Недобросовестный налогоплательщик

В соответствии проектом приказа с 1 января 2018 года из указанного перечня будут исключены БВО и Республика Корея. Перечень в новой редакции будет включать в себя 108 государств и 18 территорий.

Подход к формированию списка

Напомним, что при формировании списка ФНС учитывает не только наличие соглашения об обмене налоговой информацией, но и фактическую возможность осуществления такого обмена, а также негативную практику взаимодействия с компетентными органами иностранных государств по указанным вопросам (письмо Минфина РФ от 7.10.15 г. № 03-08-05/57368).

Таким образом, можно косвенно сделать вывод, что российские налоговые органы стали получать информацию от государственных органов БВО, которая соответствует предъявляемым требованиям в плане качества и полноты, а также оперативности представления.

На что обращать внимание?

Полученная из БВО информация может быть использована налоговыми органами в рамках проведения налоговых проверок, в частности, при применении концепции бенефициарного собственника дохода, правил контролируемых иностранных компаний (КИК), а также концепций налогового резидентства и постоянного представительства организаций и пр.

Несмотря на отсутствие соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), либо соглашения об обмене налоговой информацией, базой для обмена налоговой информацией потенциально может стать Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, участниками которой являются РФ и БВО.

Республика Корея была включена в «черный список» ФНС РФ с 1 января 2017 г., при этом с 1 апреля 2016 г. до 1 января 2017 г. данная юрисдикция была исключена из перечня. Исключение в очередной раз Республики Кореи может быть также обусловлено тем, что налоговые органы смогли наладить эффективный обмен налоговой информацией.

Обращаем ваше внимание, что в целом «черный список» ФНС РФ формируется для целей применения ряда освобождений по правилам КИК (пп. 3, 5, 6 п. 1 ст. 25.13-1 НК РФ), однако, тем не менее, ввиду отсутствия СИДН между БВО и РФ, данные освобождения будет невозможно применять в отношении компаний на БВО.

Дальнейшие шаги

В настоящее время проект нового «черного списка» ФНС находится на этапе общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Таким образом, не исключено, что в список могут быть внесены изменения и дополнения.
Мы будем держать вас в курсе и проинформируем, когда будет утверждена финальная редакция документа.

<Письмо> ФНС России от 29.03.2019 N СА-4-7/5804 <О направлении обзора сложившейся судебной практики по вопросу признания (непризнания) исполненной налоговой обязанности налогоплательщиками в случае оплаты ими налогов через кредитные организации, которые не имеют возможности исполнить обязанность по перечислению денежных средств в бюджет>

Согласно позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, повторное взыскание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.

Вместе с тем ФНС России обращает внимание на то, что данная позиция распространяется только добросовестных налогоплательщиков.

Так, например, Верховный Суд РФ в Определении от 26.09.2017 N 305 КГ17-6981 пришел к выводу, что выдача распоряжения банку о списании денежных средств со счета клиента для уплаты налогов не является основанием для признания обязанности налогоплательщика исполненной, если к этому моменту он знал (не мог не знать) о неспособности банка обеспечить перечисление налогов в бюджетную систему РФ.

Сложившаяся судебная практика исходит из обязанности представления налоговыми органами доказательств осведомленности налогоплательщика об имеющихся проблемах у обслуживающего его банка и недобросовестном поведении налогоплательщика.

Такими доказательствами могут являться в том числе:

уплата налогов, обязанность по уплате которых на момент направления в банк платежного поручения не сформировалась, так как отчетный (налоговый) период не закончился;

размер перечисленной суммы не соответствует реальным налоговым обязательствам налогоплательщика;

наличие информации о проблемах банка, опубликованной в официальных источниках и (или) доведенной кредитной организацией до своих клиентов иным способом;

наличие ранее неисполненных платежных поручений налогоплательщика.

При этом суды отклоняют некоторые доводы налоговых органов о недобросовестности налогоплательщика. В числе таких доводов, например:

наличие расчетных счетов в других банках, с которых налогоплательщик ранее осуществлял налоговые платежи;

перечисление денежных средств в бюджетную систему РФ в большем размере, чем это необходимо для исполнения обязанности по уплате налогов;

высказывание в узкоспециализированных СМИ, не направленных на массового потребителя, предположений о техническом сбое в работе банка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *