Национальное достояние

Национальное достояние как разновидность конституционно-правового режима

(на примере природных ресурсов)*

ЕЕ Е.П. Петухова

Аспирантка, научный ассистент кафедры конституционного и муниципального права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20, Российская Федерация. E-mail: katerinp@ yandex.ru.

Н=!»1 Аннотация

В статье говорится о необходимости формализации понятия «национальное достояние» в связи с его широким использованием представительными органами, исполнительными органами государственной власти и правоприменителями. В представленной работе изложены подходы к определению категории «национальное достояние», анализируется происхождение слов «достояние» и «национальный», рассмотрены синонимы национального достояния и используемые в федеральном законодательстве модификации национального достояния (например, публичное достояние многонационального народа России или компоненты национального достояния). Несмотря на отсутствие слова «достояние» в Конституции Российской Федерации, оно активно используется Федеральным Собранием Российской Федерации и представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В статье представлены модели понимания категории «национальное достояние»: «общие вещи для всех», советская модель и широко распространенное декларативное использование термина. Дано сравнение «национального достояния» со схожими терминами и правовыми категориями, такими как «национальное богатство», «общественное достояние», «всенародное достояние», «право собственности», «государственная собственность». Описаны случаи и способы использования термина «национальное достояние» в федеральных нормативных правовых актах. Национальное достояние — это межотраслевая правовая категория, представляющая собой совокупность некоторых объектов; национальное достояние — определенный порядок правового регулирования владения, распоряжения, эксплуатации, других видов использования, а также охраны этих объектов. В статье проанализировано правовое содержание режима национального достояния на примере природных ресурсов. Дана характеристика объектов, признанных объектами национального достояния. Выделены субъекты конституционно-правового режима национального достояния в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Рассмотрена необходимость создания универсального правового режима национального достояния, устанавливающего общие принципы и направления правовых мер регулирования. Отмечены закрепленные в нормативных актах правовые режимы отдельных видов природных объектов, признанных объектами национального достояния. Указаны особенности правового режима национального достояния, особенности управления, в том числе государственного управления, объектами национального достояния в Российской Федерации и в других странах мира.

* В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «На пути к конкурентному правопорядку», выполненного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2013 году, грант №12-05-0006.

Ключевые слова

правовой режим, конституционно-правовой режим, национальное достояние, природные ресурсы, природные объекты, национальное богатство, объекты национального достояния

Достояние — это то, что безраздельно принадлежит кому-либо. Частица «досто» в русском языке используется для усиления достоинства и значения, для придания значимости всему тому, что охватывает термин. Синонимами слова «достояние» являются добро, имущество, собственность, владение; наследие, имение, наследство1. Слово «национальный» означает принадлежность определенной нации, относящийся к жизни определенной нации. Слова «национальный», «народный», «государственный», «общенациональный» являются синонимами2. Таким образом, словосочетания «национальное достояние», «народное достояние», «государственное достояние», «общенациональное достояние» в этимологическом значении — это синонимы. В данной работе будет употребляться термин «национальное достояние».

Конституция Российской Федерации не содержит слова «достояние», у нас нет легального определения термина «национальное достояние». Тем не менее, слово «достояние» широко используется в федеральном законодательстве. Встречаются такие его модификации, как достояние3, национальное достояние Российской Федерации4, национальное достояние России5, национальное достояние народов Российской Федерации6, национальное достояние Российского государства7, достояние народов Российской

2 См.: Там же.

3 Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. № 3612-1 (ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 1992. № 248.

4 Статья 1 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О зерне» // Российская газета. 1993. № 102.

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»» // СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101; постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

7 Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (ред. от 2 июля 2013 г.) «О языках народов Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Федерации8, публичное достояние многонационального народа России9. Кроме этого, в законодательстве упоминаются объекты национального достояния10, объекты общенационального достояния11, компоненты национального достояния12.

Иногда используется термин «национальное богатство», под которым понимают, например, выраженную в денежном эквиваленте совокупность благ, созданных и накопленных обществом за все время его производственной деятельности13. В Законе РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» национальное богатство народов РСФСР определено путем перечисления материальных ценностей естественного происхождения, а также художественных и культурных ценностей14. На наш взгляд, термин «национальное богатство» в контексте данного исследования совпадает с понятием «объекты национального достояния». Во избежание пересечения понятий в работе будет использоваться термин «объекты национального достояния». Следует сказать, что в науке не существует единого подхода к определению «национального достояния». Национальное достояние можно рассматривать с различных сторон.

Выделяется несколько моделей понимания категории «национальное достояние»15. Первая модель: имущество, составляющее национальное достояние, не принадлежит никому, даже государству. Такое имущество объявляется общественным, управляется государством и предоставляется в пользование отдельным лицам. Это объекты, которые по своим природным или объективным свойствам могут находиться только в общественном пользовании. Их основу образуют «общие вещи для всех»16. Их перечень достаточно широк и постоянно пополняется. Например, из числа объектов естественного

8 Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ (ред. от 21 ноября 2011 г.) «О животном мире» // СЗРФ. 1995. № 17. Ст. 1462.

9 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429; Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833.

10 Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 22 апреля 2003 г. № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс»; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 1419-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Якова Константиновича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»» (Документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 36. Ст. 3510.

13 См.: Быбаров А.К, Захаров A.B. Категория «национальное достояние» в юридической науке: проблемы теоретического понимания и применения // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. науч. тр. членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Тамбов, 2010. Вып. 1. С. 113.

«Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. №293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 См.: Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960. С. 91.

происхождения — это воздушное пространство над территорией страны, внутренние морские воды и дно внутренних морей, русла рек, озера, лагуны и иные водоемы естественного происхождения, заливы, бухты, общественные парки, национальные парки, заповедники, заказники и т.д. Данная модель используется в законодательстве некоторых зарубежных стран17. Существование вещей, находящихся в общем употреблении, а потому изъятых из частного обращения, право распоряжаться которыми ограничено даже у государства, признавал Б.Н. Чичерин18.

Вторая модель понимания категории «национальное достояние»: это имущество, юридическим собственником которого является государство, а народ — экономическим. Данная модель использовалась в советскую эпоху для объяснения отождествления государственной собственности и всенародного достояния19.

Третья модель понимания категории «национальное достояние»: объявление чего-либо национальным достоянием преследует декларативную цель. Эта модель охватывает случаи использования термина в качестве лозунга без позитивного содержания20.

Национальное достояние — это не просто межотраслевая правовая категория, представляющая собой совокупность неких объектов (материальных, духовных и интеллектуальных ресурсов и ценностей)21. Признание того или иного имущества (земли, недр, культурных ценностей и т.д.) национальным достоянием порождает определенный порядок правового регулирования владения, эксплуатации, других видов использования, охраны этого имущества, а именно правовой режим этого имущества.

Необходимо отличать национальное достояние от общественного достояния и от права собственности. Режим общественного достояния используется в области регулирования интеллектуальной собственности22. Право собственности, в том числе право государственной собственности, является категорией гражданского права и устанавливается в отношении вещей, которые могут быть объектами права собственности. Объекты национального достояния, и природные ресурсы в частности, являются вещами

17 См.: Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2. С. 57-63.

18 См.: Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005. С. 483.

19 Статьи 5 и 6 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями) //URLhttp://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cNsst 1936.htm#l (датаобращения: 25 сентября 2013 г.); статья 10 Конституции (Основного закона) Союза Советских Социалистических Республик, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // URL http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/c№stl977.htm#i (дата обращения: 25 сентября 2013 г.)

21 См.: Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: сб. науч. тр. по матер. VII Международной научно-практической интернет-конференции 21 мая 2010 г. Тамбов, 2010. С. 20.

общего пользования и имеют нецивилистическую природу, не обладают свойствами предметно-индивидуальной приев айв аемости и юридического обособления23. Так как природные ресурсы не являются результатом труда человека, то и не должны присваиваться и поступать в чью-либо собственность24.

Как правило, режим национального достояния устанавливается в отношении особых, исключительных и специальных объектов и в том случае, когда необходимо подчеркнуть их важность для государства и общества в целом, признание значимости международным сообществом, а также уникальность такого объекта. Категорию «национальное достояние» традиционно связывают с культурными, художественными, археологическими и историческими ценностями, хотя в последнее время эту категорию применяют также к различным природным ресурсам и природным объектам. Объекты национального достояния выполняют экономические, социальные, экологические, культурные и нравственные функции, обеспечивают национальные интересы государства, экономическую и экологическую безопасность страны, способствуют формированию национальной идентичности народа и национального сознания личности. Природные ресурсы в качестве объектов национального достояния представляют собой уникальные природные богатства, формирующие среду обитания человека. Характеристика того или иного объекта как достояния, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, является по своей сути и предназначению обоснованием для установления особенностей правового режима такого объекта25.

Содержание правового режима национального достояния представляет собой общественные отношения, складывающиеся по поводу содержания, управления, использования, эксплуатации, охраны и т.п. объектов национального достояния. Субъектом режима национального достояния является многонациональный народ Российской Федерации; нынешние и будущие поколения (Преамбула Конституции Российской Федерации); народы, проживающие на соответствующей территории (п. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации). Возможность признания у народа правосубъектности в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, связана с признанием народа субъектом конституционно-правовых отношений.

Правосубъектность народа в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, объясняется через народный суверенитет и учредительный характер народовластия26. Поскольку народ является субъектом власти, передающим свои властные правомочия представителям законодательной и исполнительной власти, точно так же народ может быть признан правомочным субъектом в отношении природных ресурсов и природных объектов, признанных объектами национального достояния, в частности многонациональный народ Российской Федерации; народы, проживающие на соответствующей территории, имеют правомочия обладать природными ресурсами, наследовать их от предыдущих поколений, сохранять для будущих поколений, извлекать из них полезные свойства, сохранять, бережно относиться и др.

23 См.: Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2. С. 57-63.

24 См .-.Суханов Е.А. Лекции и праве собственности. М. 1991. С. 29, 64.

25 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

А.П. Бибаров-Государев предлагает создать универсальный правовой режим национального достояния, устанавливающий общие принципы и направления административно-правовых мер регулирования27. Мы разделяем позицию о создании универсального правового режима национального достояния. Хотя, по нашему мнению, эта работа продлится не один год. На текущий момент отсутствует единое понимание не только самого термина «национальное достояние», но и одноименного правового режима, не разработаны структура и правовое содержание режима национального достояния, отсутствует долговременная устойчивая практика по использованию и сохранению уже признанных объектов национального достояния из числа природных объектов.

Обращаясь к вопросу нормативно-правового регулирования режима национального достояния, надо сказать, что в России приняты нормативные правовые акты, устанавливающие правовые режимы отдельных видов природных объектов, признанных объектами национального достояния, и регулирующие отношения по вопросам использования и охраны таких объектов. Например, Закон Российской Федерации «О зерне»28, Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»29, Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»30, постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»»31, постановление Правительства Российской Федерации «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»32 и др. До принятия отдельного Федерального закона «О национальном достоянии России»33 необходимо сосредоточить внимание на эффективном исполнении уже имеющихся правовых норм.

Особенностями режима национального достояния является презумпция преобладания общественных интересов над частными в регулируемой сфере, право неограниченного круга лиц пользоваться соответствующими благами. Одной из особенностей режима национального достояния является обязанность собственника (если таковой имеется) обеспечить охрану данного имущества для будущих поколений, а также установление для собственника дополнительных ограничений, связанных с обеспечением общественных интересов. К таким ограничениям, например, относятся установление

27 См.: Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире… С. 21.

28 Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О зерне» // Российская газета. 1993. № 102.

31 Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 99 (ред. от 27 декабря 2012 г.) «О федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2013 года»» //СЗ РФ. 2006. № 10. Ст. 1101.

32 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4549.

33 См.: Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире… С. 22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

целевого характера использования объекта национального состояния, обязанность поддержания их в надлежащем состоянии, обязанность эффективного использования и недопустимость ограничения свободного распоряжения ими34.

Одной из проблем управления объектами национального достояния в Российской Федерации является преобладание государства в структуре управления природными объектами, признанными объектами национального достояния. В странах западной демократии вопросы управления объектами национального достояния государством сведены к минимуму (Великобритания, США, Австралия). Ведущую роль в сохранении объектов, признанных объектами национального достояния, играют общественные организации и муниципальные власти35. Учитывая мировой опыт, тем не менее мы считаем, что в России, безусловно, необходимо совершенствовать структуру управления в сфере использования и сохранения природных объектов, признанных объектами национального достояния, но не в направлении минимизации государственного участия, а по пути расширения возможностей общественного контроля.

В литературе также высказано предположение, что режим национального достояния в качестве меры охраны подразумевает обязательное установление государственной собственности, что обеспечит эффективный контроль за использованием объектов национального достояния36. На наш взгляд, правовой режим национального достояния мог бы распространяться на природные объекты, признанные объектами национального достояния и находящиеся не только в государственной собственности, но и в муниципальной, а также в частной собственности. Ограничение оборотоспособности и изъятие из оборота не обязательно должно быть связано с установлением государственной собственности37.

В действующем российском законодательстве сформулированы и другие особенности правового режима национального достояния. Так, объекты национального достояния являются предметом мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации38, сведения на объекты национального достояния являются государственной тайной39, граждане имеют право контролировать оптималь-

14 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

16 См.: Прокофьева А.Г. Объекты общественного достояния как составляющая публично-правовой собственности // Тенденции развития юридической науки: «Университетская наука — региону»: матер, междунар. науч.-метод. конф., проводимой в рамках юбилейной 50-й научно-методической конференции преподавателей и студентов. 2005. С. 311; Быбаров-Государев А.П. Теоретико-правовая необходимость обособления понятия «национальное достояние» в правовой науке и законодательстве // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: матер. IX Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2012. С. 17-18.

17 См.: Сосна С.А. О концепции общественного достояния // Государство и право. 1996. № 2. С. 57-63.

18 Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-Ф3 (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 7. Ст. 724.

19 Указ Президента Российская Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203 (ред. от 21 сентября 2011 г.) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. 2007. № 53. Ст. 6550.

ное использованием национального достояния40 в формах, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Правовой режим национального достояния природных ресурсов и природных объектов, учитывая конституционно-правовое положение земли и других природных ресурсов, конституционно-правовой статус многонационального народа Российской Федерации, нынешних и будущих поколений, народов, проживающих на соответствующей территории, представляет собой отдельный вид конституционно-правового режима природных ресурсов.

Конституционно-правовой режим национального достояния применительно к природным ресурсам необходим для установления специального правового регулирования управлением, использованием и охраной отдельных видов природных объектов. Такой правовой режим должен быть установлен в отношении особых, исключительных и уникальных природных объектов, важность которых для общества и государства установлена, признана и неоспорима.

Библиография

Бибаров А.П. Специальный правовой режим национального достояния // Развитие молодежной юридической науки в современном мире: сб. науч. тр. по матер. VII Международной научно-практической Интернет-конференции 21 мая 2010 г. Тамбов, 2010.

Бибаров А.П., Захаров A.B. Категория «национальное достояние» в юридической науке: проблемы теоретического понимания и применения // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. науч. тр. членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Тамбов, 2010. Вып. 1. Бибаров-1осударев А.П. Теоретико-правовая необходимость обособления понятия «национальное достояние» в правовой науке и законодательстве // Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире: матер. IX Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2012.

Бибаров-кюударев А.П. Юридическая конструкция национального достояния // Актуальные проблемы юридической науки и практики: сб. научн. тр. членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». Тамбов, 2011. Вып. 2.

Закон РСФСР от 31 октября 1990 г. №293-1 «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР. 1990. № 22. Ст. 260.

Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4973-1 (ред. от 18 июля 2011 г.) «О зерне» // Российская газета. № 102. 29.05.1993.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЭ (ред. от 4 марта. 2013 г.) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.

40 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина A.B. Жмаковского» // СЗ РФ. 2004. № 19 (ч. 2). Ст. 1923.

Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, утверждена Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года (с последующими изменениями и дополнениями) // URL http://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/cnst1936.htm#1 (дата обращения: 25 сентября 2013 г.).

Курмазов В.В., Цыгир A.A. Российские тихоокеанские лососи — национальное достояние России // Рыбное хозяйство. 2010. № 2.

Мелентьев ГБ., Короткий В.М., Малинина E.H., Самонов А.Е. Торф — национальное достояние России: перспективы многоцелевого использования и экологическая безопасность // Экология промышленного производства. 2011. № 1. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права. М., 1960.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2011 г. № 1419-0-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Власова Якова Константиновича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (документ опубликован не был) // СПС «КонсультантПлюс».

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г.) (ред. от2 июля 2013 г.)// Российская газета. №248. 17.11.1992. Панов С.Ю. Многообразие подходов к использованию термина народное достояние // Право и общество. Архангельск, 2004.

Пернатые коллекции — национальное достояние // Птицеводство. 2003. № 1. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» // СЗ РФ. 2000. № 25. Ст. 2728.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №3. С.. 429.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. №8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» //СЗ РФ. 2004. № 18. Ст. 1833.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2004 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов «О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на 2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним в связи с запросом группы членов Совета Федерации и жалобой гражданина A.B. Жмаковского» //СЗ РФ. 2004. № 19 (ч.2). Ст. 1923. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О , Moscow. (in Russian)

Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. (1949) Tolkoviy Slovar’ Ozhegova , (in Russian)

Sukhanov E.A. (1991) Lektsii o prave sobstvennosti , Moscow, (in Russian)

Federal’nyy zakon ot 24.04.1995 №52-FZ (red. ot 21.11.2011) «O zhivotnom mire» // Sobranie Zakonodatel’stva RF. 24.04.1995. №17. ST. 1462

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *