Оплата труда работников бюджетной сферы

Об оплате труда работников бюджетной сферы области

Об оплате труда работников бюджетной сферы области Комментарии Вологодская область Закон от 20 ноября 2004 года № 1076-ОЗ Принят 16 ноября 2004 года
Законодательным Собранием Вологодской обл.

  1. Настоящий закон области разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и устанавливает систему оплаты труда работников бюджетной сферы области (работников организаций, финансируемых из областного бюджета), за исключением работников организаций, для которых законами области установлены иные системы оплаты труда.
  2. Статья 1.

    Тарифная система оплаты труда

  3. Механизм поддержания соотношений в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников осуществляется на основе применения тарифной системы оплаты труда работников бюджетной сферы (приложение N 1 к настоящему закону области).
  4. Статья 2.

    Стимулирующие, компенсационные и иные выплаты

  5. Виды и размеры стимулирующих, компенсационных и иных выплат (доплат, надбавок, премий и других) работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, устанавливаются согласно приложениям NN 2 — 11 к настоящему закону области.
  6. Работникам организаций, финансируемых из областного бюджета, осуществляются и иные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
  7. Порядок и условия применения стимулирующих, компенсационных и иных выплат (доплат, надбавок, премий и других) в организациях, финансируемых из областного бюджета, устанавливаются Правительством области.
  8. Статья 3.

    Установление системы оплаты труда в организациях

  9. Система оплаты и стимулирования труда в организациях, финансируемых из областного бюджета, устанавливается в порядке, определенном Трудовым кодексом Российской Федерации, в соответствии с настоящим законом области.
  10. Статья 4.

    Аттестация служащих и тарификация рабочих

  11. Тарифные разряды оплаты труда работников в соответствии с тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы определяются по результатам аттестации служащих и тарификации рабочих.
  12. Статья 5.

    Формирование фонда оплаты труда

  13. Порядок формирования фонда оплаты труда по организациям отраслей бюджетной сферы определяется Правительством области с учетом требований, установленных настоящим законом области.
  14. Статья 6.

    Применение настоящего закона муниципальными образованиями области

  15. Система оплаты труда, установленная настоящим законом области, применяется для регулирования оплаты труда работников организаций, финансируемых из местных бюджетов, в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  16. Статья 7.

    Заключительные положения

  17. 1. Вопросы оплаты труда работников бюджетной сферы области, не урегулированные настоящим законом области, регламентируются Правительством области.
  18. 2. В случае, если при установлении условий оплаты труда в соответствии с настоящим законом размер заработной платы работника организации, финансируемой из областного бюджета, оказывается меньше размера средней заработной платы, выплачиваемой ему ранее, такому работнику производится соответствующая доплата в размере, компенсирующем образовавшуюся разницу в размерах его заработной платы.
  19. 3. Признать утратившими силу:
  20. закон области от 5 декабря 1997 года N 220-ОЗ «О надбавках за стаж работы работникам образования, культуры, физической культуры и спорта»;
  21. закон области от 4 марта 1999 года N 338-ОЗ «О внесении дополнений в закон области «О надбавках за стаж работы работникам образования и культуры»;
  22. статью 2 закона области от 15 декабря 2001 года N 736-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников организаций бюджетной сферы»;
  23. закон области от 5 апреля 2002 года N 777-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы»;
  24. закон области от 20 ноября 2003 года N 964-ОЗ «О внесении изменений в статью 2 закона области «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы»;
  25. закон области от 19 декабря 2003 года N 977-ОЗ «О внесении дополнения в статью 2 закона области от 5 апреля 2002 года N 777-ОЗ «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы»;
  26. статью 6 закона области от 1 июля 2004 года N 1035-ОЗ «О социальном обслуживании на дому граждан пожилого возраста и инвалидов в Вологодской области».
  27. Статья 8.

    Вступление закона в силу

  28. Настоящий закон области вступает в силу с 1 января 2005 года.
  29. Губернатор области
  30. В.Е.ПОЗГАЛЕВ
  31. г. Вологда
  32. 20 ноября 2004 года
  33. N 1076-ОЗ

Соколова Алла Владимировна, Шарапова Валентина Михайловна
1. Магистрант кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО УРГЭУ
2. д.э.н., профессор кафедры экономики труда и управления персоналом ФГБОУ ВО УРГЭУ
Sokolova Alla Vladimirovna, Sharapova Valentina Mikhailovna
1. Master of the Department of Economics of labor and personnel management FGBOU VO URGEU
2. PhD, Professor of Human Resources Management and Labour Economics FGBOU VO URGEU Аннотация: достойная оплата труда является сегодня необходимым условием обеспечения национальной безопасности, устойчивого развития экономики и благополучия населения. Только при наличии справедливой, прозрачной системы оплаты труда, конкурентного компенсационного пакета можно рассчитывать на лояльность работников и высокую результативность их труда.
Abstract: decent wages is now necessary to ensure national security, sustainable economic development and welfare of the population. Only with fair and transparent remuneration system, a competitive compensation package, you can count on the loyalty of employees and higher productivity of their labor. Ключевые слова: оплата труда; бюджетные учреждения; компенсации, стимулирующие выплаты, грейдирование.
Keywords: compensation; public institutions; compensation, incentive payments, grading.

Регулирование оплаты труда работников бюджетных организаций в настоящее время является сферой прямого и непосредственного воздействия государства, которое осуществляется на всех уровнях — от муниципального до федерального. Работниками бюджетного сектора вносится значительный вклад в обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности страны, поскольку они оказывают населению социально значимые услуги в области образования, здравоохранения и др. Тем самым они в решающей степени формируют его образовательный и трудовой потенциал. Поэтому задачей, которая решается в первую очередь, является обеспечение каждому работнику условий, которые позволят ему своим трудом поддерживать достойный уровень жизни, обеспечить реализацию всех функций оплаты труда.

В настоящее время, поскольку происходят изменения в экономическом и социальном развитии страны, подвергается существенным изменениям и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников бюджетной сферы. Частично отдельные функции государства по реализации этой политики возложены на бюджетные учреждения, в части самостоятельного установления оплаты труда, материального стимулирования. Понятие заработная плата наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков. В связи с этим, задачей каждого бюджетного учреждения является создание экономически обоснованной и достоверной информации о труде и его оплате. Современные требования диктуют необходимость в обязательном порядке производить полную и своевременную оплату труда работников, а так же осуществлять эффективное планирование расходов, связанных с начислением и выплатой причитающейся заработной платы, эффективностью используемых форм и систем организации и стимулирования труда.

В бюджетных учреждениях (федеральных, региональных, муниципальных) складывается из трех составляющих, которыми являются — базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Для дифференциации оплаты труда утверждены четыре профессиональные квалификационные группы, для каждой группы Правительством РФ утвержден базовый оклад. Базовый оклад является нижней границей заработной платы, ниже которого по профессиональным квалификационным группам заработную плату устанавливать нельзя. Следующий этап — это установление шести квалификационных уровней. Такие уровни дифференцируют заработную плату работников одной профессии в зависимости от сложности работы, которую они выполняют, при этом учитывая дополнительные критерии квалификации.

Природа стимулирующих и компенсационных выплат различна. Посредством стимулирующих выплат работодатель создает побудительные мотивы к труду, вырабатывает у работника желание трудиться более результативно, а компенсационные выплаты возмещают (отсюда и название «компенсационные») потенциальные потери работников. Но, можно сказать, что и стимулирующие выплаты, и компенсационные направлены на повышение эффективности и производительности труда. Особенности функционирования организации влияют в большей степени на стимулирующие выплаты, чем на компенсационные. Стимулирующие выплаты являются показателем качества и количества труда, но если работодатель слишком увлекается такими выплатами, то это может привести к негативным последствиям.

При введении отраслевой системы оплаты труда структура заработной платы работников бюджетной сферы значительно изменилась, основная ее часть стала состоять из выплат стимулирующего характера. Такие выплаты предусмотрены статьей 129 ТК РФ, но законодательство не имеет трактовки термина «классификация стимулирующих выплат». Восполнение этого пробела законодателем осуществлено с введением перечня видов выплат стимулирующего характера.

Основным документом, в соответствии с которым устанавливаются размеры и условия стимулирующих выплат для всех категорий работников в бюджетной сфере является коллективный договор. Так же используются соглашения, локальные нормативные акты.

Целесообразно выделить четыре основные функции оплаты труда:

  1. Воспроизводственная функция. Возможность воспроизводства рабочей силы должна быть обеспечена заработной платой.

Невозможность реализации воспроизводственной функции влечет за собой проблему дополнительных заработков, что часто вызывает негативные последствия: истощается трудовой потенциал персонала, ухудшается трудовая дисциплина, снижается производительность труда и т. д.

При осуществлении борьбы за лучшие кадры предприятия и бюджетные организации должны прилагать определенные усилия для удержания своих специалистов, в том числе и компенсационного характера.

Предприятия обладают большей свободой в данном случае. В бюджетных учреждениях такой формой удержания, в основном является установление стимулирующих выплат.

2.Стимулирующая (мотивационная) функция оплаты труда. Заработная плата должна стимулировать заинтересованность в развитии производства.

При осуществлении рыночной модели организации оплаты труда, основой которой является закон стоимости (цены) рабочей силы и большое число форм собственности, основным показателем является заинтересованность работника в результатах своего труда. Но это совсем не значит, что интересы предприятия (собственника) совершенно не учитываются при организации оплаты труда. В этой ситуации осуществляется четкое разделение функций и интересов между собственником средств производства и наемным работником:

– собственник средств производства имеет материальную заинтересованность в укреплении и развитии предприятия, а так же в положительном результате работы предприятия;

– наемный работник отвечает только результаты собственного труда, оплата которого обязательна и не зависит от результатов работы предприятия в целом (и результатов деятельности всей экономической системы — тем более).

Поэтому вторым этапом отношений работников и работодателей является взаимодействие внутри предприятия. Для реализации способностей наемных работников и эффективности их труда, иными словами, чтобы работодатель и работник имели то, на что по отдельности рассчитывали, необходимо определенным образом организовать работу на предприятии, а так же установить конкретную зависимость между ценой рабочей силы (трудовой услуги) и показателями, которыми характеризуется эффективность деятельности работника. Данная взаимосвязь и является предметом организации заработной платы на предприятии.

Ключевым принципом компенсационного менеджмента и компенсационного моделирования в современных условиях — в обществе свободного предпринимательства — является оптимальная оплата труда сотрудников по результатам их работы, поскольку предприятие, деятельность которого неэффективна в условиях свободного предпринимательства, не является конкурентоспособным и утрачивает возможность работать в условиях рынка.

Отметим, что наивысшие результаты получают предприятия, использующие в своей внутрифирменной политике взаимосвязь между результатами работы каждого и его вознаграждением, и умело соединяющие общий результат труда с конкретным вкладом отдельного сотрудника. На практике это сделать нелегко.

Что касается бюджетных учреждений, то в последнее время прослеживается тенденция резкого роста заработной платы руководителей бюджетных организаций (при закрытой информации) на фоне низкого уровня оплаты труда работников бюджетной сферы. По мнению Президента Российской Федерации, «уровень вознаграждения руководителей организаций, которые финансируются за счет бюджета, должен быть привязан к качеству работы организации и средней заработной плате основного персонала», он считает неприемлемой ситуацию, когда в некоторых учреждениях руководители получают в разы больше, чем средний персонал .

Новая система оплаты труда подразумевает формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая введение публичных рейтингов их деятельности «Эффективный контракт».

Образовательным учреждениям необходимо актуализировать квалификационные требования к работникам с учетом современных требований к качеству услуг, в том числе путем внедрения профессиональных стандартов.

3.Социальная функция заработной платы.

Заработная плата как цена труда или рабочей силы — это основная часть фонда жизненных средств работников, которая распределяется между ними с учетом количества и качества труда и зависит от конечных результатов работы предприятий. Практически само существенной частью доходов граждан является заработная плата, поскольку для большинства граждан — это единственный источник дохода.

Взаимосвязь функций заработной платы и принципов ее организации оказывает влияние на цель организации заработной платы на предприятии, заключающейся в обеспечении работникам уровня заработной платы для воспроизводства рабочей силы.

На современном этапе сделан отступ от прямого централизованного регулирования оплаты труда большинства работников с переходом к рыночной экономике. Прямому регулированию государства подлежат только размеры минимальной заработной платы. Правительством России регулируются вопросы применения надбавок за стаж на некоторых территориях и районных коэффициентов к заработной плате. Все остальные условия оплаты труда предусматриваются системой тарифных соглашений (генерального, территориального и отраслевого) и коллективных договоров предприятий, а так же на основании локальных нормативных актов, утверждаемых на предприятии.

Под системой оплаты труда в науке понимается способ исчисления размеров вознаграждения, подлежащего выплате работникам в соответствии с произведенными ими затратами труда, а в ряде случаев — и с его результатами .

Существуют две системы оплаты труда — тарифная и бестарифная. Тарифная система регулирует оплату труда путем учета не только сложности труда и условий его выполнения, но и индивидуализации результатов труда с учетом опыта работника, длительности непрерывного стажа, отношения к труду, профессионального мастерства и т.д. В основе оценки трудового вклада работника при бестарифном варианте организации заработной платы стоит квалификационный уровень работника, который характеризуется конкретными признаками. Указанные признаки оговариваются работниками и работодателем, чтобы учесть их для начисления работнику заработной платы. Возникающие отклонения от средних условий использования квалификационного потенциала работника, сказывающиеся на общем результате труда при бестарифном варианте организации заработной платы, должны быть оценены с помощью специальных корректирующих коэффициентов. При этом трудовой вклад работника уже оценивают не специалисты по труду, а руководители (зачастую первичных трудовых коллективов) и сами работники.

Работодатели, согласно статьи 135 ТК РФ вправе вводить и другие системы оплаты труда.

Широкое распространение получила система грейдов. Данная система для российской экономики является относительной новой, тогда как в зарубежных (западных) странах применяется очень активно. Эдвардом Хэйем в прошлом столетии были разработаны принципы к построению системы оплаты труда. Основой данной системы является оценка вклада отдельно взятого сотрудника в суммарной результативности работы компании. При внедрении данной системы определяется ценность каждой отдельной должности с точки зрения реализации стратегии компании .

Существуют формы оплаты труда – сдельная и повременная. Сдельная система труда характеризуется определением заработка работника по сдельным расценкам (на основе норм времени или выработки) в расчете на единицу продукции. При повременной форме оплаты труда основой для определения заработной платы работника служит тарифная ставка или оклад за фактически отработанное время. Разновидностями повременной оплаты являются: простая повременная и повременно-премиальная .

Следует сказать, что каждая из этих систем (сдельная и повременная) дополняются премиальной системой оплаты труда.

Премиальная система основана на поощрении работника за совершенную работу, за проявление определенных качеств и навыков.

Помимо премий работодатель так же имеет право устанавливать работникам различные стимулирующие доплаты и надбавки к заработной плате. Целью указанных надбавок является — стимулирование работников к качественному изменению результативности труда, к повышению профессионального уровня.

Преимуществом отраслевой системы оплаты труда является то, что регулирование всех выплат в рамках отдельно взятой отрасли происходит на уровне региона, благодаря чему в системе оплаты труда учитываются все специфические особенности различных сфер деятельности работников бюджетной сферы, происходит дифференциация выплат, увеличивается стимулирование работников. Данная система является прозрачной и отражает реальную картину уровня дохода работников бюджетного сектора в рамках отрасли .

Достойная оплата труда является сегодня необходимым условием обеспечения национальной безопасности, устойчивого развития экономики и благополучия населения. Только при наличии справедливой, прозрачной системы оплаты труда, конкурентного компенсационного пакета можно рассчитывать на лояльность работников и высокую результативность их труда.

Библиографический список

1. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 декабря.
2. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М.: Спарк, 2012. С. 273.
3. Никифоров А. Основные направления реформирования заработной платы /Никифоров А. // Экономист. 2009. N 4. С. 38 — 45.
4. Проблемы оплаты труда работников бюджетной сферы в России. Шарапова Н.В., Попова М.А. Актуальные направления фундаментальных и прикладных исследований. Материалы X международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Научно-издательский центр Академический, 2016 С. 132-136.
5. Оплата труда: выбор системы вознаграждения. Шарапова Н.В., Булдакова Н.В., Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2016. № 11 (62). С. 85-89.

Наиболее широкое распространение получает использование единой тарифной сетки для организации оплаты труда всех рабочих на предприятии. Как правило, количество разрядов, присваиваемых рабочим, остается прежнее — 6—8. Общее максимальное количество разрядов в сетке может быть определено на конкретном предприятии, как и величины соответствующих им тарифных коэффициентов, — произвольно. Обязательным является закрепление этого в коллективном договоре. Пример такой организации оплаты труда — использование единой тарифной сетки для оплаты труда работников бюджетных организаций. Она может быть рекомендована для всех остальных.  

Оплата труда работников бюджетных организаций регулируется на основе Единой тарифной сетки или иными специальными нормативными актами.  
ОПЛАТА ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  
Оплата труда работников бюджетных организаций (за исключением государственных служащих, а также лиц, осуществляющих техническое обеспечение государственных органов власти) производится на основании Постановления Правительства РФ от 14 октября 1992 года № 785 О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки (ET ).  
Система оплаты труда. Оплата труда работников бюджетных организаций производится на основе ET , которая в настоящее время утверждена постановлением Правительства РФ от 18 марта 1999 года № 309.  
Таблица 17.1 ET по оплате труда работников бюджетных организаций  
При повышении размеров оплаты труда работников бюджетных организаций, выплаты, учитываемые при исчислении среднего заработка, увеличиваются на коэффициент повышения тарифных ставок (окладов). Для работников других организаций соответствующие выплаты увеличиваются при повышении минимального размера оплаты труда.  
ЕДИНАЯ ТАРИФНАЯ СЕТКА — совокупность нормативов, предназначенных для регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы. Е.т.с. — основа тарифной системы этой сферы деятельности представляет собой шкалу тарификации и оплаты труда всех категорий работников от рабочего низшего разряда до руководителей организации. При разработке тарифной сетки за основу приняты следующие принципы ее построения определение исходной базы на уровне не ниже минимальной заработной платы, установленной в законодательном порядке нарастание тарифных ставок по разрядам, обеспечивающее материальную заинтересованность в труде по мере возрастания его сложности с учетом квалификации работника на основе соответствующих тарифных коэффициентов. Е.т.с. базируется на сопоставлении сложности трудовых функций различных групп и категорий персонала, конкретных должностных обязанностей работников и их образовательного уровня с учетом содержания и характера выполняемых работ разнообразия (комплексности) работ руководства подчиненными степени самостоятельности и уровня ответственности. Условия, тяжесть, напряженность труда, значимость сферы его приложения, региональные особенности, количественные и качественные параметры коллективных и индивидуальных результатов труда должны учитываться посредством др. элементов заработной платы, по отношению к которым тарифная ставка (оклад), как оплата нормы труда, является основой формирования всего заработка. Е.т.с. охватывает все категории работников всех отраслей — от рабочих до руководителей различного уровня, в т.ч. тех, которые раньше тарифицировались по разрядам, классам, категориям, группам квалификации или которым устанавливались месячные оклады. Группировка профессий рабочих и должностей служащих производится по признаку общности выполняемых работ (функций). Категории рабочих с позиции общности функций, выполняемых в процессе труда, представлены в Е.т.с. одной группой. Категории служащих производственных и непроизводственных отраслей выделены в блоки  
ТРУДОВОЕ ПРАВО — отрасль российского права, регулирующая труд наемных работников на предприятии, в учреждениях, организациях. Т.п. регламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем, от лица которого выступает администрация, по поводу непосредственного приложения труда отношения администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством, установления условий труда отношения по рассмотрению трудовых споров отношения по охране труда отношения по обеспечению занятости и трудоустройства отношения по перераспределению рабочей силы и др. Основные источники Т.п. — Конституция РФ Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ), введенный в действие с 1 апреля 1972 г., измененный и дополненный Законом РФ от 25 сентября 1992 г. Законы РФ (с последующими изменениями) «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г., «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., «Об основах государственной службы РФ» от 31 июля 1995 г., «Основы законодательства РФ об охране труда» от 6 августа 1993 г., «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 г. Постановление Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г. постановление Министерства труда РФ «Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих» от 6 июня 1996 г. и др.  
Особо значимо ныне восстановление покупательной способности оплаты труда работников бюджетного сектора экономики. Специфика организации оплаты труда работников в этом секторе такова, что заработок здесь в основном состоит из тарифной оплаты, которая 1) изначально много ниже, чем на предприятиях внебюджетного сектора, 2) обесценивается инфляцией гораздо значительнее, чем это происходит во внебюджетном секторе.  
Принятое почти год спустя 3 августа 1996 г. другое Постановление Правительства за № 927 «О внесении дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 1995 г. № 823 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы» дополнило ранее принятое Постановление абзацем следующего содержания «Дополнительные расходы, связанные с повышением тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, производятся организациями за счет и в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах, а также за счет привлечения внебюджетных источников».  
Рассмотрим особенности оплаты труда работников бюджетной сферы. В ее основе — унификация и дифференциация оплаты труда по категориям работников и отраслям. Инструментом такой дифференциации служит Единая тарифная сетка (ET ). Тарифные ставки и оклады дифференцируются по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников. Другие факторы дифференциации, в том числе условия, тяжесть, напряженность труда, значимость сфер его приложения, учитываются с использованием других элементов организации оплаты труда.  

В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.92 №785 О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки учреждения, организации и предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании также самостоятельно определяют виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера, в пределах выделенных бюджетных ассигнований, имея в виду что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе Единой тарифной сетки.  
По истечении календарного года сумма выплаты в связи с И. включается в состав соответствующих тарифных ставок и должностных окладов, государственных пенсий, стипендий и социальных пособий. Источником средств для И. оплаты труда работников бюджетных предприятий (учреждений здравоохранения, народного образования, науки, культуры и других), социальных пенсий и пособий являются ассигнования из соответствующих бюджетов оплаты труда работников предприятий, реализующих продукцию (услуги) по государственным фиксированным ценам и тарифам, при недостатке средств на оплату труда по не зависящим от них причинам — бюджетные средства в порядке, определяемом Советом Министров России оплаты труда работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги, общественных организаций (объединений) и их предприятий — собственные средства предприятий и организаций государственных трудовых пенсий — средства Пенсионного фонда России, в том числе средства, передаваемые в этот Фонд из союзного бюджета для выплаты пенсий и пособий военнослужащим и их семьям, а также приравненным к ним в этом отношении категориям граждан и их семьям социальных пособий, выплачиваемых из Фонда социального страхования России, — средства этого Фонда пособий по безработице — средства Государственного фонда занятости России государственных стипендий — ассигнования из соответствующих бюджетов доходов по государственным ценным бумагам и государственным займам России — ассигнования из государственного бюджета России взносов в органы государственного страхования — Госстраха России от увеличения процентных ставок по средствам, размещаемым за счет этих взносов. ИНДОССАМЕНТ (ЖИРО) — передаточная надпись на обороте векселя, чека и т. п., удостоверяющая переход прав по этому  
В целях преобразования организации и дифференциации оплаты труда работников бюджетной сферы постановлением Правительства РФ № 785 от 14 октября 1992 г. введена Единая тарифная сетка (ET ). Она позволяет обеспечивать равную оплату за равносложный труд независимо от сферы его приложения для работников производственных и непроизводственных отраслей народного хозяйства, финансирование которых производится за счет бюджетных средств.  
Вышеизложенные диспозитивные (предоставляющие право выбора) нормы не относятся к работникам, оплата труда которых осуществляется из государственного бюджета. Для них законодательством установлена тарифная система и размеры тарифных ставок. Речь идет о всех работниках здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Для этих работников постановлением Правительства РФ от 14.10.92 № 785 О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки (в ред. от 27.02.95) оплата труда производится в размерах, установленных данной Единой тарифной сеткой, с учетом установленных им разрядов.  

Одним из важнейших направлений совершенствования организации заработной платы в условиях экономической реформы является переход предприятий различных отраслей и секторов экономики на разработку и внедрение заводской Единой тарифной сетки (по принципу Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы , утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации).  
Тарифная ставка 1-го разряда может быть часовой, дневной и месячной. Часовая и дневная тарифные ставки 1-го разряда устанавливаются, как правило, для рабочих-сдельщиков и повременщиков. Месячная тарифная ставка 1-го разряда устанавливается в настоящее время в Единой тарифной системе оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании (ET ). Предприятия сами определяют тарифные ставки 1-го разряда и должностные оклады руководителей, специалистов и служащих, которые не могут быть меньше рассчитанных по минимальному размеру оплаты труда.  
После того как тем или иным способом было проведено ранжирование должностей, наступает этап тарификации. Тарифная система является инструментом осуществления дифференциации заработной платы работников различных должностей и категорий. В государственных бюджетных организациях тарификация производится на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ст. 143 ТК РФ), предусматривающих при разработке тарифных сеток оценку сложности труда (сложности технологических процессов, орудий труда, предметов труда, широты комплекса выполняемых работ и самостоятельности работника в процессе их выполнения). Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной отрасли содержит 18 разрядов (отражающих сложность труда и квалификацию работника) и соответствующие каждому разряду тарифные коэффициенты, показывающие отношение каждого из разрядов к первому, принятому за единицу.  
Тарифная система — нормативный документ по организации оплаты труда работников бюджетной сферы РФ. Основу Т.е. составляют тарифные ставки, а исходной базой является тарифная ставка 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и других организаций, которая состоит из 18 разрядов оплаты труда и разрядных коэффициентов. Тарифный разрядный коэффициент показывает, во сколько раз уровень оплаты данного разряда выше тарифной ставки 1-го разряда. Тарифно-квалификационный справочник содержит подробные характеристики всех типовых работ и требований, предъявляемых к работнику того или иного тарифного разряда.  
Для организаций бюджетной сферы разработана единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы. Она предусматривает 18 разрядов, причем разряды с 1 по 8 предназначены для рабочих, разряды со 2 по 18 — для служащих. Для каждого разряда установлен тарифный коэффициент. Тарифный коэффициент первого разряда равен 1. Тарифные коэффициенты возрастают по мере возрастания разрядов. Ставка (оклад) первого разряда устанавливается законодательно. Ставка остальных разрядов определяется умножением соответствующего тарифного коэффициента на ставку первого разряда.  
В настоящее время действует Постановление правительства РФ от 6.11.01 № 775, в соответствии с которым с 1 декабря 2001 г. повышены тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.  
Тарифные коэффициенты и тарифные ставки (оклады) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы  
Оплата труда работников организаций бюджетной сферы с 1992 года производится на основе Единой тарифной сетки (ET ). Это сделано для того, чтобы работники, выполняющие единые работы или имеющие единые профессии во всех отраслях бюджетной сферы, имели сквозные условия оплаты труда, суть которых состоит в равной оплате за равносложный труд независимо от места его приложения. Это касается работников автомобильного транспорта, редакций газет и журналов, образования и культуры, медицинских работников и т.д. Поэтому в каком бы бюджетном учреждении какой-либо отрасли или ведомства они ни работали, их оплата всегда будет производиться по единым сквозным условиям. Так, работники библиотек в составе учреждений и организаций других отраслей всегда будут оплачиваться по условиям работников культуры.  
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 139-ФЗ О тарифной ставке (окладе) первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы с 1 декабря 2001 года установлена тарифная ставка (оклад) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы — в размере 450 руб. в месяц.  
Соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы установлены в размере не менее 1 к 4,5 (диапазон ET ).  
Постановлением Правительства РФ от 06.11.2001 № 775 О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы утверждены согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы и введены с 1 декабря 2001 г. тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы  
С 1 января 2001 г. диапазон тарифной сетки был увеличен и коэффициенты тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы приняты следующими  
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.99 г. № 309 О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы .  
Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.  
Величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации. Тарифная ставка (оклад) — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени.  
Настоящее Положение распространяется на научно-исследовательские организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по оплате труда работников науки, включая комплексные научные организации, на конструкторские, проектно-конструкторские и технологические организации как бюджетные, так и хозрасчетные, осуществляющие силами своих коллективов научную или научно-техническую деятельность в соответствии с установленными планами и пользующиеся правами юридического лица.  

Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы . Федеральный закон от 04.02.99 г. № 22-ФЗ (Оплата труда и отпуска работников образования Справочник. — 2 -е изд., доп. — М. ИФ Образование в документах , 2002).  
О тарифной ставке (окладе) первого разряда ET по оплате труда работников организаций бюджетной сферы , Федеральный закон от 25.10.01 г. № 139-ФЗ.  
С 1992 г. оплата труда работников организаций бюджетной сферы производится на основе Единой тарифной сетки (ET ), состоящей из 18 разрядов  
При повышении размеров оплаты труда работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании, выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчислении среднего заработка, увеличиваются на коэффициент повышения тарифных ставок (окладов) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Для работников других организаций выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчислении среднего заработка, увеличиваются на коэффициент повышения тарифных ставок (окладов) при увеличении минимального размера оплаты труда в соответствии с федеральным законом.  
Премиальная система регламентируется только внутренними нормативными правовыми актами организации, в основном, положениями о премировании. Вопросы премирования работников бюджетных организаций, как и все другие вопросы оплаты их труда, решаются государством в законодательном порядке.  
Регулирование оплаты труда осуществляется в настоящее время в основном на локальном уровне, самими организациями, предприятиями. Так, вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплатрабочим предприятия определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах (с/я. 80 КЗоТ). Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится на основе должностных окладов, которые устанавливаются администрацией предприятия в соответствии с должностью и квалификацией работника (с/и. 81 КЗоТ). Оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется централизованно на основе единой тарифной сетки или специальных законодательных актов.  
Базовая сумма оплаты труда профессорско-преподавательского состава и УВП устанавливается на основании Единой тарифной сетки (ET ) по оплате труда работников организаций бюджетной сферы. ET включает в себя 18 разделов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда устанавливается Федеральным законом О тарифной ставке (окладе) первого разряда ET по оплате труда работников организаций бюджетной сферы от 25,10.01 п № 139-ФЗ и составляет с 01.12.01 г. 450 руб. .  
>Кто относится к работникам бюджетной сферы

Кто платит зарплату

В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.
В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.
В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.

Кто является бюджетником

В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в муниципальных учреждениях.
Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр., к бюджетникам относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.
В эту категорию попадает также гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.
Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *