О миграционном учете иностранных

Федеральный закон принят Государственной Думой 27 мая 2020 года и одобрен Советом Федерации 2 июня 2020 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом предусматривается расширить круг иностранных граждан, имеющих право выступать в качестве принимающей стороны, установив такую возможность для всех категорий иностранных граждан, имеющих в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации. При наличии у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, он в случае фактического проживания в данном помещении может заявить такое помещение в качестве своего места пребывания.

Федеральным законом устанавливается возможность для граждан Российской Федерации, иностранных граждан, иностранных юридических лиц и других иностранных организаций, находящихся за пределами территории Российской Федерации и владеющих на праве собственности жилыми или иными помещениями на территории Российской Федерации, предоставлять эти помещения для проживания иностранным гражданам или лицам без гражданства. При этом иностранный гражданин, которому предоставлены для проживания указанные помещения, обязан лично уведомить орган миграционного учёта о своём прибытии в место пребывания, дополнительно приложив нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на его проживание.

Порядок осуществления учёта по месту пребывания отдельных категорий иностранных граждан, а также формы уведомлений о прибытии или об убытии в эти места указанных лиц, перечни необходимых документов, сроки и места их хранения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Федеральным законом устанавливается, что иностранные граждане – участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей, переселяющиеся совместно с ними в Российскую Федерацию, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учёт по месту пребывания на срок, не превышающий тридцати дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания.

В случае если жилое или иное помещение, предоставленное иностранному гражданину для фактического проживания (временного пребывания), принадлежит на праве собственности гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему за пределами Российской Федерации, иностранному гражданину, иностранному юридическому лицу или иной иностранной организации, находящимся за пределами территории Российской Федерации, иностранный гражданин обязан лично уведомить орган миграционного учёта о своем прибытии в место пребывания, дополнительно приложив нотариально удостоверенное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у неё иностранного гражданина.

ГАРАНТ:

См. данную форму в редакторе MS-Excel

Приложение N 1

к приказу МВД России

от 18.03.2019 N 142

ФОРМА УВЕДОМЛЕНИЕ ОБ УБЫТИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ИЗ МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ _______________ Пожалуйста, заполняйте форму на русском языке, ручкой с черными или темно-синими чернилами, разборчиво, заглавными печатными буквами и цифрами по следующим образцам: /——————————————————————\ /——\ |А|Б|В|Г|Д|Е|Ё|Ж|З|И|Й|К|Л|М|Н|О|П|Р|С|Т|У|Ф|Х|Ш|Ч|Ш|Щ|Ъ|Ы|Ь|Э|Ю|Я| |I|V|Х| \——————————————————————/ \——/ /—————————————————\ /——————-\ |А|В|С|D|Е|F|G|Н|I|J|К|L|М|N|O|Р|Q|R|S|Т|U|V|W|Х|Y|Z| |0|1|2|3|4|5|6|7|8|9| \—————————————————/ \——————-/ 1. Сведения о лице, подлежащем снятию с учета по месту пребывания: /————————————————————\ Фамилия (при наличии), | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \————————————————————/ /————————————————————\ Имя (при наличии), | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | отчество (при наличии) \————————————————————/ /—\ /—\ /——-\ /—\ /—\ /——-\ Дата число | | | месяц | | | год | | | | | Дата число | | | месяц | | | год | | | | | рождения: \—/ \—/ \——-/ убытия: \—/ \—/ \——-/ 2. Сведения о месте пребывания: Область, край, /————————————————————\ республика, автономный | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | округ (область) \————————————————————/ /———————————————————————\ Район | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \———————————————————————/ Город или /—————————————————————\ другой населенный | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | пункт \—————————————————————/ /———————————————————————\ Улица | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \———————————————————————/ /————-\ /——\ /————-\ /——-\ Дом | | | | | | | | Корпус | | | | Строение | | | | | | | | Квартира | | | | | \————-/ \——/ \————-/ \——-/ 3. Сведения о принимающей стороне: /——————————————————————-\ Фамилия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————————————————————-/ Имя, /——————————————————————-\ отчество | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | (при наличии) \——————————————————————-/ Документ, /————————————————————-\ удостоверяющий вид | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | личность: \————————————————————-/ Дата выдачи: /———\ /——————\ /—\ /—\ /——-\ серия | | | | | | N | | | | | | | | | | число | | | месяц | | | год | | | | | \———/ \——————/ \—/ \—/ \——-/ /—\ /—\ /——-\ /——————-\ Срок действия до: число| | | месяц | | | год | | | | | | | | | | | | | | | | \—/ \—/ \——-/ \——————-/ /——————-\ Телефон +7 | | | | | | | | | | | (при наличии) \——————-/ — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Линия отрыва — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Настоящим подтверждается, что получено уведомление об убытии из места пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства /————————————————————\ Фамилия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | (при наличии), \————————————————————/ имя (при наличии), отчество /————————————————————\ (при наличии) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \————————————————————/ /—\ /—\ /——-\ Дата рождения: число | | | месяц | | | год | | | | | \—/ \—/ \——-/ Должностное лицо, принявшее уведомление об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания /——————————————————————-\ Должность | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \——————————————————————-/ /—————————————————————————\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \—————————————————————————/ /———————————————————————\ Фамилия | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \———————————————————————/ Имя, /———————————————————————\ отчество | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | (при наличии) \———————————————————————/ /—\ /—\ /——-\ /—————————\ число | | | месяц | | | год | | | | | | | \—/ \—/ \——-/ | | | | \—————————/ Подпись должностного лица Отрывная часть уведомления об убытии иностранного гражданина или лица без гражданства из места пребывания Оборотная сторона Пожалуйста, заполняйте форму на русском языке, ручкой с черными или темно-синими чернилами, разборчиво, заглавными печатными буквами и цифрами по следующим образцам: /——————————————————————\ /——\ |А|Б|В|Г|Д|Е|Ё|Ж|З|И|Й|К|Л|М|Н|О|П|Р|С|Т|У|Ф|Х|Ш|Ч|Ш|Щ|Ъ|Ы|Ь|Э|Ю|Я| |I|V|Х| \——————————————————————/ \——/ /—————————————————\ /——————-\ |А|В|С|D|Е|F|G|Н|I|J|К|L|М|N|O|Р|Q|R|S|Т|U|V|W|Х|Y|Z| |0|1|2|3|4|5|6|7|8|9| \—————————————————/ \——————-/ /——————————————————————\ Наименование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | организации \——————————————————————/

/——————————————\ /————————\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | ИНН | | | | | | | | | | | | | \——————————————/ организации \————————/ /——————————————————————-\ Адрес | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | организации \——————————————————————-/

Документ, подтверждающий полномочия представителя организации /——————————————\ /————————————\ Вид | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | документа \——————————————/ | | /————————————————-\ | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | \————————————————-/ | | /———\ /——————\ | | серия | | | | | | N | | | | | | | | | | | | (при наличии) \———/ (при наличии) \——————/ | | Дата выдачи: | | /—\ /—\ /——-\ | | число | | | месяц | | | год | | | | | | | \—/ \—/ \——-/ | | /—\ /—\ /——-\ | | Срок действия до: число | | | месяц | | | год | | | | | | | \—/ \—/ \——-/ | | /——————-\ | | | | | | | | | | | | | | | \——————-/ | | | | Достоверность представленных /—————————\| | сведений об убытии иностранного | || | гражданина или лица без | || | гражданства из места пребывания \—————————/\————————————/ подтверждаю Подпись Печать организации (при наличии)

В сентябре вступают в силу изменения в закон о миграционном учете иностранных граждан. Что изменилось?

  • В действующей редакции закона устранено противоречие, где в одном положении указывалось, что в роли принимающей стороны из числа иностранных граждан может выступать только высококвалифицированный специалист, а в другом, что нерезиденты – владельцы жилых помещений на территории России (включая и иностранных граждан, находящихся за рубежом) выполняют обязанности принимающей стороны в случае, если они предоставляют такие помещения другим иностранным гражданам для временного пребывания. В новой редакции закона в качестве принимающей стороны может быть любой иностранный гражданин, имеющий в собственности жильё в Российской Федерации, а абзац об иностранных владельцах исключен.
  • Министерством иностранных дел, как одним из органов, уполномоченным на осуществление миграционного учета, будут разработаны собственные формы и порядок уведомлений об убытии и прибытии иностранных граждан в место пребывания.
  • Предполагается, что заявление о регистрации по месту жительства иностранным гражданином может быть подано не только в личном порядке, но и в электронном виде через Госуслуги, а также через МФЦ.
  • В число льготных категорий, для которых предусмотрен 30-дневный (вместо 7-дневного) срок постановки на учет по месту пребывания, включены участники программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников и членов их семей.
  • Утратил императивность перечень документов, представляемых иностранным гражданином принимающей стороне для постановки на учет по месту пребывания. В частности, учтено, что гражданам Белоруссии не выдается миграционная карта при въезде в Россию, и, следовательно, предъявлять её не надо. С другой стороны, Правительству Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать перечень документов для постановки на учет.
  • Добавлен четвертый вариант способа уведомления миграционных органов о прибытии (убытии) иностранного гражданина в место пребывания:
    — лично;
    — через МФЦ;
    — через Почту России;
    — в электронном виде.
  • При использовании электронного способа иностранный гражданин получает распечатанную принимающей стороной копию отрывной части уведомления о прибытии после её подписания усиленной квалифицированной электронной подписью должностным лицом органа миграционного учета.
  • Установлено, что для постановки на учет по месту пребывания в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении, иностранный гражданин самостоятельно представляет в миграционный орган уведомление о прибытии и документ, подтверждающий право собственности на данное помещение.
  • В случае, если собственник помещения не находится на территории России, для постановки на учет в таком помещении иностранный гражданин обязан представить нотариальное согласие принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.
  • В новой редакции закона иностранный гражданин не будет сниматься с учета по прежнему месту пребывания в случае его постановки на учет по новому месту пребывания, если новым местом пребывания окажется гостиница, санаторий, дом отдыха и т.д. Эта норма означает, что больше не будет необходимости вставать на учет по месту пребывания после возвращения из отпуска, если отпуск был проведен в учреждении, оказывающем гостиничные или рекреационные услуги на территории России.
  • Также из текста закона исключается следующая норма:

Иностранные граждане, не поставленные на учет по месту пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом, не подлежат ответственности за нарушение правил миграционного учета, за исключением случаев, если обязанность сообщить сведения о месте своего пребывания в соответствии с настоящим Федеральным законом возложена на соответствующего иностранного гражданина.

Указанная норма не с самого начала присутствовала в законе о миграционном учете иностранных граждан. Она была добавлена в текст закона в марте 2011 года одновременно с серьезными послаблениями в области миграционного учета. В частности, тем же законом была внесена революционная поправка, позволявшая ставить иностранных граждан на учет по месту пребывания не только по адресу фактического проживания, но и по адресу работы. Два года назад возможность постановки иностранцев на учет по месту работы стала практически исключена, а в сентябре будет ликвидирована и эта норма. Таким образом от попытки ослабления миграционного контроля, осуществленной десять лет назад, ничего не осталось.

Ну и вишенка на торте – с завтрашнего дня вводятся новые формы бланков уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и заявления о регистрации по месту жительства.

В новой форме два отличия от старой:

1. В связи с тем, что ВНЖ стал бессрочным, добавлено примечание, что заполнять срок окончания документа (ВНЖ) следует только в случае имеющегося ограничения срока его действия.

2. Уточнено, какие данные следует указывать в поле — «Сведения о законных представителях».

Образцы бланков можно скачать

С 10 августа 2018 года принимающая сторона обязана не только регистрировать иностранца по месту пребывания, но и снимать его с миграционного учета, согласно закону ФЗ-257 от 29.07.2018.

Напомним, что принимающей стороной могут выступать:

1. Граждане РФ, у которых иностранцы находятся в гостях или снимают жилье;

2. Постоянно-проживающие иностранные граждане и лица без гражданства;

3. Юридические лица, которые предоставляют иностранцу жилое помещение для проживания (например, комнату, квартиру, вагончик на территории компании и т.д.)*.

Согласно законодательству принимающая сторона обязана снимать иностранных граждан с учета, если иностранец выселился из квартиры (для граждан РФ) или уволился (для работодателей).

Снятие с миграционного учета может осуществляться через МВД, МФЦ и почту России.

Сразу заметим, что неисполнение данного обязательства влечет за собой штраф (согласно ст. 18.9 КоАП):

• От 2000 до 4000 рублей для граждан РФ;

• От 400 тыс. до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

Срок для снятия с учета — еще не установлен.

Форма бланка и порядок снятия — еще не установлено.

Но закон вступил в силу и действует.

Более подробную информацию по данной услуге можно уточнить по номеру для иностранных граждан: 8 (812) 242 8829 и для юридических лиц: 8 (812)640 95 04.

* Согласно ФЗ — 163 с 8 июля 2018 года работодатели могут выступать принимающей стороной для иностранного сотрудника только в том случае, если они:

  1. предоставляют мигранту жилье на территории компании;
  2. или арендуют специальное помещение для проживания сотрудника.

В Российской Федерации в соответствии с миграционным законодательством постановка на миграционный учет иностранных граждан или временная регистрация иностранцев, как её еще называют, является обязательной процедурой для каждого иностранного гражданина, прибывающего на территорию РФ.

Сама по себе постановка на учёт представляет собой процедуру уведомления миграционной службы о прибытии иностранца на территорию России. Уведомляет об этом принимающая сторона, представив специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, в подразделения по вопросам миграции органов внутренних дел, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), либо почтовым отправлением.

Постановка на учёт и снятие с учёта иностранных граждан являются обязательными процедурами для принимающей стороны (у самого иностранца такой обязанности нет). Закон обязывает компании, пользующиеся иностранной рабочей силой, сообщать компетентным органам обо всех передвижениях своих сотрудников-мигрантов.

В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место временного пребывания будет:

— по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

— по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает;

— по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определённого места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия;

— по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;

— по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещённую законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания.

Сроки постановки на миграционный учет иностранных граждан зависят от страны, гражданином которой является иностранец.

В основном, все иностранцы должны быть поставлены на миграционный учет по месту пребывания не позднее семи дней после прибытия, но есть исключения для граждан стран из ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии) и граждан Таджикистана, которым отводится 30 и 15 дней соответственно.

Законодательством предусмотрена ответственность за нарушение миграционного учёта иностранного гражданина. Так, имеют место факты фиктивной постановки иностранцев на миграционный учёт на территории городских округов «г.Якутск» и «Жатай» без предоставления жилого помещения по месту регистрации. Зачастую такие деяния совершают недобросовестные граждане с целью получения денежных средств или иной выгоды.

Данная деятельность преследуется действующим уголовным законодательством Российской Федерации. За совершение преступлений, предусмотренных статьей 322.2 УК РФ (т.е. за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации) и статьей 322.3 УК РФ (за фиктивную постановку на учёт иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) предусмотрено наказание – штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей, а также лишение свободы на срок до трёх лет.

Организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации влечёт за собой ответственность по статье 322.1 УК РФ с наказанием в виде лишения свободы на срок до семи лет.

Противоправные действия граждан, связанные с фиктивной постановкой на учет иностранцев, влекут за собой незаконное пребывание последних на территории России, препятствуют исполнению контролирующими и правоохранительными органами обязанностей по защите общественного правопорядка и безопасности, то есть подрывают порядок управления государством.

Также за нарушения требований в области миграционных отношений предусмотрена и административная ответственность по:

— ч.1 ст.18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации;

— ч.1 ст.19.27 КоАП РФ за представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, установлена ответственность;

— ст.18.10 и ч.2 ст.18.17 КоАП РФ за нарушения в области трудовой миграции.

За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

За нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства ответственность могут понести и принимающая сторона, и иностранные граждане или лица без гражданства.

Прокуратура г.Якутска.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *