Обжалование решений государственных органов

Сроки исковой давности для обжалования решений органа государственной власти субъекта РФ

Здравствуйте! Есть ли срок исковой давности для обжаловании решений органа государственной власти субъекта РФ о включении в Реестр пострадавших граждан, чьи права были нарушены в сфере долевого строительства, в суде общей юрисдикции? Если такой срок существует, то могут ли являться уважительными причинами для восстановления пропущенного срока преимущественное пребывание в другой стране ввиду длительной служебной командировки или же постоянное проживание в другой стране?

Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих регламентировано главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ).

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно статьи 256 ГПК РФ, которой регламентирован срок обращения с заявлением в суд:
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Пропущенный срок на обращение в суд может быть восстановлен. Основанием восстановления срока выступает обоснование заявителем уважительной причины пропуска данного срока. При этом необходимо учитывать, что уважительной причиной пропуска срока являются любые обстоятельства, затруднившие получение информации об обжалованных действиях (решениях) и их последствиях.

Опубликовано в Жилье и ЖКХ

Обжалование решений государственных органов

Обжалование — один из инструментов гарантии соблюдения законности. Кроме того институт обжалования решений госорганов является одним из способов контроля за законностью в сфере государственного управления.

Существующее правовое регулирование обжалования действий и решений госорганов дает гражданам возможность обжаловать любые акты как индивидуального, так и общенормативного характера, а также любые действия (бездействие) должностных лиц.

В настоящее время существуют различные пути и формы обжалования решений государственных органов, например, обращения к вышестоящим руководителям, обращения в различные инспекции, в прокуратуру или к Уполномоченному по правам человека, к депутатам, наконец, обращения в суд. Таким образом, процесс обжалования рассеян по различным ведомствам и инстанциям — жалобы посылаем по ведомственной вертикали госоргана либо контролирующей диагонали, а потом опять по вертикали, но уже контрольных госорганов, если получаем отписки вместо вразумительных ответов (можно еще ходить на личные приемы граждан:).
Организация процесса обжалования вне какой-либо общей системы, бесспорно, затрудняет процесс исправления ошибочных административных решений, являющийся одновременно и процессом восстановления нарушенных прав.

Законодательством предусмотрена возможность обжалования решений государственных органов в административном (внесудебном) порядке и/или в судебном порядке.

Можно выделить три основных способа обжалования действий госорганов:

  1. — внутриведомственное обжалование;
  2. — вневедомственное обжалование;
  3. — судебное обжалование.

Вневедомственное обжалование решений государственных органов

Обжалование неправомерных действий (бездействия) должностных лиц государственных органов возможно прокурору, депутату и Уполномоченному по правам человека.

Прокурор, наделенный полномочиями общего надзора за законностью, по результатам рассмотрения обращения либо жалобы вправе вносить представления в любой государственный орган о необходимости отмены незаконного решения и применении дисциплинарных мер к нарушителям закона. Но прокуратура — сторона обвинения, и при рассмотрении жалоб ее сотрудники в максимальной степени а стороне государства, а не гражданина.

Обращения к депутатам также являются одной из распространенных форм обжалования тех или иных действий должностных лиц. Но не надо забывать, что у депутатов нет реальных возможностей для расследования полученных ими обращений (их проверке), поэтому на практике депутат пересылает жалобу в профильное ведомство, решение которого и обжалуется.

Предметом деятельности института омбудсмена, или Уполномоченного по правам человека, являются случаи именно принятия государственными органами и их должностными лицами ненадлежащих решений, когда человек уходит от чиновника с ощущением, что с ним обошлись несправедливо. Омбудсмен не входит ни в какую властную вертикаль, и не обязан никому подчиняться. Но и его решения никому не обязательны, а носят рекомендательный характер.

Ни один из способов вневедомственного обжалования решений государственных органов не может оцениваться как эффективный.

Судебное обжалование решений госорганов

Если Вы дочитали до данного места, то Вам уже понятно, почему подавляющее большинство пострадавших от незаконных решений госорганов предпочитают обращаться в суд с обжалованием этих решений, несмотря на существенные временные затраты рассмотрения дел судами.

Суд — орган государственной власти, принимающий решения, обязательные для исполнения всеми (кому они предназначены). Конечно, наиболее эффективными способом обжалования неправомерных действий и решений государственных органов является подача жалобы в суд, с целью получения положительного решения суда.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в результате которого:
— нарушены права и свободы гражданина и/или
— созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод и/или
— на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Пример решения суда на жалобу по административному делу
В результате обжалования постановления Комиссии по делам несовершеннолетних по ст.5.35 КоАП РФ суд отменил решение о лишении родительских прав

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *