О размещении нестационарных торговых объектов

Приложение N 1
к Порядку размещения
НТО без проведения аукционов

Типовая форма заявления о заключении договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории МО «Город Всеволожск» без проведения аукционов Главе администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области А.А. Низовскому от __________________________________ (наименование юридического лица, ФИО индивидуального предпринимателя) ИНН ______________ ОГРН _____________ Почтовый адрес ______________________ _____________________________________ Телефон: ____________________________ Адрес эл. почты: ____________________ Заявление Прошу заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона _____________________, площадью ______________ кв. м. (лоток, палатка, автофургон, холодильный прилавок, другое) для организации деятельности ___________________________________________________________________ (розничная торговля, общественное питание, услуги населению) __________________________________________________ с ассортиментом: (продовольственных, непродовольственных товаров) ________________________________________________________ по адресу: (овощи, фрукты, молочная продукция, рыба, мясопродукты, бахчевые, другое) ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ (реквизиты действующего договора аренды земельного участка или договора на размещение нестационарного торгового объекта или разрешения) _____________________________ __________________ фио подпись М.П «___»___________ 20 г. Заявляю: — об отсутствии решения о ликвидации заявителя — юридического лица, об отсутствии решения арбитражного суда о признании заявителя — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства; — об отсутствии решения о приостановлении деятельности заявителя в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в аукционе; — о соответствии требованиям, указанным в пункте 1.3 настоящего Порядка, в том числе об: отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами; отсутствии задолженности за использование муниципального имущества и городских земель; отсутствии предписаний органов муниципального контроля; отсутствии неоднократных (два и более раз) нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере розничной продажи алкогольной продукции, зафиксированных в предписаниях и иных актах Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации за два года, предшествующих дате подачи хозяйствующим субъектом заявления о заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона; соблюдении условий договора аренды земельного участка, предоставленного для размещения нестационарного торгового объекта, договора на размещение нестационарного торгового объекта, в том числе отсутствие просрочки внесения арендной платы более чем за два периода платежа подряд или платы за размещение нестационарного торгового объекта более чем за один период платежа. _____________________________ __________________ фио подпись М.П «___»___________ 20 г. Приложение: на ___________ листах. — копия документа, удостоверяющего личность; — паспорт нестационарного торгового объекта (фото с указанием размеров); — копия документа, удостоверяющего право (полномочия) представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), если с заявлением обращается представитель заявителя; — копия свидетельства о регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя) (по желанию); — копия действующего договора аренды земельного участка или договора на размещение нестационарного торгового объекта или разрешения; — выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (по желанию); — уведомление о постановке на учет обособленного подразделения в Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области — для организаций, планирующих осуществлять свою деятельность на территории МО «Город Всеволожск» более одного месяца; — документы об отсутствии задолженности перед бюджетами всех уровней и (или) государственными внебюджетными фондами; — обязательство на вывоз твердых бытовых отходов; — справка о постановке на учет в налоговом органе, с указанием применяемой системы налогообложения по всем заявленным видам деятельности, с указанием адреса осуществления предпринимательской деятельности, отраженных в декларациях за предшествующий текущему году период, а также при наличии данные о количестве работников у хозяйствующего субъекта (по желанию); — ситуационный план земельного участка (по желанию).

«Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или в муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута»

Уведомление
о проведении публичных консультаций

1. Вид нормативного правового акта закон Челябинской области

2. Наименование проекта «Об условиях размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или в муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута»

3. Планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта по истечении 180 дней после дня официального опубликования

4. Разработчик проекта депутат Законодательного Собрания Челябинской области Захаров Константин Юрьевич

5. Обоснование необходимости подготовки проекта: отсутствие единого правового регулирования отношений, возникающие при предоставлении субъектам предпринимательской деятельности права на размещение нестационарных торговых объектов без предоставления земельных участков и установления сервитута

6. Описание проблем, на решение которых направлен предлагаемый вариант правового регулирования: размещение нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях Челябинской области осуществляется на различных правовых основаниях и условиях, что препятствует развитию малого и среднего торгового предпринимательства в Челябинской области, создает риски ограничения конкуренции и не способствует качественному и доступному обслуживанию населения услугами торговли.

7. Круг лиц, на которых будет распространено действие проекта: индивидуальные предприниматели, организации, претендующие на получение права на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или в муниципальной собственности, землях или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления Челябинской области, министерство имущества Челябинской области, уполномоченное на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности Челябинской области

8. Необходимость установления переходного периода вступление в силу закона по истечении 180 дней после дня официального опубликования позволит органам местного самоуправления принять предусмотренные законом правовые акты, а также привести действующие акты в соответствие с законом

9. Краткое изложение целей правового регулирования законопроект устанавливает:
— случаи заключения договоров о размещении нестационарных торговых объектов на торгах и без проведения торгов
— основания для отказа в проведении аукциона на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта, отказа в размещении нестационарных торговых объектов без проведения торгов, возврата заявления о размещении нестационарного торгового объекта
— порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора о размещении нестационарного торгового объекта
— порядок принятия решения о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта без проведения торгов.

10. Общая характеристика регулируемых общественных отношений порядок и условия предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Челябинской области или в муниципальной собственности, землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута

11. Срок проведения публичных консультаций: с 13 августа 2019 года по 26 августа 2019 года

12. Контактные данные для направления замечаний и предложений (ответственное лицо, адрес электронной почты и контактный телефон ответственного лица)
Лычагина Елена Альбертовна, начальник отдела по развитию предпринимательства и управлению имуществом управления экономической политики и предпринимательства аппарата Законодательного Собрания Челябинской области, электронная почта lea@zs74.ru, телефон (351) 239-25-83, 239-87-02

13. Иная информация по решению разработчика проекта

Оценка регулирующего воздействия проекта закона Челябинской области проводится в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.08.2017 № 1040 «Об утверждении Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов законов Челябинской области и проектов постановлений Законодательного Собрания Челябинской области» с целью выявления в проекте положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и областного бюджета.

Договор с объектом размещения образец

———————————————————
>>><<<
———————————————————
Проверено, вирусов нет!
———————————————————
Типовая форма договора на размещение нестационарного торгового объекта г. Альметьевск. ___ ______ 20__ г. Исполнительный комитет. Приложение № 3 (Форма заявки (заявления) на участие в аукционе). Форма договора на размещение нестационарного торгового объекта приведена. Предприниматель обязуется вносить плату за право размещения Объекта согласно раздела 4 настоящего Договора, разместить и обеспечить в. 1. ДОГОВОР АРЕНДЫ. НЕСТАЦИОНАРНОГО ТОРГОВОГО ОБЪЕКТА. ( примерная форма, не являющаяся офертой) 1. договора, разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего Договора функционирование. Созданный в рамках действия настоящего Договора рекламный продукт может полностью или частично являться объектом авторского. договора на размещение нестационарного торгового объекта. Форма проведения аукционов — открытая по составу участников и открытая по форме. «Теперь для размещения на городских земельных участках. Форма этого договора практически дублирует форму договора аренды. Образец договора для турагентов компании «Туризм и Отдых». положения о выполнении правил внутреннего распорядка объектов размещения. о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую. объекта размещения отходов, Полигон ООО «Полигон» по договору. Образец договора. следующие услуги (нужное отметить). 1.2.1. на этапе подбора варианта сделки с объектом недвижимости (поиск покупателя) -. Примерный образец заявки на заключение договора аренды на нежилые. договора на право размещения нестационарных торговых объектов на. Типовая форма договора на размещение киоска (павильона, летнего кафе). Своевременно и полностью вносить плату за размещение Объекта в. период размещения нестационарного торгового объекта. Договор предоставления торгового места заключается на срок не более. Утвердить Положение о заключении договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа город. Договор. на размещение нестационарного торгового объекта на землях или земельном участке, государственная собственность на которые не. Архитектурно-градостроительный облик объекта в сфере жилищного. Образец заявления на согласование архитектурно-градостроительного облика. на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной. на выдачу разрешения на установку объекта для размещения информации в. Нестационарный торговый объект. Договор на размещение нестационарного торгового объекта не регулируется положениями ни ГК. Проект размещения сезонного нестационарного торгового объекта Овощи и. Извещение на право заключения договора на осуществление торговой. Образец заявления о размещении нестационарного торгового объекта. Договор публичной оферты заключается в особом порядке: путем акцепта. При не подтверждении заказанного объекта размещения предоставить и. объекта по договору водопользования с целью использования акватории водного объекта для размещения плавательных средств и других объектов.

Вопрос юристу (онлайн): Имеет ли право Администрация своим норм. правовым актом при установлении платы на размещение нестационарного торгового объекта, увеличить стоимость в 10 раз по сравнению с платой по договору аренды на земельный участок, при этом площадь земельного участка одинакова и место нахождение тоже?

Т.е. ранее оформляя земельный участок под павильоном 20 кв.м. аренда земли составляла 2 т.р, сейчас по договору на размещение нестационарного торгового объекта она составляет 25,3 т.руб.

Юридическая консультация:

В силу пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (ст. 17 Закона N 131-ФЗ).

В силу части 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 10 Закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Таким образом, вопросы размещения нестационарных торговых объектов отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

К сожалению, в вопросе не указан муниципалитет, в котором ведёт свою деятельность автор. Например в городе Перми, порядок размещения НТО урегулирован Положением, утверждённым Решением Пермской городской думы № 27 от 01.03.2011 (с последующими изменениями).

Нестационарные торговые объекты на территории города Перми размещаются на конкурсной основе — по результатам торгов. Начальная цена права на заключение Договора устанавливается в размере платы за размещение нестационарного торгового объекта за год.

Плата за размещение (в рублях за один месяц) определяется по следующей формуле:

ПР = уКС x S x 12% / 12,

где:

ПР — плата за размещение,

уКС — удельный показатель кадастровой стоимости земель Пермского городского округа Пермского края, утвержденный нормативным правовым актом Пермского края (руб./кв. м),

S — площадь нестационарного торгового объекта.

Таким образом, районная (городская) администрация, как орган местного самоуправления вправе принимать нормативные акты о порядке размещения нестационарных торговых объектов, в т.ч. методике определения платы за их размещение.

Напомним, что новая редакция нормативных актов распространяется на договоры, заключенные после вступления в силу этих актов.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 января 2018 г. N 31-АПГ17-17

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Корчашкиной Т.Е. и Калининой Л.А.

при секретаре Тимохине И.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Алтуняна Григория Егишевича о признании не действующим в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205»

по апелляционной жалобе индивидуального предпринимателя Алтуняна Г.Е., поданной его представителем Даниловым В.В., на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 12 сентября 2017 года, которым отказано в удовлетворении административного иска индивидуального предпринимателя Алтуняна Г.Е.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения представителя Алтуняна Г.Е. — Данилова В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 «О Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары» утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары (далее также — Схема).

В разделе I «Нестационарные торговые объекты на территории Калининского района города Чебоксары» Схемы под пунктом с порядковым номером 1.31.4 в данную Схему был включен киоск, площадью 6 кв. м, предназначенный для продажи продовольственных товаров, расположенный по адресу: Чувашская Республика, город Чебоксары, в районе дома 32 по Эгерскому бульвару.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, в том числе из Схемы исключен пункт (строка) с порядковым номером 1.31.4.

Индивидуальный предприниматель Алтунян Г.Е. обратился в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» не действующим в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары строки 1.31.4.

В административном исковом заявлении административный истец Алтунян Г.Е. указал о том, что киоск, включенный в Схему под номером 1.31.4, используется им, как субъектом предпринимательской деятельности, для осуществления торговли. Оспариваемое решение нарушает его права, так как исключается возможность осуществления предпринимательской деятельности на установленном в Схеме месте на арендуемом им на основании договора аренды от 22 июня 2012 года земельном участке.

Кроме того, исключение вышеназванного объекта из Схемы противоречит части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», согласно которой внесение в схему размещения нестационарных торговых объектов изменений не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

По мнению административного истца, административный ответчик не учел положения части 1 статьи 10 указанного выше Федерального закона, в соответствии с которой размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения должно осуществляться с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территории и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. При принятии оспариваемого решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» (далее также решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732) по исключению вышеназванного торгового объекта не приведены сведения, подтверждающие учет фактических данных о развитии территории и достижении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Кроме того, административный истец полагал, что оспариваемое им решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 не прошло процедуры оценки регулирующего воздействия, которая предусмотрена частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При рассмотрении дела в Верховном Суде Чувашской Республики представитель административного истца Данилов В.В. заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Макарова Н.А. исковое требование не признала в связи с его необоснованностью.

Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 12 сентября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Алтуняна Г.Е. отказано.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Алтуняна Г.Е. Данилов В.В. просит решение Верховного Суда Чувашской Республики от 12 сентября 2017 года по настоящему делу отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить. Указал, что вывод суда о том, что исключение пункта 1.31.4. из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары не нарушает права, свободы и законные интересы индивидуального предпринимателя Алтуняна Г.Е. на осуществление предпринимательской деятельности, основан на неправильном толковании закона без учета правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 29 января 2015 года N 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

По мнению административного истца, судом первой инстанции необоснованно признано недопустимым доказательством заключение специалиста АНО «Лаборатория экономических экспертиз» от 5 сентября 2017 года N 2 о несоответствии представленного заключения эксперта ООО «Союз Экспертиз» N 0082/2017 требованиям полноты и последовательности, предъявляемым к подобного рода исследованиям.

На апелляционную жалобу прокуратурой Чувашской Республики представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного акта.

Алтунян Г.Е., представитель Чебоксарского городского собрания депутатов, представитель администрации города Чебоксары Чувашской Республики, своевременно и надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

На основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверяя оспариваемое в части решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732, суд указал, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ), приказом Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов».

При этом он пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое в части решение принято Чебоксарским городским Собранием депутатов в пределах предоставленных законом полномочий и опубликовано в установленном порядке.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, Верховный Суд Чувашской Республики исходил из того, что исключение пункта (строки) с порядковым номером 1.31.4 из Схемы не нарушает права, свободы и законные интересы Алтуняна Г.Е. на осуществление предпринимательской деятельности. При этом суд указал, что на момент издания оспариваемого решения договор аренды земельного участка администрацией города Чебоксары прекращен, законных оснований для использования земельного участка, право собственности на которое не разграничено и право распоряжения которым имеет администрация города Чебоксары, у индивидуального предпринимателя Алтуняна Г.Е. не имеется.

Суд также учел представленное заинтересованным лицом администрацией города Чебоксары заключение эксперта от 07 апреля 2017 года, согласно которому нестационарный торговый объект, расположенный в районе д. 32 по Эгерскому бульвару, рекомендуется к исключению из Схемы размещения нестационарных торговых объектов.

На основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является неправильное применение норм материального права.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что при принятии судебного решения по настоящему административному делу Верховный Суд Чувашской Республики неправильно применил нормы материального права к имеющим место правоотношениям.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Согласно частям 1 — 3, 5 и 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 22 июня 2012 года между администрацией города Чебоксары (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Алтуняном Г.Е. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 79/900-КК, согласно условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок с кадастровым номером 21:01:030405:320, общей площадью 34 кв. м, под размещение временного торгового киоска для реализации продовольственных товаров по адресу: г. Чебоксары, Эгерский бульвар, в районе дома N 32, сроком с 20 июня 2012 года по 20 июня 2015 года (п. 1.1, п. 2.1 договора). Администрация города Чебоксары письмом от 22 февраля 2017 года N 29/08-967 сообщила индивидуальному предпринимателю Алтуняну Г.Е. об одностороннем отказе от пролонгации договора аренды земельного участка от 22 июня 2012 года N 79/900-КК.

Указанный нестационарный торговый объект был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары на основании решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205 в строке 1.31.4.

Однако, несмотря на данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку на момент издания оспариваемого в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 арендные отношения между индивидуальным предпринимателем Алтуняном Г.Е. и собственником земельного участка были прекращены, в связи с чем законных оснований для дальнейшего использования вышеназванного земельного участка у него не имелось, и, таким образом, права индивидуального предпринимателя Алтуняна Г.Е. оспариваемым в части нормативным правовым актом не нарушаются.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном применении судом норм материального права и без учета фактических обстоятельств по делу.

Судом установлено, что на момент принятия оспариваемого в части решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 вышеназванный нестационарный торговый объект, расположенный по адресу: город Чебоксары, Эгерский бульвар, в районе дома 32, использовался административным истцом для осуществления торговой деятельности.

Главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 марта 2015 года, предусмотрена возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, то есть без заключения договора аренды земельных участков (статьи 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция содержится и в разъяснении Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 6786-ПК/Д23и, в котором указано, что в связи с вступлением в силу главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях размещения нестационарных торговых объектов, установки и эксплуатации рекламных конструкций не выдается: данные объекты могут размещаться в силу утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов без оформления прав на земельные участки (пункт 8).

Таким образом, истечение срока договора аренды земельного участка от 22 июня 2012 года N 79/900-КК, на котором расположен нестационарный торговый объект — киоск, расположенный по адресу: город Чебоксары, Эгерский бульвар, в районе дома N 32, само по себе не могло служить основанием для произвольного исключения данного объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденной решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205.

Кроме того, в Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления в Чувашской Республике схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденном приказом министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики от 16 ноября 2010 года N 184, указано, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается на неопределенный срок (пункт 2). Таким образом, субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется право для стабильного осуществления торговой деятельности.

В то же время, доказательств того, что земельный участок, расположенный по адресу: город Чебоксары, Эгерский бульвар, в районе дома N 32, на котором находится киоск, подлежал изъятию для государственных или муниципальных нужд, либо внесение данного павильона в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, в материалах дела не имеется.

Вместе с тем, приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года» предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип «меняется место — сохраняется бизнес» (п. 3.2.2).

Кроме того, согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер. Положение части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», предусматривающее, что утверждение (изменение) схемы размещения нестационарных торговых объектов не может служить основанием для пересмотра мест размещения торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых начаты до утверждения указанной схемы, направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) — с другой. Органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что при принятии судебного решения судом первой инстанции не были учтены и неправильно применены положения части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ, статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2.2 приказа Минпромторга России от 25 декабря 2014 года N 2733 «Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 — 2016 годы и период до 2020 года» к имевшим место правоотношениям, а также не учтена правовая позиция, выраженная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 225-О.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.

Аналогичное положение применительно к сфере торговли предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

При этом в силу статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли должны принимать меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.

На основании положений статьи 11 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

В качестве доказательства, подтверждающего законность и обоснованность принятого решения Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732, Верховный Суд Чувашской Республики в решении сослался на заключение эксперта от 07 апреля 2017 года N 0083/2017, составленное экспертом ООО «Союз Экспертиз» Марковым А.Ю., согласно которому нестационарный торговый объект, расположенный в районе дома 32 по Эгерскому бульвару, рекомендуется к исключению из Схемы размещения нестационарных объектов на территории города Чебоксары.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что наличие такого экспертного заключения подтверждает отсутствие необходимой потребности населения во включении нестационарного торгового объекта, расположенного в районе дома 32 по Эгерскому бульвару, в Схему размещения нестационарных объектов на территории города Чебоксары, поскольку какого-либо анализа необходимой потребности населения в нестационарной торговле именно по данному адресу это экспертное заключение не содержит.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 — 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

решение Верховного Суда Чувашской Республики от 12 сентября 2017 года отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Алтуняна Григория Егишевича.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Чебоксарского городского Собрания депутатов от 25 апреля 2017 года N 732 «О внесении изменений в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары, утвержденную решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 21 ноября 2013 года N 1205» в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Чебоксары нестационарного торгового объекта под порядковым номером 1.31.4 — киоска, расположенного в районе д. 32 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *