Непредвиденные расходы в строительстве

12. Прочие работы и затраты. Состав и размер прочих работ и затрат определяется в соответствии с проектом, условиями договора подряда и рекомендуемым перечнем основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, приведенным в приложении № 8 к title=»Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации».

Затраты, связанные с получением заказчиком и проектной организацией исходных данных, технических условий на проектирование и проведение необходимых согласований по проектным решениям, включаются в размере 0,71 % от сметной стоимости строительства.

Затраты по перевозке автомобильным транспортом работников строительно-монтажных организаций или компенсация расходов по организации специальных маршрутов городского пассажирского транспорта включаются в размере 0,6 % от стоимости строительно-монтажных работ при соответствующем обосновании ПОС.

В случае превышения фактических затрат подрядных строительно-монтажных организаций указанные затраты определяются локальным сметным расчетом с учетом продолжительности строительства, количества рабочих, времени перевозки (с учетом выезда из гаража до момента возвращения за вычетом обеденного перерыва) и стоимости работы 1 маш.-ч автотранспортного средства без начисления накладных расходов и сметной прибыли.

Указанные затраты включаются только в тех случаях, когда место жительства (сбора) рабочих находится на расстоянии более 3-х километров от места работы, а городской пассажирский и пригородный транспорт не в состоянии обеспечить перевозку.

Затраты, связанные с оплатой услуг РЦЦС, включаются в размере 0,05 % от суммы строительно-монтажных работ по главам 1-9, для ремонтно-строительных работ по главам 1 — 7 сводного сметного расчета (приложение № 2 title=»Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», главы 9 и 7 соответственно).

Для специфических условий строительства в главе 9 и капитального ремонта в главе 7 сводного сметного расчета могут учитываться другие виды прочих затрат, которые определяются сметными расчетами на основании проекта организации строительства (ремонта).

Вопрос:

Как составить смету, чтобы были выделены транспортные расходы? Можно составить смету в оптовых ценах на материалы?

Алевтина
a*********************5@mail.ru

Ответ:

Согласно МДС 81.35-2004 «Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» п. 4.59 — 4.62, существуют различные способы определения величины транспортных расходов.

Данные пункты относятся к расчету стоимости транспортировки оборудования.

Наиболее предпочтительно определять величину транспортных расходов по калькуляциям, но при отсутствии данных для расчета стоимость может приниматься в процентах от стоимости оборудования 3-6 %.

Формы калькуляций можно принять по МДС 81-2.99 «Методические указания по разработке сборников (каталогов) сметных цен на материалы, изделия, конструкции и сборников сметных цен на перевозку грузов для строительства и капитального ремонта зданий и сооружений» — данный документ утратил силу в связи с изданием приказа Минрегиона России № 248 от 07.11.2008!

Транспортные расходы входят в состав лимитированных затрат. Соответственно, для отображения их в смете, рассчитанное значение вводите в соответствующую область в используемой вами программе.

В Гранд-Смете это клавиша F6 (параметры) в открытой смете > Лимитированные затраты > Дополнительные затраты в текущих ценах > Добавить поле > Правой кнопкой мыши по новому полю > Снять галку «В процентах» > Ввести рассчитанную сумму.

или клавиша F6 (параметры) в открытой смете > Коэффициенты к итогам > Добавить новый > В значении МАТ ввести нужный % > В нижней области окна выбрать разделы для начисления коэффициента и способ начисления в итогах или в каждой позиции.

Ответ на второй вопрос о применении в смете оптовых цен на материалы.

Процесс строительства сопряжен с множеством неожиданно возникающих работ, требующих немедленного их разрешения. Создание резерва средств на покрытие непредвиденных работ и затрат является способом защиты от рисков, обусловленных различными препятствиями в процессе строительства.

Учет резерва в базисном уровне цен на 1 января 2006 года

По своей структуре резерв средств на непредвиденные работы и затраты в базисном уровне цен распределяется на 2 части: заказчика и подрядчика.

Заказчик свою часть резерва может расходовать на:

  • оплату дополнительных работ. Данные работы могут быть вызваны уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии строительного проекта по сравнению с архитектурным объемно-планировочных показателей и технологических решений, уточнением конструктивных решений, а также заменой по инициативе заказчика отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах;
  • уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и сметной документации;
  • оплату других работ и затрат, которые подлежат возмещению согласно нормативным правовым актам за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты. Например, возмещение затрат, связанных с возникновением экстремальных погодных условий (рекомендация содержится в постановлении Коллегии Минстройархитектуры от 09.12.2009 № 408).

Подрядчик в свою очередь использует часть резерва на:

  • возмещение затрат, возникающих при производстве работ, в случае изменения по инициативе подрядной организации способов производства работ;
  • замену механизмов;
  • замену в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в проектно-сметной документации, без ухудшения технических характеристик.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты предусмотрен сводным сметным расчетом стоимости строительства. Непосредственно в сметной документации, разработанной в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., расчет резерва осуществляется от суммы сметной стоимости работ и затрат, включенных в главы 1–12 ССР (п. 42 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 03.12.2007 № 25, в редакции от 25.11.2013 № 36) и указывается отдельной строкой в графе 9 с распределением по графам 3–8.

Но, как известно, с 1 января 2012 г. сметная документация на строительство объектов независимо от источников финансирования разрабатывается на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении. Следовательно, подробно рассматривать порядок включения резерва средств на непредвиденные работы и затраты в сметную документацию, составленную в базисном уровне цен на 1 января 2006 г., не имеет смысла.

Однако в настоящее время еще существует ряд объектов со сметной стоимостью в базисном уровне цен. В этой связи обратим внимание только на некоторые моменты. В частности, у подрядчика в распоряжении часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, которая составляет:

  • 1,5 % – для объектов производственного назначения, а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект. Производственные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, организации, осуществляющие общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая службы, прочие виды деятельности сферы материального производства;
  • 1 % – для объектов непроизводственного назначения, жилых домов. Непроизводственные отрасли: жилищное строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, управление, общественные объединения.

Резерв средств на непредвиденные работы и затраты не начисляется на стоимость материалов, изделий и конструкций и стоимость оборудования, мебели и инвентаря, поставляемых по контрактам из-за пределов Республики Беларусь.

Учет резерва в НРР

Несколько иная ситуация сложилась при расчете резерва средств на непредвиденные работы и затраты на основании НРР.

В соответствии с подп. 33.1 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении утверждена постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, в редакции от 28.03.2016 № 9, резерв средств на непредвиденные работы и затраты рассчитывается в процентах от итога глав 1–11 по графам 3–9 и принимается отдельной строкой в ССР таким образом:

1) на стадии архитектурного проекта:

а) на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения – 4 %;
  • объектов непроизводственного назначения (кроме жилых домов), а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект – 3 %;
  • жилых домов – 2 %;

б) на строительство, осуществляемое по типовым и повторно применяемым индивидуальным проектам:

  • объектов производственного назначения – 2 %;
  • объектов непроизводственного назначения, в т.ч. жилых домов, – 1,5 %;

2) на стадии строительного проекта – в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с коэффициентом 0,8;

3) при строительстве экспериментальных объектов – в размерах, установленных подп. 1а, 1б п. 1 данного перечня, с применением коэффициента 1,25.

По объектам, в составе которых есть здания, сооружения с разными размерами резерва средств на непредвиденные работы и затраты, размер определяется исходя из удельного веса сметной стоимости соответствующего здания, сооружения.

Однако данные средства, предусмотренные ССР, не распределяются между заказчиком и подрядчиком. Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемого в распоряжение подрядчика, Инструкцией № 51 не предусмотрено.

В сметную документацию в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51 включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика. Заказчик может использовать их для компенсации увеличения стоимости строительства, вызванной изменениями объемов и характера работ. Как следствие, возникает вопрос: как подрядчику при формировании цены своего предложения учесть расходы, обусловленные различными непредвиденными обстоятельствами в процессе строительства? Усугубляют данный момент нормы Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 10.11.2014 № 1061, с учетом которого формируется неизменная договорная (контрактная) цена. При формировании цены своего предложения подрядчик может применить в расчете стоимости коэффициент риска, который компенсирует различные непредвиденные обстоятельства, возникшие в процессе производства строительно-монтажных работ.

Максимальная величина коэффициента риска в настоящее время законодательством не предусмотрена.

Обоснование коэффициента риска необходимо только в случае такого требования со стороны заказчика. Также не предусмотрен перечень непредвиденных обстоятельств, которые может учитывать подрядчик при применении данного коэффициента.

Таким образом, подрядчик имеет право самостоятельно определить величину данного коэффициента при формировании цены своего предложения для целей заключения с заказчиком договора строительного подряда.

Формула для расчета коэффициента риска нормативными документами не установлена. Возможен такой способ:

Кр = 1 + Р / С,

где Кр – искомый коэффициент риска;

Р – стоимость рисков по объекту строительства либо за конкретный период;

С – стоимость объекта строительства либо стоимость работ, выполненных в течение конкретного периода.

Но при формировании цены своего предложения подрядчику следует учесть, что применение значительной величины коэффициента риска может сделать его предложение неконкурентоспособным по сравнению с другими предложениями, представленными заказчику.

Необходимо знать, что согласно нормам Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 30.07.2015 № 650, заказчик (организатор подрядных торгов) имеет право потребовать обоснование и расчет цены предложения участника с указанием метода ее определения, а также иные документы, предусмотренные в конкурсной документации. Кроме того, при проведении подрядных торгов предложение подрядчика с применением коэффициента риска, в т.ч. при проведении процедуры снижения первоначально предложенной цены, может превысить стартовую цену. При этом следует учитывать, что дополнительные работы, не предусмотренные проектной документацией, при расчете коэффициента риска не учитываются, так как к непредвиденным обстоятельствам не относятся.

Вопросы, возникающие на практике

  1. Из каких средств оплачиваются затраты на дополнительные работы и объемы?

Ответ: Сметная документация составляется в соответствии с Инструкцией № 51. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты заказчика в сметную документацию включается в соответствии с подп. 33.1 Инструкции № 51. Затраты на дополнительные работы и объемы, не учтенные утвержденной сметной документацией, оплачиваются заказчиком в порядке, изложенном в п. 38 Инструкции № 51, а именно компенсация этого увеличения производится за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты и экономии по другим статьям в пределах стоимости строительства в целом.

Примечание. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 02.04.2013 № 09-922 «Об использовании средств на непредвиденные работы и затраты».

  1. Заказчик требует исключить резерв средств на непредвиденные работы и затраты на материал заказчика в актах выполненных работ. Правомерно ли это?

Ответ: Да, если данное условие предусмотрено договором подряда.

Начисление резерва средств на непредвиденные работы и затраты на материалы заказчика определяется договорными отношениями. Разъяснение содержится в письме РУП «РНТЦ» от 22.10.2008 № 07-2374 «О материалах заказчика, передаваемых подрядчику».

Стоит отметить, что данное разъяснение актуально для объектов, сметная стоимость которых рассчитана в базисном уровне цен, так как в структуре резерва средств на непредвиденные работы и затраты имеется часть подрядчика.

Ольга Курьякова, специалист по сметному делу

Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее — Методика) предназначена для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме.
В иных случаях положения Методики носят рекомендательный характер и применяются, если это определено федеральным законом или договором.
Методика определяет единый порядок формирования сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – строительство) при планировании (обосновании) инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства и при подготовке проектной (иной технической) документации.

Проектом признается утратившим силу Постановление Госстроя России№15/1 от 05.03.2004 года «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» (МДС 81-35.2004).

Заказчик проводит процедуру закупки по выбору подрядчика на выполнение строительно-монтажных работ на объекте, финансируемых за счет собственных средств. Цена заказчика определена без НДС. В сводном сметном расчете стоимости строительства объекта (далее – ССР), представленном в составе конкурсной документации для формирования цены предложения участников, отсутствуют затраты на социальное страхование.

Правомерны ли отсутствие НДС в цене заказчика и невключение проектировщиком затрат на социальное страхование в сметную стоимость?

Как в таком случае формировать цену предложения участнику (с НДС или без, с учетом затрат на социальное страхование или без)?

Пунктом 3 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденного постановлением Совмина от 18.11.2011 № 1553, в редакции от 03.06.2016 № 434 (далее – Положение № 1553), обозначен порядок формирования цены заказчика на основании проектной, в т.ч. сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование.

В соответствии с п. 2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совмина от 31.01.2014 № 88, в редакции от 29.04.2017 № 318, цена заказа – стартовая цена, предложенная организатором подрядных торгов (переговоров), в рассматриваемом случае – заказчиком, на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (переговоров).

Цена заказчика и цена предложения подрядчика определяются без учета стоимости оборудования, разработки проектной документации, приобретение и разработка которых заказчиком поручены подрядчику, и поставляемых заказчиком строительных материалов, изделий, конструкций по предусмотренному заказчиком перечню (п. 6 Положения № 1553).

Согласно подп. 30.2 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51, в редакции от 12.06.2017 № 16 (далее – Инструкция № 51), в главу 9 ССР «Прочие работы и расходы» включаются средства, связанные с отчислениями на социальное страхование, которые определяются в размере 34 % от суммы сметных величин заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе средств на эксплуатацию машин и механизмов по итогу глав 1–7 ССР.

Налоги и отчисления согласно действующему законодательству, в т.ч. НДС, включаются в ССР на основании п. 18 Инструкции № 51. Размер налогов и отчислений определяется исходя из норм и базы для их начисления, установленных законодательством (подп. 33.2 Инструкции № 51).

Таким образом, в сложившейся ситуации вся проектная, в т.ч. сметная, документация должна быть оформлена с учетом действующего законодательства, а также требований Инструкции № 51, регламентирующей включение отчислений на социальное страхование в главу 9 «Прочие работы и расходы» и НДС при необходимости его исчисления в соответствии с требованиями НК (Особенная часть).

Освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп. 1.12 ст. 94 НК (Особенная часть)).

Следовательно, и цена заказчика, и цена подрядчика должны учитывать отчисления на социальное страхование, НДС и другие налоги и отчисления в соответствии с действующим законодательством.

Расчет своего предложения подрядчик формирует с учетом системы налогообложения, принятой в организации (например, УСН).

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что независимо от того, грамотно либо с нарушением действующего законодательства заказчик сформировал стартовую цену, подрядчик должен сформировать цену своего предложения в соответствии с требованиями Положения № 1553 и действующего законодательства (приложив соответствующее обоснование формирования цены), в т.ч. с учетом отчислений на социальное страхование и с учетом НДС в случае необходимости его начисления.

Светлана Шилова, юрисконсульт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *