Организации технического обслуживания и ремонта оборудования

Обязательное, неукоснительное соблюдение требований Системы в части полного и своевременного проведения технических обслуживании и ремонтов — первое и главное условие эффективной эксплуатации оборудования.

Геологоразведочные производственные предприятия, на балансе которых находится оборудование, обязаны обеспечить проведение его технического обслуживания и ремонта в соответствии с утвержденными годовыми планами и графиками технического обслуживания и ремонта.

Своевременное и качественное выполнение технических обслуживаний и ремонтов оборудования предприятий достигается заблаговременной инженерно-технологической подготовкой производства, включающей:

1) разработку годового плана ТОиР оборудования и полугодового или годового графика ТОиР оборудования;

2) обеспечение ремонтной и эксплуатационной документацией;

3) разработку технологических процессов технического обслуживания и ремонта, а также обеспечение специальным оборудованием, оснасткой и инструментом для механизация работ;

4) организацию материально-технического обеспечения работ запасными частями, комплектующими и вспомогательными материалами;

5) контроль качества выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту в соответствии с требованиями ремонтно-эксплуатационной документации.

Каждое предприятие, на балансе которого находится оборудование, должно иметь ремонтную базу, обеспечивающую выполнение предусмотренных эксплуатационной документацией и настоящей Системой объемов работ по техническому обслуживанию и ремонту эксплуатируемого оборудования.

Состав ремонтной базы, размеры производственных площадей, техническое оснащение определяются структурой применяемого на предприятии оборудования, условиями его эксплуатации, принятой формой организации технического обслуживания и ремонта.

Отраслевая ремонтная база включает в себя:

1) ремонтно-механические заводы (опытные производства):

2) центральные ремонтно-механические мастерские (ЦРММ);

3) ремонтно-механические мастерские (РММ);

4) ремонтный персонал по техническому обслуживанию и ремонту оборудования в процессе его эксплуатации, оснащенный передвижными ремонтными мастерскими УРС, ПРМ).

Ремонтно-механические заводы (опытные производства) специализируются на ремонте и изготовлении геологоразведочного оборудования, изготовлении технологической оснастки и нестандартного оборудования, серийном изготовлении и восстановлении запасных частей, требующих применения специальной технологии, специализированного оборудования и технологического оснащения.

Центральные ремонтно-механические мастерские предназначены для централизованного капитального ремонта основных видов эксплуатируемого объединением оборудования, изготовления необходимого объединению оборудования и инструмента. ЦРММ осуществляют также восстановление изношенных деталей, изготовление запасных частей и несложной технологической оснастки и инструмента для нужд объединения и по кооперации.

Ремонтно-механические заводы и ЦРММ, в зависимости от назначения, объемов выполняемых работ и специфики работ, должны быть укомплектованы:

1) технологическим оборудованием, средствами технологического оснащения, инструментом, кадрами нужной квалификации;

2) необходимым (на плановую программу) запасом материалов, комплектующих изделий, сборочных единиц и агрегатов;

3) комплектом эксплуатационной и ремонтной документации по ГОСТ 2.601-68 и ГОСТ2.602-68.

Ремонтно-механические мастерские экспедиций предназначены для своевременного и качественного технического обслуживания и ремонта оборудования, находящегося в эксплуатации. РММ осуществляют капитальный ремонт сборочных единиц для агрегатного метода ремонта оборудования в полевых условиях, изготовляют несложный инструмент, оснастку и запасные части.

Рекомендуемые организации производственного процесса, формы организации труда, организация рабочих мест и их оснащенность приведены в «Типовом проекте организации труда и производства в ремонтно-механической мастерской комплексной геологоразведочной экспедиции”.

Плановое техническое обслуживание оборудования должно производиться в соответствии со сроками, установленными годовыми (полугодовыми) графиками технического обслуживания и ремонта. Плановые технические обслуживания и текущие ремонты, по возможности, должны совмещаться с технологическими перерывами в производстве.

Перед остановкой на капитальный ремонт сроки, предусмотренные графиком, техническое состояние буровых станков, самоходных установок, дизельных электростанций, сборочных единиц и агрегатов установок для глубокого бурения, шурфопроходческих кранов и другого сложного оборудования должно проверяться комиссией, возглавляемой главным инженером (главным механиком) предприятия.

Если данная единица оборудования по техническому состоянию не требует капитального ремонта в срок, определяемый графиком ТОиР, комиссия может дать разрешение на ее дальнейшую эксплуатацию, установив дату проведения очередного осмотра или дату вывода в капитальный ремонт.

Рассматриваемая единица оборудования может быть остановлена для капитального ремонта ранее установленного графиком срока только по решению комиссии.

Результаты оценки технического состояния данной единицы оборудования и предложения комиссии оформляются актом. Остальное оборудование выводится в капитальный ремонт в сроки, предусмотренные планом технического обслуживания и ремонта, без участия комиссии.

Одним из важных направлений дальнейшего совершенствования ремонтного обслуживания бурового оборудования является диагностика его технического состояния. Техническое диагностирование позволяет назначать оптимальные сроки проведения ремонта каждой единицы оборудования с учетом ее фактического технического состояния. Диагностирование позволяет сократить затраты времени на поиск неисправностей и объем сборочно-разборочных работ, увеличить среднюю продолжительность межремонтных периодов, уменьшить простои в ремонтах и сократить затраты на их проведение.

В частности, для диагностирования бурового оборудования Всесоюзным научно-исследовательским институтом методики и техники разведки (ВИТР) разработана и выпускается заводом «Геоприбор” ВПО «Союзгеотехника” установка УДБС-1. Разработана также методика диагностирования и использования полученных данных. При использовании установки УДБС-1 техническое диагностирование рекомендуется проводить во время выполнения ТО-3, предшествующего очередному текущему или капитальному ремонту.

Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту должны осуществляться в соответствии с правилами безопасности при выполнении этих работ и противопожарной безопасности, изложенными в эксплуатационной и ремонтной документации, а также в «Правилах безопасности при геологоразведочных работах”.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту во время эксплуатации в особых условиях (на высоте, при неблагоприятных климатических условиях) необходима разработка специального задания на производство работ, учитывающего дополнительные меры безопасности.

При техническом обслуживании и ремонте оборудования категорически запрещается сливать на землю, в канализационные сети и водоемы отработанные нефтепродукты. Сбор отработанных масел и рабочих жидкостей, содержащих нефтепродукты, сливаемых из картеров и емкостей оборудования при их техническом обслуживании и ремонте, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 21046—86 и Системы.

Учет и контроль технических обслуживаний и ремонтов оборудования.

Предприятия, на балансе которых находится геологоразведочное оборудование, обязаны вести систематический учет наработки, технических обслуживании и ремонтов основных видов эксплуатируемого оборудования. Учет наработок и ремонтов ведется в объеме, предусмотренном эксплуатационной документацией и настоящей Системой.

Наработка машин, как правило, определяется по показаниям счетчиков машинного времени. В случаях отсутствия счетчиков, наработка может быть определена по данным учета количества отработанных станко-смен, скорректированных на величину коэффициента использования оборудования данного вида по машинному времени.

Учет наработки, технических обслуживаний и ремонтов ведется механиками участков или руководителем персонала, выполняющего обслуживание и ремонт оборудования в эксплуатации, по каждой закрепленной за ними единице оборудования в специальных журналах. Наработка в журнал заносится на начало месяца, конец месяца и при каждом техническом обслуживании .и ремонте (в т. ч. при неплановых ремонтах). Механики участков передают в отдел главного механика или производственно-технический отдел данные о фактической наработке и о выполненных объемах работ по ТОиР по состоянию на конец каждого месяца. Данные о наработке каждой машины за месяц из журналов учета заносятся в паспорта машин.

Контроль за соблюдением установленных сроков остановки оборудования для технического обслуживания и ремонта осуществляет главный инженер (главный механик) производственной организации путем сравнения намеченных по графику ТОиР и фактически проведенных технических обслуживании и ремонтов оборудования.

Для контроля технического состояния геологоразведочного оборудования, своевременности и качества выполнения плановых мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту машин Управления главного механика министерств и отделы главного механика производственных геологических объединений (ПГО) создают временные комиссии. Комиссии создаются не реже одного раза в год. Результаты проверки выполнения планов и графиков технического обслуживания и ремонта оборудования оформляются актом.

Приложение К
(рекомендуемое)

Образец журнала учета технического обслуживания и ремонта

ЖУРНАЛ УЧЕТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭКЗ. N __ АТТРАКЦИОН_________________________________ Заводской номер___________________ Ведется в 2-х экземплярах. Передается от механика к механику под подпись. Все журналы хранятся до полного списания аттракциона Журнал начат «___»____________200_ г.____________________ (фамилия, подпись) Журнал окончен «___»____________200_ г.____________________ (фамилия, подпись)

1 Общие сведения об аттракционе

2 Инструкция по ведению журнала

3 Учет технического обслуживания

4 Учет внеплановых работ

5 Особые замечания по эксплуатации и аварийным случаям

6 Сведения о замене составных частей

7 Сведения о хранении

8 Сведения о консервации и расконсервации при эксплуатации

9 Сведения о ремонте

10 Сведения о технических проверках аттракциона

1 Общие сведения об аттракционе

Наименование __________________________________________________________________ Изготовитель __________________________________________________________________ Заводской номер _______________________________________________________________ Дата изготовления _____________________________________________________________ Дата ввода в эксплуатацию _____________________________________________________ Гарантийный срок_______________________________________________________________ Место установки изделия _______________________________________________________

Владельцы аттракциона

2 Инструкция по ведению журнала

2.1 Общие положения

1 Механик аттракциона, за которым закреплено ведение технического обслуживания, о чем должна иметься запись в «Журнале администратора» и настоящем журнале, ведет журнал и отвечает за правильность его заполнения и сохранность.

2 Журнал ведется с момента передачи аттракциона Продавцом Владельцу (покупателю) для эксплуатации. Все графы журнала заполняются аккуратно, четко, чернилами или шариковой ручкой. Подчистки не допускаются. Исправления заверяются подписью администратора.

2.2 Правила заполнения раздела 3 «Учет технического обслуживания»

1 Разделы заполняются каждый на соответствующий вид технического обслуживания аттракциона в соответствии с установленной периодичностью.

2 Запись о проведенном техническом обслуживании удостоверяется подписями механика, проводившего работу, и администратора, принявшего ее, с указанием даты проведения работ.

3 При проведении работ, связанных с определением конкретного значения некоторой технической характеристики аттракциона, в журнал записывается фактическое значение характеристики.

4 Если значение технической характеристики выходит за рамки, определяемые техническими требованиями, или выявляется какое-либо отклонение от технических требований, необходимо сделать запись в разделе 7 данного журнала.

2.3 Правила заполнения раздела 4 «Учет внеплановых работ»

1 В раздел вносят сведения о техническом обслуживании аттракциона, проводимом при необходимости сверх работ, предусмотренных утвержденным графиком технического обслуживания.

2 В графе «Причина проведения» указывают отклонения от работоспособного состояния, приведшие к необходимости проведения работ.

3 В графе «Наименование агрегата…» кратко описывают содержание проведенных работ и приводят ссылку на документ или запись в «Журнале администратора», подтверждающие необходимость проведения работ.

4 Если в процессе работы израсходованы какие-либо расходные материалы или запасные части из ЗИП, то об этом делается соответствующая запись.

5 Записи о проводимых работах удостоверяются подписями проводившего и проверившего правильность их проведения с указанием должности и фамилии.

2.4 Правила заполнения раздела 5 «Особые замечания по эксплуатации и аварийным случаям»

1 В раздел вносятся замечания, связанные с особенностями технического состояния аттракциона, не предусмотренные эксплуатационными документами и необходимостью привлечения для их устранения Изготовителя. В раздел вносятся в обязательном порядке замечания о техническом состоянии, приведшем к аварийному случаю.

2 Замечания и меры, принятые для их устранения, записываются в произвольной форме, кратко, но достаточно подробно для их анализа и оценки правильности принятых мер.

3 Записи удостоверяются подписями механика и администратора.

2.5 Правила заполнения раздела 6 «Сведения о замене составных частей»

1 В раздел вносятся сведения обо всех заменах составных частей, узлов, деталей и комплектующих изделий, проводимых на аттракционе.

2 В разделе указывают дату замены, наименование агрегата, часть которого заменяется, причину замены, наименование, обозначение и заводской номер снятой части, число отработанных часов, обозначение и заводской номер установленной части, фамилии и подписи механика, проводившего работу по замене, и администратора, проверившего выполнение работы.

3 При записи причины замены должна быть сделана ссылка на запись, устанавливающую необходимость проведения работ по замене. Как правило, после замены основных составных частей аттракциона необходимо проводить полную или частичную техническую проверку. Указание об объеме испытаний при технической проверке должно содержаться в документе, по которому проведена замена.

2.6 Правила заполнения раздела 7 «Сведения о хранения»

В соответствии с формой в разделе указывают сведения о сроках и условиях хранения изделия.

2.7 Правила заполнения раздела 8 «Сведения о консервации и расконсервации при эксплуатации»

В соответствии с формой в разделе указывают дату консервации или расконсервации, причину проведения работ и наименование документа, в соответствии с которым проводилась работа, наименование организации, проводившей работу, фамилию и подпись ответственного лица.

2.8 Правила заполнения раздела 9 «Сведения о ремонте»

1 В разделе указывают причины сдачи в ремонт аттракциона или его составной части, вид ремонта, дату сдачи в ремонт, дату поступления из ремонта, наименование организации, проводившей ремонт, краткое содержание ремонтных работ, фамилии и подписи лиц, проводившего ремонт и принявшего изделие или его часть из ремонта.

2 Как правило, после ремонта изделия и его основных составных частей необходимо проводить полную или частичную техническую проверку. Указание об объеме испытаний при технической проверке должно содержаться в документе, в соответствии с которым проведен ремонт.

2.9 Правила заполнения раздела 10 «Сведения о технических проверках аттракциона»

1 В разделе приводят сведения обо всех технических проверках аттракциона или его основных составных частей.

2 Технические проверки проводятся перед началом каждого сезона эксплуатации (ежегодно), после изменения в конструкции аттракциона или его основных частей, после замены составных частей, после ремонта.

3 Учет технического обслуживания

Техническое обслуживание аттракциона носит планово-предупредительный характер, проводится по утвержденному администратором аттракциона графику и включает в себя ежедневное техническое обслуживание (ТО-1), периодическое техническое обслуживание (ТО-2), ежегодное (предсезонное) техническое обслуживание (ТО-3), а также ресурсное техническое обслуживание (ТО-Р). Запись о проведении ежедневного технического обслуживания производится в «Журнале администратора».

3.1 Учет периодического технического обслуживания

1 Периодическое техническое обслуживание рекомендуется проводить перед началом и после окончания наиболее интенсивной эксплуатации аттракциона (например, недельное техническое обслуживание при интенсивной эксплуатации в выходные дни рекомендуется проводить в четверг и понедельник соответственно).

Бланк на 5 недель

N

Содержание работ по техническому обслуживанию (заполняется в соответствии с РТО)

Технические требования

(заполняется в соответствии с РТО)

Подписи и дата

Провел

Проверил

Провел

Проверил

Провел

Проверил

Провел

Проверил

Провел

Проверил

Окончание

N

Содержание работ по техническому обслуживанию (заполняется в соответствии с РТО)

Технические требования

(заполняется в соответствии с РТО)

Подписи и дата

Провел

Проверил

Провел

Проверил

Провел

Проверил

Провел

Проверил

Провел

Проверил

3.2 Учет ежегодного технического обслуживания

Содержание и методы проведения работ при ежегодном техническом обслуживании и технические требования к узлам

200_ г.

N

Содержание работ по техническому обслуживанию

(заполняется в соответствии с РТО)

Технические требования

(заполняется в соответствии с РТО)

Замечания по техническому состоянию узла, агрегата

Меры, принятые для устранения замечаний

Подпись и дата

Провел

Проверил

4 Учет внеплановых работ

Дата

Причина проведения

Наименование агрегата.

Содержание выполненной работы.

Основание для проведения

(документ)

Расход материалов

Расход ЗИП

Провел механик. Фамилия, подпись

Проверил администратор.

Фамилия, подпись

Наименование

Число

Наименование

Число

5 Особые замечания по эксплуатации и аварийным случаям

Дата

Особые замечания о техническом состоянии

Принятые меры

Механик

Администратор

Фамилия

Подпись

Фамилия

Подпись

6 Сведения о замене составных частей

Дата

Наименование агрегата

Снятая часть

Установленная часть

Провел механик

Проверил администратор

Причина замены

Наименование и обозначение

Заводской номер

Число отработанных часов

Наименование и обозначение

Заводской номер

Фамилия, подпись

Фамилия, подпись

7 Сведения о хранении

Дата

Условия хранения

Должность, фамилия и подпись лица, ответственного за хранение

постановки на хранение

снятия с хранения

Принято на хранение

Снято с хранения

8 Сведения о консервации и расконсервации при эксплуатации

Дата консервации

Дата расконсервации

Причина проведения работ и наименование документа, по которому проводилась работа. Краткое содержание работы

Наименование или условное обозначение предприятия (организации), проводившего(ей) консервацию (расконсервацию) изделия

Дата, должность и подпись лица, ответственного за консервацию (расконсервацию)

9 Сведения о ремонте

Наименование и обозначение составной части изделия.

Заводской номер

Основания для сдачи в ремонт

Дата поступления в ремонт

Дата выхода из ремонта

Наименование организации, проводившей ремонт

Вид ремонта. Краткое содержание проведенных работ

Должность, фамилия и подпись ответственного лица

проводившего ремонт

принявшего изделие из ремонта

10 Сведения о технических проверках аттракциона

Ежегодно перед открытием сезона проводить техническую проверку аттракциона согласно разделу_____РТО _____________________ (обозначение документа)

Дата технической проверки

Наименование узла или механизма

Результат технической проверки

Основания для проверки

Должность, фамилия, подпись проверяющего

Примечания

Текущим ремонтом называют такой ремонт, который производится для устранения возникших отказов и неисправностей и способ­ствует выполнению установленных норм про­бега до капитального ремонта при минималь­ных простоях. Потребность в проведении теку­щего ремонта для автомобиля, прицепа или полуприцепа устанавливается при контрольных осмотрах, выполняемых во время проведения всех видов технического обслуживания, а так­же по заявкам водителя. В результате осмотра составляется акт технического состояния авто­мобиля. Если автомобиль по техническому сос­тоянию не требует ремонта, то его допускают к дальнейшей эксплуатации на определенный срок, о чем делается отметка в акте.

Текущий ремонт подвижного состава произ­водится в автотранспортных предприятиях, ав­токомбинатах или на станциях технического обслуживания.

При текущем ремонте осуществляют разборочно-сборочные, слесарные, сварочные и дру­гие необходимые работы. У агрегатов заменя­ют отдельные детали, достигшие предельно до­пустимого состояния, или поврежденные дета­ли, кроме базовых. У автомобиля (прицепа, полуприцепа) производится замена отдельных узлов и агрегатов, требующих текущего или капитального ремонта. Как правило, текущий ремонт осуществляют агрегатным методом. Текущий ремонт должен обеспечить безотказную работу отремонтированных агрегатов и узлов на пробеге не меньше чем до очередного, вто­рого технического обслуживания.

Наиболее распространенными работами при текущем ремонте являются: замена порш­невых колец, вкладышей подшипников колен­чатого вала, подшипников ступиц колес, рессор и рессорных пальцев, шаровых пальцев ру­левого привода, притирка клапанов, пайка ра­диатора, правка и заварка крыльев, подкраска поврежденных мест кузова и др. Также при те­кущем ремонте осуществляют замену гаек, болтов, шпилек, шайб, прокладок. Производят слесарно-механические работы, например при­тирку, сверление, развертывание отверстий и т. д.

Для планирования текущего ремонта уста­новлены нормативы трудоемкости. Нормативы не учитывают трудовых затрат на вспомога­тельные работы, которые устанавливаются в пределах 20—30% к суммарной трудоемкости текущего ремонта по автотранспортному пред­приятию.

В состав вспомогательных работ включают: обслуживание и ремонт оборудования и ин­струментов; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтом автомобилей; перегон автомобилей внутри авто­транспортного предприятия; хранение, прием­ку и выдачу материальных ценностей; уборку производственных и служебно-бытовых поме­щений.

Работы, выполняемые при текущем ремонте автомобилей, подразделяются на два вида: работы по съему и установке агрегатов и узлов, а также по разборке, устранению неисправностей и сборке снятых агрегатов и узлов.

Производственные участки, предназначенные для технического обслуживания и ремонта полнокомплектных автомобилей, считаются основными, участки, специализирующиеся по видам работ, например ремонту топливной аппаратуры, аккумуляторов и др., обеспечивающие работу основных участков, — вспомогательными.

На промышленных предприятиях существуют два метода текущего ремонта автомобилей — необезличенный и агрегатный.

При необезличенном методе ремонта сохраняется принадлежность восстановленных составных частей к определенному автомобилю. При этом автомобиль простаивает в течение всего времени ремонта его агрегатов. Агрегатный метод является таким обезличенным методом ремонта, при котором неисправные агрегаты заменяются новыми или заранее отремонтированными. Снятые с автомобиля агрегаты, требующие ремонта, отправляют на специализированные авторемонтные заводы или вспомогательные производственные участки для восстановления. При агрегатном методе значительно сокращается время простоя в ремонте, повышается коэффициент технической готовности и тем самым увеличивается эффективность использования автотранспортных средств.

Текущий ремонт выполняется на универсальных или специальных постах. На посты возлагают выполнение всех работ по текущему ремонту одного или нескольких агрегатов, сборочных единиц и систем автомобиля. Рекомендуется специализировать производственные участки на выполнение определенных работ по агрегатам, электрооборудованию. Узкая специализация ремонтных предприятий позволяет применять наиболее производительные технологические процессы, улучшать качество и снижать себестоимость ремонтных работ.

При текущем ремонте на СТОА происходит следующее перемещение автомобиля. При въезде на станцию автомобиль проезжает в зону приемки, где приемщик проводит его проверку, оформляет наряд-заказ на ремонт. На крышу автомобиля устанавливают опознавательный знак на магнитной подставке, номер которого вписывают в наряд-заказ. Оформляя наряд-заказ, приемщик вписывает в него данные о владельце и автомобиле, перечисляет операции, которые необходимо выполнить, указывает их стоимость по единому прейскуранту.

Оформленный наряд-заказ на ремонт приемщик передает в диспетчерскую, расположенную рядом с участком приемки. Диспетчер направляет автомобиль в определенную зону ремонта и устанавливает дату и время выдачи автомобиля из ремонта, которые отмечаются в наряде-заказе. Затем диспетчер рассылает с помощью пневмопочты формы наряда-заказа в соответствующие подразделения станции: на склад, в расчетный отдел, начальнику производства. Одна из форм остается на автомобиле, который передается персоналом участка приемки в одну из бригад соответствующего участка.

Таким образом, как только автомобиль принят и взят на учет диспетчером, соответствующие подразделения станции получают об этом информацию.

Бригада, в которую поступил автомобиль, выполняет операции, указанные в наряде-заказе. Бригадир записывает в наряде-заказе табельные номера рабочих, проводящих ремонт, и они в нем расписываются за каждую операцию. Затем автомобиль по указанию диспетчера передается в другие бригады для дальнейших работ.

После завершения всех работ автомобиль поступает на участок выдачи, где проводится контроль работ, выполненных ремонтными бригадами. Проверенный автомобиль выдается владельцу или устанавливается на стоянку готовых автомобилей.

Нормативы следует корректировать в зави­симости от условий эксплуатации, изменения режимов технического обслуживания и других факторов.

Установленная общая трудоемкость теку­щего ремонта автомобилей распределяется по видам работ. Распределение характера работ приводится в нормативных материалах.

Поделитесь этой страницей с друзьями!

У нас в стране принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание осуществляется по плану, а ремонт — по потребности.
Принципиальные основы планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей установлены действующим Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах.

По периодичности, перечню и трудоемкости выполняемых работ техническое обслуживание автомобиля согласно действующему Положению подразделяется на следующие виды: ежедневное (ЕО), первое (ТО-1), второе (ТО-2) и сезонное (СО) технические обслуживания.

Положением предусматривается два вида ремонта автомобилей и его агрегатов: текущий ремонт (ТР), выполняемый в автотранспортных предприятиях, и капитальный ремонт (КР), выполняемый на специализированных предприятиях.

Каждый вид технического обслуживания (ТО) включает строго установленный перечень (номенклатуру) работ (операций), которые должны быть выполнены. Эти операции делятся на две составные части контрольную и исполнительскую.

Контрольная часть (диагностическая) операций ТО является обязательной, а исполнительская часть выполняется по потребности. Это значительно сокращает материальные и трудовые затраты при ТО подвижного состава.

Диагностика является частью технологического процесса технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) автомобилей, обеспечивая получение исходной информации о техническом состоянии автомобиля. Диагностика автомобилей характеризуется назначением и местом в технологическом процессе технического обслуживания и ремонта.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) выполняется ежедневно после возвращения автомобиля с линии в межсменное время и включает: контрольно-осмотровые работы по механизмам и системам, обеспечивающим безопасность движения, а также кузову, кабине, приборам освещения; уборочномоечные и сушильнообтирочные операция, а также дозаправку автомобиля топливом, маслом, сжатым воздухом и охлаждающей жидкостью. Мойка автомобиля осуществляется по потребности в зависимости от погодных, климатических условий и санитарных требований, а также от требований, предъявляемых к внешнему виду автомобиля.

Первое техническое обслуживание. ТО 1

ТО-1 заключается в наружном техническом осмотре всего автомобиля и выполнении в установленном объёме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных, электротехнических и заправочных работ с проверкой работа двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов. Комплекс диагностических работ (Д-1), выполняемый при или перед ТО-1, служит для диагностирования механизмов и систем, обеспечивающих безопасность движения автомобиля.

Проводится ТО-1 в межсменное время, периодически через установленные интервалы по пробегу и должно обеспечить безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля в пределах установленной периодичности.

Углубленное диагностирование Д-2 проводят за 1 -2 дня до ТО-2 для того, чтобы обеспечить информацией зону ТО-2 о предстоящем объеме работ, а при выявлении большого объема текущего ремонта заранее переадресовать автомобиль в зону текущего ремонта.

Второе техническое обслуживание. ТО2

ТО-2 включает выполнение в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в процессе работы. Проводится ТО-2 со снятием автомобиля на 1-2 дня с эксплуатации.

На АТП Д-1 и Д-2 объединяют на одном участке с использованием комбинированных стационарных стендов. На крупных АТП и на базах централизованного обслуживания все средства диагностирования централизуют и оптимально автоматизируют ремонт и техническое обслуживание автомобиля.

Определение места диагностики в технологическом процессе технического обслуживания и ремонте автомобилей позволяет сформулировать и основные требования к ее средствам. Для диагностики Д-1 механизмов, обеспечивающих безопасность движения, требуются быстродействующие автоматизированные средства для диагностирования тормозных механизмов и рулевого управления.

Для диагностирования автомобиля в целом (Д-2) и его агрегатов необходимы стенды с беговыми барабанами для определение мощностных и экономических показателей, а также состояния систем и агрегатов, максимально приближающие условия их диагностирования к условиям работы автомобиля. Для диагностики, совмещенной с техническим обслуживанием и ремонтом, должны использоваться передвижные и переносные диагностические средства и приборы.

Сезонное техническое обслуживание

СО проводится 2 раза в год и является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое времена года. Отдельно СО рекомендуется проводить для подвижного состава, работающего в зоне холодного климата. Для остальных климатических зон СО совмещается с ТО-2 при соответствующем увеличении трудоемкости основного вида обслуживания.

Текущий ремонт и обслуживание автомобилей

Текущий ремонт и обслуживание автомобиля осуществляется в автотранспортных предприятиях или на СТО и заключается в устранении мелких неисправностей и отказов автомобиля, способствуя выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта.

Цель диагностирования при текущем ремонте заключается в выявление отказа или неисправности и установление наиболее эффективного способа их устранения: на месте, со снятием узла или агрегатов с полной или частичной разборкой их или регулировкой. Текущий ремонт и обслуживание автомобиля заключается в проведении разборочносборочных, слесарных, сварочных и других работ, а также замены деталей в агрегатах (кроме базовых) и отдельных узлов и агрегатов в автомобиле (прицепе, полуприцепе), требующих соответственно текущего или капитального ремонта автомобиля.

При текущем ремонте агрегаты на автомобиле меняют только в том случае если время ремонта агрегата превышает время, необходимое для его замены.

Капитальный ремонт автомобилей

КР автомобилей, агрегатов и узлов выполняется на специализированных ремонтных предприятиях, заводах, мастерских. Он предусматривает восстановление работоспособности автомобилей и агрегатов для обеспечения их пробега до следующего капитального ремонта или списания их, но не менее чем при 80% их пробега от норм пробега для новых автомобилей и агрегатов.

При капитальном ремонте автомобиля или агрегата выполняется его полная разборка на узлы и детали, которые затем ремонтируют или заменяют. После укомплектования деталями агрегаты собирают, испытывают и направляют на сборку автомобиля. При обезличенном методе ремонта автомобиль собирают из ранее отремонтированных агрегатов.

Легковые автомобили и автобусы направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт его кузова. Грузовые автомобили направляют в капитальный ремонт, если необходим капитальный ремонт рамы, кабины, а также капитальный ремонт не менее трех основных агрегатов.

За свой срок службы полнокомплектный автомобиль подвергается, как правило, одному капитальному ремонту.

Цель диагностирования при капитальном ремонте — проверка качества ремонта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *