Несчастный случай в страховании 2018

Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. Страховые тарифы по обязательным видам страхования устанавливаются в законах об обязательном страховании.

Страховые тарифы по добровольным видам личного страхования, страхования имущества и страхования ответственности могут рассчитываться страховщиками самостоятельно. Конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон (ст. 21 Закона).

В качестве единицы страховой суммы в отечественном страховании принимают 100 денежных единиц. Страховой тариф с объекта страхования, как правило, устанавливается (оговаривается) в процентах. С помощью страховых тарифов исчисляются страховые взносы, уплачиваемые страхователями.

Основная цель при исчислении страховых тарифов связана с определением вероятной суммы ущерба на каждый страховой случай или единицу страховой суммы. Если тарифная ставка достаточно достоверно отражает вероятный ущерб, то обеспечивается необходимая его раскладка между страхователями (определяется, сколько денежных средств, собранных со страхователей в виде страховых взносов, понадобится для страховых выплат). Иначе говоря, страховой тариф — это критерий страхового резерва (фонда), гарантирующий безубыточную (рентабельную) страховую деятельность.

Тарифные ставки тесно связаны с объемом ответственности страховщика (страховых выплат, принятых по договору страхования). По своим функциям страховщик стремится решить двоякую задачу: при минимальных, доступных широкому кругу страхователей тарифах обеспечить значительный объем страховой ответственности. Иными словами, с помощью оптимальных тарифных ставок достигается наименьшее изъятие части доходов страхователей на страховые взносы и максимальное оказание им материальной помощи в виде страховых выплат при наступлении страховых случаев.

Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то обеспечиваются как необходимая финансовая устойчивость страховых операций (равновесие либо превышение доходов над расходами), так и необременительные для страхователей страховые взносы. Завышение тарифов приводит к оттоку страхователей и, как следствие, к снижению конкурентоспособности. Занижение, наоборот, провоцирует образование дефицита финансовых ресурсов в страховом фонде и, как результат, невыполнение страховщиком принятых по договору обязательств перед страхователем. Ведь тарифная ставка определяет, сколько денег каждый из страхователей должен внести в страховой фонд страховщика, чтобы сумма взносов была достаточной для предусмотренных договором страхования выплат.


Структура страхового тарифа

Нетто-ставка предназначена для формирования страхового резервного фонда, который используется или исключительно на страховые выплаты страхователям при наступлении страховых случаев, или для выполнения финансовых страховых обязательств страховщика по договорам страхования, а также инвестирования части временно свободных средств в ценные бумаги, депозиты банков, выгодные промышленные, космические проекты, новые технологии (ноу-хау) и т. д. Страховой тариф, как правило, рассчитывается отдельно по личному, имущественному страхованию и страхованию ответственности. В связи с этим и нетто-ставки имеют различную структуру. Общая нетто-ставка состоит из отдельных (частных) нетто-ставок, отражающих различные виды страхования. Так, при страховании жизни он% может состоять из следующих частных: на случай болезни, непредвиденных обстоятельств или смерти (гибели). При этом отчисления в частные нетто- ставки производятся в прямой зависимости от степени риска (вероятности наступления страхового случая). Однако поскольку страховой взнос есть усредненный размер компенсации ущерба, то возможны существенные отклонения частных страховых выплат от их среднего значения. Для их учета в состав нетто-ставки вводится так называемая дельта- надбавка.

В соответствии с изложенным брутто-ставка будет иметь следующую структуру.


Структура страхового тарифа пo страхованию жизни:
РВД — расходы на ведение дел; ПМ — предупредительные (превентивные) мероприятия; РМ — репрессивные мероприятия; ПП — планируемая прибыль

Рисковая надбавка дает дополнительную гарантию страховщику при страховых случаях, превышающих среднестатистические значения за ряд лет, и обеспечивает выплаты страхователям при аномальных (катастрофических) значениях. Необходимость включения рисковой надбавки в тарифную нетто-ставку объясняется тем, что в неблагоприятные годы основной ее части для выполнения страховой фирмой своих обязательств недостаточно, а рисковая надбавка создает определенный запас прочности для страховщиков. В благоприятные годы за счет этой неиспользованной надбавки можно производить отчисления в запасной страховой фонд.

Для покрытия затрат на проведение страхования предусмотрены накладные расходы страховщика. Они включают, как правило, оплату труда штатных и нештатных работников страховой организации, затраты на пропаганду и рекламу страхового дела, административно-хозяйственные нужды (аренда помещения; плата за водоснабжение, освещение, отопление; канцелярские, командировочные, представительские расходы). К ним относятся также отчисления в специализированные фонды: предупредительных, или превентивных, мер (ПМ) и репрессивных мероприятий (РМ); первые направлены на предупреждение, вторые — на борьбу с наступившими страховыми случаями. Расходы на ведение дела (РВД), учитывающиеся при калькуляции тарифной ставки, имеют свои особенности. В страховой практике принято различать расходы внутри страховой организации и во внешней ее сети.

В литературе встречаются и различные классификации этих расходов: постоянные, переменные, зависимые, независимые, общие, частные и др. Понятия переменные и постоянные расходы используются в актуарных расчетах по договорам страхования. Постоянные относительно мало подвержены колебаниям в страховой деятельности, и удельный вес их в расходах на ведение дел сравнительно мал. В основном он зависит от квалификации работников. Переменные расходы увеличиваются или уменьшаются пропорционально занятости персонала в данной страховой организации. Некоторые расходы на ведение дел одновременно имеют характер зависимых и независимых. Они нормируются в промилле (тысячная доля какого-либо числа, или 0,1%) от страховой суммы среднесписочного состава страхователей. Кроме перечисленных, расходы на ведение дел могут классифицироваться как организационные, аквизици- онные, ликвидационные, управленческие, инкассационные и др.

Предупредительная деятельность страховщиков прямо не вытекает из перераспределительных отношений по замкнутой раскладке ущерба между страхователями. Однако тесная увязка страхования со страховыми случаями, страховым риском вызывает объективную необходимость в предупредительных мерах для уменьшения вероятности страховых случаев, смягчения страхового риска и сокращения величины ущерба. С помощью страхования финансировать все предупредительные меры невозможно. По обязательным видам страхования большинство из них финансируются за счет госбюджета и средств отраслевых (ведомственных) министерств. По добровольным видам страхования предупредительные меры закладываются страховщиком в тариф с последующим его утверждением Департаментом страхового надзора Минфина РФ

Деятельность страховой организации в условиях рынка предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли (ПП).

В страховании термин «прибыль» применяется условно, так как страховые организации не создают национальный доход, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается в соответствии с этим такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты. При этом страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховой операции, поскольку этим может быть нарушен принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя. Тем не менее страховые операции могут приносить довольно значительный доход.

Следует отметить, что хотя структура (состав) страхового тарифа (СТ) законом о страховании не регламентирована, его расчет проводится именно по описанной модели. Она применяется и при лицензировании страховых организаций. Главным достоинством рассмотренной структуры (модели) СТ является четкое разделение средств страхователя и страховщика, так как она реализуется с помощью тарифной ставки, которая, в свою очередь, представляет собой взнос страхователя в денежном исчислении. Добровольное страхование в силу его выборочное™ обусловливает необходимость дифференциации тарифной ставки. Это является действенным научно обоснованным инструментом раскладки ущерба, отражающим оптимальное участие каждого страхователя в формировании страхового фонда. За основу должны приниматься различия в величине не только нетто-ставки, но и нагрузки (надбавки). Дифференциация в настоящее время производится, как правило, по видам и подотраслям страхования, территориальному и другим признакам.

В личном страховании имеются принципиальные различия в построении СТ — по страхованию, например, жизни и от несчастного случая.

В первом случае главными объективно действующими факторами тарификации выступают возраст страхователя (или застрахованного) и срок действия договора. Это объясняется тем, что при страховании жизни соответствующие проценты (дивиденды) начисляются на счета страховщика в банке, куда помещаются страховые взносы страхователей. Сумма дохода и уменьшает размер страхового взноса. Для оценки величины снижения страховых взносов используются дисконтирующие множители и коммутационные числа, т. е. численные коэффициенты, позволяющие быстро найти нужную величину.

Основной недостаток представленной действующей модели формирования СТ — ограничение возможностей страховых организаций в формировании системы страховых резервов, соответствующей страховому портфелю (совокупность страховых взносов — платежей, принятых стра>- ховой организацией, которая характеризует общий объем ее деятельности). Она является не универсальной, а лишь унифицированной для конкретных видов страхования.

При обязательной форме страхования тариф устанавливается федеральным законодательством, а при добровольной — страховой компанией.

Однако поскольку страхование является одним из элементов конкуренции, воздействующим на привлечение страхователей, то соблюдение принципов построения страхового тарифа контролируется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, чтобы не допускать его чрезмерного занижения или завышения. При обязательном страховании вследствие его всеобъемлющего характера возможно экономическое перераспределение страхования для хозяйств, работающих в особо неблагоприятных природных и экономических условиях, испытывающих трудности в осуществлении расширенного воспроизводства.

Добровольное страхование в силу его выборочное™ обусловливает необходимость дифференциации тарифной ставки. За основу должны приниматься различия в величине не только нетто-ставки, но и надбавки. Дифференциация производится по подотраслям и видам страхования, территориальному и другим признакам.

Нагрузка (надбавка) составляет в общем страховом тарифе существенно меньшую часть от брутто-ставки (в зависимости от формы и вида страхования она колеблется от 9 до 40%).

Главным достоинством рассмотренной структуры (модели) страхового тарифа является четкое разделение средств страхователя и страховщика. Здесь следует отметить, что хотя структура страхового тарифа Законом «О страховании» не регламентирована, однако налогообложение проводится по этой модели. Она же применяется и при лицензировании страховых организаций.

Страховой тариф при добровольном страховании определяется страховщиком на основе ожидаемой совокупности объектов страхования и используется для определения страхового взноса как цены страховой защиты (услуги).

Определение (расчет) страхового тарифа производится с помощью теории актуарных расчетов (сочетание математических методов, применяемых в статистике, теории вероятностей и финансовых исчислений с учетом социальных, демографических и других факторов).

Экономическое содержание страхового тарифа можно определить как единицу измерения взаимных обязательств страховщика и страхователя (принцип эквивалентности).

Основой деления брутто-ставки на нетто-ставку и нагрузку является тезис, согласно которому нетто-ставка предназначена для погашения обязательств страховщика перед страхователем, а нагрузка — на финансирование деятельности страховой организации.

Процесс разработки и обоснования страхового тарифа называется тарифной политикой, под которой понимается целенаправленная деятельность страховщика по установлению, уточнению и упорядочению страховых тарифов в интересах успешного и безубыточного развития страхования.

| Оглавление |

Механизм определения и установления страхователям (юридическим и физическим лицам) страховых тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется статьей 21 Федерального закона №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»: страховые тарифы дифференцируются в зависимости от класса профессионального риска и устанавливаются федеральным законом.

Федеральным законом от 1 декабря 2004 г. № 152ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в соответствии с пунктом 3 понятие «отраслей (подотраслей) экономики» заменено на «видов экономической деятельности», т. е. внесены изменения, предусматривающие переход от отраслевой дифференциации страховых тарифов на установление страховых тарифов в зависимости от вида экономической деятельности. Правительством Российской Федерации должны быть утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.

До внесения изменений в базовый Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска и Классификация отраслей по классам профессионального риска утверждались постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1999 г. № 975, с последующими изменениями и дополнениями (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г. № 36, ст. 4408; 2000 г. № 23, ст. 2429; 2001 г. № 1, ст. 128 и № 53, ст. 5194).

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее – Правила), а также установлено, что Минздравсоцразвития России должно будет утвердить Классификацию видов экономической деятельности по классам профессионального риска и Порядок подтверждения основного вида деятельности страхователя, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (приказ Минздравсоцразвития России от 10.01.06 № 8).

Такие полномочия, переданные Минздравсоцразвития России, связаны с изменением структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти, предусмотренным Указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 и от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, оно может принимать нормативные правовые акты, в том числе по сферам деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации, а также вносить в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации.

Поскольку новые Правила не были приняты в 2004 г. и в начале 2005 г., то указанным постановлением Правительство Российской Федерации пролонгировало действие старых Правил до 1 января 2006 г., так как при введении понятия «виды экономической деятельности» они практически утратили силу в 2005 г., после принятия Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год».

В утвержденных Правилах определяется порядок отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска для установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Дело в том, что все виды экономической деятельности разделяются на группы по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) и будут дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска.

С 1 января 2003 г. на территории Российской Федерации отменен Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и введен ОКВЭД – постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст и приказ Госкомстата России от 7 декабря 2001 г. № 164.

В связи с этим статьей 1 указанного Федерального закона устанавливаются страховые тарифы по видам экономической деятельности (с применением ОКВЭД) в зависимости от класса профессионального риска, а не по группам отраслей (с применением ОКОНХ), как это было в аналогичных федеральных законах на 2001 — 2004 годы.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска являются основой для расчетов и подготовки финансово-экономического обоснования к проекту федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Существовавшая до 1 января 2006 г. Классификация предусматривала 22 класса профессионального риска.

В соответствии с Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (далее Федеральный закон) установлено 32 класса профессионального риска в размерах от 0,2% (I класс профессионального риска) до 8,5 % (XXXII класс профессионального риска).

Увеличение количества классов профессионального риска при неизменных размерах наименьшего и наибольшего классов обусловлено тем, что ОКВЭД содержит 1842 кода видов экономической деятельности (ОКОНХ содержал 755 кодов отраслей) и позволяет в какой-то мере приблизить размеры страховых тарифов к адекватным затратам страхователей на страховое обеспечение работников, получивших трудовое увечье.

Утвержденными Правилами установлено, что для конкретных страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний должны будут определяться в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а при гражданско-правовых отношениях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Таким образом, размер страхового взноса (страхового тарифа) конкретного юридического (физического) лица будет зависеть от того, к какому классу профессионального риска отнесен данный вид экономической деятельности.

При этом необходимо иметь в виду, что профессиональный риск – это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанного с исполнением им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в других, установленных Федеральным законом, случаях, а класс профессионального риска – это уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и иных расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся в данном виде экономической деятельности.

В суммарные расходы на обеспечение по страхованию, наряду с ежемесячными выплатами утраченного заработка пострадавших и другими суммами выплат в возмещение вреда, включая дополнительные расходы, входят и затраты, направленные на оплату временной нетрудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также их последствий, что в целом косвенно будет отражать уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В то же время необходимо отметить, что применяемая методика оценки классов профессионального риска и их установление не позволяет в полной мере определять факторы риска (уровень техники и технологии, организации труда и состояния охраны труда), влияющих на уровень производственного травматизма (коэффициенты частоты и тяжести несчастных случаев), профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности на основе методов страховой статистики.

Указанными Правилами класс профессионального риска, как и ранее, определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.

Конкретная величина интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности определяется по формуле:

Ип = Евв / Ефот х 100%,

где: Ип – интегральный показатель профессионального риска по данному виду экономической деятельности, выраженный в процентах;

Евв – общая сумма расходов на обеспечение по страхованию по данному виду экономической деятельности в истекшем календарном году (для расчета на 2006 год берутся данные за 2004 год);

Ефот – размер фонда оплаты труда по данному виду экономической деятельности, на который начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в истекшем календарном году.

При изменении величины интегрального показателя профессионального риска по виду экономической деятельности Минздравсоцразвития России предоставлено право, по представлению Фонда социального страхования Российской Федерации, принимать решения об отнесении того или иного вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска.

При отнесении вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска изменяется размер страхового тарифа страхователя. Изменение страхователем в течение года вида экономической деятельности не дает право изменять размер страхового тарифа, установленного ему на текущий год.

Решение об изменении класса профессионального риска в соответствии с новыми Правилами фактически будет принимать» Минздравсоцразвития России совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации при участии Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в процессе подготовки финансово-экономического обоснования проекта федерального закона о страховых тарифах и Классификации на очередной календарный год на основе анализа уровня производственного травматизма, уровня профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию за предшествующий год.

После принятия Федерального закона о страховых тарифах Фондом социального страхования Российской Федерации страховые взносы (тарифы) соответствующим страхователям устанавливаются в зависимости от измененного класса профессионального риска.

В случае значительного увеличения расходов по ежемесячным выплатам, а также дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию Минздравсоцразвития России может быть принято решение по изменению класса профессионального риска и страхового тарифа для соответствующего страхователя в текущем году.

При изменении класса профессионального риска вида экономической деятельности, в соответствии с внесенными в Классификацию коррективами, изменяются класс профессионального риска и размер страхового тарифа страхователя.

Организации и физические лица, являющиеся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежат отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности, осуществляемый ими.

При этом основным видом экономической деятельности для коммерческой организации является тот, который, по итогам предыдущего года, имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, для некоммерческой организации – в котором было занято наибольшее количество работников организации.

Основной вид деятельности страхователя – юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, должны ежегодно подтверждаться страхователем в порядке, установленном Минздравсоцразвития России.

В связи с этим, если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид его экономической деятельности.

Если страхователь, осуществляющий несколько видов экономической деятельности, не подтверждает основной вид, он подлежит отнесению к тому, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска. Если несколько видов экономической деятельности распределены равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, то тогда страхователь подлежит отнесению к тому основному виду из осуществляемых им видов экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска.

Страхователи – бюджетные учреждения в части деятельности, финансируемой из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источникам, относятся к I классу профессионального риска.

При более дифференцированного подхода к определению страховых тарифов для конкретного юридического лица, в составе которого находятся обособленные подразделения (филиалы) или структурные подразделения (например, автобаза металлургического комбината), в данных Правилах они выделены в самостоятельные классификационные единицы, подлежащие отнесению к видам экономической деятельности. Поэтому самостоятельными классификационными единицами являются не только страхователи – юридические лица, но их обособленные подразделения, а также структурные подразделения страхователей – юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.

Структурные подразделения организации, осуществляющие внутренние перевозки, снабженческосбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады, не выделенные в самостоятельные учетные единицы, учитываются по основной деятельности этой организации.

Производства (подразделения) организации, осуществляющие независимо от специализации страхователя другие виды деятельности и выделенные на отдельные балансы, являются самостоятельными классификационными единицами и подлежат отнесению к видам экономической деятельности, которым соответствует их вид деятельности. В соответствии с утвержденными Правилами у Фонда социального страхования Российской Федерации появится возможность устанавливать более точную дифференциацию страховых тарифов по предприятиям на основе нового механизма определения и установления страхователям тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обеспечить экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска.

Минздравсоцразвития России предоставлено право давать разъяснения по применению Правил, утвержденных указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

А. СОЛОВЬЕВ

Источник информации Журнал — Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях. Оформить подписку.

Несчастный случай — непредвиденное событие, неожиданное стечение обстоятельств, повлекшее телесное повреждение или смерть.

Типичными примерами являются автомобильная катастрофа (или попадание под машину), падение с высоты, попадание предметов в дыхательные пути, падение предметов (например, кирпича, сосульки) на голову, поражение электрическим током.

Добровольное страхование от несчастных случаев может распространяться как на лицо, заключившее договор (страхователя), так и на третьи лица. К страховым случаям по этому виду страхования относятся:

— травмы и временная потеря трудоспособности в результате несчастного случая;

— госпитализация и хирургические операции в результате несчастного случая;

— полная потеря трудоспособности, иначе — инвалидность в результате несчастного случая;

— смерть вследствие несчастного случая.

В страховании несчастный случай трактуется как внезапное кратковременное внешнее событие для застрахованного, произошедшее в течение срока договора, которое повлекло за собой телесные повреждения (гибель) застрахованного в результате ДТП, пожара, взрыва, стихийных явлений, за исключением противоправных действий третьих лиц.

В каждом договоре страхования имеются свои условия программы страхования, а также, в некоторых случаях, соответствующая таблица страховых случаев.

Смерть вследствие онкологического заболевания является отдельным страховым случаем, который предусматривает иной страховой тариф, определяющий размер страховой премии, уплачиваемой страхователем.

Таким образом, если был заключен договор страхования жизни именно от несчастного случая, смерть от онкологического заболевания в указанный перечень не входит, поскольку не является несчастным случаем, несмотря на то что умерший длительное время не знал о диагнозе.

При этом в законодательстве регламентруется лишь понятие несчастного случая на производстве (ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Вниманию граждан, пострадавших на предприятиях других стран и переехавших на постоянное место жительство в Челябинскую область

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний

Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Средства на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, взыскиваемых штрафов и пени, капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей, иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа (размер тарифа зависит от класса профессионального риска страхователя) с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Размер указанной скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.
За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд социального страхования Российской Федерации финансирует:
1. Обеспечение по страхованию лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания.
2. Предупредительные меры по сокращению производственного травматизма.

Обеспечение по страхованию лиц, пострадавших в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания
Виды обеспечения по страхованию:
1. Пособие по временной нетрудоспособности. Выплачивается в размере 100 процентов среднемесячного заработка пострадавшего.

Максимальный размер указанного пособия за полный календарный месяц не может превышать четырехкратного максимального размера ежемесячной страховой выплаты (Федеральный закон РФ от 05 апреля 2013г. № 36-ФЗ).

2. Страховые выплаты:

* единовременная страховая выплата

* ежемесячная страховая выплата

* оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией пострадавшего на производстве

Огромное значение имеет оплата расходов на лечение пострадавшего непосредственно после тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.
Этот вид дополнительных расходов осуществляется региональным отделением с 01 июня 2006 года с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 15.05.2006 г. № 286 «Об утверждении Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Оплата лечения осуществляется на основании договора, заключаемого региональным отделением с лечебным учреждением, и включает в себя оказание стационарной медицинской помощи, амбулаторно-поликлинической, а также осуществление медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги
Перечень документов, предоставляемый страхователем для оплаты лечения застрахованного:
— Извещение о произошедшем тяжелом несчастном случае на производстве (предоставляется в течение суток);
— Заключение о степени тяжести производственной травмы, оформленное медицинской организацией (предоставляется в трехдневный срок);
— Акт о несчастном случае на производстве и материалы расследования (предоставляются в трехдневный срок после проведения расследования несчастного случая на производстве).

Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма

В соответствии с п.2 ч.1 ст.7 Федерального закона от 14.12.2015г. № 363-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год» Фонд вправе принимать решения о направлении до 30 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за предшествующий год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования в предшествующем году, на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при условии, что у страхователя на не имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации.

О тарифах на обязательное социальное страхование

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве определяются ежегодно Федеральными законами. Федеральным законом от 14.12.2015г. № 362-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год» установлено, что в 2016 году страховые взносы уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Таким образом, сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.

В 2016 году вышеуказанными законами установлено, что страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов:

1) организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы;

2) индивидуальными предпринимателями в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы.

3) следующими категориями работодателей:

а) общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

б) организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

в) учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

С 1 января 2013 года вступила в силу Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года № 625н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *