Оптимизация затрат на транспорте

ПРОТАСОВА Людмила Геннадьевна

Доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой управления качеством

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-82 e-mail: ukpt@usue.ru

ШУРОВ Виктор Владимирович

Аспирант кафедры управления качеством

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-82 e-mail: ukpt@usue.ru

КОРОЛЕВ Евгений Алексеевич

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-53 e-mail: ea-korolev@mail.ru

Оптимизация управления транспортной логистикой

Ключевые слова: транспортная логистика; оптимизация; показатели качества; конкурентные преимущества.

Аннотация. Рассмотрены проблемы управления транспортной логистикой на уровне страны и конкретного предприятия, осуществляющего поставки импортных кормовых добавок и ветеринарных препаратов для животноводства. Проанализированы показатели качества процессов отгрузки и транспортировки, выявлены случаи неэффективного использования транспортных средств, предложены меры по оптимизации транспортных расходов.

В транспортной логистике России в 2010-2011 гг. наблюдался прирост активности в пределах 15-20%, правда, в основном за счет импортных поставок . Однако имеются проблемы, вызываемые изношенностью и слабым развитием дорожной инфраструктуры, высоким износом автопарка. Так, средний возраст грузовых автомобилей по стране составляет 8-10 лет — это основная причина аварийности и огромных транспортных издержек . А поскольку система оплаты труда водителей зависит от километража, то нацеленность их на увеличение заработков часто приводит к росту аварий и поломок . Специфические подходы и методы управления в сфере транспортной логистики, в том числе для целей оптимизации, достаточно полно рассматриваются российскими учеными .

С аналогичными проблемами столкнулось ООО «Компания Агророс» — объект нашего исследования, занимающееся поставкой на сельскохозяйственный рынок сырья, прогрессивных кормовых добавок и ветеринарных препаратов для животноводства.

© Протасова Л. Г., Шуров В. В., Королёв Е. А., 2011

Предмет исследования — оптимизация управления транспортной логистикой на примере данного предприятия.

На современном этапе развития всё больше внимания уделяется проблемам экологически чистого животноводства. Без применения высококачественных кормов в этой отрасли сельского хозяйства невозможно добиться получения качественной продукции и максимальной продуктивности. К сожалению, в основном эту функцию выполняют импортные препараты.

Проанализируем ассортимент продукции ООО «Компании Агророс», представленный ниже (табл. 1).

Таблица 1

Ассортимент продукции ООО «Компания Агророс»

Ассортимент Количество, шт. Удельный вес, %

Ветеринарные препараты 162 52,0

Кормовые добавки 141 42,0

Силосные закваски и консерванты 2 0,6

Престартеры и концентраты 15 5,0

Сырье для комбикормов 1 0,3

Средства по уходу за животными 1 0,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итого 322 100,0

Из таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес приходится на ветеринарные препараты и кормовые добавки — 52 и 42% соответственно.

Среди основных конкурентных преимуществ предприятия можно выделить: индивидуально выстроенные взаимоотношения с поставщиками и потребителями; конкурентоспособные цены; информационное сопровождение продуктов; консультации по вопросам кормления и оптимизации рационов питания животных; быстрое согласование и оформление заявки клиентов; доставка товара за счет компании; демократичный стиль управления, позволяющий быстро решать возникающие проблемы.

Проанализируем ассортимент продукции и преимущества компаний-конкурентов, по сравнению с которыми исследуемое нами предприятие имеет более широкий ассортимент продукции и услуг (табл. 2) .

Таблица 2

Характеристика предприятий-конкурентов ООО «Компания Агророс»

Конкурент Ассортимент Преимущества компании

ООО «АгроИнвест» Ветеринарные препараты, кормовые добавки Широкий ассортимент продукции и услуг

ООО «ВетИнко» Ветеринарные препараты Широкий ассортимент продукции, услуг, расширенная сфера деятельности

ЗАО «Уралбиовет» Кормовые добавки, ветеринарные препараты Широкий ассортимент продукции, география деятельности

Таблица 3

Товарооборот и потребители ООО «Компания Агророс»

Потребители Количество Удельный вес, % Оборот, кг Удельный вес, %

Комбикормовые заводы 20 16,0 1 781 492 38,0

Птицефабрики 27 22,0 2053892 44,0

Свинокомплексы 15 12,0 475337 10,0

Торговые организации 28 23,0 99 074 2,5

Дочерние фирмы 3 2,0 67 899 1,5

Животноводческие хозяйства 32 25,0 168292 4,0

Итого 125 100,0 4645986 100,0

Для оптимизации управления транспортной логистикой воспользуемся инструментом управления качеством в виде древовидной диаграммы (см. рисунок).

Качество

процесса

Дата, время

Кто, кому

— Отгрузка Количество продукции

—| Транспортировка Условия

I Возврат

Качество

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продукции

Срок годности

Безопасность

Маркировка

Пересортица

Место Условия

Качество транспортной логистики Качество зон отгрузки

Чистота Дезинфекция

Древовидная диаграмма как инструмент управления качеством процессов транспортной логистики

Диаграмма показывает необходимость обеспечения качества соответствующих процессов для достижения желаемой цели. В частности, процессы должны быть задокументированы (например, это касается выполнения инструкций по отгрузке и требований по маркировке, согласования вида транспорта и перевозчика, выбора поставщика и др.) .

Важная особенность транспортировки — наличие сторонних организаций, например транспортной компании. Поэтому все требования к процессу отгрузки, транспорт-

ному средству, условиям транспортировки должны быть определены до начала взаимодействия сторон и соответствовать требованиям ИСО 9001-2008 .

Качество продукции подтверждает сопроводительная документация: паспорт качества, гигиенические сертификаты и др.

Отгрузка является первым процессом, когда есть физическая возможность проверить соответствие отгружаемой продукции требованиям договора: дата и время отгрузки; информация о том, кто отгружал, кому и в каких условиях велась отгрузка (температура и влажность); данные об отгрузке (количество продукции, номера партий, паллетов, поддонов и упаковок); данные о транспортном средстве. Важно соблюдать и требования к зонам отгрузки: наличие достаточного места для отгрузки; контроль и соблюдение условий защиты продукции в процессе отгрузки; чистота; контроль грызунов, насекомых и вредителей (дезинфекция).

Качество транспортных средств — гарант их работоспособности. Запрещается использовать поврежденное погрузочно-разгрузочное оборудование и транспорт. Условиям сохранности продукции распространяются на транспортные средства.

Необходимо выполнить ряд требований:

1) в случае транспортировки продукции с особыми условиями хранения (влажность, температура) — проверять, соблюдаются ли условия хранения во время транспортировки, т. е. периодически осуществлять выборочный контроль условий хранения или вести постоянный приборный мониторинг;

2) в случае совместной отгрузки и транспортировки разных типов продукции и/или партий — предотвращать пересортицу товаров. Все транспортируемые контейнеры должны быть максимально идентифицированы;

3) записи с информацией об отгружаемой продукции поддерживать в рабочем состоянии и указывать: дату отгрузки; наименование транспортировщика; адрес получателя; описание продукции; количество в упаковке; срок годности; номер заказа;

4) перед отгрузкой — проверять состояние транспортного средства (чистота, условия хранения товара, годность к условиям транспортировки) и вести записи о результатах его проверки;

5) иметь и поддерживать постоянный канал обмена информацией отправителя товара с транспортной компанией; определить формы их взаимодействия для установления причин возникновения проблем во время транспортировки;

6) в случае возврата проблемной продукции — обеспечить во время обратной транспортировки физическое отделение данной продукции от нормальной .

Для анализа эффективности транспортной логистики в ООО «Компания Агророс» были использованы следующие показатели: общее количество машин; суммарный объем продукции по месяцам; время на грузопереработку.

Таблица 4

Результаты деятельности ООО «Компания Агророс» в 2010 г.

Месяц Общее количество машин Среднее количество машин Объем продукции за месяц (разгрузка/ погрузка), т Среднее количество продукции в день, т Время на грузопере-работку, мин на т

в день в квартал приемка отгрузка

Январь 57 3,80 3,87 719,696 47,98 5,72 63,65

Февраль 75 3,95 471,593 24,82 18,26 29,20

Март 85 3,86 939,445 42,70 13,73 27,19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Апрель 73 3,32 3,82 1 073,72 48,81 14,11 26,00

Май 86 4,53 958,925 50,47 33,34 39,99

Июнь 76 3,62 571,56 27,22 25,92 43,07

Окончание табл. 4

Месяц Общее количество машин Среднее количество машин Объем продукции за месяц (разгрузка/ погрузка), т Среднее количество продукции в день, т Время на грузопере-работку, мин на т

в день в квартал приемка отгрузка

Июль 60 2,73 3,12 738,869 33,58 17,49 19,17

Август 77 3,50 886,66 40,30 16,88 36,78

Сентябрь 69 3,14 482,885 21,95 18,03 31,65

Октябрь 60 2,73 3,64 812,653 36,94 33,72 29,48

Ноябрь 94 4,27 935,23 42,51 12,68 19,56

Декабрь 86 3,91 765,211 34,78 12,17 31,54

Итого 898 3,61 9 356,447 37,67

Из таблицы 4 видно, что за 2010 г. через склад компании прошло 898 грузовых машин. Предприятие имеет свой автотранспорт и использует наемный. Месяцами, в течение которых особенно интенсивно использовался грузовой транспорт, стали: март, май, ноябрь, декабрь.

Исходя из данных по пробегу грузового автотранспорта ООО «Компания Агророс» за 2010 г. можно сделать вывод: используя свои грузовые транспортные средства вместо наемных, за указанный период, компания могла бы сэкономить денежные средства в размере около 1 223 тыс. р. (табл. 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ транспортных затрат ООО «Компания Агророс»

Транспортное средство Пробег, км Транспортные затраты, р. (З,) Стоимость наемного транспорта, р. (З2) АЗ = З2 — З1, р.

Газель 87 319,00 679 491,00 873 190,00 193 699,00

Валдай 78 010,00 733 470,00 1 170 150,00 436 680,00

МАЗ 79 561,00 1 635 798,00 2 227 708,00 591 910,00

Итого за месяц 1 222 289, 00

В ООО «Компания Агророс» существует проблема недостаточно эффективного использования транспортных средств, которая напрямую связана с неумением комплектовать отгрузку от разных грузоотправителей, хотя транспортировка сборного груза приносит большую прибыль перевозчику, поскольку владельцы части груза оплачивают стоимость транспортных услуг по километражу.

Для оптимизации транспортных расходов предприятию можно предложить следующие мероприятия:

• обоснованное проведение тендеров, необходимо воздержаться от смены проверенных партнеров без крайней необходимости;

• тщательный контроль фактического состояния дел у подрядчиков, проверка их с учетом собственной налоговой безопасности;

• доставка грузов, скомплектованных из мелких партий продукции, одним автомобилем в разные города;

• объединение отгрузки продукции с компаниями, поставляющими сходные дополняющие товары для того же клиента;

• формирование целевой партии продукции для конкретных потребителей одного региона в пункте загрузки за рубежом (при импортных поставках).

Источники

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Транспорт : отраслевой портал. Режим доступа : http://www.transport.ru.

3. Интернет-сайт Торгового представительства ХЛ в России. Режим доступа : http:// www.ibeka.ru.

4. Логистика : отраслевой портал. Режим доступа : http://www.logistics.ru.

6. Интернет-сайт компании «Агророс». Режим доступа : www.agroros-company.ru.

7. Интернет-сайт группы компаний «АГРО-Инвест». Режим доступа : www.vitaba-gro.com.

S. Интернет-сайт ТД «ВетИнко». Режим доступа : www.vetinco.ru.

9. Интернет-сайт компании «Уралбиовет». Режим доступа : www.uralbiovet.ru.

10. Волгин В. В. Логистические ловушки и решения в договорах : справ. предпринимателя. 2-е изд. М. : Дашков и Ко, 2011.

11. ИСО 9001-2008. Система менеджмента качества. Требования. М. : Стандарт-информ, 2008.

12. Интернет-сайт учебного центра «Логистика». Режим доступа : http://www.ec-logistics.ru.

Управление расходом ГСМ.

Различают следующие виды норм расхода ГСМ:

  • Контрольные

  • Линейные

  • На работу оборудования, установленного на специальных автомобилях

  • Групповые

Общий расход ГСМ, рассчитанный по маршрутным нормам, на АТП должен быть в пределах потребности в ГСМ, определенной для данного предприятия в целом по действующим линейным нормам:

Потери от испарения ГСМ при заполнении и опорожнении резервуаров для их хранения, как показывают исследования, могут быть снижены при соблюдении следующих условий:

  • Скорость заполнения резервуара должна быть максимально возможной

  • Скорость полной откачки топлива из резервуара, последующей его зачистки и проветриваемости должна быть максимально возможной

  • Установление скорости частичной откачки топлива из резервуара в зависимости от того, будет ли резервуар после частичной откачки быстро заполнен или же он должен длительное время стоять с остатком топлива

  • Время между смежными циклами частичной откачки и заполнения резервуаров должно быть максимально сокращено

Нормирование расхода ГСМ.

На основе норм расхода можно дифференцировано определять требуемое количество ГСМ для определенной марки и модели подвижного состава в зависимости от расстояния перевозок, числа ездок и массы перевозимого груза, дорожных и климатических условий.

В каждом автохозяйстве для всех типов техники расход нефтепродуктов должен производиться по утвержденным удельным и эксплуатационным нормам. Под нормой расхода понимается количество топлива, необходимое для выполнения каких-либо перевозок машиной при установившемся режиме работы двигателя с учетом конкретных технико-эксплуатационных условий выполнения этих перевозок.

Одним из требований, которому должны отвечать нормы, устанавливаемые на расход ГСМ, является их соответствие техническому прогрессу в автомобилестроении, а также более совершенным формам и методам организации транспортного процесса, внедряемым на автомобильном транспорте общего пользования. Поэтому действующие нормы на расход ГСМ для автомобилей периодически пересматриваются и приводятся в соответствие, как и с постоянно совершенствующейся материальной частью.

Экономия ГСМ.

Факторами, влияющими на расход ГСМ, являются:

  • Правильная организация транспортного процесса (от неё зависит эффективное использование грузоподъемности и пробега автомобиля)

  • Соответствие применяемых сортов ГСМ конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации (при этом нельзя смешивать ГСМ различных марок между собой, это может привести к поломке агрегата)

  • Техническое состояние и регулировка узлов и механизмов

  • Мастерство водителя

  • Экономия топлива при транспортировке и хранении

Для экономии ГСМ необходимо проверить техническое состояние и регулировку узлов и механизмов:

  • Исправность рулевого управления и тормозных систем

  • Исправность контрольных приборов и указателей

  • Исправность установки зажигания и исправность работы узла опережения зажигания

  • Наличие топлива соответствующей марки в баке автомобиля

  • Уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения

  • Нет ли течи масла из агрегатов трансмиссии двигателя

  • Наличие крышек с прокладками у топливного бака и радиатора

  • Состояние шин и наличие необходимого давления воздуха в них

  • Состояние и натяжение ремня вентилятора

Запустив двигатель, нужно убедиться:

  • В устойчивой работе двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода

  • В отсутствии перебоев в подаче топлива и хлопков в глушителе при резком изменении частоты вращения коленчатого вала

  • В отсутствии течи топлива, смазки и охлаждающей жидкости

  • В исправности системы вентиляции картера двигателя

Организация контроля ГСМ

Для экономного использования ГСМ знать следующее:

  • Устройство и работу автомобиля и его механизмов и систем

  • Приемы вождения автомобиля в соответствующих дорожно-климатических условиях

  • Причины, вызывающие перерасход топлива и смазочных материалов и способы их устранения

Большой экономии ГСМ можно достичь, зная все причин перерасхода и на исправном автомобиле.Так же для экономии ГСМ нужно определить кратчайший маршрут движения к нужному месту.

На АТП при хранении в течение некоторого периода времени изменяются физико-химические, следовательно и эксплуатационные свойства ГСМ. Поэтому через определенные промежутки времени следует проводить контроль качества ГСМ, чтобы обнаружить их брак, который появился со временем, и данные испорченные материалы убрать из списка пригодных к эксплуатации, дабы не нарушить работу агрегатов, в которых данные ГСМ используются.

Оценка эксплуатационных свойств предлагаемых ГСМ.

Маркировка предлагаемо-

го автомоби-

ля и тип дви-гателя на нем

Дизельное топливо

Моторное масло

Трансмиссионное масло

Охлаждающая

жидкость

Тормозная жидкость

Toyota Corolla

1.9D Wagon

Тип двигателя: дизельный

Температура

эксплуатации: +10 °С

Образец №2

Лёгкий пуск двигателя, хоро- шее смесеобразо- вание в цилиндрах, более полное сгорание топлива и более низкий расход, а также низкая концентра- ция фактических смол и отсутствие водорастворимых кислот и щелочей и механических примесей.

В химическом от- ношении топливо малостабильно и возможен износ цилиндров из-за отложений и нагарообразование. Также из-за нали- чия воды могут разрушаться топ -ливные фильтры и повыситься корро- зионность деталей.

Образец №4

С использовани- ем этого масла будет обеспечен легкий пуск двигателя, высо- кий уровень фи- зической и химической ста-бильности, дли- тельный срок службы двигате- ля, низкая кор- розионная актив- ность к свинцу из которого изго- тавливают вкла- дыши подшип- ников коленчато- го вала и наилуч- шая ликвидация отложений за счет более эф- фективных мою- щих присадок.

В то же время возможен небольшой перегрев двигателя.

Образец №5

Этим маслом бу- дет обеспечена надёжная и лег- кая работа транс- миссии, её наи- меньший износ и

Низкий износ

резинотехничес- ких деталей из-за меньший потерь на трение. Также этому маслу ха- рактерны замед- ленный процесс старения, незна- чительное преоб- разование свойств при изме- нении температу- ры и хорошие смазочные свой- ства между узла- ми трансмиссии.

Но механические примеси могут уменьшить срок службу трансмис- сионных узлов.

Образец №8

Довольно низ- кая темпера- тура замерза- ния и высокая тепература кипения, что позволяет применять её в широких пределах. Также в ней достаточное количество присадок сни- жающих вспе- нивание и по- нижающих трение сопри- касающихся поверхностей.

В тоже время она агрессив- на к метали-

ческим изде- лиям системы.

Образец№10

Эта жидкость хорошо прокачивает- ся внутри системы и устойчиво ра- ботает при повышенных температурах.

Также эта жидкость об- ладает хоро- шими проти- вокоррозион- ными свойст- вами по отно- шению к

резиновым изделиям тормозной системы.

Однако она довольно агрессивна к металлическим деталям.

Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.

Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН, иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

Чем обширнее рынок сбыта компании, тем выше у нее транспортные расходы и риски их неэффективности с точки зрения экономического результата доставки товаров покупателям. Конечно, анализ управленческой отчетности по итогам отчетного периода покажет, по каким направлениям доставки и конкретным покупателям транспортные расходы превышают средние значения по компании, но эти затраты будут уже совершены.

На наш взгляд, по данному виду расходов лучше всего использовать общеизвестный принцип: «Болезнь легче предупредить, чем лечить». Ведь независимо от результатов анализа можно назвать два основных фактора неэффективности транспортных затрат — недозагрузка транспорта и низкая рентабельность рейса доставки. Поэтому рассмотрим инструмент предварительного контроля эффективности формируемой поставки товара, который позволит компании сократить издержки по доставке почти на 25 %.

АНАЛИЗИРУЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Чтобы понять, нужно ли компании оптимизировать и контролировать свои транспортные расходы, достаточно взять учетные данные за прошедший отчетный период и сформировать из них аналитическую таблицу. В таблице должны найти отражение следующие показатели:

  • количество и номинальная грузоподъемность автотранспортных единиц компании;
  • количество рейсов по доставке товара покупателям в аналитике по однотипным единицам транспорта;
  • номинальный и фактический объем грузов, доставленных покупателям по каждой из групп транспорта;
  • валовой доход по доставке товара покупателям в аналитике по каждой из групп транспорта;
  • транспортные расходы по доставке товара покупателям в аналитике по каждой из групп транспорта.

На основании таких данных в таблице рассчитывают фактический процент загруженности транспорта в каждой из групп. Для этого вес фактически доставленного покупателям груза делят на номинальный (максимально возможный) вес доставки.

Вторым расчетным показателем для анализа будет уровень (процентное отношение) транспортных затрат по доставке товара покупателям к сумме валового дохода.

Возьмем для наглядности данные по анализу транспортных расходов компании «Альфа» за четвертый квартал 2018 г. Компания имеет 15 единиц автотранспорта для доставки товаров покупателям. Автопарк можно разделить на три группы:

  • три единицы транспорта грузоподъемностью в 10 т;
  • шесть единиц транспорта грузоподъемностью в 5 т;
  • шесть единиц транспорта грузоподъемностью в 3 т.

Заносим в таблицу данные по каждой из этих групп и производим необходимые расчеты (табл. 1).

Таблица 1. Анализ транспортных расходов за 4 кв. 2018 г.

Показатель

Ед. изм.

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Итого

Грузоподъемность

т

10

5

3

Автопарк

шт.

3

6

6

15

Количество рейсов

шт.

15

25

40

80

Пробег

км

4500

5000

6000

15 500

Факт доставки груза

т

90

80

85

255

Максимум доставки

т

150

125

120

395

Загруженность транспорта

%

60

64

71

65

Сумма доставки

тыс. руб.

55 000

40 000

25 000

120 000

Валовой доход доставки

тыс. руб.

12 100

11 200

6250

29 550

Транспортные расходы

тыс. руб.

406

388

318

1111

Уровень транспортных расходов к доходу

%

3,36

3,46

5,08

3,76

Как видно из табл. 1, по итогам квартала прослеживается недостаточная эффективность транспортных расходов по первой и третьей группам. Автотранспорт грузоподъемностью в 10 т показывает самую низкую загруженность, что свидетельствует о слабом контроле над загрузкой машин доставки.

У автотранспорта грузоподъемностью в 3 т самый высокий уровень транспортных расходов — 5,08 %. Это говорит о том, что необходимо оптимизировать партии и маршруты доставки товара покупателям. Компании нужна модель предварительного контроля эффективности поставок.

МОДЕЛЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОСТАВКИ

Перед построением модели руководитель финансово-экономической службы компании должен определиться с показателями, которые будут в ней задействованы.

Перечень показателей во многом зависит от действующих бизнес-процессов и организационной структуры организации, однако суть модели предварительного контроля эффективности поставки не меняется. Она заключается в следующем:

  • по каждой сформированной поставке логист вносит в модель данные о сумме товара и валовом доходе (их отражают в учетной базе, составляя документ реализации по этой поставке);
  • логист вносит в модель данные о:

– грузоподъемности машины и фактическом весе поставки;

– норме расхода бензина для автомобиля поставки и плановом пробеге автомобиля до склада покупателя и обратно;

– транспортных расходах в части зарплаты и командировочных водителя;

  • модель автоматически рассчитывает остальные транспортные расходы, рентабельность поставки и степень загруженности автомобиля;
  • модель сопоставляет полученные результаты по рентабельности и загруженности с установленными в компании нормами и выдает сообщение о возможности/невозможности отправить автомобиль к покупателю;
  • если модель запрещает отправление хотя бы по одному из двух указанных параметров, логист должен сделать запрос коммерческому отделу о необходимости переформирования поставки товара для данного автомобиля.

В таблице 2 приведен пример работы модели при оформлении поставки товара на автомобиле грузоподъемностью в 5 т.

Таблица 2. Модель оценки эффективности поставки

Показатель

Значение

Грузоподъемность автомобиля, кг

5000

Вес продукции в поставке, кг

3500

Загруженность автомобиля, %

70

Расход горюче-смазочных материалов на 100 км, л

30

Расстояние поставки, км

200

Цена горюче-смазочных материалов, руб./л

45

Сумма поставки, руб.

400 000

Валовой доход поставки, руб.

150 000

Прямые затраты, руб.

4641

В том числе:

горюче-смазочные материалы

2700

заработная плата

1591

командировочные

350

Накладные расходы, руб.

21 667

В том числе:

ремонт и содержание транспорта (2,50 %)

10 000

амортизация транспорта (1,67 %)

6667

управленческие расходы логистики (1,25 %)

5000

Всего расходы по поставке, руб.

26 308

Доход по поставке, руб.

123 692

Рентабельность поставки, %

31

Норма загруженности, %

75

Норма рентабельности поставки, %

25

Соответствие нормы рентабельности

Да

Соответствие нормы загруженности

Нет

Как следует из контрольного расчета, данная поставка товара соответствует норме рентабельности, но не соответствует норме загруженности этого автомобиля (под рентабельностью здесь понимается разница между валовым доходом и суммой всех транспортных расходов по поставке, деленная на сумму поставки товара покупателю).

По итогам расчета логисты должны предпринять одно из действий:

  • рассмотреть возможность дополнительной комплектации данного автомобиля в этот день товаром для другого покупателя, который находится на одном маршруте с первым;
  • провести переговоры с покупателем о возможности отправки товара в другой день, чтобы максимально использовать номинальную грузоподъемность указанного автомобиля.

Важный момент: накладные транспортные расходы в модели рассчитываются на основе фактических данных прошедшего периода (в нашем случае это 4 кв. 2018 г.) как соотношение суммы расходов за период к сумме реализации товаров за этот же период (табл. 3).

Таблица 3. Данные для расчета накладных расходов за 4 кв. 2018 г.

Показатель

Сумма

Процент

Примечание

Продажи, всего

120 000

Отражаются все расходы транспортного цеха за период

Ремонт и содержание транспорта

3000

2,50

Амортизация транспорта

2000

1,67

Общетранспортные расходы

1500

1,25

Нужно убедиться, что представленная модель предварительного контроля эффективности поставок действует корректно и позволяет оптимизировать транспортные расходы еще на стадии формирования отгрузки товара покупателю. Для этого пересчитаем результаты анализа транспортных расходов компании «Альфа» за четвертый квартал 2018 г. в привязке к указанным в модели нормативам рентабельности и загруженности транспорта.

ОЦЕНИВАЕМ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Пересчет заключается в том, что мы приведем фактическую загруженность транспорта по всем трем группам к нормативной в 75 %. При этом уменьшится количество рейсов, необходимых для доставки грузов того же веса, что снизит пробег транспорта, транспортные расходы на ГСМ и зарплату водителей.

Результат пересчета показан в табл. 4.

Таблица 4. Пересчет транспортных расходов за 4 кв. 2018 г.

Показатель

Ед. изм.

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Итого

Грузоподъемность

т

10

5

3

Автопарк

шт.

3

6

6

15

Количество рейсов

шт.

12

21

38

71

Пробег

км

3600

4267

5680

13 547

Факт доставки груза

т

90

80

85

255

Максимум доставки

т

120

107

114

340

Загруженность транспорта

%

75

75

75

75

Сумма доставки

тыс. руб.

55 000

40 000

25 000

120 000

Валовой доход доставки

тыс. руб.

12 100

11 200

6250

29 550

Транспортные расходы

тыс. руб.

345

341

303

989

Уровень транспортных расходов к доходу

%

2,85

3,04

4,85

3,35

Вывод на основе сравнительного анализа показателей табл. 1 и 4: если бы данная модель предварительного контроля эффективности поставок работала в компании «Альфа» уже в четвертом квартале, то количество рейсов доставок сократилось бы с 80 до 71, а пробег транспорта уменьшился бы с 15 500 до 13 547 км (на 13 %). Прямые транспортные расходы снизились бы с 1111 до 989 тыс. руб. (на 11 %), а за счет уменьшения расходов на ремонт и эксплуатацию транспорта, которые непосредственно связаны с пробегом, снижение было бы более весомым.

Еще один момент, на который нужно обратить внимание. По группе автотранспорта грузоподъемностью в 3 т даже при соблюдении нормы загрузки в 75 % уровень прямых затрат на транспорт по-прежнему остался самым высоким. Поэтому здесь потребуется более детальный анализ ситуации, по итогам которого нужно принять одно из двух решений:

  • увеличить норму загруженности для данной категории транспорта;
  • пересмотреть графики поставок, чтобы уменьшить количество рейсов по этой группе за счет дополнительной загрузки товара в транспорт других групп.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

  1. Практически у любой компании есть резервы оптимизации транспортных расходов.
  2. Чтобы понять необходимость оптимизации транспортных расходов, достаточно провести анализ работы транспорта за прошедший отчетный период.
  3. Для наилучших результатов оптимизации транспортных затрат нужно организовать работу по предварительному контролю эффективности поставок товара покупателю.
  4. Оптимизация транспортных расходов достигается в первую очередь за счет повышения загруженности транспортных единиц.
  5. Необходимо контролировать показатель рентабельности доставки товара покупателям, чтобы транспортные затраты были максимально эффективны с экономической точки зрения.

Одним из направлений организации транспортной логистики является оптимизация не только расходов по задействованию автотранспортных средств на предприятии, но также и оптимизации самих перевозок.

Изучение того, какие ставятся задачи для такой деятельности в организации, позволяет не путаться в понятиях и вести эффективную хозяйственную деятельность.

И, действительно, современные методы позволяют спрогнозировать большое количество перевозок по предприятию, каковы они ни были бы – дальнобойными, международными или же межрегиональными.

Что это такое

Оптимизация автотранспортных перевозок – это использование методов и технологий, позволяющих максимально точно рассчитать время управления маршрутами и расходами, связанными с перевозками.

Решать подобные задачи можно при помощи расчетов, производимых сотрудниками транспортного отдела, складов, управленческих подразделений по контролю запасов и другие отделы, при помощи компьютерной программы. Использует на практике сейчас – и то и другое.

Определяя понятие оптимизации автоперевозок, можно подчеркнуть – постоянное, регулярное усовершенствование системы перевозки (доставки, загрузки/выгрузки) грузов клиентов.

Такие технологии на сегодня специалистами предлагаются в форме программного обеспечения. Установка и пользование компьютерной программой, способной точно рассчитывать маршруты, расходы, направления и другие нюансы, позволяет не содержать большой штат в транспортном отделе. А некоторые организации уже даже не имеют такового вовсе.

Достаточно обучить оператора-диспетчера или бухгалтера работать в данном сервисе, и предприятие будет полностью обеспечено эффективным решением экспедиторских, посреднических и других задач.

Транспортная задача – это алгоритм решения линейных уравнений или решения иными способами с целью найти оптимальный план перевозок. Переменными в решении таких задач являются пункты – от точки поставщика к точке потребителя (клиента).

Главной целью решения таких задач является снижение затрат и максимальная оптимизация грузоперевозочной транспортной деятельности предприятия.

Например, если компания по перевозкам может своевременно быть осведомлена о пробках на дороге, ей так легче будет скорректировать маршрут своих машин заранее или же по пути.

Информированность, экономия, расчет движения по маршруту и другие технологии оптимизации позволяют доставить груз клиенту быстро, вовремя и с максимальной сохранностью груза.

Какие проблемы решает

Многие предприятия, занимающиеся грузоперевозками, стараются найти пути решения для следующих вопросов:

  1. Как определить оптимальность маршрутов?
  2. Насколько можно максимально наметить короткие пути для доставки груза?
  3. На чем, как и где можно сэкономить?
  4. Как распорядиться ведением хозяйственной деятельности и контроля маршрутов, если диспетчера нет на месте или диспетчер – новичок в работе? И другие вопросы.

Любая задача содержит в себе не только суть проблемы, что требуется решения, но и сам способ ее урегулирования и улучшения.

К задачам процесса, который способен оптимальным образом улучшить логистику на автотранспортном предприятии, относятся следующие подходящие способы:

  1. В некоторых случаях ограничение количества тары, а также размеров грузоперевозочных машин.
  2. Сведение к минимуму перепогрузок с одного транспортного средства в другое, из одной тары для транспортировки в другую.
  3. Организация удобства погрузочных или разгрузочных работ в самом кузове грузовика.
  4. Автоматизация маркировки грузов либо полное исключение такового освобождает процесс доставки от затягивания сроков перевозки.
  5. Укрупнения количества единиц или самого груза в целом по машине, с механизацией разгрузки на месте у заказчика.
  6. Учет типа машины для лучшей грузовместимости.
  7. Добиться того, чтобы грузы имели одинаковый размер от заказа к заказу.
  8. Сделать частоту поставок больше, при этом не увеличивать стоимость единицы груза, который перевозится.
  9. Снижение затрат на процесс упаковки перевозимого товара вместе с тем, чтобы максимально сохранить его целостность в процессе перемещения из одной точки в другую.
  10. Стандартизация подбора типов машин под каждый заказ, его размер.
  11. Быстро определить, какие поставки клиентам максимальные, а какие – минимальные.
  12. Сведение к минимуму затрат на перевозку бракованного товара, возвратной продукции.
  13. Путем системы распределения сократить брак, возникающий в процессе перевозок.
  14. Снизить величину времени, затрачиваемую на каждый транзит груза.
  15. Уменьшение времени, затрачиваемого на каждый простой, который происходит по естественным причинам – загрузка/разгрузка.
  16. Сведение к минимуму затрат, что приходятся на доставку груза клиенту.
  17. Сделать равномерным поток движения грузовых поставок. Особенно это касается сезонной специфики.
  18. Если речь идет о партиях поставок, тогда желательно использовать минимум количества машин, задействованных для этих целей.
  19. Сортировка грузов таким образом, чтобы максимально его вместить в машину.
  20. Снижение времени, затрачиваемого на поступление и получение той или иной информации касательно грузов, заявок на поставку и самой транспортировки. Например:
    • сведения о простое;
    • оперативная информация о месте нахождения грузовиков;
    • когда прибыла машина в пункт назначения (время указывается с точностью до секунд);
    • своевременное сообщение диспетчеру о поломках в пути или иных возникших препятствиях к благополучному прибытию в пункт назначения и другое.

Таким образом, мы понимаем, что помимо проблем напрямую, которые очевидны сразу, существуют также и косвенные причины снижения эффективности работы в сфере транспортных перевозок.

Например, слабо организованные требования к состоянию автомобилей и своевременному их ремонту может впоследствии существенно затруднять скорость доставки.

Или же, если были допущены ошибки в требованиях к плану перевозок – тогда вполне очевидно, что водитель может, либо сбиться с курса, либо не учесть особенности сроков доставки и другие проблемы.

Как декларируется оказание транспортных услуг по перевозке грузов по кодам ОКВЭД, транспортные услуги по перевозке грузов по ОКВЭД.

Перечень документов на транспортное средство международной перевозки .

Методы оптимизации транспортных перевозок

Современное практическое применение множества задач позволило отобрать сегодня одну из наиболее оптимальных методик – это эвристический метод.

Подход заключается в основном не в акценте на эффективность маршрута, а в максимально приближении самого решения задачи в целом, что ставит предприятия на основе клиентского заказа.

Используется в основном модели линейного программирования. Такое целевое решение задач оптимизации транспортных перевозок позволяет их реализовывать быстро и точно.

Однако эвристика лишена гибкости, а потому ее современные логисты еще дорабатывают. Одно, несомненно – за данным методом явно видится будущее для наиболее эффективного транспортного перемещения.

Определим несколько наиболее активных методов, которыми пользуются на сегодня транспортники:

  1. Исследование операций.
  2. Линейное математическое программирование (ЛП):
    • применение линейных уравнений при расчетах – линейной функцией от элементов путей решения является целевая (эффективная) функция L (х);
    • линейные равенства/неравенства представляют собой ограничительные условия для возможных решений;
    • целевой функцией является самое большее ил меньшее значение, которое ищут в математическом программировании, учитывая ограничения;
    • ограничения могут встречаться строгими (ровно столько и никак иначе) и нестрогими (не более или не менее какого-то ориентировочного значения).
  3. Техника северо-западных углов (эвристика).
  4. Методика мини-тарификации (эвристика).
  5. Метод Фогеля (эвристика).
  6. Способ коммивояжера.
  7. Применение алгоритма Свира (или еще как говорят – «дворника-очистителя», задачи решаются нематематической эвристикой).

Бригада ученых и высококвалифицированных специалистов занимается изучением, разработкой и применением на практике тех или иных техник для принятия оптимальных решений.

Данным видом деятельности занимаются, как правило, крупные концерны и предприятия по поставкам и грузоперевозкам. Это те организации, что могут себе позволить содержать отдельные лаборатории или исследовательские отделы для разработки программ оптимизации.

Помимо исследовательских подходов существует в практике также и математические расчеты логистов. Они могут использовать не только линейные уравнения, но вытекающие из них, матричные расчеты.

Эвристика позволяет расставить в матрице значения, начиная с левой ячейки вверху. И начинается расстановка с наименьшей цены, более дешевых заказов в сторону увеличения.

Такой принцип используется также и в методе минимальных тарифов, но только тогда от угла не расставляют значения. Так можно отыскать необходимые решения – от предварительных до окончательных оптимальных итогов.

В технике Фогеля предполагают наличие некое вспомогательного коэффициента, который следует рассчитать как по строке, так и по столбцу матрицы.

Коэффициент будет равняться разности тарифов (двух самых минимальных), которые имеются в строке или столбце. Распределение коэффициентов следует по принципу «от наибольшего к наименьшему».

Задачи коммивояжера позволяют найти наиболее выгодный маршрут с прохождением по пути хотя бы единожды по территории того или иного города и до конечного пункта возврата в точку исходного города.

Это говорит о том, что в условиях задач по принципу коммивояжера будут выставляться критерии выгоды по стоимости маршрута. Технически это выглядит следующим образом – на протяжении всего рейса грузовик должен проходить каждый город один раз.

Поэтому из-за большого скопления в одном заказе точек по маршруту такую задачу нельзя решить методов исследования операций. Здесь самым выгодным будет именно эвристический подход.

Как организована на предприятии

При практическом решении транспортно-грузовых задач требуется согласовать все нюансы. Нужно правильно спланировать маршруты, погрузку товаров, его своевременную разгрузку, возврат машины и прочие моменты, касающиеся операции в целом.

А для этого предпринимают следующие шаги:

  1. Организация координационного отдела или постановка задачи перед одним сотрудником-координатором (чаще всего таковым является начальник или менеджер логистического отдела).
  2. Смежная работа между отделами, издание соответствующих распоряжений и приказов и иное взаимодействие между отделами.
  3. Совместное планирование маршрутов, согласование и реализация этих планов, построение графиков между отделами или подразделениями.
  4. Установка между операциями единых показателей таким образом, чтобы достичь более функциональной работы.
  5. При необходимости привлекается руководство для налаживания связей между подразделениями, отделами предприятия.
  6. Обязанности между отделами и сотрудниками должны быть четко разделены.
  7. Если возникают какие-либо споры, тогда должны быть обозначены те лица, которые будут уполномочены принимать окончательные решения.
  8. Организовать единое информационное поле, которое бы показывало состояние маршрутов и грузоперевозок.

Единое инфопространство между отделами может быть налажено между складом, отделом логистики, диспетчерской и другими подразделениями, имеющими отношение к грузоперевозкам.

Наиболее главными задачами для их осуществления транспортной организацией является следующее:

  • обеспечение рабочего процесса необходимыми видами машин;
  • своевременное решение функциональных задач по перевозкам;
  • оптимизация подъемных механизмов и транспортных средства с целью рационального их использования;
  • активно развивать техническую базу предприятия, в особенности в сфере снабжения наиболее трудоемких процессов.

Благодаря методологическим возможностям можно сконструировать целую систему, которая идеально будет адаптирована под часто меняющиеся условия в экономическом плане.

Поэтому принимая во внимание методы оптимизации перевозок грузов или пассажиров, обеспечивая безопасность перевозимому, а также точно рассчитывая время отбытия, прибытия, загрузки-разгрузки и простоя, вполне можно сделать работу транспортных линий качественными.

С оптимизацией перевозок предприятие всегда будет уверенно двигаться в сторону роста и максимально качественного обслуживания в сфере предоставления услуг логистики.

Оформление транспортной лицензии на пассажирские перевозки освещается в статье: транспортная лицензия на пассажирские перевозки.

Предложения грузоперевозок из Украины в Россию рассматриваются на странице.

Виды транспортных перевозок грузов узнайте из информации.

Видео: О программе оптимизации транспортной логистики

Предыдущая статья: Транспортные услуги по перевозке грузов по ОКВЭД Следующая статья: Перевозка животных транспортной компанией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *