Обязательный аудит 2017

В аудиторской практике принято различать отдельные виды аудиторских заключений. Вид заключения определяется формой выраженного в нем мнения аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Аудитор должен выразить немодифицированное мнение в случае, когда он приходит к выводу о том, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение аудируемого лица и результаты его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности. В Российской Федерации заключение с выраженным в нем немодифицированным мнением аудитора принято называть «Безоговорочно положительное заключение» (по устоявшейся терминологии уже отмененного ФПСАД № 6). Пример немодифицированного заключения приведен выше (см. табл. 10.1).

Немодифицированное мнение формулируется в аудиторском заключении следующим образом: «бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение по состоянию на , результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за по состоянию на , результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности» (мнение с оговоркой в связи с существенным искажением бухгалтерской отчетности);

  • б) «По нашему мнению, за исключением возможного влияния на бухгалтерскую отчетность обстоятельств, изложенных в части, содержащей основание для выражения мнения с оговоркой, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение по состоянию на , результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности» (мнение с оговоркой в связи с отсутствием возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства);
  • в) «По нашему мнению, вследствие существенности обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для выражения отрицательного мнения, бухгалтерская отчетность не отражает достоверно финансовое положение по состоянию на , результаты финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности» (отрицательное мнение);
  • г) «По нашему мнению, вследствие существенности обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для отказа от выражения мнения, у нас отсутствовала возможность получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие основание для выражения мнения, и, соответственно, мы не выражаем мнение о достоверности бухгалтерской отчетности » (отказ от выражения мнения из-за отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства).
  • В случае когда аудитор выражает мнение с оговоркой или отрицательное мнение, описание ответственности аудитора в аудиторском заключении должно быть изменено: в него включается заявление о том, что аудитор полагает, что полученные в ходе аудита доказательства представляют достаточные и надлежащие основания для выражения модифицированного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

    В случае когда аудитор отказывается от выражения мнения из-за отсутствия возможности получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства:

    • а) вводная часть аудиторского заключения должна быть изменена: в нее включается заявление о том, что аудитор был привлечен к проведению аудита бухгалтерской отчетности;
    • б) описание ответственности аудитора и объема аудита в аудиторском заключении должно быть изменено следующим образом: «Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведения аудита в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности. Вследствие обстоятельств, указанных в части, содержащей основание для отказа от выражения мнения, у нас отсутствовала возможность получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, обеспечивающие основание для выражения мнения аудитора».

    Некоторые примеры аудиторских заключений с выражением модифицированного мнения приведены в приложении № 2 к ФСАД 2/2010.

    В случае когда аудитор предполагает модифицировать мнение в аудиторском заключении, он должен сообщить представителям собственников аудируемого лица об обстоятельствах, которые стали причиной этого, а также о предполагаемом содержании модифицированного мнения.

    Сообщение представителям собственников аудируемого лица обстоятельств, которые стали причиной предполагаемого модифицирования мнения в аудиторском заключении, и о предполагаемом содержании модифицированного мнения дает возможность:

    • а) аудитору уведомить представителей собственников аудируемого лица о предполагаемом выражении модифицированного мнения и причинах (или обстоятельствах), приведших к этому;
    • б) аудитору найти понимание у представителей собственников аудируемого лица относительно фактов, ставших причиной предполагаемого выражения модифицированного мнения, или подтвердить наличие расхождений во мнении с руководством аудируемого лица при их наличии;
    • в) представителям собственников аудируемого лица, если это уместно, предоставить аудитору дополнительную информацию и пояснения в отношении обстоятельств, приведших к предполагаемому выражению модифицированного мнения.

    Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

    Получить полный доступ к документу

    Вход для пользователей Стань пользователем

    Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
    Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

    Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
    Я принимаю Условия обслуживания
    Продолжить

    • Корреспонденты на фрагмент
    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    Положение (стандарт) бухгалтерского учета 28 Учет нематериальных активов
    (утверждено приказом Департамента методологии бухгалтерского учета и
    аудита Министерства финансов РК от 21 декабря 1998 года № 180)

    См.: Положение (стандарт) бухгалтерского учета 28 «Учет нематериальных активов» утвержденное приказом Министерства финансов Республики Казахстан от 10 сентября 1999 г. № 490

    Цель и сфера действия

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    1. Целью данного Положения (стандарта) является определение методики учета нематериальных активов.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    2. Данное Положение (стандарт) не применяется к:

    1) налоговым активам будущих периодов (СБУ 11 «Учет по подоходному налогу»);

    2) видам аренды, учитываемым в соответствии с СБУ 17 «Учет аренды»;

    3) гудвиллу, возникающему при объединении организаций (СБУ 30 «Объединение организаций»);

    4) затратам на опытно-конструкторские работы, не удовлетворяющим критериям признания нематериальных активов (СБУ 29 «Учет затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы»);

    5) финансовым инструментам;

    6) правам и затратам на геологическую разведку и добычу нефти, природного газа (СБУ 20 «Учет и отчетность нефтегазодобывающей деятельности»), минеральных ресурсов и подобных невосстанавливаемых ресурсов.

    • Корреспонденты на фрагмент
    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    Определения

    3. Нематериальные активы — это не денежные активы, не имеющие физической сущности, предназначенные для использования в течение длительного периода времени (более одного года) в производстве или реализации товаров (работ, услуг), в административных целях и сдаче в аренду другим субъектам, которые:

    1) можно определить;

    2) контролируются субъектом; и

    3) от использования которых субъект ожидает получить экономические выгоды в будущем.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    4. Денежные активы — это деньги и активы, предназначенные к получению в форме фиксированных или определяемых денежных сумм.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    5. Амортизация — это систематическое распределение амортизируемой суммы нематериального актива в течение срока его полезной службы.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    6. Амортизируемая сумма — это первоначальная стоимость актива минус его ликвидационная стоимость.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    7. Срок полезной службы:

    1) период времени, в течение которого ожидается использование актива субъектом; или

    2) количество единиц продукции или аналогичных единиц измерения, которые субъект планирует получить от использования актива.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    8. Первоначальная стоимость — это сумма выплаченных денег или их эквивалентов либо стоимость в текущих ценах иных компенсаций при приобретении или создании нематериального актива.

    • Поставить закладку
    • Посмотреть закладки

    9. Балансовая стоимость — это сумма отражения нематериального актива в финансовой отчетности, которая определяется как разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.

    Добавить в «Нужное»

    Актуально на: 18 апреля 2017 г.

    Аудит – это проводимая для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта независимая проверка этой отчетности (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Аудит может проводиться как в добровольном, так и в обязательном порядке. В первом случае мы говорим об инициативном аудите, во втором – об обязательном. Обязанность проведения аудита накладывается на организацию законом. О критериях проведения обязательного аудита в 2017 году расскажем в нашей консультации.

    Когда проведение аудита — обязанность

    Критерии обязательного аудита в 2017 году содержатся в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

    Основные критерии обязательного аудита – критерии юридические и стоимостные. В первом случае обязательность аудита возникает в случае принадлежности организации к определенной организационно-правовой форме (к примеру, компания является акционерным обществом) или в случае ведения определенных видов деятельности, а во втором – в случае превышения выручки или величины активов определенных ограничений.

    Приведем в таблице для обязательного аудита критерии 2017 года для ООО и организаций иных форм. При наличии хотя бы одного из перечисленных условий проведение аудита является обязательным.

    Обязательный аудит за 2017 год: критерии

    Критерий Условие
    Организационно-правовая форма или вид деятельности — акционерное общество;
    — кредитная организация;
    — бюро кредитных историй;
    — профессиональный участник РЦБ;
    — страховая организация;
    — клиринговая организация;
    — общество взаимного страхования;
    — организатор торговли;
    — негосударственный пенсионный или иной фонд;
    — акционерный инвестиционный фонд;
    — управляющая компания акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов)
    Обращение ценных бумаг допущены к организованным торгам
    Выручка от продажи продукции (выполнения работы, оказания услуг) за 2016 год* превышает 400 миллионов рублей
    Сумма активов организации на 31.12.2016 по данным бухгалтерского баланса* превышает 60 миллионов рублей
    Представление (раскрытие) организацией годовой сводной (консолидированной) отчетности** представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность

    * За исключением органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

    ** За исключением органа госвласти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения.

    Прочие критерии обязательного аудита

    Представим некоторые иные случаи обязательного проведения аудита, не поименованные выше и предусмотренные отдельными Федеральными законами.

    Так, аудит обязаны проводить, в частности:

    Критерии субъектов малого предпринимательства

    Критерии субъектов малого предпринимательства (СМП) определены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Это должны быть зарегистрированные в установленном порядке хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, соответствующие следующим условиям:

    1. Среднесписочная численность за предшествующий год до 100 человек (среди СМП выделяют микропредприятия — численность до 15 человек).
    2. Налоговый доход без НДС за предшествующий год не более 800 млн. руб. (для микропредприятий — 120 млн. руб.).

    Для хозяйственных обществ (АО и ООО) и партнерств установлены дополнительные ограничения по видам деятельности и структуре уставного капитала. Помимо численности и дохода, в их отношении должно выполняться хотя бы одно из следующих требований:

    • акции АО, обращающиеся на ОРЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
    • деятельность организации заключается в применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности при условии, что исключительные права принадлежат ее учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям;
    • организация — участник проекта «Сколково»;
    • учредители компании включены в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности.
    • суммарная доля государства, регионов, общественных, религиозных организаций и благотворительных фондов в уставном капитале не более 25%, а суммарная доля иностранных компаний и организаций, не относящихся к СМП, в уставном капитале не более 49%.

    Ограничения по долям иностранных компаний и не СМП в уставном капитале не распространяются на вышеназванных участников проекта «Сколково», инновационные организации по Перечню, а также компании, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности с передачей исключительных прав своим учредителям — бюджетным, автономным научным учреждениям.

    Категория СМП определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным по среднесписочной численности и доходам.

    Например, среднесписочная численность организации составила 25 человек, доход же за год — 25 млн. руб. По первому критерию организация соответствует понятию малого предприятия, а по второму — микропредприятию. Следовательно, она признается малым предприятием.

    Организация прекращает быть СМП, если в течение трех лет, следующих подряд, фактические показатели среднесписочной численности, дохода оказываются выше предельных значений (п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

    Для признания организации СМП не нужно получать специальный документ, подтверждающий данный статус. Все СМП включены в специальный реестр на сайте ФНС (https://rmsp.nalog.ru).

    Отнесение организации к СМП дает ей много льгот, в том числе в сфере бухгалтерского учета и отчетности.

    Упрощенный бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий

    В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» малые предприятия вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, в том числе составлять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

    Правом применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год не могут воспользоваться СМП, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, а также микрофинансовые организации, ЖСК. Полный перечень тех, кому запрещен упрощенный учет, содержится в пункте 5 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ.

    Напомним, что обязательному аудиту подлежат, например:

    • СМП, созданные в форме акционерного общества;
    • СМП с объемом выручки за предшествовавший отчетному год свыше 400 млн. рублей или суммой активов баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года свыше 60 млн. рублей.

    Итак, СМП, не подлежащие обязательному аудиту и не относящиеся к микрофинансовым организациям, ЖСК ВПРАВЕ:

    При организации бухгалтерского учета на предприятии:

    • использовать сокращенный рабочий План счетов (п. 3 Информации Минфина России № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»);
    • руководитель может самостоятельно вести бухучет, издав об этом приказ (п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
    • при отсутствии в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности (п. 7.2 ПБУ 1/2008);
    • вести бухгалтерский учет по простой системе без применения двойной записи (только для микропредприятий с численностью до 15 человек и годовым доходом до 120 млн. руб., а также НКО) (п. 21 Информации Минфина России N ПЗ-3/2015).

    При признании доходов и расходов:

    При учете материально-производственных запасов:

    • принимать МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика, а иные связанные с приобретением затраты включать в расходы текущего периода (п. 13.1 ПБУ 5/01);
    • признавать стоимость сырья, материалов, товаров, другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.2 ПБУ 5/01) (только для микропредприятий и организаций, характер деятельности которых не предполагает наличие существенных остатков запасов);
    • признавать расходы на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения, а не по мере использования (п. 13.3 ПБУ 5/01);
    • не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25 ПБУ 5/01).

    При учете основных средств:

    • малые предприятия вправе определять первоначальную стоимость основных средств (п. 8.1 ПБУ 6/01):
      • при приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
      • при сооружении (изготовлении) — в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
    • при этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
    • начислять годовую амортизацию единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией, а также начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухучету (п. 19 ПБУ 6/01).

    При учете НМА и НИОКР:

    • признавать расходы на приобретение (создание) нематериальных активов (НМА ) в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007);
    • списывать затраты по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 14 ПБУ 17/02).

    По другим активам и обязательствам:

    • не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухучете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.) (п. 3 ПБУ 8/2010);
    • любые ошибки в бухучете исправлять как несущественные (п. п. 9, 14 ПБУ 22/2010);
    • осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. При этом малое предприятие может не отражать обесценение финансовых вложений в бухучете, если расчет величины такого обесценения затруднителен (п. 19 ПБУ 19/02);
    • не применять ПБУ 18/02 и не отражать в бухучете постоянные и временные разницы;
    • проценты по любым займам (в т.ч. полученным на покупку инвестиционного актива) учитывать как прочие расходы (п. 7 ПБУ 15/2008);

    При составлении бухгалтерской отчетности

    1. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах

    Состав бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год определен ст. 14 Закона N 402-ФЗ, и в общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. А годовая бухгалтерская отчетность НКО состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

    Перечисленные формы отчетности установлены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

    СМП, применяющие упрощенные способы учета, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 1 ч. 4 ст. 6 Закона N 402-ФЗ, п. 6, 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н»). Они вправе самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности или использовать упрощенные формы баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств (п. 27 Информации Минфина от 29 июня 2016 г. N ПЗ-3/2016). Формы приведены в Приложении № 5 к Приказу № 66н.

    Отличия традиционных форм от упрощенных заключаются в том, что в последних все показатели отражают укрупненно только по группам статей (без детализации показателей по статьям).

    Представление малым предприятием полной бухгалтерской отчетности не обязывает его составлять отчетность по тем же формам в последующие годы. Если ваша компания вправе применять упрощения, но ранее отчетность формировалась по общим правилам, то со сдачи отчетности за 2017 год можно начать составлять отчетность по упрощенным формам. И наоборот. То обстоятельство, что компания применяет в бухучете упрощенные методы, не обязывает ее сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

    Компания с любого года вправе сдавать отчетность по общим правилам. Однако, при формировании отчета о движении денежных средств и изменении капитала за отчетный год организация обязана включить в него соответствующие показатели прошлого года независимо от того, входил ли такой отчет в состав бухгалтерской отчетности за прошлый год.

    При этом следует заметить, что согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), выручка от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5 и более процентов от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду в отдельности. Соответственно, расходы по видам деятельности, составляющим более 5%, показываются также отдельно (п. 21.1 ПБУ 10/99). Это правило применяется для всех компаний, в т.ч. СМП, использующих формы упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год.

    2. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах

    Приложениями к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах являются (п. 2, 4 Приказа № 66н, письмо ФНС России от 20.06.2013 N ЕД-4-3/11174@):

    • отчет об изменениях капитала,
    • отчет о движении денежных средств,
    • отчет о целевом использовании средств.
    • а также пояснения, оформляемые в табличной или текстовой форме.

    Из более ранней редакции Приказа № 66н следовало, что отчет о целевом использовании полученных средств включается в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). Но с внесением поправок Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н в настоящее время отчет о целевом использовании средств является равноправным приложением к балансу и отчету о финансовых результатах наряду с отчетами об изменениях капитала и движении денежных средств.

    В приложениях СМП, применяющие упрощения, вправе приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение или результаты деятельности организации (п. 26 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»).

    Критерии для оценки важности информации организация определяет самостоятельно.

    Например, при наличии большой величины кредиторской задолженности (в т.ч. в виде заемных средств) целесообразно указывать информацию о величине чистых активов ООО. Как известно, если стоимость чистых активов ООО ниже размера уставного капитала в течение 2 финансовых лет подряд, то необходимо уменьшить уставный капитал до стоимости чистых активов, либо ликвидировать компанию (п. 4 ст. 30 Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Поэтому при высоком удельном весе непогашенной кредиторской задолженности данная информация не может быть сокрыта от пользователей отчетности, в т.ч. учредителей (участников).

    Пример 1:
    Согласно п. 10 ПБУ ПБУ 7/98 событие, произошедшее после отчетной даты, раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. На счетах бухучета в отчетном периоде данное событие не отражается.

    Пример 2:
    В бухгалтерской балансе по состоянию на 31 декабря отражены значительные вложения организации в ценные бумаги (акции) крупной корпорации. В марте следующего года, до подписания отчетности, получена информация, что рыночная цена этих акций значительно уменьшилась. В данной ситуации организация должна раскрыть в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах соответствующую информацию. Если возможность оценить последствия события после отчетной даты в денежном выражении отсутствует, то организация должна указать на это.

    Как разъяснил Минфин, те компании, которые ведут упрощенный бухучет и представляют упрощенную бухгалтерскую отчетность за 2017 год, должны отражать в ней события после отчетной даты с учетом принципа рациональности (пункт 28.4 Информации Минфина России от 29.06.2016 N ПЗ-3/2016).

    Поэтому, если до подписания баланса произойдет событие, существенно влияющее на финансовое состояние фирмы, составить пояснения и раскрыть в них это событие необходимо.

    Если важной информации, подлежащей отражению в приложениях (пояснениях), по мнению организации нет, то они не заполняются.

    3. Информация, не подлежащая раскрытию в отчетности малых предприятий

    Субъекты малого предпринимательства вправе отражать в упрощенной бухгалтерской отчетности за 2017 год последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение и результаты деятельности организации и (или) движение денежных средств, перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008). То есть без отражения корректировок показателей бухгалтерской отчетности за прошлые периоды.

    СМП вправе:

    • не применять ПБУ 11/2008 и не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности,
    • не применять ПБУ 16/02 и не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности,
    • не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности согласно пункту 2 ПБУ 12/2010.

    Все вышеназванные способы упрощения учета, применяемые организацией, необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

    Независимо от того, составляется годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме или по упрощенным формам, срок предоставления ее в налоговый орган и статистику — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, п. 1 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

    С учетом выходных дней сдать бухгалтерскую отчетность за 2017 г. надо не позднее 2 апреля 2018 г.

    Таким образом, организации, применяющие упрощения, вправе раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

    Если воспользоваться всеми льготами, предусмотренными для бухгалтерской отчетности для малых предприятий за 2017 год, ее информативность будет стремиться к нулю. Поэтому решение о том, какие упрощения применять целесообразно согласовать с учредителями. Ведь возможно, что они захотят увидеть в отчетности информацию в более развернутом виде, чем бухгалтер собирается им предложить.

    Что касается СМП, подлежащих обязательному аудиту, то они ведут бухучет и составляют отчетность по общим правилам.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    2.1. Нормативное регулирование аудиторской деятельности

    Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например во Франции) в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Англия) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями. На международном уровне профессиональные организации аудиторов сотрудничают с помощью Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.

    Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. Система нормативного регулирования в Российской Федерации в целом и по аудиторской деятельности в частности состоит из четырех уровней документов (таблица № 2).

    Таблица №3

    Нормативные документы, регулирующие аудиторскую

    деятельность в Российской Федерации

    Уровни

    регулирования

    Виды и наименования

    нормативных документов

    Область регулирования

    1

    Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ, иные федеральные законы, указы Президента РФ.

    Регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

    2

    Постановления Правительства РФ, нормативные документы уполномоченного федерального органа, осуществляющего государственное регулирование аудиторской деятельности.

    Содержат нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

    3

    Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений.

    Регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне объединений.

    4

    Внутренние аудиторские стандарты.

    Используются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг.

    Документами первого уровня являются федеральные законы, указы Президента РФ, содержащие нормы законодательства об аудиторской деятельности. Федеральный закон – нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и обнародованный в установленном порядке.

    К таким документам относятся: закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, а так же это такие нормативные документы как Налоговый Кодекс Российской Федерации, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, законодательство о бухгалтерском учете и другие документы, используемые в ходе аудиторских проверок.

    Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации относится к основным законодательным актам. В нем отражаются основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующие аудиту услуги, аудитора и аудиторских организаций. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказание аудиторских услуг.

    В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов и аудиторских организаций. Определен порядок осуществления контроля работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.

    К иным федеральным законам, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации относится закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот закон определяет участников процесса лицензирования и детализирует полномочия лицензирующих органов.

    Документами второго уровня, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, являются постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, касающихся таких аспектов:

    · порядка проведения открытых конкурсов на заключение договора оказания аудиторских услуг организациям, уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%;

    · федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

    · положения о федеральном органе, уполномоченном осуществлять государственное регулирование аудиторской деятельности;

    · правила обмена квалификационных аттестатов аудитора;

    · лицензирование аудиторской деятельности.

    Документами второго уровня системы нормативного регулирования являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.

    Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и предприятий, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита регулируют взаимоотношения аудиторских фирм, предприятий, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности предприятий, а также учитываться в арбитражном процессе.

    В настоящее время разработаны и постоянно дополняются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые позволяют более подробно детализировать технологию аудиторских проверок в рамках нормативно-правовой базы. Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработаны с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

    Первые шесть федеральных правил (стандартов) утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. До настоящего времени разработаны и действуют 23 правила (стандарта) аудиторской деятельности.

    Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ и являются обязательными как для аудиторов, так и для аудируемых лиц.

    Внутренние правила (стандарты) действуют в профессиональных аудиторских объединениях и организациях и их требования не могут быть ниже или противоречить требованиям федеральных правил (стандартов).

    Документы третьего уровня включают стандарты профессиональных аудиторских объединений, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита для членов таких объединений.

    Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Как правило, такие документы разрабатываются аудиторами с учетом отраслевой принадлежности их клиентов/аудируемых лиц. Содержание и форма таких документов является прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау, которые определяют качество и престиж аудиторских фирм.

    Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются по видам на:

    — федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

    — внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности.

    2.2. Лицензирование аудиторской деятельности. Аудиторская организация

    К лицензируемым видам деятельности относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. К такому виду деятельности относится в частности аудиторская деятельность.

    В соответствии с условиями статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г., 2 ноября 2004 г., 21 марта 2005 г.) аудиторская деятельность включена в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

    По определению лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование — мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

    В настоящее время разработано и действует Положение о лицензировании аудиторской деятельности (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г. N 190 «О лицензировании аудиторской деятельности»), которое определяет порядок лицензирования аудиторской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

    В соответствии с условиями этого Положения лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.

    Лицензирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство Финансов Российской Федерации как единый орган, уполномоченный проводить лицензирование аудиторской деятельности в целом, без деления её на те или иные формы и виды.

    В соответствии с условиями закона РФ «Об аудиторской деятельности» (статья 4) аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

    Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведению аудита при выполнении следующих обязательных условий:

    — аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества;

    — не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов;

    — в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов;

    — наличие лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

    Кроме того, существуют определенные условия по выдаче лицензий для специализированных аудиторских проверок, таких например, как аудит кредитных учреждений. К таким условиям и требованиям относятся:

    — участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществления аудита кредитных организаций;

    — наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2-х лет;

    — наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2-х лет.

    В лицензирующий орган аудиторская организация представляет необходимые документы, к которым относятся: заявление на предоставление лицензии, учредительные документы о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об уплате лицензионного сбора, сведения о кадровом составе, квалификационные аттестаты аудиторов и другие необходимые документы.

    Для наглядности схематически процедуру лицензирования можно представить в виде таблицы № 3.

    Таблица № 4

    Процедура лицензирования

    2.3. Аудитор и его аттестация

    В соответствии с условиями статьи 3 закона РФ «Об аудиторской деятельности» аудитором может быть любое физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

    Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Проходит аттестация в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

    Существует два обязательных требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:

    1. Наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. В том случае, если документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, получен в образовательном учреждении иностранного государства, необходимо иметь свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

    2. Наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

    Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

    В соответствии с условиями Временного Положения «О системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации», утвержденного Приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г. N93н по итогам квалификационного экзамена выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

    а) в области общего аудита;

    б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

    в) в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

    г) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

    Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

    Каждому аудитору, имеющему квалификационный аттестат, необходимо в обязательном порядке ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлению аудита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

    2.4. Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций

    Для того, чтобы осуществить цель аудиторской проверки и компетентно выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ перед аудитором стоят определенные задачи, которые регулируются правами и обязанностями. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов оговорены в статье 5 закона РФ «Об аудиторской деятельности»

    В ходе проведения аудиторской проверки аудиторы вправе:

    1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

    2) проверять любую документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации;

    3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

    4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях когда:

    — аудируемым лицом не представлена вся необходимая документация;

    — в ходе аудиторской проверки выявлены обстоятельства, оказывающие (либо могущие оказать) существенное влияние на мнение аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

    5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    При проведении аудиторской проверки аудиторы обязаны:

    1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудитора;

    3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу;

    4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

    5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

    Права и обязанности аудитора схематически можно представить в таком виде таблицы № 5.


    Таблица № 5

    Ответственность аудитора может быть моральной и уголовной. Например, за заведомо ложное аудиторское заключение аудитора могут лишить (отозвать) квалификационного аттестата.

    В случае ненадлежащего проведение аудиторских проверок или ненадлежащего исполнения других аудиторских услуг, аудитор теряет не только свою репутацию и репутацию аудиторской фирмы, в которой он трудится, но может понести и более серьезные наказания. Кроме того, при действиях аудитора, повлекших к существенным убыткам аудируемого лица, аудитора могут привлечь к материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *