НДС в бюджетном учреждении

Учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях (Беспалов М.В.)

Вопросы учета налога на добавленную стоимость (НДС) являются одними из наиболее сложных в практике бюджетных учреждений. Это связано с тем, что некоторые виды доходов бюджетной сферы освобождены от обложения НДС, в частности субсидии на выполнение государственного задания, в результате чего расходы необходимо делить на расходы, используемые в льготном виде деятельности, и расходы, направленные на осуществление коммерческой деятельности.
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета НДС при реализации товаров (работ, услуг), порядок учета НДС при выполнении бюджетным учреждением обязанностей налогового агента, получении и оплате аванса, а также порядок отражения «входного» НДС и постановки НДС на вычет.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории России признается объектом обложения НДС. Товары (работы, услуги) считаются реализованными, если право собственности на них переходит от продавца к покупателю (право собственности на результаты выполненных работ (оказанных услуг) переходит от исполнителя к заказчику) (п. 1 ст. 39 НК РФ). Безвозмездная передача права собственности на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) также признается реализацией и облагается НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Реализацией признается и передача имущественных прав, следовательно, такие операции также облагаются НДС.
При этом отдельные операции реализацией не признаются и, следовательно, не являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в п. 2 ст. 146 НК РФ. Так, не является объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Вместе с тем при реализации основных средств (товаров) такие учреждения обязаны рассчитать и уплатить данный налог в общем порядке.
Начислять НДС к уплате в бюджет необходимо применительно ко всем операциям, признаваемым объектами налогообложения, момент определения налоговой базы которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 4 ст. 166 НК РФ).
При реализации товаров (работ, услуг) налоговой базой по НДС признается выручка. Размер выручки определяется исходя из всех доходов учреждения, связанных с расчетами по оплате этих товаров (работ, услуг) (п. 2 ст. 153 НК РФ). В общем случае выручку от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывают исходя из тех цен, которые установлены в договоре с покупателем (заказчиком). Считается, что эти цены соответствуют рыночным (п. п. 1 и 3 ст. 105.3 НК РФ).
В некоторых случаях налоговая база по НДС определяется в особом порядке, в том числе при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, реализации имущественных прав, а также реализации других товаров (работ, услуг), перечисленных в ст. 154 НК РФ.
Моментом определения налоговой базы в целях расчета НДС является наиболее ранняя из следующих дат:
— день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг);
— день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Таким образом, начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты — в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Например, если бюджетное учреждение отгрузило покупателю товары, то по этой операции оно должно начислить НДС, даже если оплата от покупателя не поступила (п. 1 ст. 167 НК РФ).
В учете бюджетных учреждений расчеты по НДС отражаются на сч. 30304 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость» (п. 259 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция к Единому плану счетов N 157н)).
Порядок начисления НДС в бухгалтерском учете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:
— по реализации (безвозмездной передаче);
— по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;
— по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;
— по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;
— по операциям, НДС по которым учреждение начисляет как налоговый агент.
Кроме того, расчеты по НДС включают в себя:
— начисление НДС;
— отражение «входного» НДС;
— принятие НДС к вычету;
— восстановление НДС;
— уплату НДС;
— возмещение НДС.
Начисление НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, отражается следующей бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 240110130 (240110172, 240110120) К-т сч. 230304730 — начислен НДС по операциям, признаваемым объектами обложения НДС, например при выполнении работ (оказании услуг), реализации нефинансовых активов, сдаче имущества в аренду.
При этом НДС независимо от объекта обложения перечисляется в бюджет по статье 130 Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Данное требование относится к платежам, а не к начислениям, поэтому бюджетное учреждение может начислять НДС по разным кодам КОСГУ (в зависимости от операции), а оплачивать должно по единому коду КОСГУ. Однако для упрощения учета лучше начислять и уплачивать НДС по единому коду КОСГУ. В связи с отсутствием официальных разъяснений по данному вопросу порядок отражения НДС целесообразно согласовать с учредителем и закрепить в учетной политике учреждения.
Если бюджетное учреждение выполняет обязанности налогового агента по НДС (например, при аренде государственного имущества), то формируется следующая бухгалтерская запись: Д-т сч. 30224830 (30226830, 30225830) К-т сч. 30304730 — начислен НДС по операциям налогового агента, подлежащий перечислению в бюджет.
В свою очередь начисление НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — начислен НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Если же в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, то в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Начисление НДС с полученной суммы предоплаты в учете отражается проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — начислен НДС с аванса, полученного бюджетным учреждением в счет предстоящих поставок.
При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (п. п. 8 и 5 ст. 171 НК РФ): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.
«Входной» НДС следует отражать на сч. 21001 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам», если приобретенные товары (работы, услуги, имущественные права) будут использоваться в рамках деятельности, облагаемой НДС (п. 224 Инструкции к Единому плану счетов N 157н). В противном случае налог необходимо включать в стоимость приобретенного имущества (работ, услуг). В бухгалтерском учете «входной» НДС отражается следующей проводкой: Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30221730 (30224730, 30226730, 30225730 и т.д.) — отражена сумма налога, предъявленная бюджетному учреждению поставщиком (подрядчиком) по приобретенным товарам (работам, услугам, имущественным правам) (п. 112 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция N 174н)).
Принятие к вычету сумм «входного» НДС отражается следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету НДС бюджетным учреждением.
Списание сумм «входного» НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов, работ, услуг (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) отражается следующей проводкой: Д-т сч. 10960221 (10960225, 10960226) К-т сч. 21001660 — списан «входной» НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг).
Если какие-либо расходы для целей налога на прибыль принимаются по нормативам (например, представительские расходы), то и вычет по НДС можно применить только в пределах этих нормативов (п. 7 ст. 171 НК РФ). Оставшуюся сумму «входного» НДС необходимо списать в расходы: Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 — списан «входной» НДС по сверхнормативным расходам (п. п. 113 и 153 Инструкции N 174н).
Восстановление НДС отражается следующими проводками:
Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30304730 — восстановлен «входной» НДС, ранее принятый к вычету;
Д-т сч. 40120222 (40120226) К-т сч. 21001660 — списана восстановленная сумма НДС.
Перечисление НДС в бюджет отражается следующим образом:
— НДС, начисленный при выполнении собственных операций, — уменьшение доходов по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ;
— НДС, начисленный при выполнении обязанностей налогового агента, — по статье КОСГУ, по которой у учреждения возникли расходные обязательства. Например, при выполнении обязанностей налогового агента при аренде имущества по подстатье 224 «Арендная плата за пользование имуществом» КОСГУ.
В бухгалтерском учете при перечислении НДС в бюджет формируется следующая проводка:
Д-т сч. 30304830 К-т сч. 20111610 — уплачен НДС;
К-т сч. 17 (код КОСГУ) — отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС в уменьшение доходных статей КОСГУ);
К-т сч. 18 (код КОСГУ) — отражено выбытие средств со счета учреждения (при перечислении НДС по операциям налогового агента) (п. 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовые счета 17 и 18)).
В случае возмещения НДС из бюджета формируются бухгалтерские проводки:
Д-т сч. 20111510 К-т сч. 30304730 — возвращены на счет бюджетного учреждения суммы НДС к возмещению;
Д-т сч. 17 (код КОСГУ) — отражено поступление средств на счет бюджетного учреждения;
Д-т сч. 30303830 (30305830) К-т сч. 30304730 — зачтены суммы НДС к возмещению в счет платежей учреждения по другим налогам (п. п. 131 — 133 Инструкции N 174н, Инструкция к Единому плану счетов N 157н (сч. 20101, 30300, забалансовый счет 17)).
Отражение в бухгалтерском учете сумм «входного» НДС, предъявленного поставщиком (исполнителем) при перечислении аванса (частичной оплаты) бюджетным учреждением, отражается проводкой (при наличии счета-фактуры на аванс продавца (исполнителя)): Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660, субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных», — принят к вычету НДС, уплаченный поставщику в составе аванса.
Восстановление НДС, принятого к вычету бюджетным учреждением с выданного аванса, отражается бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 21001560 К-т сч. 30234730 (30231730, 30226730) — учтен «входной» НДС по оприходованным товарам (работам, услугам);
Д-т сч. 21001560, субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных», К-т сч. 30304730 — восстановлен НДС, ранее принятый к вычету с выданного аванса;
Д-т сч. 30304830 К-т сч. 21001660 — принят к вычету «входной» НДС по оприходованным товарам (работам, услугам) (п. п. 112, 113, 131, 133 Инструкции N 174н).
Рассмотрим пример учета в бюджетных учреждениях операций, облагаемых НДС.
Пример. Бюджетное учреждение «Университет» (покупатель) и общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Мокша» (продавец) заключили договор поставки материалов. Университет приобретает материальные запасы для использования в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС.
Согласно договору поставки ООО «Мокша» отгружает материалы бюджетному учреждению «Университет» на условиях 20% предоплаты. В мае 2014 г. в счет предстоящей поставки «Университет» перечислил продавцу аванс в сумме 11 800 руб. (в том числе НДС — 1800 руб.). В июне 2014 г. «Университет» оприходовал материальные запасы, поставленные ООО «Мокша». Стоимость материалов по договору составила 59 000 руб. (в том числе НДС — 9000 руб.).
В учете бюджетного учреждения бухгалтерские проводки будут отражаться следующим образом.
В мае 2014 г. — на момент перечисления предоплаты:
Д-т сч. 220634560 К-т сч. 220111610 — 11 800 руб. — перечислен аванс в счет предстоящей поставки материалов;
К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) — 11 800 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.
После получения от поставщика счета-фактуры на сумму аванса в учете учреждения отражаются записи:
Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660, субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных», — 1800 руб. — принят к вычету НДС, перечисленный поставщику в составе аванса.
В июне 2014 г. в учете бюджетного учреждения формируются проводки:
Д-т сч. 210536340 К-т сч. 230234730 — 50 000 руб. — оприходованы материальные запасы;
Д-т сч. 221001560 К-т сч. 230234730 — 9000 руб. — учтен «входной» НДС по оприходованным материалам;
Д-т сч. 221001560, субсчет «Расчеты по НДС с авансов выданных», К-т сч. 230304730 — 1800 руб. — восстановлен НДС с аванса, ранее принятый к вычету;
Д-т сч. 230304830 К-т сч. 221001660 — 9000 руб. — принят к вычету «входящий» НДС по оприходованным материальным запасам;
Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220634660 — 11 800 руб. — зачтен аванс, перечисленный поставщику;
Д-т сч. 230234830 К-т сч. 220111610 — 47 200 руб. (59 000 руб. — 11 800 руб.) — погашена задолженность перед поставщиком;
К-т сч. 18 (код КОСГУ 340) — 47 200 руб. — отражено выбытие средств со счета учреждения.
Важно отметить, что при расчете налога на прибыль суммы НДС, предъявленные покупателям при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), не учитываются в налогооблагаемых доходах (п. 19 ст. 270 НК РФ). «Входной» НДС на расчет налога на прибыль также не влияет. Это связано с тем, что суммы «входного» налога, предъявленные российскими организациями, принимаются к вычету (п. 1 ст. 171 НК РФ). Однако существуют и исключения. Так, в некоторых случаях суммы «входного» НДС необходимо включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). В результате сумма НДС войдет в состав расходов при отражении в налоговом учете.
Список литературы
1. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 23. С. 26 — 32.
2. Беспалов М.В. Общие правила и особенности заполнения и оформления счетов-фактур с учетом последних изменений // Налоги и финансы. 2010. N 4. С. 6 — 14.
3. Беспалов М.В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. N 14. С. 2 — 9.
4. Беспалов М.В. Особенности механизма возмещения НДС с учетом изменений налогового законодательства в 2010 г. // Бухгалтер и закон. 2010. N 5. С. 2 — 6.
5. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ.
6. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.
7. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: Приказ Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
10. URL: http://budget.1gl.ru.
11. URL: http://www.consultant.ru.

Особенности учета НДС в бюджетных организациях

ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ НДС, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ

Начисление налога производится в тех случаях, когда бюджетное учреждение совершает операции, которые являются объектом обложения НДС. Перечень таких операций приведен в ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). К ним, в частности, относятся:

  • реализация товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации;
  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Операции, не являющиеся объектом обложения НДС, названы в п. 2 ст. 146 НК РФ.

В соответствии с подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В иных случаях выполнение работ (оказание услуг) такими учреждениями облагается НДС в общем порядке.

Бюджетные организации могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика в рамках выполнения требований ст. 145 НК РФ в следующих случаях:

1) не занимаются деятельностью, приносящей доход (предпринимательской деятельностью);

2) за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товара (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб.

Организации, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в п. 6 ст. 145 НК РФ, в налоговый орган по месту своего учета.

Важная деталь: уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого организации используют право на освобождение.

  • Документы, подтверждающие право на освобождение (продление срока освобождения):
  • выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписка из книги продаж;
  • выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели).

Освобождение от исполнения обязанности по уплате НДС не снимает с налогоплательщика обязанности налогового агента. Если бюджетная организация является арендатором федерального имущества, имущества субъектов РФ или муниципального имущества, за ней сохраняются обязанности налогового агента по начислению, удержанию и перечислению НДС в бюджет.

ЭТО ВАЖНО

Арендаторы (налоговые агенты) обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС, которая рассчитывается как произведение арендной платы и расчетной ставки налога (п. 4 ст. 164 НК РФ).

ПРИМЕР 1

Учреждение здравоохранения арендует помещение под бактериологическую лабораторию и является налоговым агентом по НДС. Ежемесячные платежи по договору аренды за счет субсидий составляют 59 000 руб.

Сумму НДС в данном случае можно определить расчетным методом:

59 000 руб. × 18 % / 118 % = 9000 руб.

В бухгалтерском учете это отразят следующие записи:

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.302.24.730 — 50 000 руб. — отражены расходы учреждения по арендной плате;

Дебет счета 4.109.70.224 Кредит счета 4.303.04.730 — 9000 руб. — отражена сумма НДС, удержанная учреждением в качестве налогового агента.

Таким образом, учреждение по договору аренды удержало из доходов, уплачиваемых арендодателю, сумму НДС, которую обязано перечислить в бюджет. Сумма арендной платы без НДС перечисляется арендодателю (согласно условиям договора).

Учреждение должно составить счет-фактуру, который следует отразить в книге продаж.

РЕАЛИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И НАЧИСЛЕНИЕ НДС

В деятельности бюджетного учреждения может возникнуть ситуация, когда по каким-либо причинам появляется невостребованное имущество. В таком случае его можно продать по распоряжению вышестоящей организации.

Имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, поэтому может быть отчуждено только по решению органа, которому государством делегированы права распоряжения данным имуществом.

На основании п. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (в ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях».

Относительно имущества, приобретенного за счет предпринимательской деятельности, учреждению предоставлено больше прав по его реализации.

Типовые проводки по отражению НДС

Организация в процессе своей деятельности сталкивается с налогом на добавленную стоимость в следующих случаях: продавая покупателям товары, продукцию (оказывая услуги, выполняя работы) и приобретая у поставщика товары (работы, услуги).

В первом случае, продавая товар, организация обязана начислить с его стоимости налог и уплатить в бюджет. Начисление НДС отражается следующей проводкой:

  • Если для учета операций по продаже используется счет 90 «Продажи», то проводка по начислению НДС имеет вид Д90/3 К68.НДС.
  • Если для учета операций по продаже используется счет 91 «Прочие доходы и расходы», то проводка, — Д91/2 К68.НДС.

То есть начисленный НДС к уплате в бюджет собирается по кредиту счета 68.

Во втором случае, приобретая товар, организация вправе направить НДС к возмещению из бюджета (к вычету), в этом случае из общей суммы приобретения выделяется налог и учитывается отдельно на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проводкой Д19 К60. После чего НДС направляется к вычету проводка имеет вид Д68.НДС К19.

Как видим, НДС для возмещения из бюджета собирается по дебету счета 68.

Итоговая сумма, которую необходимо уплатить в бюджет, определяется как разность между кредитом и дебетом сч. 68. Если обороты по кредиту больше оборотов по дебету, то организация должна уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет, если обороты по кредиту меньше оборотов по дебету, то государство осталось должным организации.
О том, как рассчитать и как выделить налог на добавленную стоимость из суммы читайте в предыдущей статье.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Пример учета НДС с проводками

Организация купила товар у поставщика за 14750 руб. (с НДС).После чего полностью продала его за 23600 руб. (с НДС).

К данному товару применима ставкаС 18%.

Как происходит учет в данном случае, какие бухгалтерские проводки по НДС нужно сделать (по начислению и возмещению)?

Учет возмещения НДС, предъявляемого поставщиком при покупке товара:

Приобретаемый товар учитывается на сч. 41. Покупая товар у поставщика, организация получает документы, в том числе счет-фактуру, в котором выделена сумма налога на добавленную стоимость. Если организация не освобождена от уплаты НДС, то она имеет право его выделить из суммы и направить к вычету, в этом случае товары на приход ставятся по стоимости без учета налога.

То есть, получив товар и документы от поставщика, организация разбивает стоимость, указанную в документах (14750 руб.), на две составляющие: НДС (2250 руб.), который учитывается проводкой Д19 К60, и стоимость товаров без НДС (12500 руб.), учет которой отражается проводкой Д41 К60. Далее организация использует свое право на возмещение НДС из бюджета и направляет его к вычету проводкой Д68.НДС К19.

Еще раз хочется отметить, что выполнить последнюю проводку организация может только на основании счета-фактуры. Если счет-фактуру поставщик не предъявил, то и возместить этот НДС не будет возможности.

Учет начисления НДС при продаже товара:

Далее организация продает товары. Так как продажа товаров относится к обычному виду деятельности предприятия, то для отражения операций по продаже используется сч. 90. Проводки по учету операций по продаже:

  • Д90/2 К41 – списана себестоимость товаров (12500)
  • Д62 К90/1 – отражена сумма выручки от продажи с НДС (23600)
  • Д90/3 К68.НДС – начисление налог с продажи (3600).

По итогам произведенной продажи можно выявить финансовый результат на сч. 90, который определится, как разность между кредитовым и дебетовым оборотами, для нашего примера имеем финансовый результат прибыль = 23600 – 12500 – 3600 = 7500 руб.

Данную прибыль отражаем проводкой Д90/9 К99.

В то же время на счете 68.НДС по дебету отражен налог для возмещения в сумме 2250, по кредиту налог для уплаты в сумме 3600. Итого в бюджет организация должна уплатить 3600 – 2250 = 1350 руб.
Проводки:

Советуем почитать статью об изменениях НДС в 2015 году — по .

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Бюджет делать с НДС или без

Вот вроде простой вопрос: Вам бюджет делать по нормальному, т.е. исключить НДС из выручки и из расходов? Или по-русски, чтобы выручка и расходы включали НДС? А оказывается тут такой простор для народного творчества!

Приходит такой современный финдиректор и говорит: «В кругах, к которым я близок, уважаемый, за упоминание PL с НДС могут и канделябром по морде-с». Начинаем разбирать, и оказывается что компания его, как и большинство российских средних и малых бизнесов, таки немножко привыкла «оптимизировать» НДС. Совсем чуть-чуть, раза в четыре.

Отвечаю ему, что классический PL у него в таком случае не сойдется, придется где-то «талию делать». Не верит, похоже, в MBA этот момент не преподают. Ну показываю на пальцах:

Берем упрощенный «некрасивый» бюджет с НДС (слева), вычищаем из него НДС 18% и получаем прекрасный бюджет без НДС (справа). Все хорошо, только одна мааааленькая деталь – чистая прибыль не сходится (слева 140, а справа 119). Как же так? А оказывается, что классический правильный бюджет без НДС предполагает честную уплату налога на добавленную стоимость! Такое вот intrinsic assumption. Западным коллегам в голову не приходит, что этот VAT можно как-то не платить. Честно рассчитанный НДС (крайняя правая колонка) составляет 31, а платить компания собирается только 10 (бюджет слева), вот отсюда и расхождение бюджетов по чистой прибыли.

Что с этим делать? Основных вариантов существует два, и оба плохие. Во-первых, можно скорректировать ставку НДС так, чтобы подогнать сумму под фактически уплачиваемый НДС. В приведенном примере прибыль слева и справа будет равна, если ставку НДС сделать 5,3%. Правда тут придется каждый месяц ставить разную ставку НДС, что приведет к путанице.

Во-вторых, можно заложить куда-нибудь в прочие доходы и расходы некую статью «экономии на НДС» и туда записывать разницу. Например, если в нашем бюджете справа добавить статью «экономия на НДС» равную +21, то чистая прибыль также сойдется. Правда появление такой статьи в бюджете придется объяснять собственнику. По идее даже здорово, собственник увидит реальную картину, что приносит ему деньги на самом деле. Но на практике когда собственнику каждый месяц напоминают, что его бизнес реально убыточен, а прибыль у него есть только потому, что он слегка «экономит» на налогах, то это расстраивает собственника. А финдиректор, который расстраивает собственника, долго не протянет.

Вот так и получается, что кривой бюджет с НДС для российских компаний бывает более удобен, чем классический P&L из учебника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *