Недопоставка товара

Претензия при недопоставке товаров

Бланк организации Исх. N __________ ______________________________________ от «___» __________ ____ г. (наименование получателя претензии) ______________________________________ (место нахождения получателя)

ПРЕТЕНЗИЯ

при недопоставке товаров

на общую сумму ________________

по договору поставки N _____

от «___» _____________ _____ г.

Между нашей организацией (Покупатель) и Вашей организацией (Поставщик) был заключен договор поставки товаров N ______ от «___» ___________ 20__ г. (далее — Договор). Согласно Договору (п. ___) Поставщик обязуется поставить товары ________________ в количестве ____________________, а Покупатель обязуется принять и оплатить товары, поставленные ему Поставщиком, в сроки, обусловленные Договором.

Согласно ст. 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства. Оплата за товары была произведена Покупателем в сумме __________ по платежному поручению от «___»________ ____ г. N ____. Товары ___________ (наименование товаров) от Продавца были получены «___»_____________ ___г. по ТТН от __________ N _____ в количестве согласно ТТН _____________. Однако при приемке товаров по количеству и качеству было установлено, что количество фактически поставленных товаров _______________, что на ______________ меньше количества, указанного в ТТН и в п.___ Договора, о чем составлен с участием Вашего представителя акт приемки товаров по количеству и качеству от «___» __________ ____ г. N _______ (далее — Акт), врученный под роспись вашему представителю «____» ________ ___ г. Согласно Акту (п. ___) недостача товаров возникла до передачи их Покупателю.

В связи с изложенным на основании п. 1 ст. 436 ГК предлагаем в срок до «____» _________ ___ г. передать недостающее количество товара или в этот же срок вернуть на наш банковский счет часть суммы, уплаченной нами по платежному поручению от «___»________ ____ г. N ____, причитающуюся за недопоставленные товары, в размере ____________________________.

Уведомляем, что за недопоставку товаров Положением о поставках товаров в Республике Беларусь (п. 91) предусмотрена неустойка (штраф) в размере 10 процентов стоимости непоставленных товаров (или сделать ссылку на пункт Договора, которым предусмотрена ответственность за недопоставку товаров).

О результатах рассмотрения настоящей претензии прошу направить письменное сообщение в адрес Покупателя, направив ответ заказной корреспонденцией с обратным уведомлением, в течение ________ дней с момента получения претензии (не позднее 30 дней, если иной срок не установлен в договоре поставки) <*>.

При частичном или полном отклонении настоящей претензии просьба приложить к ответу копии документов, обосновывающие ее отклонение.

Приложение: 1. Копия договора поставки N ____ от «___» __________ _____ г. на ___ л. в 1 экз. 2. Копия платежного поручения от «____»________ ____ г. N ____ на 1 л. в 1 экз. 3. Копия ТТН N ________ от «____» __________ ____ г. на ___ л. в 1 экз. 4. Копия акта приемки товаров по количеству и качеству от «___»_________ ____ г. N _____. Директор Подпись Расшифровка подписи

Фамилия исполнителя N его телефона

дата Название файла.doc

<*> В претензии может содержаться предложение о возможности назначения примирителя в случае обращения в хозяйственный суд. Согласие должника на проведение примирительной процедуры, указанное в ответе на претензию, рассматривается как согласованное сторонами ходатайство. В этом случае при обращении в хозяйственный суд в исковом заявлении могут не указываться доказательства, подтверждающие основания исковых требований, и к нему могут не прилагаться документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны исковые требования (ч. 2 п. 32 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 N 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции»).

Возникающие потери от порчи и недостач ТМЦ – явление весьма заурядное и, в то же время, довольно специфическое, поскольку выявлению недостающего имущества предшествует объемная работа, которую необходимо подтверждать документально. К тому же существует немало особенностей, которые приходится учитывать, оформляя операции по учету недостающих активов.

Недостача в бухгалтерском учете: выявление

Недостачей принято считать расхождение значений (количественных или денежных) между их учетным и реальным наличием, когда показатель по учету превышает фактический. Выявляют недостачу при проведении инвентаризации, итоги которой оформляют сличительными ведомостями. По поводу причин образовавшейся нехватки активов ответственные лица обязаны представить руководителю объяснительную записку. На ее основании руководитель решает, как будет погашаться установленная недостача.

Причинами ее возникновения могут быть кражи ТМЦ, денежных средств или готовой продукции, ошибки в учете, естественная убыль, а также чрезвычайные обстоятельства, вызванные, например, стихийными бедствиями. Стоимость испорченного имущества учитывается так же, как и недостачи, поскольку в бухгалтерском обиходе эти явления идентичны.

В разряд недостач может быть отнесена стоимость ТМЦ по договорам поставки, количество или масса которых ниже заявленной в договоре в пределах норм естественной убыли, если соглашением допускается недостача в рамках оговоренных величин. Правда, они не должны быть более норм, установленных законодательными и НПА.

Погашение недостачи: проводки

Погашение недостачи производится разными способами. Как правило, за недостающие активы отвечает определенное материально-ответственное лицо. При установлении виновности недостачу взыскивают с него. К примеру, при недостаче денег в кассе виновным лицом является кассир. Какой проводкой оформляют погашение недостачи кассиром, и как происходит дальнейшее закрытие сч. 94, читатель может узнать в нашей консультации.

По кредиту счета 94 фиксируют списание недостач:

  • в пределах естественной убыли, которую рассчитывают умножением количества (массы) недостающего товара на установленный норматив – на счета производства;
  • сверх норм естественной убыли и при невозможности найти виновника возникновения недостачи – в состав прочих расходов;
  • за счет виновного лица – удержанием из зарплаты. При потерях, возникших несколько лет назад, их стоимость по мере взыскания отражается на сч. 98, затем – на сч. 73, далее – на сч. 91;
  • за счет прибыли, если потери были понесены в силу форс-мажорных обстоятельств.

Списание ущерба в учете недостач и потерь от порчи ценностей оформляется так:

Операции

Д/т

К/т

Выявленная недостача списана:

За счет виновного лица

По нормам естественной убыли (ЕУ)

20,23,25

Сверх норм ЕУ

За счет прибыли при обстоятельствах непреодолимой силы

По ТМЦ, утраченным не в отчетном налоговом периоде:

– отражается сумма недостачи (в разнице между учетной и рыночной стоимостью)

— взыскивается с виновного лица

— переносится в состав прочих доходов текущего периода

Пример учета выявленных недостач: проводки

По окончании финансового года в компании проведена инвентаризация всех видов активов и обязательств. Установлено:

  • выявлена недостача материалов на складе на сумму 10 000 руб.;
  • выявлена недостача товаров на сумму 13 000 руб.;
  • выявлена недостача готовой продукции на 6000 руб.;
  • недостача товаров в сумме 36 000 руб. при приемке партии стоимостью 650 000 руб. от поставщика.

Списание недостачи производится следующим образом:

  • виновником недостачи МПЗ (10 000 руб.) на складе признал себя кладовщик;
  • стоимость недостающих товаров (13 000 руб.) уплачивают два продавца в равных долях;
  • по недостаче готовой продукции (6000 руб.) виновный не выявлен, поэтому ее стоимость будет списана на расходы;
  • по договору поставки ЕУ может составлять не более 1,8% от стоимости всей партии – 11 700 руб. (1,8% х 650 000 руб.). Т.е., 11 700 руб. составляют ЕУ, 24 300 руб. – недостача товаров при приемке.

Бухгалтер составит проводки:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Установлена недостача:

— по ТМЦ на складе

10 000

— товаров

13 000

— готовой продукции

— товаров по договору поставки в рамках норм ЕУ

11 700

— сверх оговоренных в соглашении норм (направлена претензия поставщику)

24 300

Списание недостачи:

Стоимость ТМЦ удерживается из зарплаты кладовщика

10 000

10 000

Стоимость недостающих товаров ставится на удержание из зарплаты продавцов и удерживается (по 6500 руб. с каждого)

13 000

13 000

Стоимость готовой продукции по разрешению руководителя списана на прочие расходы

Сумма недостачи по договору поставки в пределах норм ЕУ списана на производство

11 700

Добавим, что на практике, прежде чем удержать из зарплаты работника сумму доказанного ущерба, необходимо получить его согласие. Если он не согласен, то придется решать дело в суде, но до вынесения решения суммы недостач списывать со счета 94 нельзя.

Недопоставка товара по договору поставки – права покупателя \ ответственность поставщика за недопоставку

Покупатель в случае недопоставки товара имеет право предъявить одно из следующих требований:

  • требовать поставки недостающего товара, но только если товар поставляется периодами и поставка такого же товара уже запланирована на будущий период (п.1. ст.511 ГК РФ);
  • требовать возмещения разумных, обоснованных расходов на приобретение недостающего товара у иного поставщика (ст. 520 ГК РФ). Существует презумпция разумности и необходимости расходов, понесенных покупателем согласно данному правилу. Это означает, что обязанность по доказыванию неразумности таких расходов в суде лежит на поставщике, что существенно облегчает процесс взыскания понесенных покупателем расходов;
  • отказаться от исполнения договора и требовать возврата предоплаты, если недопоставка является существенным нарушением и покупатель в значительной степени лишается того, на что мог рассчитывать (подп. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Помимо этого, покупатель в любом случае вправе требовать одновременно:

  • взыскания убытков при недопоставке (ст. 393 ГК РФ)
  • если товар был оплачен авансом — взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ, п. 4 ст. 487 ГК РФ, п. 13 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14)
  • взыскания неустойки за недопоставку товара (пени при недопоставке) или выплату иных штрафных санкций, предусмотренных договором.

Что делать при недопоставке товара. Доказательство недопоставки

Если недопоставка товара обнаружена при приемке — обязательно напишите об этом в накладной (своей и поставщика — и обе накладные сфотографируйте), а также сфотографируйте товар (если по фото можно определить недопоставку) и очень желательно, чтобы в кадре фигурировал грузоперевозчик. Далее нужно незамедлительно отправить поставщику претензию на юридический адрес ценным письмом с описью вложений. В претензии известить о недопоставке, приложить фото и копии накладной. Далее созвать комиссию поставщика и покупателя в составе которой подписать акт осмотра товара.

Если недопоставка обнаружена уже после приемки (подписания передаточных актов), то дело существенно осложняется.

В самом простом случае из самих передаточных документов может следовать, что товар поставлен не полностью. Если таких документов нет, то необходимо:

  1. Проверить договор – возможно в нем есть положения, дающие срок на обнаружение недостатков поставки (тогда в течение этого срока можно заявить о недопоставке).
  2. Определить – была ли реальная возможность у покупателя проверить качество товара при приемке.
  3. В любом случае при обнаружении недопоставки нужно собрать комиссию покупателя, пригласить представителя поставщика и составить акт осмотра поставленного товара. Если представитель поставщика не явится – сделать отметку об этом в акте и пригласить незаинтересованного свидетеля, который также подпишет акт.

Если у покупателя (1) была возможность проверить количество товара при приемке, (2) договором не предусмотрен срок для обнаружения несоответствий поставки, и, самое главное (3) подписан документ, подтверждающий приемку в полном количестве – то дело существенно осложняется и нужно профессионально, детально исследовать договор, процесс приемки и искать слабые места в поставке.
Дело в том, что, с точки зрения судов, подписание передаточных документов (накладной или акта приема-передачи) свидетельствует о том, что Вы приняли товар без нареканий в том количестве, который указан в накладной.

Если же удастся доказать суду, что у покупателя объективно не было возможности проверить количество при приемке или организовать проверку количества – то недопоставку можно доказать на основании акта комиссии по совместному осмотру товара.

То же самое и в случае если договором предусмотрен дополнительный срок для проверки товара — можно в пределах этого срока заявить о недопоставке, созвать комиссию покупателя и поставщика и на основании акта комиссии привлекать поставщика к ответственности.

Если накладные или акт приема-передачи товара не оформлялись или эти документы оформлены настолько некорректно, что они теряют правовую силу, то покупателю будет легче доказать недопоставку, основывая свою позицию на том, что поставки вообще не было и требовать возврата всего уплаченного аванса как неосновательного обогащения. В таком случае нужно взвесить все иные имеющиеся доказательства, показания возможных свидетелей и положения договора поставки.

Что делать после фиксации недопоставки

Шаг 1. Недопоставка товара претензия

В первую очередь следует подготовить и направить поставщику на юридический адрес официальную письменную претензию о недопоставке товара.

Отправка официальной претензии обязательна, согласно ст. 4 АПК РФ. У поставщика есть 30 дней, чтобы ответить на претензию. По истечении этого срока покупатель вправе подать иск в арбитражный суд. Иные правила могут быть предусмотрены договором поставки.

Учитывая сроки, при обнаружении нарушения договора – сразу отправляйте претензию и уже после этого ведите устные переговоры.

Претензия должна быть направлена в письменном виде на юридический адрес поставщика. Лучший способ сделать это, с точки зрения судебного процесса, это отправить претензию через Почту России ценным письмом с описью вложений.

Обязательно сохраните доказательства отправки претензии, иначе суд не примет иск.

О том как писать претензию по поставке читайте в нашей статье: Претензия к поставщику

На этом шаге Вам уже пригодится юрист по арбитражным спорам.

Ответчик может не исполнить судебное решение добровольно. Если это произойдет необходимо возбудить исполнительное производство через Федеральную службу судебных приставов РФ.

Взыскать средства также можно напрямую с расчетного счета ответчика, предъявив в соответствующий банк заявление и исполнительный лист, который выдается судом после вступления решения суда в силу.

Подробнее об этом в статье: Суд по договору поставки

Недопоставка товара по договору поставки – это частое нарушение, которое может произойти умышленно или по неосторожности, в любом случае поставщик несет ответственность за недопоставку, если покупателю удастся доказать факт недопоставки. Если покупатель собрал необходимые доказательства, нужно направить поставщику претензию о недопоставке и затем подать иск о недопоставке в арбитражный суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *