О внесении изменений в земельный кодекс

Федеральный закон принят Государственной Думой 26 июля 2018 года и одобрен Советом Федерации 28 июля 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в Земельный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, предусматривающие новые основания и порядок установления публичных сервитутов.

Согласно Федеральному закону публичный сервитут может устанавливаться на определённый срок для использования земельных участков и (или) земель в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей (инженерных сооружений), временного складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) организации стоянки строительной техники, проведения инженерных изысканий, а также в иных подобных целях.

В Федеральном законе определяются органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута, условия установления публичного сервитута, лица, имеющие право ходатайствовать об установлении сервитута, и требования к такому ходатайству, порядок извещения правообладателей земельных участков о возможном установлении публичного сервитута, порядок принятия решения об установлении публичного сервитута или отказе в его установлении, требования к соглашению об осуществлении публичного сервитута, права и обязанности обладателя публичного сервитута.

Предусматривается, что обладатель публичного сервитута обязан вносить за него плату в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом корреспондирующие изменения вносятся также в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О газоснабжении в Российской Федерации», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственной регистрации недвижимости» и другие законодательные акты Российской Федерации.

-Ф-

-Ф-

Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география

УДК 504

РЕЗУЛЬТАТЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ: ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

АСПЕКТ

Б01: 10.24411/1728-323Х-2018-13125

Д. И. Васильева, к. б. н, доцент,

Самарский государственный экономический

университет, Самарский государственный

технический университет,

vasilievadi@mail.ru,

В. В. Воронин, д. г. н, профессор,

А. Г. Власов, к. т. н, профессор,

Е. С. Мост, к. э. н, доцент,

А. С. Храпунов, Самарский государственный

экономический университет,

Самара, Россия

За время реализации земельной реформы в Российской Федерации, которая была начала в

1990—1991 годах, произошли заметные изменения в экологическом состоянии земельного фонда, что исследуется на примере одного из крупных регионов — Самарской области. Целью реформы было решение различных вопросов в области сельского хозяйства, формирования и развития местного самоуправления, жилищного строительства, экологии. В ходе проведения реформы наибольшее внимание уделялось ее экономической стороне. Создание государственного кадастра недвижимости (сейчас это единый государственный реестр недвижимости) привело в формированию налоговой базы и значительному росту собираемости земельных платежей. При этом мониторинга и оценки изменения экологического состояния земель не проводилось. Сокращение работ по сохранению почвенного плодородия в период

1991—2008 гг. вызвало ускоренное развитие процессов деградации земель по всей территории Российской Федерации, которые имеются значительное проявление на территории Самарской области. Отмечается развитие негативных процессов, значительно уменьшающих плодородие почв: развитие процессов водной и ветровой эрозии; снижение доз внесения органических удобрений в почву; разрушение и ликвидация сложившихся севооборотов. Значительное влияние на состояние земель сельскохозяйственного назначения оказывает интенсификация сельскохозяйственных технологий и переход к монокультуре (в нашем регионе это, как правило, — подсолнечник), при которых посевы многолетних и однолетних трав, зернобобовых культур, фиксирующих атмосферный азот и обогащающих им почвы, имеют малый вес в структуре посевных площадей. Кроме того, широко распространены нарушения при проведении агротехнических мероприятий. Таким образом, при значительном экономическом эффекте земельной реформы в виде увеличения собираемости земельных платежей отмечены серьезные негативные изменения в экологическом состоянии земель.

Земельные ресурсы являются основой экономического и пространственного развития любой страны. Доступ к земле, гарантии прав собственности, ограничения и обременения в использовании земельных участков, качество земельных участков значительно влияют на экономическое развитие и удовлетворение общественных интересов. Земля — важнейший источник и инструмент социально-экономического развития страны в целом, в настоящее время используется в Российской Федерации неэффективно, в результате чего снижаются темпы роста как регионального, так и общественного продукта страны. Такое состояние земельных ресурсов часто превращается в препятствие для устойчивого роста и повышения благосостояния страны, регионов и ее граждан. Снижается уровень доходов и уровень жизни населения в целом, в том числе на душу населения. В настоящее время земля так и не стала экономическим активом, в сфере земельных отношений не обеспечены гарантии прав добросовестных собственников и пользователей. При обширных неиспользуемых земельных ресурсах в России сохраняются неоправданные барьеры доступа к земле (дефицит участков при изобилии земли); государство и общество не владеют достаточной и адекватной информацией о состоянии земельного фонда .

Для повышения эффективности использования земельных ресурсов в условиях множественности форм собственности на землю необходимо государственное, экономически эффективное регулирование не только формирования форм собственности, но и использования земельных ресурсов в рамках законодательной базы.

Реформирование земельных отношений в России имеет длительную историю.

Последняя земельная реформа в Российской Федерации была начата 1990—1991-х годах, ее целью было решение широкого круга вопросов в области сельского хозяйства, формирования и развития местного самоуправления, жилищного

-Ф-

-Ф-

Ключевые слова: земельная реформа, земли, земельный фонд, экологическое состояние, почвенное обследование, Самарская область.

Keywords: land reform, land, land fund, environmental condition, soil survey, the Samara Region.

строительства, экологии. При этом проводились социально-экономические преобразования, создавалась множественность форм собственности на землю, вводилась платность землепользования, стимулировалось развитие земельного рынка. В настоящее время прошло более 25 лет от начала земельной реформы в России и м ожно подвести некоторые ее итоги. Данный вопрос привлекает внимание как научной общественности, производственников, представителей бизнеса, так и правительственных органов разного уровня . Авторами данной статьи поставлена задача провести анализ экономических и экологических результатов земельной реформы на современном этапе на примере субъекта РФ — Самарской области.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территория Самарской области располагается на юго-востоке европейской части России в среднем течении реки Волги, занимает площадь 5356,5 тыс. га (около 0,31 % территории России). Самарская область входит в состав Приволжского федерального округа (Поволжского экономического района), состоит из 27 муниципальных районов и 10 городских округов. Численность населения составляет 3215,7 тыс. чел. Поскольку территория Самарской области расположена на границе степи и лесостепи, в почвенном покрове преобладают черноземные почвы, характеризующие высоким естественным плодородием. В регионе широко развито сельское хозяйство и в составе земельного фонда преобладает категория земель сельскохозяйственного назначения. Наряду с землями населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения можно отнести к наиболее антропогенно преобразованным.

По данным Государственного доклада о состоянии и использовании земель в Самарской области структура земельного фонда на 01.01.2016 г. имеет следующий вид: земли сельскохозяйственного назначения — 75,9 %, лесного фонда — 10,3 %, населенных пунктов — 6,7 %, промышленности, транспорта и иного специального назначения — 1,3 %, особо охраняемых территорий — 2,6 %, земли водного фонда — 3,1 %, земли запаса — 0,01 % территории области . Структура земельного фонда Самарской области на 01.01.2016 г. представлена на рисунке 1.

Динамика земельного фонда Самарской области с 2007 по 2015 г. по всем категориям земель представлена в таблице 1 .

Динамика земельного фонда Самарской области

Таблица 1

Наименование категорий земель Площадь, тыс. га

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Земли сельскохозяйственного назначения 4112,5 4106,3 4098,3 4089,4 4070,8 4070,1 4068,7 4067,4

Земли населенных пунктов, в т. ч. 344,4 350,5 355,4 356,2 358,9 359,3 359,6 359,6

— городских населенных пунктов 168,5 170,5 170,8 170,8 170,8 170,8 170,8 170,8

— сельских населенных пунктов 175,9 180,0 184,6 185,4 188,1 188,5 188,8 188,8

Земли промышленности, транспорта 69,6 69,7 69,1 70 70,7 71 71,2 71,5

и иного специального назначения

Земли особо охраняемых территорий 135,3 87,5 87,5 138,8 138,8 138,8 138,8 138,8

Земли лесного фонда 527,0 574,8 578,5 534,4 549,6 549,6 550,5 551,5

Земли водного фонда 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4 167,4

Земли запаса 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3 0,3

Итого земель в административных границах: 5356,5

-Ф-

земли сельскохозяйственного назначения земли лесного фонда

■ земли населенных пунктов

■ земли промышленности, транспорта и иного специального назначения земли особо охраняемых территорий

земли водного фонда . земли запаса

Рис. 1. Распределение земель по категория в Самарской области

Динамика земельного фонда за период от 2007 до 2015 год дает следующую картину: отмечено постепенное уменьшение площади земель сельскохозяйственного назначения, которое составило 45,1 тыс. га; увеличиваются площади земель населенных пунктов (на 15,2 тыс. га), земель промышленности и иного спецназначения (на 1,9 тыс. га), земель ООПТ (на 3,5 тыс. га) и земель лесного фонда (на 24,5 тыс. га).

Платность землепользования была введена в России с 1 января 1992 года после принятия Закон РФ «О плате за землю», в котором предусмот-

рены виды платы: земельный налог и арендная плата. Земельный налог играет важную роль в налоговой системе РФ, поскольку поступает в местные бюджеты и является источником формирования финансовой базы органов местного самоуправления, поэтому он оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие регионов. На рисунке (рис. 2) представлена динамика суммарных платежей за использование всех категорий земель в Самарской области (арендные платежи и земельный налог) за время с начала земельной реформы.

Динамику платежей имеет смысл анализировать, начиная с 1994—1995 гг. В этом интервале (по 2014 года) могут быть выделены характерные этапы (разумеется, их границы фиксируются с определенной условностью): во-первых, период формирования системы платежей (1995—1998 гг.); во-вторых, период медленного роста (1999— 2002 гг.); в-третьих, период быстрого роста с падением и последующей компенсацией (2003— 2007 гг.); в-четвертых, период быстрого устойчивого роста (2008—2014 гг.) .

Анализируя приведенный график, можно выделить несколько ключевых событий, скачкообразно повлиявших на динамику платежей. К таким событиям можно, во-первых, отнести падение поступлений в 1998 году, связанное с мировым финансовым кризисом, ударившим по экономике России. Как известно, после него страна в ц е-лом достаточно быстро пережила последствия кризиса, что демонстрирует рассматриваемый график. Следует отметить существенный скачок

10 000 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 000 000 —

6 000 000 —

4 000 000 —

2 000 000 —

Формирование системы платежей

Рост

Ускоренный рост со срывом

Устойчивый быстрый рост

Годы

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Рис. 2. Платежи за использование земель в Самарской области, тыс. руб.

-Ф-

-Ф-

земельных платежей в 2003 году, за которым последовал период устойчивого равномерного роста. Возможно, он связан с объективными изменениями в системе учета данных о земельных участках и с формированием государственного земельного кадастра (впоследствии названного государственным кадастром объектов недвижимости). На территории Самарской области в период с 2003 по 2008 год происходило наполнение данными государственного кадастра за счет плановых мероприятий, проводимых повсеместно в РФ за счет средств федерального бюджета. В период с 2003 по 2005 год в информационную базу кадастра были внесены сведения о более 1 миллионе земельных участков (на основании архивных данных о ранее учтенных земельных участках). Это позволило в полной мере сформировать базу объектов налогообложения, а также учесть все необходимые экономические характеристики. В качестве кадастровых стоимостей использовались средние для кадастрового квартала показатели по видам разрешенного использования. С 01.01.2004 года кадастровая стоимость земель населенных пунктов определялась на основании Постановления губернатора Самарской области от 03.07.2003 № 254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области», которое впервые учитывало мнение операторов развивающегося земельного рынка.

Равномерный рост платежей после 2003 года был прерван резким падением в 2006 году. Оно, на наш взгляд, связано с проведением на территории Самарской области масштабных работ по кадастровой оценке земель всех категорий в 2005 году. Массовая кадастровая оценка входила в систему общероссийских мероприятий по формированию системы государственного кадастра объектов недвижимости и финансировалась из средств федерального бюджета. Впервые кадастровая оценка земель была объявлена государственным мероприятием и проводилась по единым методикам, утвержденным для всех субъектов. В результате масштабной оценки были приняты Постановление Правительства Самарской области от 07.12.2005 № 141 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Самарской области», Постановление Правительства Самарской области от 18.05.2005 № 56 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Самарской области», Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2005 № 179 «Об утверждении государственной кадастровой

оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Самарской области», Постановление Правительства Самарской области от 29.12.2005 № 178 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Самарской области», а также постановления по землям лесного и водного фонда. С 2006 года Налоговый кодекс РФ предусматривает для земель всех категорий в качестве налоговой базы использовать только кадастровую стоимость. Кроме того, на исчисление от кадастровой стоимости были переведены все методики расчета арендных платежей в каждом из муниципальных образований Самарской области.

С 2006 по 2008 год наблюдался устойчивый рост платежей, прежде всего, за счет высоких темпов инфляции, которые снизились после экономического кризиса в сентябре 2008 года. Арендные платежи за землю, составляющие более 60 % всех поступлений, исчисляются с учетом коэффициентов инфляционного удорожания нарастающим итогом. Кроме того, именно на этот период приходится волна массового выкупа земель в частную собственность, так как Земельным кодексом был предусмотрен льготный порядок выкупа по цене 2,5 % от кадастровой стоимости для предприятий «доприватизирующих» землю. Таким образом, местные бюджеты пополнялись за свет платы за выкуп. Как было отмечено, снижение платежей в 1998 и 2006 годах было компенсировано более быстрым ростом в последующие годы .

Таким образом, проведенное исследование динамики собираемости земельных платежей (земельного налога и арендной платы) показало устойчивый рост их собираемости во всех муниципальных районах с 1992 по 2014 год. Данный показатель можно отнести к положительным итогам реализации земельной реформы в субъекте РФ — Самарской области.

Однако не настолько же положительно можно оценить тренды изменения качественного состояния земельных ресурсов. Сокращение работ по сохранению почвенного плодородия в 1991—2008 годы вызвало ускоренное развитие процессов деградации земель по всей территории Российской Федерации . Самарская область не является исключением. На территории области отмечается развитие негативных процессов, значительно уменьшающих плодородие почв: развитие процессов водной и ветровой эрозии; снижение доз

-ф-

-Ф-

«Ф

-Ф-

внесения органических удобрений в почву; разрушение и ликвидация сложившихся севооборотов. Происходит интенсификация сельскохозяйственных технологий или переход к монокультуре (в нашем регионе это, как правило, подсолнечник), при которых посевы многолетних и однолетних трав, зернобобовых культур, фиксирующих атмосферный азот и обогащающих им почвы, имеют малый вес в структуре посевных площадей. Кроме того, широко распространены нарушения при проведении агротехнических мероприятий (сжигание стерни, неиспользование растительных остатков, переуплотенние почвы) и в целом снижение общей культуры обработки земель .

На современном этапе экологическое состояние во всех регионах РФ требует особого внимания. Экологическую компоненту муниципального развития может характеризовать показатель «выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (тонн на 1000 чел.)» (табл. 2). Под выбросами в атмосферу загрязняющих веществ понимается поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье населения и окружающую среду, от стационарных и передвижных источников выбросов. Учитываются все загрязнители, поступающие в атмосферный воздух как после прохождения пылегазоочистных установок (в результате неполного улавливания и очистки) на организованных источниках загрязнения, так и без очистки от организованных и неорганизованных источников загрязнения. Учитывая неравномерность распределения по территории области основных загрязнителей — предприятий добывающих и перерабатывающих видов деятельности объем выбросов имеет сильную вариацию (84,6 %). Экологически благополучными с точки зрения выбросов вредных веществ являются 9 муниципальных районов, причем для Шигонского района такая ситуация наиболее позитивна, так как на его территории расположены лесные массивы — памятники природы.

Важным показателем экологической устойчивости региона является состояние почвенного покрова как компонента природных л андшафтов. Как было показано выше, в Самарской области более 70 % территории занято землями сельскохозяйственного назначения, поэтому определяющее значение на экологическое состояние всей территории региона оказывает состояние сельскохозяйственных земель. Последнее почвенное обследования было проведено в Самарской области в 2002—2003 годы. При этом были получены показатели изменения состояния плодородия

земель сельскохозяйственного назначения за период между обследованиями. Наиболее динамичным показателем в пахотном слое является содержание гумуса — основной показатель плодородия почв. По данным ВолгоНИИгипрозема содержание гумуса в почвах области в среднем составляет 4,9 %. Наиболее гумусные (6,6—7,0 %) почвы сосредоточены в северо-восточной части области: Исаклинский, Камышлинский, Кляв-линский, Кошкинский, Похвистневский, Сергиевский, Челно-Вершинский и Шенталинский районы. К югу и западу содержание гумуса в почвах заметно уменьшается (4,1—5,9 %). В Красноярском, Ставропольском, Шигонском и Сызран-ском районах это уменьшение связано с легким гранулометрическим составом. Низкое содержание гумуса (4,2—4,3 %) имеет пашня южных и юго-восточных районов (Большеглушицкий, Не-фтегорский, Алексеевский), самое низкое содержание гумуса (3,7—3,8 %) в Хворостянском, Пестравском, Большечерниговском районах. Изменение содержания гумуса по области в целом за период между обследованиями в 1991—1992 и 2002—2003 годах составляет 0,2 %. Ежегодная потеря гумуса по области составляет 0,4 т/га. Наибольшая потеря гумуса зафиксирована в Безен-чукском, Исаклинском и Челно-Вершинском районах. Уменьшение запасов гумуса в пахотном горизонте можно связать со снижением культуры земледелия, превалированием экстенсивных методов хозяйствования, а следовательно, и уменьшением количества применяемых органических и минеральных удобрений.

Таблица 2 Типология муниципальных районов Самарской области по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу (2014 г.)

Тип Выбросы, Число

т/1000 чел. регионов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Низкий уровень До 100 9

Приволжский, Хворостянский, Борский, Клявлинский,

Шигонский, Камышлинский, Елховский, Красноярс-

кий, Исаклинский

Пониженный уровень 100—200 8

Большеглушицкий, Сызранский, Кошкинский,

Пестравский, Ставропольский, Безенчукский,

Кинель-Черкасский, Шенталинский

Средний уровень 200—300 5

Красноармейский, Похвистневский, Нефтегорский,

Волжский, Алексеевский

Повышенный уровень 300—400 3

Большечерниговский, Богатовский, Челно-Вершинский

Высокий уровень 400 и более 2

Кинельский, Сергиевский

ИТОГО: 27

-Ф-

-Ф-

Кроме того, значительно увеличились площади переувлажненных почв, вызывающих задержку обработки (на 9506 га). Наибольшие площади таких земель выявлены в Волжском и Кинель-ском районах. Произошло увеличение площадей почв, обуславливающих невозможность обработки на 2988 га. Наибольшие площади таких земель выявлены в Кошкинском, Сергиевском и Челно-Вершинском районах. Уменьшились площади вторично засоленных земель с 13 070 до 11 185 га за счет сокращения площадей орошаемых земель и площади нарушенных земель с 957 до 719 га за счет проведения рекультивации земель. В связи с развитием на территории области трубопроводного транспорта и нефтедобывающих отраслей промышленности во многих районах встречаются земли, загрязненные нефтепродуктами. Увеличение площадей таких земель зафиксированы в Алексеевском, Волжском, Кинельском, Красноармейском районах.

Изучение содержание тяжелых металлов в почвах контрольных площадок ФГУ «Станция агрохимической службы «Самарская» показало, что содержание в почвах хрома, никеля, кадмия, меди, свинца, цинка, железа, марганца не превышает нормативов ПДК, а ртуть, мышьяк, хлорсо-держащие и фосфорсодержащие соединения отсутствуют. Мощность дозы гамма излучения приближена к нормативам и не превышает фонового значения. В одном из хозяйств области, СПК «Неприк» Борского района, выявлено повышенное содержание никеля — 98 мг/кг при ПДК 85 мг/кг. На остальной территории области содержание никеля не превышает нормативов ПДК. Повышенное содержание кобальта отмечено в 14 хозяйствах области.

Масштабное распространение негативных процессов и ухудшение агроэкологического состояния пахотных земель свидетельствует о том, что выделение бюджетных средств на проведение почвозащитных и природоохранных мероприятий на локальных участках территории не исправят ситуацию . Необходима разработка комплекс -ных мероприятий по организации рационального использования земель сельскохозяйственными организациями. Повышению устойчивости землепользования участками из земель госсобственности будет способствовать увеличение минимального срока аренды (3 года — для земель сельскохозяйственного назначения, а для других видов деятельности срок не установлен) . Кроме то-

го, это будет м отивировать арендатора к более бережному отношению к земле и приведет к повышению эффективности использования земель.

Бессистемная хозяйственная деятельность большинства агропромышленных предприятий области, утрата в году перестройки научно-обоснованных севооборотов и схем чередования культур, размещение культур в агроландшафте без учета естественного плодородия почв и степени их влияния на объемы аккумуляции органического вещества в пахотном горизонте, а также отсутствие современного картографического материала с указанием размера полей и запольных участков, карт крутизны склонов и степени эро-дированности территорий приводят к обработке почвы без соблюдения элементарных правил почвозащитного земледелия. Не способствует стабилизации почвенного плодородия и сложившаяся структура посевных площадей. Доминирование в посевах зерновых и технических культур при незначительных нормах применения минеральных удобрений существенно снижает запас питательных веществ в почве.

В современных экономических условиях эффективное использование имеющихся биоклиматических ресурсов невозможно без научно-обоснованного адаптивно-ландшафтного и точечного земледелия. Внедрение ресурсосберегающих и экологически приемлемых технологий в растениеводстве и животноводстве требует профессионального обследования почвенного покрова, определения степени засоренности полей и их эро-дированности. Только на этой основе можно проектировать севообороты и размещение культур в конкретных агро ландшафтах, разрабатывать системы восстановления плодородия почв, их обработку и агрохимические мероприятия.

Таким образом, рассмотрев эколого-экономические последствия проведения земельной реформы в субъекте РФ — Самарской области, можно сделать выводы о том, что передача земли в частную собственность, создание информационной базы кадастра (или реестра) недвижимости, проведение кадастровой оценки и другие мероприятия по увеличению собираемости земельного налога привели к значительному экономическому эффекту. Однако это сопровождается ухудшением качества земельных резусов, деградацией почвенного покрова и ухудшением состояния окружающей природной среды.

Библиографический список

1. Казьмин М. А. Трансформация сельскохозяйственного землепользования в регионах России в ходе современных социально-экономических реформ // Региональные исследования. 2016. № 2 (52). С. 103—112.

2. Шагайда Н. И., Алакоз В. В. Земля для людей // Экономическое развитие. М., 2017. — 30 с.

-Ф-

-Ф-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Воробьев А. В. Земельная реформа в Волгоградской области (Изменения сельскохозяйственного землепользования региона в 1990—2010 годы): Монография. — Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2014. — 164 с.

7. Доклад о состоянии и использовании земель в Самарской области в 2015 году». Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области.

THE RESULTS OF LAND REFORM IN RUSSIA: ECOLOGICAL AND ECONOMIC ASPECT

vasilievadi@mail.ru;

V. V. Voronin, Ph. D. (Geography), Dr. Habil, Professor;

A. G. Vlasov, Ph. D. (Engineering), Professor;

E. S. Most, Ph. D. (Engineering), Associate Professor;

A. S. Chrapunov, Samara State University of Economics, Samara, Russia

2. Shagaida N. I., Alakoz V. V. Land for people. Economic development. Moscow, 2017. 30 p.

17 июня 2020 года Верховная Рада приняла Закон Украины «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты по планированию использования земель» (законопроект №2280), (далее — «Закон»), который был подписан Президентом Украины 23 июля 2020 года.

Основная цель Закона — унифицировать всю градостроительную и землеустроительную документацию в одном публично доступном электронном документе под названием «комплексный план пространственного развития общины».

Какие проблемы пытается решить Закон?

1) Решение проблемы изменения целевого назначения и функционального назначения земель.

Закон даст возможность определить целевое назначение собственнику земельного участка самостоятельно в пределах соответствующего вида функционального назначения территории, определенного утвержденным комплексным планом пространственного развития общества, а в случае его отсутствия — планом зонирования территории или детальным планом территории. Кроме того, целевое назначение в пределах вида функционального назначения территории не будет требовать разработки проекта землеустройства.

2) Упростит процедуру приватизации земельных участков.

Законом предусматривается, что в ходе приватизации земель гражданами коммуникация с органами местного самоуправления будет происходить с помощью интерфейсных средств Публичной кадастровой карты, что значительно ускорит процедуру приватизации.

3) Упростит порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование.

Законом установлено, что процедура по получению земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование будет значительно упрощена путем использования информации с Публичной кадастровой карты. Кроме того, Закон определяет исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка, что должно снизить уровень коррупции.

Закон вводит такое новое понятие как «комплексный план пространственного развития общины», который определен одновременно как видом градостроительной документации, так и документацией по землеустройству на местном уровне. Комплексный план пространственного развития общины будет определять: планировочную организацию, функциональное назначение территории, основные принципы и направления формирования единой системы общественного обслуживания населения, дорожной сети, инженерно-транспортной инфраструктуры, инженерной подготовки и благоустройства, гражданской защиты территории и населения от опасных природных и техногенных процессов , охраны земель и других компонентов окружающей природной среды, охраны и сохранения культурного наследия и традиционного характера среды населенных пунктов, а также последовательность реализации решений, в том числе этапность освоения территории, включая очередность разработки генеральных планов и детальных планов территорий.

Материалы комплексного плана пространственного развития общества не будут иметь информации с ограниченным доступом. Доступность материалов комплексного плана пространственного развития будет обеспечена в соответствии с требованиями Закона Украины «О доступе к публичной информации» (то есть ее будет возможно получить путем направления письменного запроса на информацию в течение 5 рабочих дней с даты такого запроса).

Дополнительно, через процедуру разработки комплексного плана пространственного развития будут внесены все планировочные ограничения, которые установлены сейчас различной градостроительной документацией (то есть «красные», «желтые», «зеленые» линии и т.д.) в Государственный земельный кадастр.

Фактически Закон предоставит органам местного самоуправления (сельскими, поселковыми, городским советам) возможность осуществлять пространственное планирование территории общины, как в пределах, так и за пределами населенных пунктов.

4) Обеспечит автоматическое формирование прибрежных защитных полос водных объектов.

Закон предусматривает внесение изменений в Водный и Земельный кодексы Украины путем закрепления норм, согласно которым прибрежные защитные полосы считаются установленными по принципу «в силу закона» без необходимости в разработке какой-либо дополнительной документации.

Для получения дополнительной информации просим обращаться к советнику Астерс Анжелике Ливицкой

Вступил в силу закон, позволяющий гражданам увеличить размер своих участков за счет земли, которую ранее они активно использовали, но она не была вписана в кадастровые документы. Вместе с тем Минэкономразвития предлагает изымать делянки, которые заброшены своими хозяевами и представляют угрозу для соседей. Как обзавестись лишней площадью и что делать, чтобы не остаться без земли, рассказывает корреспондент «Вестей ФМ» Сергей Артемов.

Если нужно земли побольше – теперь это не большая проблема. Свежие поправки в законы «О кадастровой деятельности» и «Государственной регистрации недвижимости» помогут это сделать. Впрочем, не всем и не везде – должен выполняться ряд условий. Как это будет теперь работать, поясняет адвокат Владислав Кочерин.

КОЧЕРИН: В законе дано такое понятие, как «территория выполнения кадастровых работ». Соответственно, территория, на которой выполняются кадастровые работы, она подразумевает, как правило, тот участок, который гражданин фактически занимает. Это то, что видит кадастровый инженер, когда составляет кадастровый план. Он фиксирует все фактические границы, которые он обнаруживает. Закон достаточно витиевато сформулирован, но разобраться в нем можно. Речь идет о том, что зафиксировано кадастровым инженером – какие границы земельного участка используются, то это уже – объект недвижимости, который будет считаться зарегистрированным правом.

А сейчас – об условиях. Площадь «излишков» ограничена. Это не кажущееся бесхозным поле, которое дачник вознамерился засадить картошкой. В законе четко оговорен лимит – не выше минимального размера участка. А размеры эти – разные и устанавливаются в каждом муниципалитете. То есть даже в Московской области это могут быть – в зависимости от района – 6, 8 и 10 соток. А где-то в Сибири – 15-20 соток. Неплохо в любом случае. Но на первое условие есть и второе – не более 10% от ранее прописанной в документах площади. Это значит, что владельцу 8 соток, который давно «вылез» баней или кустами малины за их пределы, добавят от силы 0,8 сотки. И все.

Еще одно условие – дополнительная земля, на которую претендует гражданин, не должна быть предметом споров. Излишки должны возникать без претензий соседей. А резко передвинутый на чужой участок забор – это не излишки, это – самозахват – со всеми вытекающими. Также нельзя присоединять земли лесного фонда.

И последнее, пожалуй, определяющее условие – на земле с излишками ранее буквально не должна была ступать нога кадастрового инженера. Или предыдущий учет был выполнен с ошибками, замечает гендиректор компании «Геодевелопмент» Максим Лещев.

ЛЕЩЕВ: Коснется это тех землевладельцев, у которых границы не установлены. То есть вы можете иметь свидетельство о собственности, может быть, какой-то древний кадастровый паспорт и БТИ на дом, в свидетельстве о собственности будет указан размер земельного участка, но если по факту он не соответствует, то кадастровый инженер может узаконить земельный участок, точнее – его увеличение.

И чем дольше на излишках хозяйствовал человек, тем лучше. Вот цитата из закона: «В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности 15 лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Новый закон не означает, что владельцам участков нужно срочно готовить деньги и приглашать кадастровых оценщиков. Вся процедура пойдет по заказу государства. Регионы будут организовывать учет. Они же за него заплатят. А компенсацией для бюджета в будущем станут налоги, полученные с приведенной в порядок земли.

Другая «земельная история» касается ее изъятия. Это пока лишь изложенное в общих чертах предложение Минэкономразвития. Суть в том, что владельца могут, скорее всего, лишить захламленных и заброшенных участков. Конкретные поводы должны быть указаны в специальном постановлении правительства. Но догадки строятся вокруг мусора и нескошенной травы по одной причине – все другие возможные уже оговорены в 44-й статье Земельного кодекса. Идея ведомства оформлена под лозунгом укрепления безопасности от возгораний. И механизм исполнения прописан следующий. Если пожарный надзор видит на участке свалку или естественный сеновал, то владельцу выдается предписание и 6 месяцев на устранение безобразий. В случае повторения аналогичной картины запустения – через полгода пожарный надзор обращается в муниципалитет, а оттуда уже идет иск в суд. С требованием конфискации участка, который затем продается на публичных торгах.

Возникает подозрение, что если некий хулиган выгрузит самосвал мусора на привлекательном участке, а добросовестный хозяин все вычистит-выметет, то хулигану в ночь перед повторной ревизией нужно будет лишь намусорить снова. Насколько инициатива Минэкономразвития защищена от подобного наглого рейдерства – это лишь один из многих вопросов, которые возникли и появятся еще, когда проект отправится в путь по законотворческим инстанциям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *