Оформление результатов налоговой проверки

Оформление результатов налоговых проверок

По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).В случае отказа лица, его представителя подписать акт, записывается соответствующая отметка в акте налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должно быть указано:

1) дата акта налоговой проверки (датой акта налоговой проверки является дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку);

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса в случае, если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения акта указанным лицом, его представителем.

В случае, если лицо или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки и выводами проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

Оформление результатов налоговой проверки

Оформление результатов налоговых проверок осуществляется в порядке статьи 100 НК и заключается в составлении акта налоговой проверки по окончании выездной проверки.

По результатам выездной налоговой проверки акт составляется по установленной форме в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов независимо от того, обнаружены или нет какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах.

В акте налоговой проверки указываются:

дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица (участников консолидированной группы налогоплательщиков). В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

период, за который проведена проверка;

наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

даты начала и окончания налоговой проверки;

адрес места нахождения организации (участников консолидированной группы налогоплательщиков) или места жительства физического лица;

сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи НК.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

2. Налоговая ответственность

ОТВЕТ:Налоговая ответственность по Налоговому кодексу РФ представляет собой конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований. Указание на то, что субъектом этой обязанности является гражданин, не должно пугать. В данном случае под гражданином понимаются физические лица. Поэтому и иностранцы, и лица без гражданства подпадают под число обязанных лиц. Данная обязанность распространяется и на юридических лиц.

Сам термин налоговая ответственность встречается только один раз в Налоговом Кодексе РФ в статье 107.
В статье 106 Налогового Кодекса РФ дается понятие налогового правонарушения, традиционного для административного вида ответственности, как основание наступления ответственности. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние. Это деяние может быть совершено налогоплательщиком, налоговым агентом или иными лицами. Статья 106 дает определение субъекта налоговой ответственности: налогоплательщик, налоговый агент и иные лица. Поскольку категория «иные лица» неопределенная, то восстановить эту категорию или понять ее можно только через налоговые составы.
Такими иными лицами на сегодняшний день являются специалист, переводчик, эксперт и организации и физические лица, которые совершили правонарушение, не будучи при этом налогоплательщиками или налоговыми агентами. Никаких иных лиц кроме тех, которые предусмотрены в конкретных составах, не может быть (статья 107 Налогового Кодекса РФ).

В отношении субъектов Кодекс сразу устанавливает возраст, с которого может наступить ответственность. 16 лет – это возраст налоговой ответственности и он аналогичен общему основному возрасту, когда наступает административная ответственность.

Физическое лицо – налогоплательщик становится таковым с момента своего рождения, если для этого у него есть необходимые объекты налогообложения. Налогоплательщиком оно может быть с любого возраста, с момента, когда у него появились объекты налогообложения, а ответственность он может нести только с 16 лет. Таким образом, если он не платит налоги до 16 лет, то, соответственно, можно ли привлечь родителей, законных представителей налогоплательщика к ответственности? Родители и иные законные представители нести ответственность за неуплату налогов не могут.
Статья 108 Кодекса содержит определенные особенности налоговой ответственности, потому что в самом понятии налогового правонарушения и в субъекте ничего, чтобы отличало налоговую ответственность от административной, нет. Особенности появляются именно в этой статье.

Выводы:
1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как на основании и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Указами Президента никакие штрафные санкции устанавливаться не могут.
2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
3. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности уплатить налог и пени. Также, это касается и налогового агента

3. Проверки по отдельным видам налогов: НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН, транспортный и земельный налоги.

ОТВЕТ: НДС: Одной из форм контроля за соблюдением законодательства о налогах является налоговая проверка по НДС. Согласно закону организации и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать установленные налоги и сборы, к числу которых относится НДС (налог на добавленную стоимость). Для того чтобы проверить правильность исчисления и уплаты, заполнения декларации, сроки уплаты и предоставления декларации, правомерность применения вычетов ИФНС осуществляет налоговую проверку по НДС.

В соответствии с законодательством РФ объектами налогообложения в данном случае являются: реализация товаров, работ, услуг, в том числе строительно-монтажные работы для собственного потребления, а также ввоз товаров на территорию РФ. Установлен порядок определения налоговой базы при совершении указанных операций, период и ставки, случаи освобождения от уплаты, а также возможность применения вычетов.

Налог на прибыль .Главной обязанностью налоговых органов является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему налоговых платежей.

Эта обязанность исполняется путем проведения налоговыми органами камеральных и выездных проверок.

Налоговые органы вправе при проведении как камеральных, так и выездных проверок истребовать у контрагентов и других лиц документы, информацию о конкретных сделках проверяемого плательщика.

Более подробно рассмотрим проверки по налогу на прибыль.

Налог на прибыль, несмотря на снижение налоговой ставки, занимает лидирующее место в налоговых поступлениях.

При проведении камеральной проверки деклараций по налогу на прибыль обращается внимание на наличие несоответствия или отсутствия логической связи между показателями налоговой и бухгалтерской отчетности. В таких случаях запрашиваются необходимые пояснения у налогоплательщика, истребуется у третьих лиц документация, касающаяся деятельности проверяемой организации.

Проверка деклараций проводится в автоматизированном режиме на основе контрольных соотношений, разработанных налоговым ведомством.

Проверяющие обычно проводят экономический анализ деклараций крупных и основных налогоплательщиков, включая проведение постатейного анализа по элементам доходов и расходов по сравнению с прошлыми налоговыми и отчетными периодами и выявление фактических причин изменения их уровня.

Экономический анализ проводится и для выявления неучтенных доходов. Для этого рассчитывается количество использованных ресурсов на определенный объем выпущенной продукции; производится сравнение показателей деклараций по аналогичным налогоплательщикам. Средняя рентабельность и средняя заработная плата, налоговая нагрузка по отрасли (основным видам экономической деятельности) сравниваются с показателями декларации.

В ходе выездных проверок налоговики используют данные бухгалтерского баланса (форма №1), отчета о прибылях и убытках (форма №2), главной книги или оборотно-сальдовой ведомости, а также положение об учетной политике организации, регистры бухгалтерского и налогового учетов, декларации по налогу на прибыль, первичные документы.

Надо иметь в виду, что прибыль для целей бухгалтерского и налогового учета отличается из-за разных подходов к признанию доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете. Это приводит к возникновению разниц между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью.

Поэтому проводится проверка правильности формирования постоянных и временных разниц.

Постоянные разницы — это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль отчетного периода и исключаемые из расчета налоговой базы. Временные разницы — это доходы и расходы, формирующие бухгалтерскую прибыль в одном отчетном периоде, а налоговую базу — в другом. Эти разницы при формировании налогооблагаемой прибыли приводят к образованию отложенного налога на прибыль, т.е. суммы, которая оказывает влияние на величину налога в следующих периодах.

НДФЛ. Одной из форм проверки исполнения налоговой обязанности налоговыми агентами и налогоплательщиками и контроля со стороны налоговиков является — Налоговая проверка НДФЛ

Налоговое законодательство понимает под налоговыми агентами лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Особенности.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В статье 31 НК РФ закреплен объем прав, «дарованных» законодательством налоговым органам:

— производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
— вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;
— приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ (подробнее смотрите статьи 76 и 77 НК РФ);
— требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

ЕСН. Проверка ЕСН начинается с подготовительного периода. Перед выездом к налогоплательщику работник налоговых органов должен изучить всю имеющуюся в налоговой инспекции информацию о предприятии: акты предыдущих проверок, результаты сверок с внебюджетными фондами, претензии коллег из смежных отделов и т.д. Кроме того, он должен ознакомиться со сведениями, которые получены из милиции, таможни, регистрационных палат и т.п.

В первую очередь в число кандидатов на проверку включают тех, кто допускал ошибки в составлении промежуточной отчетности, пользовался налоговыми льготами или применял регрессивную шкалу налогообложения, а также тех налогоплательщиков, которым местные отделения ФСС России отказывали в возмещении каких-либо расходов.

Затем определяется круг проверяемых вопросов и дается развернутая характеристика первичных документов и бухгалтерских регистров, которые должны быть исследованы в ходе проверки.

Перед инспектором ставятся четыре задачи:

— проверить правильность определения налоговой базы по ЕСН;

— оценить правомерность использования налоговых льгот;

— установить, соответствуют ли законодательству применяемые ставки налога;

— определить, правильно ли рассчитываются суммы налоговых вычетов (пенсионных взносов).

Земельный налог.Характеризуя субъект земельного налога, следует отметить, что субъектный

состав правоотношений по уплате земельного налога включает, помимо налогоплательщика,

налоговый орган, осуществляющий взимание или взыскание земельного налога,

контролирующий соблюдение налогового законодательства в отношении правильности

исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в соответствующий бюджет.

Налоговое законодательство предусматривает ответственность Государственных налоговых инспекций за полный и своевременный учет всех налогоплательщиков и проведение документальных проверок по мере возникновения необходимости, но не реже одного раза в два года. Документальные проверки расчетов по земельному

налогу осуществляются в соответствии с годовым планом и квартальными графиками

проверок.

В первую очередь документальные проверки организуются в отношении юридических

лиц, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки наибольших

размеров и большой удельный вес поступлений в бюджеты земельного налога, а

также тех юридических лиц, которые обязаны централизованно представлять расчеты

налоговым органам по каждому административному району в связи с нахождением

в них предметов обложения (отделения железных дорог МПС, органы, уполномоченные

управлять автомобильными дорогами субъектов Российской Федерации, производственные

объединения по энергетике и электрификации Минтопэнерго и др.)

В ходе документальной проверки устанавливаются площади земельных участков,

подлежащих налогообложению, правильность применения ставок налога в зависимости

от целевого назначения предоставленных юридическому лицу земель и их местоположения.

Проверка называется документальной, поскольку правильность расчетов земельного

налога проверяется по Государственному акту на право собственности на землю,

пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей,

а также по свидетельству о праве собственности на землю или свидетельству

о бессрочном (постоянном) владении землей. Перечисленные документы содержат

данные о площади участков земли, предоставленной в собственность (владение,

пользование), чертеж этих земель, их количественную характеристику, список

земельных участков с особым режимом использования земель.

Помимо основного документа, подвергающегося контрольной проверке, в налоговой

инспекции могут использоваться и иные контрольные материалы, среди которых

следует упомянуть:

данные ежегодного отчета комитета по земельным ресурсам и землеустройству

«О наличии земель и распределении их по категориям, угодьям, землевладениям,

землепользователям и собственникам» (форма N 22);

инвентаризационные дела на жилые дома бюро технической инвентаризации;

землеотводные дела, которые ведутся управлениями архитектуры и градостроительства;

другие материалы.

Документальная проверка проводится с выходом на предприятие, в учреждение,

организацию. При проверке с выходом на место, среди прочего, особое внимание

уделяется правильности применения ставок земельного налога в связи с возможным

наличием объектов, подлежащих налогообложению по разным ставкам.

До начала документальной проверки налоговый инспектор по каждому расчету

проводит камеральную проверку. Ее цель — выявление возможных ошибок, допущенных

при составлении расчетов земельного налога. В ходе камеральной проверки выясняется,

правильно ли показана площадь земельных участков по сравнению с расчетом истекшего

года, верно ли применены ставки, исчислены платежи и распределены начисленные

суммы по срокам уплаты. Проверяющий подтверждает, что к расчетам приложены

необходимые справки, таблицы. Проверка завершается составлением акта, в котором

указываются все выявленные нарушения.

Работа налоговых органов по контролю за физическими лицами постоянно

активизируется плательщиками земельного налога, число которых непрерывно растет,

прежде всего, за счет появления новых землевладельцев в связи с отведением

им земельных участков.

Эффективность контрольной деятельности налоговых органов во многом зависит

от организации слаженного взаимодействия налоговых органов с земельными комитетами

по вопросам передачи информации обо всех случаях отвода и закрепления земель

за новыми владельцами. Несвоевременная передача земкомами соответствующих

документов приводит к неполному учету налогоплательщиков и соответственно

объектов земельного налога.

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта. Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта — это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *