Неформальное общение

Неформальное общение (внимание)

Самое дорогое и самое сложное в наше время – это общение. Как так получилось, что исконно человеческое стремление и умение общаться в современном мире оказалось в дефиците?

С одной стороны причина, естественно, в техническом прогрессе. Вспомните ситуацию, когда вдруг вечером, зимой, гаснет свет – по какой-то причине отключили электричество… Это значит, наступила тишина и темнота – выключен телевизор, компьютер, магнитофон, и т.д.

Вероятнее всего, два варианта развития событий:

  1. зажигаем свечи и начинаем общаться
  2. или ложимся спать.

Но первая реакция, мне кажется, у всех примерно одинаковая — растерянность: «Что делать-то, чем заняться?» А ведь наши предки так и жили, без телевизора, без компьютера, но зато друг с другом. Без всех этих современных «роскошеств прогресса» сохранялась роскошь человеческого общения.

У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом

Другая причина – это ускоренный темп современной жизни. Мать Тереза из Калькутты говорила об этом так: «Кажется, все люди сегодня пребывают в ужасающей суете и тревоге… У наших детей остается очень мало времени на общение с родителями. У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом, а ведь от того, какая у нас обстановка дома, зависит мир и спокойствие во всем нашем мире».

Мы сетуем по поводу своей занятости и нехватки времени, но ведь в общении важно не количество, а качество проведенного вместе времени.

Важно не количество, а качество

Мы, взрослые, часто бываем настолько заняты собственными проблемами, что совсем не замечаем, как общаемся с детьми. Порой мы совсем не слушаем, или слушаем выборочно, то есть только то, что хотим услышать.

Очень важно выслушать ребенка внимательно. Это означает, что вслушиваться нужно не только в слова, но также следить за выражением его лица, положением тела, за его чувствами.

По среднестатистическим данным, ребенок получает в день только 12,5 минуты на общение с родителями. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на разного рода наставления, замечания и споры со своими детьми. На доверительное дружеское неформальное общение остается всего лишь 4 минуты в день!

Ужасающие статистические данные, не так ли?

Эти факты я привожу для того, что бы обратить ваше внимание на необходимость специально развивать свое умение общаться, и осознанно выделять время для общения в семье. То, что раньше получалось само собой, в настоящее время требует особого внимания и практики.

Общение с родителями поможет ребенку почувствовать свою значимость, ощутить нашу любовь и заботу о нем. А если дети в полной мере почувствуют такое отношение к себе, их потребность «вести себя плохо» отпадет сама собой.

Неформальное общение – это «разговор по душам»

Достаточно в течение нескольких минут несколько раз в день оказывать им неформальное внимание, и дети просто поразят нас своим прекрасным поведением и успехами. Стоит поговорить с ними по душам и проникнуться их чувствами, и они часами будут увлеченно играть или заниматься каким-нибудь полезным делом.

Неформальное общение – это «разговор по душам». Это целенаправленное внимание особой внутренней энергии, истоки которой берут начало в непосредственном личном участии родителя в жизни ребенка.

Почему ребенок отдаляется от своих родителей?

Ваш ребенок постоянно открывает в себе исключительные, уникальные свойства души. Если эти душевные свойства игнорируются взрослыми, то они постепенно перерастают в отчужденность, отдаляют ребенка от своих родителей. В таких случаях вы становитесь сторонним наблюдателем, избегая личной сопричастности.

Многие родители (учителя) общаясь с детьми, не дают им почувствовать духовную близость с ними. Они как будто рядом с ребенком, а чувствами где-то там далеко. Быть вместе без ощущения духовной близости – это значит вообще не быть вместе.

Правила неформального общения

Давайте еще раз вспомним эти несложные, но очень важные правила неформального общения с ребенком.

  • Найдите для него время;
  • Создайте теплую, принимающую атмосферу;
  • Относитесь к ребенку, как к лучшему другу;
  • Слушайте внимательно, комментируйте ситуацию, если только ребенок просит вас об этом;
  • Смотрите в глаза ребенку, пусть ваши глаза будут на одном уровне (если ребенок маленький наклонитесь к нему, возьмите на руки или просто сядьте рядом);
  • Используйте телесный контакт, обнимите его, держите за руки;
  • На все 100% будьте эмоционально вместе с ребенком.

Если вы сейчас в плохом настроении, состоянии или нет времени говорить — честно скажите ребенку об этом. И договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.

Если в вашей семье еще нет этой традиции неформального общения, начните создавать ее. Психолог Рудольф Дрейкурс пишет, «Ужасная трагедия взаимоотношений подростков и родителей заключается в отсутствии общения. Все же, пока ваш ребенок еще подросток, вы можете проложить дорожку друг к другу. Многое зависит от вашей способности уважать ребенка, даже если вы не согласны с ним».

Одна мама, узнав о методе

Одна мама, узнав о методе неформального общения, решила использовать его для восстановления отношений со своими сыновьями-подростками. Она стала заходить к ним в комнату перед сном целовать каждого, и желать спокойной ночи.

Дети игнорировали ее. И вот, после месяца неудачных попыток, она решила, что все бесполезно, расплакалась и не пошла к ребятам в комнату. В этот момент сыновья вышли к ней, и сказали: «Мама, ну ты где? Ведь мы тебя ждем!» Не сдавайтесь! Дети очень ждут улучшения отношений и доверительного общения с вами.

Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам» в семье, он чувствует себя любимым

Неформальное общение, это основа создания искренних, добрых отношений в семье, это профилактика семейных конфликтов, обид и еще многих проблем.

Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам» в семье, он чувствует себя любимым, нужным, желание что-то скрывать, замыкаться в себе или искать понимания на стороне отпадает. Важно так же помнить о высокой ценности неформального общения между всеми членами семьи.

Общайтесь на здоровье, общайтесь с любовью, дарите друг другу тепло ваших сердец!

психолог Елена Петрова (Лесной)
GRC — Центры Взаимоотношений

Неформальные отношения в управлении персоналом

Одной из тенденций современного менеджмента является смещение акцента с управления современной организацией как технической и технологической структурой на управление процессами профессионального взаимодействия-персонала и его поведением на рабочем месте. К таким процессам относят принципы и правила взаимодействия сотрудников внутри организации, характер и практикуемый формат взаимоотношений, которые способствуют или наоборот мешают продуктивной работе персонала.

Формальные рамки внутриорганизационных процессов задаются организационной структурой и регламентируются различными нормативными документами: политиками, процедурами и техническими заданиями. Инструменты регламентации внутриорганизационных процессов обеспечивают функционирование системы управления человеческими ресурсами, которая нацелена на повышение экономической эффективности организации через формирование у сотрудников желаемого производственного поведения вкупе с достижением необходимой результативности труда.

В то же время в любом коллективе складываются определенные взаимоотношения между людьми, которые невозможно отразить ни в одном штатном расписании. Внутриорганизационные процессы всегда содержат существенную долю межличностных отношений сотрудников, которые формируются на основе общих целей, интересов и потребностей и проявляются, таких формах, как партнерство, конфликт, солидарность. Данные формы взаимодействия являются проявлением неформальных отношений, которые повсеместно сопровождают профессиональную деятельность сотрудников, поскольку невозможно формализовать, все социальные связи в организации. Под неформальными отношениями традиционно принято понимать отношения, существующие в группах и организациях, развитые на основе межличностного взаимодействия; также способы совершения, действий, отличные от формально признанных процедур. Такие внутриорганизационные отношения людей, обусловленные не только профессиональной деятельностью, но и индивидуализированными отношениями друг к другу, чрезвычайно многообразны и имеют множество форм проявления в организации. Неформальные отношения обеспечивают реализацию ряда потребностей сотрудников: решение производственных вопросов неофициальными способами, которые более разнообразны и богаче, чем формальные; решение бытовых вопросов посредством общения; эмоциональную разрядку и формирование положительного эмоционального настроя, что является важной составляющей работоспособности

Эмоциональная составляющая работоспособности индивида создает положительное отношение к работе, коллективу, руководству, а также влияет на эффективное трудовое поведение сотрудника. Поэтому управление неформальными отношениями между работниками может обеспечить желаемое поведение людей в организации.

В последнее время граница между ролями менеджеров и подчиненных постепенно становится более расплывчатой. Исполнителей все чаще признают коллегами, товарищами, соучастниками общего дела. Сотрудничество в организациях строится на неформальных связях, которые формируются на основе доверия, открытых и тесных дружеских отношениях. Принятие решений переносится на операционный уровень, подчиненные осуществляют самостоятельный контроль над выполнением своей работы. В итоге, происходит ослабление формальной организационной иерархии и упрощение взаимодействия как в вертикальной плоскости между руководителями — и подчиненными, так и в горизонтальной — между сотрудниками, одного должностного уровня.

Другим, важным признаком усиления роли неформальных отношений в современных организациях является распространение межфункциональных команд (cross-functional teams), которые формируются из сотрудников одного иерархического уровня, но разных сфер деятельности, для выполнения конкретных задач и реализации проектов. Такие команды позволяют сотрудникам обмениваться информацией, приобретать новый опыт и знания смежных областей деятельности, развивать новые идеи. Иными словами фиксированные должностные обязанности заменяются гибкими рамочными, рабочими предписаниями, а цементирующим основанием выступают крепкие неформальные отношения.

Ряд исследователей акцентирует внимание на неформальных структурах как механизмах, компенсирующих ограничения формальных структур. Более того современные авторы отмечают, что неформальные отношения могут целенаправленно развиваться и использоваться как дополнение к формальным инструментам управления. Неформальные отношения являются важнейшим регулятором организационной жизни в отечественных условиях. В частности, неформальные отношения могут существенно восполнять ограниченность материальных и административных ресурсов управления лояльностью персонала, занимая среди них определенную нишу. Подтверждением тому является распространение корпоративных мероприятий и тренингов по командообразованию, внедрение технологий мониторинга мнения работников с целью повышения удовлетворенности работой и обеспечения обратной связи, совместное проведение досуга сотрудниками после работы. Поэтому становится целесообразным использовать неформальные отношения как дополнительный социальный ресурс управления организацией, в частности задействовать их возможности для повышения лояльности персонала.

Долгосрочное сотрудничество — преданность сотрудника организации как результат его длительного пребывания в организации, обусловленного его заслугами, достижениями, признанием и уважением со стороны руководства компании, приобретенными положением и привилегиями. Такая лояльность основана на осознании сотрудником потерь и издержек, которые он может понести в результате ухода из организации. Лояльность, основанная на длительном пребывании сотрудника в компании, взращивается годами при условии, что он продвигается по карьерной лестнице и поэтапно получает определенные преимущества.

Аффективная приверженность основана на эмоциональной привязанности сотрудников к организации: коллегам, руководству, традициям, что определяется в первую очередь межличностным взаимодействием,- которое строится на-неформальных отношениях. Поэтому эмоциональная сторона производственного взаимодействия проявляется в первую очередь в неформальных отношениях между работниками. У новых сотрудников сначала возникает именно аффективная-привязанность, которая затем может перейти в долгосрочное сотрудничество.

Признаки, функции и различия формального и неформального управления

Управлять – это, значит, давать указания, разрешения, распоряжения, это, значит, подписывать приказы и накладывать резолюции, устанавливать ответственность и требовать выполнения функций. Но опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективной оказывается просто беседа с подчиненным, просьба к нему выполнить работу, наконец, просто доброжелательное и внимательное отношение воодушевляет его на активность, самостоятельность, творчество, на производительный труд. Это тоже управление, но управление неформальное, управление, в основе которого лежит неформальное отношение менеджера к своим подчиненным, к коллективу, и даже к проблемам и вообще к делу.

Неформальное управление отражает потребность формального управления, является его необходимым дополнением. В практике управления возникают такие проблемы и такие ситуации, которые можно решить только на неформальной основе. Более того, количество таких проблем возрастает по мере развития человека, производства и общества.

В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играют творческий подход к работе, личная инновационность. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Можно заставить исполнить, трудно заставить человека творить.

Иногда бывает ошибкой стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определенные преимущества. Повышение ответственности, возможность контроля, продуманность в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Но на Западе все большее распространение получает такой вид забастовки, как «работа по правилам». И такая забастовка обычно воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа только формальная, без энтузиазма и творчества, сегодня воспринимается как отрицательное явление.

Признаки формального управления является опора на формально действующие (утвержденные, введенные в действие) организационные положения:

1. использование административных рычагов воздействия (приказ, установленная административная ответственность, дисциплинарное требование и прочие),

2. жесткий контроль исполнения,

3. учет только тех факторов работы, которые укладываются в установленный порядок.

Признаками неформального управления являются опора на человеческие неформальные отношения:

1. слабые и сильные стороны человеческой натуры (уважение, авторитет, самолюбие, психологическая расположенность, заинтересованность)

2. система индивидуальных или коллективных ценностей

3. лидерство

Функции неформального управления:

1. реализация общих материальных и социальных интересов. Это может быть заинтересованность в рационализаторстве или разработке и внедрении изобретения, в получении дополнительных доходов, в совместном строительстве гаражей, в решении дачных вопросов, в организации турпоходов и т.п.

2. защита от чрезмерного давления администрации, чрезмерной интенсификации труда, повышение норм выработки, сокращения работников и т.п.

3. получение и передача необходимой или интересной информации

4. облегчение коммуникаций и налаживание взаимопомощи при решении как организационных, так и личных задач;

5. сохранение и культивирование общих культурных, социальных, национальных, религиозных и иных ценностей;

6. удовлетворение потребностей в групповой принадлежности, в признании уважении и идентификации. Это повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации;

7. создание благоприятной среды деятельности и психологического комфорта, преодоление отчуждения, страха, обретение уверенности и спокойствия;

8. адаптация и интеграция новых и молодых сотрудников. Принятие их в коллектив помогает им быстрее адаптироваться к требованиям организации, позволяет получать ценные советы и помощь, облегчает различные виды коммуникаций.

Функции формального управления:

1. установление статусов, прав и обязанностей членов группы

2. жесткое определение и распределение ролей

3. обеспечение единства всех составных частей организации,

4. связь различных подразделений с ее общими целями

5. целесообразное общественное разделение труда

6. обеспечение повышения эффективности за счет известного ограничения разнообразия в организации

Программа мероприятий по развитию и поддержанию лояльности персонала посредством усиления неформальных отношений в организации

Мероприятия Стимулирование неформальных отношений Функциональное значение Периодичность
Поощрение неформального общения между сотрудниками: не создавать барьеров и препятствий в общении Развитие межличностных отношений на эмоциональном уровне Формирование благоприятного социально-психологического климата, упрощение и ускорение коммуникации, рабочего взаимодействия, развитие горизонтальных связей на регулярной основе
Политика «открытых дверей» для подчиненных: поддержание свободных, товарищеских отношений с подчиненными Развитие вертикальных отношений на эмоциональном уровне Установление доверия с подчиненными, осознание сотрудниками своей ценности и значимости для организации, ощущение сотрудниками заботы со стороны работодателя на регулярной основе
Вовлечение сотрудников в обсуждение текущих вопросов, результатов работы, привлечение к поиску решений, ротация Развитие производственных неформальных отношений Усиление мотивации, приверженности работе, повышение интереса к работе, осознание возможностей и перспектив карьерного роста периодически
Развлекательные корпоративные мероприятия, организованные за счет компании Развитие эмоциональных отношений между сотрудниками Сближение коллектива, развитие коммуникаций минимум 2 раза в год
Организация совместного досуга коллег вне работы Укрепление межличностных отношений между коллегами Сплочение коллектива 1-2 раза в месяц
Организация выездных тренингов, в частности, тренинг по командообразованию Развитие вертикальных и горизонтальных неформальных отношений Формирование командного духа, сплочение коллектива, установление доверительных отношений между коллегами 1 раз в полгода
Полуформальные и неофициальные корпоративные мероприятия относительно организационных и рабочих вопросов: конференции, консультации, круглые столы, Развитие вертикальных и горизонтальных производственных отношений Формирование и укрепление понимания целей организации в сознании подчиненных, виденья будущего, донесение до сотрудников текущих результатов деятельности компании, сбор мнений сотрудников, установление обратной связи раз в квартал, по итогам завершения определенного этапа работы, проекта и т.д.
Неформальные встречи и собрания по культивированию разнообразия ценностей, национальных особенностей сотрудников, специфике работы в филиалах других регионах (для транснациональных компаний): неформальные круглые столы с руководством, семинары по диверсификации персонала, тематические форумы Развитие горизонтальных отношений Стимулирование общения, улучшение рабочей атмосферы, сплочение коллектива, повышение эффективности совместной работы 2-3 раза в год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *