Обязанности государственного инспектора по охране труда

Инспектор по охране труда — специалист, который официально уполномочен осуществлять контроль за соблюдением всех без исключения норм трудового законодательства и на кого возлагается ответственность за организацию инспекции в разные организации и предприятии. Он осуществляет контроль за правильностью оформления на работу наемного штата сотрудников, начислением заработной платы в установленные сроки и соблюдением правил по охране труда и технике безопасности в частности.

Требования к профессии

Инспектор по охране труда и технике безопасности в обязательном порядке должен быть ответственным и исполнительным, в том числе готовым к различным стрессовым ситуациям (стрессоустойчивость обязательное неотъемлемое качество).

Помимо этого, обязательно наличие соответствующего профильного образования. Огромным плюсом считается наличие высшего юридического образования.

Инспектор по охране труда — высококвалифицированный специалист

Инспектор в обязательном порядке должен знать:

  • нормы Трудового кодекса РФ;
  • основы ведения документооборота;
  • все без исключения базовые законодательные и правовые нормы;
  • инструкции по охране труда;
  • разработанную на федеральном уровне систему стандартов обеспечения техники безопасности;
  • особенности эксплуатации того или иного оборудования;
  • правила и методы проведения инструктажей на территории предприятий.

Права государственных инспекторов труда

Государственный инспектор труда имеет право в соответствии со своей должностной инструкцией:

  • осуществлять проверку любого предприятия;
  • выявлять имеющиеся нарушения в области охраны труда;
  • заниматься составлением соответствующих протоколов осмотра;
  • определять степень выявленных нарушений и уровень ответственности должностных лиц: выписывать штрафы, привлекать к административной ответственности.

Права закреплены нормами ТК РФ

Помимо этого, уполномоченный инспектор по охране труда (согласно установленному профстандарту):

  • берет на себя ответственность за расследование имеющих месту быть несчастных случаев на территории предприятия;
  • приостановить работу предприятия в случае выявления грубых нарушений действующих норм российского законодательства, что влечет за собой угрозу жизни для наемного персонала.

К сведению! Какими правами не обладают государственные инспекторы труда подробно указано в ч. 2 ст. 357 ТК РФ.

Обязанности государственных инспекторов труда

Действия главного инспектора трудовой инспекции закреплены нормами трудового законодательства.

Законодательство Российской Федерации установило для них следующие обязанности:

  • инспектирование предприятий согласно установленному порядку. Инспектировать требуется согласно инструкции с составлением соответствующего заключения;
  • при выявлении нарушений отстранить от работы виновных должностных лиц до момента завершения расследования возникшей ситуации;
  • назначать штраф при необходимости;
  • составлять протокол;
  • заниматься расследованием травматизма либо смертельных случаев на производстве.

Должностная инструкция инспектора включает в себя исчерпывающие сведения прав и обязанностей специалиста.

Должностная инструкция инспектора по охране труда

Назначенные государственные инспекторы в области охраны труда в соответствии с должностной инструкцией должны:

Каждый специалист должен следовать инструкции

  • неуклонно соблюдать нормы действующего федерального законодательства, в том числе отстаивать при необходимости права и законные интересы работодателей и наемного персонала в частности;
  • хранить тайну (не имеет значения какую именно: государственную, служебную, коммерческую и пр.), которая стала известна во время выполнения своих должностных обязанностей, в том числе после увольнения с занимаемой должности, поскольку она считается полностью конфиденциальной. В случае игнорирования правил есть шанс понести уголовную ответственность со всеми вытекающими последствиями.

Обратите внимание! Дополнительно требуется воздержаться от уведомления непосредственного работодателя о данных заявителя, если проверка была инициирована по сформированному обращению или жалобе наемных сотрудников предприятия.

Проведение проверки государственным инспектором по охране труда

С целью организации и осуществления соответствующего надзора на государственном уровне квалифицированные специалисты осуществляют следующие виды проверок:

  • внеплановую;
  • плановую.

Основной задачей проведения проверок считаются выявление фактов полного соответствия заявленным требованиям российского законодательства, выполнение всех имеющихся предписаний, а также устранение нарушителей с дальнейшим привлечением к ответственности.

Внеплановая проверка может быть инициирована на основании:

  • завершение срока действия ранее предоставленного предписания специалистами регионального представительства трудовой инспекции о необходимости устранить выявленные нарушения для обеспечения максимальной безопасности на территории предприятия;
  • получение жалоб или прочих сообщений об имеющихся нарушениях у конкретного работодателя.

Важно! Подобного рода проверки могут официально на законных основаниях проводиться в максимально сжатые сроки, причем с уведомлением иных уполномоченных государственных органов (к примеру, прокуратуры) в четко оговоренном порядке, без предварительного согласования с непосредственным работодателем.

Нарушения влекут к штрафам

Нормы федерального законодательства категорически запрещают сообщать работодателю о проведении внеплановой выездной проверки с целью подтверждения фактов нарушений заявленных требований по обеспечению охраны труда, в том числе игнорирования прав наемного персонала на заработную плату, режим работы и отдыха и пр.

Может ли госинспектор труда приостановить работу организации

В соответствии со своей должностной инструкцией каждый сотрудник трудовой инспекции имеет право принять соответствующее решение.

Обратите внимание! Как правило, это становится следствием выявленного грубого нарушения, которое несет за собой высокие риски для здоровья и жизни в частности наемного штата сотрудников.

Заключение государственного инспектора труда

Вне зависимости от того, внеплановая либо плановая проверка была проведена на территории предприятия, в обязательном порядке специалист составляет соответствующее заключение.

В документе должны быть обозначены исчерпывающие сведения о полученных результатах, а также предписания, которые работодатель обязан выполнить для исправления выявленных нарушений.

Обжалование решений государственных инспекторов труда

Если уполномоченный специалист составил неверный протокол о нарушениях, каждый работодатель оставляет за собой полное законное право обжаловать решение в четком соответствии с нормами трудового законодательства. Для этого можно обратиться:

  • к главному инспектору;
  • в суд с соответствующим исковым заявлением.

Обратите внимание! Каждый вправе выбирать наиболее оптимальный для себя вариант. Но первый метод обжалования не актуален в случае, если первичное решение было принято сразу главным специалистом. В таком случае остается только подавать соответствующий иск в судебную инстанцию по месту регистрации предприятия.

Инспектор по охране труда — специалист, который в первую очередь должен защищать интересы трудоустроенных граждан. Занять должность вправе каждый, кто отвечает заявленным требованиям. Обязательно наличие высшего образования.

Задачами Департамента являются:

осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда.

Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства о труде и об охране труда;

заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;

вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде и об охране труда нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов;

вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;

контролирует проведение государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам;

информирует при необходимости государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, органы прокуратуры, работодателей о результатах проведенных проверок соблюдения законодательства о труде и об охране труда для принятия необходимых мер по устранению выявленных нарушений;

в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью и работоспособности работающих в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты;

участвует в приемке законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения, дает заключение о возможности их ввода в эксплуатацию;

требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда;

проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет надзор за соблюдением работодателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;

согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных правовых актов;

осуществляет надзор за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты;

осуществляет анализ нарушений законодательства о труде и об охране труда, несчастных случаев на производстве, вносит в установленном порядке предложения по их предупреждению;

ежегодно подготавливает проект доклада Правительству Республики Беларусь о соблюдении законодательства о труде и об охране труда в Республике Беларусь;

ведет прием граждан, уполномоченных должностных лиц работодателей по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;

применяет в установленном законодательством порядке санкции к работодателям, привлекает к административной ответственности должностных лиц работодателей, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда;

рассматривает в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством, обращения (предложения, заявления, жалобы) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;

содействует изучению работодателями и работающими законодательства о труде и об охране труда;

выявляет факты заключения гражданско-правовых договоров на выполнение работ, которые согласно законодательству о труде должны осуществляться на основании трудового договора, и уведомляет органы прокуратуры о выявленных фактах нарушения законодательства для принятия необходимых мер;

устанавливает факты совершения правонарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, предоставляющими работу по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

налагает в установленном законодательством порядке штрафы на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, допустивших нарушения требований заключения и выполнения существенных условий гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности;

взаимодействует в пределах предоставленных полномочий с государственными органами и международными организациями иностранных государств по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, представляет интересы Министерства в этих органах и организациях, а также в установленном порядке подготавливает к заключению международные договоры межведомственного характера;

осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права

курсовая работа

Правовой статус государственных инспекторов труда составляет совокупность их прав и обязанностей.

Основные права государственных инспекторов труда (как правовых, так и по охране труда) перечислены в ст. 357 ТК. Их можно разделить на две группы.

Прежде всего, это права, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями. К ним надо отнести права:

беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации и работодателей — физических лиц (для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца);

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (при этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны);

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт.

Вторая группа прав связана с реализацией властных полномочий, направленных на пресечение нарушений и восстановление нарушенных прав. К ним относятся права:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

запрещать использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Помимо этого государственные инспекторы участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве, когда это предусмотрено законодательством. Например, в расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом (ст. 229 ТК).

Трудовой кодекс предоставляет государственным инспекторам и право выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

Обязанности государственного инспектора труда перечислены в ст. 358 ТК.

Осуществляя надзорно-контрольные функции, государственные инспекторы труда должны соблюдать Конституцию, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также права и законные интересы работодателей — как юридических, так и физических лиц.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы11 Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф., Чиканова Л.А. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения. Практич. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — «Издательство Юрайт», 2010 г..

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *