Образец договора займа между ИП и ИП

Договор займа между ИП и ИП является однородным по своему субъектному составу и может быть заключен как с условием выплаты процентов за пользование займом, так и без этого условия.

Файлы в .DOC:Бланк договора займа между ИПОбразец договора займа между ИП

Особенностью данного вида займа является двойственное положение самих субъектов, являющихся, с одной стороны зарегистрированными предпринимателями, чья финансовая деятельность подотчетна налоговым органам, а с другой стороны являющихся физическими лицами, финансовые операции по займам которых не входят в сферу контроля ФНС.

Условия договора займа

Как и любой договор, подразумевающий временную передачу денежных средств с условием их возврата, договор займа между ИП и ИП должен включать в себя:

  1. дату заключения договора и наименование населенного пункта, в котором он был заключен;
  2. сумму, передаваемую взаймы, и условия займа. По условиям заем может быть двух видов – процентным или беспроцентным. Если договор является процентным, то должна быть указана процентная ставка. Следует помнить, что любой договор по закону является возмездным (процентным), если в самом договоре не содержится иных сведений. Это значит, что если стороны в своем договоре не обговорят условие беспроцентности займа, то договор будет считаться возмездным с процентной ставкой, исходя из ставки рефинансирования ЦБ;
  3. срок возврата;
  4. дату передачи денег заемщику;
  5. способ передачи денег (наличными, переводом, зачислением на карту и т.д.)
  6. условия передачи прав на возврат денег третьим лицам (как правило, в качестве третьих лиц подразумеваются коллекторы);
  7. штрафные санкции при просрочке возврата или просрочке выплаты процентов;
  8. адреса, анкетные данные и банковские реквизиты сторон.

Займы между ИП и налоговая инспекция

Денежные средства по договору займа между ИП могут стать объектом налогообложения для займодавца в случае, если договор заключен на возмездной (процентной) основе. Прибыль, полученная займодавцем в виде процентов, будет облагаться НДС.

Не подлежит налогообложению займодавец, передавший деньги взаймы на беспроцентной основе, поскольку данный вид займа не предполагает получения материальной выгоды.

ИП-заемщик, работающий на УСН и получивший заем на беспроцентной основе, подвергнется налогообложению. Это объясняется тем, что в соответствии с ГК РФ любой договор является возмездным, если стороны не договорились об ином.

Поэтому налоговые органы расценивают как прибыль тот факт, что заемщик не выплачивал проценты, которые выплачивал бы по стандартному договору кредитования. Налоговая ставка начисляется на сумму невыплаченных процентов, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Способ перевода денежных средств

При переводе заемных средств от займодателя заемщику следует помнить, что переводы на сумму свыше 600 000 рублей со счета на счет ИП попадают в поле зрения Росфинмониторинга. Особое внимание уделяется беспроцентным договорам. В данном случае для контролирующих органов действует презумпция виновности ИП, в силу которой любой беспроцентный договор может быть расценен как заключенный с целью сокрытия доходов в виде процентов.

Поэтому следует обратить внимание на тщательную подготовку договора, чтобы не дать контролерам повода для подозрений.

Возвращенные заемные средства не будут влиять на налоговые расчеты в случае работы ИП по общей системе налогообложения и не будут считаться доходом. В силу этого возращенный заем не отражается в доходной части бухгалтерского учета.

Содержание договора займа между ИП

Как и любой другой договор займа, договор между ИП и ИП должен содержать в себе следующие обязательные условия:

  1. дату заключения договора и место его заключения;
  2. наименование участников договора. Поскольку ИП – это физические лица, договор должен содержать имена индивидуальных предпринимателей, их паспортные данные и местожительство;
  3. сведения о предмете договора, то есть наименование самого правоотношения, а именно займа и его суммы;
  4. способ передачи заемной суммы заемщику (наличными, перечислением и т.д.);
  5. способ и срок возврата займа;
  6. цель займа для установления его назначения. Если заем выдается на определенные цели, то договор будет относиться к целевым;
  7. вид займа (возмездный или безвозмездный);
  8. процентная ставка за пользование заемными средствами в случае возмездности займа;
  9. обязанности участников договора;
  10. ответственность участников договора, включая размеры штрафных санкций и условия их начисления;
  11. реквизиты участников договора и их подписи.

Еще раз напомним, что договор, не содержащий сведений о его возмездности или безвозмездности, будет по закону считаться возмездным.

Помимо вышеперечисленных условий договор может содержать в себе также нотификации относительно:

  1. условий прекращения договора;
  2. условий досрочного расторжения;
  3. права заемщика на досрочный возврат денежных средств;
  4. способов рассмотрения споров;
  5. передачи прав на возврат долга третьим лицам;
  6. других условий, которые стороны посчитают необходимым ввести в договор.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 31 июля 2014 г. N АД/30890/14

О РЕКЛАМЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

В дополнение к письму ФАС России от 16.05.2014 N АГ/19720/14 о внесении изменений в статью 28 Федерального закона «О рекламе» сообщаем.

Как было изложено ранее, с 22 июня 2014 года вступили в силу изменения в статью 28 Федерального закона «О рекламе», внесенные Федеральным законом от 21.12.2013 N 375-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1. Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее — Закон о потребительском кредите).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Закона о потребительском кредите.

По мнению специалистов ФАС России, к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки — порядок ее определения.

2. В соответствии с частью 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Законом о потребительском кредите, не допускается.

Стоит отметить, что в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (в частности, статьи 807, 819) и Закона о потребительском кредите услуги по предоставлению потребительских займов не являются услугами по предоставлению потребительских кредитов и наоборот. При этом кредитором по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, а заимодавцем по договору займа — иные лица.

Учитывая изложенное, в сферу регулирования части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» подпадает исключительно реклама услуг по предоставлению потребительских займов, при этом реклама услуг по предоставлению потребительских кредитов не входит в сферу регулирования указанной нормы.

Так, например, размещение рекламы торговой организации с указанием на возможность приобретения товара в кредит (например, реклама магазинов бытовой техники или автосалонов), который предоставляет банк или иная кредитная организация, не является рекламой услуг по предоставлению потребительских займов, и на такую рекламу положения части 13 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

В то же время, если торговая организация сотрудничает не с банком или иной кредитной организацией и предоставляет возможность приобрести товар при условии заключения договора потребительского займа, то реклама такой торговой организации с указанием на возможность приобретения товара под заем может размещаться только в случае, если рекламодателем такой рекламы является лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов (такое лицо может быть единоличным рекламодателем, выступать рекламодателем совместно с торговой организацией в многостороннем соглашении о размещении рекламы, дать поручение торговой организации на размещение рекламы своих услуг в рамках проведения рекламной кампании торговой организации).

3. Пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов — это деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме, осуществляемая за счет систематически привлекаемых на возвратной и платной основе денежных средств и (или) осуществляемая не менее чем четыре раза в течение одного года (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

При этом согласно статье 4 Закона о потребительском кредите профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов некредитными финансовыми организациями осуществляется в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Такой порядок деятельности установлен Федеральными законами «О ломбардах», «О кредитной кооперации», «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», «О сельскохозяйственной кооперации».

Проанализировав федеральные законы, регламентирующие деятельность некредитных финансовых организаций, ФАС России пришел к выводу о том, что из числа финансовых организаций (в том числе некредитных финансовых организаций, поименованных в статье 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и поднадзорных Банку России, а также указанных в пункте 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» и не поднадзорных Банку России) индивидуальными предпринимателями могут являться только страховые брокеры.

При этом необходимо отметить, что страховые брокеры, осуществляя указанную в первом абзаце части 6 статьи 8 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность, в соответствии с третьим абзацем данной части вправе осуществлять иную связанную с оказанием услуг по страхованию и не запрещенную законом деятельность, за исключением деятельности страховщика, перестраховщика, страхового агента.

Из изложенного следует, что страховые брокеры не вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов.

Таким образом, по мнению ФАС России, несмотря на норму пункта 5 части 1 статьи 3 Закона о потребительском кредите, содержащую формальное указание на возможность осуществления профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов индивидуальными предпринимателями, фактически они не имеют возможности ее осуществлять.

4. Также обращаем внимание территориальных органов, что в пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что положения статьи 28 Закона о рекламе не могут применяться к отношениям, связанным с предоставлением товарного и (или) коммерческого кредита.

В соответствии с частью 1 статьи 823 Гражданского кодекса Российской Федерации договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

При этом в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами» указано, что согласно статье 823 Кодекса к коммерческому кредиту относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты.

Учитывая изложенное, при определении природы кредита следует исходить из возникающих гражданско-правовых обязательств между кредитором и должником. Таким образом, в случае, если одно лицо реализует другому лицу какой-либо товар, оказывает какие-либо услуги, при этом в рамках заключенного ими договора на реализацию данного товара, оказания услуг, предусмотрено, что оплата товара/услуги осуществляется с отсрочкой/в рассрочку или, наоборот, если лицо предоставляет аванс или предварительную оплату в счет получения им в дальнейшем товара/услуги, указанные обязательства подпадают под понятие коммерческого кредита, установленное статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, на рекламу реализации товара в рассрочку, предоставляемую продавцом товара, положения статьи 28 Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *