НДС на транспортные услуги

Пассажирские перевозки и НДС

Здравствуйте, уважаемый автор вопроса! Исходя из содержания представленной Вами темы, ответ разобью на части. Итак:

1) Основные принципы организации работы перевозчиков закреплены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно данному закону по маршрутам регулярных перевозок с регулируемым тарифом перевозчики получают право на оказание услуг на основании государственного контракта, заключенного по результатам торгов, проведенных в соответствии с Законом о госзакупках. При этом к контракту выдаются карты маршрутов на каждое транспортное средство.

В случае с нерегулируемыми тарифами — на основании свидетельств и карт маршрутов, выдаваемых на срок не менее пяти лет победителям конкурсов, проводимых согласно региональному законодательству.

В силу положений ГК РФ по договору простого товарищества (по своей сути — договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Если перевозчики договорились о стоимости проезда на конкретном маршруте, то она не может быть больше той, что определена высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

2) Стороны договора совместной деятельности (простого товарищества, о котором Вы ведете речь) не образуют новое юридическое лицо (п. 1 ст. 1041 ГК РФ), следовательно, простое товарищество не регистрируется в налоговой инспекции и не является плательщиком налогов (ст. 19 НК РФ).

Таким образом, все налоги (в т. ч. с доходов и имущества, полученных в рамках совместной деятельности) каждый участник простого товарищества платит самостоятельно.

Однако НДС составляет исключение, так как по договору простого товарищества его должен рассчитать и перечислить в бюджет участник, ведущий общие дела (ст. 174.1 НК РФ) либо по договоренности сторон.

Следовательно, в таком случае следует опираться на содержание договора простого товарищества, содержание которого подлежит буквальному толкованию согласно статье 431 ГК РФ и который может потребовать налоговый орган для камеральной проверки представленных Вами отчетов с целью определения правильности уплаченных налогов.

Порядок расчета остальных налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

3) Нормами Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при оказании транспортных услуг возможно как применение всех установленных ставок, так и освобождение от НДС транспортных услуг.

По большинству транспортных услуг, оказываемых на территории РФ, перевозчик, применяющий ОСНО, обязан начислять НДС по ставке 18%.
В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, то он не обязан начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349).
Согласно ст. 346.11 НК РФ не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, то они не обязаны начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.
При этом глава 26.3 Налогового кодекса РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на эту систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо ЕНВД) подпункта 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. При наличии таких условий перевозчик освобождается от начисления НДС при реализации транспортных услуг — п. 4 ст. 346.26 НК РФ .
Если же услуги перевозки осуществляются за пределы РФ, НДС уплачивать не нужно: в соответствии с п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ применяется ставка 0 % НДС при осуществлении перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ.

ФНС РФ в письме № СД-4-3/21122@ от 08.11.16 разъяснила вопрос налогообложения НДС операций по реализации услуг по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок, в том числе в пригородном сообщении, с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте.
В соответствии пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ освобождается от налогообложения реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного), а также пригородным транспортом, при соблюдении ряда условий.
Статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» к регулярным перевозки пассажиров и багажа относятся, в том числе перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом на запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, при оказании услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, а также услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в пригородном сообщении, в том числе при оказании услуг по перевозке пассажиров по маршрутам регулярных перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте (за исключением такси, в том числе маршрутного), по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, применяется указанное выше освобождение от налогообложения НДС.

4) Также обращаю Ваше внимание на письмо Минфина от 02.08.2017 N 03-07-15/49579, в котором разъяснен вопрос налогообложения НДС работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта.

Удачи! Если возникли дополнительные вопросы или требуется более подробная консультация, обращайтесь на мой эл. адрес.
Буду вам благодарна за оценку ответа. Надеюсь, он стал полезен. С уважением, 2014_jurist@inbox.ru

НДС – косвенный налоговый сбор, введённый для изъятия в пользу бюджета некоторого части стоимости услуг, товаров или работ. Размер стоимости, с которой взимается налог, формируется на протяжении всего процесса создания продукта, и НДС перечисляется в бюджет после того, как товар, услуга реализуется в условиях свободного рынка.

Advertisement

Такое положение дел увеличивает себестоимость продукции и снижает её конкурентоспособность. Однако в некоторых случаях законом устанавливается нулевая налоговая ставка. Предпринимателей интересует, когда применяется ставка НДС ноль процентов и на каких условиях можно добиться такого послабления со стороны ФНС.

Правила подтверждения нулевой ставки НДС

Advertisement

Важно! Компания не может торговать на экспорт по нулевой ставке припасами, относящимися к категории товаров, имеющих для России особое значение, в частности ресурсы. Допускается это, если представляются документы подтверждающие ставку НДС 0%:

  • контракт между вверенными лицами и налогоплательщиками, подтверждающий ведение торговли за пределами РФ;
  • таможенная декларация, служащая подтверждением того, что товар был проверен и отправлен за границу страны через официальный контрольный пункт;
  • сопроводительные и транспортные документы с таможенными отметками, разрешающими отправку конкретного вида товара.

Если товар планируется продавать через посредников, то придётся составить договор на данное лицо с подписанием его обеими сторонами и указанием сведений обо всех гражданах, участвующих в сделке и описанием самой продукции. Надо соблюсти сроки подтверждения 0 ставки НДС при экспорте, которые составляют 180 дней, после того, как была оформлена таможенная декларация.

Внимание! Камеральная проверка предоставленных документов будет выполняться в течение 3-х месяцев.

Advertisement

Налоговая служба проверяет документы на предмет выявления ошибок и достоверности предоставленных сведений. Если возникают подозрения, связанные с несоответствием предоставленных данных, то органы ФНС требуют от налогоплательщика дополнительные документы, служащие подтверждением его правоты. Если документы, подтверждающие 0 ставку НДС при экспорте, не будут предоставлены по требованию сотрудников ФНС, то налоговики принимают решение о несоответствии предоставленных сведений. Когда бумаги высылаются в ФНС, но позже установленного срока, а именно 180 дней, то на продукцию, экспортируемую за рубеж, накладывают НДС в размере 10 или 18%, в зависимости от категории продукции. Если налогоплательщиком была допущена серьёзная просрочка при подаче документов, то он дополнительно уплачивает пеню.

Определение ставки НДС при реализации товаров и услуг через комиссионеров

Если товар продаётся посредством комиссионера, то предусмотрено начисление НДС во время отгрузки продукции потребителям или в момент, перечисления ими предоплаты. Когда продукт передают комиссионерам, то налогооблагаемые операции не образуются. Первичный документ, связанный с продажей продукции, может служить подтверждением конкретной операции, и образование объекта налогообложения происходит применительно только к данной сделке.

Важно знать! Повышение НДС до 20 процентов в 2019 году — чем грозит бизнесу и обычным гражданам?

Следовательно, подтверждение нулевой ставки НДС при экспорте при работе с комиссионерами не требуется и обусловлено это положениями, указанными в ст. 167 Налогового кодекса России. Указанной статьёй определены особые правила, связанные с формированием налоговой базы при продаже продукции с задействованием третьих лиц. Обязательным условием является заключение соответствующих соглашений поручений, агентских договоров и комиссии. Следовательно, налогоплательщик устанавливает налоговую базу в соответствии с требованиями ст. 167 НК, если для реализации продукта привлекается комиссионер.

Устанавливая НДС при экспорте, подтверждение нулевой ставки по декларации не требуют при участии в торговых операциях комиссионеров на основании пленарного постановления ВАС РФ №33, принятого 30.05.2014 года.

Просрочка подачи документов для подтверждения НДС при экспорте: что делать?

Особенно внимательно надо относиться предпринимателям к просрочкам при подаче документов для подтверждения нулевой ставки. Если юридические лица не укладываются в отведённые 180 дней с момента помещения продукции под экспортную таможенную процедуру, проводимую в соответствии с п. 9 ст. 165 НК, то ФНС принимает решение об исчислении налога на добавленную стоимость по ставке 18% или 10%.

Делается это в соответствии с положениями, указанными в третьем абзаце ст. 165 п. 9, а налоговая база, при этом, исчисляется со дня отгрузки из-за чего, юридические лица вынуждены сделать подтверждение 0 ставки НДС посредством уточнённой декларации, включающей период отгрузки в соответствии с требованиями, указанными в статьях 81 и 167 НК. Компании, не сумевшие представить необходимые документы в течение 180 дней, считаются юридическими лицами, нанесшими бюджету ущерб и для них, на основании ст. 75 НК не начисляются пени, так как основания в данном случае отсутствуют, поскольку обязанность уплатить налог наступает с 181 дня.

Платить пени, в соответствии с требованием ВАС РФ, надо в случае, если НДС не уплатили по истечению 181 дня, руководствуясь положением № 15326/05, принятым в мае 2006 года. Несмотря на то, что нижестоящие судебные инстанции становятся на сторону плательщиков налогов, что следует из постановления № А65-20208/2010, изданного для ФАС на Поволжье в июле 2011 года. Несмотря на это, если подтверждение 0 ставки НДС при экспорте не выполнено в установленные сроки, ФАС настаивает на том, что пени надо рассчитывать с момента отгрузки, что сообщено территориальным инспекциям в письмах Минфина.

Интересный факт! Данный момент практически не регулируется точными законодательными нормами, поэтому если налогоплательщик не желает выяснять отношения с налоговой территориальной инспекцией в суде, то лучше рассчитывать пени со дня отгрузки.

Если допущена просрочка, то подтверждение нулевой ставки НДС осуществляется по следующему алгоритму:

  • подача уточнённой декларации с учётом периода отгрузки;
  • обязательно заполните в декларации раздел № 6;
  • перечислите в бюджет пени и налог по определённой инспекцией ставке НДС;
  • подайте уточнённую декларацию за I квартал, вписав необходимую информацию в раздел IV;
  • отразите НДС по строке 040 раздела IV, указав сумму, внесённую в связи с неподтверждённым экспортом.

Указанная сумма снизит налоговый сбор, который надо внести в соответствии с поданной декларацией.

Какие товары и услуги облагаются НДС 0%

Осталось определить, какие товары облагаются НДС по ставке 0% в соответствии со ст. 164 НК. Касается эта льгота следующих категорий услуг и товаров:

  1. Транспортировка отечественными перевозчиками экспортной продукции за пределы страны.
  2. Постройка судов, регистрируемых в отечественном интернациональном реестре.
  3. Ставка 0% по НДС применяется в отношении припасов, увезённых из РФ в таможенном режиме.
  4. Товары, используемые дипломатическими иностранными представительствами и организациями к ним приравненными.
  5. Драгоценные металлы.

Также нулевая ставка НДС используется в следующих случаях:

  1. Космические объекты и техника.
  2. Транспортировка товаров и пассажиров за пределы России.
  3. Таможенный транзит.
  4. Сопровождение и организация экспортных перевозок.
  5. Экспортный таможенный режим.

Устанавливается 0 ставка НДС при экспорте в строго определённых законом случаях при соблюдении налогоплательщиками, требований, указанных в соответствующих статьях Налогового кодекса. Зная, как подтвердить 0% ставку НДС при экспорте, можно избежать лишних трат, своевременно подав декларацию в установленной форме.

Применение ставки 0% по транспортным услугам

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ продавцы применяют обложение НДС транспортных услуг, используя ставку 0% при осуществлении:

  • международных перевозок товаров с пунктом отправления/назначения за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;
  • транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;
  • услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;
  • перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления/назначения за пределами РФ;
  • пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (в период с 01.01.2015 по 31.12.2029);
  • перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении по России (с 01.01.2017 по 31.12.2029);
  • внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления/назначения на территории Республики Крым или г. Севастополя, а также на территории Калининградской области.

С 2018 года из НК РФ исключена норма, согласно которой предоставление ж/д составов и контейнеров для перевозки экспортных товаров облагалось НДС 0%, только если эти составы и контейнеры находились в собственности у налогоплательщика или были арендованы.

Для того чтобы воспользоваться данной ставкой в отношении перевозок за пределы РФ, налогоплательщику необходимо представить следующий пакет документов:

  • копии договоров с контрагентами (в виде единственного или нескольких документов);
  • копии товаросопроводительных/транспортных документов или их реестр;
  • копии таможенных деклараций или их реестр.

Перечисленные документы представляются в налоговые органы в течение 180 дней, отсчитанных от даты проставления отметки таможенниками на товаросопроводительных документах (п. 9 ст. 165 НК РФ). В случае если налогоплательщик не соберет необходимый пакет документов в срок, он вынужден будет уплатить в бюджет НДС по ставке 18%.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От ставки НДС в размере 0% можно отказаться.

Читайте подробнее .

Применение ставки 18% по транспортным услугам

Согласно п. 3 ст. 164 НК РФ, во всех остальных случаях продавцы, применяющие в качестве режима налогообложения ОСНО, облагают НДС транспортную услугу по ставке 18%. При оказании российской организацией услуг по транспортировке в рамках договора с иностранной организацией, которая не имеет представительства на территории РФ, если пункты назначения и отправления находятся на территории РФ, в силу норм подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, российской организации необходимо начислить и уплатить НДС в бюджет по ставке 18%.

Еще один случай применения 18% ставки по транспортным услугам — когда иностранный перевозчик, не имеющий представительства в РФ, оказывает услуги российской организации или ИП на территории РФ. В этой ситуации у российской компании — заказчика услуг возникает обязанность налогового агента: согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, место оказания данных услуг будет определяться по нахождению покупателя услуг — российской организации, которая обязана удержать НДС из стоимости услуг по ставке 18% и перечислить его в бюджет.

Следует отметить, что транспортные услуги могут быть оказаны как в рамках договора поставки какой-либо продукции, так и в рамках посреднического договора. При этом нужно иметь в виду, что в случае, когда стоимость транспортных услуг подлежит возмещению покупателем, он не может по ним взять НДС к вычету (письмо Минфина РФ от 06.02.2013 № 03-07-11/2568). В случае же заключения посреднических договоров перевозчик начисляет НДС только с суммы вознаграждения (письмо Минфина РФ от 29.12.2012 № 03-07-15/161).

Кроме того, при наличии посреднического договора продавец товара, приобретая данные услуги от своего имени, выступает агентом (комиссионером) транспортных услуг, поэтому покупателю помимо счета-фактуры на товар он выписывает еще и счет-фактуру на данную услугу. Причем в этом счете-фактуре в строке 2 он указывает продавцом не себя, а транспортную компанию (ее полное или сокращенное наименование), осуществившую доставку товара (подп. «в» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137).

В ситуации, при которой в рамках посреднического договора российская компания или ИП выполняет функции агента (комиссионера) транспортных услуг, находясь на УСН, обязанность исчислить и уплатить НДС вытекает из положений подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ.

Освобождение от начисления НДС

Согласно подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, когда пункты отправления и назначения расположены за пределами РФ, транспортная доставка относится к услугам, которые осуществляются не на территории РФ. В подобном случае нет необходимости начислять НДС налогоплательщиком. Также не возникает НДС при перевозке пассажиров по установленным тарифам городским и общественным транспортом в силу подп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В случае если перевозчик применяет специальный режим налогообложения и действует на территории РФ, у него также нет обязанности начислять НДС по транспортным услугам (письмо Минфина от 24.11.2016 № 03-07-08/69349). Ст. 346.11 НК РФ предусмотрено, что не признаются плательщиками НДС лица, применяющие УСН. Таким образом, если организация или ИП находятся на УСН, у них нет обязанности начислять и уплачивать НДС по транспортным услугам.

Кроме того, гл. 26.3 НК РФ предусматривает использование системы ЕНВД по деятельности, связанной с перевозкой грузов и пассажиров. Переход на данную систему налогообложения по указанному виду деятельности возможен при соблюдении (помимо общих требований перехода на ЕНВД) условия подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ: налогоплательщик должен иметь в собственности не более 20 транспортных средств. Таким образом, на основании п. 4 ст. 346.26 НК РФ данный перевозчик будет освобожден от начисления НДС при реализации транспортных услуг.

Транспортная экспедиция и посредничество — в чем разница

Прежде всего определим, что представляет собой договор транспортной экспедиции и чем он отличается от других договоров.

По договору экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Причем он вовсе не обязан перевозить груз лично, а может лишь организовать перевозку. То есть экспедитор не обязательно должен быть и перевозчиком, он может нанять для перевозки третье лицо, действуя как от своего имени, так и от имени заказчикап. 1 ст. 801 ГК РФ.

Однако не надо путать договор транспортной экспедиции с посредническим (договором поручения, комиссии или агентским договором)п. 1 ст. 971, п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 1005 ГК РФ. Ведь посредник, как правило, лишь берется найти для доверителя покупателя или продавца товаров и заключает с ним сделки, но сам услуги доверителю оказывает крайне редко.

В то же время нельзя приравнять договор транспортной экспедиции и к договору перевозки. Ведь предмет договора перевозки — исключительно доставка грузап. 1 ст. 785 ГК РФ. А транспортная экспедиция подразумевает оказание услуг, связанных с перевозкой груза. А это не только доставка груза, но и другие услуги, необходимые для его доставкип. 1 ст. 801 ГК РФ, в частности:

  • оформление документов на груз;
  • прохождение таможенных процедур;
  • уплата таможенных пошлин и сборов;
  • упаковка груза;
  • погрузка и разгрузка;
  • проверка количества и состояния товара после погрузки-разгрузки;
  • хранение товаров;
  • получение груза.

Именно поэтому транспортная экспедиция — самостоятельный вид договора, несмотря на его схожесть с другими. Он регулируется отдельной главой ГК РФгл. 41 ГК РФ. Дополнительно транспортно-экспедиционная деятельность регулируется отдельным ЗакономФедеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусматривающим, в частности, специальные документы, которые должен составлять экспедиторп. 2 ст. 2, п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ:

  • поручение экспедитору — «дополняет» договор, содержит условия выполнения услуг экспедитором;
  • экспедиторская расписка — составляется при получении груза, подтверждает, что груз экспедитором получен для перевозки;
  • складская расписка — составляется при получении груза на ответственное хранение.

Формы и порядок оформления этих документов утверждены Минтрансом Россиип. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554; приложения к Приказу Минтранса России от 11.02.2008 № 23.

Таким образом, договор транспортной экспедиции нельзя приравнять к какому-нибудь договору, он уникален.

Транспортная экспедиция с точки зрения контролирующих органов и судов

Договоры транспортной экспедиции, по которым экспедитор только доставляет груз или только находит непосредственных перевозчиков, заключают редко. Гораздо чаще экспедитор оказывает заказчику дополнительные услуги, например производит погрузку, оформляет документы и т. п. И как раз в этом случае налоговики начинают трактовать такой договор так, как им удобно.

Международная экспедиция для экспедитора до и после 2011 г.

Так, при международных перевозках налоговики часто называли договор транспортной экспедиции посредническим. И на этом основании отказывали в применении ставки 0%п. 1 ст. 156 НК РФ; Письма Минфина России от 12.05.2011 № 03-07-08/147, от 18.03.2011 № 03-07-08/74, от 18.03.2009 № 03-07-08/58; Письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139247.

С этого года в НК РФ прямо указано, что услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, облагаются НДС по ставке 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Однако не все услуги, оказываемые в рамках договора транспортной экспедиции, облагаются по ставке 0%. Перечень этих услуг дан в НК РФ, и он закрытый. И только по ним экспедитор может применять ставку 0%подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Кроме того, не забудьте собрать необходимый пакет документов, подтверждающих право на применение нулевой ставкист. 165 НК РФ.

Но учтите: контролирующие органы настаивают на том, что по нулевой ставке облагаются только услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции. И формально для этого есть повод, это следует из самой нормы НК РФподп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. Если экспедитор произвел погрузочно-разгрузочные работы по отдельному договору, то по ним нельзя применить ставку 0%Письма Минфина России от 29.07.2011 № 03-07-08/244, от 13.05.2011 № 03-07-08/148. Иную точку зрения вам придется отстаивать в суде.

Что касается транспортно-экспедиторских услуг, которые вы оказывали до 01.01.2011, то здесь возможны проблемы. В ранее действовавшей редакции ст. 164 НК РФ прямого указания на то, что такие услуги облагаются НДС по ставке 0%, не было. Сам же договор международной экспедиции, как мы уже сказали, налоговики рассматривали как посреднический.

Но суды обычно поддерживали экспедиторов, указывая на то, что договор транспортной экспедиции — это самостоятельный вид договора и экспедиторские услуги, оказываемые в отношении экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 0%, даже если они оказаны до 01.01.2011Постановления ФАС МО от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07; Решение АС г. Москвы от 04.05.2008 № А40-53580/07-104-296.

«Внутренняя» экспедиция для экспедитора

Когда речь идет о внутренних перевозках, контролеры, наоборот, утверждают, что экспедитор посредником быть не может. И настаивают на включении в налоговую базу по НДС всех денег, полученных от заказчиков, в том числе подлежащих перечислению третьим лицам — непосредственным исполнителям услуг, а не только части, составляющей вознаграждение экспедиторап. 1 ст. 156 НК РФ.

Поэтому для того, чтобы не спорить с налоговиками по поводу налоговой базы по НДС, вместо договора транспортной экспедиции лучше заключить посреднический договор, если вы:

  • оказываете экспедиторские услуги на территории РФ;
  • все услуги для ваших заказчиков непосредственно выполняют третьи лица (вы сами ничего не перевозите, не грузите).

Тогда исчислять НДС, и без споров, вы будете только со своего вознагражденияп. 1 ст. 156 НК РФ. А счета-фактуры на стоимость перевозки и других сопутствующих услуг, полученные от непосредственных исполнителей, вы будете перевыставлять своим заказчикамп. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж… утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@.

Если же часть услуг вы оказываете сами, а для каких-то привлекаете третьих лиц — заключите отдельные договоры:

  • транспортной экспедиции — на услуги, оказываемые вами;
  • посреднический — на услуги, оказываемые третьими лицами.

Так вы избежите ненужных споров с контролирующими органами.

Если на все услуги уже заключен договор транспортной экспедиции, то в случае спора вам надо будет доказать, что по всем или каким-то отдельным услугам, оказываемым в рамках договора, вы выступаете как посредник, то есть:

  • сами услуги не оказываете, а только находите лиц, которые это сделают, и получаете за это вознаграждение (оно должно быть указано в договоре);
  • все затраты по этим услугам несет заказчик.

В этом случае в суде у вас есть шанс доказать, что вы должны исчислять НДС лишь с вознагражденияПостановления ФАС СЗО от 22.10.2009 № А56-55513/2008; ФАС ЦО от 03.09.2009 № А54-1111/2008С18; Девятнадцатого ААС от 19.10.2010 № А36-2127/2010; Двадцатого ААС от 26.03.2010 № А54-3115/2009С4.

Экспедиция для заказчика

Если вы заказываете международную перевозку, облагаемую НДС по ставке 0%, то заявлять к вычету вам нечего, в выставленном счете-фактуре налог будет равен нулю.

По «внутренней» же экспедиции вы получите от экспедитора:

  • <или>единый счет-фактуру на всю стоимость оказанных услугстатьи 168, 169 НК РФ;
  • <или>перевыставленные счета-фактуры третьих лиц и счет-фактуру экспедитора на сумму его вознагражденияп. 1 ст. 156, ст. 169 НК РФ; п. 3, п. 11, п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж… утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914; п. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/85@.

С тем, что экспедитор вправе перевыставлять счета-фактуры по услугам, которые непосредственно оказаны третьим лицам, не спорит и МинфинПисьма Минфина России от 14.11.2006 № 03-04-09/20, от 30.03.2005 № 03-04-11/69.

***

Чтобы было меньше споров по транспортно-экспедиторским услугам, четче формулируйте условия договора. Тогда, даже если спор дойдет до суда, договор будет отличным доказательством вашей правоты. Ведь не стоит забывать, что дело не в названии договора, а в его сути.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Документооборот»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *