О государственной границе

<p>УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации В целях обеспечения реализации государственной пограничной политики Российской Федерации п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить прилагаемые Основы государственной пограничной политики Российской Федерации. 2. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Основ государственной пограничной политики Российской Федерации. 3. Признать утратившими силу Основы пограничной политики Российской Федерации, утвержденные Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. № Пр-1937. 4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 25 апреля 2018 года № 174 ___________________ УТВЕРЖДЕНЫ Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2018 г. № 174 ОСНОВЫ государственной пограничной политики Российской Федерации I. Общие положения 1. Настоящими Основами определяются цель, основные задачи и направления реализации государственной пограничной политики Российской Федерации (далее — государственная пограничная политика), а также порядок взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее — субъекты государственной пограничной политики) при ее реализации. 2. Настоящие Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (далее — национальная безопасность) и разработаны в рамках реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. 3. Настоящие Основы разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. 4. Государственная пограничная политика представляет собой совокупность правовых, политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер, реализуемых субъектами государственной пограничной политики в сфере защиты национальных интересов в пограничном пространстве Российской Федерации (далее — пограничное пространство). 5. Государственная пограничная политика осуществляется на основе следующих принципов: а) взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности государств, нерушимость государственных границ; б) мирное разрешение пограничных вопросов; в) соблюдение международных обязательств, законности при осуществлении пограничной деятельности; г) приоритет национальных интересов в выстраивании межгосударственного пограничного сотрудничества; д) единство целей и задач государственной пограничной политики и последовательность действий по их реализации; е) адекватность мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности в пограничном пространстве. 6. Государственная пограничная политика осуществляется в пограничном пространстве, включающем в себя государственную границу Российской Федерации (далее — государственная граница) и приграничную территорию Российской Федерации (далее — приграничная территория), подводную среду и воздушное пространство Российской Федерации, а также исключительную экономическую зону, континентальный шельф Российской Федерации, другие морские пространства, в пределах которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию. II. Состояние национальной безопасности в пограничном пространстве 7. Состояние защиты национальных интересов в пограничном пространстве определяется эффективностью функционирования системы обеспечения национальной безопасности, неотъемлемой частью которой являются защита и охрана государственной границы. 8. Защита государственной границы осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, а ее охрана — пограничными органами федеральной службы безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на охрану государственной границы. Состав и численность подразделений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на охрану государственной границы, а также формы и способы осуществления ими пограничной деятельности соответствуют характеру угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и задачам по их нейтрализации. 9. Деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности направлена на недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также на противодействие международному терроризму и транснациональной преступности в пограничном пространстве. 10. В целях повышения эффективности пограничной деятельности: а) осуществляется наращивание оперативного и технического потенциалов пограничных органов федеральной службы безопасности, а также их взаимодействие с другими органами федеральной службы безопасности, подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии, с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими на государственной границе санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный, транспортный и иные виды контроля; б) предусматривается создание межведомственных группировок сил и средств для совместных действий, направленных на локализацию кризисных ситуаций на государственной границе. Практика применения таких группировок на различных участках государственной границы, в том числе на море, показала эффективность их работы; в) ведутся обустройство и техническое оснащение государственной границы. В приоритетном порядке создана новая пограничная инфраструктура, а также технически обустроены участки государственной границы в Северо-Кавказском регионе, где наблюдается сложная оперативная обстановка. Реализованы первоочередные меры по укреплению государственной границы с Украиной. Создается социальная и пограничная инфраструктура на российско-казахстанской государственной границе, а также в Арктике и Дальневосточном регионе. Сокращается доля необустроенных участков государственной границы; г) в рамках технического оснащения ежегодно обновляется от 5 до 10 процентов вооружения и техники, используемых для охраны государственной границы. В практику пограничной деятельности внедряются современные технические средства, включая высокотехнологичные и многофункциональные пограничные комплексы и системы; д) развивается система пропуска через государственную границу. Открыты и функционируют воздушные, железнодорожные, автомобильные и морские пункты пропуска через государственную границу, а также места упрощенного пропуска через государственную границу для граждан, проживающих в приграничных районах Российской Федерации, Республики Казахстан и Украины. Для сокращения времени на проведение контрольно-проверочных мероприятий уменьшено количество государственных контрольных органов в пунктах пропуска, в практику их деятельности внедрены принципы «одного окна» и «одной остановки»; е) в плановом порядке ведется работа по международно-правовому оформлению государственной границы с сопредельными государствами и разграничению морских пространств в соответствии с принципами взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и мирного разрешения пограничных вопросов; ж) функционирует институт пограничных представителей Российской Федерации, к компетенции которых относится в том числе разрешение инцидентов на государственной границе; з) развивается пограничное сотрудничество с уполномоченными органами сопредельных государств, с 48 иностранными государствами заключены двусторонние соглашения о сотрудничестве по пограничным вопросам, в 48 иностранных государствах организована деятельность официальных представителей органов федеральной службы безопасности. Осуществляется пограничное сотрудничество в многостороннем формате, в том числе в рамках Совета командующих Пограничными войсками, Шанхайской организации сотрудничества и Организации Договора о коллективной безопасности, а также в рамках взаимодействия подразделений береговых охран. 11. На выявление и нейтрализацию угроз безопасности Российской Федерации и оказание содействия в формировании национальных пограничных служб направлена деятельность пограничных органов федеральной службы безопасности, дислоцированных в Республике Абхазия, Республике Армения, Республике Белоруссия, Республике Казахстан, Киргизской Республике, Республике Таджикистан и Республике Южная Осетия. 12. Созданная система защиты и охраны государственной границы в целом обеспечивает поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, а также решение других задач, связанных с защитой национальных интересов и обеспечением национальной безопасности в пограничном пространстве. 13. Под воздействием преимущественно внешних факторов изменились характер вызовов и угроз в пограничном пространстве и уровень их проявления на отдельных участках государственной границы. Происходит наращивание инфраструктуры Организации Североатлантического договора на северо-западном и западном направлениях. Сохраняются предпосылки к возникновению очагов напряженности на отдельных участках внешних и внутренних границ государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ), на границах Республики Южная Осетия и Республики Абхазия с Грузией. Увеличиваются риски распространения терроризма и экстремизма, транснациональной преступности. Не устранены социально-экономические причины, обусловившие отток населения с приграничной территории и повышение уровня криминализации на этой территории. 14. Основными угрозами национальной безопасности в пограничном пространстве являются: а) территориальные притязания некоторых сопредельных государств и связанная с этим возможность конфликтов и инцидентов на государственной границе; б) притязания иностранных государств и транснациональных корпораций на стратегические ресурсы Арктики и Дальнего Востока; в) усиление экономического и демографического влияния иностранных государств на отдельные приграничные районы с низким уровнем социально-экономического развития; г) разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств по дестабилизации общественно-политической обстановки в отдельных приграничных районах в связи с неразрешенностью социально-экономических проблем, сохранением религиозных, этнических противоречий, сепаратистских проявлений среди населения, проживающего в этих районах; д) попытки проникновения на российскую территорию членов международных террористических и экстремистских организаций, участников незаконных вооруженных формирований, а также лиц, которым не разрешен въезд в Российскую Федерацию; е) трансграничная преступность, связанная с незаконной миграцией, контрабандой оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, материальных и культурных ценностей, а также с незаконной добычей и реализацией водных биологических ресурсов; ж) опасность возникновения на приграничных территориях Российской Федерации и отдельных сопредельных государств стихийных бедствий, техногенных катастроф, а также эпидемий, эпизоотий и возможность их трансграничного распространения. 15. Факторами, влияющими на эффективность функционирования системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, являются: а) незавершенность международно-правового оформления государственной границы с некоторыми сопредельными государствами и разграничения морских пространств; б) недостаточные обустройство и техническая оснащенность отдельных участков государственной границы, а также низкие темпы строительства (реконструкции), обустройства и технического оснащения пунктов пропуска через государственную границу; в) неурегулированность правоотношений в сфере ограничения прав иностранных граждан на пользование земельными участками, расположенными на приграничной территории; г) недостаточная организация межведомственного взаимодействия при осуществлении контроля за пребыванием иностранных граждан на приграничной территории с регламентированным посещением; д) низкая мотивация участия граждан в охране государственной границы. III. Цель, основные задачи государственной пограничной политики и направления ее реализации 16. Целью государственной пограничной политики является защита национальных интересов в пограничном пространстве. 17. Основными задачами государственной пограничной политики являются: а) своевременное выявление и нейтрализация угроз суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации; б) недопущение противоправного изменения прохождения государственной границы на местности; в) предотвращение возникновения вооруженных конфликтов и инцидентов на государственной границе; г) поддержание административно-правовых режимов, установленных на государственной границе и приграничной территории, и противодействие транснациональной организованной преступности; д) обеспечение безопасности российских граждан, государственных и общественных организаций, а также защита экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и других морских пространств, в которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию; е) защита территории Российской Федерации от трансграничного переноса возбудителей особо опасных заболеваний людей и животных, возбудителей болезней растений и иных вредных организмов. 18. Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются: а) дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве, предусматривающее в том числе: актуализацию законодательства Российской Федерации о государственной границе; совершенствование форм и методов деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту государственной границы; развитие системы защиты и охраны государственной границы; совершенствование системы управления силами и средствами, участвующими в пограничной деятельности; б) обустройство государственной границы; в) создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории; г) международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств; д) совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств — участников СНГ на внешних границах. 19. Инструментами развития системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве являются: а) мониторинг правонарушений в пограничном пространстве и совершенствование правового регулирования предупреждения транснациональной организованной преступности; б) корректировка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на защиту и охрану государственной границы и реализацию государственной пограничной политики; в) оптимизация структуры, состава и численности пограничных органов федеральной службы безопасности с учетом изменения характера угроз безопасности Российской Федерации и задач по их нейтрализации; г) внедрение новых форм и способов пограничной деятельности, в том числе в целях противодействия терроризму и транснациональной организованной преступности; д) разработка и внедрение современных информационных технологий в управление пограничной деятельностью; е) создание системы стимулов для привлечения граждан, общественных организаций к оказанию содействия федеральным органам исполнительной власти при реализации ими задач по защите и охране государственной границы. 20. Обустройство государственной границы осуществляется с учетом характера угроз национальной безопасности в пограничном пространстве и направлено на создание современной пограничной и социальной инфраструктуры, обеспечивающей условия для осуществления пограничной деятельности. Реализация мероприятий по обустройству государственной границы осуществляется в рамках межгосударственных, государственных, межведомственных и ведомственных программ и планов. Механизмами обустройства государственной границы являются: а) создание современной пограничной инфраструктуры на юго-западном направлении, включая развертывание многофункциональных пограничных комплексов и систем; б) строительство объектов социальной и пограничной инфраструктуры в Арктике и Дальневосточном регионе; в) совершенствование пограничной инфраструктуры на российско-казахстанской государственной границе; г) обустройство и техническое оснащение пунктов пропуска через государственную границу, на которых существует тенденция роста интенсивности пассажирского и транспортного потоков, в том числе модернизация и развитие программно-технических комплексов и других информационных систем, обеспечивающих автоматизацию пограничного и таможенного контроля; д) обеспечение эксплуатации и поддержание в работоспособном состоянии объектов пограничной и социальной инфраструктуры; е) совершенствование методов контроля за расходованием финансовых средств при строительстве объектов социальной и пограничной инфраструктуры на государственной границе и приграничной территории. 21. В целях создания условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории, предполагается: а) развитие хозяйственной и предпринимательской деятельности</p>

Информация об изменениях:

Статья 16 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 244-ФЗ

См. предыдущую редакцию

Статья 16. Содержание и установление пограничного режима

Пограничный режим служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:

1) в пограничной зоне:

въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств;

хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов и на островах на указанных водных объектах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности;

2) в российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации:

учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;

промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности.

Правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему пассажиров-туристов в целях посещений согласно расписанию одного или нескольких портов и (или) пунктов, не осуществляющему посадку или высадку других пассажиров, выгрузку (погрузку) грузов, за исключением погрузки припасов в портах, и имеющему разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, к пассажирам и к членам экипажа данного судна в случае захода в порты и (или) пункты, расположенные в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящим в Арктическую зону Российской Федерации и (или) Дальневосточный федеральный округ, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Установление иных правил пограничного режима не допускается. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо только на основании и в порядке, предусмотренных законом.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки.

Исходя из характера отношений Российской Федерации с сопредельным государством на отдельных участках Государственной границы пограничная зона может не устанавливаться.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности.

В таком же порядке определяются и изменяются участки (районы) внутренних вод Российской Федерации, в пределах которых устанавливается пограничный режим.

Конкретное содержание, пространственные и временные пределы действия предусмотренных настоящим Законом правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых те или иные из указанных правил действуют, устанавливаются и отменяются решениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности, и подлежат опубликованию.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 447-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 468-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 504-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 424-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 344-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 72-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 15 июня 2006 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 марта 2005 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 марта 2001 г. N 33-ФЗ, вступившего в силу по истечении месяца со дня официального опубликования)

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 31 мая 1999 г. N 105-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу через три месяца со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 1996 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 августа 1994 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ в статью 22 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 22. Содержание и установление режима в пунктах пропуска через Государственную границу

Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.

Части третья-четвертая утратили силу с 1 января 2007 г.

См. текст частей третьей-четвертой статьи 22

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 30 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 30. Полномочия пограничных органов

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;

2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;

3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

4) осуществлять задержание лиц, совершивших административные правонарушения или преступления в области защиты Государственной границы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

5) задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и содержать указанных лиц по постановлению суда в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов на время, необходимое для исполнения постановления;

6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;

7) приглашать лиц в подразделения пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;

8) делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденный приказом ФСБ России от 8 ноября 2012 г. N 563

См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по продлению срока действия визы и аннулированию визы в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденную приказом ФСБ РФ от 6 мая 2008 г. N 227

9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;

10) временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

11) при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;

12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;

13) использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, — транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях — гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;

14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Пограничные органы ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;

16) вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;

17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;

18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;

19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того:

предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;

предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. По результатам осмотра судна ему может быть разрешено продолжать плавание (пребывание) в водах Российской Федерации с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воды Российской Федерации, или оно может быть задержано согласно требованиям настоящего Закона;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

20) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности пограничных органов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

21) в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу. (Примечание. Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также от фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.).

При осуществлении пограничных поисков и операций на территории Российской Федерации пограничные органы могут использовать предоставленные им права и за пределами, установленными частью второй настоящей статьи.

При решении служебных задач кораблям и самолетам (вертолетам), используемым пограничными органами, предоставляется право на безвозмездное:

использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на российской территории независимо от их принадлежности и предназначения;

получение навигационной, метеорологической, гидрографической и иной информации;

обеспечение полетов и кораблевождения.

Иные права пограничным органам могут быть предоставлены только федеральными законами.

Не допускается использование пограничными органами предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *