Необходимость повышения квалификации педагогических работников

Порядок организации повышения квалификации педагогических работников

Елена Ческидова
Порядок организации повышения квалификации педагогических работников

Приказ

12.01.2015г. г. Троицк №

Об утверждении Положения «О порядке организации повышения квалификации педагогических работников»

На основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155, Устава МБДОУ «Детский сад №2»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить и ввести в действие Положение «О порядке организации повышения квалификации педагогических работников»

2. Старшему воспитателю. разработать в срок до 14.01.2015 перспективный план повышения квалификации педагогических работников на 3 года.

3. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №2» ___/.

Приложение

к приказу № от 12.01.2015г.

Положение о порядке организации повышения квалификации педагогических работников

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации повышения квалификации педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2» (далее — ДОУ).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155.

1.3. Целью повышения квалификации является:

• обновление теоретических и практических знаний педагогических работников в связи с повышением требований к уровню квалификации;

• удовлетворение потребности педагогических работников в получении новейших профессиональных знаний (предметных, педагогических, общекультурных) и в приобретении опыта организации учебного процесса в соответствии с современными тенденциями развития образования;

• помощь сотрудникам в реализации своего творческого потенциала.

1.4. Повышение квалификации педагогических работников проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года, в течение всей их трудовой деятельности. Для сотрудников, не имеющих опыта работы — в течение первых двух лет работы. Конкретные сроки повышения квалификации устанавливаются планом повышения квалификации педагогических работников

ДОУ.

1.5. Повышение квалификации производится за счет средств бюджета ДОУ, а также, в случае, предусмотренном п. 3.4. настоящего Положения, полностью или частично за счет собственных средств педагогических работников ДОУ.

2. Формы и виды повышения квалификации педагогических работников ДОУ

2.1. Повышение квалификации педагогических работников ДОУ проводится в очной, заочной и дистанционной формах.

2.2. Повышение квалификации осуществляется в виде самообразования, курсовой подготовки, профессиональной переподготовки, стажировки, которые, по желанию педагога, могут быть

также включены в его индивидуальную образовательную программу повышения квалификации.

2.2.1. Самообразование — наименее формализованный, предоставляющий наибольшую творческую свободу педагогу. Количество и объём вопросов, выбираемых для освоения, определяются педагогом самостоятельно. Самообразование может осуществляться в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, проведения научных и экспериментальных исследований по утверждённым программам, написания диссертаций, статей, подготовки докладов, конкурсных материалов и др.

2.2.2. Курсовая подготовка включает в себя следующие формы обучения:

— краткосрочное (продолжительностью от 72 до 100 часов) тематическое обучение по одному из видов направлений деятельности педагогического работника;

— длительное (продолжительностью от 100 до 300 часов) обучение для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности.

2.2.3. Профессиональная переподготовка.

Профессиональная переподготовка представляет собой дополнительное профессиональное образование в виде обучения новым специальностям лиц, уже имеющих определенную специальность (включая получение второго высшего образования).

Продолжительность профессиональной переподготовки составляет не менее 250 часов.

2.2.4. Стажировка.

Стажировка представляет собой обучение педагогических работников ДОУ, направленное на формирование и закрепление на практике знаний, умений и навыков, полученных ими в результате теоретической подготовки, изучение нового опыта в области своей профессиональной деятельности.

Стажировка может реализовываться в качестве:

— отдельного вида профессионального обучения (в этом случае стажировка приравнивается к повышению квалификации в виде курсовой подготовки);

отдельного этапа курсовой подготовки или профессиональной переподготовки педагогического работника, включенного в индивидуальную образовательную программу работника.

2.3. Повышение квалификации может осуществляться как без отрыва, так и с отрывом от основной деятельности.

3. Организация повышения квалификации педагогических работников ДОУ.

3.1. Организация повышения квалификации педагогических работников ДОУ включает в себя:

— перспективное планирование повышения квалификации педагогических работников на 3 года;

— переговоры и заключение договоров с образовательными учреждениями о профессиональном обучении педагогических работников, включая участие в выездных курсах на основании образовательных запросов педагогических работников ДОУ.

— ежегодное формирование проекта плана повышения квалификации педагогических работников в соответствии с планом — проспектом курсовых мероприятий по профессиональной переподготовке и повышению квалификации работников образования на год;

— утверждение плана повышения квалификации педагогических работников, принятого на заседании педагогического совета.

3.2. Корректировка плана повышения квалификации производится в случаях:

временной нетрудоспособности работника ДОУ (иного уважительного случая, препятствующего участию работника в мероприятиях по повышению квалификации);

— отмены курсов, реализуемых организацией, осуществляющей повышение квалификации;

3.3. Основаниями для направления педагогических работников на повышение квалификации в виде курсовой подготовки являются:

— наступление очередного срока повышения квалификации;

— рекомендация аттестационной комиссии;

— инициатива работника.

3.4. Основаниями для направления педагогических работников на повышение квалификации в виде профессиональной переподготовки является несоответствие уровня квалификации занимаемой должности.

3.5. При установлении целесообразности и актуальности обучения педагогического работника в виде курсовой подготовки его обучение, в случае добровольной инициативы работника, может быть частично (или полностью) оплачено за счет самого работника.

3.6. За сотрудниками, направленными на повышение квалификации с отрывом от работы, сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.

4. Контроль за повышением квалификации педагогических работников ДОУ

4.1. Заместитель заведующего по BMP осуществляет контроль за соблюдением периодичности повышения квалификации педагогических работников ДОУ.

4.2. По завершении курсов повышения квалификации педагогический работник обязан представить специалисту по кадрам документ о повышении квалификации.

Приказ

14.01.2015г. г. Троицк №

Об утверждении перспективного плана повышения квалификации педагогических работников МБДОУ «Детский сад №2».

В соответствии с частью 5.2 статьи 47 закона 273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с целью реализации прав педагогических работников на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить перспективный план повышения квалификации педагогических работников МБДОУ «Детский сад №2» на 2015 – 2014 гг. (Приложение)

2. Старшему воспитателю.

2.1. предоставить в срок до 15.01.2015 анализ реализации плана повышения квалификации педагогических работников МБДОУ «Детский сад №2» за 2014 год;

2.2. обеспечить необходимую помощь в повышении уровня профессионального мастерства педагогов.

3. Контроль исполнения данного приказа оставляю за собой.

Заведующий МБДОУ

«Детский сад №2» ___/.

Повышение квалификации педагогических работников – правовая база

Под повышением квалификации педагогических работников подразумевается комплекс процедур, фактически увеличивающих уровень знаний или даже расширяющих специализацию преподавателя или иного педагогического сотрудника. В целом, о том, что представляет собой повышение квалификации, можно прочитать в отдельной статье. Но необходимо понимать, что в отношении педагогов, как особой профессии с множеством дополнительных регулирующих принципов, действуют также и иные требования в вопросах повышения квалификации.

И для разрешения данных проблем в первую очередь необходимо ознакомиться с полным спектром нормативной документации, которая может оказывать влияние на повышение квалификации педагогов:

  • Статья 168 ТК РФ. В означенной статье устанавливается обязанность работодателя оплачивать командировочные расходы работников, в том числе и направляемых в другую местность с целью повышения квалификации.
  • Статья 187 ТК РФ. Принципы данной статьи предусматривают обязательные гарантии для педагогических работников и иных сотрудников на время прохождения повышения квалификации.
  • Статья 195.1 ТК РФ. Её нормативы устанавливают общее определение квалификации работников в целом, однако они применяются в том числе и к педагогическим сотрудникам.
  • ФЗ №273 от 29.12.2012. Это – закон «Об образовании», который затрагивает как вопросы профессионального образования в целом, к которому в полной мере относится повышение квалификации, так и отдельные права, и обязанности педагогов.
  • Приказ Минобрнауки №276 от 07.04.2014. Данным приказом регламентируется общий порядок проведения аттестации педагогических работников.

Квалификация педагогических работников при желании их повысить свою квалификационную категорию должна подтверждаться соответствующей аттестацией. Более подробно об аттестации педагогических работников можно прочитать в отдельной статье.

Обязательно ли прохождение курсов повышения квалификации педагогических работников

Вопросы того, является ли обязательной аттестация педагогов и курсы повышения квалификации, равно как и получение дополнительного образования, волнуют как самих сотрудников педагогических профессий, так и их непосредственных работодателей. При этом законодательное регулирование данных вопросов является достаточно сложным. Однако основные принципы организации повышения квалификации педагогических работников являются достаточно простыми:

  1. Любой педагогический работник вправе каждые три года проходить аттестацию и, соответственно, повышать свою квалификацию при желании занять новую квалификационную категорию. Для этого ему достаточно обратиться к работодателю с данной просьбой и заключить договор.
  2. Работодатель вправе самостоятельно направлять по своему желанию педагогических работников на повышение квалификации. Однако работники не обязаны её проходить за исключением случаев, когда повышение квалификации необходимо для их соответствия уже занимаемой должности.
  3. Все расходы на повышение квалификации педагогических работников берет на себя работодатель, если эти сотрудники направлены на данную процедуру по его инициативе.

Законодательство обязывает и самих преподавателей систематически повышать свой профессиональный уровень. Однако никаких мер и методов контроля за данным процессом, равно как и ответственности за его неисполнение в законодательных нормативах не предусмотрено.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что повышение квалификации педагогических работников является их личным правом. Но для работодателя данный аспект организации труда является обязанностью, и отказать сотруднику в повышении квалификации при желании последнего он не вправе. И эти требования являются одинаковыми как для педагогических работников государственных, так и частных учреждений.

Зачем нужны курсы повышения квалификации педагогических работников и как их проходить

В первую очередь, рассматривая непосредственно курсы повышения квалификации работников, необходимо отметить, что данные курсы должны проводиться в строгом соответствии с утвержденными профессиональными стандартами или требованиями квалификационного справочника и предоставлять полноценную документацию о прохождении процедуры повышения квалификации педагогическим работником.

Соответственно, различные тренинги, групповые мероприятия и иные, не имеющие должного оформления методики обучения не являются фактически курсами повышения квалификации для педагогов. Однако сейчас у преподавателей, учителей и иных педагогов есть возможность официально пройти курсы повышения квалификации в том числе и дистанционно.

В рамках повышения квалификации педагог может как рассчитывать на повышение его квалификационного уровня, так и на приобретение дополнительного образования или получения соответствия требованиям иных должностей. Например, учитель химии в школе вправе повысить свою квалификацию и получить также возможность преподавать физику при соответствии установленным законодательно требованиям после прохождения курсов повышения квалификации или переподготовки для получения дополнительного образования.

Длительность любых курсов повышения квалификации не может быть меньше 16 часов, а переподготовки – меньше 250 часов обучения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *