Опх

Краткий отчет о работе Сибирского отделения Россельхозакадемии за 2006 и 2002-2006 гг.

Опытно-производственные хозяйства

Опытные хозяйства выполняют функции экспериментальной базы ГНУ и обеспечивают производственную апробацию научных разработок. Основная специализация ОПХ — это производство семян сельскохозяйственных культур высших репродукций, выращивание племенных животных, подготовка и выращивание посадочного материала плодово-ягодных культур.
Площадь посева зерновых и зернобобовых культур в 2006 г. составила 91158 га, или 85,0% к уровню прошлого года. Анализ показал, что посевная площадь зерновых с каждым годом сокращается на 15–20%. Так, по сравнению с 2002 г. (159584 га) площадь под зерновыми и зернобобовыми сократилась на 43%. Основная причина снижения посевных площадей — банкротство некоторых хозяйств. Из 47 хозяйств в 2002 г. осталось 42 и одно из них — «Новоуральское». Площадь под зерновым клином в 2002 г. составляла 16850 га. Кроме того, из-за неблагоприятных погодных условий списывается ежегодно около 10% посевных площадей и в основном под зерновыми. В 2006 г. списано 400 га зерновых культур. Увеличилась площадь (4279 га) под масличными культурами на 27% к уровню прошлого года, а к уровню 2002 г. (2922 га) — на 32%. Площади под картофелем и сахарной свеклой остались на уровне 2005 г. Однако в сравнении с 2002 г. площадь под сахарной свеклой уменьшилась на 500 га, картофеля — на 600 га. Снижение площади под сахарной свеклой также связано с выбытием трех ОПХ («Алтайское», «Наука», «Барнаульское») из СО Россельхозакадемии, которые занимались производством сахарной свеклы. Картофелем занимались в 2002 г. многие хозяйства, четыре ОПХ («Возвышенка», «Новостройка», «Иркутское», «Сибиряк») выбыли, некоторые не стали возделывать картофель. Значительно снизилась площадь под овощами открытого грунта — на 34% в сравнении с прошлым 2005 г. и на 68% по сравнению с 2002 г.
Урожайность зерновых колеблется по годам: в 2002 г. она была 16,4 ц/га, в 2003 г. — 14,7, в 2004 г. — 17,8 ц/га. Несмотря на неблагоприятные условия в 2006 г., особенно в августе в большинстве ОПХ, урожайность зерновых в зачетной массе по региону составила 17,6 ц/га, что на 7% выше уровня прошлого года. Урожайность картофеля увеличивается с каждым годом и выросла со 137,0 ц/га в 2002 г. до 172,4 ц/га в 2006 г., что на 7,2% больше уровня 2005 г., урожайность овощей открытого грунта (182,0 ц/га) увеличилась в сравнении с прошлым годом на 11,0 ц/га, а по сравнению с 2002 г. — почти в 2 раза.
Урожайность сахарной свеклы (201,4 ц/га) и масличных осталась на уровне 2005 г., а в сравнении с 2002 г. увеличилась на 65 ц/га.
Стабильно из года в год самая высокая урожайность зерновых в ОПХ «Ишимское» и «Тополя», только в 2003 г. наивысшая урожайность зерновых была в ОПХ «Боготольское» (42,8 ц/га). В этом году в ОПХ «Ишимское» урожайность зерновых — 40,8 ц/га, а в ОПХ «Тополя» — 33,0, в 2002 г. — 42,2 и 32,9 ц/га соответственно. В ОПХ «Боевое» и «Михайловское» собрано зерновых с урожайностью 27,2 ц/га, что выше уровня 2002 г. на 4,0 ц/га и на 1,0 — уровня 2005 г. В ОПХ «Элитное» и «Кремлевское» собрано по 25,5 ц/га. ОПХ «Элитное», напротив, в предыдущие годы получало более высокие урожаи: так, в 2002 г. урожайность зерновых составляла 33,0, в 2005 г. — 28,4 ц/га. По урожайности картофеля лидирует ОПХ «Омское» — 266,0 ц/га, что на 9,0 ц/га выше уровня 2002 г. и на 31 ц/га выше уровня 2005 г.; по овощным культурам открытого грунта — ОПХ «Байкальское» (327,7 ц/га): в сравнении с 2002 г. урожайность выше на 57,7 ц/га и на 33,0 ц/га, чем в 2005 г.
Под посев 2006 г. было реализовано 25,2 тыс. т семян высших репродукций зерновых из предложенных 32,1 тыс. т, 200 т картофеля, 58 т многолетних трав и 110 т масличных культур.
В 2002 г. было реализовано семян высших репродукций зерновых культур 30,5 тыс. т, картофеля — 2,0 тыс. т, масличных — 38 т, многолетних трав — 28,2 т. Уменьшение реализации семян высших репродукций также связано с выбытием некоторых ОПХ из состава СО Россельхозакадемии («Новостройка», «Возвышенка») В 2002 г. в этих ОПХ было реализовано по 1,3 тыс. т. Невостребованными ежегодно остаются 7–10 тыс. т семян высших репродукций зерновых культур. Под посев 2007 г. предложено 30,0 тыс. т семян высших репродукций зерновых.
Для животноводческой отрасли в ОПХ в 2006 г. заготовлено сена 36,0 тыс. т, сенажа — 85,5 тыс. т и силоса — 85,2 тыс. т, что намного меньше, чем в 2002 и 2005 гг. На заготовку сена в 2006 г. сказались неблагоприятные погодные условия. Основная же причина снижения количества кормов по сравнению с 2002 г. — выход ОПХ, занимающихся производством животноводческой продукции из состава СО Россельхозакадемии. Так, в 2002 г. было 42 хозяйства, в которых имелось 57,2 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 20,7 тыс. коров, 10,6 тыс. свиней, 12,8 тыс. овец, 6,2 тыс. лошадей, 1,4 тыс. семей пчел, 39 тыс. голов зверей, 6,7 тыс. маралов и 5,8 тыс. оленей.
В связи с экономическими и хозяйственными трудностями в эти годы шло выбытие хозяйств из состава СО Россельхозакадемии, а следовательно, и сокращение поголовья животных. В 2006 г. осталось 26 ОПХ, занимающихся производством продукции животноводства, в которых имеется 40,3 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 14,0 тыс. коров, 1,6 тыс. свиней, 2,5 тыс. овец, 4,0 тыс. маралов, 6,8 тыс. оленей и 3,2 тыс. лошадей.
Несмотря на это ряд хозяйств десятилетиями стабильно поддерживают поголовье сельскохозяйственных животных, вовремя ремонтируя стадо, занимаются не только производством, но и продажей племенного молодняка высокоудойного стада. Из года в год стабильно поддерживают поголовье сельскохозяйственных животных ОПХ «Элитное», «Садовское», «Омское», «Боевое», «Комсомольское», «Ишимское», «Тополя», «Курагинское».
Удой молока от 1 коровы в 2006 г. составил 3880 кг, что на 738 кг больше, чем в 2002 г., и на 174 кг больше уровня 2005 г. Высокая продуктивность получена в ОПХ «Элитное» СибНИИРС — 6400 кг, «Омское» СибНИИСХ — 5197 кг, «Михайловское» СибНИИ кормов — 5046 кг, «Тополя» и «Ишимское» НИИСХ Северного Зауралья — 5030 и 4700 кг соответственно, «Комсомольское» АНИИСХ — 4800 кг, что выше уровня 2002 г. Например, ОПХ «Элитное» — на 1804 кг, ОПХ «Михайловское» — на 1380, ОПХ «Тополя» — на 924 кг.
Высокий среднесуточный прирост массы крупного рогатого скота получен от животных герефордской породы — это ОПХ «Садовское» СибНИПТИЖ — 739 г, что выше на 30 г уровня 2002 г. и на 38 г — 2005 г., ОПХ «Курагинское» Красноярского НИИСХ — 716 г, что на 55 г выше против уровня 2002 г., ОПХ «Элитное» СибНИИРС — 720 г (652 г в 2002 г.), «Ишимское» НИИСХ Северного Зауралья — 642 г против 583 г в 2002 г., ОПХ «Омское» СибНИИСХ — 619 г, что на уровне 2002 г.
Основная задача хозяйств СО Россельхозакадемии, занимающихся животноводством, — это выращивание и реализация племенного молодняка всех сельскохозяйственных животных. Из года в год остаются невостребованными молодняк свиней, овец, что привело к абсолютному снижению их поголовья. И только молодняк крупного рогатого скота стал больше востребован на рынке. В этом году ожидаемая реализация молодняка — 1144 головы, что больше почти в 2 раза уровня 2002 г. (618 голов) и на 229 голов больше, чем в 2005 г. Кроме этого, продано 36 голов молодняка лошадей и 250 голов молодняка оленей.
Большинство ОПХ находятся в трудном финансовом положении, по предварительным данным, по сравнению с 2005 г. краткосрочная кредиторская задолженность увеличилась на 93 млн р. и составляет 359 млн р. Многие хозяйства для выполнения основных сельскохозяйственных работ вынуждены брать банковские кредиты на пополнение оборотных средств (горючее, запчасти, удобрения) и приобретение техники взамен выбывшей и неремонтируемой. В ОПХ «Северо-Кулундинское» краткосрочная кредиторская задолженность в ОПХ: «Безменовское»; «Кочковское»; «Кремлевское»; «Омское»; «Тополя»; «Покровское». За 2006 г. увеличилась задолженность по краткосрочным займам на 61 млн р. и составляет 157 млн р. Более 20 млн р. задолженность по краткосрочным займам в ОПХ «Садовское», «Комсомольское», «Боевое».
Среднегодовая прибыль по ОПХ Сибирского отделения за 2001–2005 гг. составила 184 млн р., за 2006 г. ожидается 181 млн р. Среднегодовой уровень рентабельности за этот период составил 20,1%, ожидаемый за 2006 г. — 20,9%. Продолжает сохранять хорошее финансовое положение ОПХ «Садовское», где ожидаемая прибыль за 2006 г. составит более 30 млн р. Более 10 млн р. прибыли должны получить ОПХ «Курагинское», «Ишимское», «Михайловское», «Комсомольское», «Байкальское». Убыточно сработали пять ОПХ: «Казачинское», «Сосновское», им. М.В. Фрунзе, «Целинное» и «Наука».
Среднемесячная начисленная заработная плата на одного работника в 2005 г. составила 3203 р., по предварительной оценке, увеличение за 2006 г. составит 14–16%.

Статья: На балансе объекты ОПХ: специфика налогового учета (Кузьмина Ж.В.) («Российский налоговый курьер», 2010, n 3)

«Российский налоговый курьер», 2010, N 3
НА БАЛАНСЕ ОБЪЕКТЫ ОПХ: СПЕЦИФИКА НАЛОГОВОГО УЧЕТА
Деятельность обслуживающих производств и хозяйств, как правило, прибыли организации не приносит, они содержатся за счет доходов, полученных от других видов деятельности. Поэтому для организаций, имеющих на балансе и использующих объекты ОПХ, в гл. 25 НК РФ предусмотрен особый порядок определения базы по налогу на прибыль.
Для создания комфортных условий труда и отдыха сотрудников многие организации имеют на балансе такие объекты обслуживающих производств и хозяйств, как базы отдыха, общежития, оздоровительные центры, поликлиники, столовые, детские сады и др.
Рассмотрим, как правильно организовать налоговый учет деятельности таких объектов, чтобы у компании не возникло проблем при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Но вначале разберемся, какие именно объекты признаются объектами обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ) для целей гл. 25 Налогового кодекса.
Понятие обслуживающего производства и хозяйства
В целях налогообложения прибыли к ОПХ относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам. Такое определение приведено в абз. 2 ст. 275.1 НК РФ.
Напомним, что к объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся:
— жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих;
— объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения;
— бассейны, сооружения и оборудование пляжей;
— объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения;
— участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
Объектами социально-культурной сферы признаются:
— объекты здравоохранения, культуры;
— детские дошкольные объекты лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты;
— объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры);
— объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Отметим, что ОПХ являются подразделениями, которые могут быть выделены на отдельный баланс или числиться на балансе головной организации. Нормы ст. 275.1 НК РФ распространяются на оба вида названных подразделений. Не имеет значения и их территориальная обособленность от головной организации.
Кроме того, из определения объектов ОПХ следует, что подразделение, наличие которого необходимо для осуществления основной деятельности организации, обслуживающим производством и хозяйством не признается.
Для организаций, у которых есть подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, гл. 25 НК РФ установлен особый порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль. Такие налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по деятельности названных подразделений отдельно от налоговой базы по другим видам деятельности (абз. 1 ст. 275.1 НК РФ).
Учет расходов ОПХ в общей налоговой базе
Общий порядок определения базы по налогу на прибыль организация с подразделениями применяет в отношении:
— расходов вспомогательных производств;
— расходов, произведенных на содержание здравпунктов, деятельность которых обусловлена требованиями законодательства;
— расходов по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы, если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.
Вспомогательные производства
Расходы подразделения, деятельность которого необходима для осуществления основной деятельности организации (расходы вспомогательных производств), отражаются без учета особенностей ст. 275.1 НК РФ и включаются в состав прочих расходов согласно ст. 264 НК РФ. Данные расходы уменьшают налоговую базу по основному виду деятельности организации, поскольку такое подразделение не является объектом ОПХ.
Здравпункты организации
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся затраты, связанные, в частности, с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Разумеется, в той их части, которая относится к деятельности здравпунктов, обусловленной требованиями законодательства. Налоговая база по иной деятельности данных подразделений определяется отдельно в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ (Письмо Минфина России от 14.11.2005 N 03-03-04/4/86).
Пример 1. ООО «Автолайн» оказывает услуги по перевозке пассажиров. На балансе общества и на его территории находится медпункт, предназначенный исключительно для проведения предрейсовых осмотров водителей.
Статьями 212 и 213 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда — недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, в частности это относится к работникам, занятым на производствах, связанных с движением транспорта. А согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» организация и проведение с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовых медицинских осмотров водителей является обязанностью юридического лица (индивидуального предпринимателя), деятельность которого связана с эксплуатацией транспортных средств.
Таким образом, указанный здравпункт ООО «Автолайн» к объектам ОПХ не относит. Ведь деятельность здравпункта обусловлена требованиями законодательства и необходима для осуществления основной деятельности организации. Расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпункта, ООО «Автолайн» вправе включить в прочие расходы (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Объекты общественного питания
К прочим расходам относятся затраты по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы, если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 Налогового кодекса (пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ). Речь идет о суммах начисленной амортизации, расходах на проведение ремонта помещений, на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи.
Следовательно, затраты, связанные с содержанием объектов общественного питания, принадлежащих организации, находящихся на ее территории и обслуживающих исключительно ее работников, должны включаться в расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, в полном объеме в соответствии со ст. 264 НК РФ. Это следует из Писем Минфина России от 16.09.2009 N 03-03-06/1/584, от 13.03.2008 N 03-03-06/1/173 и от 01.10.2007 N 03-03-06/1/703.
Аналогичного мнения придерживается ФАС Поволжского округа в Постановлении от 28.10.2008 по делу N А65-610/2007-СА2-22. Суд указал, что Налоговый кодекс не предусматривает применения ст. 275.1 НК РФ к подразделениям, осуществляющим организацию питания работников предприятия. При этом суд исходил из следующих обстоятельств.
Во-первых, производство и реализация продукции общественного питания не являются для организации основным видом деятельности. Данный объект (комбинат питания) создан специально для обслуживания основного производственного процесса организации и удовлетворения потребности в питании работников предприятия, которые задействованы на всех стадиях основного производства во время рабочего дня.
Во-вторых, комбинат питания является неспециализированным учреждением общественного питания и не нацелен на ведение самостоятельной предпринимательской деятельности по реализации своей продукции. Комбинат является неотъемлемым структурным подразделением предприятия и не может рассматриваться как отдельная обособленная производственная единица без сопоставления данных в целом по организации.
В-третьих, своевременное и качественное обеспечение питанием работников непосредственно влияет на производительность их труда, а значит, является одним из основных факторов, воздействующих на финансово-экономическую деятельность организации и непосредственно на результаты данной деятельности. Поэтому рассмотрение результатов деятельности комбината в отрыве от результатов в целом по всей организации лишено не только какого-либо правового, но и экономического смысла. Таким образом, деятельность комбината направлена на получение не отдельного дохода от оказания услуг общественного питания, а дохода от всей производственной деятельности организации в целом.
В-четвертых, удовлетворение потребностей работников организации в питании является одной из форм обеспечения соответствующих условий труда, предусмотренных ст. 22 ТК РФ.
Другие объекты ОПХ
Расходы на содержание других объектов ОПХ, даже если они обслуживают только работников организации, следует учитывать по правилам ст. 275.1 НК РФ. Ведь иных норм, кроме тех, которые содержатся в указанной статье, гл. 25 НК РФ не предусмотрено. Помимо того, согласно Письму ФНС России от 23.09.2005 N 02-1-08/200@ факт оказания услуг подразделениями, службами ЖКХ и социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании их объектами ОПХ. Если они прямо указаны в ст. 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются услуги такими объектами как работникам организации, так и сторонним лицам либо только работникам, налогообложение их деятельности должно производиться с учетом требований ст. 275.1 НК РФ.
Причем если разъяснения ФНС России, приведенные в названном выше Письме, применить к объекту общественного питания, то получится следующее. Организация должна признать этот объект в качестве объекта ОПХ даже в случае, если он оказывает услуги общепита исключительно работникам данной организации. А затраты, связанные с содержанием помещения объекта общественного питания, для целей исчисления налога на прибыль она должна включать в состав расходов по правилам, указанным в ст. 275.1 НК РФ. Объект общественного питания в ст. 275.1 НК РФ прямо не поименован как объект ОПХ, однако перечень данных объектов является открытым.
Расчет налоговой базы по деятельности, связанной
с использованием объектов ОПХ
Налогоплательщики определяют налоговую базу по налогу на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета (ст. 313 НК РФ). Согласно ст. 315 НК РФ при формировании налоговой базы следует обособленно учитывать выручку от реализации товаров (работ, услуг) объектами ОПХ и осуществленные ими расходы, связанные с такой реализацией. Требование раздельного учета доходов и расходов при наличии объектов ОПХ содержится и в п. 2 ст. 274 НК РФ.
Кроме того, налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности (абз. 1 ст. 275.1 НК РФ).
Исходя из общих правил определения налоговой базы по налогу на прибыль, подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, учитывают все доходы, полученные от указанной деятельности, включая внереализационные, а также все расходы, произведенные указанными подразделениями, включая внереализационные. Названные доходы и расходы, перечисленные в ст. ст. 250 и 265 НК РФ соответственно, могут быть учтены при определении налоговой базы согласно требованиям ст. 275.1 НК РФ. Но при условии, что их возникновение связано с деятельностью объектов ОПХ. При этом внереализационные расходы должны соответствовать требованиям ст. 252 НК РФ (Письмо Минфина России от 27.10.2008 N 03-03-06/1/603).
Разумеется, для признания в целях налогообложения прибыли все расходы объекта ОПХ должны быть обоснованными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Пример 2. ООО «Берта» имеет структурное подразделение, являющееся согласно нормам ст. 275.1 НК РФ объектом ОПХ. В январе 2010 г. организация ликвидировала основное средство, принадлежащее данному подразделению и используемое в его деятельности.
Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств являются внереализационными расходами (пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Данные расходы могут быть учтены только в налоговой базе, рассчитанной по деятельности данного подразделения согласно правилам ст. 275.1 НК РФ, а не в общей налоговой базе организации, определяемой по основной деятельности общества.
При наличии в организации нескольких структурных подразделений, использующих в деятельности объекты ОПХ, прибыль или убыток за отчетный (налоговый) период определяется исходя из данных по всем структурным подразделениям (объектам), а не по каждому подразделению (объекту) отдельно. Такие разъяснения приведены в Письме Минфина России от 23.03.2009 N 03-03-06/1/174.
Учет убытка, полученного от деятельности объектов ОПХ
Сумма убытка, полученного объектом ОПХ, может быть:
— полностью учтена при определении налоговой базы текущего периода в целом по организации;
— перенесена на срок, не превышающий 10 лет. Причем на его погашение может направляться только прибыль, полученная объектами ОПХ.
Право и способ уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, определенной по основной деятельности, на сумму убытка, полученного по деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, организации необходимо подтвердить.
Примечание. Документальное подтверждение права на признание убытка
Во избежание споров с налоговыми органами налогоплательщик при налоговой проверке должен подтвердить, что деятельность принадлежащих ему объектов ОПХ соответствует всем условиям, перечисленным в ст. 275.1 НК РФ. То есть налогоплательщику следует иметь документы, в которых приводятся стоимость и условия оказания услуг специализированной организацией, ее расходы, на основе которых производится сравнение с деятельностью его объекта ОПХ и которые подтверждают право налогоплательщика на признание полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2008 N 7841/08).
Обратите внимание: прибыль, полученная по результатам деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, принимается в расчет общей налоговой базы по организации.
В абз. 5 — 8 ст. 275.1 НК РФ указано следующее. Если подразделением налогоплательщика при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов ОПХ, получен убыток, то такой убыток признается для целей налогообложения при одновременном выполнении следующих условий:
— стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность,

1.3. Общие положения по формированию учетной политики

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих последовательных этапов:

  1. определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

  2. выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

  3. выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

  4. идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

  5. отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;

  6. оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности каждый этап является строго необходимым; каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается предмет учетной политики, так как конкретное предприятие имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности).

В зависимости от состава объектов учета на следующем этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики.

Третий этап формирования подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики.

Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию предприятием способов ведения бухгалтерского учета: отбор ведется из всего множества теоретически возможных способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений и выявленных на втором этапе факторов выбора.

Следующий этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для данного конкретного предприятия; выбор производится посредством проверки каждого способа, отобранного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев.

На заключительном этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы она удовлетворяла формальным требованиям к ней.

Учетная политика представляет собой письменный документ, содержащий организационно-технические и методические основы организации бухгалтерского учета в организации и в обязательном порядке раскрывающий каждый из обязательных элементов учетной политики, предусмотренный действующим законодательством.4

Знание налогового законодательства позволяет грамотно подойти к решению данного вопроса. Для того чтобы разумно подойти к расчету предполагаемых налогов следует с помощью учетной политики создать модель минимизации налогов, приемлемую для конкретной организации.

При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи:

  1. сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;

  2. создать оптимальную систему налогового учета;

  3. предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству;

  4. создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.

Учетная политика, отвечающая на все выше перечисленные задачи, может стать реальным источником необходимой информации, который сможет оказать настоящую помощь организации, а не тем формальным документом, который организация, во избежании проблем, должна представить в налоговый орган. При разработке учетной политики, как уже отмечалось, необходимо учитывать специфику деятельность организации.

Понятие учетной политики для целей налогообложения базируется на ряде законодательных налоговых документов. Так п. 1 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ установил:

  • принятая организацией учетная политика для целей налогового учета утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителей;

  • учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя организации;

  • учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех подразделений организации;

  • учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

В ст. 313 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ установлено, что порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.5

Итак, таковы основные положения формирования учетной политики, определяемые основным нормативным документом, регулирующие ее. Данные положения обязательны для исполнения каждым предприятиям и полностью соответствовать вышестоящим нормативным документом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *