Номенклатура дел учреждения культуры

В помощь руководителям культурно-досуговых учреждений: Информационно-нормативные материалы. Выпуск № 3. – Барнаул: АКЦНТиД, 2010. – 40 с.

Составитель

Редактор

Компьютерный набор

Ответственная за выпуск

Информационное агентство АКЦНТиД

г. Барнаул,

ул.

,

Тираж 100 экз.

От составителя

Уважаемые руководители учреждений культуры клубного типа!

В третий выпуск информационно-нормативных материалов «В помощь руководителям культурно-досуговых учреждений» вошли методические рекомендации, обобщающие информацию о разработанных учреждениями культуры локальных правовых документах, а также методические рекомендации по определению стандартов ресурсного обеспечения услуги в учреждениях культуры.

Стандарт услуги – это нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказанию муниципальной (бюджетной) услуги, включающий существенные для ее получателя характеристики формы, содержания и результата оказания услуги.

Данные материалы могут быть использованы при разработке стандартов качества.

,

ведущий методист

методико-аналитического отдела АКЦНТиД

Нормативно-правовые документы клубных учреждений (методические рекомендации)

Регистрационные документы

К необходимым регистрационным документами относятся:

1. Учредительные документы.

Перечень учредительных документов юридического лица и предъявляемые к ним требования определены ст. 52 части первой Гражданского Кодекса РФ от 01.01.2001 г. (ред. 10.01.2003 г.). Учреждения действуют на основании Устава, утвержденного учредителем.

Учредителем подавляющего большинства муници­пальных учреждений культуры является орган мест­ного самоуправления.

Устав – основной нормативный акт, регулиру­ющий деятельность учреждения, юридически закреп­ляющий его правоспособности и правоотношения с учредителем. Утверждается органом исполнительной власти по согласованию с органами управления иму­ществом и финансами. Методика и опыт по разработке Устава неоднократно публиковались в «Справочнике руководителя учреждения культуры» (№ 11, 2003г. ; № 1,7, 2004г.; № 11,12, 2005г.). Уставы многих клубных учреждений содержат устаревшие, потерявшие юри­дическую силу положения и типичные неточности и ошибки, которые можно устранить путем внесения из­менений и дополнений:

— обозначить форму юридического лица как не­коммерческую организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками (Гражданский Кодекс РФ, часть 1, ст. 50; Федеральный закон «О некоммерческих организа­циях» от 12.г. );

— обозначить организационно-правовую форму (муниципальное учреждение культуры) и тип учреж­дения (бюджетное или автономное);

— заключить в кавычки нестандартное название, например; «Культурно-досуговый центр», «Культур­но-спортивный комплекс»;

— внести исчерпывающий перечень видов деятель­ности и услуг населению, в том числе, платных, в со­ответствии с общероссийскими классификаторами: Общероссийским классификатором видов экономи­ческой деятельности (ОКВЭД), утвержденным поста­новлением Госстандарта РФ от г. (Деятельность по организации отдыха и раз­влечений, культуры и спорта), и Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утверж­денным постановлением Госстандарта РФ от г. №Услуги учреждений культуры);

— исключить устаревшие формулировки: «имеет расчетные счета в банках и других кредитных организациях»; «получает банковские кредиты»; «обладает правом собственности на имущество, приобретенное за счет внебюджетных средств»; «самостоятельно распоряжается средствами, полученными из внебюджетных источников», «обладает правом безвозмезд­ного пользования земельными участками». В соответ­ствии с бюджетным законодательством РФ, учреждение может открывать счета только в органах казначейства; не имеет права получать кредиты у кредитных организаций, других юридических, физических лиц и из бюд­жетов; распоряжается имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств, на праве оперативного управления; не имеет права самостоятельно распоря­жаться средствами, полученными из внебюджетных ис­точников; а в соответствии с налоговым законодательством РФ, обладает правом бессрочного, но не без­возмездного пользования занимаемыми земельными участками (освобождение учреждений культуры от уп­латы земельного налога возможно по решению пред­ставительных органов местного самоуправления).

— предусмотреть порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуж­дение или обременение имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собствен­ником. Эти формулировки содержатся в п. 3 Постановления правительства РФ от г. «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государс­твенных учреждений» и применимы для бюджетных учреждений всех уровней.

Решение собственника о создании учреждения – необходимый учредительный документ в оформлении юридического лица. Принимается в виде Постанов­ления соответствующего органа исполнительной власти.

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

3. Свидетельство о внесении записи в Единый госу­дарственный реестр юридических лиц.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации и присвоения ин­дивидуального номера ОГРН (п. 2 ст. 51 части первой Гражданского Кодекса РФ, Федеральный Закон от г. «О государственной регист­рации юридических лиц»). Данные юридического лица заносятся в Единый государственный реестр юриди­ческих лиц. Юридическому лицу выдаются соответс­твующие Свидетельства.

4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Юридическому лицу присваивается индивиду­альный номер налогоплательщика (ИНН) и код при­чины постановки на учет (КПП).

5. Акт (договор) передачи имущества в оперативное управление или аренду.

Содержание права оперативного управления иму­ществом излагается в гл. 19 (ст. 296, 298) части 1 Граж­данского кодекса РФ. 6. Акт землеотвода.

7. Свидетельство о государственной регистрации прав на объекты недвижимости и земельные участки, о внесении имущества в соответствующие реестры.

Документы, регламентирующие отношения с пользователями

1. Правила пользования учреждением культуры.

Документ регламентирует правовые взаимоот­ношения с потребителями услуг учреждения и от­ражает специфические аспекты его деятельности: режим работы, перечень и порядок предоставления бесплатных, частично оплачиваемых и платных услуг населению, правила пользования имуществом, гар­деробом, порядок работы клубных формирований, правила поведения посетителей на мероприятиях и т. п. Установленные правила не должны противоречить действующему законодательству и нарушать права потребителей.

2. Положение о платных услугах.

В документе детально прописываются позиции Правил пользования учреждением, касающиеся платных услуг: перечень услуг, их стоимость, порядок составления и утверждения смет доходов и расходов, использования полученных средств.

3. Договоры об оказании услуг.

Основой для заключения договоров об оказании учреждением услуг юридическим и физическим лицам являются положения его Устава, конкретизируемые Правилами пользования учреждением и Положением о платных услугах.

4.Учетные документы: журнал учета работы уч­реждения, журналы учета работы клубных формиро­ваний.

Договоры с партнерами

Договор – локальный правовой акт, совершенный в форме письменного соглашения, определяющий вза­имные права, обязанности и ответственность догова­ривающихся сторон.

В клубных учреждениях, как правило, договорные отношения оформляются:

— с коммунальными, ремонтными, охранными, те­лекоммуникационными службами;

— с организациями, обеспечивающими поставки материалов и оборудования.

Чаще всего используются следующие виды дого­воров с партнерами:

— договор аренды (субаренды);

— договор купли-продажи;

— договор дарения (пожертвования);

— договор безвозмездного пользования;

— договор пользования на возмездной основе;

— договор поставки;

— договор подряда;

— договор на коммунальные услуги;

— договор обслуживания;

— договор о сотрудничестве.

В структуре договора необходимо предусмотреть следующие позиции:

— вид договора (аренды, подряда, купли-продажи и т. п.);

— стороны договора;

— предмет договора;

— права и обязанности сторон;

— порядок действий;

— условия и порядок вступления договора в силу;

— срок действия и порядок прекращения взаимо­отношений.

1. Договоры по удовлетворению хозяйственных нужд и обеспечению организационно-творческой де­ятельности учреждения.

Договоры заключаются в соответствии с положе­ниями Федерального закона от г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выпол­нение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и положениями Федерального закона от г. 3 «О внесении изме­нений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отде­льные законодательные акты Российской Федерации».

2. Договор между учредителем и учреждением.

В договоре между учредителем и муниципальным клубным учреждением конкретизируются положения Устава, Положения об учреждении. В нем могут быть предусмотрены обязательства клубного учреждения

— в отношении объемов основной деятельности (количества мероприятий, числа клубных формиро­ваний и т. п.);

— порядка использования имущества, передан­ного учредителем;

— установления льготных цен для отдельных кате­горий населения;

— выполнение социально-творческих заказов уч­редителя, предусматривающее дополнительное фи­нансирование;

— другие обязательства, связанные с основной де­ятельностью, и обязательства учредителя

— по обеспечению финансирования клубного уч­реждения в объёмах, определенных бюджетом или до­говором;

— по выделению средств на техническое переосна­щение, капитальный ремонт или реконструкцию;

— по социальной защите работников клубного уч­реждения и членов их семей.

3. Договоры о взаимодействии и сотрудничестве.

Поскольку совместная деятельность на основании ст. 1041 части 2 Гражданского кодекса РФ в обяза­тельном порядке признается предпринимательской, договоры о совместной деятельности с партнерами лучше называть Договорами о взаимодействии или Договорами о сотрудничестве.

Внутренние документы

Большая часть внутренних нормативно-правовых актов, принимаемых в учреждениях, направлена на правовое регулирование трудовых отношений и других отношений, непосредственно с ними свя­занных.

1. Коллективный договор.

Коллективный договор регламентирует социально-трудовые отношения в учреждении. Сторонами дого­вора являются коллектив ­ного органа и администрация учреждения. Цель дого­вора — обеспечение социальных и трудовых гарантий работникам, стабильности и эффективности работы учреждения. Вопросы, которые могут регулироваться коллективным договором, порядок разработки и за­ключения коллективного договора, срок его дейс­твия, процедура регистрации, контроль выполнения предусмотрены Трудовым кодексом РФ. Приложения к коллективному договору, за исключением Правил внутреннего трудового распорядка, трудовым законо­дательством не регламентируются. Учреждение вправе самостоятельно устанавливать перечень необходимых приложений и разрабатывать локальные акты, отра­жающие специфические аспекты и приоритеты его деятельности. Коллективный договор между работо­дателем и работниками выступает основой для заклю­чения индивидуальных трудовых договоров.

2. Правила внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка явля­ются приложением к Коллективному договору. В нем содержатся условия приема и увольнения работников, обязанности работников и администрации, нормативы рабочего времени и времени отдыха, способы поощ­рений работников за успехи в работе и взысканий за нарушения трудовой дисциплины.

3. Трудовой договор между работодателем и работником.

В ст. 56-59 Трудового кодекса РФ прописаны по­нятие трудового договора, его виды, содержание, ус­ловия заключения. В трудовом договоре, подписанном сторонами, отражаются права и обязанности работника и работодателя, характеристика условий труда, режим труда и отдыха, условия оплаты труда, виды и условия социального страхования, условия испытания или иные условия. Рекомендации по заключению трудового до­говора и примерная форма трудового договора ут­верждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития от г. № 000н. в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от г. № 000 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, уч­реждений и подразделений, подведомственных феде­ральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осу­ществляется на основе Единой тарифной сетки по оп­лате труда работников федеральных государственных учреждений».

4. Должностные инструкции.

Должностная инструкция – документ, определя­ющий обязанности, выполнение которых обеспечивает решение стоящих перед работником задач. Составля­ется для определенной должности или для конкрет­ного рабочего места, независимо от личности работ­ника и его профессиональных качеств. С должностной инструкцией работник должен быть ознакомлен под роспись. Несмотря на то, что в Трудовом кодексе по­нятие «должностная инструкция» не используется, контрольно-ревизионные и судебные органы, в случае каких бы то ни было разбирательств, требуют предъяв­ления именно этих документов.

5. Штатное расписание.

Разрабатывается руководителем учреждения, ут­верждается учредителем в соответствии с Типовым положением об установлении типовых штатов учреж­дений культуры клубного типа, рекомендованным приказом Министерства культуры и массовых комму­никаций РФ от г. № 000. Положением оп­ределено минимальное количество штатных единиц учреждения культуры клубного типа и не ограничено их количество.

6. Положение об оплате труда работников.

Положение об оплате труда работников может рассматриваться как приложение к коллективному договору, конкретизирующее вопросы оплаты труда, а может быть самостоятельным нормативным доку­ментом. Современное трудовое законодательство (ст. 129 Трудового кодекса РФ) трактует понятие «оплата труда» широко, включая в него компенсационные выплаты, доплаты и надбавки стимулирующего ха­рактера, премии и другие поощрительные выплаты. В связи с этим, ранее употреблявшиеся названия по­добного нормативного акта «О материальном стиму­лировании работников», «Положение о премировании работников», «О надбавках, доплатах, и премиях» и т. п. следует считать устаревшими. Сегодняшнему дню наиболее соответствует унифицированное название «Положение об оплате труда работников». Для того чтобы положение не носило формального характера, в нем следует предусмотреть

— возможность выплат стимулирующего харак­тера за фактически отработанное время (выполненную работу) при наличии соответствующих финансовых средств;

— систему показателей премирования категорий работников, отличающихся спецификой деятель­ности;

— невозможность выплат стимулирующего ха­рактера по основаниям, учтенным при определении ставок и должностных окладов;

— установление стимулирующих выплат в про­центах к должностному окладу.

7. Аттестационные документы.

Порядок проведения аттестации устанавливается в соответствии с трудовым законодательством и локаль­ными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Положение об аттестации разрабатывается в соответствии с «Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, орга­низаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании», утвержденными Постановлением министерства труда и занятости населения и минис­терством юстиции РФ от г. № 27.

Приказ о составе аттестационной комиссии.

Аттестационные листы, отражающие результаты аттестации – образец аттестационного листа приво­дится в приложении к Постановлению № 27. Результаты аттестации, согласно п. 3 ст. 81 Трудового кодекса, могут служить основанием для увольнения работника.

8. Документы, регламентирующие охрану труда и технику безопасности.

Государственные нормативные требования охраны труда адаптируются к конкретному учреждению, с учетом специфики его деятельности, соответствую­щими локальными актами (ст. 212 Трудового кодекса РФ).

Приказ о системе управления охраной труда.

Приказ о назначении лиц, ответственных за безо­пасность работы.

Инструкции по охране труда для всех должностей и на все виды работ (пересматривается 1 раз в 5 лет).

Инструкция по пожарной безопасности.

План эвакуации людей.

Приказ о назначении комиссии по проверке знаний по охране труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ).

Программы вводного, повторного, внепланового инструктажей.

Протоколы вводного инструктажа.

Протокол собрания по выборам комиссии по ох­ране труда (приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 29.г. № 000 «Об ут­верждении Положения о комитете (комиссии) по ох­ране труда»).

Журнал регистрации проведения противопожар­ного инструктажа на рабочем месте.

Журнал регистрации проведения проверки знаний персонала, отнесенного к 1 группе электробезопасности.

Журнал регистрации несчастных случаев.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда (руководитель, заместители, члены комиссии по ох­ране труда).

Кроме документов, содержащих нормы трудового права, к числу внутренних документов следует отнести документы, определяющие организационные основы и принципы деятельности учреждения.

1. Положение об учреждении.

Разрабатывается в соответствии с Типовым положением о государственном муниципальном учреж­дении культуры клубного типа, утвержденным ре­шением Коллегии Министерства культуры от 01.01.01г. № 10. Для муниципальных клубных учреждений, не имеющих статуса юридического лица, Положение определяет основополагающие принципы деятель­ности, правовые и социально-экономические условия создания и функционирования, порядок работы колле­гиальных органов управления. Утверждается органом местного самоуправления муниципального образо­вания или органом управления культуры муниципаль­ного образования.

2. Положения о структурных подразделениях.

Документ актуален для городских и межпоселен­ческих клубных учреждений. Определяет цели, задачи, функции и направления деятельности, организаци­онную структуру, права и обязанности структурных подразделений, филиалов, представительств учреж­дения.

К числу внутренних документов относятся финансово-хозяйственные документы

1. Сметы (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ).

2. Приказ об учетной политике (Федеральный закон от г. «Особенности ведения нало­гового учета бюджетными учреждениями»).

3. Бухгалтерский учет и отчетность (Приказы Ми­нистерства финансов РФ от 10.г. №25н «Об утверждении инструкции по бюджетному учету» и от г. № 000н в ред. от 01.01.2001г. «Об утверж­дении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации).

4. Планы финансово-хозяйственной деятельности и т. д.

Внутренние документы, регламентирующие сис­тему делопроизводства в учреждении

1. Инструкция по делопроизводству.

Устанавливает правила приема, регистрации, конт­роля прохождения и исполнения документов, оформ­ления отдельных видов документов, а также порядок их рассмотрения и хранения, порядок использования печати учреждения на служебных документах.

2. Номенклатура дел.

Устанавливает систематизированный по типам пе­речень документов учреждения с указанием сроков их хранения. Документ согласовывается с архивным от­делом администрации муниципального образования.

Документы стратегического характера

1. Концепция учреждения.

2. Программа развития учреждения на долго­срочную перспективу.

Призваны определить основные направления де­ятельности каждого конкретного учреждения, его планы, программы и проекты. В настоящее время клубными учреждениями или совсем не используются, или используются формально. В самом ближайшем будущем эти документы займут в деятельности учреж­дения такое же важное место, как его Устав.

Составитель ,

заведующая отделом методики менеджмента

Государственного центра народного творчества

Красноярского края

Образец паспорта муниципального учреждения культуры клубного типа

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «________________»

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ МО «_________________»

ПАСПОРТ

муниципального учреждения культуры

культурно-досугового профиля

(название учреждения)

1. Общие сведения об учреждении

Наименование учреждения (по Уставу)

Адрес учреждения, телефон, эл. почта

Дата создания учреждения

Принадлежность

Учредитель

Форма собственности

Является ли юридическим лицом (да \нет)

Наличие утвержденного Устава или Положения (с реквизитами)

Наличие утвержденного Коллективного договора (с

реквизитами)

Группа по оплате труда руководителей и специалистов

Общая площадь учреждения

Балансовая стоимость на «___» ____________20__г.

Территория обслуживания

Количество штатных работников

Дата заполнения паспорта

Подпись и должность лица, ответственного за заполнение

2. Материальные ресурсы учреждения

2.1. Характеристика здания

Кто является собственником здания

Муниципальное образование

МО «_______»

Год постройки здания

Имеется ли технический паспорт на здание (да \нет)

Кем и когда выдан

Система отопления здания

Материал наружных стен (подчеркните)

Наличие водопровода в здании (да \нет)

Наличие канализации в здании (да \нет)

Здание построено

Общая площадь здания

Учреждение занимает (кол-во кв. м.)

Техническое состояние здания

Сооружения на территории учреждения

Перечень помещений в здании

Наименование помещения

Число комнат\мест

Площадь

Есть ли

аренда

Зрительный зал

Малый зал

Сцена

Танц-/диско- зал

Спортзал

Комнаты клубных формирований (досуговые)

Комнаты игровые

Комнаты адм.-хозяйственного персонала

Комнаты художественно-метод. персонала

Фойе

Бар\кафе

Гардероб

Видеосалон

Другие помещения

Наличие в здании киноустановки

(да \нет), (год изготовления) подчерните

На балансе учреждения (да/нет)

2.2. Материально-техническое оснащение

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *