ООО кадастр недвижимости уставный капитал

Консультации по телефону: (095)-283-88-88, (067) 994-43-36 (24 часа в сутки)

Процедуру внесения земли в уставной фонд (капитал) юридического лица целесообразно рассмотреть на примере общества с ограниченной ответственностью (ООО), т.к. эта организационно-правовая форма является наиболее распространенной в Украине

Так, согласно ст. 13 Закона Украины «О хозяйственных обществах» № 1576-XII от 19.09.91 г. (далее – Закон о хозобществах) вкладом в уставной (составной) капитал хозяйственного общества могут быть денежные средства, ценные бумаги, другие вещи либо имущественные или прочие отчуждаемые права, имеющие денежную оценку, если иное не установлено законом.

При этом следует отметить, что согласно ст. 86 Хозяйственного кодекса Украины №436-IV от 16.01.2003 г. вклад, оцененный в гривнах, составляет долю участника и учредителя в уставном фонде общества, а порядок оценки вкладов определяется в учредительных документах хозяйственного общества, если иное не предусмотрено законом.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества осуществляется при согласии остальных участников общества, а в случаях, установленных законом, она подлежит независимой экспертной проверке (ст. 13 Закона о хозобществах, ст. 115 Гражданского кодекса Украины (далее – ГКУ)).

Статьей 3 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» № 2658-III от 12.07.2001 г. определено, что независимой оценкой имущества считается оценка имущества, произведенная субъектом оценочной деятельности – субъектом хозяйствования. Субъект оценочной деятельности составляет отчет об оценке имущества (акт оценки имущества), содержащий выводы о стоимости имущества (ст. 12 данного Закона).

В случае если учредители хозяйственных обществ сами оценивают имущество или имущественные права и определяют критерии оценки своих взносов (договорную цену) в уставный фонд хозяйственного общества, – это должно оформляться соответствующим актом оценки и приема-передачи в уставный фонд. При этом переход права собственности на имущество или имущественные права предусматривается учредительными документами хозяйственного общества или другим документом согласно требованиям главы 24 ГКУ «Приобретение права собственности».

Рассматривая порядок внесения участником в уставный фонд имущества, необходимо обратить внимание еще на некоторые нюансы, а именно: следует определиться, на каких условиях и при каких обстоятельствах происходит данный взнос, повлечет ли такое событие изменение размера доли вносящего взнос участника и изменение размера уставного фонда общества. Поясним.

Нормы ст. 51 Закона о хозобществах устанавливают, что до момента регистрации ООО каждый из участников обязан внести в уставный капитал не менее 50 % указанного в учредительных документах вклада. И увеличивать уставный капитал общества допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме. При этом законодательство не содержит четких указаний относительно того, в каких случаях может быть увеличен размер уставного фонда ООО.

Таким образом, если такой взнос осуществляется уже после полного формирования уставного фонда, то следует говорить о том, что для такого участника этот взнос будет считаться его дополнительным взносом (при этом происходит изменение номинальной стоимости и/или размеров долей участников), что повлечет увеличение размера уставного фонда общества.

Увеличение размера уставного фонда ООО фиксируется в уставе общества и подлежит государственной регистрации. При этом принятие решения об увеличении размера уставного фонда является компетенцией общего собрания общества по заявлению участника, имеющего намерения сделать взнос в уставный фонд.

При передаче недвижимого имущества (в частности, земельного участка) в качестве взноса в уставный фонд возникает необходимость в нотариальном удостоверении учредительных документов (устава).

Согласно ст. 55 Закона Украины «О нотариате» № 3425-XII от 02.09.1993 г. (далее – Закон о нотариате) соглашения об отчуждении имущества, подлежащего регистрации, удостоверяются при условии представления документов, подтверждающих право собственности на имущество, которое отчуждается или закладывается.

Во время нотариального удостоверения устава, по которому взносом участника является недвижимое имущество (земельный участок), нотариус действует так же, как и при удостоверении договоров о его отчуждении. В частности, нотариус должен требовать предоставления правоустанавливающих документов в оригинале, извлечения из реестра права собственности на недвижимое имущество.

Так, разд. 3 главы III Инструкции о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины, утвержденной приказом Минюста Украины от 03.03.2004 г. № 20/5 (далее – Инструкция № 20/5), определены общие правила удостоверения сделок об отчуждении жилого дома, квартиры, дачи, садового дома, гаража, земельного участка, иного недвижимого имущества.

При нотариальном удостоверении договоров об отчуждении жилого дома, а также другого недвижимого имущества, подлежащего регистрации, нотариус требует представления документов, подтверждающих право собственности (доверительной собственности) на указанное имущество, и, в предусмотренных законодательством случаях, документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на это имущество у лиц, которые его отчуждают.

Согласно ст. 126 ЗКУ право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком подтверждаются государственными актами, формы которых утверждены постановлением КМУ от 02.04.2002 г. № 449.

Для удостоверения соглашения о передаче права собственности на земельный участок нотариусу, кроме документов, предусмотренных п. 62, 712 Инструкции № 20/5, подаются заявление собственника земельного участка и решения органов местного самоуправления или органов исполнительной власти о согласии на получение права собственности на такой земельный участок.

В соответствии с абз. 4 ст. 55 Закона о нотариате устав должен удостоверяться либо по местонахождению недвижимого имущества, либо по местонахождению одной из сторон сделки.

Вернуться на главную страницу этой услуги

Консультации по телефону: (095)-283-88-88, (067) 994-43-36 (24 часа в сутки)

1. Заявление отчуждателя о государственной регистрации права собственности (при отсутствии такой регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним») (п.2 ст.6, п.1 ст.16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации)).
2. Заявление о государственной регистрации перехода права (представляется юридическим лицом (гражданином), которое вносит имущество в уставный капитал) (п.1 ст.16 Закона о регистрации).
3. Заявление о государственной регистрации права юридического лица, в уставный капитал которого вносится недвижимое имущество (п.1 ст.16 Закона о регистрации).
4. Документ об уплате государственной пошлины (п.1 ст.11, п.4 ст.16 Закона о регистрации, ст.333.33 Налогового кодекса РФ).
5. Документ, удостоверяющий личность заявителя; при обращении представителя — нотариально удостоверенная доверенность – подлинник и копия (п.4 ст.16 Закона о регистрации).
6. Учредительные документы юридического лица, которое вносит имущество в уставный капитал (если оно ликвидировано, то представляется выписка из Единого государственного реестра юридических лиц о внесении записи о прекращении деятельности юридического лица), и юридического лица, в уставный капитал которого вносится недвижимое имущество (п.4 ст.16 Закона о регистрации).
7. Документ, подтверждающий право собственности (хозяйственного ведения) на недвижимое имущество, вносимое в качестве вклада в уставный капитал (п.3 ст.9, ст.13, п.1 ст.17 Закона о регистрации).*
8. — Учредительный договор (для ООО), содержащий указание на размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей общества, размер и состав вкладов участников (с указанием конкретного имущества), порядок и сроки внесения участниками вкладов (п.1 ст.12 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
— Договор о создании (для АО), содержащий указание на размер уставного капитала общества, размер вкладов, сроки их внесения, способы оплаты (п.5 ст.9 ФЗ «Об акционерных обществах»).
9. Передаточный акт или иной документ о передаче недвижимого имущества (п.1 ст.223 Гражданского кодекса РФ).
10. Кадастровый паспорт земельного участка, удостоверенный органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, и (или) кадастровый паспорт иного объекта недвижимого имущества, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (п.1 ст.17, п.4 ст.18 Закона о регистрации).**
11. Иные документы в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе:
11.1. если вклад делает юридическое лицо:
— справка о стоимости недвижимого имущества, передаваемого в качестве вклада (в процентах относительно балансовой стоимости активов АО или от стоимости имущества ООО за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о внесении недвижимого имущества в качестве вклада в уставный капитал) (ст.46 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО), ст.78 ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО);
— решение компетентного органа управления юридического лица о совершении сделки по внесению вклада (в случае совершения крупной сделки либо сделки, в совершении которой имеется заинтересованность) (ст.ст. 45, 46 Закона об ООО, ст.ст.79, 83 Закона об АО).
11.2. если в качестве вклада в уставный капитал вносится недвижимое имущество, принадлежащее государственному (муниципальному) унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения:
— согласие собственника недвижимого имущества (п.2 ст.295 Гражданского кодекса РФ, ст.18 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», п.п.1, 2 постановления Правительства РФ от 03.12.2004 №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия).
11.3. если недвижимое имущество вносится в качестве вклада в уставный капитал существующей организации:
— для АО — решение общего собрания акционеров или совета директоров (в зависимости от компетенции, определенной уставом общества) об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и возможности внесения в оплату акций недвижимого имущества (ст.28 Закона об АО);
— для ООО — решение общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала за счет внесения недвижимого имущества участниками общества либо третьими лицами (ст.19 Закона об ООО).
11.4. если вклад делает физическое лицо:
— документы, предусмотренные в качестве дополнительных в соответствии с перечнем документов, представляемых на государственную регистрацию договора купли-продажи и перехода права на жилое помещение с участие физических лиц.
* Не требуется, если право зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
**Не требуется, если план объекта недвижимости ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.

Вопрос от читателя Клерк.Ру Константина (г. Барнаул)

Учредитель хочет увеличить уставный капитал своим имуществом (земля, недвижимость), по какой стоимости будет проходить увеличение, по рыночной или по какой он сам скажет? Подскажите как это оформить документально, какие наши действия, и еще нам придется ставить это все на баланс фирмы? И начислять налог на землю и имущество? И кто будет собственником, фирма или учредитель?

Стоимость имущества, вносимого в уставный капитал, утверждается решением общего собрания участников единогласно.

Если в ООО единственный участник, то он сам определяет стоимость имущества, которое вносит в уставный капитал. При этом, если участник (или собрание участников) оценит долю более чем в 20 000 рублей, то такая доля подлежит оценке независимым оценщиком и номинальная стоимость такой доли будет определяться исходя из стоимости, указанной в отчете оценщика (п. 2 ст. 15 ФЗ об ООО).

📌 Реклама

Документально вы должны составить акт приема-передачи земли между участником и обществом и подготовить комплект документов на регистрацию в регистрирующий орган:

  • Решение (протокол) об увеличении УК
  • Устав в новой редакции
  • Простая копия устава
  • Заявление на регистрацию изменений по форме Р13001 (старая, утвержденная).
  • Заявление на регистрацию изменений по форме Р14001 (новая, рекомендуемая)
  • Госпошлина в размере 800 руб.
  • Плата за копию устава в размере 400 руб.
  • Заявление (запрос) на получение копии устава.
  • Акт приема-передачи земли
  • Заявления участника о внесении дополнительного вклада (если участников несколько)

На дату составления акта приема-передачи земля «ставится на баланс». После регистрации изменений в уставе и ЕГРЮЛ организация обращается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по месту нахождения недвижимого имущества (земли).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *