Об основах обязательного социального страхования федеральный закон

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об основах обязательного социального страхования Принят Государственной Думой 9 июня 1999 года Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5; Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5037; Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 14 июля 2008 г. N 117-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3417; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739; Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6409; Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4291; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165; Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986; Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 30, ст. 4217; Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6916; Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4183; Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 306-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5099) Глава I. Общие положения Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также — страховые взносы) (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации. Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины: страховой взнос — обязательный платеж на обязательное социальное страхование; тариф страхового взноса — ставка страхового взноса, установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленных выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных лиц (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее — страховое обеспечение) — исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования; (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 1, ст. 5); страховой стаж — суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); средства обязательного социального страхования — денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного социального страхования Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836); всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836; Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования. Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся: установление основ правового регулирования обязательного социального страхования; установление видов обязательного социального страхования; установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение; установление условий назначения и размеров страхового обеспечения; установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и порядка их исполнения (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836); утверждение бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении (в ред. Федерального закона от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 10, ст. 836); установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования; установление базы для начисления страховых взносов, в том числе предельной величины этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации; определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования; управление системой обязательного социального страхования. Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования 1. Субъекты обязательного социального страхования — участники отношений по обязательному социальному страхованию. 2. Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страхователи — организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4183). Страховщики — коммерческие или некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6986). Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4183). 3. Посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования не допускается. Статья 7. Виды социальных страховых рисков. Страховые случаи 1. Видами социальных страховых рисков являются: 1) необходимость получения медицинской помощи; 2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; 3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. (Пункт 1 в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) 1-1. Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1-1 введен Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739). 2. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Статья 8. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию 1. (Пункт 1 утратил силу на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) 2. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: 1) оплата медицинской организации расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739; Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); 9) иные виды страхового обеспечения, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (в ред. Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739); 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (в ред. Федерального закона от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6165); 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) (Подпункт 12 утратил силу на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) 13) социальное пособие на погребение; 14) (Подпункт 14 утратил силу на основании Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3739) Статья 9. Возникновение отношений по обязательному социальному страхованию 1. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают: 1) у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; 2) у иных страхователей — с момента их регистрации страховщиком; 3) у страховщика — с момента регистрации страхователя; 4) у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами (в ред. Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6916); 5) у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан — с момента уплаты ими или за них страховых взносов если иное не установлено федеральными законами (в ред.

В связи с изменениями, внесенными в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, отношения по обязательному социальному страхованию были включены в предмет трудового права (ст. 1 ТК РФ) и отнесены к группам сопутствующих или вытекающих из трудовых. По мнению ряда ученых, отношения по обязательному социальному страхованию включены в предмет трудового права в связи с существованием тесной связи между ними и трудовым отношением и особой значимостью социального страхования работника. Между тем порядок назначения и выплаты соответствующих видов социального страхования регулируются особой отраслью российского права – правом социального обеспечения.

Следует отметить, что ст. 1 ТК РФ указывает, что отношения по обязательному социальному страхованию включаются в предмет трудового права лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Поэтому данный признак ограничивает круг отношений по обязательному социальному страхованию, указанных в ч. 2 ст. 1 ТК РФ, только отношениями по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности, в связи с материнством, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Субъектами указанных правоотношений являются работник, работодатель, а также страховщик – фонд социального страхования.

Основанием возникновения правоотношений являются соответствующие юридические факты – события: болезнь, беременность, уход за ребенком, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» относит указанные юридические факты к страховым случаям.

Содержанием правоотношений являются соответствующие права и обязанности указанных субъектов. При этом право требовать предоставления соответствующего вида страховых выплат принадлежит работнику. Работодатель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя и выплачивать ежемесячно необходимые платежи в фонд обязательного социального страхования. При несчастном случае на производстве работодатель обязан также создать соответствующую комиссию и составить акт определенной формы с сообщением об этом страховщику. Страховщик (Фонд социального страхования) обязан при наступлении страхового случая выплачивать страховые выплаты в порядке и на условиях, установленных федеральным законом.

Основанием прекращения данных правоотношений являются такие юридические факты, как разрешение беременности, окончание временной нетрудоспособности, достижение ребенком возраста 3 или 1,5 лет, восстановление трудоспособности (при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании) или достижение членами семьи, получавшими страховые выплаты, соответствующего возраста (в случае смерти работника от несчастного случая или профзаболевания).

Судебная практика

Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 24 июля 2013 г. по делу №33-8160/201 по иску Государственной инспекции труда в Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Юг» о признании правоотношений трудовыми отношениями, понуждении оформить акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве, уплатить страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на решение Дзержинского районного суда Волгограда от 22 марта 2013 г., которым в иске Государственной инспекции труда в Волгоградской области отказано.

Судебная коллегия, заслушав доклад судьи Олейниковой В. В., выслушав К.И.Ю., поддержавшую доводы жалобы, представителя Государственной инспекции труда Волгоградской области – К.Т.И., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда установила:

Государственная инспекция труда в Волгоградской области обратилась в суд с иском к ООО ТК «Юг» о признании правоотношений с Р.С.С. трудовыми отношениями, понуждении оформить акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве, уплатить страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период работы Р.С.С. в ООО ТК «Юг».

В обоснование требований указала, что <…> в 14 часов 45 минут в ООО ТК «Юг» произошел несчастный случай, а именно дорожно-транспортное происшествие, в результате которого водитель автомобиля ООО ТК «Юг» Р.С.С., работающий на основании договора гражданско-правового характера, получил травму не совместимую с жизнью, в результате чего скончался.

Полагают, что правоотношения между Р.С.С. и ООО ТК «Юг» содержат признаки трудовых отношений. Р.С.С. выполнял трудовую функцию водителя автомобиля, ООО ТК «Юг» обеспечивало надлежащие условия труда, обеспечивало необходимым оборудованием, инструментами, материалами, с ним проводились инструктажи по охране труда, по безопасности дорожного движения, как с работником предприятия, выдавались путевые листы, проводился предрейсовый медосмотр. С <…> по <…> ООО ТК «Юг» должно было выполнять работы по вывозу грунта на сооружении канала Райгородской оросительной системы <адрес>. ООО ТК «Юг» направило на данный объект работников, в том числе водителя Р.С.С., который работал с ведома и но поручению работодателя и в момент происшествия находился на рабочем месте.

В связи с чем просила признать правоотношения между Р.С.С. и ООО ТК «Юг» трудовыми отношениями, обязать работодателя ООО ТК «Юг» оформить акт по форме 11-1 о несчастном случае на производстве, обязать работодателя ООО ТК «Юг» уплатить страховщику страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с требованиями ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ за период работы Р.С.С. в ООО ТК «Юг».

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе третье лицо К.И.Ю. оспаривает законность и обоснованность решения суда, ссылаясь на существенное нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что в соответствии с договором подряда № <…> от <…> ООО ТК «Юг» должно было производить работы по вывозу грунта на перегораживающем сооружении канала Райгородской оросительной системы.

В период с <…> по <…> С.М.В., А.И.В. отправлены с участка, доставлены – И.Г.И., Р.С.С., ожидавшие начала работы.

Водитель Р.С.С. работал в ООО ТК «Юг» с <…> без оформления трудовых отношений.

<…>он направлен на транспорте ООО ТК «Юг» на объект в <адрес> для присмотра за техникой до назначения производителя работ.

Согласно акту судебно-медицинского исследования в крови погибшего Р.С.С. обнаружен этиловый спирт в концентрации 5,09 промилли, что соответствует тяжелой форме алкогольного опьянения.

По обращению вдовы погибшего К.И.Ю. государственный инспектор труда провел расследование несчастного случая и установил, что Р.С.С. фактически был допущен к исполнению трудовой функции без надлежащего оформления трудовых отношений.

Указанные обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются показаниями свидетелей и материалами дела.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований Государственной инспекции труда в Волгоградской области, суд первой инстанции исходил из того, что между Р.С.С. и ООО ТК «Юг» имелись гражданско- правовые отношения, вытекающие из договора подряда, поскольку сторонами определена не трудовая функция работника с заработной платой согласно штатному расписанию, выплачиваемой не реже, чем каждые полмесяца в установленные на предприятии даты, что соответствовало бы ст. 136 ТК РФ, а конкретный объем работ (деятельности), с оплатой за выполненные работы, без подчинения Правилам внутреннего трудового распорядка.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выше выводом суда и исходит из следующего.

Трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 15 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Условия договора должны соответствовать ст. 56 и 57 ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (ч. 3 ст. 16 ТК РФ).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в абз. 3 п. 8 и в п. 12 постановления от 17 марта 2004 г. № 2, если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 4 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, законодателем предусмотрены определенные условия, наличие которых позволяло бы сделать вывод о фактически сложившихся трудовых отношениях. Одним из основных признаков трудовых отношений является личное выполнение за плату конкретной трудовой функции. Под трудовой функцией работодатель подразумевает работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы.

Из установленных судом обстоятельств следует, что трудовые отношения между Р.С.С. и ООО ТК «Юг» не были оформлены надлежащим образом, приказ о приеме истца на работу не издавался, запись в его трудовую книжку не вносилась.

Между тем Р.С.С. в течение более года работал на объектах ООО ТК «Юг», ежемесячно получал денежное вознаграждение. <…>, т.е. в момент происшествия Р.С.С. по заданию генерального директора ООО ТК «Юг» Л.А.Т. находился на рабочем месте, в рабочее время выполнял трудовую функцию водителя, был обеспечен необходимым оборудованием, с ним периодически проводился инструктаж по охране труда и безопасности дорожного движения, проводился предрейсовый медосмотр, выдавались путевые листы, был доставлен на объект работы транспортом ООО ТК «Юг», работал в форменной одежде указанного предприятия.

Представленные ООО ТК «Юг» договора об оказании услуг, заключаемые ежемесячно с Р.С.С., не могут быть приняты во внимание при оценке сложившихся правоотношений как гражданско-правовых, поскольку они не отвечают требованиям ст. 60 ГПК РФ о допустимости доказательств. Так, согласно справке об исследовании № <…> ЭКЦ ГУ МВД России по Волгоградской области, в ходе почерковедческой экспертизы установлено, что подписи в указанных договорах об оказании услуг и актах оказанных услуг выполнены не Р.С.С., а иным лицом.

Совокупность исследованных обстоятельств дает основание полагать, что между Р.С.С. и ООО ТК «Юг» сложились трудовые отношения, отвечающие требованиям ст. 15,56 ТК РФ, основанные на личном выполнении Р.С.С. трудовой функции водителя КАМАЗа.

В соответствии со ст. 227 ТК РФ и п. 3 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73, расследованию в установленном порядке как несчастные случаи подлежат, в частности, события, в результате которых пострадавшими были получены телесные повреждения (травмы), повлекшие за собой смерть пострадавших, если указанные события произошли в течение рабочего времени на территории работодателя либо в ином месте выполнения работы, при непосредственном исполнении трудовых обязанностей или работ по заданию работодателя (его представителя).

В силу ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несчастный случай на производстве – событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Р.С.С. являлся работником ООО ТК «Юг», происшествие, в результате которого работник погиб, произошло в рабочее время и на рабочем месте, обстоятельств, при наличии которых несчастный случай может квалифицироваться, как не связанный с производством, не установлено, судебная коллегия, исходя из п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», полагает несчастный случай, произошедший с Р.С.С., связанным с производством.

Государственным инспектором труда государственной инспекции труда в Волгоградской области <…> но результатам расследования составлено заключение о том, что несчастный случай, происшедший с Р.С.С., является производственным, подлежит расследованию в соответствии с порядком, установленным Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и оформлению актом по форме Н-1.

При этом государственным инспектором труда установлено, что ответственными лицами за допущенные нарушения требований законодательных иных нормативных правовых актов и локальных нормативных актов по охране труда, приведшие к несчастному случаю, являются как сам потерпевший Р.С.С., управлявший транспортным средством в состоянии тяжелой формы алкогольного опьянения, так и генеральный директор ООО ТК «Юг» Л.А.Т., который не назначил ответственного производителя работ по строительству объекта, на который были доставлены работники.

Указанное заключение государственного инспектора труда в установленном законом порядке ООО ТК «Юг» не оспорено.

В связи с этим на работодателя ООО ТК «Юг» надлежит возложить обязанность по оформлению акта по форме Н-1 о несчастном случае на производстве.

Факт нахождения Р.С.С. в момент происшествия в состоянии тяжелого алкогольного опьянения не является основанием для признания данного несчастного случая непроизводственным, однако подлежит учету при установлении степени вины потерпевшего, поскольку свидетельствует о грубой неосторожности последнего.

Исходя из положений п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Р.С.С. подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как физическое лицо, выполняющее работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение, которым иск Государственной инспекции труда в Волгоградской области – удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия определила:

Решение Дзержинского районного суда Волгограда от 22 марта 2013 г. отменить, принять по делу новое решение, которым иск Государственной инспекции труда в Волгоградской области к Обществу с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Юг» – удовлетворить.

Признать отношения между Р.С.С. и Обществом с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Юг» трудовыми.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Юг» по факту смерти Р.С.С., произошедшей <…>, оформить акт по форме Н-1 о несчастном случае на производстве.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Транспортная компания «Юг» уплатить страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период работы Р.С.С. с <…> по <…>.

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный закон Российской Федерации от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ
Об основах обязательного социального страхования

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.08.2018 г.)

Принят Государственной Думой 9 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

Глава I. Общие положения

(статьи 1 — 9)

Глава II. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования

(статьи 10 — 12)

Глава III. Управление системой обязательного социального страхования

(статьи 13 — 14)

Глава IV. Финансовая система обязательного социального страхования

(статьи 15 — 24)

Глава V. Заключительные положения

(статьи 25 — 29)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также — страховые взносы).

Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *