НК РФ ст 19

Владимир Туров, практикующий и ведущий специалист по планированию налогов, в своей статье: «Путин отменил налоги. Ура!», комментирует статью 12 НК РФ.

Дело в том, что формулировка статьи дает простор для трактовок.

Впункте 1 статьи 12 НК РФ сказано: «В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные». В пункте 2 статьи 12 НК РФ написано, что признается федеральными налогами и сборами, в пункте 3 – что признается региональными налогами и сборами, а в пункте 4 – что признается местными налогами и сборами.

Пункт 6 статьи 12 НК РФ гласит: «Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом».

Так вот, по моему мнению, речь идет о том, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены отдельным нормативно-правовым актом, вносящим изменения в действующую редакцию Налогового кодекса. Т.е. федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены или введены новые только настоящим Кодексом. Именно эта трактовка, по моему мнению, является правильной. А не та трактовка, которая написана здесь,

— Владимир Туров

Почему, по мнению эксперта, в законодательном акте такая формулировка, узнайте из статьи.

📌 Реклама

Комментируемая статья содержит понятия плательщиков налогов и сборов, позволяя решать вопрос о том, имеются ли у конкретного лица обязанности, предусмотренные налоговым законодательством.

Налогоплательщиками (плательщиками сборов) признаются физические и юридические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги (сборы).

Как отметил Четвертый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.02.2008 N 04АП-4561/2007(2), обязанность по уплате налога (сбора) возлагается на плательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога и сбора.

В связи с этим, рассматривая вопрос о том, признается ли лицо налогоплательщиком, необходимо, прежде всего, рассмотреть, закреплена ли НК РФ за ним соответствующая обязанность, а также можно ли его признать физическим лицом или организацией исходя из определений, содержащихся в статье 11 НК РФ.

Так, например, ПИФ, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», не является юридическим лицом, а следовательно, и не может являться налогоплательщиком.

Как указал ФАС Московского округа в Постановлении от 11.11.2011 N А41-33964/10, простое товарищество не является юридическим лицом и не признается налогоплательщиком.

Следует отметить, что именно организация является налогоплательщиком, и действия ее учредителя (участника) не могут заменять действия самого налогоплательщика, обязанность совершения которых закреплена НК РФ.

Так, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.09.2012 N А55-22228/2011 указано, что налоговым законодательством по общему правилу не предусмотрено привлечение к субсидиарной ответственности учредителя общества или распорядителя денежных средств в соответствии с положениями норм статей 120, 399 ГК РФ. Положения статей 120, 399 ГК РФ, регулирующие основания применения субсидиарной ответственности по гражданско-правовым обязательствам, к налоговым правоотношениям в данном случае не подлежат применению.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы устанавливаются законами Российской Федерации или нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, в связи с чем данные отношения являются публично-правовыми и регулируемыми специальной отраслью российского законодательства — законодательством о налогах и сборах.

Как отмечено в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2012 N А27-7872/2012, исходя из системного толкования положений статьи 19 НК РФ термины «организации» и «юридические лица» тождественны.

Необходимо учитывать, что граждане (как российские, так и иностранные, а равно лица без гражданства), осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, являются налогоплательщиками в соответствии с нормами налогового законодательства (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2005 N А28-12960/2004-565/23).

Стоит отметить, что каждый налогоплательщик выступает в налоговых правоотношениях отдельно от других. В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2015 N 09АП-53594/2015 по делу N А40-132006/15 суд указал, что ни в гражданских, ни в налоговых правоотношениях участники общества не отвечают по его обязательствам… Наличие имущественных прав требования к обществу (включая претензии налогового органа) не влияет на имущественные права его участников. То есть налоговое законодательство не предусматривает возможности одним налогоплательщиком уплачивать налоговые платежи за другого.

Однако необходимо отличать разных налогоплательщиков от налогоплательщиков и их представителей.

Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 N 09АП-12191/2015-АК по делу N А40-216985/14 суд отметил, что конкурсный управляющий в силу пункта 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляет полномочия руководителя организации-должника с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего, то есть является органом управления организации после принятия решения о признании ее банкротом. Смена органа управления организации не влияет на ее права и обязанности как налогоплательщика. То обстоятельство, что об излишней уплате налога конкурсному управляющему не было известно до его назначения, не влечет перерыва срока для подачи заявления о возврате налога для самого налогоплательщика-организации, так как при банкротстве не происходит замены стороны в налоговом правоотношении, а налогоплательщику-организации не могло не быть известно об излишней уплате налога со дня ее образования, поскольку велся бухгалтерский и налоговый учет.

Из приведенного в статье 19 НК РФ определения понятий «налогоплательщики» и «плательщики сборов» следует, что плательщики сборов не относятся к налогоплательщикам.

Учитывая данное обстоятельство, любые положения, сформулированные в НК РФ в отношении только налогоплательщиков, на плательщиков сборов не распространяются и наоборот.

Например, правила, установленные пунктом 2 статьи 126 НК РФ, не применяются в отношении обязанности организации представлять сведения о плательщиках сборов.

Налогоплательщиком не может быть признано обособленное подразделение.

Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВС РФ N 41, Пленума ВАС РФ N 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

+Читать далее…

Следовательно, филиалы и иные обособленные подразделения лишь исполняют обязанности по уплате налога, а все юридически значимые действия должны проводиться налоговым органом только в отношении юридических лиц.

При этом следует учитывать, что филиалы (представительства) организации могут быть подвергнуты налоговому контролю в двух ситуациях — самостоятельная выездная налоговая проверка независимо от проверки организации либо проверка в рамках выездной налоговой проверки организации.

Ст. 64 НК РФ: официальный текст

Скачать статью 64 НК РФ

Ст. 64 НК РФ: вопросы и ответы

Ст. 64 НК РФ посвящена условиям получения переноса сроков уплаты налоговых платежей, сборов и (с 2017 года) страховых взносов. Для того чтобы понять, какие условия необходимо соблюсти, советуем внимательно ознакомиться с данной статьей, в которой будут даны ответы на все основные вопросы.

Кто имеет право заплатить налоги позже установленного срока?

На какой срок может быть отсрочен налоговый платеж?

Как вычислить размер льготы?

Что нужно сделать для перенесения срока платежа?

Какие документы предоставляют для получения льготы?

В какие сроки принимается решение уполномоченным органом?

Что должно быть указано в положительном решении?

Когда в переносе срока могут отказать?

Как обжаловать отказ?

Кто имеет право заплатить налоги позже установленного срока?

Исходя из п. 2 ст. 64 НК РФ, воспользоваться возможностью по отсрочиванию платежей в бюджет может тот налогоплательщик, который в силу своего финансового состояния не имеет возможности произвести обязательный платеж в установленный налоговым законодательством срок, но у которого в скором будущем такая возможность появится.

Заявляя о предоставлении льготы в виде перенесения сроков налоговых платежей, плательщик налогов должен подтвердить, что у него имеются основания для такого обращения.

К таким основаниям относят (п. 2 ст. 64 НК— так далее по тексту обозначается Налоговый кодекс):

  1. Получение убытков от форс-мажорных обстоятельств, таких как техногенные катастрофы, разнообразные стихийные бедствия и прочие.
  2. Недополучение бюджетных компенсаций, финансирования или субвенций.
  3. Возможность обанкротиться при уплате всех необходимых платежей в бюджет.
  4. Шаткое финсостояние, которое не позволяет единомоментно уплатить всю сумму налогов.
  5. Сезонность хоздеятельности налогоплательщика.
  6. Предусмотренные Таможенным кодексом возможности по перенесению сроков по оплате различных обязательных платежей при пересечении товарами границы.

Консолидированная группа налогоплательщиков не может претендовать на перенос сроков платежей по налогу на прибыль (п. 3 ст. 62 НК).

О том, кто относится к этой группе, читайте в нашей статье «Консолидированная группа налогоплательщиков — это…».

Также на перенос срока уплаты налогов не смогут рассчитывать налоговые агенты (п. 9 ст. 61 НК).

Об особенностях начисления налога на прибыль агентами читайте в нашей статье «Кто является налоговым агентом по налогу на прибыль (обязанности)?».

Физлица – плательщики налогов, не зарегистрированные как ИП, имеют право на получение рассрочки по налогам, которые они обязаны самостоятельно уплачивать (кроме тех доходов, с которых удержание налогов производится налоговыми агентами). Для оформления переноса сроков уплаты НДФЛ такие заинтересованные лица должны обратиться в свою ИФНС по адресу прописки. Основанием для переноса сроков оплаты для такого физлица является стесненное материальное положение, которое не позволяет сразу уплатить всю сумму налога.

С 2017 года к налоговым платежам относятся страховые взносы, и на них распространены правила ст. 64 НК, о чем указано в п. 13 этой статьи. Но именно на взносы, исчисленные с 01.01.2017 — см. «Налоговики не дадут рассрочку по прошлогодним взносам».

На какой срок может быть отсрочен налоговый платеж?

В соответствии с п. 1 ст. 64 НК перенос сроков оплаты налоговых платежей для любого из типов налогоплательщиков (в т. ч. для физлиц) обычно предоставляется на срок, не превышающий 1 год. При этом оговаривается необходимость поэтапной уплаты долга (рассрочка) либо же единовременного платежа в конце установленного срока (отсрочка).

При предоставлении переноса сроков оплаты налогов в федеральный бюджет может оговариваться срок от 1 до 3 лет.

Как вычислить размер льготы?

В п. 3 ст. 64 НК говорится о том, что перенос сроков налоговых платежей может быть предоставлен как по одному, так и по нескольким налогам. Для определения максимального размера льготы следует сначала выяснить, на каком основании она будет предоставляться.

Если рассрочка/отсрочка налогового платежа запрашивается по всем вышеуказанным основаниям, кроме несвоевременного поступления бюджетного финансирования, то ее размер не может превышать совокупный размер чистых активов юрлица, которое можно взыскать (п. 2.1 ст. 64 НК). Для определения размера чистых активов надлежит воспользоваться порядком, утвержденным приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н.

При этом налогоплательщику начисляются проценты на срок действия отсрочки в размере ½ ставки рефинансирования Центробанка (п. 4 ст. 64 НК). Проценты начисляются на всю сумму долга. Исключением для начисления процентов являются случаи, когда налоговая льгота запрашивается в связи с форс-мажором или из-за отсутствия бюджетного финансирования.

Что нужно сделать для перенесения срока платежа?

Для того чтобы получить право на предоставление налоговой отсрочки/рассрочки, налогоплательщику необходимо подать заполненное заявление в соответствующий уполномоченный орган. А затем в течение 5 дней передать копию данного документа в местную ИФНС.

Заявление заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@. В этом заявлении его податель принимает на себя обязательство уплатить в том числе и начисленные проценты (п. 5.2 ст. 64 НК). Подача заявления вместе с подтверждающими документами — это обязанность лица, заинтересованного в получении перенесения срока уплаты налогов.

Заинтересованное лицо может вместе с заявлением подать ходатайство, в котором содержится просьба о приостановлении необходимости уплаты налога до момента принятия решения по заявлению.

Законами субъектов Федерации могут быть уточнены условия переноса сроков по уплате местных налогов в виде установления иных оснований и дополнительных условий для предоставления льготы.

Уполномоченными органами являются (ст. 63 НК):

  • в отношении уплаты федеральных налоговых платежей, сборов и страховых взносов (кроме таможенной пошлины и региональной части по налогу на прибыль) — ФНС;
  • в отношении платежей при импорте/экспорте — ФТС;
  • в отношении местных налогов — ИФНС;
  • в отношении уплаты пошлин — должностные лица и организации, осуществляющие действия, за которые взимается пошлина.

О том, как можно рассчитать налоговую нагрузку, приходящуюся на налогоплательщика, читайте в этой статье.

Какие документы предоставляют для получения льготы?

К заявлению следует приложить документы (п. 5 ст. 64 НК), большинство из которых оформляется в справочной форме:

  • банковские справки о денежных оборотах (помесячно — за предыдущие 6 месяцев), а также о помещенных в картотеку неоплаченных документах, справки об остатках на счетах клиента;
  • документы для подтверждения того, что есть основания для предоставления отсрочки/рассрочки;
  • список дебиторов с указанием суммы долга и срока его уплаты (плюс копии договоров с этими дебиторами) – он не нужен физлицу (но не ИП), обращающемуся за отсрочкой;
  • письменное обязательство заинтересованного в рассрочке/отсрочке лица о выполнении всех условий по новым срокам уплаты налогов, а также график уплаты налоговых платежей.

Рассмотрим, какие документы следует прикладывать для подтверждения наличия каждого из оснований (п. 5.1 ст. 64 НК):

  1. В случае указания такого основания для предоставления отсрочки, как стихийное бедствие или другой форс-мажор, для документального подтверждения может быть предоставлен акт оценки ущерба. Такие акты составляют муниципальные или госорганы, а также организации, которым делегированы полномочия по работе в сфере гражданской обороны и защиты населения от ЧС.
  2. Если отсрочка запрашивается в связи с запаздыванием получения бюджетных денег, тогда к заявлению следует приложить документ, выданный распорядителем бюджетных средств, с указанием сумм ассигнований, которые не были своевременно предоставлены налогоплательщику.
  3. Если основанием является угроза возможного банкротства, то заинтересованное лицо должно предоставить финансовую документацию для проведения анализа по специальной методике его финсостояния госорганом, уполномоченным для контроля в сфере уплаты налогов. Методика для анализа финсостояния налогоплательщика разрабатывается специальной федеральной службой, ответственной за выработку госполитики в сфере финоздоровления и банкротства.
  4. Не имеющий средств для единовременного погашения всех налоговых обязательств налогоплательщик-физлицо должен к заявлению приложить информацию о наличии доступного к отчуждению имущества (и движимого, и недвижимого).
  5. Для подтверждения зависимости бизнеса от сезонности потребуется предоставить составленный заинтересованным в рассрочке/отсрочке лицом документ (в виде справки-расчета), из которого бы следовало, что доходы от сезонных видов деятельности составляют не менее половины общей доходности. Перечень сезонных видов деятельности указан в правительственном постановлении от 06.04.1999 № 382. В качестве документального основания могут быть предоставлены договоры с контрагентами, в которых бы явно прослеживалась сезонность работы налогоплательщика. При этом получения официального подтверждения от госслужб не потребуется (письмо Минфина от 02.03.2010 № 03-02-07/1-87).

Уполномоченный орган, которому заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении отсрочки/рассрочки, также может потребовать дополнительные документы об имуществе, которое может быть передано в залог, о поручительстве либо оформленную банковскую гарантию (п. 5.3 ст. 64 НК).

Что касается банковской гарантии, то при принятии такого обязательного условия предоставления обеспечения следует обратить внимание, что гарантия должна быть:

  • предоставлена уполномоченным банком;
  • безотзывной;
  • достаточной по сроку ее действия и сумме (чтобы соответствовала сроку и сумме уплаты налогового долга);
  • выполнимой — без содержания условий, которые бы не были перечислены в ст. 74.1 НК.

В случае появления такого требования от уполномоченного органа, как предоставление обеспечения, оно должно быть исполнено (приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@) — см. «ФНС изменила формы документов, связанные с предоставлением отсрочки по уплате налогов».

О процедуре отсрочки платежей по налогам для физлиц подробнее читайте в материале «Какой срок уплаты налога на имущество физических лиц?».

В какие сроки принимается решение уполномоченным органом?

Уполномоченный орган, которому было подано заявление о переносе срока уплаты налогов, обязан принять решение об ее предоставлении или отказе в течение 30 дней. Решение (в копии) направляется лицу, подавшему заявление, а также в ИФНС в 3-дневный срок после его принятия.

В случае предоставления заявителем ходатайства об остановке срока по уплате налога до окончания рассмотрения заявления уполномоченный орган может принять решение об остановке срока уплаты налоговой задолженности.

Копия такого решения в 5-дневный срок направляется в ИФНС, к которой прикреплено заинтересованное лицо.

При принятии решения местными ИФНС они должны получить одобрение у финансовых органов. Подробнее о порядке принятия таких решений указано в приказе ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Что должно быть указано в положительном решении?

В решении о переносе срока уплаты налогов должно быть указано:

  • сумма долга по конкретному виду налога;
  • срок уплаты данной суммы долга и порядок уплаты как самой задолженности, так и процентов (график);
  • в ряде случаев — документы на имущество для залога, поручительства или оформления банковской гарантии.

О сроках уплаты налогов читайте в нашей статье «Что нужно знать о сроках уплаты налогов».

Решение вступает в силу с той даты, которая в нем прописана. Если за тот промежуток времени, что прошел с граничной даты уплаты налога до момента принятия решения, насчитана пеня, то эта сумма добавляется к размеру основного долга по налогу. В том случае, если в решении содержится условие о заключении договора залога/поручительства, то решение вступает в силу лишь после подписания этих обеспечительных соглашений.

С расчетом пени вам поможет наша статья»Онлайн-калькулятор по расчету пеней по налогам на 2015-2016 г.».

Когда в переносе срока могут отказать?

Однозначный отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки по уплате налоговых платежей можно ожидать в таких случаях, когда в отношении заинтересованного лица ведется:

  • расследование уголовного дела, возбужденного в отношении должностных лиц заявителя по ст. 199–199.2 УК России;
  • производство в отношении допуска налоговых правонарушений, административных и иных правонарушений, связанных с нарушением налогового и таможенного законодательства;
  • расследование по подозрению в уклонении от уплаты налогов либо при наличии такого подозрения у уполномоченного ведомства.

Также в новой отсрочке/рассрочке будет отказано, если по предыдущему решению налогоплательщиком были допущены нарушения условий. Анализируется 3-летний период до даты обращения с заявлением.

Как обжаловать отказ?

В п. 9 ст. 94 НК говорится о том, что отказное решение должно быть обязательно мотивированным. Заинтересованное лицо, получившее отказ в предоставлении отсрочки/рассрочки, может его обжаловать в порядке, прописанном в АПК России, в частности, такая возможность прописана в ст. 198 указанного процессуального кодекса.

О порядке обжалования решений налоговой читайте в нашей статье «Не согласны с инспекцией? Спорьте!».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Барашян Л.Р.

Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов

Социально-экономические преобразования в России в начале 1990-х гг. потребовали кардинального изменения налоговой системы. В конце 1991 г. в России была проведена реформа системы налогообложения, приняты основные законы, определяющие порядок и условия уплаты налогов.

С развитием налоговой системы определенную динамику претерпевает правовой статус налогоплательщиков, который подразумевает совокупность их прав, обязанностей и ответственности. Только под углом зрения органичного включения юридической ответственности налогоплательщиков в позитивную теорию правового статуса налогоплательщиков можно рассчитывать на предметную постановку вопроса о взаимной ответственности . В специальной юридической литературе данный вопрос уже достаточно изучен. Так, уже проанализированы основные обязанности и права налогоплательщиков зарубежных стран, субъективные права и интересы налогоплательщиков , вопросы реализации права на получение информации о налогах и сборах , некоторые вопросы, связанные с классификацией прав и обязанностей налогоплательщиков различных категорий. В ряде стран — во Франции, Канаде, США — приняты декларации прав налогоплательщиков, в обобщенном виде перечисляющие и раскрывающие важнейшие правила взаимоотношений плательщиков налогов и налоговых органов.

Однако менее исследованными являются вопросы, связанные с правовыми обязанностями налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, а также лиц, которые занимаются отдельными видами предпринимательской деятельности, лиц, сдающих внаем помещения, квартиры, строения, гаражи, автомобили и другое движимое и недвижимое имущество, физических лиц, получающих авторское вознаграждение. Предметный анализ проблематики прав и обязанностей налогоплательщиков, на наш взгляд, включает несколько ступеней.

Во-первых, данные уровни определяются многомерностью самого налогового правоотношения. Правовой статус налогоплательщика испытывает на себе влияние конституционной основы. Рассматривая основы конституционного регулирования налогообложения, авторы первого труда «Конституционная экономика» писали: «…отсутствие точных и четких формулировок порождает множество налоговых «дыр» на всех уровнях налоговой системы. Отчасти они компенсируют чрезмерное налоговое бремя в сфере предпринимательской деятельности» .

Во-вторых, правовой статус налогоплательщика испытывает на себе влияние не только доктрины, но и состояния всей правовой системы России. Так, до конца не ясен вопрос: с какой деятельности должен платить налогоплательщик налог — со всей либо только легальной ее части? Ведь при сохраняющихся масштабах теневой экономики данный вопрос является далеко не праздным и требует более углубленного анализа.

В-третьих, так как налоговое отношение имеет властный характер, детерминирующий соотношение прав и обязанностей, в теории часто на первый план выдвигается рассмотрение обязанностей налогоплательщиков. Законодатель, напротив, логически расположил правовую конструкцию прав налогоплательщиков раньше, чем ст. 23 НК РФ, посвященную регламентации обязанностей налогоплательщиков. Законодатель среди прав налогоплательщиков, установленных НК РФ, в первую очередь, устанавливает право на информацию, а далее — право получать от налоговых органов письменные разъяснения и пояснения по вопросам применения налогового законодательства, а также нормативных документов о налогах и сборах (п. 2 ст. 21 НК РФ). Данное право обращает на себя внимание в связи с положением ст. 111 Кодекса, согласно которому выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. С 1 января 2005 года в п. 2 ст. 21 НК РФ налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями по применению налогов и сборов к Минфину РФ и его территориальным подразделениям, в зависимости от принадлежности налога к тому или иному бюджету.

Налогоплательщики также могут получать от налоговых органов по месту своего учета бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, действующем законодательстве о налогах и сборах, об иных принятых в соответствии с законодательством нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения (п. 1 ст. 21 НК РФ).

Таким образом, предоставление налоговой информации призвано сформировать правовую среду взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, одновременно определяя задаваемый государством уровень не только информационной, но и налоговой правовой культуры.

На практике, однако, уже выявлены следующие проблемы реализации данных прав. Во-первых, ввиду большого массива правовых норм, регламентирующих особенности ведения налогоплательщиком налогового учета, первостепенную роль объективно приобретает предоставление информации именно по конкретному запросу. Однако, как отмечают исследователи, до сих пор не установлена ответственность должностных лиц за предоставление недостоверной информации, а также за умышленный обман налогоплательщиков. Кроме этого, на основе обобщения зарубежного опыта следует незамедлительно принять специальный закон о налоговом консультировании, чтобы надлежащим образом обеспечить и защитить право на информацию. Следует отметить, что с 1 января 2007 года в развитие данного права налогоплательщика внесены поправки в ст. 32 НК РФ, установившие обязанность налоговых органов следовать разъяснениям Минфина РФ, а также обозначена обязанность инспекторов представлять по просьбе налогоплательщиков справку о состоянии расчетов с инспекцией. Более того, положительным является ограничение периода до двух месяцев, в течение которого чиновники Минфина РФ должны давать официальные разъяснения законодательства о налогах и сборах с момента получения запроса от налогоплательщиков . Вместе с тем два месяца — это достаточно большой срок, особенно если учесть динамику налогового законодательства.

В ходе осуществления налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщик имеет существенные полномочия по защите своих прав и законных интересов: представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок (п. 7 ст. 21 НК РФ); присутствовать при проведении выездной налоговой проверки (п. 8 ст. 21 НК РФ); получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов (п. 9 ст. 21 НК РФ). Однако даже после внесения ряда поправок в положения, регламентирующие порядок камеральных и выездных проверок, по-прежнему в тексте ст. 88 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговиков запрашивать любые документы. Здесь не уточняется, во время каких проверок, камеральных или выездных, могут проверяющие потребовать дополнительные документы. Более того, не понятно, могут ли проверяющие требовать дополнительные документы, если в отчетности ошибок не найдено.

Впервые в российском законодательстве появилось право налогоплательщиков требовать от должностных лиц налоговых органов:

— соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий относительно налогоплательщиков (п. 10 ст. 21 НК РФ);

— требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны (п. 13 ст. 21 НК РФ);

— не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам (п. 11 ст. 21 НК РФ). В ст. 6 НК РФ приведен перечень обстоятельств, при которых нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. При этом Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Признание ненормативных правовых актов и требований налоговых органов и их должностных лиц не соответствующими НК РФ осуществляется в порядке обжалования таких актов и требований в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

До признания в установленном порядке правового (как нормативного, так и ненормативного) акта не соответствующим НК РФ действия по его неисполнению являются правонарушением, и в отношении налогоплательщика могут быть приняты меры государственного принуждения для обеспечения исполнения правового акта налогового органа и их должностных лиц.

Правовые акты — акты органа власти, принятые в рамках установленной законом компетенции, -следует отличать от неправовых актов и требований (неправомерные акты и требования). Такие акты и требования не подлежат исполнению независимо от признания их не соответствующими НК РФ.

Существенным является и право налогоплательщиков обращаться с требованиями и получать возмещение в полном объеме убытков, причиненных им незаконными решениями налоговых органов, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов (п. 14 ст. 21 НК РФ). Согласно ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно

неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников вышеуказанных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностными лицами при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает ответственность налогового органа за убытки, включая упущенную выгоду (неполученный доход), причиненные в результате совершения налоговыми органами и их должностными лицами неправомерных действий, бездействия.

При этом у налогового органа возникает обязанность по возмещению убытков только в случае, если обратившиеся за возмещением убытков организации или индивидуальные предприниматели являлись субъектами регулируемых законодательством о налогах и сборах отношений в качестве налогоплательщиков, плательщиков сбора, налоговых агентов.

Исходя из положений ст. 16, 1064, 1069 ГК РФ, ст. 35, 103 НК РФ необходимыми условиями, при которых производится возмещение убытков, причиненных налогоплательщикам в результате неправомерных действий, бездействия налоговых органов, а равно неправомерных действий, бездействия должностных лиц вышеуказанных органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля, являются:

1) наличие убытков;

2) неправомерные действия налоговых органов и их должностных лиц при проведении мер налогового контроля, причинившие убытки;

3) причинно-следственная связь между причиненными убытками и неправомерными действиями, бездействием налоговых органов, действиями, бездействием должностных лиц указанных органов.

Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет средств федерального бюджета.

В случае наличия оговоренных в законодательстве оснований налогоплательщики имеют право: использовать налоговые льготы (п. 3 ст. 21 НК РФ); получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ (п. 4 ст. 21 НК РФ); осуществлять своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (п. 5 ст. 21 НК РФ). Соблюдение данного права гарантировано ст. 78 и 79 Кодекса. Более того, с 1 января 2007 года увеличен срок, в течение которого предоставляется отсрочка или рассрочка по уплате налога: на срок до одного года, ранее — от одного до 6 месяцев.

Одним из существенных полномочий налогоплательщика является право обжаловать акты налоговых органов, а также действия или бездействия их должностных лиц (п. 12 ст. 21 НК РФ). Порядок обжалования установлен главой 19 НК РФ. В соответствии со ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. В ст. 138 НК РФ установлено, что акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Таким образом, акты налоговых органов могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, действия или бездействие должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приказом МНС России утвержден Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, который устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами, в частности, жалоб налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 НК РФ). Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

В отношении того, что подразумевается под актом налогового органа, который может быть обжалован, позиция арбитражного суда изложена в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Статьи 137 и 138 НК РФ предусматривают право налогоплательщика на судебное обжалование акта налогового органа. При толковании этих статей следует принимать во внимание, что понятие «акт» использовано в них в ином значении, чем в ст. 100, 101.1 (п. 1) НК РФ. При применении ст. 137 и 138 необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление,

письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Кроме того, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суде требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование.

Вместе с тем следует отметить, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, но в то же время и не приостанавливает трехмесячный срок для обращения налогоплательщика или налогового агента в суд с заявлением, содержащим аналогичный предмет обжалования.

Как правило, в качестве обжалуемых организациями и индивидуальными предпринимателями актов выступают решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также иные выраженные в письменной форме решения должностных лиц налоговых органов.

Если налоговый орган составляет акт при выявлении налогового правонарушения, то этот акт не может быть предметом обжалования, поскольку данный документ не является актом в смысле ст. 137, 138 НК РФ, то есть не является актом, нарушающим права налогоплательщика.

Вместе с тем в качестве распространенного предмета обжалования может выступать бездействие должностных лиц налогового органа, выразившееся в несовершении налоговым органом определенных действий.

Перечень прав налогоплательщиков, приведенный в ст. 21 НК РФ, не является исчерпывающим. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В частности, при наличии соответствующих оснований, оговоренных в налоговом законодательстве по конкретному виду налогов, налогоплательщики могут использовать налоговые льготы. Льготы по налогам представляют собой предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, в том числе возможность вообще не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере, чем это предусмотрено в законе. Характерной особенностью российского налогового законодательства является то, что льготы по налогам не могут носить индивидуального характера.

Они могут быть предоставлены налогоплательщикам только по закону. Одновременно законодательство предоставляет налогоплательщику право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Таким образом, правовая регламентация правового статуса налогоплательщика есть исходная модель формирования юридической ответственности налогоплательщика.

Современное налоговое законодательство обеспечивает разнообразный перечень прав налогоплательщика, исходным из которых является право на налоговую информацию.

Литература

1. Пепеляев С.Г. Налоги: реформа и практика. М.: Статут, 2005.

2. Якушев Н.О. Субъективные права и интересы в налоговом праве // Финансовое право. 2006. № 9.

3. Смирных С.Е. Вопросы реализации права налогоплательщиков на получение достоверной информации о налогах и сборах // Право и политика. 2006. № 7.

4. Баренбойм П.Д., Гаджиев Г.А., Лафитский В.И., Мау В.А. Конституционная экономика. М.: Юстицинформ, 2006.

5. Феоктистов И.А. Обзор последних изменений в Налоговом кодексе РФ. М., 2006.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *