Негосударственное пенсионное обеспечение

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на страховую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Обязательное пенсионное страхование, включающее в себя страховую пенсию и финансируемое за счет страховых взносов работодателя. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», нетрудоспособные члены семей застрахованных лиц, в случае потери кормильца. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами России, если иное не предусмотрено международным договором.
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – негосударствен­ные пенсии, выплачиваемые в рамках догово­ров с негосударственными пенсионными фон­дами, финансируемые за счет взносов работо­дателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от их инвестирования.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.

Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.

Корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Накопительная пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Средства пенсионных накоплений — совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, и используемый для определения размера накопительной пенсии.

Перерасчет размера страховой пенсии – это изменение размера страховой пенсии, происходящее без подачи письменного заявления в территориальные органы Пенсионного фонда, связи с увеличением по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после 01.01.2015. На беззаявительный перерасчет размера страховой пенсии имеют право получатели страховой пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Перерасчет страховой пенсии по старости и по инвалидности производится с 1 августа каждого года исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, которые не были учтены при определении размера пенсии при ее назначении или перерасчете Размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересчету с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия. Заявительный перерасчет размера пенсии — изменение размера пенсии по документам, представленным заявителем.

Валоризация – денежная переоценка пенсионных прав всех россиян, имеющих трудовой стаж до 2002 года. С 1 января 2010 года расчетный пенсионный капитал , сформированный до 2002 года, увеличивается на 10% и дополнительно по 1% за каждый год трудового стажа гражданина до 1991 года. Для определения процента увеличения пенсионного капитала за периоды до 1 января 1991 года учитывается трудовой стаж, имевшийся у гражданина на указанную дату, принятый во внимание при оценке пенсионных прав. При этом никаких ограничений в данном случае нет, учитывается весь стаж, в том числе сверх максимальных показателей (40 лет у женщин и 45 лет у мужчин).

Выплата пенсии – ежемесячное перечисление территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации начисленных к доставке сумм пенсии на счет организаций, осуществляющих доставку пенсии пенсионерам. Выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Выплата пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера в установленном размере без каких-либо ограничений. Пенсионеру, проживающему в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения этого учреждения.

Группы инвалидности – в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, возникшей в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид». Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп – на один год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на один или два года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Доставка пенсии – передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации. Доставка пенсии производится по желанию пенсионера организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией, занимающейся доставкой пенсии, с которыми Пенсионным фондом Российской Федерации заключены соответствующие договоры. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, осуществляющую доставку пенсии, и письменно уведомить об этом территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

Инвалид – человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений, что влечет за собой признание инвалидности.

Корректировка – увеличение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента определяется Правительством Российской Федерации.

Индексация фиксированной выплаты к страховой пенсии – ежегодное увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год и с 1 апреля дополнительное увеличение указанной выплаты с учетом роста доходов ПФР.

Конвертация пенсионных прав – это преобразование пенсионных прав, приобретенных гражданами по состоянию на 1 января 2002 года (на начало пенсионной реформы), в сумму расчетного пенсионного капитала. Его величина – это эквивалент суммы уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации до 1 января 2002 года. Эта сумма определяется обратным счетом из размера условно полагающейся всем застрахованным лицам пенсии так, как если бы они достигли пенсионного возраста к указанной дате. Для пенсионеров по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена не условная, а реальная пенсия в наиболее выгодном для них размере по действующему до начала реформы пенсионному законодательству.

Нестраховые периоды, учитываемые в стаж – наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, когда за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в страховой стаж засчитываются и некоторые нестраховые периоды. К ним относятся:

  • период прохождения военной службы и иной приравненной к ней службы (например служба в органах внутренних дел и других силовых ведомствах, служба в прокуратуре и т.д.)
  • период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
  • период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
  • период получения пособия по безработице;
  • период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
  • период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • участие в оплачиваемых общественных работах и переезд по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
  • период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»;
  • период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Все перечисленные нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только в том случае, если им предшествовали или следовали за ними периоды работы, за которые начислялись (уплачивались) страховые взносы в ПФР. В случае совпадения по времени нескольких периодов, включаемых в страховой стаж, при назначении пенсии будет учитываться только один из них по выбору гражданина, обратившегося за установлением пенсии. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Ожидаемый период выплаты пенсии – показатель, используемый для определения размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) по нормам Федерального закона № 173-ФЗ. При определении размера страховой части трудовой пенсии начиная с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты страховой части трудовой пенсии по старости на общих основаниях (трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца) устанавливается продолжительностью 19 лет (228 месяцев).

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению – ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданина из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается за счет средств Федерального бюджета и бывает следующих видов:

  • за выслугу лет – назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава;
  • по старости – назначается пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • по инвалидности – назначается военнослужащим, участникам ВОВ, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтам;
  • по случаю потери кормильца – назначается членам семьи военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов.
  • социальная пенсия по инвалидности (назначается инвалидам I, II, III групп, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам);социальная пенсия по случаю потери кормильца (назначается детям до 18 лет и старше, но не более 23 лет, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери); социальная пенсия по старости (назначается гражданам из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающим в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии,достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а также гражданам Российской Федерации, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины), и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины);
  • социальная пенсия детям. Оба родителя которых неизвестны (назначается детям в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающимся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны.

Расчетный пенсионный капитал (РПК) – это расчетная величина, с учетом которой определяется размер страховой части трудовой пенсии, включающая в себя пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом по состоянию на 1 января 2002 года, а также сумму страховых взносов и иных поступлений в ПФР за застрахованное лицо после указанной даты до 01.01.2015. При этом исходя из страховой части трудовой пенсии определяется величина ИПК за период до 01.01.2015.

Стаж – один из важнейших факторов, влияющих на право и размер пенсионного обеспечения граждан. Различают страховой и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых начислялись (уплачивались) страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Общий трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года. В общий трудовой стаж включаются:

  • работа в качестве рабочего, служащего (в том числе за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части; периоды индивидуальной трудовой деятельности (в том числе в сельском хозяйстве);
  • творческая деятельность членов творческих союзов – писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
  • временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и пребывание на инвалидности I и II группы из-за увечья на производстве или профессионального заболевания;
  • пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
  • воинская служба;
  • получение пособия по безработице, участие в оплачиваемых общественных работах, переезд по направлению службы занятости в другую местность для трудоустройства.

В случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ в общий трудовой стаж включаются также:

  • периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
  • периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
  • периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
  • гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, — время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
  • гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам — узникам фашистских концлагерей — время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.

Исчисление продолжительности указанных периодов трудовой и общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, в случае осуществления оценки пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ некоторые периоды учитываются в льготном порядке, например, военная служба по призыву – в двойном размере.

Что это такое

Добровольное пенсионное обеспечение дополняет обязательные государственные выплаты и реализуется при заключении договора с негосударственным пенсионным фондом(НПФ).

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется методом перечисления взносов в НПФ в течении определенного времени. В свою очередь, прирост сумм — инвестиционный доход, обеспечивается финансовой деятельностью фонда, обеспечивающего согласно договору увеличение пенсионного капитала.

Негосударственные пенсионные накопления — значимый фактор для формирования компенсационного пакета обеспечения сотрудников. Возможность инвестировать часть заработной платы мотивирует работников, укрепляет доверие к работодателям и повышает рейтинг предприятия.

Участники НПО

Участие в формировании накопительного пенсионного капитала достигается после заключения договора с НПФ. Сторонами договора являются:

  1. НПФ.
  2. Вкладчики.
  3. Получающие прибыль участники проекта.

Вкладчиками в НПФ могут стать:

  • физические лица — участники договора, вносящие средства в фонд;
  • организации, делающие взносы в пользу сотрудников (корпоративная пенсия).

Обязательства негосударственных фондов содержатся в утвержденных руководством НФ и Центробанком сводах правил. Это списки и описание пенсионных схем и положений, касающиеся основных (дополнительных) причинах для выплат.

Корпоративная пенсия

Выход на пенсию — не всегда праздник. Это, в первую очередь, касается граждан с минимальным заработком и соответствующим социальным пособием. Чтобы не оказаться в старости «у разбитого корыта», многие люди ищут и находят возможности для инвестирования средств в пенсионные накопления. Законодательство РФ обеспечивает правовую поддержку вкладчикам, предлагая для подобных финансовых операций участие в негосударственных пенсионных фондах.

Одна из разновидностей НПО — корпоративное пенсионное обеспечение, заключающееся в перечислении средств на счета НФ работодателем, что позволяет обеспечить работникам компании дополнительную социальную защиту.

Корпоративные пенсии начисляются по следующим программам:

  1. Солидарной, с уплатой налогов работодателем.
  2. Индивидуальной, с переводом средств на счет сотрудника без уплаты налогов.
  3. Паритетной, включающей разделение обязанностей по обслуживанию пенсионного капитала между работником и работодателем.

Система корпоративного пенсионного обеспечения при технически грамотной организации процесса полезна для предприятий, так как создает дополнительную мотивацию и повышает уровень социальной защиты сотрудников.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения в РФ

Договор, заключенный между участниками программы негосударственного пенсионного обеспечения, содержит положения о правах, обязанностях и принципах сотрудничества. До подписания договора вкладчику нужно определится с вопросами, касающимися:

  • размера будущей пенсии;
  • периода начислений и выплат;
  • графика внесения платежей.

Договор о сотрудничестве сторон составляется в двух равнозначных, имеющих одинаковую правовую силу, экземплярах. Любая из сторон имеет право расторгнуть договор по собственному желанию. Документ считается недействительным при невыполнении одной из сторон договорных обязательств, произошедшим по объективным (смерть вкладчика) и субъективным причинам.

Скачать бланк заявления о расторжении договора с НПФ.

Выбор схемы в НПФ

Пенсионные программы (схемы) — коммерческие продукты НПФ, разрабатываются для учета дохода вкладчиков и определения оптимальной суммы взносов с учетом интересов обеих сторон.

Программа пенсионного негосударственного обеспечения учитывает:

  • уровень дохода;
  • возраст клиента;
  • индивидуальные особенности и уровень финансовой независимости клиента.

Основные виды пенсионных схем классифицируются по определенным параметрам:

  1. Видам счетов для начислений — солидарным (для группы лиц) и индивидуальным (открытие именного счета).
  2. Срокам пенсионных выплат — срочным (по сроку, указанному в договоре), пожизненным (с момента подписания и до смерти).
  3. По числу вкладчиков — одному плательщику или паритетной системе, с участием в процессе накопления работодателя и работника.

Общие для существующих программ правила — право на расторжение договора с получением выкупной суммы и возможность перехода на альтернативный вариант пенсионного обеспечения.

Взносы

Подписывая договор с НПФ участник сделки самостоятельно определяет величину взносов, периоды перечислений и продолжительность действия договора. Взносы перечисляют:

  • ежемесячно;
  • поквартально;
  • раз в полгода;
  • один раз в год.

Реже одного раза в год, согласно законодательству, допускается внесение полной суммы накопительного капитала. Обязательные платежи вносят по правилам НПФ:

  • почтовым переводом;
  • безналичным банковским переводом;
  • удержанием из зарплаты и переводом через бухгалтерию.

Читайте: какие изменения коснулись пенсии ветеранам боевых действий в 2019 году.

Узнайте размер пенсии по старости в 2019 году в нашей статье.

Большинство фондов оставляют за вкладчиками право на возобновление перечислений после их прекращения. В подобных ситуациях для продолжения сотрудничества вкладчику нужно обратиться в НПФ.

Плюсы и минусы системы

Достоинства и недостатки системы негосударственного пенсионного финансирования:

  1. Возможность определять размер пенсии и влиять на величину капитала. В отличии от государственных пенсионных программ, человек самостоятельно определяет суммы платежей и размер пособия.
  2. Возможность получения пенсии из нескольких источников. Оптимизация источников доходов положительно влияет на общее материальное положение. Так, участие в одном НПФ позволяет получать два вида пособий: социальное и негосударственное. При этом, каждый пенсионер имеет право на участие в неограниченном количестве негосударственных фондах, что увеличивает возможности для диверсификации накопительной системы.
  3. Защита от банкротства государственной пенсионной системы. Неопределенность экономической ситуации в стране не позволяет уверенно утверждать каким будет пенсионное государственное обеспечение через несколько лет. Тенденции в социальной политике государств указывают на существенное ужесточение условий в будущем при выходе на пенсию. Это касается и России. Участие в НПФ позволяет спрогнозировать величину пособия на ближайший год, что невозможно сделать в государственном обеспечении.

Помимо перечисленного, к достоинствам добровольного пенсионного обеспечения относят:

  • государственный контроль за деятельностью НПФ.
  • налоговые преференции для пенсионеров и работодателей;
  • возможность контроля за деятельностью фонда;
  • право на передачу пенсионного капитала по наследству;
  • возможность переход на альтернативную программу пенсионного обеспечения.

Узнайте, изменилась ли пенсия по выслуге лет учителям в 2019 году.

Как узнать номер СНИЛС? Смотрите по .

Что нужно знать о накопительной пенсии? Подробности в статье.

Недостатки НПФ:

  1. Длительное ожидание результата при нестабильной экономической ситуации. Это существенный минус НПФ, отпугивающий многих участников, не желающих вносить деньги «вслепую» на протяжении нескольких десятков лет.
  2. Малая инвестиционная доходность. Прирост дохода, как правило, не превышает 10%, что меньше годового уровня инфляции.
  3. Невозможность получения полной суммы раньше срока, указанного в договоре. Досрочное снятие средств возможно только при наступлении форс-мажорных обстоятельств (смерти, инвалидности). В остальных случаях фонд отдаст только основную сумму, без прибыли.
  4. Возможность хранить средства только в национальной валюте. Это увеличивает недоверие к НПФ, напрямую связанное с недоверием населения к рублю.
  5. Кроме того, уровень доверия к НПФ снижает наличие штрафов за просрочки обязательных платежей, отсутствие четких гарантий по доходам, налогообложение прибыли.

Основное понятие

Негосударственным дополнительным пенсионным обеспечением называют материальную поддержку людям пожилого возраста. Оно предусматривает:

  • уплату отчислений на добровольной основе;
  • предоставление выплат, когда страховой стаж отсутствует;
  • досрочное назначение пособий.

У любого гражданина, достигшего совершеннолетия, имеется возможность самостоятельно позаботиться о таком обеспечении. Для этого нужно заблаговременно определиться с НПФ и перечислять туда определенные суммы, чтобы формировалась дополнительная пенсия.

На некоторых крупных предприятиях и организациях это осуществляется корпоративно. Организация, таким образом, сама оказывает поддержку своим работникам, путем перечисления в НПФ дополнительных взносов за время работы сотрудников в фирме. Работодатель заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своего сотрудника, благодаря чему, при завершении трудовой деятельности, ему начисляется соответствующее пособие.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения определяется порядок образования такого пособия, и как будут производиться выплаты.

Внимание! Работодатель может побеспокоиться о социальной защищенности работника, самостоятельно заключив в его пользу договор НПО с соответствующей организацией.

Регулирование прав и обязанностей всех сторон, задействованных в данном процессе, регламентируется ст. 13, 14 ФЗ №75 о негосударственном пенсионном обеспечении, принятым в мае 1998 года.

В РФ актуальность темы негосударственного пенсионного обеспечения особенно важна, поскольку государственная пенсия далеко не всегда в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни.

По причине разных финансовых возможностей граждан стратегия вкладов в НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению должна учитывать индивидуальные особенности того или иного лица. В соответствии с заключенным договором, определяется, как и в каком размере будут производиться перечисления.

В соответствии со ст. 12 указанного выше законопроекта, для договора обязательным условием является включение следующих сведений:

  • основных данных сторон;
  • информации по существу соглашения;
  • прав и обязанностей участников договора;
  • как будут вноситься взносы;
  • пенсионных схе;
  • каким образом будут производиться выплаты;
  • меры ответственности участников договора за нарушение исполнения обязанностей;
  • по какой срок будет действовать договор;
  • как будут решаться спорные вопросы;
  • реквизитов сторон.

Существует несколько схем НПО с учетом:

  • величины заработка;
  • возрастной категории;
  • наличия индивидуальных особенностей;
  • различных размеров выплат, соответственно, предусматривающих разную величину взносов.

Выделяют следующие схемы:

  • солидарная (когда счет открывается не на одно, а на группу лиц). При этом взносы выплачиваются для нескольких граждан одновременно, но впоследствии перечисление пособия осуществляется по личному счету;
  • индивидуальная, когда изначально договор рассчитан на одно лицо.

В зависимости от сроков:

  • срочная, когда пенсия выплачивается на протяжении срока, указанного в договоре;
  • пожизненная. В этом случае начисление осуществляется с даты начала выплат и до конца жизни.

В зависимости от количества участников:

  • когда выплату взносов осуществляет одно лицо;
  • паритетная схема, когда накопление производится как работодателем, так и сотрудником.

Выделяются общие правила, применимые к такому обеспечению:

  • в любое время возможно расторжение соглашения и возврат выкупной суммы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;
  • программа негосударственного пенсионного обеспечения может быть изменена вкладчиком в любое время.

В 2017 году введены новые правила НПО для работников соответствующих рабочих мест. Это определено пп. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 в Законе «О страховых пенсиях». Юридическое основание этого – ст. 1 ФЗ №410, утвержденного в 2013г.

Должна проводиться специальная оценка рабочих мест, предусматривающая отнесение работ к вредным или опасным.

В результате осуществляется выделение следующих классов опасности:

  • оптимального;
  • допустимого;
  • вредного;
  • опасного.

При наличии последних двух пенсионное обеспечение работодателем должно осуществляться ранее общих установленных сроков, при этом допускается как обязательное страхование, так и НПО.

Условия производства напрямую влияют на величину взносов:

  • для вредного класса они должны быть не менее двух процентов от размера зарплаты работника;
  • для опасного – не менее четырех, с учетом премий и других дополнительных выплат.

Это может выполняться путем включения в трудовое соглашение пунктов о подобной возможности или подачей заявления работником о таком обеспечении.

Возможны два варианта определения размера такого пособия. Вкладчик может устанавливать его лично, когда заключается договор, в зависимости от этого назначается величина взносов. Также сумма подобных ежемесячных выплат может рассчитываться фондом при наступлении срока начисления.

Плюсы и минусы негосударственного пенсионного обеспечения

К преимуществам негосударственного пенсионного обеспечения в РФ относится:

  • возможность самостоятельной уплаты взносов;
  • установление периодичности и сроков выплат;
  • возможность расторжения соглашения, когда это потребуется, с возвратом накопленных сбережений;
  • правопреемники имеют возможность наследования.

Если подобное негосударственное пособие организовывается работодателем, и при этом гражданин также является участником данной программы, взносы учитываются отдельно один от другого. Поэтому, по достижению преклонного возраста, у работника появляется возможность получения нескольких выплат.

Для предприятия, в свою очередь, имеется несколько преимуществ:

  • льготы по налогообложению;
  • увеличиваются рабочие места для молодых;
  • повышается лояльность сотрудников;
  • привлекаются ценные кадры;
  • появляется приоритет выхода на международные рынки, возрастает возможность привлечения инвестиционных средств;
  • не важен страховой стаж.

К недостаткам такого обеспечения относятся недостаточные гарантии выплат, поскольку любая коммерческая структура, каковыми являются и НПФ, характеризуется некоторыми факторами риска. В отличие от государства, такие фирмы не могут гарантировать полной надежности, поэтому всегда существует опасность потерять свои деньги.

НПО имеет некоторые проблемы, которые возникают по следующим причинам:

  • многие не думают о своем будущем;
  • неграмотности людей в финансовой и инвестиционной области;
  • недоверию к долгосрочному инвестированию;
  • финансовой необеспеченностью некоторых категорий граждан, в связи с чем люди не могут себе позволить такую возможность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *