Содержание
Унифицированная форма ИНВ -25 “Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций”: образец, бланк
Инвентаризация – это процесс проверки наличия имущества и обязательств предприятия, оценки их состояние и сверки фактических данных с бухгалтерскими. Данная процедура подлежит обязательному документальному оформлению, причем Указанием Госкомстата №88 от 18.08.98 разработаны типовые формы документов, которые следует заполнять в ходе инвентаризационного процесса. Одним из таких документов является Журнал учета форма ИНВ-25, в котором отражаются обобщенные данные о составленных актах о правильности проведения инвентаризации ИНВ-24. В статье расскажем про ИНВ -25 (Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций), дадим рекомендации по заполнению.
Данный акт формируется по результатам выполненной проверки корректности проведения инвентаризации, после чего регистрируется в журнале учета ИНВ-25.
Контрольные проверки проводятся после завершения инвентаризационной процедуры членами инвентаризационной комиссии в присутствии МОЛ. Целью данной проверки является установления правильности проведения завершенного процесса. Контрольная проверка проводится до возобновления работы подразделения, где проводилась инвентаризация (см. → как и кем проводится инвентаризация в организации).
Подобные проверки актуальны при большом объеме проверяемых ценностей, когда члены инвентаризационной комиссии могут допускать ошибки в ходе длительного пересчета, осмотра. Чтобы минимизировать подобные ошибки и наиболее правильно отразить фактические данные, проводится повторная проверка с целью контроля верности полученных результатов.
|
Для чего используется журнал ИНВ-25
Форма позволяет обобщить сведения о составленных актах, в которых подводятся итоги контрольных проверок проведенной инвентаризации, фиксируются выявленные расхождения между данными инвентаризационных ведомостей и результатами контрольных проверок. После заполнения и утверждения акт ИНВ-24 подлежит регистрации в журнале ИНВ-25.
Из акта переносятся обобщенные данные об ответственных лицах, занятых в ходе контрольной проверки, указывается тип ценностей, в отношении которых проводилась данная процедура, фиксируются данные по наличию, согласно инвентаризационной ведомости и контрольной проверке. Если установлены расхождения в виде излишков или недостачи, они отражаются отдельными графами с указанием количественных и стоимостных показателей.
Также по результатам каждой записи, вносимой в журнал ИНВ-25 с указанием расхождений, принимается решение руководителя относительной дальнейшей судьбы несоответствий.
В целом, журнал позволяет обобщить данные обо всех проводимых в течение отчетного периода контрольных проверок, что позволяет визуально оценить результаты каждой инвентаризации и упрощает процесс поиска необходимой информации.
Инвентаризационная процедура – это процесс, обязательный для каждой организации. Периодичность ее проведения определяется нормативными документами, регулирующими данный процесс (Положения по ведению бухучета, Федеральный закон 402-ФЗ, ПБУ 4/99). Читайте также статью: → «Бухгалтерская отчетность организациий (ПБУ 4/99)».
Обязательна инвентаризация в следующих случаях:
- Подведение годовых итогов перед формированием отчетности;
- Замена лица, материально-ответственного за какие-либо активы;
- Установление фактов краж, хищений, порчи;
- Прекращение деятельности компании в результате ликвидации;
- Реорганизация предприятия;
- Чрезвычайные обстоятельства, стихийные бедствия.
Кроме того, компания по личной потребности может проводить проверки и при иных обстоятельствах для контроля за правильностью учета хозяйственных операций в течение года, например, инвентаризация может проводиться по итогам каждого квартала. Читайте также статью: → «Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении в 2018. 4 этапа проведения».
По результатам каждой проверки формируется инвентаризационная документация (описи, акты, ведомости). После завершение инвентаризации те же члены комиссии, которые участвовали в процедуре, проводят повторную контрольную проверку для оценки правильности своих результатов, итоги отражаются в акте ИНВ-24 с последующим занесением в журнал ИНВ-25. Как правило, журнал ведется на протяжении года.
Совместно с какими документами оформляется ИНВ-25
Журнала учета заполняется на завершающей стадии процедуры инвентаризации. Внесению итоговой записи в форму ИНВ-25 предшествует подготовка и заполнения таких бумаг:
- Приказ о проведении инвентаризации ИНВ-22 – с помощью данного документа руководитель отдает распоряжение приступить в определенные сроки к инвентаризации конкретного имущества или обязательств, а также определяет персональный состав инвентаризационной комиссии. Читайте также статью: → «Форма ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации».
- Члены комиссии в соответствии с положениями приказа проводят проверку активов или обязательств, заполняя в процесс инвентаризационные описи и акты установленных форм, впоследствии передаваемые ответственному бухгалтеру для формирования итоговой инвентаризационной документации в виде ведомостей;
- Далее проводится контрольная проверка полученных результатов, итоги которой отражаются в акте ИНВ-24, на основании которого, в свою очередь, вносится регистрационная запись в журнал учета ИНВ-25;
- Итоговые результаты по итогам отчетного года показываются в конечной ведомости учета ИНВ-26.
Порядок оформления журнала ИНВ-25
Журнал может заполняться в бумажном или электронном формате, имеет обложку и табличную часть для отражения данных по актам контрольных проверок корректности проводимой инвентаризации. На обложке формы ИНВ-25 указывается:
- Название предприятия;
- Название структурного подразделения, если журнал ведется в отношении конкретного отдела, а не по организации в целом;
- Код деятельности по ОКВЭД;
- Период ведения журнала – указывается начальная дата открытия журнала, после завершения заполнения фиксируется дата закрытия;
- Сведения об ответственном лице, на которое возлагается контроль за верностью ведения учетного журнала – ФИО и должность.
Подробное заполнение граф табличной части представлено ниже:
Номер графы | Пояснения по заполнению |
1 | Порядковый номер записи. В отношении каждого типа активов или обязательств заполняется отдельный акт проверки правильности проведения инвентаризации, на основании которого заполняется отдельная строка таблицы. |
2 | Должность и ФИО лица, ответственного за выполнение контрольной проверки корректности проведения инвентаризации. Данное лицо является членом инвентаризационной комиссии, например, ее председатель. |
3 | Наименование подразделения предприятия, в отношении которого проводилась проверка (касса, склад, торговый зал, магазин, цех и т.д.) |
4 | ФИО лица, ответственного материально за инвентаризуемые ценности. |
5 | Дата проведения контрольной проверки правильности организации инвентаризационной процедуры. Данный момент наступает после завершения инвентаризации. |
6 | Наименование активов, для которых проводилась контрольная проверка. |
7 | Единица измерения. |
8, 9 | Данные по инвентаризационной ведомости, составленной по результатам проверки имущества (общее количество и сумма). |
10, 11 | Результаты контрольной проверки, проведенной членами комиссии с участием МОЛ (общее количество и сумма). |
12,13 | Установленная в ходе контрольной проверки недостача – образуется, когда результаты контрольной проверки показывают меньшее количество, чем указано в ведомости. Если расхождений нет, то есть инвентаризация проведена верно, то в полях ставятся прочерки. |
14, 15 | Установленные излишки – появляются, когда контрольная проверка показала большие результаты, чем указано в инвентаризационной ведомости. Если расхождений нет, то ставятся прочерки. |
16 | Решение руководителя выносится, если контрольная проверка показала ошибки в проведении инвентаризации в виде установленных излишков или недостачи. |
17 | Подпись ответственного члена инвентаризационной комиссии, проводившего контрольную проверку указанного имущества. |