Оптимизация налогов

2. Понятие минимизации налоговых платежей, оптимизации налогов и налогового планирования

В учебной и другой специальной литературе зачастую ставят знак равенства между такими понятиями корпоративного налогового менеджмента как минимизация налоговых платежей, налоговая оптимизация, налоговое планирование. На самом деле их необходимо четко разграничить, поскольку данные понятия характеризуют близкие, но не равнозначные явления и процессы управления налоговыми потоками предприятия.

Довольно часто также можно встретить мнение, что целью управления налогами на предприятии является их минимизация. Это приводит к тому, что налоговое управление сводится лишь к деятельности организаций, направленной на простое сокращение своих налоговых обязательств, к сожалению, не только в теории, но и на практике. Вместе с тем, корпоративный налоговый менеджмент, как вид управленческой деятельности, шире, многообразнее обычного стремления налогоплательщика минимизировать налоговые платежи. Налоговой менеджмента связан, прежде всего, с оптимизацией налоговых потоков и налоговым планированием.

Организацию, внедряющую у себя методы налогового менеджмента, должна интересовать не столько сама по себе величина уплачиваемых налогов, сколько эффективность принимаемых решений по вложению высвободившихся в результате оптимизации налоговых потоков средств, т. е. результативность управленческих решений не только в поиске дополнительных источников доходов, но и в области налоговых расходов и вложения налоговой прибыли (полученной разницы между оптимизированными суммами налоговых доходов организации и ее налоговых расходов). Это и есть оптимизация налогов, основанная на выборе эффективных решений. Поэтому целью корпоративного налогового менеджмента является оптимизация налогов, т. е. их рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты. В принципе, минимизация и оптимизация преследуют одну цель – снижение налогового бремени налогоплательщиков, однако если минимизация замыкается в локальных ситуациях, то оптимизация имеет системный характер, тесно увязанный с критериальной оценкой вариантов и с расходной политикой предприятия.

Оптимизация налогов осуществляется в процессе налогового планирования, налогового регулирования и внутреннего налогового контроля организацией. Важнейшая роль в оптимизации налоговых потоков отводится методам налогового планирования, которое в широком его понимании включает в себя и разработку налоговой политики организации, и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые (предполагаемые к применению) налогоплательщиком. В самом общем виде в инструментарий налогового планирования включаются методы налогового бюджетирования, использования налоговых льгот и других не запрещенных законом способов минимизации налоговых платежей, применения трансфертного ценообразования и пробелов в налоговом законодательстве, реализации налоговой политики организации и налогового учета. Если оптимизация налогов – это цель корпоративного налогового менеджмента, то налоговое планирование – это комплекс методов, инструментов достижения цели налогового менеджмента. Налоговая оптимизация и налоговое планирование предполагают такую управленческую деятельность налогоплательщиков, которая позволяет не только снизить налоговое бремя в сиюминутной ситуации, но и обеспечить долговременную экономию на налогах, получить экономический эффект от ее вложения, избежать или снизить риск возможных штрафных санкций в перспективе.

Уменьшение налоговых выплат в результате их оптимизации и планирования должно вести к увеличению размера прибыли предприятия, а значит, и отвечать интересам владельцев, руководителей и работников предприятия. Однако, эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Сокращение одних налогов может привести к увеличению других, а также к налоговым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а минимизация бремени налогов на базе роста производства, продаж и доходности бизнеса, т. е. построения эффективной системы управления предприятием и принятия решений таким образом, чтобы оптимальной была вся структура бизнеса. Долговременность, устойчивость эффекта снижения налогового бремени может быть обеспечена путем эффективного вложения средств в производство, развитие предприятия, в том числе и средств, высвободившихся от эффекта снижения налогового бремени. Оптимизация налогообложения и налоговое планирование должны строится также и на поддержании налогоплательщиками своей ценовой конкурентоспособности на рынке, имея в виду, что большая часть налогов включается в продажные цены товаров и оплачивается потребителями.

Таким образом, говоря о корпоративном налоговом менеджменте, речь должна идти не о тактике минимизации налогов, а о стратегии оптимального управления налоговыми потоками и предприятием в целом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Содержание

Налоговая оптимизация

Налоговая оптимизация лежит в основе налогового планирования. Оптимизация налогообложения — это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

  • О штрафных санкциях Вы можете прочитать на страничке «Штрафные санкции за нарушения налогового законодательства»;
  • Об использовании методов оптимизации читайте на страничке «Использование схем оптимизации и причины их неудачного внедрения;
  • О том как оценить свои риски при использовании оптимизационных схем читайте на страничке «Оптимизационные схемы и их риски применения»

Оптимизация налогов включает в себя:

  • проверку схем налогообложения, разработанных специалистами Вашего предприятия;
  • устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;
  • законная минимизация налогов — разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;
  • консультации по налогообложению отдельных хозяйственных операций;
  • экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения;
  • консультации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • консультации по вопросам устранения двойного налогообложения при осуществлении ВЭД;
  • оценка рисков при применении оптимизационных схем.

Минимизация налогов

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «налогооблагаемой прибыли».

Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать «переплаты» налогов в каждый конкретный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям, в том числе и к банкротству предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги без анализа, т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, свидетельствует о том, что над налоговым планированием на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает прямо пропорциональной и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Не забывайте, что правильное налоговое планирование должно помочь не только сократить налоги, но и устранить возможные ситуации «доначисления налогов» при проверке контролирующими органами.

О налоговых проверках можете прочитать в статье «Налоговые проверки для Юр.и Физ.Лиц.»

Наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Такой подход включает в себя слаженную работу команды юристов, бухгалтеров и финансистов, включая специалистов имеющих разнопрофильное образование.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, ввиду невозможности просчета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате налогов.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании. Лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема, позволяет достичь поставленной цели. Напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Очевидно, что методы оптимизации имеют непосредственное практическое значение, имея отражение в оптимизационных схемах.

Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям:

  • разумность;
  • эффективность — это оптимальность использования в схеме всех возможностей оптимизации налогов;
  • соответствие требованиям законодательства (прежде всего налоговому кодексу) — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов;
  • автономность — схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации;
  • надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу;
  • безвредность — предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Минимизация налоговых платежей

Минимизировать налоговые платежи возможно и криминальными методами. Некоторые считают. Что цель минимизации имеет наивысшим результатом нулевое значение налоговых обязательств. Если идти по этому пути, то лучшим вариантом может оказаться полное прекращение предпринимательской деятельности и избавление от имущества. Конечно, о такой минимизации мы речи не ведем.

В последнее время сформировалась устойчивая тенденция абсолютной минимизации налогов многих предприятий.

Все предприятия, минимизирующие налоги, можно условно разделить на две категории:

  • первая группа – предприятия, оказывающие услуги по минимизации налоговых обязательств, которые, зачастую, входят в состав какого-либо конвертационного центра, работающего с использованием фиктивных субъектов предпринимательской деятельности.
  • вторая группа – это существующие предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность использующие в своей деятельности различные схемы минимизации в рамках законодательства.

О конвертационных центрах мы речи не ведем, поскольку не относим их к методу оптимизации. Такая деятельность не дает истинной оптимизации и может привести только к большей ответственности, в т.ч. уголовной.

Использование оптимизационных подходов

Использование оптимизационных подходов в налоговом планировании требует четкого определения ограничений и критериев налоговой оптимизации.

Распространенные оптимизационные подходы:

1. Наиболее распространенным подходом является выбор в качестве критерия оптимизации минимума налоговых платежей в течение налогового периода.

В отечественном налогообложении такой подход обычно квалифицируется как «минимизация налогообложения» (о которой мы уже упоминали). Вместе с тем, в мировой практике минимизация налогов включает в себя как законные (налоговое планирование), так и незаконные (уклонение от налогообложения) методы уменьшения налоговых платежей. Видимо, по этой причине термин «минимизация» имеет в Украине ярко выраженный негативный «имидж» и практически однозначно приравнивается контролирующими органами к уклонению от налогообложения. На данной страничке, мы только знакомим Вас с предлагаемым к рассмотрению материалом и не призываем к уклонению от уплаты налогов и платежей. Мы обращаем Ваше внимание на значимость планирования в своей деятельности, в том числе и планирования налоговой нагрузки. Призываем Вас к оптимизации своего налогообложения всеми доступными обоснованными законными методами.

О системах налогообложения читайте на страничке «Системы налогообложения для Юридических лиц»

Минимум налоговых платежей является критерием налоговой оптимизации только при выполнении следующих требований:

  • во-первых — строгое соблюдение действующего законодательства (то есть минимизация должна осуществляться исключительно законными методами);
  • во-вторых — достижение запланированного уровня конечного финансового результата.

2. В качестве критерия может быть избран минимум налоговой нагрузки (соотношение: сумма налоговых обязательств по всем налогам и сборам к доходу или бухгалтерской прибыли предприятия). При этом в качестве ограничений выступит минимально допустимый объем продаж, что обеспечивает сохранение конкурентных позиций предприятия.

3. Критерием оптимизации может быть также обеспечение равномерности формирования налоговых обязательств в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами при обеспечении запланированного уровня прибыли.

4. Этот подход основан на оперировании финансовыми потоками при достижении запланированного дохода (разделение потоков на нескольких субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. на предпринимателей).

5. Еще одним вариантом налоговой оптимизации может быть максимум финансового результата при ограничении максимальной суммы уплачиваемых налогов или максимально допустимого приращения налоговых платежей на единицу прироста финансового результата.

Перечень подходов к установлению критериев и ограничений налоговой оптимизации можно продолжить в зависимости от целей предприятия, определяемых его общей стратегией и тактикой, а также от конкретных условий хозяйствования, интересов учредителей и т.д.

Примеры методов оптимизации

Теория без примеров не эффективна, поэтому для более эффективного восприятия материала предлагаем рассмотреть примеры.

Пример. Зарплата выплачивается через договора аренды с сотрудниками

Предприятие с целью минимизации расходов, связанных с наймом и оплатой труда персонала, заключает со своими работниками договора по аренде у них автомобилей, компьютеров и других инструментов. Таким образом предприятие сокращает расходы, связанные с выплатой подоходного налога и социальных взносов. Данная схема, в принципе, является законной. Однако единственной целью таких операций является минимизация налогов, которая может быть воспринята налоговыми органами как уход от их уплаты. Поэтому существует высокая вероятность возникновения споров и судебных разбирательств. Кроме того, компаниям достаточно сложно применять такую схему.

  • во-первых — не у всех сотрудников достаточно ценного имущества для таких операций, а слишком большой объем договоров аренды с физическими лицами практически однозначно вызовет заинтересованность контролирующих структур.
  • во-вторых — экономия на «зарплатных» налогах, компания теряет на НДС из-за невозможности принять к вычету «входной» НДС, поскольку договор аренды заключен с физическим лицом (неплательщиком НДС)».

Пример. Дробление бизнеса

Если компания, выводит часть объема осуществляемых услуг, в отдельную организацию, и это действительно обособленное юридическое лицо, реально оказывает данные услуги, то проблемы нет. В таком случае ситуация соответствует фактическим отношениям сторон. При этом, единственной целью является оптимизация налогов, однако налоги — это тоже часть затрат предприятия, и в рамках предпринимательской деятельности такие действия являются допустимыми. В то же время, если дробление на компании происходит только по критерию «размер», а все предприятия ведут одну деятельность и централизованно управляются, то единственной целью такого дробления является уклонение от налогов, соответственно законность такого метода сомнительна. Если же бизнес дробится по различным профилям и это связано с оптимизацией хозяйственной деятельности и налоговой нагрузки, приближением производственных мощностей к рынкам сырья или сбыта и т. д., то это законно, даже если совокупная налоговая нагрузка уменьшается.

Подчеркиваем, что если компания разделяется на две, чтобы получить налоговый эффект, и это единственная деловая цель, то налицо будет уклонение от налогов. Доктрина деловой цели предполагает, что такой целью не может признаваться одно лишь уменьшение налогов. Деловой целью, например, может быть повышение эффективности управления затратами. Это касается и примера перевода сотрудников в штат других организаций. Перевод должен быть коммерчески обоснован, а действия налогоплательщика — обусловлены реальными экономическими причинами, но никак не налоговыми.

При осуществлении налоговой оптимизации особенно часто прибегают к использованию упрощенной системы налогообложения в целях налогового планирования. Напомним, что при использовании упрощенной системы налогообложения, единого налога, минимизация происходит, как правило, по следующим направлениям:

  1. Компания дробит свой бизнес, чтобы каждое подразделение соответствовало определению малого предприятия и платило налоги по упрощенной системе.
  2. Холдинг создает предприятия, работающие по упрощенной системе, для выполнения сервисных функций (уборка офисов, погрузочно-разгрузочные работы, техническое обслуживание оборудования).
  3. Предприятие реализует продукцию через предпринимателя – единщика, продавая ему продукцию с минимальной наценкой, чтобы перевести налоговую нагрузку на физическое лицо «на упрощенке».

На сегодня эта схема особо актуальна, т.к. ставка налога на едином налоге с 2012 г. снизилась и стала особо благоприятной для юридических лиц.

Подытоживая вышесказанное, налоговое планирование предприятия, в том числе — любой применяемый метод оптимизации налоговой нагрузки, должен осуществляться согласно норм действующего законодательства. Осуществляемая оптимизация должна быть экономически оправданной. В конечном счете, она должна основываться на увеличении Вашей прибыли, а не служить единственной цели – «минимизации налогов». Компания «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг», используя практический опыт и знания квалифицированных специалистов в области налогообложения, может помочь осуществить налоговое планирование и оптимизацию Вашей деятельности.

Если Вашей компании понадобятся услуги налогового планирования и оптимизации, то используя возможности наших налоговых консультантов, Вы сможете получить полноценный анализ Ваших бизнес процессов с точки зрения налогового законодательства. В результате такого анализа, нами могут будут выявлены существующие нарушения, налоговые риски, а также будут представлены рекомендации по налоговой оптимизации.

Проводя оптимизацию налогообложения, Ваша организация не только снизит объемы платежей по основным налогам, но и приобретет имидж добросовестного налогоплательщика в глазах государственных органов и партнеров. Рекомендуется проводить оптимизацию налогообложения в комплексе с консалтинговыми услугами, чтобы привести в соответствие с изменениями договорную базу предприятия, а также внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля.

Услуги по налоговой оптимизации

Специалисты нашей компании готовы предложить Вам оценку рисков вашего бизнеса, оценку возможности снижения налоговой нагрузки, предоставить услуги по налоговому планированию и оптимизации

1. Налогово-правовая экспертиза Вашей деятельности.

Целью экспертизы является:

  • выявление существующих и возможных налоговых и имущественных рисков Заказчиков;
  • предоставление рекомендаций по снижению выявленных и потенциальных рисков Заказчика;
  • снижение налогового бремени Заказчика услуг.

Для достижения поставленных целей осуществляется анализ деятельности вашего предприятия, его взаимоотношения с контрагентами и сотрудниками. Изучаются первичные учетные документы, внутренние стандарты заказчика, положения об учетной политике и премировании и т.п.

По окончании работ заказчику предоставляется налогово-правовой обзор его деятельности, в котором раскрываются выявленные и потенциальные налоговые и имущественные риски, предоставляются рекомендации по их уменьшению, а также излагаются способы снижения налоговых издержек предприятия (налоговая оптимизация).

2. Оценка налоговых последствий совершаемых сделок

По запросу заказчика мы готовы проанализировать налоговые последствия сделок, совершаемых или запланированных предприятием. Внимание уделяется не только отдельным сделкам, но и совокупности хозяйственных операций. Если вы планируете маркетинговую компанию, собираетесь осуществлять нетипичную для вас деятельность или отдельные операции, либо планируете реструктуризацию вашего бизнеса, рекомендуем вам сначала обратиться к нам. Наши специалисты окажут Вам услуги налогового планирования, помогут избежать ошибок и финансовых потерь.

Квалифицированные специалисты Компании «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг» достаточно опытны для разработки индивидуальных моделей налогообложения предприятий разного рода деятельности и оперативно решают задачи с наиболее выгодным результатом для Вашей организации.

Компания «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг» предлагает Вам свои услуги ведения бухгалтерского и налогового учета, услуги постановки и восстановления учета. Бухгалтерские и аудиторские услуги. Обратившись к нам, Вы останетесь довольны качеством наших услуг.


Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам. С нашей новой услугой — online консультаций, мы можем ответить на все Ваши вопросы по skype.

Виды налоговой оптимизации

Можно выделить следующие виды оптимизации налогообложения:

1) оптимизация по видам налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и другие налоги);

2) оптимизация налогообложения у организаций в зависимости от их принадлежности к той или иной сфере финансово-хозяйственной деятельности (например, банки, страховые организации, организации торговли и т. д.);

3) оптимизация налогообложения по категориям налогоплательщиков (организации, индивидуальные предприниматели, крупные, средние и малые предприятия).

Налоговую оптимизацию в зависимости от периода времени, в котором она проводится, можно подразделить на перспективную (долгосрочную) и текущую налоговую оптимизацию.

Если целью налогоплательщика является уменьшение налогообложения в процессе его повседневной (текущей) деятельности, то имеет место текущая налоговая оптимизация.

Текущая налоговая оптимизация заключается в применении совокупности методов, позволяющих снижать налоги в каждом конкретном случае в отдельно взятом налоговом периоде, например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки.

Деятельность налогоплательщика, позволяющая уменьшить налогообложение с учетом его деятельности в будущем, рассматривается, как перспективная (долгосрочная) налоговая оптимизация.

Перспективная налоговая оптимизация заключается в применении таких приемов и способов, которые уменьшают налоги в процессе всей деятельности налогоплательщика.

Подобная оптимизация достигается посредством правильной постановки на предприятии бухгалтерского и налогового учета, грамотного применения налоговых льгот и освобождений.

Используя следующие критерии разграничения видов налоговой оптимизации:

  • законность действий налогоплательщика (налогоплательщик нарушает закон или нет);

  • степень налоговой нагрузки: платит ли он налоги, не предпринимая действий по уменьшению налогообложения, либо каким-то образом минимизирует налог.

  • получим такие виды налоговой оптимизации:

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи производятся в обычном порядке. В этом случае осуществляется классическая налоговая оптимизация;

  • действия налогоплательщика соответствуют закону, налоговые платежи при этом по возможности уменьшаются. В этом случае осуществляется минимизация налогов;

  • действия налогоплательщика не соответствуют закону, налоговые платежи не производятся. В этом случае осуществляется противозаконная налоговая оптимизация.

Этапы налоговой оптимизации

В процессе налоговой оптимизации можно выделить ряд этапов.

Такими этапами являются:

  • первый этап — непосредственно создание коммерческой организации;

  • второй этап — выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиалов и дочерних компаний. При этом учитывается не только налоговый режим, предоставляемый местным законодательством, но и возможность и условия предоставления налоговых кредитов и иных специальных льгот, возможность безналогового перевода доходов из одной страны в другую, условия налоговых соглашений и т. п.;

  • третий этап — выбор оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица или формы предпринимательства без образования юридического лица;

  • четвертый этап — анализ и максимально правильное использование всех предоставленных налоговым законодательством преимуществ и льгот по каждому из налогов при осуществлении текущей предпринимательской деятельности;

  • пятый этап — анализ всех возможных форм сделок, которые будут осуществляться в коммерческой деятельности, с точки зрения минимизации налогов;

  • шестой этап — решение вопроса о надлежащем размещении активов и прибыли организации с целью получения дохода от инвестиций.

Оптимизация налогообложения предприятия

Рассмотрены проблемы оптимизации налогообложения для российских предприятий. Проанализированы этапы налогового планирования. Представлены принципы оптимизации налогообложения. Сделан вывод, о том, что государственная налоговая политика является одним из важнейших инструментов, с помощью которого обеспечивается повышения эффективности налогообложения организации на макроэкономическом уровне.

Ключевые слова: проблемы, оптимизации налогообложения, налоговое планирование, государственная налоговая политика.

В настоящее время проблема оптимизации налогообложения для российских предприятий является одной из самых актуальных. Многие предприятия для того, чтобы уменьшить затраты, стремятся к легальному сокращению налоговых выплат в бюджет, что получило название «налоговой оптимизации».

В общем случае, налоговая оптимизация представляет собой деятельность, реализуемая налогоплательщиком, по снижению налоговых выплат в бюджет при этом, не нарушая законодательства по налогам и сборам.

Важнейшая роль в оптимизации налогообложения отводится налоговому планированию, включающему в себя разработку налоговой политики организации и методы налогового регулирования и налогового контроля, применяемые налогоплательщиком. При формировании того или иного метода налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как оптимизации, так и деятельности предприятия в целом. При выборе метода налогового планирования учитываются требования отраслей законодательства.

Налоговое планирование является совокупностью конкретных действий налогоплательщика по снижению налоговых выплат в бюджет, направленных на рост финансовых ресурсов организации. Комплекс действий по налоговому планированию охватывает регулирование величины и структуры налоговой базы, воздействие на эффективность принятия управленческих решений и обеспечение своевременных расчетов с бюджетом, согласно срокам, предусмотренным налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговым планированием следует заниматься на предприятии еще до наступления налогового периода. Оно должно начинаться еще на стадии подготовки к заключению какого-либо контракта и поиска контрагентов, так как уже в этом случае есть возможность запланировать будущие выплаты налогов в бюджет и, если возможно, предпринять действия по их минимизации. Оптимизация налогообложения на предприятии базируется на следующих принципах:

1. Принцип юридического соответствия, являющийся одним из ключевых принципов, которым должны пользоваться организации при использовании системы повышения эффективности налогообложения. Этот принцип предполагает то, что способы оптимизации на предприятии в обязательном порядке должны быть законными и легитимными.

2. Принцип рациональности затрат означает, что выгоды от экономии на налоговых выплатах должны превосходить издержки предприятия по внедрению оптимизации системы налогообложения.

3. Принцип диверсификации заключается в том, что предприятие, в случае неблагоприятного воздействия внешних факторов на один из применяемых способов оптимизации, должно быть адаптировано под быстрое изменение системы налоговой оптимизации.

4. Принцип конфиденциальности означает, что руководство предприятия должно стремиться к тому, чтобы доступ к информации был, как можно ограничен.

5. Принцип автономности подразумевает, что воздействия по налоговой оптимизации должны иметь минимальную зависимость от внешних участников.

Наиболее продуктивным для предприятия представляется разработка общей модели налоговой оптимизации в зависимости от сферы деятельности организации и выполнение в согласовании с этой моделью конкретных действий, ориентированных на минимизацию налогообложения предприятия.

Оптимизация налогообложения — это не только местный процесс, это процесс, реализовывающийся на уровне государства и являющийся элементом его налоговой политики и реализующийся посредством законодательной деятельности. Поэтому налоговая оптимизация, как способ корректировки налогового бремени организаций, представляет собою такой налоговый механизм, который позволяет на легитимных основаниях определять приемлемый размер налоговых платежей с целью повышения финансовых результатов деятельности организации с помощью экономии налоговых расходов.

Государственная налоговая политика является одним из важнейших инструментов, с помощью которого обеспечивается повышение эффективности налогообложения организации на макроэкономическом уровне. Налоговая политика страны является главным фактором при определении стратегии оптимизации налогообложения хозяйствующих субъектов. От того, насколько государственная налоговая политика эффективна, зависит выбор методов налоговой оптимизации, обоснование ее механизма и правового обеспечения. В то время как на микроэкономическом уровне основными инструментами развития механизма оптимизации налогообложения организации считаются налоговое администрирование, корпоративное налоговое планирование, управление налоговыми рисками.

Кроме элементов налогового планирования выделяют ряд приемов, при которых результат в виде уменьшения налоговых выплат достигается путем действий квалифицированной организации по исчислению и уплате налогов, что исключает случаи необоснованной переплаты налогов. Для уменьшения налоговых выплат со стороны законодательства налогоплательщику предоставляется широкий спектр возможностей, позволяющий минимизировать объем налогов. В связи с этим выделяются общие и специальные способы уменьшения налоговых выплат.

К общим способам можно отнести следующие приемы налоговой оптимизации:

1. Выбор учетной политики организации — это значительная часть внутреннего налогового планирования. Учётная политика для целей налогообложения обеспечивает выбор наиболее доступного объяснения нормативно-правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета. Одним из наиболее известных способов налоговой оптимизации является понижение налогооблагаемой прибыли и уменьшение налоговой базы по налогу на имущество за счет использования метода ускоренной амортизации, а также переоценки основных средств. В Российской Федерации способ переоценки основных средств является наиболее оптимальным, в то время как возможности использования метода ускоренной амортизации являются нецелесообразными и возможности для их применения минимальны.

2. Контрактная схема дает возможность оптимизировать налоговый режим при заключении конкретного договора и выполнения обязательств по нему. Суть настоящего метода заключается в использовании налогоплательщиком в договорах конкретных формулировок, а не принятых традиционных, а также в применении нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это позволяет организовать оптимальный налоговый режим выполнения определенной сделки с учетом графика поступления и издержек денежных и товарных ресурсов.

3. Налоговые льготы являются одной из главных деталей налогового планирования. Обычно большая часть льгот предоставляется местным законодательством, предусматривающим различные льготы.

Нельзя не отметить специальные методы налоговой оптимизации. Ведь об общих способах знают практически все предприниматели, и воспользоваться ими может большинство предприятий. К специальным методам относятся следующие:

1. Метод замены отношений, основанный на разнообразии способов решения хозяйственных проблем в рамках действующего российского законодательства. Субъект может воспользоваться любым из допустимых вариантов использования правовых норм наиболее подходящих для конкретных условий хозяйствования.

2. Метод разделения, частично основанный на методе замены отношений. В данном случае хозяйственная операция заменяется не полностью, либо применяется замена одной хозяйственной операции на несколько аналогичных. Метод применяется в тех случаях, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.

3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения налогового обязательства на следующий календарный период. В соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом.

4. Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью уменьшения размера объекта или замену этого объекта иным, который облагается более низким налогом или не облагаемым им вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и имущество, причем сокращение не должно оказать отрицательного влияния на деятельность предприятия.

Для Российской Федерации наиболее приемлемым способом налоговой оптимизации считаются выбор учетной политики организации, позволяющий минимизировать налоговую базу с помощью использования метода переоценки основных средств. Одним из актуальных методов оптимизации налогообложения для российских предприятий является метод отсрочки налогового платежа, так как с его помощью возможен перенос возникшего налогового обязательства на следующий календарный период, что позволяет усовершенствовать управление оборотными активами предприятия.

Итак, каждое предприятие, стремящееся к увеличению прибыли должно вести налоговое планирование, разрабатывать и вводить способы налоговой оптимизации. Если у руководителей организации отсутствуют знания в сфере нормативно-правовой базы налогового законодательства, то это может привести к тому, что предприятие в условиях жесткой конкурентной среды не сможет занять лидирующие позиции на рынке и уступит свое место более конкурентоспособному предприятию. Но при этом следует помнить, что минимизация налогообложения должна применяться в разумных границах. Для этого применяются легальные льготы и налоговые освобождения, разрешенные законодательством. Такие действия не влекут за собой взыскание пени, налоговые санкции и доначисление налогов. Важно применять комплексный подход, где затраты на оптимизацию должны быть значительно ниже, чем прибыль от нее.

В практике использования оптимизации налогообложения необходимо следовать определенным принципам, которые имеют не только финансово-экономическую, правовую, но и нравственную природу. К примеру, невозможно при планировании налоговой оптимизации основываться только на пробелах в законодательстве. Необходимо принимать во внимание все политические аспекты, а также роль, которое играет предприятие в пополнении бюджета, поэтому, при осуществлении оптимизации налогообложения следует придерживаться принципа комплексного расчета экономии и убытков.

В настоящее время в ситуации изменяемой российской экономики прекращение попыток «творческой неуплаты налогов» абсолютно правомерно и возведено в ранг государственной налоговой политики. Государство регулярно осуществляет борьбу с хозяйствующими субъектами, которые стремятся отклониться от уплаты налогов. Это проявляется в административной и судебной защите интересов бюджета.

Применяя основные принципы налоговой оптимизации, кропотливо исследуя нормативную базу, предприятие может достичь наилучшего результата от законной экономии на налогах.

Литература:

1. Балабанов, И. Т. Основы финансового менеджмента / И. Т. Балабанов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 236 с. — ISBN 5–91452–0059–5

2. Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка / Е. В. Негашев. М.:, 2009. — 186 с. — ISBN 5–8586–49–3

3. Попова Р. Г., Самонова И. Н., Добросердова И. И. Финансы предприятий / Попова Р.Г . — М.: ИНФРА-М, 3-е изд. — СПб.: 2010. — 208 с.

Тема 8. Оптимизация налогообложения

Оптимизация налогообложения является одним из самых важных направлений деятельности финансовой службы предприятия, особенно в условиях антикризисного управления, так как в условиях угрозы банкротства необходимым и целесообразным условием является сокращение расходов по налогообложению и увеличение или сохранение на прежнем уровне объемов чистой прибыли, поскольку в основном за счет этого источника происходит финансирование непредвиденных мер и действий. Кроме этого, необходимо планировать налоговые отчисления с целью повышения эффективности планирования объемов доходов и расходов, особенно в кризисных условиях. Таким образом, налоговая оптимизация является важным рычагом в антикризисном управлении.

Задача налогового планирования (оптимизации налогообложения) организация системы налогообложения для достижения максимального финансового результата при минимальных затратах. Комплексное налоговое планирование является частью финансового планирования на предприятии.

Налоговое планирование подранивает оптимизацию налогообложения в целом, разработку ситуационных схем, оптимизации налоговых платежей, организацию системы налогообложении для анализа налоговых последствий различных управленческих решений. Планирование налоговых платежей в рамках налогового планирования позволит предприятиям более, эффективно управлять имеющимися ресурсами.

Основными принципами налогового планирования являются:

  • законность всех способов и методов оптимизации налогового обложения;

  • экономичность внедрения схем оптимизации налогообложения;

  • индивидуальный подход к деятельности, учитывая особенностям конкретного налогоплательщика;

  • комплексность и многовариантность применения разработанных схем и методов налогообложения.

Организация налогового планирования заключается в предварительном анализе финансово-хозяйственной деятельности организации; в исследовании действующего законодательства, исследовании и анализе налоговых проблем конкретного налогоплательщика с целью выявления наиболее перспективных направлений налогового планирования; в изучении схем оптимизации налогообложения партнеров и конкурентов в конкретных видах деятельности, а также применении наиболее выгодных способов налогообложения на предприятии.

Оптимизация налогообложение предприятия, разработка отдельных схем минимизации налогов применительно к конкретному виду деятельности или определенной организационно-правовой форме позволит сократить налоговые платежи. Освобожденные средства можно инвестировать в развитие своего бизнеса.

Организация налогового планирования в процессе функционирования предприятия необходима при оформлении договорных отношений с поставщиками и заказчиками, осуществлении хозяйственных операций и т.д., Налоговое планирование является неотъемлемой частью процесса создания, реорганизации, ликвидации предприятия, преобразования, слияния и т. п.

Примеры схем оптимизации налогообложения

Результаты практического применения комплексной налоговой оптимизации на предприятиях.

Пример № 1.

Перед администрацией производственного предприятия была поставлена задача достижения максимального экономического результата от основной деятельности за счет уменьшения налогового бремени. Было принято решение разделить производственный процесс и процесс реализации на составляющие, чтобы снизить риски неблагоприятного воздействия со стороны контролирующих органов. Поставленная задача имела цель — обеспечить непрерывную работу всего производства.

Решение поставленной проблемы.

Максимально эффективное решение данной задачи было найдено в создании холдинга путем переноса средств производства в отдельные снова созданные юридические лица. Так, например, производство и реализация продукции стала выглядеть следующим образом. Производящая компания, арендуя производственные помещения и производственное оборудование у главной компании создавшегося холдинга, а также используя труд работников предприятия по управлению персоналом, производит продукцию и реализует и самостоятельно, и через свою же оптовую фирму. После данных изменений предприятие стало способным уменьшить налоговое бремя на каждом из выше перечисленных звеньев. Так, например, на главном предприятии холдинга появилась возможность уменьшить налог на имущество и ряд других налогов, возникающих в результате сдачи в аренду производственных помещении и оборудования. Само же производственное предприятие в результате данной реструктуризации получило возможность реализовывать продукцию малым предприятиям и предпринимателям без НДС. Оптовое же предприятие необходимо для того, чтобы регулировать наценку производимого товара, а также для возможности продажи товара клиентам с выставлением НДС. Кроме того, контроль за трудовыми ресурсами и учет их стал более систематизированным за счет перехода персонала в льготное предприятие, за счет чего уменьшилось налогообложение при выплате заработной платы.

В результате проведенной реструктуризации бизнеса и создания производственного холдинга предприятие решило все поставленные задача, оптимизировав налоги более чем на 40 — 50%. При этом предприятие минимизировало свои риски в процессе создания данного холдинга и на будущие периоды.

Пример № 2 (Полулегальный метод).

Схема оптимизации налогообложения с помощью договора займа

Суть схемы: получение фиктивных займов от руководителей компании или их родственников и выплата процентов по этим займам.

Как правило, никаких денег никто не даёт. Просто организация, таким образом, легализует средства, которые у неё были, но не отражались в официальной отчетности.

Суммы, полученные в долг, не облагаются налогом на прибыль (п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ) и НДС (следует из ст. 146 НК РФ). Договор займа составляется в соответствии с требованиями параграфа 1 гл. 42 ГК РФ. Заём должен браться под проценты, лучше в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Посредством договора займа можно уменьшать зарплаты (на сумму якобы полученного в долг и процентов), придумав соответствующее обоснование (например, сотрудник переводится на работу по совместительству). В данном случае возникает только НДФЛ с выплаченных процентов. Однако нужно учесть, что прибыль предприятия будет уменьшена только на сумму процентов вместо полной суммы фактической зарплаты, хотя общая сумма налогов и взносов организации и сотрудников будет все-таки предпочтительнее при использовании займа.

В соответствии ст. 807 ГК РФ по договору займа заимодавец передает деньги в собственность должнику. Значит, расплачиваясь за товар заемными средствами, фирма несёт расходы и НДС можно принять к вычету на основании ст. ст. 171. 172НКРФ.

Политика оптимизации расходов по налогам

От размеров налоговых ставок и сумм уплачиваемых налогов, как известно, зависит размер чистой прибыли организации. Поскольку ставки налогов устанавливаются государством, изменение их размеров является внешним неуправляемым фактором для хозяйствующих субъектов. Но все же руководство микроэкономических структур имеет возможность вырабатывать внутреннюю политику, влияющую на размеры налоговых отчислений.

Фискальная и регулирующая функции системы налогообложения. В процессе анализа расходов по налогам и влияния на них учетной политики следует исходить из функций налоговой системы, являющихся инструментом государственной финансово-экономической политики. Основными для системы налогообложения являются фискальная и регулирующая функции.

Фискальная функция обеспечивает поступление средств в государственный бюджет за счет налоговых изъятий. Регулирующая функция заключается в стимулировании или ограничении тех или иных производств, реализации тех или иных товаров и услуг и осуществлении тех или иных расходов в соответствии с государственными интересами. Таможенные сборы позволяют государству воздействовать на конкурентоспособность отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынках. Освобождение благотворительных расходов от налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса РФ поощряет предпринимателей расходовать средства на социально значимые мероприятия. Упрощенный или льготный порядок уплаты налога на добавленную стоимость на экспортируемые товары в соответствии с таможенным законодательством ист. 151 Налогового кодекса РФ способствует активизации работы российских предприятий на внешних рынках. Право, предусмотренное ст. 283 Налогового кодекса России, уменьшить налоговую базу текущего налогового периода по налогу на прибыль на всю сумму полученного в предыдущих налоговых периодах убытка или на часть этой суммы способствует выходу нерентабельных предприятий из кризисного состояния. Снижение налогов для малых предприятий в начале их деятельности стимулирует расширение рынка товаров и свободной конкуренции через увеличение числа предпринимателей, имеющих небольшой капитал с перспективой их роста. Предусмотренные главой 25 Налогового кодекса РФ уменьшенные ставки обложения доходов от участия в финансировании других субъектов (15%, 6%) в сравнении со ставкой налога на прибыль (24%) стимулируют расширение рынка российского капитала, причем в наибольшей степени поощряются вклады в российские организации, (за счет наименьшей ставки 6%).

При построении и проведении политики снижения налогового бремени организации следует иметь в виду, что уменьшение налоговых платежей, не цель, а способ улучшения финансового состояния и повышения инвестиционной привлекательности организации. Особенно для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью чистая прибыль — главный критерий инвестиционной привлекательности. От чистой прибыли таких организаций напрямую зависят возможные выплаты инвесторам и уровень котировки их акций на фондовых биржах, поэтому принимать меры к снижению налогов целесообразно только в том случае, если расчеты показывают, что это дает прирост чистой прибыли. Недопустимо уменьшение налогов ценой ухудшения финансового состояния. В этом заключается искусство внутрифирменной политики снижения налогового бремени.

Классификация налогов и отчислений. В анализе налогового бремени применяют также частные показатели, характеризующие уровни налоговые изъятий по отдельным видам налогов в отношении к соответствующим объектам налогообложения. В основе таких соотношений лежит классификация налогов и отчислений:

  1. из выручки;

  2. за счет издержек производства и обращения;

  3. за счет финансовых результатов до налогообложения прибыли;

  4. налог на прибыль;

5) из прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.

При определении уровня налоговых обязательств по первой группе налоговой классификации используют два отношения. Первое из них — отношение суммы налогов, уплачиваемых из выручки (сч. «Продажи») К выручке от продаж, а второе — к валюте баланса. К налогам этой группы относят: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, экспортные пошлины, таможенные сборы. Их отношение к выручке отражает долю налогов, отчисляемых из выручки в сумме выручки, или размер отчислений, приходящихся на единицу выручки от продаж.

Далее следует рассчитать отношение налогов, относимых на счет издержек (сч. «Основное производство» и другие счета по учету затрат в промышленности, для торговых организаций — сч. «Расходы на продажу»), к общей сумме расходов, связанных с производством и реализацией продукции, работ, услуг, что позволит определить долю расходов по налогам, в составе издержек производства и обращения. К этой группе относят транспортный налог, земельный налог, плату за пользование водными объектами, единый социальный налог, а также сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта спиртосодержащей и алкогольной продукции. Эти налоги прямо или косвенно являются ценообразующими факторами и уменьшают прибыль от продажи.

Налоги, уплачиваемые за счет финансовых результатов до налогообложения прибыли (начисляемых на сч. — Прибыли и убытки») соотносят с прибылью от продаж. В их числе:

• налог на имущество предприятий;

• налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

  • налог на операции с ценными бумагами;

  • налог на рекламу;

• целевые сборы с предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и. другие цели.

Доля этих налогов в сумме прибыли от продаж показывает, в какой мере они влияют на снижение общей прибыли после уменьшения размера прибыли от продаж на их величину.

Сократить налогообложение имущества организаций можно посредством освобождения от неэффективно используемых активов посредством реализации, ликвидации определенной их части.

Прибыль до налогообложения представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Эта прибыль, по данным формы № 2, обычно не соответствует размеру прибыли, подлежащей налогообложению, поскольку в размер налогооблагаемой прибыли; дополнительно включают суммы превышения фактических сумм нормируемых расходов в сравнении с установленными нормами и другие статьи, размер которых в налоговом учете отличается от размера, отраженного в бухгалтерском учете. К таким расходам, например, в соответствии со ст. 264 Налогового кодекса РФ относят:

• суточные сверх норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

  • расходы на рекламу для целей налогообложения в размере, превышающем 1 % выручки от реализации;

  • расходы на содержание служебного транспорта, расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм, установленных Правительством Российской Федерации;

  • представительские расходы, превышающие 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период и др.

Поэтому величина указанного отношения будет отличаться от ставки налога на прибыль, примененной к прибыли до налогообложения в форме № 2, на долю налогов, увеличенных из-за превышения нормативных расходов, и по, другим статьям. Разница между данным соотношением и ставкой налога на прибыль, примененной к прибыли до налогообложения в форме № 2, покажет резерв возможного снижения нормируемых расходов для сокращения налогового бремени, если такое снижение не повлечет других более существенных отрицательных последствий (например, существенного снижения выручки, невозможности или затруднений в выполнении важных операций без превышения нормативов затрат и др.).

Отношение налогов и отчислений, взимаемых после уплаты налог:, на прибыль (кредит сч. «Расчеты по налогам и сборам» и дебет сч. «Прибыла и. убытки»), к прибыли до налогообложения покажет величину таких налогов, приходящуюся на единицу этой прибыли. К этой налоговой группе относят сбор за использование наименований (Россия», «Российская Федерация»); суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (п. 4 СТ. 270 Налогового кодекса РФ).

Для отдаления сроков налоговых отчислений в случаях систематических отсрочек поступлений расчетов за товары от покупателей руководству организации следует заключать договоры с покупателями о переходе товаров в собственность покупателя после их оплаты. Использование таких договоров позволяет уплачивать налоги в бюджет после поступления средств на счета организации, что, в свою очередь, повышает платежеспособность по налогам перед бюджетом на период и сумму отсрочки поступлений.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

В соответствии с НК РФ, частью 1, главой 16, юридическое или физическое лицо, совершившее налоговое правонарушение, несет налоговую ответственность.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса. Физическое лицо может быть привлечено к Налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 настоящего Кодекса.

Виды налоговых правонарушений:

  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

  • уклонение от постановки на учет в налоговом органе;

  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;

— непредставление налоговой декларации;

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;

— неуплата или неполная уплата сумм налога и др.

Ответственность по данным видам налоговых правонарушений можно рассматривать в разрезе административной ответственность юридических и физических лиц.

Руководители и сотрудники организаций могут нести и уголовную ответственность в случае более тяжких налоговых правонарушений, связанных с легализацией незаконных доходов, применения различных «теневых» схем ухода от налогообложения т.п.

5 схем налоговой оптимизации, которые больше ни в коем случае нельзя использовать

C 2017 года за схемы налоговой оптимизации, которые еще совсем недавно считались относительно законными, можно лишиться бизнеса и пойти под суд.

Так, волгоградской компании доначислили налоги на 200 млн руб. за то, что она дробила бизнес. Налоговая сочла, что несколько фирм и ИП на разных режимах — это одна организация, и объединила их.

Как итог: инспекция обвинила директора в уклонении от уплаты налогов и потребовала выплатить все, что задолжала бы компания, будь она на общей системе.

Конституционный суд принял сторону проверяющих. Некогда успешная компания обанкротилась, ее счета и имущество арестовали, а предпринимателя отдали под суд.

Кратко позицию государства в отношении налогов можно сформулировать таким образом. Да, президент обещал не повышать ставки до 2019 года, несмотря на дефицит бюджета. Но никто не запрещал Минфину постепенно сокращать льготы, а ФНС — добиваться увеличения собираемости налогов за счет выявления схем налоговой оптимизации. Последнее обстоятельство — одна из причин роста активности инспекторов.

Не совсем законные и даже опасные схемы налоговой оптимизации

Дробление бизнеса

Бизнес делят на несколько ООО или ИП, которые переводят на упрощенный режим налогообложения. По отдельности они соответствуют критериям Налогового кодекса РФ для применения УСН, но суммарно должны были бы уплачивать налоги по общей системе. должны быть разные руководители

Как вариант, предприниматели могут зарегистрировать несколько подконтрольных основной фирме ИП, чтобы остаться на ЕНВД. Например, для разделения торговой площадки, которую они арендуют у головной компании. Однако по факту несколько компаний работают как одна.

  • Новая методика выявления налоговых нарушений: как работать с ФНС

Рассказывает практик

Ирина Лебедева, Исполнительный директор ГК «ЭКСПЕРТА», Санкт-Петербург

ФНС постарается доказать умысел в действиях налогоплательщика по дроблению бизнеса. Для этого налоговики осматривают помещения и территорию, опрашивают сотрудников, анализируют движение денежных средств на расчетных счетах. Таким образом инспектора пытаются установить лицо, которому подчиняются управляющие подразделениями, обнаружить единые складские помещения, грузчиков и другой персонал.

Как развеять подозрения. Компания должна подтвердить обособленность выделенных организаций и ИП. Свидетельствовать об этом могут:

  • разные юридические адреса и офисные помещения, а также отсутствие пересечений в производственном процессе;
  • ведение учета и сдача отчетности разными лицами либо обслуживающими компаниями, обособленное хранение бухгалтерских документов и отчетности;
  • тот факт, что компания не расторгает договоры с контрагентами и не перезаключает их на связанную организацию при приближении к лимиту доходов на УСН;
  • обособленность торговых площадей ИП на ЕНВД со своими ККМ, сотрудниками и складскими помещениями от площадей компании.

Пример

Инспекция заподозрила компанию «Металлургсервис» в том, что она дробила бизнес с целью сохранения права на ЕНВД. И доначислила налоги, пени и штрафы на сумму 14 млн руб. Спор дошел до Президиума ВАС РФ.

Суд встал на сторону ответчика. Он решил, что компания действительно прекратила деятельность и на ее базе было организовано новое юридическое лицо. Такой вывод сделан еще и потому, что налоговая не доказала номинальность других физических лиц в новой организации. Их доля составляла 75% уставного капитала. Налогоплательщик, которого пытались выставить единственным реальным бенефициаром, владел 25% (постановление Президиума ВАС РФ от 09.04.2013 № 15570/12 по делу № А60-40529/2011).

Оформление сотрудников как ИП

Сотрудники увольняются и регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей. Затем компания заключает с ними договоры подряда или оказания услуг. Трудовые соглашения заключаются только с работниками, чьи должности предусмотрены штатным расписанием.

Такая схема налоговой оптимизации позволяет сэкономить на страховых взносах в ПФР, на выплатах в ФФОМС и ФСС (до 30% от фонда оплаты труда) и 13% НДФЛ. Индивидуальные предприниматели имеют право пользоваться УСН, патентами и ЕНВД. Соответственно, вместо зарплатных налогов сотрудники будут платить 6% с оборота.

Несмотря на то что ИП должны выплачивать обязательные взносы в фонды (27 990 руб. в 2017 году) и 1% от выручки (если она больше 300 тыс. руб.), экономия все равно выходит существенная.

Для некоторых видов деятельности может применяться патентная система налогообложения или вмененка. Например, IT-услуги подпадают под патент, а транспортные услуги — и под патент, и под ЕНВД. Сумма налога у таких ИП вообще не будет зависеть от дохода.

Рассказывает практик

Майя Зиновьева, Финансовый директор ООО «Би-Консалтинг», Москва

Опасность схемы налоговой оптимизации заключается в разнице между трудовым и гражданско-правовым договором. Предмет трудового контракта — процесс выполнения работы. Он включает в себя, например, обязательство ходить на работу. А договор оказания услуг обязывает ИП предоставить итог своего труда. Важен результат, а не тот факт, ходит ли человек в офис, выполняет работу сам или привлекает кого‑либо еще.

Руководитель заставляет работников регистрироваться как ИП, перезаключает договоры и считает на этом свою миссию выполненной. Сотрудники продолжают ходить на работу по графику, уходить в отпуска. И об этом люди рассказывают на допросе в налоговой. Таких показаний ФНС достаточно, чтобы переквалифицировать гражданские договоры в трудовые и доначислить налоги.

Как развеять подозрения. Директор должен понимать, функции каких должностей можно переложить на ИП. Заемный труд на территории РФ запрещен, а вот услуги аутсорсинга законодательству не противоречат. ИП может оказывать услуги по замене бизнес-процесса на предприятии. Например, бухгалтерские, юридические, транспортные. Любые услуги, где результат может быть измерен и стать предметом договора.

Договор должен предусматривать оформление результата и подписание акта оказанных услуг. А вот обязанности ИП соблюдать трудовой режим включать в соглашение нельзя. Хотя предприниматель и может работать в офисе предприятия. Например, бухгалтер может обрабатывать первичную документацию на месте.

Помните, что при проверке налоговики в первую очередь будут общаться с предпринимателями лично. Работники должны придерживаться той же позиции, что и предприятие-заказчик. Такие ИП должны действительно стать поставщиками бизнес-услуг, а не оставаться просто сотрудниками.

Факт того, что уволившийся сотрудник стал ИП и работает с той же компанией, не доказывает наличие схемы. Однако подозрения у налоговой может вызвать и стать причиной дополнительной проверки.

Пример

В нашу компанию обращался директор организации, где применялась подобная схема налоговой оптимизации. К сожалению, слишком поздно — уже на этапе акта о проведении проверки.

Налоговая получила достаточно доказательств простым способом: опросила всех сотрудников компании. Собрали информацию по каждому «предпринимателю»: какую работу выполнял, а главное — как. Во сколько приходил и уходил с работы, требовало ли руководство соблюдать трудовой режим.

В результате налоговая переквалифицировала все выплаты по договорам с ИП в оплату труда и начислила все соответствующие налоги за три года. Нам удалось лишь оттянуть время уплаты. Этого хватило на регистрацию нового юрлица, чтобы продолжать основную деятельность.

Фиктивные сделки с фирмами-однодневками

Компания оформляет фиктивные счета, акты и накладные на приобретение товаров (работ, услуг) по рыночной или завышенной стоимости у фирм-однодневок. Фактически сделки не происходит, но компания может учесть якобы потраченные деньги в расходах и получить налоговые вычеты. Фирмы-однодневки также используются для уклонения от уплаты НДС.

  • Как проверить контрагента перед заключением договора, чтобы избежать субсидиарной ответственности

Срочно проверьте своих партнеров!

Вы знаете, что налоговики при проверке могут цепляться к любому подозрительному факту о контрагенте? Поэтому очень важно проверять тех, с кем Вы работаете. Сегодня Вы можете бесплатно получить информацию о прошедших проверках Вашего партнера, а главное — перечень выявленных нарушений!

Рассказывает практик

Ирина Лебедева, Исполнительный директор ГК «ЭКСПЕРТА», Санкт-Петербург

В таких случаях инспекция должна доказать подконтрольность фирмы-однодневки поставщику или покупателю. Для этого налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность двух организаций и выявляют возможные связи. Например, бухгалтерию ведет один и тот же аутсорсер. Или обе компании сдавали отчетность и распоряжались расчетными счетами с общего IP-адреса.

При необходимости инспекторы могут произвести выемку документов, осмотреть офисные помещения, допросить сотрудников.

Как развеять подозрения. Директор должен быть готов к трем вещам.

Во-первых, ответить на вопросы проверяющих об экономической обоснованности сделки. Компания должна показать связь сделки с получаемыми организацией доходами или с попыткой их получить. Например, расходы произведены для привлечения потенциальных клиентов или компания исполняла обязательства перед покупателями и заказчиками.

Во-вторых, предоставить данные о процессе отбора поставщика и его проверке на благонадежность. ФНС считает, что контрагент не должен иметь налоговых задолженностей и правонарушений, а также обязан вовремя сдавать отчетность. Поэтому проверьте, есть ли данные о контрагенте на сайте https://service.nalog.ru/zd.do. На этом портале размещается информация о юрлицах, имеющих долги по налогам и не представляющих налоговую отчетность более года.

В-третьих, предъявить деловую переписку и рассказать, где проходили встречи с представителями контрагента, подтвердив это документально. Вас наверняка попросят указать, с кем конкретно из сотрудников контрагента вы договаривались об условиях сделки.

Нарушение контрагентом налоговых обязательств — еще не доказательство получения вами необоснованной налоговой выгоды. На этот факт и нужно упирать. Инспекция должна доказать неосмотрительность и неосторожность компании, а также то, что ей было известно о нарушениях контрагента. Однако, если компания подтвердит факт сделки, претензии предъявят только контрагенту. Такая логика следует из письма ФНС России от 24.06.2016 № ЕД-19-15/104.4

Увеличение оборотных средств через займы

Деньги вносятся в компанию как займы от физических лиц. Такие взносы не считаются доходом организации и не облагаются налогами.

Эта схема налоговой оптимизации используется при недостатке ресурсов у компании или при необходимости быстро увеличить размер оборотных средств. Механизм займа от физического лица освобождает денежные поступления от НДС, налога на прибыль и налога при УСН. Это значительно выгоднее, чем обычное внесение денег или кредит.

Рассказывает практик

Майя Зиновьева, Финансовый директор ООО «Би‑Консалтинг», Москва

ФНС предъявит претензии, если выявит материальную выгоду организации при безвозмездном займе. А также, когда проценты за пользование займом устанавливались договором, но фактически не выплачивались. Поэтому либо ставят символические проценты, либо не ставят их вовсе.

Если заем не будет возвращен по истечении установленного договором срока, то налоговая инспекция расценит это как прощение долга. Его сумма станет доходом организации, с которого обяжут уплатить налог на прибыль. Если заем превышает 600 тыс. руб., на операцию обратит внимание Росфинмониторинг.

Как развеять подозрения. При заключении такого договора необходимо отслеживать соблюдение всех условий: начисление процентов, срок возврата, целевое использование. Если нет возможности вернуть деньги в срок, придется заключить дополнительное соглашение о его продлении. При этом стоит заметить, что закон не ограничивает количество пролонгаций договора займа.

Нельзя гасить займы из наличной выручки, полученной за товары, работы или услуги (указание Банка России от 07.10.2013 № 3073‑У «Об осуществлении наличных расчетов»). Необходимо сначала снять деньги с расчетного счета и только потом выдать их из кассы. В противном случае Генеральному Директору грозит административный штраф за нарушение кассовой дисциплины от 40 тыс. руб.

Подмена договора (лизинговые схемы налоговой оптимизации)

Стороны, например, могут заключить вместо договора купли-продажи лизинговую сделку. Оплата производится в рассрочку, но обозначается как лизинговые платежи. Договор лизинга позволяет налогоплательщику использовать ускоренную амортизацию. То есть стоимость объекта будет списываться в расходы по налогу на прибыль в три раза быстрее.

Другой вариант: стороны не прописывают в контракте аванс, а заключают договор займа. Это позволяет платить НДС только в момент отгрузки, а не с предоплаты.

Лизинговые схемы налоговой оптимизации дают возможность отодвинуть момент уплаты налога и упростить налоговый учет.

Рассказывает практик

Кира Гин, Управляющий партнер юридической компании «Гин и партнеры», Москва

При проверке налоговики обращают внимание на условия договора лизинга. Они насторожатся, если срок договора будет меньше, чем срок полной амортизации имущества, а в самом документе нет условий, свойственных именно договору лизинга (предмет, продавец, срок, плата, условия).

Кроме того, в договоре порой забывают указать, на чьем балансе учитывается имущество. В подобных случаях налоговики могут переквалифицировать лизинг в куплю-продажу.

Доказать использование схемы с займом ФНС сможет только с помощью свидетельских показаний. Кто‑то должен сознаться, что заем прикрывал предоплату.

Как развеять подозрения. Срок договора лизинга должен совпадать с обычными сроками подобных договоров для определенного вида имущества.

Например, срок лизинга недвижимого имущества может достигать 10 лет. Важно, чтобы этот срок не был намного меньше срока амортизации объекта. Необходимо также соблюдать все существенные условия для договора лизинга. Идеальный вариант — договор с лизинговой компанией. Он точно не вызовет подозрений инспекции.

Чтобы снизить риски, при заключении договора купли-продажи желательно вернуть покупателям заемные деньги.

Если лизинговую схему налоговой оптимизации раскроют, то компанию обвинят в необоснованной налоговой выгоде. Расходы в виде лизинговых платежей не учтут, доначислят НДС и налог на прибыль.

>Налоговая оптимизация: как экономить, не нарушая законы

Рассмотрим наиболее распространенные способы налоговой оптимизации подробнее.

Использование давальческой схемы (толлинг)

Эта схема предполагает использование давальческих материалов. Давальческие материалы — это те материалы, которые принимаются организацией-переработчиком от заказчика-давальца для их дальнейшей переработки или изготовления продукции, но без оплаты стоимости материалов и с обязательством полного возвращения переработанных материалов или готовой продукции.

Региональное законодательство устанавливает для определенных видов деятельности, в частности, для производства, пониженную ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН. Например, Тульская область предоставляет организациям, которые занимаются производством, ставку налога 3% вместо 6%. При этом право уменьшить налог на 50% за счет уплаченных страховых взносов сохраняется. Получается, что эффективная ставка налогообложения в этом регионе составляет всего 1,5%.

Как можно воспользоваться этим методом? Например, следующим образом: все производственные акты перевести на организацию, применяющую УСН. Сделать это можно путем выделения, разделения организации или, если выручка позволяет, просто написать заявление в налоговую инспекцию и начать применять УСН.

Отчетность через интернет во все контролирующие органы

Как быть с покупателями, которым нужен НДС? В данном случае создается еще одна организация, которая будет находится на ОСН. Эта организация будет закупать сырье с НДС. На нее переводятся транспортные расходы с НДС и другие затраты, которые поставщики представляют с НДС. После того как эта организация приобретает сырье, она отдает его в производственную организацию на переработку. Затем организация, находящаяся на ОСН, получает с производства готовую продукцию, которую в дальнейшем реализует своим покупателям. Получается, что весь НДС, который сопровождается с производственной деятельностью (сырье, транспорт, аренда, маркетинг и т.д.), находится на компании, применяющей ОСН.

Также производство, которое находится на УСН, может часть готовой продукции реализовывать покупателям, которым НДС не нужен. Но для этого придется четко проработать договор на переработку, который нужно заключать с упрощенцем, так как образец договора из справочных систем в этом случае не подойдет.

Стоит обратить внимание на гл. 34 НК «Страховые взносы». Для многих компаний, применяющих УСН, предусмотрена пониженная ставка страховых взносов. В частности, для производства пищевых продуктов, текстильного и швейного производства действует ставка 20%. В ст. 427 НК РФ перечислены все организации, у которых есть право применять пониженную налоговую ставку.

Дробление бизнеса: риски и нюансы

Рассмотренные выше варианты — это схемы дробления бизнеса, разделения компании, применяющей ОСН, на несколько более мелких хозяйствующих субъектов. Можно отдельно выделять производство, опт, розницу и другие бизнес-направления. Сейчас очень распространен аутсорсинг, на который переводят бухгалтерию, кадровую службу, маркетинг и др.

Дробление бизнеса, как способ налоговой оптимизации, потому и распространен, что позволяет экономить на налогах, использовать все возможности «упрощенки» или ЕНВД, а также подконтрольные организации, ИП для минимизации НДФЛ и страховых взносов. Эту «операцию» можно осуществить следующими способами:

  • реорганизоваться путем разделения (когда вместо одного юрлица появляются новых два) или выделения (когда из одного юрлица выделяется одно новое);
  • создать новые организации;
  • зарегистрировать в качестве предпринимателей доверенных лиц (на практике часто это учредитель или директор компании либо их родственники и друзья).

Есть несколько нюансов, на которые следует обратить внимание при дроблении бизнеса, чтобы избежать претензий налоговиков. Ведь по ряду критериев суды могут признать налоговую выгоду необоснованной. Например, если есть единая производственная база, но отсутствуют собственные производственные мощности у подконтрольного лица, работают одни и те же сотрудники, наблюдается согласованность действий и исключительность отношений, при которых созданные юрлица продолжают осуществлять те же операции, что и до преобразования, и не имеют внешних заказчиков (Письмо ФНС от 19.01.2016 № СА-4-7/465@).

Самое главное доказательство обоснованности дробления — это наличие деловой цели, которая четко отвечает на вопросы: что конкретно поменялось после реорганизации и почему бизнес не мог продолжать существовать в прежнем состоянии? Ответы в данном случае могут быть разными: повышение эффективности работы компании, улучшение бизнес-процессов, сокращение затрат, расширение сети сбыта, предотвращение банкротства, минимизация рисков.

Чтобы обосновать наличие деловой цели, следует оформить письменное заключение об экономическом эффекте в связи с дроблением бизнеса и направить для этого в налоговую службу письмо, пользуясь обязанностями налоговых органов, указанными в ст. 31 и 32 НК РФ. При этом стоит помнить, что ФНС не отвечает на сообщения, которые не содержат конкретики и сведений о том, кто направляет запрос.

Грамотное дробление бизнеса подразумевает, что вновь созданные плательщики не являются взаимозависимыми, а адреса создаваемых в результате дробления организаций различаются; счета плательщиков не открыты в одном банке; каждый налогоплательщик располагает отдельной материальной базой и своими трудовыми ресурсами; вновь созданные организации финансово самостоятельны; ценовую политику можно обосновать; документооборот ведется грамотно.

Оптимизация зарплатных налогов

Чтобы минимизировать финансовую нагрузку на бизнес, некоторые организации используют схемы оптимизации НДФЛ и страховых взносов.

Одна из таких схем подразумевает использование льгот, налоговых послаблений, действующих в конкретном регионе.

В ст. 427 НК РФ приводится перечень видов деятельности, при осуществлении которых можно применять пониженную ставку страховых взносов. Однако налоговый орган имеет право требовать у организации документы, которые подтверждают ее право на использование пониженной ставки (ст. 88 НК РФ).

Другая схема налоговой оптимизации, которая широко распространена, — заключение вместо трудового договора с работником гражданско-правового договора с ИП. Но эта схема может быть признана законной, если ИП получает деньги за услуги не только от вашей организации, и у вас, помимо ИП, есть штатные сотрудники.

Наконец, третья схема — ИП-управляющий. В данном случае важно, чтобы размер вознаграждения был обоснован, факт реального оказания услуг четко прослеживался (поездки в командировки, участие в совещаниях и др.) и не было признаков трудового договора.

Чтобы при проверке налоговиков отношения не были признаны трудовыми, нельзя включать в тексты гражданско-правовых договоров с ИП ряд условий. В частности, место работы, должность в соответствии со штатным расписанием, режим рабочего времени и времени отдыха, зарплату, дисциплинарную ответственность, отпуск, пособия и др.

Подробнее об этой схеме налоговой оптимизации рассказывает Екатерина Кузнецова, партнер ООО «ПБУ», член Палаты налоговых консультантов, ведущая вебинара «Налоговая оптимизация: варианты законных методов и схем»:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторские права © 2019 GVMP. Все права защищены.
Тема: VT Blogging от VolThemes. Работает на WordPress.