Направления государственной политики в области охраны труда

Государственная политика в области охраны труда —

одно из основных направлений государственной внутренней политики. Государство является гарантом справедливой социальной политики, координатором интересов всех групп общества.

Обязанность государства защищать право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, определена в Основном законе страны (п. 3 ст. 37 Конституции РФ). Обеспечение приоритета сохранения здоровья и жизни работников по отношению к любым другим результатам трудовой деятельности – один из главных общечеловеческих принципов, соответствующий:

  • – Всеобщей декларации прав человека;
  • – Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах;
  • – декларациям и конвенциям Международной организации труда;
  • – международным обязательствам Российской Федерации, принятым в рамках ОБСЕ (СБСЕ);
  • – Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека;
  • – Конституции РФ (ст. 7 и 37).

Правовое регулирование охраны труда реализуется путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда. В частности, в ст. 210 ТК РФ закреплен метод решения задач в области охраны труда путем разработки и реализации целевых (федеральных, отраслевых и территориальных) программ улучшения условий и охраны труда. Эти программы позволяют координировать работу субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти, что способствует повышению эффективности государственной политики в области охраны труда.

Осуществляя управление охраной труда, органы государственной власти устанавливают правила, процедуры и критерии, обеспечивающие сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Государственный надзор и контроль за соблюдением нормативных требований охраны труда строится на принципах соответствующих положений конвенций МОТ, ратифицированных нашей страной.

Основные направления государственной политики в области охраны труда сформулированы в ст. 210 ТК РФ. Их реализация обеспечивается согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

К числу основных направлений государственной политики в области охраны труда относится приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Реализация этого принципа обязывает организаторов производства, иных видов трудовой деятельности обеспечить безопасные и здоровые условия труда его участникам.

Однако, несмотря на все принимаемые меры по охране здоровья и обеспечению безопасности человека в процессе его производственной деятельности, работники заболевают, получают травмы, гибнут. Тем самым с социально-экономических позиций рынка труда наемные работники теряют возможность продать свою рабочую силу работодателю для выполнения необходимой последнему трудовой функции за заработанную честным трудом плату. Невозможность работать по найму лишает работника и его иждивенцев средств к существованию. Разрешение указанной социальной проблемы основывается на нескольких принципах.

Первый принцип состоит в том, что вред, причиненный жизни или здоровью, должен быть компенсирован причинителем вреда (для наемного работника причинителем вреда выступает работодатель). Этот принцип лежит в основе гражданского права подавляющего большинства стран и детализируется в нашей стране нормами ГК РФ.

Второй принцип развивает первый и говорит об оптимальных для пострадавшего работника, его работодателя и общества в целом механизмах компенсации, в качестве которых принимается страхование профессиональных рисков. Основы страхования в нашей стране установлены Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Третий принцип развивает первые два и говорит о том, что страхование профессиональных рисков должно осуществляться в виде обязательного социального страхования. В нашей стране этот принцип закреплен федеральными законами от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (подробнее см. § 7.1).

Определяя другие основные направления государственной политики в области охраны труда, законодатель особо выделил:

  • – государственное управление охраной труда;
  • – государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • – государственную экспертизу условий труда.

Государство содействует общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников. В соответствии со ст. 370 ТК РФ такой контроль могут проводить профессиональные союзы. Основные права профсоюзов, в том числе право на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства, закреплены также в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в частности, ст. 20). Профсоюзы имеют право контролировать состояние охраны труда в организациях, в которых работают члены данного профсоюза; взаимодействовать с государственными органами надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства; образовывать собственные инспекции труда.

Разумно сочетая административные возможности органов власти с рыночными методами управления, законодатель определил как основные направления государственной политики:

  • – участие государства в финансировании мероприятий по охране труда (как правило, через федеральные, ведомственные и территориальные программы по охране труда и через финансирование бюджетных организаций, учреждений, казенных предприятий);
  • – проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Так, в соответствии с п. 1 ст. 252 и п. 1 ст. 264 НК РФ работодателю (налогоплательщику) предоставлено право уменьшать полученные доходы на сумму расходов по обеспечению нормальных условий и охраны труда, предусмотренных законодательством РФ, а также расходов на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Как самостоятельное направление государственной политики законодатель особо выделил профилактику несчастных случаев и повреждения здоровья работников, важность которой несомненна. Расследование обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний имеет первостепенное значение для предупреждения этих негативных явлений и выступает частью государственной политики в области охраны труда. Принципы и порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в ст. 227– 231 ТК РФ, а также в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

В рамках реализации профилактических мер законодатель счел нужным особо выделить такие важнейшие направления государственной политики в области охраны труда профилактического характера, как:

  • – установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • – установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей;
  • – установление порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Непосредственное проведение профилактических мероприятий возложено на работодателя, который является организатором производства и должен так организовать производственную и трудовую деятельность, чтобы исключить или свести к минимуму возможные отрицательные воздействия факторов производственной среды или трудового процесса на организм работников.

В условиях современного общества быстрое получение и оперативное внедрение информации – залог устойчивого и динамичного развития производства, поэтому законодатель определил в качестве основных направлений государственной политики обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда. В нашей стране создана и функционирует Российская информационная система охраны труда (РИСОТ), доступ к которой осуществляется через Интернет.

Не остались без внимания законодателя и проблемы защиты законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, немыслимые без расследования и учета указанных негативных явлений. Возмещение вреда, причиненного здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, регулируется нормами ГК РФ и Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

За тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда положениями ТК РФ гарантируется: повышенная оплата; льготное пенсионное обеспечение, сокращение продолжительности рабочего дня и предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска; бесплатная выдача (по установленным нормам) молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания.

Чтобы разрабатывать государственную политику и проводить се в жизнь, нужно знать реальную обстановку. Для этого в качестве одного из направлений государственной политики определена организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях. Такого рода отчетность осуществляется на основе государственного статистического наблюдения. Статистический инструментарий для организации статистического наблюдения в сфере охраны труда состоит из двух годовых форм:

  • – формы № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда»;
  • – формы № 7-травматизм «Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях».

К основным направлениям государственной политики в области охраны труда относится международное сотрудничество в этой области, которое происходит в основном в рамках деятельности МОТ, членом которой является Российская Федерация, а также на основе многосторонних и двусторонних межправительственных соглашений.

Государственная политика в области охраны труда предусматривает совместные действия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, объединений работодателей, профессиональных союзов в лице их соответствующих органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

  • — обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • — принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • — государственное управление охраной труда;
  • — государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
  • — содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • — расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • — защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • — установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  • — координация деятельности и области охраны труда, деятельности в области охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • — распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • — участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • — подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;
  • — организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • — обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • — международное сотрудничество охраны труда;
  • — проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • — установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

В области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности.

Обеспечение прав работника на охрану труда и гарантий этих прав — это по существу главная цель всего законодательного акта. Поэтому при рассмотрении вопросов о правомерности требований работника (бывают и неправомерные требования) или защите его прав на охрану труда следует обратиться к соответствующей статье Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Приведенное ниже определение термина «Охрана труда» содержится в ст. 1 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ и в ст. 209 Трудового кодекса РФ.

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

В понятие охраны труда внесены принципиальные изменения по сравнению с формулировкой, ранее включенной в государственный стандарт системы ССБТ (ГОСТ 12.0.002-80 «Термины и определения». Оно заключается в том, что уже само понятие «охрана труда» направлено не на голую схему (систему) различного рода мероприятий, а непосредственно на человека труда, работника, представляя охрану труда как систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. А сами мероприятия являются не чем иным, как способом реализации главной идеи, заложенной в понятие «охрана труда».

Понятие «охрана труда» по существу раскрывает главные направления, образующие замкнутые цепи системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, т. е. эта система включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые каждое в отдельности или в совокупности направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Поэтому нельзя отождествлять понятие «охрана труда» с понятиями «техника безопасности» или «гигиена труда», которые являются всего лишь элементами охраны труда. Надо четко понимать, что охрана труда — это система, а условия труда, техника безопасности, производственная санитария являются ее составляющими.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999г. №181-ФЗ специально посвящен одному из важнейших разделов трудового права, и хотя он не является актом прямого действия, но предусмотренные в нем нормы устанавливают права и гарантии работников на охрану труда, соблюдение которых обязательно для всех хозяйствующих субъектов, а также обеспечивают единый на всей территории России порядок регулирования отношений, ст. 8 Федерального закона № 181-ФЗ следует рассматривать в контексте с другими статьями Федерального закона № 181-ФЗ, особенно со ст. 14, так как обеспечение прав работника — это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 24). Согласно ст. 8, работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов, на обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя и др.

Обязанности работодателя указаны в ст. 14 Федерального закона № 181-ФЗ. В частности, он должен обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.

Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные (при поступлении работника на работу) и периодические (в течение его трудовой деятельности) медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 14).

Работодатель должен иметь в виду, что работник имеет право также на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда или в случае потери трудоспособности в связи с полученной травмой на производстве или профессиональным заболеванием, на отказ без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, на проведение на его рабочем месте инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти или в профсоюзные и другие уполномоченные работниками органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраны труда.

Все эти права гарантируются государством в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обязанности работника изложены в ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ. Он обязан:

  • — соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
  • — правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • — проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
  • — немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
  • — проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Государственное управление охраной труда, согласно ст. 11 Федерального закона № 181-ФЗ, должно осуществлять Правительство РФ непосредственно или по его поручению федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами охраны труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.

Согласно статье 12 Федерального закона № 181-ФЗ, в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При численности работников менее 100 человек решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности данной организации.

Работодатель также может привлечь соответствующих спе- циалистов на договорной основе.

Для управления охраной труда непосредственно ст. 8 Основ предусмотрено создание на предприятиях с численностью работников более 10 человек комитетов (комиссий), в состав которых на паритетной (равного представительства) основе входят представители работодателей, профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, например от совета трудового коллектива.

На основании ст. 19 Федерального закона № 181-ФЗ работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Финансирование этих мероприятий осуществляется в рамках федеральных, отраслевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Финансирование указанных мероприятий в организациях независимо от организационно-правовых форм (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, — в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

Назовите стороны, обеспечивающие реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда.

А: Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти на федеральном уровне и уровне субъекта РФ.

Б: Правительство Российской Федерации и трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

В: Органы государственной власти в согласовании с органами власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов*

Г: Государственная Дума РФ, объединения работодателей.

Из ниже перечисленного найдите обязанности работника в области охраны труда

А: Обязан обеспечить безопасную эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов, а также применяемых в производстве сырья и материалов.

Б: Обязан обеспечить средствами индивидуальной и коллективной защиты работников.

В: Обязан правильно применять средства индивидуальной защиты*.

Г: Обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.

Имеет ли право работник на отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, до устранения такой опасности.

А: Не имеет. Если на рабочем месте создалась опасность для жизни работника, он должен действовать по указанию непосредственного руководителя.

Б: Имеет. Порядок действий работника при возникновении угрозы его жизни и здоровью должен быть определен инструкцией по охране труда.*

В: Не имеет. Если на рабочем месте создалась опасность для жизни работника, он обязан приступить к устранению опасности. В противном случае работодатель может привлечь его к дисциплинарной ответственности.

Г: Имеет. Он должен незамедлительно покинуть рабочее место.

Должны ли в организациях создаваться комитеты (комиссии) по охране труда?


А: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по требованию Государственной инспекции труда.

Б: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются по инициативе Государственной экспертизы условий труда.

В: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются в организациях по инициативе работодателя или работников*.

Г: Комитеты (комиссии) по охране труда создаются при согласии работодателя.

5. Рекомендуется в должностной инструкции иметь следующие разделы: 1) общие положения; 2) должностные обязанности; 3) права; 4) ответственность. Вы согласны с этой рекомендацией?

А: Должностная инструкция должна содержать разделы по отраслевым правилам безопасности и по нормативным документам, действующим в организации.

Б: В должностной инструкции следует также иметь раздел «Взаимодействие с руководителями смежных (функциональных) подразделений»*.

В: Да.

Г: Структура должностной инструкции определяется по согласованию с территориальным органом Ростехнадзора.

Какое из перечисленных требований работодателя по обучению работников безопасности труда не предусмотрено законом.

А: Обучить работника при приеме на работу безопасности труда.

Б: Освободить работника на весь период обучения от работы*.

В: Проводить инструктажи в период работы.

Г: Оплатить расходы по обучению и проверке знаний работника.

Укажите периодичность проверки знаний у рабочих по охране труда по программе, разработанной организацией

А: один раз в год*.

Б: раз в полугодие.

В: Проверка знаний проводится только после ввода в действие новых нормативных документов, содержащих требования охраны труда.
Г: По усмотрению работодателя.

С кем проводится вводный инструктаж по безопасности труда?

А: Со всеми работниками, кроме тех, кто имеет высшее образование.

Б: Вводный инструктаж проводится со всеми работниками без всяких исключений.*

В: Вводному инструктажу не подлежат специалисты, нанимаемые на высшие руководящие должности.

Г: Вводный инструктаж проводится по усмотрению работодателя.

Повторный инструктаж проводят со всеми рабочими за исключением лиц, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструментов, хранением и переработкой сырья и материалов. Соответствует ли это утверждение требованиям ГОСТа?

А: Повторный инструктаж проводят со всеми работниками без всяких исключений.

Б: Да, соответствует.*

В: Указаны не все категории работников.

Г: Повторный инструктаж проводится для всех работников, прошедших вводный инструктаж.

10. Внеплановый инструктаж проводят с рабочими при: введении новых правил и инструкций по охране труда, изменении технологии, оборудования, нарушении рабочими требований безопасности, при перерывах в работе. Все ли указаны случаи, когда должен проводиться внеплановый инструктаж?

А: Не указано, что по требованию профсоюза.

Б: Указаны все случаи.

В: Не указано, что по требованию органов государственного надзора*.
Г: Не указано, что по требованию работодателя.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями рабочего, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий. При каких видах работ еще необходимо проводить целевой инструктаж?

А: Указаны все виды.

Б: При выполнении работ повышенной опасности, которые оформляются нарядом-допуском*.

В: При выполнении срочных работ.

Г: После выхода на работу из отпуска.

Внеочередные проверки знаний рабочих проводятся: при введении в действие новых или переработанных нормативных правовых актов по охране труда; при изменении технологических процессов, оборудования; при переводе на другую работу. Все ли указаны случаи?

А: Не указано, что при выявлении неоднократных нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности, после происшедших аварий, несчастных случаев*.

Б: Не указано, что при выявлении неоднократных нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности.

В: Не указано, что после происшедших аварий, несчастных случаев и инцидентов.

Г: Все.

Какой из перечисленных ниже несчастных случаев не может квалифицироваться как несчастный случай на производстве?

А: Несчастный случай произошел с работником вне территории организации, когда он по заданию заместителя директора получал со склада другой организации товары.

Б: Несчастный случай произошел с работником во время установленного перерыва для приема пищи.

В: Несчастный случай произошел с работником вне рабочего времени при следовании к месту служебной командировки.

Г: Несчастный случай произошел с работником во время часового перерыва на обед, когда он направлялся в магазин вне территории организации*.

Работодатель создал комиссию по расследованию легкого несчастного случая, включив в нее инженера по охране труда и представителя профсоюзного органа. Соответствует ли это законодательству?

А: Нет. В комиссию должен быть включен также представитель государственной инспекции труда.

Б: Нет. В комиссию должен быть включен также представитель работодателя*.
В: Нет. В комиссию также должен быть включен непосредственный руководитель пострадавшего.

Г: Да. В комиссии должны быть представлены две стороны: представитель работодателя (лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда) и представитель профсоюзного органа.

Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросов охраны труда является важным элементом правового обеспечения социально-экономических отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества.

Знание основных требований законодательства и других нормативных правовых актов по охране труда и безопасному ведению работ позволяет руководителям и специалистам профессионально управлять охраной труда, предотвращать несчастные случаи на производстве и возникновение профессиональных заболеваний.

Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст.2 Конституции Республики Беларусь провозглашено, что «…человек, его права, свободы и гарантии их реализации, являются высшей ценностью и целью общества и государства». Исходя из этого, основным принципом государственной политики в области охраны труда является приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам трудовой деятельности, установление ответственности работодателей за безопасность труда, совершенствование правовых отношений и механизмов в этой сфере.

В республике постоянно проводится планомерная работа по выработке системы мер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда, которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственных отношений.

Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. № 253-3 «О ратификации Конвенции 155 Международной организации труда (МОТ) «О безопасности и гигиене труда и производственной среде».

Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости на государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда, которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать необходимые правовые и организационные механизмы ее реализации на всех уровнях производственных отношений.

Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственных органов, работодателей, работающих и других лиц в области гигиены и безопасности труда.

В 2005 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена Советом Министров вторая редакция Концепции государственного управления охраной труда (далее Концепция). В этом документе определены цели, задачи и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указаны уровни, субъекты, механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты. Для регулирования общественных отношений в области охраны труда с 2 января 2009 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об охране труда».

Целью государственной политики в области охраны труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами государственной политики в этой области являются:

  • приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам производственной деятельности;
  • обеспечение гарантий права работающих на охрану труда;
  • установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности работодателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;
  • совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Для достижения поставленной цели государством осуществляется деятельность в следующих направлениях:

  • разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;
  • разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
  • создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
  • разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работающих по отраслям и сферам деятельности;
  • экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работающих;
  • упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;
  • организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;
  • обучение и повышение квалификации работающих по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;
  • повышение ответственности работающих за соблюдение требований охраны труда;
  • обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • финансовое обеспечение охраны труда;
  • создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;
  • распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда.

Изложенные цели, задачи и основные направления деятельности реализуются практической деятельностью всех институтов государства. Согласно Концепции государственное управление охраной труда осуществляется на республиканском, отраслевом и региональном уровнях:

  • на республиканском уровне – Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в области охраны труда;
  • на отраслевом уровне – республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;
  • на территориальном уровне – местными исполнительными и распорядительными органами.

В Концепции детально определен механизм ее реализации на всех уровнях государственного управления охраной труда.

Для реализации Концепции каждые пять лет в республике разрабатываются соответствующие целевые программы, в т.ч. и республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 29.06.2010 № 982.

УДК

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

А.В. Антюхов, Н.В. Фомин

В статье дана характеристика основных направлений государственной политики в профессиональном образовании. Рассматриваются вопросы модернизации высшей школы в контексте Болонских реформ и пути их решения

Ключевые слова: стратегическое развитие, модернизация системы образования, профессиональное образование, конкурентоспособность, инновационный вуз, Болонский процесс, ФГОС ВПО.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года стратегические цели образования также тесно увязаны с проблемами

развития российского общества .

В соответствии с доктриной государство в сфере образования обязано обеспечить:

-реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

-сохранение и развитие единого образовательного пространства России; -формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

-всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;

-воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

-создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;

-нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;

-стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

-привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

-эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования;

-доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;

-высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

-правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

-законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;

-государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

-реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;

-развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

-интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

-поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

-интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

В новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сформулированы основные принципы государственной политики в сфере образования:

1) признание приоритетности образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья

человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении

образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Поэтапная реализация государственной политики в сфере профессионального образования нашла свое отражение в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 года» .

В частности, будет существенным образом обновлена сеть вузов, которые становятся основой для новой эффективной высшей школы России. К настоящему моменту одобрены программы развития 29 национальных исследовательских университетов и 8 федеральных университетов, а также двух крупнейших университетов страны — МГУ имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет.

Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения -до нескольких десятков вузовских филиалов в год. Возможно также сокращение общего числа вузов при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах.

Государством предусмотрены меры по изменению сети образовательных учреждений на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, повышению академической мобильности студентов и преподавателей как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Это позволит в полной мере реализовать такие важные изменения последних лет, как:

-переход на многоуровневое высшее образование и новые образовательные стандарты;

-развитие академической мобильности студентов и преподавателей;

-расширение спектра оказываемых вузами услуг дополнительного образования.

Таким образом, стратегическая цель государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи, как:

-обеспечение инновационного характера базового образования; -модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;

-создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;

-формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Очевидно, что приоритеты образовательной политики развития высшей школы необходимо направить на создание такой модели образования, которая способна защитить человека от отрицательных последствий экономических реформ, повысить престиж отечественного высшего образования, создать условия для конкурентоспособности вузов не только на отечественном, но и на международном рынке образовательных услуг.

В статье «Университет будущего: ставка на содержание» подчеркивается , что должны появится университеты нового типа («проблемно-ориентированные» или «инновационные» университеты) для подготовки людей и команд, способных проектировать новые виды деятельности и обеспечивать трансформацию уже существующих корпораций, отраслей и территорий в соответствии с вызовами времени. Спрос на таких профессионалов растет во всем мире в связи с усилением глобальной конкуренции, появлением новых технологий, геополитической неопределенностью (локальные военные конфликты, финансовые и

экономические кризисы). У России есть все основания для того, чтобы включиться в мировое лидерство в подготовке таких людей, которые будут способны:

-мыслить за пределами существующих общепринятых представлений;

-решать задачи, до сих пор не имевшие решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-действовать практично, беря на себя ответственность за проект и команду в ситуации неопределенности, ограниченности ресурсов и персонального риска;

-доказывать свою эффективность реальными достижениями и результатами.

Это позволит России вновь встроиться в международную повестку развития высшего образования и претендовать на ведущую роль в глобальном образовательном пространстве в перспективе следующих 10-30 лет. Потребуются серьезные изменения в содержании образования, суть которых состоит в выходе за пределы трансляции предметно-ориентированного знания.

В комплексе этих задач особо выделяются по своему значению переход на новую систему высшего образования и внедрение ФГОС ВПО с учетом современных квалификационных требований. По сути, речь идет о новом содержании и новой структуре подготовки кадров, о вхождении российской школы в европейское, а значит, и в мировое образовательное пространство.

В соответствии со стратегической целью государственной политики в области образования — повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, целями и задачами развития Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского являются достижение и укрепление позиций в группе лидеров российского высшего профессионального образования и его становление как инновационного университета исследовательского типа международного уровня, отвечающего всем критериям ведущего университета, одного из передовых центров образования, науки, культуры, здоровьесберегающих и

высоких технологий Брянской области и Центрального федерального округа, занимающего лидирующие и ведущие позиции по следующим основным направлениям:

• в удовлетворении потребностей развивающейся инновационной экономики области и округа в кадрах, конкурентоспособных на глобальном рынке знаний и технологий, а также в обеспечении научных, технических и технологических решений комплексных задач территориального развития и реализации крупных программ социально-экономического развития региона;

• в реализации высококачественных инновационных образовательных программ в сфере высшего, последипломного, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

• в выполнении на высоком уровне фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок по широкому спектру наук, а также доведении результатов интеллектуальной деятельности до практического применения на основе интеграции науки, образования и производства;

• в области инновационных технологий путем развития интеллектуальной и материально-технической базы, включая ресурсный потенциал инновационных структур как университета, так и предприятий-партнеров (технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, малые предприятия, бизнес-школы и др.);

• в создании развитой образовательной, научной, инновационной и здоровьесберегающей инфраструктуры вуза, совместных структур с ведущими научными центрами, научно-исследовательскими институтами, предприятиями и организациями в России и за рубежом;

• в области информационных и телекоммуникационных технологий, в совершенствовании интеллектуальных программно — информационных средств поддержки всех основных процессов деятельности университета;

• в сфере открытого образования с системой дистанционного доступа к своим ресурсам посредством образовательных порталов и систем

видеоконференцсвязи;

• в сфере менеджмента качества путем создания высокоэффективной системы управления конкурентоспособностью университета, ориентированной на максимально полное удовлетворение всех групп потребителей, рациональное использование всех ресурсов и непрерывное совершенствование всех процессов интеграции университета в региональное, международное профессиональное сообщество;

• в установлении надежного и долговременного стратегического партнерства с органами государственной власти Брянской области и местного самоуправления, крупными предприятиями, организациями и фирмами, структурами гражданского общества в решении социально-экономических проблем региона;

• в сотрудничестве с региональными образовательными учреждениями общего среднего, среднего профессионального, высшего, послевузовского и дополнительного образования с целью реализации принципа непрерывного образования;

• в сотрудничестве с ведущими российскими и зарубежными образовательными и научно-исследовательскими учреждениями с целью гармоничной интеграции университета в российское и мировое образовательное, научное и культурное пространство;

• в создании завершенного архитектурного и градостроительного облика современного университета, включающего учебные корпуса, общежития, спортивные и культурные сооружения и т.п., для эффективной реализации всех основных процессов деятельности.

Следует подчеркнуть, что стратегические приоритеты развития университета определяются рядом устойчивых тенденций в мировом развитии, изменением социально-экономического базиса страны, а также становлением новой смысловой характеристики высшего образования, сформулированной в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

В этом контексте, важнейшими приоритетами, определяющими

академическую политику, является качество и инновационность. Стратегическая линия БГУ направлена на развитие классического университетского образования, опирающегося на взаимодействие образования, фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение в учебный процесс инновационных технологий и имеющего, в конечном итоге, своей целью воспитание творчески мыслящих, образованных, культурных, профессионально мобильных специалистов, соответствующих требованиям профессиональной деятельности и рынка труда с позиций инновационного развития экономики и науки России.

Отвечая вызовам времени, университет воспринимает меняющиеся условия макросреды как руководство к действию. Так, тенденции международной интеграции, перехода к уровневому высшему образованию, приоритеты инновационного развития всех сфер социально-экономического развития России, обусловили существенное обновление качества подготовки кадров, которое проявилось в том, что в университете:

— более 10 образовательных программ признаны лучшими образовательными программами инновационной России;

— образовательные программы УГС «Экономика и управление» аккредитованы по качеству и гарантиям качества Агентством по общественному контролю качества образования и развития карьеры;

— достигнуты высокие показатели успеваемости студентов;

— стабилен процент выпускников, получающих диплом с отличием;

— сохраняется высокий конкурс среди абитуриентов при поступлении в университет;

— выпускаются специалисты, востребованные на рынке труда;

— ежегодно ряд студентов становятся стипендиатами Правительства Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Ученого совета университета и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитывая текущее состояние и целевые приоритеты развития, в социально-экономическом пространстве региона Брянский государственный

университет уверенно позиционирует себя как современный научно-образовательный и культурный центр, транслирующий традиции классического университетского образования, ориентированный, прежде всего, на подготовку высококвалифицированных кадров для регионального рынка труда.

Список литературы

1. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года URL: http:rosnation.ru/index.php.

2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации URL: http://sinncom.ru/content/reforma/.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» URL: http//www.mon.gov.ru.

Об авторах

Антюхов А.В. — доктор филологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, bgu-bryansk@bk. ru

Фомин Н.В., кандидат педагогических наук, профессор Брянского

государственного университета имени академика И.Г. Петровского, agreement-bgu@yandex. ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *