Оклады судей

Основной принцип

Подробно об образовании судейских доходов мы рассказывали в тексте «Цена работы: сколько получают российские судьи». Зарплаты судей складываются из трёх основных переменных и различных доплат. Все выплаты строго зафиксированы в законе «О статусе судей».

Исследования Цена мантии: сколько зарабатывают судьи за рубежом

В этом смысле изменения судейских зарплат, которые происходят раз в несколько лет (последние такие изменения были дважды в 2013 году и один раз в 2018), представляют собой индексацию. Сама же структура выплат не меняется. Индексация проводится после специального указа президента. Очередное повышение состоится в октябре 2019 года.

На картинке ниже указан должностной оклад председателя Конституционного суда. Он также закреплён указом президента (от 19 марта 2013 года № 207) – 32 752 руб. в месяц.

От него высчитываются в процентах оклады председателя Верховного суда и далее по цепочке всех остальных работников, это закреплено в ст. 19 ФЗ «О статусе судей».

Учитывая все индексации и повышение в сентябре, должностной оклад председателя КС составит с октября 2019 года 37 480,7 руб.

Повышение должностных окладов, в сравнении с 2013 годом, составило около 4000 руб. Фактически повышение больше: вслед за должностным окладом поднялись и доплаты (они считаются в процентах от должностного оклада), а также выплаты за квалификационный класс и доплаты за отдельные выслуги.

  • Судейское сообщество

В конце прошлого месяца появились точные сведения о том, сколько платят российским судьям: статистику по федеральным органам судебной власти, СКР, Генпрокуратуре и ФССП Росстат. Сведения были собраны за первые девять месяцев 2015 года.

Судя по данным Росстата, абсолютным рекордсменом по доходам служащих стал Конституционный суд РФ: там среднемесячная заработная плата составила 132 304 руб. – чуть ниже, чем в соответствующем периоде предыдущего года. Снижение оказалось незначительным: судьи потеряли лишь 3,6 процента дохода. В Верховном суде доходы выросли. Получать там стали в среднем 128 256 руб., что на 7,6 процента выше, чем в прошлом году. Самым значительным в процентном отношении рост заработной платы оказался в Судебном департаменте при ВС РФ – там доходы выросли на 9,5 процента. Однако в денежном выражении сумма не так велика: средний доход за охваченный период составил 82 151 руб.

Указали в Росстате и динамику зарплат в Генпрокуратуре и СК РФ. Если в первом ведомстве зарплата выросла на 3 процента, составив 86 477 руб., то 15 сотрудникам Следственного комитета похвастаться нечем: доходы их упали на рекордные 33 процента и составили в среднем 44 604 руб.

Шанс на повышение дохода у судей есть: в соответствии с одобренным президентом РФ год назад правительственным законопроектом вознаграждение судей должно происходить поэтапно – чтобы не перегрузить бюджет – повыситься на 12,5 процента до 42,5 процента в период до 2017 года в зависимости от статуса должности и уровня соответствующего суда. Такие цифры вполне согласуются с объёмом работы, который, по словам главы комитета Владимира Плигина, «зашкаливает».

Сотрудникам аппаратов судов, из-за низких доходов которых судьи, по мнению зампреда комитета Вячеслава Лысакова, «скоро останутся одни», обещали и вовсе головокружительный рост доходов. Впрочем, ждать придется долго: разработанный Минфином законопроект предусматривает «существенное» повышение окладов для сотрудников аппарата судов с 2018 года. Кроме того, 2 декабря Госдума приняла во втором, ключевом, чтении законопроект, которым на следующий год отменяется индексация зарплат судей, чиновников и военнослужащих. Как ранее отмечали в правительстве, размеры выплат за счет федерального бюджета не будут увеличиваться в 2016 году «с учетом текущей экономической ситуации».

Посчитать решили не только судейские доходы, но и расходы. В конце ноября Президент РФ Владимир Путин подписал закон, уточняющий отдельные требования к антикоррупционному поведению судей и сотрудников правоохранительных органов. В ряду требований – доступ СМИ к сведениям о расходах судей и членов их семей (изменения в приложение 5 к Закону РФ «О статусе судей в РФ»). Тем, кто не сообщил о доходах и расходах вовремя или же рассказал не то и не полностью, грозят дисциплинарные взыскания, а малозначительные коррупционные правонарушения закончатся замечанием или выговором. Декларациями о доходах за прошлый год судьи поделились с общественностью. Согласно , председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев за минувший год задекларировал заработок в 11 232 270 руб., Председатель Мосгорсуда Ольга Егорова задекларировала за минувший год заработок в 5 028 816 руб. (на 600 000 руб. больше, чем в 2013 г.), Генеральный директор Суддепартамента Александр Гусев указал в декларации за 2014 год заработок в 3 862 102 руб., а председатель АСГМ Сергей Чучазадекларировал за минувший год заработок в 3 542 000 руб.

Европа: доходы растут

Узнать, сколько получают судьи в Европе, достаточно просто: все данные регулярно публикуются в рамках Совета Европы, посвященного эффективности судебных систем. В рамках исследования приведены не только цифры, но и потенциальный рост оклада от начала карьеры к её высшей точке. Как говорится в рекомендациях по выплате компенсаций судейскому корпусу:

Вознаграждение для судьи должно компенсировать профессиональные обязанности и быть достаточным для того, чтобы защитить судей от соблазна повлиять на решение за деньги.

Какие именно суммы удовлетворяют подобному критерию, ясно из таблицы:

На 2012 год средний ежегодный доход судей по странам Европы составил 47 789 € до и 27 694 € после налогообложения – что в 2,3 раза больше, чем средний доход для всего работающего населения в Европе.

Лидерами по доходам оказались британские судьи. В Шотландии средний доход судьи составил 157 312 € до налогообложения, что в 5,1 раза превышает средний заработок в регионе. Высокую планку по зарплатам держат и судьи Швейцарии (129 946 € до и 110 454 € после налогообложения) и Норвегии (130 737 € до и 90 163 € после налогов). Стабильно высокий заработок и у судей Ирландии (122 512 € до налогов) – что не мешает им, как и их британским коллегам, регулярно выражать недовольство шестизначными суммами. Компенсация на 2015 год составляет для разных категорий судей от 100 до 200 тысяч фунтов, а годовой доход наиболее высокооплачиваемого Лорда Верховного судьи Англии и Уэльса на сегодняшний день – £244665 фунтов. Но такие доходы, на их взгляд, слишком незначительны по сравнению с объёмом работы, с которым им приходится справляться. Считает свою работу оцененной по достоинству только 1 из 50 британских судей.

В целом же из 48 стран и регионов, упомянутых в исследовании, российские судьи по доходам до налогообложения оказались на 40 месте – на три позиции ниже, чем в исследовании 2012 года. Однако если сравнивать не абсолютные суммы дохода судей в разных юрисдикциях, а разрывы между доходом начинающего судьи и средними зарплатами населения, то в таком рэнкинге Россия оказалась бы на 9-й позиции.

Что касается высокопоставленных судей на высших руководящих должностях, то ситуация кардинально не отличается: на первом месте Швейцария с доходом для судей 294 565 € до и 276 361 € после налогообложения. За ней следуют регионы Великобритании, а сразу после – Норвегия, где самые успешные судьи получают в год 212 295 € до и 159 836 € после налогообложения. Цифры для России в этом разделе на момент сбора данных оказались недоступны.

Если сравнивать судейский доход в 2012 и 2014 году, то очевидно, что рост доходов в большей или меньшей степени характерен для судей практически всех стран.

Без изменений доход остался лишь в шести странах: Нидерландах (74 000 евро), Андорре (73 877 евро), Швеции (53 587 евро), Испании (47 494 евро), Германии (41 127 евро) и Азербайджане (11 364 евро). В некоторых странах доходы членов судейского корпуса в расчёте на евро и вовсе сократились. В их числе оказалась и Россия: доход судей с 2010 года сократился с 15 988 до 14 843 евро. Учитывая значительные колебания в курсе евро, можно предположить, что на настоящий момент выраженные в евро зарплаты судей сократились еще больше. В числе других стран, в которых доходы судей упали, оказались Португалия, Рымыния, Черногория, Греция, Люксембург, Ирландия, Франция и ряд других стран.

В период с 2008 по 2012 год в России наблюдался также самый значительный по сравнению с другими странами разрыв между окладами судей и средними окладами по стране: в то время, как средний доход вырос на 58,7%, оклад судей сократился на 2,1%, соотношение же между окладом судей и средним окладом по стране оказалось отрицательным -38,3%. Значительное падение этого показателя, демонстрирующее увеличение разрыва между зарплатами судей и средними зарплатами по стране, оказались также у Швеции (30,2%) и Албании (24,9%).

Упомянуты в исследовании и дополнительные выплаты и привилегии. Есть они только в половине рассмотренных в исследовании стран, да и получают их далеко не все судьи. Самыми привилегированными оказались судьи России и Румынии – они получают как дополнительные выплаты, так и жилье и пенсию.

На бонусы к зарплате могут рассчитывать судьи Албании, Армении, Эстонии и Италии (при работе сверхурочно), Мальты, Монако, Черногории и России. Оплату представительских расходов обещают в Хорватии, Чехии, Черногории, Португалии, Словакии и Турции. Медстраховку или страхование жизни оплатят в Румынии, России, Латвии, Венгрии, Эстонии, Хорватии и Албании. Автомобиль с водителем обещают судьям на Мальте, их венгерским коллегам помогут при переезде и получении образования, а в Чехии финансово поддержат тех, кто ведет научную работу и выпускает публикации. Оплатить лечение помогут в Германии, России, Латвии и Румынии, а в Чехии, Франции, Венгрии, Черногории и России судьям помогут еще и обзавестись жильем.

Бонусы за достижение количественных и качественных показателей есть только в 5 европейских государствах: Франции, Грузии, Италии, России и Испании. В Исландии судьям также решили выдавать премии – но мера была временная и объяснялась ростом нагрузки на суд в период экономического кризиса. Во Франции бонус за достижение показателей может составлять до 16,5% от оклада до налогообложения. В Грузии судья, помимо оклада, может получить ежемесячный бонус в зависимости от результатов работы за месяц. В Италии бонус может получить как суд, так и отдельный судья в случае, если число дел, ожидающих очереди на рассмотрение, сократилось на 10 % в год. Испанский судья может рассчитывать на бонусы в двух случаях: при достижении количественных показателей (учитывается число вынесенных решений за период времени) и при дополнительной нагрузке из-за замещения коллег.

США: за повышением – в суд

Зарплаты американских судей не росли в период с 2009 по 2013 год. Однако 1 января 2014 года американские судьи дождались 14-процентного роста объема компенсации, который должен был компенсировать увеличение стоимости жизни. На повышения они рассчитывали раньше – однако соответствующие поправки были заблокированы Конгрессом США, отменившим автоматическое увеличение зарплаты как для себя,так и для судейского корпуса.

За прибавкой к зарплате судьям пришлось самим обратиться в суд – право на повышение оклада в соответствии с ростом стоимости жизни предусмотрено законом о судейской этике от 1989 г. (Ethics Reform Act), ограничивающем сторонние заработки судей в обмен на регулярные компенсации. Коллективный иск о незаконности отказа в повышении зарплат подали в суд шестеро служителей Фемиды в 2009 году – и добились своего, выиграв дело. Апелляционный суд признал их правоту и постановил выплатить заявителям компенсацию в размере $940 000. В текущем году зарплаты судей в США были проиндексированы. Сегодня глава Верховного суда США зарабатывает $258 100, судья ВС – $246 800, судья апелляционного округа – $213 300, а судья судебного округа – $201 100.

Ирина Кондратьева. Право.ру

Президент России Владимир Путин подписал в понедельник, 21 сентября, указ о повышении окладов российских судей на 3% с 1 октября. Об этом сообщается на официальном интернет-портале правовой информации.

«Повысить с 1 октября 2020 года в 1,03 раза должностные оклады судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда России, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, а также мировых судей субъектов России», — цитирует документ RT.

Решение принято в целях обеспечения социальных гарантий судьям, а также полного и независимого осуществления правосудия, передает RNS.

3 сентября «Известиям» сообщили в пресс-службе Минтруда, что концептуально ведомство поддерживает инициативу «Единой России» упорядочить систему оплаты труда бюджетников. Однако вопрос о единой предельной доле оклада в заработных платах всех сотрудников этой сферы в размере 70% нуждается в дополнительной отраслевой проработке, отметили в министерстве.

С предложением увеличить долю оклада в зарплате бюджетников до 70% партия выступила в августе на совещании с участием министерств и профсоюзов. «Мониторинг показывает, что во многих регионах должностные оклады учителей и врачей даже ниже размера МРОТа, а их доля в общем объеме оплаты труда где-то не достигает и 30%. А чтобы добиться выполнения майского указа, руководители на местах занимаются откровенными манипуляциями со ставками часов работы», — заявил тогда секретарь генсовета партии Андрей Турчак.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Специальный соцобес

Амангельды Хамзин,

председатель Павлодарского

филиала Союза судей РК, д. ю. н.

Специфика суда как ветви государственной власти, обладающей абсолютной независимостью, неизбежно предопределяет статус судей как особых должностных лиц и членов социума.

Независимость судей, декларируется в ст. 79 Конституции РК, она может быть обеспечена только при помощи реализации всего комплекса правовых и социальных гарантий, установленных в их отношении.

Социальная защита судей, включающая в себя все социальные гарантии, призвана не только предоставить судье надлежащий уровень материального обеспечения в качестве вознаграждения за его труд, но и создать условия для реальной экономической независимости судьи и его личной неприкосновенности. Систематическое исполнение всех перечисленных критериев, то есть социальной защиты судей, в конечном итоге должно иметь своим результатом образование независимого правового и социального статуса судьи.

Социальную защиту судей следует признать самостоятельным видом специальной социальной защиты населения. Она обусловлена направленностью на обеспечение принципа независимости судебной власти, нивелирование установленных для судей запретов по реализации некоторых конституционных прав, перечисленных в ст. 28 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (далее — Конституционный закон), и тех строжайших требований о соблюдении особых правил поведения, введенных Кодексом судейской этики, как в рамках служебной, так и неслужебной деятельности.

Рассмотрим отдельные аспекты социальной защиты судей. Заработная плата судей рассматривается в качестве одной из основных мер их социальной защиты. Согласно ст. 47 Конституционного закона оплата труда судей определяется Президентом РК в соответствии с пп. 9) ст. 44 Конституции с учетом статуса судьи, порядка его назначения и избрания, а также осуществляемых им функций. Указом Президента РК от 25 марта 2001 года № 575 «О единой системе оплаты труда работников органов Республики Казахстан, содержащихся за счет государственного бюджета» в качестве единой системы оплаты труда установлена повременная система оплаты. Она включает в себя оплату труда на основе коэффициентов, применяемых к базовому должностному окладу, для исчисления должностных окладов, выплаты доплат, надбавок, компенсаций. Однако заработная плата конкретного судьи определяется без учета объема нагрузки по рассмотрению дел, что нарушает один из основополагающих принципов трудовых отношений — принцип равной оплаты за равный труд. Является естественной ситуация, когда судьи одного и того же уровня, работая в разных социально и экономически активных местностях, выполняют разную месячную, годовую нагрузку по количеству рассматриваемых дел, но при прочих равных условиях, таких, например, как стаж работы, получают одинаковый должностной оклад. Кроме того, общеизвестно, что в разных регионах, а иногда и в разных судах региона нагрузка на судью существенно отличается — хотя бы потому, что в одном суде штат укомплектован на 100 процентов, а в другом сотрудников недостаточно. В последнем случае ноша по выполнению работы за отсутствующих коллег ложится на оставшихся судей. Однако размер судейского вознаграждения одинаков у всех, и этот фактор закон не учитывает, что, очевидно, не совсем справедливо. Решением поставленной проблемы могут стать два подхода. Во-первых, это введение нормативов нагрузки на судей, с разработкой соответствующей обоснованной методики. Во-вторых, считаем востребованным и обоснованным законодательный переход к суммированному учету рабочего времени судей и установление им месячной нормы труда. Все вышеуказанное обеспечит справедливый подход к оплате труда представителей судейского сообщества.

В соответствии с общепризнанными международными актами, в частности согласно п. 6.4 Европейской хартии о законе о статусе судей, принятой 8-10 июля 1998 года в Лиссабоне, одной из гарантий независимости судей, является достойный уровень их социального обеспечения, включая пенсионное обеспечение по возрасту. Указанным международным актом закрепляется норма о том, что национальный закон должен предусматривать, что судьи, достигшие возраста для выхода в отставку с судейской должности и исполнявшие судейские обязанности в течение определенного срока, должны по выходу в отставку получать пенсию, уровень которой должен быть как можно ближе к уровню их последней заработной платы в качестве судьи.

К сожалению, указанная гарантия в Казахстане не реализована. Судье при достижении пенсионного возраста назначается пенсия на общих основаниях, размер как ее солидарной части, так и накопительной, никаким образом не связан и не приближен к уровню последней заработной платы судьи, поскольку солидарная и накопительная пенсия ограничены установленными законодательством максимальными размерами. В связи с чем дополнительные бюджетные отчисления в качестве обязательных пенсионных взносов в размере 10 процентов от заработка судьи, осуществляемые за счет республиканского бюджета, следует признать неэффективными, декларативными, не решающими вопрос повышенного пенсионного обеспечения судьи.

В Конституционном законе содержится группа гарантий социальной защиты, не обладающих совершенным правовым механизмом их реализации. Это гарантии обеспечения жильем, медицинского обеспечения, получения денежной компенсации в случае переезда. Эти гарантии судьями признаются важными. Например, обеспечение жильем является для судей существенной гарантией их социальной защиты, однако в результате недостаточно совершенного механизма реализации названные гарантии вызывают у судей малую степень удовлетворенности. Указанное положение вещей обусловлено предоставлением судьям вторичного жилья, как правило, имеющего значительный износ, низкий уровень комфортности.

Законодательство о социальной защите судей в РК разрозненно — отчасти противоречиво, декларативно, чрезмерно поверхностно. В большинстве случаев гарантии социальной защиты судей не воплощаются в жизнь. Нормы, устанавливающие гарантии и меры социальной защиты судей, являясь первичными источниками, не предусматривают процедуры реализации мер и гарантий, и, соответственно, содержат отсылки по этим вопросам к вторичным источникам права (устанавливающим взаимные правопритязания и правообязанности). Не установлены меры юридической ответственности за невыполнение норм о социальной защите судей в отношении органов государственной власти и должностных лиц, участвующих или способствующих реализации социально-правовых гарантий судей. Поэтому считаем, что законодательство должно быть усовершенствовано, необходимо дать конкретное разъяснение понятия «социальная защита судей»; определить субъекты социальной защиты судей, а также лиц, способствующих реализации мер социальной защиты судей; предусмотреть компетенцию республиканских и местных органов государственной власти в области социальной защиты судей; разработать комплекс мер, направленных на обеспечение социальной защиты судей и произвести их градацию в зависимости от статуса судьи, его субъективных особенностей; установить точный порядок реализации мер социальной защиты судей; предусмотреть механизмы организации контроля за осуществлением деятельности по социальной защите судей в РК; установить меры юридической ответственности за нарушение указанных в законе правил.

Зарплата судьи – это одна из привилегий, которую государство дает за стрессовую и объемную работу, помимо других социальных гарантий и защит. Размер ее должен быть достойным, гарантировать неподкупность судьи и компенсировать высокие нагрузки. Исследование 2018 года показало: 62% судей перерабатывают в два и более раз, а еще 5% работают в пять раз больше, чем должны. Судьи ежегодно сдают декларации о доходах: в прошлом году председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заработал за 2017 год 11,36 млн руб., а глава Конституционного суда Валерий Зорькин – 12,9 млн руб.

Материальное обеспечение судей установлено законом «О статусе судей», последние изменения в закон вносились в ноябре 2018 года. Фактическая «зарплата» судей складывается из окладов трех типов и доплат за различные достижения и навыки. Все расчеты ведутся от должностного оклада председателя Конституционного суда. Он закреплен указом президента (от 19 марта 2013 года № 207) и составляет 32 752 руб. в месяц.

Несмотря на то, что в законе прописан должностной оклад председателя КС, все остальные должностные оклады (кроме судей КС) считаются в процентной зависимости от оклада председателя ВС, который составляет 98% от оклада председателя КС. Например, должностной оклад мирового судьи составляет 19 258,14 руб., а судьи областного суда – 23 109,76 руб. На размер оклада влияет статус суда и география: судьи московских и петербургских судов, а также крупных городов получают больше.

На основе должностного оклада (который посчитан в графике выше для каждых должностей) рассчитывается денежное поощрение судей. В законе прописан коэффициент для каждой категории судей – почти для всех он составляет 2,2. Для судей КС коэффициент выше – 10,1, а для судей Верховного суда – 5,9. Коэффициент умножается на должностной оклад и прибавляется к зарплате.

Третий существенный и обязательный кусок зарплаты основан на квалификационном классе. Всего их 10 (с первого по девятый и высший), для перехода в следующий необходимо сдавать аттестацию. При этом мировые судьи могут быть от девятого до седьмого класса, а в Верховном суде могут работать только судьи первого и высшего классов. Мировой судья девятого (самого низкого )класса получит надбавку в 5777,4 руб., а судья кассационного или апелляционного суда общей юрисдикции первого класса – около 35 531,19 руб.

Дальнейшие надбавки связаны с особыми достижениями и статусами. Учитывается звание «Почетный юрист России», а также ученая степень. Важной частью является доплата за выслугу лет, судьи начинают ее получать после двух лет работы. При этом разные судьи за одни и те же достижения получают разные надбавки (из-за разного должностного оклада). Мировой судья за степень кандидата юридических наук получит 962,9 руб., а судья кассационного суда общей юрисдикции – 1315,9. Некоторые доплаты предусмотрены только для судей Конституционного суда – им добавляют 20% от должностного оклада за знание и использование в работе иностранных языков.

Таким образом, начинающий мировой судья со стажем три года работы в 2018 году в месяц получает 19 258,14 должностного оклада, 42 367,9 руб. денежного поощрения, 5777,4 руб. за девятый квалификационный класс и 2888,7 руб. за выслугу лет. То есть его зарплата составит около 70 290 руб. При этом судья высшего суда первого класса со стажем работы более 20 лет получит 27 282,36 руб. должностного оклада, 160 963 руб. денежного поощрения, 36 830 руб. за квалификационный класс и 13 641,18 руб. за выслугу лет, то есть около 238 716 руб. (без учета других доплат).

  • Судейское сообщество

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *