Образец маркетинговой политики предприятия

Цели и задачи сбытовой деятельности

Трансформационные явления в экономике, связанные с кризисными явлениями, обострением конкурентной борьбы предприятий за рынки сбыта и вообще за выживание, обусловливают повышение роли сбытовой деятельности предприятий, изменение ее содержания и перераспределение приоритетов в системе управления.

Повышение роли сбытовой деятельности обусловливает наличие ряда проблем в сфере управления сбытом; внутренние (проблемы реализации общих функций управления сбытом, проблемы реализации отдельных функций управления сбытом, недостаточный уровень обеспеченности предприятий финансовыми ресурсами) и внешние проблемы (постоянные изменения в законодательстве Украины относительно предпринимательской деятельности, низкий уровень покупательной способности населения, что является результатом низкого жизненного уровня и инфляционных процессов).

Сбыт в широком смысле — процесс организации транспортировки, складирования, поддержания запасов, доработки, продвижение к оптовым и розничным торговым звеньев, предпродажной подготовки, упаковки и реализации товаров в целях удовлетворения потребностей покупателей и получения на этой основе прибыли .

Сбыт в системе маркетинга имеет большое значение, поскольку обеспечивает обратную связь с рынком, предоставляет предприятию информацию о динамике и структуре спроса, об изменениях в потребностях и предпочтениях покупателей.

Цель сбыта — доведение до потребителей конкретного товара, необходимых потребительских свойств, в необходимом количестве, в точное время, в определенном месте, с минимальными затратами.

Сбытовая политика предприятия предусматривает анализ возможных вариантов ведения сбытовой деятельности и выбор оптимальных, которые обеспечивают наилучшее удовлетворение потребительских требований и предпочтений, и тем самым — максимальные результаты хозяйственной деятельности предприятия.

Суть сбытовой деятельности заключается в том, что это процесс продвижения готовой продукции на рынок и организации товарного обмена с целью получения предпринимательской прибыли .

Главной задачей сбыта как элемента комплекса маркетинга является выбор оптимальной схемы доведения товара или услуги от производителя к потребителю (дистрибьюция), ее физическое воплощение (организация транспортировки, хранения, обработки грузов, доставки потребителям), а также послепродажное обслуживание потребителей.

В современных условиях функционирования предприятий на рынке, которые характеризуются повышенным уровнем риска и неопределенностью, использование инструментов стратегического менеджмента и стратегического маркетинга в управлении сбытовой деятельностью является единственной и необходимой предпосылкой его совершенствования, обеспечит предприятию не только кратковременный коммерческий успех, но и усилит стратегическое направление его деятельности.

Маркетинговая политика предприятия: образец

Под маркетингом понимается совокупность принципов, методов и средств управления предприятием по разработке новой продукции, сбыту товара, предоставлению услуг, рекламе и ценообразованию на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке (п. 3.4 ГОСТ Р 52104-2003, утв. Постановлением Госстандарта от 03.07.2003 № 235-ст). Можно сказать, что элементы маркетинга в том ином объеме характерны для любой организации. Более того, учитывая главенствующую роль процесса реализации как заключительного этапа процессов производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, непосредственно способствующих получению организацией прибыли, роль маркетинга в организации сложно переоценить. Именно поэтому многие организации, осознающие значимость маркетинговых процедур, разрабатывают отдельные положения в этой области, именуемые, к примеру, маркетинговой политикой.

Маркетинговую политику разрабатывают маркетологи. Однако для бухгалтерии ее содержание особенно важно в той части, в которой касается применения цен, использования скидок и проведения акций. Поэтому к составлению маркетинговой политики часто привлекаются и бухгалтерские работники.

Приведем образец маркетинговой политики в нашей консультации.

Анализ управления рекламной политикой предприятия, на примере ООО «Управляющая компания-Барнаул» трактир «Печки Лавочки»

В свою очередь взрослые люди подразделяются на молодых и людей средних лет. Реклама, спозиционированная по возрасту потребителей, должна использовать язык, ценности, привычки, присущие данному возрасту.

Пол. Для многих товаров — это важнейший сегментационный критерий. К таким товарам относятся: косметика, ювелирные украшения, бельё, домашний слесарный и столярный инструмент, бытовая химия и др. Не менее важен этот критерий и для некоторых товаров, потребителями которых являются как мужчины, так и женщины

Уровень образования. Малообразованные потребители тратят меньше времени на покупки, меньше читают и в большей мере предпочитают товары с известными товарными знаками. Образованные потребители склонны сравнивать магазины и товары, читать некоммерческие источники информации и приобретать товар, который они считают лучшим, независимо от того, хорошо он известен или нет.

Стиль жизни — это устоявшиеся формы бытия человека, находящие своё выражение в его деятельности, отдыхе, интересах, убеждениях, т.е. в его взаимодействии с окружающим миром.

Например, стиль жизни женщины-домохозяйки коренным образом отличается от стиля жизни деловой женщины. В соответствии с этим должны отличаться и рекламные стратегии рекламодателя.

Уровень доходов. Потребители делятся на группы со сверхвысокими, высокими, средними и низкими доходами.

Профессия потребителя. Люди разных профессий предъявляют разные требования к товарам независимо от уровня своих доходов. Эти требования настолько несхожи, что опытный психолог может с высокой точностью определить профессию человека по тому, во что он одет, какие сигареты и спиртные напитки предпочитает и т.д.

Семейное положение и размер семьи является одним из важнейших критериев сегментации для определённых видов товаров

Национальность или раса. Более важный критерий сегментации, чем кажется. Пренебрежение им в маркетинге и рекламе может обернуться крахом для производителя и продавца. Национальных и расовых предпочтений множество. Наиболее сильны они при выборе потребителями продуктов питания, спиртных напитков, косметики, мест отдыха.

Социальный статус. Сегментация по этому критерию необходима для социально значимых товаров: легковые автомобили, недвижимость, одежда, украшения, путешествия, услуги салонов красоты, ресторанов и т.д. Потребители, которые покупают исключительно для собственного удовлетворения, не обращают внимания на внешние факторы, в том числе на общественное мнение. На них не производят впечатления модные ярлыки и товарные знаки Потребители, обращающие внимание на окружение, стремятся к социальному признанию и готовы заплатить значительно больше, чтобы получить товар с модным ярлыком.

Приверженность потребителя к тому или иному товарному знаку. У потребителя может отсутствовать приверженность, быть определённая приверженность или полная. Если приверженность отсутствует, то потребитель ничего конкретного не предпочитает, его могут привлекать даже распродажи. Он часто меняет товарные знаки и готов испробовать новые товары.

Если существует определённая (частичная) приверженность, то потребитель предпочитает товары с несколькими товарными знаками, его привлекают их гарантированное качество и скидки, он редко их меняет и, как правило, не стремиться опробовать новые.

При полной приверженность потребитель покупает товар только с одним товарным знаком, и его не привлекают ни скидки, ни более низкие цены, ни гарантия на другие товары. Он никогда не изменяет своему излюбленному товарному знаку и никогда не будет пробовать новый товар. Совершенно очевидно, что затраты на рекламу нового товара, спозиционированную на последнюю категорию потребителей, никогда не окупятся. Поэтому лучше всего проигнорировать потребителей с полной приверженностью и направить свои рекламные усилия на потребителей, у которых она существует и на потребителей с определенной приверженностью.

Разрабатывая рекламную стратегию и конкретные рекламные послания, следует учитывать фактор ожидаемого риска, который может сдерживать приобретение товара. Привлечь потребителей, избегающих риска, можно только тогда, когда производитель или продавец сумеет уменьшить их представление о нём. Достичь эти цели помогают интенсивная информативная реклама, низкие цены при внедрении на рынок, увеличенные гарантированные сроки, гарантия получения денег обратно, а также демонстрация товара в магазинах или предложение попробовать товар (для продуктов питания).

Новые товары на рынке первыми покупают новаторы, которые слабо воспринимают риск и стремятся «познать ещё непознанное». Последними покупают товар осторожные потребители, которых маркетологи называют отстающими. Они наиболее остро испытывают чувство риска.

Обычно осторожные — отстающие — долго сохраняют приверженность испытанным товарам и выжидают, пока новинки будут отработаны, опробованы значительным числом потребителей и подешевеют. Осторожные — отстающие — всегда последователи чужих мнений. Они чаще проявляют неуверенность и долго колеблются.

При продвижении нового для рынка товара реклама сначала позиционируется на новаторов, а затем (по прошествии определённого времени) на остальных потенциальных потребителей.

-Для успешного проведения рекламной кампании реклама может быть классифицирована следующим образом:

-в соответствии с позицией предприятия в каналах распределения. Это может быть производственная, оптовая или розничная реклама.

Когда затраты на рекламу поделены между двумя фирмами — например, оптовиком и розничным торговцем — она рассматривается как совместная реклама;

-согласно планируемому географическому охвату. Это может быть национальная, региональная и местная реклама;

-по тому, что рекламируется. Это может быть реклама продукции, торговой марки или самого учреждения (предприятия, отрасли);

-по используемым средствам массовой информации. Реклама может быть телевизионной, печатной (газеты, журналы), визуально-передвижной (автобусы, метро), рекламой прямой почтой или почтовым заказом, радиорекламой, рекламой через компьютерные сети (Интернет).

По форме существования рекламу можно разделить на зрительную, слуховую и зрительно-слуховую.

К зрительной рекламе относится газетно-журнальная, печатная, световая, оформительская реклама, а также реклама в электронных средствах массовой коммуникации. Слуховая реклама включает радиорекламу, устные сообщения и объявления.

К зрительно-слуховой рекламе относится теле-, кино- и видеореклама, а также демонстрация образцов, сопровождаемая текстом.

Соответственно различаются каналы распространения рекламы: печатная реклама, радиореклама, теле- и кинореклама, наружная реклама (знаки, указатели, щиты), реклама на транспорте, прямая почтовая рассылка, выставки и др..

Предметом рекламных обращений могут являться товары (потребительские и промышленные), услуги, идеи и люди.

Рекламу можно классифицировать по целевому назначению: реклама товаров или услуг, способствующая улучшению сбыта; реклама идей; коммерческая реклама, направленная на получение прибыли в ближайшем или отдаленном будущем; некоммерческая реклама, не ставящая своей целью получение прибыли (например, реклама благотворительных фондов, религиозных или политических организаций); реклама-действие, побуждающая клиента к совершению определенного поступка, покупки и т.д. (специальные купоны, дающие право на скидку при покупке товара, заказы по почте); реклама образа товара, рассчитанная на возбуждение интереса к данной марке, категории товаров, фирме и др.

По характеру информации, содержащейся в рекламных сообщениях, рекламу можно разделить на коммерческую, политическую и социальную.

Политическая реклама — это реклама политических партий (объединений), органов государственной власти, государственных и общественных организаций и принимающих участие в политической деятельности отдельных граждан, их действий, идей, программ и отношения к каким-либо организациям, событиям, гражданам, идеям. При этом политическая реклама существует не только в момент подготовки и проведения выборов.

Если в коммерческой рекламе все усилия рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей направлены на демонстрацию того, как товар удовлетворяет всевозможные потребности покупателя, то в рекламе политической основные средства направляются на то, чтобы представить кандидата как честного и искреннего человека, отвечающего представлениям избирателей о достойном кандидате.

К политической можно отнести любую рекламу, нацеленную на изменение или закрепление тех или иных политических убеждений; это система методов психологического воздействия на массовые аудитории с целью управления их политическим поведением.

Социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей. Согласно закону РФ «О рекламе», рекламопроизводители обязаны предоставлять услуги по производству социальной рекламы в пределах 5% годового объема производства ими рекламы, рекламораспространители — предоставлять на социальную рекламу 5% печатной площади в год. В социальной рекламе не должны упоминаться коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также конкретные товары.

Рекламодатель должен составить график размещения рекламы в течение года с учётом сезонности, ожидаемых конъюнктурных изменений и других факторов, а также принять решение о цикличности выхода рекламы. Различают два основных графика цикличности.

Последовательный график — равномерное размещение рекламы в течение всего временного периода.

Пульсирующий график — неравномерное по времени размещение рекламы, характеризующиеся чередованием концентрированных всплесков рекламной активности с периодами размещения рекламы в последовательном графике или с периодами, когда реклама вообще отсутствует.

Выбор вариантов пульсирующего графика зависит от многих факторов, в том числе и от товара. Пиво после завоевания круга почитателей можно рекламировать по пульсирующему графику, в котором всплески рекламной активности могут чередоваться в определённых маркетинговых ситуациях с полным отсутствием рекламы в течение какого-то отрезка времени.

В то же время такой график неприемлем для рекламы некоторых отделочных материалов. Для них рекламные всплески должны чередоваться с размещением рекламы по последовательному графику.

Цель пульсирующего графика — концентрированным всплеском рекламы заставить аудиторию глубже ознакомиться с рекламным обращением, оставить его в подсознание потенциальных потребителей, вызвать повышенный интерес к товару, желание с ним подробнее ознакомится и купить. Рекламные всплески выполняют роль информативной и увещевательной рекламы. Если между ними реклама размещена по последовательному графику, то она выполняет роль напоминающей.

Если фирма предлагает рынку новый товар, то в начальный период рекламной компании необходим концентрированный всплеск рекламы, а затем график выбирается в зависимости от товара и маркетинговой стратегии фирмы. То же относится к рекламе вновь созданной фирмы.

Важным условием эффективности рекламной компании является точное позиционирование товара на определённый сегмент рынка. От позиционирования зависят язык рекламных обращений, выбор средств распространения рекламы, частота и время её появления, рекламный бюджет и т.д.

— На способы подачи информации оказывает влияние задачи конкретной рекламной акции.

Так, при выведении на рынок нового товара особое внимание уделяется разъяснению его потребительских свойств и преимуществ, формированию первичного спроса (информационная реклама).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *