Обязанности транспортной инспекции

В июне текущего года Указом Президента РБ №268 в Правила дорожного движения Республики Беларусь были внесены изменения, в которых говорится, что, помимо сотрудников ГАИ, водители транспортных средств обязаны иметь при себе и передавать для проверки водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства также должностным лицам Транспортной инспекции при осуществлении ими возложенных на них функций.

Уполномоченные должностные лица Транспортной инспекции при осуществлении контроля за соблюдением пользователями платной дороги установленного законодательством порядка взимания платы за проезд имеют право:

Реклама

– проверять правильность использования и работы бортового устройства, осуществлять контроль за внесением платы за пользование платной дорогой в соответствии с установленными режимами, производить исчисление и сбор платы в увеличенном размере;

– производить остановку транспортных средств, в отношении которых имеется информация и (или) признаки, указывающие о нарушении пользователем платной дорогой порядка взимания платы за проезд;

– использовать при осуществлении контроля средства фото-, видеофиксации, иные технические средства;

Реклама

– предъявлять пользователю платной дороги обязательное для исполнения требование об устранении нарушений порядка взимания платы за проезд по платной дороге, внесении в установленных случаях платы в увеличенном размере и уплаты ранее наложенных штрафов;

– привлекать в пределах своей компетенции собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности, взимать на месте плату в увеличенном размере;

– принимать в пределах своей компетенции решение о блокировке колес, задержании и (или) принудительной отбуксировке (эвакуации) транспортного средства на охраняемую стоянку;

– получать при необходимости от правоохранительных, налоговых органов и иных организаций необходимую информацию для обеспечения взимания платы в увеличенном размере за проезд транспортных средств по платным дорогам;

Наряду с этим сотрудники Транспортной инспекции осуществляют в пределах своей компетенции действия, которые направлены на выявление и пресечение фактов неоплаты или неполной оплаты, а также иных нарушений порядка взимания платы за проезд по платным дорогам.

Обладая широким спектром полномочий, должностные лица Транспортной инспекции при исполнении своих служебных обязанностей должны быть всегда вежливы и корректны. Предъявлять по требованию служебное удостоверение, представляться пользователю платной дороги, сообщать цель и причину остановки (проверки) транспортного средства, разъяснять суть выявленных нарушений, право и порядок обжалования в случае несогласия с действиями должностного лица Транспортной инспекции.

Реклама

В преддверии Нового года хотелось бы поздравить всех перевозчиков и пожелать им хорошей дороги!

В структуру Транспортной инспекции входят подразделения по контрольной деятельности, весогабаритному контролю, контролю проезда по платным дорогам и т.д.

В соответствии с законодательством любой уполномоченный работник Транспортной инспекции вправе осуществлять контроль транспортной деятельности на любом участке автомобильной дороги (улицы). Полномочия на право проведения проверки транспортных документов (документов водителя, на груз, на транспорт) и иных контрольных действий, предусмотренных национальным законодательством, подтверждаются наличием у транспортного инспектора персонального письменного предписания с указанием видов контролируемых вопросов, времени, месте контроля.

Виды контроля, осуществляемые на основании требований международных договоров, включая конт­роль режима труда и отдыха, использования тахографов, проезд по платным дорогам, могут осуществляться работником Транспортной инспекции без предписания.

При осуществлении автомобильного контроля на территории Республики Беларусь должностное лицо Транспортной инспекции имеет право требовать у владельца (пользователя) транспортного средства для проверки документы, предусмотренные законодательством о выполнении международных автомобильных перевозок, и производить в них соответствующие записи (отметки), заверенные печатью установленной формы, с указанием даты и времени проверки.

В частности, должностное лицо Транспортной инспекции для проверки может потребовать у водителя разрешение на международную перевозку грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь или разрешение Европейской конференции министров транспорта.

Перечень документов, которые перевозчик должен предоставить должностному лицу Транспортной инспекции, содержится в главе 3 Положения о порядке осуществления автомобильного контроля таможенными органами и транспортной инспекцией Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утв. постановлением Совмина от 17.01.2014 № 71.

Автор публикации: Александр ВЕРЕЩАГИН, юрист

Водителя тормозят сотрудники транспортной инспекции, придираются и заставляют пройти в помещение поста. Затем забирают документы. Такие действия незаконны; тем не менее, они постоянно происходят на российских дорогах.

О том, как вести себя с сотрудниками РТС/УГАДН, рассказывает Игорь Апухтин

Как правило водитель, особенно не опытный, в такой ситуации растерян и деморализован. Покорно отдает документы, включая водительское удостоверение и документы на транспортное средство, то есть, передает им в руки «золотой ключик». Дальше угадновцы угрожают поставить машину на штрафстоянку. А вот имеют ли они на это право?

…Уж сколько раз твердили: собрался в рейс — хоть почитай внимательно, кто и что от тебя может потребовать. И если требуют лишнего — посылай, и будешь прав. Не грубо посылай, разумеется, вежливо, со ссылкой на те или иные статьи нормативных документов, которые регулируют деятельность того же РТС/УГАДН.

И, разумеется, звони на горячую линию в ОПР.

11 августа принесло новую историю. Водителя Сергея тормознули в Кандалакше, выяснилось, что он не сделал пожертвование «Платону». Ситуация понятная и вполне разрешимая. Сотрудники УГАДН забрали документы у водителя, включая водительское удостоверение, чего категорически не имеют права делать, и пригрозили штраф-стоянкой. Эту ситуацию был готов разруливать член ОПР Сергей Овчинников, поехав за четыреста километров. Но в этом необходимости уже не было. Водитель заплатил штраф и поехал дальше.

А теперь о том, что имеют право требовать и чего категорически не могут делать сотрудники УГАН. Их деятельность регламентирована целым рядом документов, здесь процитирую только один. В соответствии с п. 2.1.1. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» водитель обязан в случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

  • карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок;
  • путевой лист и документы на перевозимый груз;
  • специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Все! Водительское удостоверение и документы на автомобиль требовать и задерживать сотрудники РТС/УГАДН права не имеют!

Впрочем, эта норма сформулирована весьма пространно (что не удивительно, государство дает своим сатрапам разные лазейки). Вызывает разночтения то, что она обязывает водителя передавать документы сотруднику УГАДН только в случаях, прямо предусмотренных законодательством, но ни в одном нормативно-правовом акте этих «случаев, прямо предусмотренных законодательством» четко не сформулировано.

В любом случае, если у вас начинают требовать водительское удостоверение и уж тем более задерживать его — необходимо тут же звонить по телефону доверия горячей линии Ространснадзора: +7 (499) 231-53-50.

Правда, сотрудники РТС и ГИБДД начали работать совместно. А гаишник вправе потребовать и водительское, и документы на автомобиль. Но передавать эти документы третьим лицам, то есть, сотрудникам РТС/УГАДН он не вправе.

И про штрафстоянку. Задержание транспортного средства может быть применено инспектором ГИБДД в ряде случаев, которые регламентируются действующим КоАП:

  • Использование ТС, то есть езда без соответствующих документов. К ним относятся водительское удостоверение, документ на право собственности, регистрационные документы на ТС или доверенность на его использование без присутствия собственника (статья 12.3 часть первая КоАП);
  • Использование автомобиля его владельцем с неисправными тормозами, сцеплением (при движении автопоездом) или рулевым управлением, причем важен тот факт, что владелец об этом знал заранее (статья 12.5 часть вторая КоАП);
  • Управление автомобилем гражданином, не имеющим водительского удостоверения (имеется в виду вообще отсутствие прав, статья 12.7 части первая и вторая КоАП);
  • Езда на автомобиле в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, либо передача права управления владельцем автомобиля лицу, находящемуся в состоянии опьянения (статья 12.8 части первая и третья КоАП);
  • Нарушения, допущенные при парковке или остановке автомобиля (статья 12.19 часть четвертая КоАП);
  • Нарушения, допущенные в ходе транспортировки крупногабаритного груза (статья 12.21.1 части первая и вторая КоАП);
  • Нарушения, допущенные при транспортировке опасных грузов (статья 12.21.2 часть первая КоАП);
  • Обнаружение инспектором ГИБДД того факта, что остановленный автомобиль находится в розыске, либо отказ водителя от прохождения освидетельствования на опьянение (статья 12.26 КоАП).

К слову, пытался забить в поиск Яндекса вопрос: «Имеет ли право сотрудник РТС отправить транспортное средство на штрафстоянку?» И вот что обнаружил.

Статья 12.21.3.КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством (то есть, неуплата в «Платон»).

Статья 27.13. КоАП РФ регламентирует условия возможного задержания транспортного средства: в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.9, частями 6 и 7 статьи 12.16 и статьей 12.21.3 настоящего Кодекса, в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, собственникам (владельцам) транспортных средств, задержание транспортного средства путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств применяется до уплаты административного штрафа. Никакой речи о принудительной постановке ТС на платную штрафстоянку здесь речи нет.

Буквальное толкование данного пункта приводит к выводу о том, что задержание ТС как мера обеспечения производства по делу применяется только к транспортным средствам, принадлежащим иностранным субъектом, в силу затруднения или невозможности взыскания штрафов с субъектов предпринимательской деятельности иностранных государств. Применение мер задержания к российским собственникам транспортных средств нецелесообразно.

В пользу этого довода указывает статья 32.2. КоАП РФ, пункт 1.2. которой раскрывает, что административный штраф, назначенный за совершение административного правонарушения статьей 12.21.3, должен быть уплачен до выезда принадлежащего иностранному перевозчику транспортного средства, на котором совершено административное правонарушение, с территории Российской Федерации.

Тем не менее, эта же норма говорит о том, что штраф выгоднее оплачивать на месте, а не ждать 20 дней, пока придет «письмо счастья».

Российское законодательство запутанно и противоречиво, и его толкование открывает множество лазеек для коррупции.

Игорь Апухтин

Правильное составление маршрута — один из факторов, который позволяет быстро и без лишних затрат привезти груз в конечный пункт назначения. Если получатель находится в другом государстве, то есть когда осуществляется международная перевозка, то второй фактор, который влияет на доставку — это знание и выполнение правил пересечения границы и прохождение таможенного контроля.

Маршрутизация автомобильных перевозок

Маршрутом называют путь передвижения транспортного средства, который оно совершает при осуществлении грузовых перевозок от точки отправления до точки назначения.

При маршрутизации учитываются такие факторы:

  • объем груза;
  • загруженность трасс;
  • безопасность на дороге.

Составление маршрута позволяет наилучшим способом тратить имеющиеся в распоряжении ресурсы и в более короткие сроки доставлять грузы получателю.

Классификация маршрутов

В зависимости от протяженности пути маршруты бывают таких видов:

  • городские — осуществляются на территории населенного пункта (города);
  • пригородные —пролегают на расстоянии не более 50 км от города;
  • междугородние — пролегают между населенными пунктами;
  • международные — выходят за пределы страны.

Другая классификация введена на основании способа передвижения. Согласной ей, маршруты перевозок грузов автомобильным транспортом бывают:

  • маятниковыми — пролегаютмежду двумя отдельно взятыми городами, селами, другими населенными пунктами;
  • кольцевыми — автомобиль доставляет грузы в три и более населенных пунктов по замкнутому циклу;
  • развозными — разгружают автомобильв нескольких новых городах, селах и т. д.

Оптимальные маршруты

Разрабатывая новый маршрут, изучают путевые условия, присутствие мостов, их грузоподъемность, а затем производят технико-экономическое обоснование его эффективности. Обязательным для успешной деятельности является безопасность движения и стабильный грузовой поток.

Еще один немаловажный фактор — правильный выбор типа транспортного средства, благодаря чему наибольшее количество заказчиков получит продукцию или товар в самые короткие сроки. При этом маршрут перевозок предполагает управление и контроль над автомобильной колонной, координацию процесса и возможность при необходимости задействовать другие виды транспорта для грузоперевозок.

Регулирование автомобильных перевозок

В начале прошлого века были предприняты первые попытки приведения к единообразной системе нормы международных договоров, что облегчило правовое регулирование автомобильных перевозок.

Правовой статус наземной транспортной среды находится в одной связке с правовым статусом государства, на территорию которого запланирована доставка или транзит. Правовой же статус этой территории основывается на суверенитете данного государства.

Соглашения, на основании которых осуществляются автомобильные перевозки между государствами, предусматривают разные моменты. Это могут быть перемещения:

  • движимого имущества при миграции;
  • произведений искусства для представления на выставках, ярмарках;
  • животных для разных представлений;
  • опасных грузов и др.

Ими же может накладываться запрет на ввоз или транзит по стране некоторых изделий, товаров, веществ. Например, нередко запрещают к транспортировке продукцию военного назначения — боеприпасы, снаряжение, оружие.

Договорами выдвигаются требования к документам, которые должны сопровождать транспортное средство и груз, к платежам и порядку их внесения. Если перевозчик нарушает нормы, установленные в договорах, он наказывается или к нему применяют санкции в соответствии с законодательством, действующим на территории государства.

Помимо международных соглашений и договоров, правил, перевозчик также должен соблюдать нормы национального законодательства, действующего на территории государства, по которой осуществляется транспортировка грузов.

Государственный контроль

Цель государственного контроля за международными автомобильными перевозками в РФ — обеспечить выполнение норм действующего законодательства, независимо от государства, в котором регистрировалась компания.

Государственный контроль решает такие задачи:

  • соблюдение всеми без исключениякомпаниями и индивидуальными предпринимателями установленного порядка международных перевозок АТС;
  • профилактика административных правонарушений.

Государственный контроль перевозок на автомобильном транспорте проводят:

  • ФСН в сфере транспорта, их мобильные и стационарные пункты функционируют на автомобильных дорогах, на стоянках, парковках.
  • Таможенные органы, должностные лица которых работают в пунктах пропуска через границу.

Контроль при пересечении границы

С особым вниманием относятся таможенным грузам, которые подлежат автомобильной перевозке в другие страны или ввозятся транспортом на территорию России. Так называют грузы, которые перемещают через границу какого-либо государства.

К чему применяется?

Таможенный контроль при перевозке разных товаров применяют как к автомобильному транспорту, которым доставляется продукция или осуществляется сопровождение, так и непосредственно к самому грузу. Контроль проводят, в первую очередь, в пограничных пунктах пропуска, по пути следования, в местах доставки.

Таможенный контроль преследует несколько целей. Во-первых, стоит задача обнаружения ТС, оборудованного для сокрытия товаров для избегания таможенного контроля и недопущения использования такой автомобильной техники в дальнейшем. Во-вторых, процедура выявляет грузовики, пересекающие границу с другими целями, а не только для транспортировки официальных грузов. В-третьих, ведется проверка того, насколько АТС соответствует техническим требованиям, предъявляемым для доставки тех или иных грузов.

К таможенному контролю транспортных средств условно причисляют и контроль товаров, транспортируемых водителями, экспедиторами.

Особенности таможенного оформления

Для таможенного оформления предусмотрен определенный порядок, которому следуют и должностные лица, и перевозчик:

  • Въезжая на территорию таможенного и пограничного контроля, перевозчик в лице водителя подает уведомление о ввозе или вывозе должностному лицу соответствующего органа надзора. Это пакет документов на груз и автотранспортное средство. Подача уведомления входит в обязанности перевозчика.
  • Должностное лицо проверяет документацию, после чего принимает решение о форме и месте оформления груза.
  • Проводится таможенное оформление, мероприятия по контролю автомобиля, прицепов и груза.
  • Перевозчику выдают документы на транспорт и товары, которые он везет.
  • Грузвыпускают за границу или на территорию страны.

После проверки транспортного средства и документов могут приниматься и другие решения:

  • отказ;
  • пропуск после досмотра;
  • пропуск после осмотра и сверки.

Принимается решение и по перевозимому товару, продукции. Если проведенных действий было недостаточно, назначается досмотр. При необходимости груз помещают на склад временного хранения. Там потом проводится таможенное оформление на границе. Специалисты в некоторых случаях принимают решение о направлении груза для оформления в таможню (по месту доставки) по правилам внутреннего таможенного транзита.

Вывоз из таможенной зоны

Для вывоза груза с таможенной территории потребуется тот же набор документов, что и для ввоза. Дополнительно прилагается ГТД (грузовая таможенная декларация), оформленная во внутренней таможне. Потребуется также документ контроля доставки (2 экз.), который требуют при некоторых таможенных режимах. Например, он необходим при возврате за границу после режима временного ввоза.

Осмотр и досмотр при пересечении границы

Таможенный контроль допускает осмотр и досмотр грузов. Несмотря на схожее написание слов, это две разные процедуры.

Таможенным осмотром называют внешний визуальный осмотр, которому подвергают грузовики и прицепы, тару, емкости, пломбы, печати, другие идентификационные средства. При этом упаковки и тара не вскрываются, не проводится демонтаж оборудования, не нарушается целостность и др. При осмотре присутствует декларант, другие уполномоченные перевозчиком лица, его представители. Их участие необязательно. Исключение составляют случаи, когда перевозчик письменно заявляет о желании присутствовать при процедуре. По результатам осмотра в некоторых случаях составляют акт или ставится отметка на транспортном документе, особенно если такое желание выразил перевозчик.

Таможенный досмотр предполагает более основательное изучение характера перевозимого груза и собственного транспорта. В этом случае проводится вскрытие емкостей, контейнеров, конструкций и устройств, предназначенных для перевозки продукции. При этом допускается нарушение пломб, других средств для установления соответствия, разборка, демонтаж и др.

Досмотр проводят после предоставления перевозчиком таможенной декларации на транспортируемый груз. До этого момента процедура тоже допускается, если возникла потребность в идентификации грузов, или у сотрудников таможни появилась информация о несоблюдении правил и норм таможенного законодательства.

Уполномоченный сотрудник таможенного органа извещает декларанта о том, где и когда будет проводиться действие. Однако досматривают груз не всегда в присутствии перевозчика. Национальное законодательство, в частности, допускает проведение досмотра в его отсутствие в нескольких случаях:

  • такие лица не явились после извещения;
  • эти лица неизвестны;
  • перевозимый груз угрожает национальной безопасности, культурному наследию, может навредить здоровью населения, природе;
  • другие обстоятельства, при которых промедление опасно;
  • товары, подлежащие вывозу, оставлены на таможенной территории, при этом перевозчиком нарушены обязательные к исполнению процедуры.

Для проведения досмотра задействуют понятых.

Если представители органов надзора исследовали часть товаров, которые в документации числятся под одним наименованием, то эти результаты распространяются на остальную часть товаров. А декларант имеет право настаивать на проведении дополнительного досмотра, если считает, что результаты не могут распространяться на остальную часть груза.

Результаты проведения процедуры излагаются в акте. В документе описываются:

  • данные специалистов надзорных органов, которые проводили досмотр, и присутствовавших при этом других людей;
  • причины, по которым возникла необходимостьв досмотре без декларанта;
  • результаты;
  • другие сведения согласно форме акта.

Важно помнить, что несоблюдение правил таможенного контроля может повлиять на дальнейшую деятельность автопредприятия и возможность совершать международные перевозки. Поэтому уважение к законам и правилам не только своей, но и других стран должно быть одним из приоритетов компании, которая претендует на лидерство в этой сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *