Нормы труда для бухгалтера в бюджетной организации

Транскрипт

1 ПРИКАЗ по ДОУ 6 f г. 66 О создании комиссии по разработке Положения о нормировании труда В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года 2190-р, и в целях создания условий, необходимых для внедрения рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшения организации труда, выполнения стандартов оказания государственных услуг (муниципальных), а также повышения эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг ПРИКАЗЫВАЮ: 3. Создать комиссию по разработке Положения о нормировании труда (список прилагается). 4. Членам комиссии в срок до года разработать Положение о нормировании труда. 5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

2 Приложение к приказу от Состав комиссии по разработке Положения о нормирования труда Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 6 1.Белкина Валентина Михайловна 2. Иноземцева Ольга Александровна 3.Ульянова Наталья Ивановна 4. Суворова Елена Игоревна 5. Долматова Елена Анатольевна заведующая ДОУ зам.заведующей специалист по кадрам воспитатель воспитатель, председатель п/к

3 ПРИКАЗ по ДОУ г. 67 Об утверждении Положения о нормировании труда В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года 2190-р, на основании протокола 1 от г. общего собрания коллектива ДОУ 6 ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Положение о нормировании труда. 2. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой. И.о. заведующей О.А.Иноземцева

4 ощая ДОУ 6 В.М.Бслкина от ‘2014 дет с к и и с ад ^ Ь» жj! S \ комбинированного о Л вида 6.4 ^ * 7 / ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду комбинированного вида 6 г.липецка * СОГЛАСОВАНО на общем собрании Протокол 1 от

5 ВВЕДЕНИЕ Настоящее Положение разработано в соответствии и на основании следующих нормативных актов: — Трудовой кодекс Российской Федерации; — Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. 804 «О правилах разработки и утверждения типовых норм труда»; — Постановление Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 19 июня 1986 года 226/П-6 «Положение об организации нормирования труда в народном хозяйстве» (в части не противоречащей действующему законодательству); — Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г р; — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 мая 2013 г. 235 «Об утверждении методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда»; — Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 сентября 2013 г. 504 «Об утверждении методических рекомендаций для государственных (муниципальных) учреждений по разработке систем нормирования труда».

6 1. Область применения СОДЕРЖАНИЕ 2. Термины и определения 3. Основные цели и задачи нормирования труда в Учреждении 4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в Учреждении 5. Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда 6. Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда на уровне учреждения 7. Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда 8. Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в учреждении

7 1 Область применения 1.1.Настоящее положение устанавливает систему нормативов и норм, на основе которых реализуется функция нормирования труда, содержит основные положения, регламентирующие организацию нормирования труда, а так же устанавливает порядок проведения нормативно — исследовательских работ по труду в ДОУ 6. Настоящее Положение вводится в действие для применения на всех подразделениях Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида 6 г.липецка (далее Учреждение). 2. Термины и определения В настоящем документе применяются следующие термины с соответствующими определениями: 2.1. апробация: Процесс внедрения на ограниченный (тестовый) период результатов проведённых работ (нормативных материалов, норм труда) в целях анализа и изучения их влияния на трудовой процесс (осуществляемую деятельность) в условиях приближенных к реальным (фактическим) и результативность учреждения аттестованные нормы: Технически обоснованные нормы, соответствующие достигнутому уровню техники и технологии, организации производства и труда временные нормы: Нормы на повторяющиеся операции, установленные на период освоения тех или иных видов работ при отсутствии нормативных материалов для нормирования труда. Временные нормы устанавливают на срок до трёх месяцев и по истечении этого срока их заменяют постоянными нормами замена и пересмотр норм труда: Необходимый и закономерный процесс, требующий соответствующей организации контроля на уровне учреждения и его подразделений. Объясняется это стремлением работодателя повысить эффективность использования трудового потенциала работников, изыскать резервы, учесть любые возможности для повышения эффективности. 2.5.напряжённость нормы труда: Относительная величина, определяющая необходимое время для выполнения конкретной работы в конкретных организационно-технических условиях; показатель напряжённости — отношение необходимого времени к установленной норме или фактическим затратам времени норма времени обслуживания: Величина затрат рабочего времени, установленная выполнения единицы работ, оказания услуг в определённых организационно — технических условиях. 2.7.норма затрат труда: Количество труда, которое необходимо затратить на качественное оказание услуг в определённых организационнотехнических условиях норма обслуживания: Количество объектов, которые работник или группа работников соответствующей квалификации обслуживают в течение единицы рабочего времени в определённых организационно — технических условиях. Разновидностью нормы обслуживания является норма

8 управляемости, определяющая численность работников, которыми должен руководить один руководитель. Типовая норма обслуживания устанавливается по среднему показателю для однородных рабочих мест. 2.9,норма численности: Установленная числ нность работников определённого профессионально — квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных функций, оказания услуг, выполнения определенного объема работ в определённых организационно — технических условиях нормированное задание: Установленный на основе указанных выше видов норм затрат труда объем работ/услуг который работник или группа работников должны выполнять/оказать за рабочую смену (рабочий день), месяц или в иную единицу рабочего времени. Нормированные задания разрабатываются на основе действующих норм затрат труда и могут содержать индивидуальные и коллективные затраты труда, устанавливаемые с учётом заданий по повышению производительности труда и экономии материальных ресурсов. Эти задания устанавливаются исходя из имеющихся на каждом рабочем месте возможностей. Поэтому нормированные задания в отличие от норм затрат труда могут устанавливаться только для конкретного рабочего места и с учётом только ему присущих особенностей и возможностей мобилизации резервов повышения эффективности труда отраслевые нормы: Нормативные материалы по труду, предназначенные для нормирования труда на работах, выполняемых в учреждениях одной отрасли экономики (образование, физическая культура, здравоохранение и т.п.) ошибочно установленные нормы (ошибочные): Нормы труда, при установлении которых неправильно учтены организационно-технические и другие условия или допущены неточности при применении нормативов по труду и проведении расчётов разовые нормы: Нормативные материалы по труду, устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные, случайные и другие работы, не предусмотренные технологией), и действуют, пока эти работы выполняются, если для них не введены временные или постоянные нормы технически обоснованная норма труда: Норма, установленная аналитическим методом нормирования и предусматривающая наиболее полное и эффективное использование рабочего времени устаревшие нормы: Нормы труда на работах, трудоёмкость которых уменьшилась в результате общего улучшения организации производства и труда, увеличения объёмов работ, роста профессионального мастерства и совершенствования навыков работников межотраслевые нормы труда: Нормативные материалы по труду, которые используются для нормирования труда работников, занятых выполнением работ по одинаковой технологии в аналогичных организационно-технических условиях в различных отраслях экономики местные нормы труда: Нормативные материалы потруду, разработанные и утверждённые в учреждении.

9 2.18.Иные понятия и термины, используемые в настоящем Положении, применяются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 3 Основные цели и задачи нормирования труда в Учреждении. 3.1.Нормирование труда является приоритетным и исходным звеном хозяйственного механизма, а также составной частью организации управления персоналом, обеспечивая установление научно-обоснованных норм труда в определённых организационно-технических условиях для повышения эффективности труда. Главной задачей нормирования труда в Учреждении является установление обоснованных, прогрессивных показателей норм затрат труда в целях роста совокупной производительности и повышения эффективности использования трудовых ресурсов. 3.2.Цель нормирования труда в Учреждении — создание системы нормирования труда, позволяющей: — совершенствовать организацию производства и труда с позиции минимизации трудовых затрат; — планомерно снижать трудоёмкость работ, услуг; — рассчитывать и планировать численность работников по рабочим местам и подразделениям исходя из плановых показателей; — рассчитывать и регулировать размеры постоянной и переменной части заработной платы работников, совершенствовать формы и системы оплаты труда и премирования. 3.3.Основными задачами нормирования труда в Учреждении являются: — разработка системы нормирования труда; — разработка мер по систематическому совершенствованию нормирования труда; — анализ и определение оптимальных затрат труда на все работы и услуги; — разработка норм и нормативов для нормирования труда на новые и не охваченные нормированием оборудование, технологии, работы и услуги; — разработка укрупнённых и комплексных норм затрат труда на законченный объем работ, услуг; — повышение качества разрабатываемых нормативных материалов и уровня их обоснования; — организация систематической работы по своевременному внедрению разработанных норм и нормативов по труду и обеспечение контроля за их правильным применением; — обеспечение определения и планирования численности работников по количеству, уровню их квалификации на основе норм труда; — обоснование и организация рациональной занятости работников на индивидуальных и коллективных рабочих местах, анализ соотношения продолжительности работ различной сложности; выявление и сокращение нерациональных затрат рабочего времени, устранение потерь рабочего времени и простоев на рабочих местах; определение оптимального соотношения работников одной профессии (специальности) различной квалификации в подразделениях f

10 учреждения; расчёт нормы численности работников, необходимого для выполнения планируемого объёма работ, услуг; обоснование форм и видов премирования работников за количественные и качественные результаты труда Развитие нормирования труда должно способствовать совершенствованию организации труда, планированию и анализу использования трудовых ресурсов, развитию форм использования трудовых ресурсов, снижению трудоёмкости выполняемых работ, росту производительности труда В целях рационального и эффективного достижения задач нормирования труда необходимо широкое применение современных экономико-математических методов обработки исходных данных и электронно-вычислительной техники, систем микроэлементного нормирования, видеотехники и других технических средств измерения затрат рабочего времени и изучения приёмов и методов труда. 4. Нормативные материалы и нормы труда, применяемые в Учреждении 4.1В Учреждении применяются следующие основные нормативные материалы по нормированию труда: — положение об организации нормирования труда в Учреждении; — методические рекомендации по разработке норм труда; — методические рекомендации по разработке системы нормирования труда; — нормы труда (нормы, нормативы времени, численности, нормы выработки, обслуживания). 4.2.На уровне Учреждения в качестве базовых показателей при разработке местных норм труда, расчёте производных показателей, в целях организации и управления персоналом используются межотраслевые и отраслевые нормы труда. При отсутствии межотраслевых и отраслевых норм труда Учреждение разрабатывает местные нормы труда самостоятельно. 4.3.Нормативные материалы для нормирования труда должны отвечать следующим основным требованиям: — соответствовать современному уровню техники и технологии, организации труда; — учитывать в максимальной степени влияние техникотехнологических, организационных, экономических и психофизиологических факторов; — обеспечивать высокое качество устанавливаемых норм труда, оптимальный уровень напряжённости (интенсивности) труда; — соответствовать требуемому уровню точности; — быть удобными для расчёта по ним затрат труда в Учреждении и определения трудоёмкости работ; — обеспечивать возможность использования их в автоматизированных системах и персональных электронно-вычислительных машинах для сбора и обработки информации.

11 4.4.По сфере применения нормативные материалы подразделяются на межотраслевые, отраслевые и местные. 4.5.Установление количества необходимых затрат труда на выполнение работ органически связано с установлением квалификационных требований к исполнителям этих работ. 4.6.Степень дифференциации или укрупнения норм определяется конкретными условиями организации труда. 4.7.Наряду с нормами, установленными на стабильные по организационно-техническим условиям работы, применяются временные и разовые нормы. 4.8.Временные нормы устанавливаются на период освоения тех или иных работ при отсутствии утверждённых норм труда на срок не более 1 (одного) года, которые могут быть установлены суммарными экспертными методами нормирования труда. 4.9.Постоянные нормы разрабатываются и утверждаются на срок не более 5 (пяти) лет и имеют техническую обоснованность Техническими обоснованными считаются нормы труда установленные на основе аналитических методов нормирования труда с указанием квалификационных требований к выполнению работ и ориентированные на наиболее полное использование всех резервов рабочего времени по продолжительности и уровню интенсивности труда, темпу работы. Тарификация работ и определение квалификационных требований к работникам производятся в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации Наряду с нормами, установленными по действующим нормативным документам на стабильные по организационно — техническим условиям работы, применятся временные и разовые нормы Разовые нормы устанавливаются на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные и т.п.). Они могут быть расчетными и опытно — статистическими. $ 4.13.Временные опытно — статистические нормы времени, численности, выработки или обслуживания устанавливаются при отсутствии в учреждении технически обоснованных нормативных материалов по труду на выполнение данных видов работ. Опытно-статистические нормы устанавливаются на основе экспертной оценки специалиста по нормированию труда, которая базируется на систематизированных данных о фактических затратах времени на аналогичные работы за предыдущий период времени. Срок действия временных норм не должен превышать трех месяцев (на часто повторяющихся работах), а при длительном процессе — на период выполнения необходимых работ. Ответственные за нормирование лица несут персональную ответственность за правильное (обоснованное) установление временных норм труда введении временных или разовых норм труда трудовые коллективы должны быть извещены до начала выполнения работ. 5 Организация разработки и пересмотра нормативных материалов по нормированию труда 5.1.Разработка нормативных материалов по нормированию труда в

12 Учреждении основано на инициативе работодателя или представительного органа работников. 5.2.Основным видом нормативных материалов по нормированию труда в учреждении являются технически обоснованный нормы труда. 5.3.Обоснованными являются нормы, установленные аналитическим методом с учётом факторов влияющих на нормативную величину затрат труда Факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, в зависимости от характера и направленности воздействия подразделяются на технические, организационные, психофизиологические, социальные и экономические. 5.5.Технические факторы определяются характеристиками материально вещественных элементов труда: — предметов труда; — средств труда. 5.6.Организационные факторы определяются формами разделения и кооперации труда, организацией рабочего места и его обслуживанием, методами и приёмами выполнения работ, режимами труда и отдыха. 5.7.Технические и организационные факторы предопределяют организационно-технические условия выполнения работ. 5.8.Экономические факторы определяют влияние разрабатываемых норм на производительность труда, качество оказываемых услуг. 5.9.Психофизиологические факторы определяются характеристиками исполнителя работ: пол, возраст, некоторые антропометрические данные (рост, длина ног, сила, ловкость, выносливость и т.д.), а также некоторыми характеристиками производства (параметры зоны обзора и зоны досягаемости, рабочая поза, загруженность зрения, темп работы и т.д.). Учёт психофизиологических факторов необходим для выбора оптимального варианта трудового процесса, протекающего в благоприятных условиях с нормальной интенсивностью труда и рационального режима труда и отдыха в целях сохранения здоровья работающих, их высокой работоспособности и жизнедеятельности Социальные факторы, как и психофизиологические факторы, определяются характеристиками исполнителя работ, его культурнотехническим уровнем, опытом, стажем работы и др. К социальным факторам относятся и некоторые характеристики организации производства и труда — это содержательность и привлекательность труда и т.д Выявление и учёт всех факторов, влияющих на величину затрат труда, осуществляется в процессе разработки норм и нормативных материалов для нормирования труда Учёт факторов проводится в следующей последовательности: — выявляются факторы, влияющие на нормативную величину затрат труда, обусловленных конкретным видом экономической деятельности; — определяются возможные значения факторов при выполнении данной работы; — определяются ограничения, предъявляющие определённые требования к трудовому процессу, в результате чего устанавливаются его

13 допустимые варианты; — выбираются сочетания факторов, при которых достигаютс эффективные результаты работы в наиболее благоприятных условиях для их исполнителей (проектирование рационального трудового процесса). Указанные процедуры проводятся на этапе предварительного изучения организационно-технических и других условий выполнения работ. Часть факторов, зависящих от исполнителей работ, учитывается на этапе выбора персонала для наблюдения при аналитически-исследовательском методе установления норм и нормативов Качество норм затрат труда и их обоснованность зависит от методов, на основе которых они устанавливаются. Нормы затрат труда могут быть установлены двумя методами: на основе детального анализа, осуществляемого в учреждении, и проектирования оптимального трудового процесса (аналитический метод); или на основе статистических отчётов о выработке, затратах времени на выполнение работы за предшествующий период, или экспертных оценок (суммарный метод) Аналитический метод позволяет определять обоснованные нормы, внедрение которых способствует повышению производительности труда и в целом эффективности использования трудовых ресурсов Суммарный же метод только фиксирует фактические затраты труда. Этот метод применяется в исключительных случаях при нормировании аварийных или опытных работ Нормы, разрабатываемые на основе аналитического метода, являются обоснованными, а нормы, установленные суммарным методом, — опытно-статистическими Разработка обоснованных нормативных материалов осуществляется одним из способов аналитического метода: аналитическиисследовательским или аналитически-расчётным При аналитически-исследовательском способе нормирования необходимые затраты рабочего времени по каждому элементу нормируемой операции определяют на основе анализа данных, полученных в результате непосредственного наблюдения за выполнением этой операции на рабочем месте, на котором организация труда соответствует принятым условиям При аналитически — расчётном способе затраты труда на нормируемую работу определяют по нормативам труда на отдельные элементы, разработанные ранее на основе исследований, или расчётом, исходя из принятых режимов оптимальной работы технологического оборудования Аналитически-расчётный способ является наиболее рациональным и предпочтительным способом проектирования нормативных материалов, так как является наиболее совершенным и экономически эффективным способом нормирования Совершенствование аналитически-расчётного метода осуществляется путём разработки систем микроэлементных нормативов, в том числе с проведением имитационного моделирования Преимущества аналитически-расчётного способа нормирования труда не исключают применения аналитически-исследовательского метода.

14 5.23.При разработке нормативных материалов по нормированию труда на предприятиях необходимо придерживаться следующих требований: — нормативные материалы по нормированию труда должны быть разработаны на основе методических рекомендаций, утверждённых для вида экономической деятельности; — нормативные материалы по нормированию труда должны быть обоснованы исходя из их периода освоения; — проведение апробации нормативных материалов в течение не менее 14 календарных дней; — при формировании результатов по нормированию труда должно быть учтено мнение представительного органа работников Нормы труда, разработанные с учётом указанных требований на уровне учреждений, являются местными и утверждаются исполнительным органом учреждения В целях обеспечения организационно — методического единства по организации разработки, пересмотра и совершенствования нормативных материалов для нормирования труда, повышения их обоснованности и качества рекомендуется следующий порядок выполнения работ Пересмотр типовых норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения В тех случаях, когда организационно — технические условия учреждения позволяют устанавливать нормы более прогрессивные, чем соответствующие межотраслевые или отраслевые, либо при отсутствии их, разрабатываются местные нормы труда Установление, замена и пересмотр норм труда осуществляются на основании приказа (распоряжения) работодателя с учётом мнения представительного органа работников установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за два месяца. Об установлении временных и разовых норм работники должны быть извещены до начала выполнения работ Порядок извещения работников устанавливается работодателем самостоятельно Не реже чем раз в два года структурным подразделением (службой) в организации, на которое возложены функции по организации и нормированию труда, или работником (работниками), на которого возложены указанные функции, проводится проверка и анализ действующих норм труда на их соответствие уровню техники, технологии, организации труда в учреждении. Устаревшие и ошибочно установленные нормы подлежат пересмотру. Пересмотр устаревших норм осуществляется в сроки, устанавливаемых руководством учреждения Пересмотр норм труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется в порядке, установленном для их разработки и утверждения. Пересмотр осуществляется через каждые 5 лет с даты утверждения.

15 6 Порядок согласования и утверждения нормативных материалов по нормированию труда на уровне Учреждения На уровне Учреждения нормативные материалы разрабатываются работодателем Работодатель разработанные нормативные материалы направляет в представительный орган работников для учёта мнения Представительный орган работников при несогласии с позицией работодателя должен предоставить письменный протест с обоснованием своей позиции, при этом работодатель имеет право утвердить нормативные материалы без положительной оценки представителя работников В случае отрицательной оценки нормативных материалов по нормированию труда, которые утверждены работодателем, представитель работников имеет основания для подачи жалобы и рассмотрения его в судебном порядке Работодатель и представитель работников должны: — разъяснить работникам основания замены или пересмотра норм труда и условия, при которых они должны применяться; — постоянно поддерживать и развивать инициативу работников по пересмотру действующих и внедрению новых, более прогрессивных норм труда. 7 Порядок проверки нормативных материалов для нормирования труда на соответствие достигнутому уровню техники, технологии, организации труда Оценка уровня действующих нормативов по труду проводится путём анализа норм, рассчитанных по этим нормативам, с проведением выборочных исследований и изучения динамики выполнения показателей норм выработки При осуществлении проверки нормативных материалов по нормированию труда в учреждении необходимо выполнить следующие работы: — провести анализ выполнения норм труда (выработки) установленных в учреждении (проводится ежегодно), при перевыполнении или невыполнении норм труда на 15 % и более необходима организация проверки показателей нормативов и норм труда; -издать приказ о проведении проверки нормативных материалов с указанием периода; — создать комиссию с назначением ответственных лиц за процесс проверки нормативных материалов по нормированию труда на уровне Учреждения; — организовать рабочую группу с привлечением представительного органа работников; — провести выборочные исследования, обработать результаты; — провести расчёт норм и нормативов по выборочным исследованиям; -внести изменения и корректировки по результатам расчёта; -утвердить нормативные материалы с изменениями и известить работников согласно законодательству Российской Федерации.

16 8 Порядок внедрения нормативных материалов по нормированию труда в учреждении 8.1. Утверждённые в установленном порядке нормативные материалы для нормирования труда внедряются на рабочие места Учреждения в соответствии с их областью применения и сферой действия на основании приказа руководителя с учётом мнения представительного органа работников Для обеспечения эффективного внедрения и освоения нормативных материалов в Учреждении следует провести следующие мероприятия: -проверить организационно — техническую подготовленность рабочих мест к работе по новым нормам; — разработать и реализовать организационно — технические мероприятия по устранению выявленных недостатков в организации труда, а также по улучшению условий труда; -ознакомить с новыми нормами времени всех работающих, которые будут работать по ним, в сроки согласно законодательству Российской Федерации Ознакомление с новыми нормами должно сопровождаться проведением массовой разъяснительной работы, инструктажа работников, а в необходимых случаях и обучением их работе в новых организационно — технических условиях Если при проведении указанной подготовительной работы выяснится, что в Учреждении существующие организационно — технические условия более совершенны, чем условия, предусмотренные в новых нормах или нормативах, и действующие местные нормы на соответствующие работы более прогрессивны, чем новые нормы, то новые нормы или нормативы не внедряются В случае если фактические организационно — технические условия совпадают с условиями, предусмотренными в сборнике, новые нормы или нормативы вводятся без каких-либо изменений На работы, не охваченные новыми нормативными материалами, устанавливаются местные обоснованные нормы времени, рассчитанные методами нормирования труда.

Переход к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов «эффективного контракта» планируется завершить к 2017 году в рамках реализации Указа № 597. Заработная плата будет напрямую связана с качеством и количеством выполняемой работы. Поэтому в эффективном контракте каждого работника, то есть в его трудовом договоре, будут прописаны не только должностные обязанности, но и условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых услуг. Для этого работодатель должен внедрить систему нормирования труда (СНТ), главным компонентом которой являются установленные им нормы труда.

Увеличение зарплат сотрудников учреждений будет обусловлено достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг. Эта цель поставлена в пп. «е» п. 1 Указа № 597 и Программе совершенствования оплаты труда. Для ее достижения необходимы улучшение организации труда работников учреждений, более тесная увязка потраченного рабочего времени с результатами труда. Установление окладов должно совершенствоваться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников – об этом говорится в гл. IV Программы совершенствования оплаты труда. Таким образом, нормирование напрямую связано с формированием окладов и тарифных ставок, являющихся основной частью заработка.

Именно поэтому работодатель должен будет конкретизировать и уточнить трудовые функции, показатели и критерии оценки эффективности деятельности в отношении каждого работника – провести мероприятия по нормированию труда.

Нормирование труда является функцией управления и включает в себя определение необходимых затрат труда (времени) на выполнение работ (изготовление единицы продукции, оказание услуги) отдельными работниками (группами работников) и установление на этой основе норм труда. Комплекс положений по нормированию труда, разработанный в учреждении, закрепленный в соответствующем локальном нормативном акте и выполняемый всеми сотрудниками, составляет систему нормирования труда.

Отсутствие СНТ в учреждении рассматривается как нарушение трудового права, поскольку ст. 159 ТК РФ гарантирует работникам ее применение.

База для введения системы нормирования труда

Методологическая и законодательная база для введения СНТ в бюджетных учреждениях формируется уже давно.

В соответствии с Программой совершенствования оплаты труда федеральные органы власти в своих сферах регулирования, во-первых, должны актуализировать существующие типовые нормы труда и разработать новые, во-вторых, оказать методическую помощь в их применении (то есть выпустить методические рекомендации для подведомственных учреждений).

Нормативы и рекомендации помогут учреждениям установить локальными нормативными актами собственные нормы труда, а также систему нормирования труда.

В 2013 году Минтруд подготовил Общие рекомендации по нормированию, разъясняющие, как именно разрабатывать СНТ в учреждениях. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают соответствующие типовые нормы труда – для них Минтруд утвердил Методические рекомендации по разработке типовых отраслевых норм труда, утв. Приказом Минтруда РФ от 31.05.2013 № 235 (кстати, согласно п. 17Общих рекомендаций по нормированию учреждение, проводящее работы по определению норм труда, может использовать данный документ в качестве методички).

Приказом Минтруда РФ от 30.09.2013 № 509 был утвержден план по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда. Кроме того, во исполнение Поручения Правительства РФ от 26.07.2013 № ОГ-П12-5317 Минздрав, Минкультуры и Минобрнауки также подготовили планы по разработке (изменению) типовых отраслевых норм труда – об этом сообщается в Информации Минтруда РФ от 28.11.2013.

Например, Минкультуры уже выпустило приказы № 2477, № 2478, которые утверждают типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа (см. приказы Минкультуры РФ от 30.12.2014 № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках», от 30.12.2014 № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа»).

Использование типовых норм труда

Типовые нормы труда могут быть межотраслевыми, отраслевыми, профессиональными и иными – они разрабатываются и устанавливаются для однородных работ согласно ст. 161 ТК РФ.

Типовые нормы труда предназначены для:

– формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных) учреждениях;
– планирования работ;
– выдачи нормированных заданий (зафиксированного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени);
– установления соотношений между плановыми и договорными работами;
– определения необходимой минимальной штатной численности персонала, позволяющей выполнять усредненный набор услуг, закрепляемых за каждым типом учреждений при типовых организационно-технических условиях деятельности.

При разработке типовых норм труда используются:

– положения и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти;
– результативные исследования (фотографии рабочего времени, хронометраж и т. д.);
– показатели деятельности по учреждениям;
– результаты интервьюирования руководителей, специалистов и работников государственных (муниципальных) учреждений и организаций соответствующей социальной сферы;
– статистические материалы.

Что такое норматив труда?

На примере Приказа № 2477, нормирующего библиотечную работу, рассмотрим подробнее содержание типовой нормы труда. Работы, выполняемые в библиотеках, могут считаться однородными. Поэтому на них установлены типовые отраслевые нормы.

Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, рекомендуется применять в соответствующих государственных (муниципальных) учреждениях, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм. Они предназначены для введения в государственных (муниципальных) библиотеках без использования автоматизированных систем управления процессами (АСУП) и на основе АСУП, специализированных библиотеках для инвалидов по зрению, детских, юношеских библиотеках, библиотеках научно-исследовательских институтов (НИИ), образовательных учреждений без использования АСУП и на основе АСУП.

Типовые отраслевые нормы труда охватили основные виды работ, выполняемые в библиотеках, в том числе издательскую, выставочную, научную (исследовательскую, методическую, информационную), перевод и переработку печатных текстов, научное редактирование рукописей, работы научно-организационного характера, работы по соблюдению обеспеченности фондами, а также автоматизированные виды работ.

Нормы приведены с указанием наименования процесса, операции, состава работы, единиц измерения, нормы времени в минутах.

Типовые отраслевые нормы

В частности, типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках (без использования АСУП), включают комплектование библиотечного фонда, прием и учет поступивших документов, обслуживание читателей, редактирование рукописей и т. д.

А в направление «обслуживание читателей» вошли работа с читателем, внутренняя работа и внестационарное обслуживание. В эти процессы включены определенные операции. Так, работа с читателем включила в себя в том числе запись в библиотеку, перерегистрацию, обслуживание на абонементе и в читальном зале, ответы диспетчерской службы.

Рассмотрим состав работы «запись в библиотеку». Данный процесс состоит из четырех частей:

– просмотр документов читателя, проверка наличия учетно-регистрационной карточки;
– заполнение формуляра, учетно-регистрационной карточки, читательского билета;
– ознакомление читателя с правилами пользования библиотекой, расположением фонда, справочным аппаратом;
– поиск и расстановка учетно-регистрационных карточек.

Как видите, работа сотрудника библиотеки расписана достаточно подробно – составители документа постарались учесть все функции.

После того, как эту работу «разложили по полочкам», были определены единицы ее измерения. Для разработки программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист.

Последний столбец таблицы указывает норму времени, отводимую на выполнение каждой далее не делимой части работы. Учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% оперативного времени. В ряде случаев к нормам приведены поправочные коэффициенты. Например, на заполнение формуляра читателя, учетно-регистрационной карточки, читательского билета отведено 2 минуты, а на подбор документов в комплекты, написание второго экземпляра книжного формуляра – 40 минут.

Поскольку типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в библиотеках, прописаны довольно подробно, каждое учреждение библиотечной системы, внедряющее систему нормирования труда, может использовать эту «шпаргалку» – выбираются нужные строки и с помощью поправочных коэффициентов корректируются расчеты.

Что учитывать при разработке СНТ?

Работодателям, внедряющим СНТ, следует учитывать не только уже утвержденные федеральными органами исполнительной власти типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда, созданные в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804, но и регламенты выполнения работ по типам учреждений (ЕКС, ЕТКС, профессиональные стандарты).

К сведению: профстандарты утверждаются приказами Минтруда, например, профстандарт «Педагог» – Приказом от 18.10.2013 № 544н, «Специалист по педиатрии» – Приказом от 25.06.2015 № 400н.

К сожалению, для учреждений социальной сферы подобных документов издано мало. Существуют несколько рекомендаций по определению штатной численности работников (Рекомендации по определению штатной численности работников бюджетных организаций на основе нормативов по труду, утв. Росздравом, Нормативы численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов, утв. Постановлением Минтруда РФ от 22.12.2003 № 86, приказы Минкультуры РФ от 01.09.2011 № 906 «О нормативах штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и библиотек», от 30.12.2014 № 2479 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики», Минздрава РФ от 15.11.2012 № 918н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями» (вместе с рекомендуемыми штатными нормативами)).

Нормирование времени встречается реже – автору удалось найти только регламенты для медицинских и образовательных учреждений (Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 № 101 «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности», Приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»). Однако работа в данном направлении активно ведется.

Учреждения, внедряющие СНТ, могут руководствоваться методическими разработками. Пока больше всех заботится о своих подопечных Минкультуры. Оно выпустило не только Рекомендации по формированию штата учреждений, но и Рекомендации по введению нормирования труда. Указанные методички можно использовать бюджетным организациям других сфер деятельности в качестве рабочего документа.

Минкультуры также разрабатывает информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ. Пока сервис проходит апробацию в «пилотных» учреждениях.

Как формируется СНТ?

Типовые нормы труда ориентированы на комплекс организационно-технических условий, которые обеспечивают возможность нормальной работы учреждения в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими стандартами.

Если нормы труда отсутствуют или устарели

Поскольку типовые нормы труда по многим видам работ и рабочим местам отсутствуют, Минтруд рекомендует учреждениям пока разрабатывать соответствующие регламенты самостоятельно. При этом необходимо учитывать рекомендации учредителя либо привлекать соответствующих специалистов (п. 16 Общих рекомендаций по нормированию).

Однако работодателям стоит обратить внимание, что существующие нормы труда и штатные нормативы в большинстве своем устарели – некоторые из них были выпущены еще в 70-х годах прошлого века. Если документ, по которому должны рассчитываться нормы труда работников, слишком старый – следует проверить его актуальность, например, посмотреть в Интернете, не обсуждается ли проект изменения. Минтруд в Приказе от 31.05.2013 № 235 напоминает федеральным органам исполнительной власти, что согласно Правилам разработки и утверждения типовых норм труда пересмотр типовых отраслевых норм труда требуется через каждые пять лет с даты их утверждения.

В период освоения тех или иных работ работодателю рекомендуется установить временные нормы труда (разумеется, при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда). Срок действия таких норм согласно п. 19 Общих рекомендаций по нормированию не может превышать трех месяцев.

Однако существуют еще и внеплановые, аварийные виды работ, носящие единичный характер. Работодатель должен предусмотреть и их, определив разовые нормы труда.

Что нужно определить при разработке СНТ?

При создании системы нормирования труда следует определить:

1. Применяющиеся в учреждении нормы труда по видам работ и рабочим местам при выполнении тех или иных видов работ (функций), а также методы и способы их установления.
2. Порядок и условия введения норм труда применительно к конкретным производственным условиям, рабочему месту.
3. Порядок и условия замены и пересмотра норм труда по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост производительности труда, а также в случае использования физически и морально устаревшего оборудования.
4. Меры, направленные на соблюдение установленных норм труда.

Все решения по указанным направлениям надо закрепить в локальных нормативных актах учреждения с учетом мнения представительного органа работников, или в коллективном договоре. Комплекс таких решений и является системой нормирования труда (п. 2 Общих рекомендаций по нормированию).

В пункте 9 Общих рекомендаций по нормированию перечислены три вида норм, которые учреждение может применять для определения количества выполняемой работы, расчета трудоемкости определенного вида работ:

– нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги работником или группой работников соответствующей квалификации);
– нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени);
– нормы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ).

Как нормировать однородные работы?

Работодатель может установить нормы труда на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) изаконченный комплекс работ (комплексная норма труда). Степень укрупнения норм труда определяется конкретными условиями организации производства и труда (п. 10 Общих рекомендаций по нормированию).

Из каких этапов состоят работы по определению норм труда?

Для того, чтобы разработать нормы труда, следует провести исследования, поскольку указанные нормативы должны быть технически обоснованными – устанавливаться аналитическим методом на основе комплексного обоснования величины затрат труда применительно к технике и технологии, с использованием которых должна быть выполнена та или иная работа. Например, применение современных компьютерных программ значительно облегчает работу с клиентской базой, что должно быть отражено при установлении норм по указанной функции.

Итак, работы по определению норм труда содержат следующие этапы:

– анализ трудового процесса на основе стандарта оказания услуги, разделение его на части;
– выбор оптимального варианта технологии и организации труда, эффективных методов и приемов работы;
– проектирование режимов работы оборудования, приемов и методов труда, систем обслуживания рабочих мест, режимов труда и отдыха;
– определение норм труда в соответствии с особенностями технологического и трудового процессов, их внедрение и последующая корректировка по мере изменения организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов.

Разрабатывая нормы труда, работодателю нужно принять во внимание следующее:

– должностные инструкции, внутренние трудовые распорядки, правила по охране труда и пожарной безопасности и иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность работников, а также их режим труда и отдыха, установленный с учетом регламентации всех обязательных работ и выполнением наиболее сложных из них в первой половине дня, когда у работающих отмечается более высокая трудоспособность;
– квалификацию, специализацию в определенных профессиональных областях и деловые навыки, способствующие качественному и быстрому выполнению заданий;
– условия выполнения работы – площадь помещения должна соответствовать нормам, учитывающим требования рационального размещения необходимого оборудования; уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных санитарными нормами; расстановка мебели должна обеспечивать удобство подхода к каждому рабочему месту и рациональные схемы движения документов.

Как установить СНТ в учреждении?

Система нормирования труда в учреждении устанавливается в соответствующем положении. Положение о СНТ должно быть утверждено локальным нормативным актом с учетом мнения профсоюза либо включено в качестве отдельного раздела в коллективный договор (п. 20 Общих рекомендаций по нормированию).

Система нормирования труда в учреждении

Кто разрабатывает и устанавливает СНТ?

Руководитель учреждения отвечает за разработку, пересмотр и утверждение норм труда, а также на их основе формирование штатной численности согласно п. 5 Общих рекомендаций по нормированию. Однако это не означает, что именно он должен организовывать работу по нормированию труда, включая проведение организационно-технических мероприятий, внедрение рациональных организационных, технологических и трудовых процессов, улучшение организации труда. Руководитель может делегировать кураторство введения СНТ одному из своих заместителей.

А вот разрабатывать СНТ в учреждении должны специалисты, обладающие необходимыми знаниями и умениями в этой сфере. Если штат многочисленный или специфика деятельности учреждения довольно сложная, то рекомендуется создать специализированное структурное подразделение (службу) по нормированию труда. Если количество работников невелико, то специальную службу создавать не обязательно – выполнение работ по нормированию можно возложить на специалиста или отдел, в ведении которого находятся вопросы кадрового обеспечения, организации труда и заработной платы.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Вестник Омского университета, 2004. № 4. С. 162-165. © Омский государственный университет

НОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

СЛУЖАЩИХ

А.И. Казанник

Омский государственный университет, кафедра государственного и муниципального права 644077, Омск, пр. Мира, 55a

Получена 24 мая 2004 г.

Важным условием сохранения здоровья государственных и муниципальных служащих России, поддержания их высокой работоспособности на протяжении всего трудоспособного возраста является нормирование управленческого труда. С помощью научно обоснованных нормативов появляется реальная возможность объективно устанавливать численность служащих органов государственной и муниципальной власти страны, регулировать режим труда и отдыха, совершенствовать разделение и кооперацию труда, оценивать его напряженность и эффективность, улучшать систему мотивации управленческого труда, создавать благоприятные условия для экономии рабочего времени и решать ряд других вопросов.

Правовые основы нормирования труда заложены Трудовым кодексом РФ (ст. 160-162). Он определяет отдельные виды норм труда, устанавливает порядок разработки и утверждения типовых норм труда, закрепляет процедуру введения, замены и пересмотра норм труда путем принятия локального нормативного акта.

Для правильного понимания роли нормирования управленческого труда в органах государственной и муниципальной власти России большое практическое значение имеет четкая классификация норм труда. В соответствии со ст. 160 Трудового кодекса РФ, они подразделяются на нормы выработки, времени и обслуживания. При этом закон требует, чтобы нормы труда устанавливались применительно к нормальным организационно-техническим условиям.

Нормы выработки определяют минимальный объем работы, который работник должен выпол-

нить за единицу времени. Работа нормируется в единицах продукции, поддающейся количественному учету и контролю.

Нормы времени регламентируют величину затрат рабочего времени, которая устанавливается для выполнения единицы объема работы специалистом соответствующей квалификации. Естественно, что затраты исчисляются в часах и минутах.

Нормы обслуживания устанавливают количество объектов, которые работник соответствующей квалификации обязан обслужить за единицу рабочего времени. Эти нормы рекомендуются для расчета численности и рациональной расстановки специалистов на соответствующих видах работ .

Однако проблема заключается в том, что не все из перечисленных норм можно применить для определения величины затрат управленческого труда. Это объясняется тем, что управленческий труд в органах государственной и муниципальной власти России является не только сложным по своему составу, но и неоднородным по содержанию. В зависимости от характера выполняемых служащими управленческих функций, он подразделяется на три относительно самостоятельных вида: эвристический (творческий) , административно-организационный и формально-логический (операторный) .

Эвристический труд состоит преимущественно из аналитических и конструктивных операций, органически сочетающихся в деятельности служащих руководящего звена. Его сущность заключается в выработке и принятии управленче-

ских решений, организации коллектива служащих для их выполнения. Он охватывает такие действия, как анализ конкретной управленческой ситуации, постановка проблемы, выявление объективной необходимости принятия решения, выбор адекватных форм и методов урегулирования ситуации, перевода ее в разряд бесконфликтных, определение эффективности управленческого решения. Величина трудозатрат в данном случае зависит от объема и качества информации, характера интеллектуальной нагрузки, сложности протекания психических процессов, степени напряженности внимания, особенностей взаимосвязи отдельных элементов управленческой операции . Эвристический труд в этом отношении можно определить как наименее поддающийся количественному измерению.

Административный труд также подходит под категорию сложного труда. Хотя он может содержать отдельные управленческие операции, позволяющие его измерять, однако удельный вес этих операций совершенно незначителен. В целом административный труд состоит из распорядительных, координационных и контрольно-оценочных операций по руководству коллективом служащих. Он призван обеспечить координацию деятельности отдельных служащих, структурных подразделений органа власти и всего трудового коллектива для достижения поставленных целей, укрепления исполнительской дисциплины, мотивации управленческого труда и повышения его эффективности. Эти операции не всегда возможно заранее предусмотреть, поскольку их необходимость довольно часто вызывается сложившейся управленческой ситуацией.

Формально-логический труд служащих представляет собой деятельность по осуществлению управленческих операций, предусмотренных должностными инструкциями. По своему содержанию это информационно-техническая работа, связанная со сбором, обработкой, размножением и хранением служебной информации, производством с использованием техники управления вычислительных и формально-логических операций. Это, как правило, однородные работы, состоящие из стереотипных, постоянно повторяющихся операций. Объем, содержание и методы выполнения таких работ строго регламентированы. Поэтому формально-логический труд имеет вполне определенное количественное выражение, и затраты его могут быть измерены в конкретных объемах.

Сложность и многогранность управленческого труда государственных и муниципальных служащих будет зависеть от того, какой удельный вес в общем объеме их повседневной деятельности составляет тот или иной вид труда, что в ко-

нечном счете и предопределяет сложность его количественной оценки. Однако есть и чисто объективные обстоятельства, которые затрудняют решение данной проблемы. К их числу можно отнести:

— невозможность точно измерить затраты труда служащих в той его части, которая связана с выработкой суждений, анализом и принятием управленческих решений;

— наличие множества вариантов решения тех или иных проблемных ситуаций, возникающих в различных сферах государственного и муниципального управления (проблема выбора);

— занятие служащими высокого уровня квалификации вопросами технического характера, что в целом не типично для управленческого труда.

Тем не менее в отечественной и зарубежной литературе предпринимаются попытки выработать научный подход к оценке количества труда государственных и муниципальных служащих, который осуществляется в рамках заданной технологии управления. Для этого рекомендуется использовать различные методы нормирования управленческого труда.

Наиболее оригинальную позицию в этом отношении занимает известный американский специалист по НОУТ Г. Симач. Он предлагает использовать для оценки количества управленческого труда нормы выработки. Для этого надо четко определить количество деловых документов, составляемых служащим за единицу времени. Если документов составляется слишком много, то для установления научно обоснованной нормы выработки их можно взвешивать на обычных весах

Вряд ли стоит доказывать, что внедрение в деятельность органов государственной и муниципальной власти России норм выработки неизбежно приведет к росту бюрократизма и бумаготворчества, к подмене творческого труда голым администрированием.

Не решает проблему нормирования управленческого труда и метод аналогии, который основан на учете опыта работы органов власти России, где достигнуты большие успехи в экономическом и социально-культурном строительстве . В этом случае обобщается практика проектирования оптимальных управленческих структур, подбора и расстановки кадров, описывается система повышения квалификации служащих, выявляется их общая численность, изучаются формы и методы мотивации управленческого труда.

Метод аналогии представляет собой разновидность исследовательских методов изучения и обработки данных о затратах управленческого труда. Но его использование не дает возможности определить нормативную зависимость между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.И. Казанник

величиной затрат на управление и достигнутыми результатами в реальном секторе экономики, социальном и культурном строительстве.

Не вызывает сомнений научная обоснованность нормы управляемости руководителя подчиненными. Как уже отмечалось, в результате длительного экспериментирования была установлена норма управляемости руководителя в количестве 15-20 человек . Однако этот показатель характеризует лишь одну из сторон нормирования управленческого труда.

Приведенные в качестве иллюстраций примеры из практики нормирования управленческого труда убедительно показывают, что разносторонний и сложный характер труда государственных и муниципальных служащих не позволяет при нормировании принять однозначное методическое решение. Для нормирования труда служащих приходится применять систему норм затрат управленческого труда, которая позволяет комплексно решать задачи планирования труда, его количественной оценки и научно обоснованной мотивации.

Установление необходимой численности служащих в целом по учреждению, по его управленческим функциям и по структурным подразделениям осуществляется на основе норматива численности. Он базируется на косвенном измерении трудоемкости различных управленческих операций в расчете численности государственных или муниципальных служащих для учреждения в целом и по всем структурным подразделениям. Для этого применяются нормативы численности, трудоемкости и централизации работ. В тех случаях, когда нормативы отсутствуют или достигнутый уровень научной организации управленческого труда превышает их показатели, применяется нормирование труда с использованием аналитически-исследовательских методов изучения и обработки данных о затратах труда. Исходными данными для нормирования управленческого труда при этом являются научные результаты с помощью таких методов исследования, как фотография и самофотография рабочего дня, хронометраж и моментальные наблюдения. На основе полученных данных определяется трудоемкость конкретных работ с учетом специфики организации управленческого труда служащих конкретного структурного подразделения, в котором проводились социологические исследования. Для установления научно обоснованной квалификационно-должностной структуры штата служащих органов государственной и муниципальной власти России применяются следующие нормы:

— дифференцированные нормы численности, на основе которых определяют численность слу-

жащих по должностям;

— нормы числа подчиненных, которые по существу являются адаптированными к нашим российским условиям нормами управляемости руководителя (15-20 подчиненных);

— нормы соотношения численности, устанавливающие оптимальные пропорции между численностью руководителей всех уровней и численностью различных квалификационно-должностных групп служащих и технических исполнителей;

— нормы обслуживания, регламентирующие численность специалистов, обеспечивающих техническое состояние ЭВМ в вычислительных центрах и сложных средств оргтехники всех структурных подразделений учреждения.

Перечисленные выше нормативы должны применяться в тесной взаимоувязке между собой. Тогда в управленческих структурах органов государственной и муниципальной власти России не будут создаваться отделы, где в подчинении руководителя находится один специалист, а в секторе — один-единственный заведующий.

Нормы времени применяются главным образом для количественной оценки формальнологического труда служащих. С их помощью определяют трудоемкость выполнения отдельных операций или работ по сбору, обработке, размножению и хранению служебной информации.

Тем не менее нормы времени могут иногда применяться и для измерения затрат административного труда. В основном это касается распределения служебных заданий между подчиненными, проведения аппаратных совещаний, заседания коллегиальных органов управления, приемов граждан по личным вопросам.

Определение трудоемкости операций или работ в органах государственной и муниципальной власти России производят путем простейших расчетов. Умножением трудоемкости на количество операций или работ получают общую трудоемкость работы в человеко-часах. Исходя из фонда рабочего времени одного служащего, рассчитывают численность, необходимую для выполнения данного объема работ.

В практике деятельности органов государственной и муниципальной власти России нормы и нормативы времени находят все более широкое применение для выполнения следующих задач:

— определение численности служащих и совершенствование их подбора и расстановки;

— нормативное обоснование служебных заданий и уточнение распределения работ между исполнителями;

— распределение служебных заданий с учетом верхних возможностей исполнителей;

— расчет экономической эффективности внедрения мероприятий по совершенствованию существующей организации управленческого труда;

— эргономическое проектирование рациональных методов и приемов выполнения управленческих операций и улучшение организации рабочих мест;

— совершенствование системы мотивации управленческого труда;

— оценка экономической эффективности управленческого труда;

— планирование сроков начала и окончания работ.

Таким образом, нормирование труда государственных и муниципальных служащих России является дополнительным условием их высокой работоспособности на протяжении всей трудовой деятельности. Завышение норм неизбежно приводит к повышению интенсификации управленческого труда, вследствие чего у служащих наступает переутомление и работоспособность преждевременно снижается. Занижение норм влечет за собой недостаточно эффективное использование рабочего времени, физических и интеллектуальных возможностей человека, порождает расточительство общественно необходимого труда даже в условиях ненормированного рабочего дня.

Оплата и нормирование труда / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2002. С. 131-132.

Симач Г. Изучение организации труда в учреждении. М., 1974. С. 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Грейсон Д.-М., О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991. С. 143.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *