заявляется в декларации за 2 кв. 2010г.

    Казалась бы незначительный вопрос, но в масштабах страны столько штрафов можно «насобирать», как грибов? А ведь можно было бы в Кодексе написать и попроще, к примеру: «При реализации товаров (работ, услуг), …. соответствующие счета-фактуры датируются днем реализации и передаются контрагенту (отправляются по почте) не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара ..»

  2. Особенно интересной представляется формулировка даты начала действия нормативного акта, который вступает в силу, начиная с годовой отчетности. Например, подобная формулировка имеет место в приказе Минфина РФ от 24 октября 2008 г. N 116н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008)», приказе Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008).

    Это может означать следующее — нормы документа нужно применять:

    • в течение всего отчетного года;

    • начиная со дня фактической сдачи годовой отчетности;

    • начиная со дня срока сдачи годовой отчетности, установленной законодательством.

    В общем, на любой вкус. По-видимому, в подобных случаях следовало бы писать: нормативный акт вступает в силу, начиная с 01 января соответствующего года.

  3. Но еще интереснее оказалось издание нового ПБУ «Учетная политика», которое противоречит Закону «О бухгалтерском учете». Читаем Закон:

    ст. 9 1. «Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет».

    Читаем ПБУ 01/08:

    Пункт 6 «Учетная политика организации должна обеспечивать…отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой)».

    Итак, если бухгалтеру достоверно известно, что отгружен в течение года товар на 1 млн. руб., а документов по отгрузке нет, то:

    • следуя закону «О бухгалтерском чете» отгрузку товара отражать не следует (прибыль занижается);

    • следуя ПБУ 01/08 отгрузку товара нужно отразить — приоритет содержания перед формой (прибыль показывается реальная).

    С одной стороны, бухгалтерская отчетность достовернее при применении нового ПБУ, с другой стороны, Федеральный закон более значим, чем Приказ Минфина. В общем, выбирайте, господа бухгалтеры. А на деле приоритет содержания перед формой следовало отложить до лучших времен, когда вступит в силу Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Одно радует, при расчете налогов все не так уж и плохо, и вопросы нелепого правописания вроде урегулированы. В Налоговом кодексе четко, без разночтений, прописано:

    ст. 3. «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)».

    Но и здесь еще надо доказать, что налицо неустранимые сомнения. У налоговых инспекторов обычно сомнений не возникает. Ведь у них есть разъясняющие документы «для внутреннего пользования». Куда уж до них Налоговому кодексу Российской Федерации.

Информация помогла?

Понравилась статья?

Нравится

Полезные ссылки по теме «Налоговый консультант и налоговые консультации»

  1. Налоговая консультация физическим лицам

  2. Налоговая консультация организациям и индивидуальных предпринимателей (ИП)

  3. На что нужно обратить внимание при выборе юриста (налогового консультанта)

Тэги: Налоговый консультант, налоговая консультация, консультации по налогам и сборам

Приветствуем Вас!
Нам очень жаль, если реклама показалась Вам лишней на сайте, но позвольте потратить минутку вашего времени, и рассказать для чего она нам нужна.
В первую очередь благодарим, что Вы читаете это =)
Хотелось бы сказать что этот проект держится за счет денежных средств, полученных с рекламы, но это не так.
Для оплаты затрат на содержание сайта, используются в большей части собственные средства, но примерно раз в 4 месяца появляется нужная сумма (около 100р-150р) за счет рекламы, с помощью которой можно оплатить хостинг.
Конечно мелочь, но приятно. И мы постарались разместить как можно меньше рекламы, и так что бы она не мешала.
Мы не просим Вас отказаться от скрытия рекламы, мы просим лишь подумать, на сколько сильно она Вам мешает.
Если Вы решите оставить рекламу, то мы будем очень рады этому, ведь каждый просмотр рекламы, приносит нам хоть немного пользы.
Ввиду технологических особенностей, реклама может вновь появиться (ранее 90 дней с момента скрытия) при входе на сайте используя другое устройство, браузер, или после очистки данных браузера.

www.volsu.ru

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2018.2.12

UDC 336.22 LBC 65.26

TAX CONSULTING IN THE RUSSIAN FEDERATION: THE STATE AND TRENDS

Irina S. Zemlyanskaya

УДК 336.22 2 ББК 65.26

о <м

^ НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

§ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

У

(3 Ирина Сергеевна Землянская

$ Волгоградский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства

© и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Волгоград, Российская Федерация

Введение: статья посвящена выявлению проблем, связанных с развитием рынка налогового консультирования в Российской Федерации, поскольку институт налогового консультирования и деятельность налоговых консультантов оказывают существенное влияние на состояние предпринимательской активности граждан, формирование бюджета государства и в целом на экономическое развитие государства. С этой целью автор изучает структуру, состояние и тенденции развития рынка налогового консультирования. С помощью методов научного познания, прежде всего метода системного анализа, установлено, что становление и развитие налогового консультирования в России происходило фактически с момента образования налоговой службы. Проводится анализ и оценка деятельности налоговых консультантов и крупнейших консалтинговых групп и компаний России в сфере налогообложения. Результаты: указывается на то, что, несмотря на сложившуюся практику функционирования налогового консалтинга, на сегодняшний день до сих пор отсутствуют нормативное регулирование консалтинговой деятельности и законодательное закрепление термина «налоговое консультирование». Анализ численности работников ФНС России и количества налоговых консультантов за период 2014-2016 гг., а также определение достаточности количества налоговых консультантов как соотношение налоговый инспектор — налоговый консультант в отношении примерно 10/11 позволяют сделать вывод, что в России в настоящее время должно действовать примерно 140 000-145 000 налоговых консультантов. Отмечается, что востребованность сферы налогового консалтинга подтверждается достаточно стабильным спросом на услуги данной сферы. Выявлены причины неоднозначной динамики прибыли крупнейших консалтинговых групп и компаний России в сфере налогообложения за период 2014-2016 годов. Выводы: принятие Федерального закона о налоговом консультировании позволит регламентировать единые механизмы, стандарты и правила установления ответственности, регулирования и развития деятельности налоговых консультантов в России. Предлагается рассмотреть как перспективное направление совместную организацию работы налоговых консультантов и государственных органов с целью обсуждения актуальных проблем налогового консультирования, что позволит снизить уровень налоговых конфликтов.

Ключевые слова: налоговое консультирование, налоговый консультант, категории налогового консультанта, Палата налоговых консультантов РФ, Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ), Единый реестр аттестованных налоговых консультантов, налогообложение.

Введение

В настоящее время одним из важнейших элементов сферы услуг являются консультационные (консалтинговые) услуги. В условиях часто меняющегося налогового законодательства к услугам налогового консультирования обращаются все больше людей и организаций, а налоговые консультанты приобретают статус важного участника налоговых отношений. Так, в общую часть Налогового кодекса Российской Федерации, действующую с 1 января 2000 г., вносились поправки более 200 раз . А.В. Брызгалин, выступая 5 октября 2016 г. на научно-методическом семинаре Аналитического управления Аппарата Совета Федерации, приводит данные, что в 2014 г. в сфере налогообложения и «вообще по фискалитету (это бухгалтерский учет, налоговый учет — все, что примерно вокруг налогов связано)» было принято 555 федеральных и конституционных законов .

Постоянные изменения в налоговом законодательстве определяют важную роль и значение налогового консультирования на современном этапе развития экономики. «Вме-

сте с тем общественный запрос на услуги налогового консультирования возрастает в силу активного развития системы налогового администрирования, в том числе в части налогового администрирования физических лиц» .

Становление и развитие налогового консультирования в РФ

Несмотря на то что «налоговое консультирование начало развиваться в нашей стране где-то с 2001 г.», до сих пор не принят основной нормативно-правовой акт, регулирующий налоговое консультирование в России . Отсутствует и законодательное закрепление термина «налоговое консультирование». В таблице 1 приведены определения данного термина из нескольких редакций проекта Закона «Об организации налогового консультирования в Российской Федерации» и позиция некоторых российских ученых и экономистов по его формулировке.

Ключевые мероприятия в истории формирования налогового консультирования в России представлены в таблице 2.

Таблица 1

Трактовка термина «налоговое консультирование»

Автор Определение термина «налоговое консультирование»

А.М. Макаров (автор версии Федерального закона от 2014 г. «Об организации налогового консультирования в Российской Федерации») (проект № 529626-6) Деятельность, осуществляемая налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ф.А. Гудков (автор версии Федерального закона от 2007 г. «Об организации налогового консультирования в Российской Федерации») Деятельность по налоговому консультированию заключается в оказании лицам, которые являются плательщиками налогов и сборов, предусмотренных законодательством РФ, консультационных, информационных и представительских услуг по вопросам исчисления, уплаты налогов и сборов, установленных законодательством РФ, представления форм налоговой отчетности, а также по вопросам защиты прав и интересов налогоплательщиков и плательщиков сборов, определяемых законодательством РФ о налогах и сборах (услуг по налоговому консультированию)

А.И. Соломанин (автор версии Федерального закона «О налоговом консультировании» от 2006 г.) Деятельность по налоговому консультированию — это предпринимательская деятельность, осуществляемая лицами, получившими статус налогового консультанта в установленном законом порядке по оказанию содействия в своевременной и полной уплате налогов и сборов и в обеспечении реализации законных прав и интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Т.А. Демишева Профессиональная помощь собственникам и (или) руководителям компаний, руководителям бухгалтерских и финансовых подразделений, работникам (менеджерам) высшего и среднего звена в виде советов и рекомендаций, направленных на решение возникших проблем, связанных с налогообложением

Е.Г. Дедкова Услуги, оказываемые на возмездной основе, по ведению налогового учета и разработке не запрещенных законодательно схем налоговой оптимизации, учитывая особенности деятельности организации клиента

Д.Г. Черник, Л.С. Кирина, В.В. Балакин Способ реализации прав конкретного налогоплательщика на получение квалифицированной помощи профессионала

Таблица 2

Основные даты становления и развития налогового консультирования в РФ

Дата Событие

4 августа 2000 г. Постановлением № 57 Министерство труда и социального развития РФ ввело в «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» новую квалификацию «Консультант по налогам и сборам»

1 сентября 2000 г. Пять московских вузов начали подготовку налоговых консультантов по программам, утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам

2000-2001 гг. Квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам» получили первые 700 специалистов. Возникла необходимость создания профессионального сообщества налоговых консультантов

9 января 2002 г. Зарегистрировано некоммерческое партнерство «Палата налоговых консультантов»

С октября 2003 г. Издается журнал «Налоговые споры» — официальный печатный орган Палаты налоговых консультантов

14 декабря 2004 г. На Общем собрании членов Палаты утверждены «Нормы профессиональной этики налоговых консультантов»

20 апреля 2005 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало Межрегиональную общественную организацию «Палата налоговых консультантов»

В настоящее время Палата сегодня имеет статус Наблюдателя в Европейской конфедерации налоговых консультантов

Составлено автором по: .

Таким образом, история развития налогового консультирования в России началась фактически с момента образования налоговой службы. Однако, несмотря на сложившуюся практику функционирования налогового консалтинга, на сегодняшний день до сих пор отсутствует нормативное регулирование консалтинговой деятельности.

Профессия налоговый консультант в РФ

В 2002 г. было создано профессиональное сообщество — Палата налоговых консультантов, некоммерческой организации, которая объединила на добровольной основе субъектов налогового консультирования. Ее основа-

телями стали: РосНОУ, Институт экономики и финансов «Синергия», Московский социально-экономический институт, ГУУ и Научно-методологический центр при Министерстве по налоговым сборам.

По мнению П.Л. Алтухова и О.А. Чурба-новой, «сегодня можно уверенно говорить о том, что налоговое консультирование в России оформилось как явление». Указанные авторы приводят интересные данные по количеству налоговых консультантов. Так, по состоянию на май 2014 г. Единый реестр консультантов по налогам и сборам содержал 8 023 записи (для сравнения: в 2001 г. — 14 записей, в 2003 г. — 757 записей, в 2005 г. — 3 221 запись) .

По официальным данным Палаты налоговых консультантов РФ общая численность налоговых консультантов, аттестованных с 2002 г. по 31 декабря 2015 г., составила 15 238 человек . В настоящее время в Едином реестре аттестованных налоговых консультантов (по состоянию на 10.11 2017 г.) указано всего 3 735 аттестованных налоговых консультантов, действующих на территории Российской Федерации . Данный реестр позволяет определить:

1) регион проживания налогового консультанта;

2) город проживания;

3) номер аттестата налогового консультанта;

4) дату выдачи аттестата налогового консультанта;

5) дату окончания действия аттестата налогового консультанта;

6) категорию специалиста.

I категория присваивается налоговому консультанту II категории, успешно прошедшему тематическое собеседование в Палате налоговых консультантов РФ, при наличии действующего свидетельства о продлении срока действия квалификационного аттестата и стажа работы в области экономики и/или права не менее 10 лет из последних 12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II категория присваивается:

— налоговому консультанту, прошедшему обучение по программе «Налоговое консультирование» объемом 380 или 180 акад. ч и успешно сдавшему квалификационный экзамен;

— налоговому консультанту III категории в порядке, определяемом в зависимости от оснований присвоения III категории.

III категория присваивается: во-первых, налоговому консультанту, прошедшему обучение по программе «Налоговое консультирование» объемом 240 акад. ч и успешно сдавшему квалификационный экзамен; во-вторых, налоговому консультанту, не имеющему достаточного опыта работы, но прошедшему обучение по программе «Налоговое консультирование» объемом 380 акад. ч и успешно сдавшему квалификационный экзамен; в-третьих, налоговому консультанту, сдавшему квалификационный экзамен на присвоение квалификации «Консультант по налогам и сборам II категории», но набравшему по его итогам 4244 балла (ниже базового проходного балла) (действует в отношении налоговых консультантов, прошедших подготовку до 01.09 2017 г.).

Кроме указанных трех категорий налогового консультанта, Палатой налоговых консультантов проводится обучение:

— по программе, предназначенной для повышения квалификации специалистами, практикующими в сфере экономики и желающими получить прикладные знания в сфере налогообложения бизнеса, с выдачей сертификата «Налоговый экономист» Палаты налоговых консультантов;

— по программе, предназначенной для повышения квалификации специалистами, практикующими в сфере юриспруденции и желающими получить прикладные знания в сфере налогообложения бизнеса, с выдачей сертификата «Налоговый юрист» Палаты налоговых консультантов.

По состоянию на 10.11 2017 г. 94 % налоговых консультантов имеют II категорию, все остальные категории являются менее значительными (табл. 3).

Таблица 3 Количество и доля категорий налоговых консультантов в РФ

Категория Количество налого- Доля налоговых кон-

специалиста вых консультантов, сультантов от общего

чел. количества, %

I 17 0,46

II 3 509 94,00

III 175 4,69

Налоговый 8 0,21

экономист

Налоговый 26 0,70

юрист

Всего 3 735 100,00

Данные Единого реестра аттестованных налоговых консультантов позволяют также проанализировать долю налоговых консультантов, получивших аттестат налогового консультанта и продолжающих свою деятельность по настоящее время. Так, 91 % (3 390 чел.) налоговых консультантов, дата выдачи аттестата налогового консультанта которых с 2007 по 2017 г., продолжают свою деятельность и по настоящее время.

Самую низкую долю (0,08 %) составляют налоговые консультанты, продолжающие свою деятельность в настоящее время, выдача аттестата которых датируется 2000 годом. Данные о количестве и доле налоговых консультантов, получивших аттестат налогового консультанта в 2001-2006 гг. и продолжающих свою деятельность по настоящее время, представлены в таблице 4.

В 2013 г. в интервью Д. Черник, отвечая на вопросы о том «Сколько сейчас в России практикующих налоговых консультантов?» и «Достаточно ли этих специалистов для квалифицированной помощи налогоплательщикам?», сказал, что «количество специалистов, которые прошли обучение (сегодня это более 12 тыс. человек), и число людей, которые работают непосредственно налоговыми консультантами, не совпадают. Последних значительно меньше» . По данным на 2013 г. Д. Чер-ник приводит интересные данные о сравнении количества налогоплательщиков в зарубежных

странах и России. Так, «в Австралии на 18 млн населения приходится 18 тыс. работников Австралийского налогового управления и 21 тыс. налоговых консультантов». В России в данный период насчитывалось примерно 140 тыс. налоговых работников и 5 тыс. налоговых консультантов, реально действующих, за исключением тех, кто работал внутри компаний. Д. Черник делает в связи с этим вывод, что в России должно действовать около 155 тыс. налоговых консультантов .

«В таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, Австрия, соотношение налоговый инспектор — налоговый консультант примерно 10/11. В России примерно 142 тыс. налоговых инспекторов, то есть потребность в налоговых консультантах — 155 тыс., а реально есть семь тысяч» .

Анализ распределения и изменения числа работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти свидетельствует о том, что общая численность работников ФНС России в 2008 г. по сравнению с 2005 г. выросла на 4 %, составив при этом в 2005 г. всего 176 475 единиц, а в 2008 г. — 183 596 единиц . В таблице 5 представлены данные по численности работников ФНС России и доля численности работников ФНС России в общей численности работников федеральных государственных органов власти за период 2014-2016 годов.

Таблица 4

Количество налоговых консультантов, продолжающих свою деятельность по настоящее время (2000-2017 гг.)

Дата выдачи аттестата Количество налоговых кон- Доля налоговых консультантов, про-

налогового консультанта сультантов, продолжающих должающих свою деятельность по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

свою деятельность по на- настоящее время от общего числа на-

стоящее время (по состоя- логовых консультантов из Реестра

нию на 10.11 2017 г.), чел. (по состоянию на 10.11 2017 г.), %

2000 г. 3 0,08

2001 г. 7 0,19

2002 г. 32 0,86

2003 г. 43 1,15

2004 г. 75 2,00

2005 г. 72 1,90

2006 г. 113 3,00

Всего налоговых консультантов, по- 3 390 91,00

лучивших аттестат с 2007 по 2017 г.

(по состоянию на 10.11 2017 г.), из

числа зарегистрированных в Реестре

Всего налоговых консультантов (по 3 735 100,00

состоянию на 10.11 2017 г.)

Таблица 5

Численность работников ФНС России за период 2014-2016 гг.

Годы Всего численность работников федеральных государственных органов, единиц Численность работников ФНС России, единиц Доля численности работников ФНС России, %

2014 790 124 155 883 19,7

2015 768 037 155 883 20,3

2016 680 890 150 175 22,0

Составлено автором по: .

Динамика численности работников ФНС России за период 2005-2016 гг. неоднозначна, поскольку за указанный период было как увеличение, так и сокращение штата работников. За период 2014-2016 гг. можно констатировать снижение численности работников ФНС России в 2016 г. по отношению к 2014 г. на 3,7 %. Как было отмечено выше, в Едином реестре аттестованных налоговых консультантов (по состоянию на 10.11 2017 г.) указано 3 735 аттестованных налоговых консультантов, действующих на территории Российской Федерации. Таким образом, если исходить из зарубежной практики определения достаточности количества налоговых консультантов как соотношение налоговый инспектор — налоговый консультант в отношении примерно 10/11, то в России, исходя из приведенных данных о численности работников ФНС России выше, можно явно судить о их недостаточности.

На сайте поиска работы «Trud.com» представлен обзор статистики зарплат профессии «налоговый консультант» в Российской Федерации. В России, согласно данным указанного сайта, наибольшее количество вакансий профессии «налоговый консультант» открыто в Московской области (37,1 %). На втором месте — Ленинградская область (8,7 %), на третьем — Республика Татарстан (3,5 %), на четвертом — Свердловская область (3,1 %), на пятом — Воронежская область и Краснодарский край (3 %). Далее по убыванию следуют Ростовская область (2,8 %), Новосибирская область (2,6 %), Самарская область (2,4 %). Во всех остальных субъектах РФ количество вакансий незначительное и в целом составляет 33,8 %.

По статистике сайта поиска работы «Trud.com» профессия налоговый консультант является наиболее высокооплачиваемой в Республике Татарстан, где уровень средней заработной платы составляет 100 000 рублей.

Затем следуют Московская и Челябинская области . Таким образом, помимо таких проблем в сфере развития налогового консультирования, как отсутствие законодательного регулирования, недостаток высококвалифицированных кадров, слабая конкуренция на рынке налогового консалтинга, проблема высокой стоимости услуг консультантов по вопросам налогообложения является также весьма актуальной.

Анализ рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний РФ за период 2014-2016 гг.

Ежегодно рейтинговое агентство «Эксперт РА» представляет «Обзор рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России», в котором приводится список крупнейших консалтинговых групп и компаний, структура выручки участников рэнкинга, темпы роста выручки участников рэнкинга по видам услуг. Кроме того, данное исследование содержит мнение и позицию ведущих специалистов в сфере ИТ-консалтинга, налогового и юридического консалтинга, финансового консалтинга и оценки, консалтинга по производству товаров и услуг, стратегического планирования и консалтинга в области маркетинга. Приведем данные анализа рынка услуг налогового и юридического консалтинга рейтингового агентства «Эксперт РА» за период 2014-2016 годов. В 2014 г. сегмент услуг налогового и юридического консалтинга был весьма емким, так как суммарно на их долю пришлось 14 % (13,4 млрд рублей от общего дохода участников рэнкинга, где 7,4 млрд рублей — выручка в сегменте налогового консалтинга, 6 млрд рублей — выручка в сегменте юридического консалтинга). Сегменты показали прирост в 2 и 15 % соответственно .

Суммарная выручка от услуг налогового и юридического консалтинга в 2015 г. составила 13,2 млрд рублей, из которых на сектор налоговых консультаций приходится 7,39 млрд рублей, а на юридические консультации — 5,85 млрд рублей. Прирост к прошлому рэнкингу за 2014 г. по сопоставимым данным — 0 и 5 % соответственно . Суммарный оборот по сектору юридических услуг составил в 2016 г. 3,69 млрд рублей (прирост 26 %). На сектор налогового консалтинга приходится 2,77 млрд руб. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выручка крупнейших консалтинговых групп и компаний России за 2014-2016 гг. представлена в таблице 6.

Проанализировав выручку крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2014-2016 гг., мы получаем неоднозначную динамику прибыли участников рынка налогового консультирования за период 2014-2015 гг., при этом наблюдается снижение прибыли практически у большинства представленных в таблице 6 компаний в 2016 году. Таким образом, можно предположить, что на налоговый консалтинг за анализируемый период оказали влияние ряд факторов. В 2014 г. на увеличение спроса на услуги налоговых и юридических консультантов (правовые заключения, разработка методик и документов, налоговое планирование

и аудит и т. д.) оказали в основном влияние деофшоризация и ужесточение налогового администрирования.

В 2015 г. увеличение спроса на налоговое консультирование сопряжено с помощью вопросов трансфертного ценообразования и контролируемых иностранных компаний, условий применения правил «тонкой капитализации», операций российских компаний с офшорными и «квазиофшорными» юрисдикциями.

В 2016 г. небольшую динамику сектора юридических услуг, в том числе налогового консалтинга, обеспечило оспаривание кадастровой стоимости, обусловленное желанием собственников и арендаторов недвижимости снизить сумму имущественных налогов. Снижение суммарных доходов участников рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2016 г. на 8 % связано, по мнению экспертов, с обещаниями государством стабилизации в сфере налогообложения и улучшением администрирования.

Выводы

Проведенное исследование позволяет автору сделать ряд следующих выводов и предложить направления по решению проблем, существующих в настоящее время в налоговом консультировании. Во-первых, как уже

Таблица 6

Выручка крупнейших консалтинговых групп и компаний России

по итогам 2014-2016 гг.

№ Группа Выручка Выручка Темп при- Выручка Темп при-

ко мп ан ий/компания за 2014 г., за 2015 г., роста за 2016 г., роста

тыс. руб. тыс. руб. в 2015 г. к 2014 г., % тыс. руб. в 2016 г. к 2015 г., %

1 «Объединенные консультанты ФДП» 657 578 576 273 -12,40 396 709 -31,2

2 «Уральский союз» 345 057 357 444 3,60 364 830 2,1

3 «Юридическая Компания «Васильев, Солянко и партнеры» 124 970 97 331 -22,10 151 682 55,8

4 «Альянс Консалтинг Инвест-мент Групп» 180 740 184 490 2,07 103 443 -43,9

5 «Что делать Консалт» 99 089 114 442 15,50 76 452 -33,2

6 «Налоги и финансовое право» 74 812 77 423 3,50 74 818 -3,4

7 «Нексиа Си Ай Эс» 103 815 112 569 8,40 63 480 -43,6

8 «Критериум» 52 016 52 536 1,00 57 036 8,6

9 «Консультационное бюро Дмитрия Михайлова» 41 524 52 647 26,80 51 561 -2,1

10 «Эккона ЦБГ» 42 337 54 481 28,70 49 205 -9,7

11 КСК групп 591 264 649 665 9,90 46 626 -92,8

12 Холдинг «Люди дела» 33 515 37 536 12,00 42 791 14,0

указывалось в наших ранних работах, мы концептуально поддерживаем введение и применение упорядоченного налогового консультирования, которое, на наш взгляд, повысит уровень предоставления услуг в данной сфере консалтинга . Анализ выручки крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 2014-2016 гг. свидетельствует о достаточно стабильном характере спроса на услуги налогового консалтинга и, несмотря на снижение в отдельные периоды под воздействием усиления административного давления, активизации мероприятий налогового контроля, а также вследствие сложной экономической ситуации доказывает востребованность данной сферы консалтинга. В связи с этим принятие Федерального закона о налоговом консультировании позволит регламентировать единые механизмы, стандарты и правила установления ответственности, регулирования и развития деятельности налоговых консультантов в России.

Во-вторых, анализ численности работников ФНС России и количества налоговых консультантов за период 2014-2016 гг., а также определение достаточности количества налоговых консультантов как соотношения налоговый инспектор — налоговый консультант в отношении примерно 10/11 позволяют сделать вывод, что в России должно действовать примерно 140 000-145 000 налоговых консультантов.

В-третьих, в рамках развития института налогового консультирования в России перспективным представляется совместная организация работы налоговых консультантов и государственных органов с целью обсуждения актуальных проблем налогового консультирования. Информационно-консультационная поддержка налогоплательщиков как со стороны органов государственной власти, так и налоговых консультантов оказывает существенное воздействие на качество налоговых отношений, снижая уровень налоговых конфликтов. Так, М. Мишустин, подводя итоги работы налоговых органов за 2017 г., отметил, что в настоящее время основной акцент ФНС России делает на побуждение налогоплательщиков к созданию прозрачной налоговой среды и добровольному уточнению налоговых обязательств. Кроме того, он заявил, что «тренд

на снижение жалоб бизнеса по результатам выездных проверок продолжается — в 2017 г. их количество снизилось на 11 %, а за 5 лет -более чем на 32 % (с 10,2 до 7 тысяч). Количество жалоб в 2017 г. по сравнению с 2013 г. снизилось почти в 5 раз (с 53 до 11 тысяч), в том числе в 2017 г. — более чем на 9 %» .

17 февраля 2017 г. в Институте налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ «Высшая школа экономики» состоялся круглый стол на тему «Налоговый консалтинг в современных условиях налогового администрирования. Проблемы и перспективы развития». В рамках данного мероприятия заместитель руководителя ФНС России Д.Ю. Григо-ренко в своем докладе особое внимание уделил вопросу роли налогового консалтинга в конструктивном взаимодействии с налогоплательщиками . Таким образом, можно говорить о наметившихся тенденциях в России по организации совместной работы налоговых консультантов и государственных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

2. Анализ расходов и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе данных формы 14 и формы 14 МО за 20132014 годы (без Минобороны России, МВД России ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ГУСП, загранаппарата федеральных государственных органов). — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения: 10.02.2018). -Загл. с экрана.

3. Анализ расходов и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на основе данных формы 14 и формы 14 МО за 2015 год (без Минобороны России, МВД России ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ГУСП, загранаппарата федеральных государственных органов). — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения: 10.02.2018). — Загл. с экрана.

4. Анализ расходов и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации

и органов местного самоуправления на основе данных формы 14 и формы 14 МО за 2016 год (без Минобороны России, МВД России ФСТЭК России, СВР России, ФСБ России, ГУСП, загранаппарата федеральных государственных органов. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения: 10.02.2018). — Загл. с экрана.

5. Аналитический обзор Счетной палаты Российской Федерации по результатам экспертно-ана-литического мероприятия «Анализ эффективности использования государственных средств территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и региональными органами исполнительной власти, выделяемых на реализацию функций управления». — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://audit.gov.ru (дата обращения: 12.01.2018). — Загл. с экрана.

9. Демишева, Т. А. Организация и методика налогового консультирования / Т. А. Демишева. -М. : МФЦ, 2007. — 160 с.

14. Исследование рынка крупнейших консалтинговых групп и компаний России по итогам 20142016 гг. рейтингового агентства «Эксперт РА». -Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://

raexpert.ru (дата обращения: 25.02.2018). — Загл. с экрана.

26. Черник, Д. Г. Налоговое консультирование : учеб. пособие / Д. Г. Черник, Л. С. Кирина, В. В. Ба-лакин. — М. : Экономика, 2009. — 439 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Zakonoproekt, avtorskoe mnenie F.A. Gudkova . URL: http://palata-nk.ru (accessed 15 March 2018).

Consultants Hold the Fort]. URL: http://raexpert.ru (accessed 25 February 2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the Author

Информация об авторе

Ирина Сергеевна Землянская, кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Волгоградский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», ул. Гагарина, 8, 400131 г. Волгоград, Российская Федерация, zemlyanskaya-irina@yandex.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *