Организация контроля в торговле

Внутренний контроль на предприятии ИП «Герман» осуществляется в соответствии с Уставом предприятия и возлагается на контрольно-ревизионный орган Общества и на менеджмент высшего звена. Ревизию финансовой и хозяйственной деятельности общества осуществляет ревизор, который назначается учредителем сроком на три года.

Именно ревизор готовит заключение к годовому отчету и бухгалтерскому балансу. При этом без заключения ревизора годовой отчет и бухгалтерский баланс утверждению учредителем не подлежит. Все должностные лица и работники ИП «Герман» по запросу ревизора предоставляют необходимую информацию, документы, личные, устные и письменные пояснения, связанные с деятельностью торговой фирмы.

Ревизия проводится не реже одного раза в год. Обязательным является хранение в тайне, конфиденциальной и коммерческой информации, ставшей известной ревизору в результате своей деятельности. Кроме того, общество может заключить договор со специализированной организацией для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности (внешний аудит).

Аудитор ставит свою подпись на годовом отчете в подтверждение его соответствия имеющейся информации о реальном положении дел. Обязательным условием привлечения внешнего аудитора является его профессионализм и отсутствие имущественного интереса с обществом и генеральным директором.

Внутренний контроль обеспечивает возможность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. К функциям внутреннего контроля ИП «Герман» относят оперативную, защитную, регулятивную, информативную, коммуникативную и превентивную. Последняя функция в современных условиях особенно важна, так как предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения в деятельности торговой фирмы, защищает ее от нежелательных последствий тех или иных действий.

Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля — формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от: сложности организационной структуры; правовой формы; видов и масштабов деятельности; целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности; отношения руководства организации к контролю. Важнейшая форма внутреннего контроля — внутренний аудит на основании проверок ревизора торговой фирмы.

Особое место занимает классификация по типам внутреннего контроля ИП «Герман». В организации используются следующие типы внутреннего контроля: неавтоматизированный; неполностью автоматизированный; полностью автоматизированный.

Внутренний контроль целесообразно классифицировать и по значимости субъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей, т.е. совокупной, деятельности по внутреннему контролю на предприятии. В этом аспекте всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим уровням с точки зрения их значимости: 1) субъекты внутреннего контроля первого уровня — это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов); 2) субъекты внутреннего контроля второго уровня. В их обязанности непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования); 3) субъекты внутреннего контроля третьего уровня — выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров); 4) субъекты внутреннего контроля четвертого уровня. В их обязанности входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности); 5) субъекты внутреннего контроля пятого уровня. В их функциональные обязанности входит только осуществление контроля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, сотрудники отделов входного и технического контроля и т.п.).

Одним из методов контроля на торговом предприятии является инвентаризация. Порядок и сроки проведения инвентаризаций ИП «Герман» определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Офис торговой фирмы «Герман» располагается в помещении одного из магазинов. Это небольшое служебное помещение, где хранятся все учредительные документы предприятия, в том числе трудовые книжки сотрудников. Всю работу в офисе осуществляет секретарь-референт в обязанности которого входят общение с клиентами по телефону; оформление входящей и исходящей документации; ведение личных дел сотрудников, разработка и заключение договоров с сотрудниками; текстовая разработка различных документов (приказов, функциональных обязанностей, договоров, писем, распоряжений).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

Введение

Целью работы является организация контроля за работой магазина и его роль в улучшении работы торгового объекта магазина «Надежда».

2) Проанализировать организацию контроля за работой магазина «Надежда».

В качестве методов исследования выступает проработка научной литературы, документов, положений, связанных непосредственно с этой темой, описание, а также непосредственное наблюдение за процессом приемки на исследуемом объекте.

Контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности магазина и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Задачи контроля в целом соответствуют целям, заявленным выше. Таким образом, их можно разделить на две группы — задачи по обеспечению законности и задачи по защите интересов собственника хозяйствующего субъекта.

— Проверка приделов полномочий должностных лиц при принятии решений; выявление случаев превышения полномочий, в том числе злоупотребление ими в корыстных целях;

— Проверка правильности ведения бухгалтерского учёта, причём не только финансового, но и управленческого, если его ведение предусмотрено локальными нормативными актами;

— Определение и (в ряде случаев) применение мер ответственности лиц, допустивших нарушение финансово-экономического законодательства .

Основными принципами осуществления государственного и ведомственного контроля в области торговли являются:

— исключение неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли;

— ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

Основными формами государственного и ведомственного контроля в области торговли являются:

— Проведения не более одного раза в год плановой проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности или проведения внеплановых проверок (ревизий) по поручению уполномоченных органов.

контроль торговый магазин ревизия

1.2 Порядок ведения книги замечаний и предложений, санитарного журнала, книги учета проверок (ревизий)

Книга ведется в организациях, их обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, индивидуальными предпринимателями, а также в местах реализации ими товаров, выполнение работ или оказание услуг.

Копии ответов об отказе в удовлетворении замечаний и предложений, уведомлений о продлении срока их рассмотрения хранятся вместе с книгой по месту ее ведения.

Санитарный журнал предъявляется по требованию представителей санитарно-эпидемиологической службы, других контролирующих органов в соответствии с их полномочиями.

эксплуатацию действующих предприятий, учреждений, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ;

производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья и пищевых продуктов, использование воды (источников воды) для питьевых, хозяйственных целей.

передавать материалы о санитарных правонарушениях в следственные органы для возбуждения уголовных дел, представлять предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к виновным;

отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

Порядок ведения книги учета проверок и ревизий

Должностное лицо, ответственное за ведение и сохранность книги учета проверок (ревизий), определяется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, о чем делается соответствующая запись в книга учета проверок (ревизий).

Ответственность за достоверность содержащейся в книге учета проверок (ревизий) информации возлагается на работника контролирующего органа, осуществляющего проверку (ревизию).

Изъятие книги учета проверок (ревизий) у юридического лица (обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя работниками контролирующих органов запрещается.

1.3 Опыт организации осуществления контроля за рубежом

Основными полномочиями, осуществляемыми Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и имеющими прямое отношение к контролю торговли являются:

— Государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

— Организует приём граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок.

— Организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности;

— Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и другие организации, учёных и специалистов;

— Разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостоверений, порядок ношения форменной одежды.

Мероприятия по контролю проводятся на основании приказов (распоряжений) органов государственного контроля (надзора) и только тем должностным лицом (лицами), которое указано в данном приказе (распоряжении).

По результатам мероприятий по контролю (надзору) составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

— Продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин;

— Нарушение иных прав потребителей;

— Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1 Организационно-экономическая характеристика магазина «Надежда»

Ассортимент рассчитан на широкий круг потребителей и представлен товарами отечественного и иностранного производства, отвечающих вкусу даже самого требовательного покупателя (приложение 1).

Лицензия выдана на основании решения от 01 июля 2010 года за № 849 сроком на пять лет и действительна до 01.06.2015 года (приложение 3).

— пристенная холодильная горка для молочной продукции и мясных консервов (температура + 2. С);

Подсобное помещение: одно где установлены две моечные ванны, раковина для мытья рук, электроводонагреватель и шкаф для одежды, кабинет зав. магазина.

Магазин «Надежда» реализует все виды продовольственных товаров. Розничный товарооборот за 3 квартал 2012 года составил 680 млн. р.

Анализ розничного товарооборота за 3 квартал 2012 года по магазину «Надежда»

Таким образом, план розничного товарооборота в августе месяце перевыполнен на 5,26%, что в сумме составило 10 млн. р.; план за сентябрь месяц перевыполнен на 4,55%, что в сумме составило 10 млн. р.; план за октябрь месяц перевыполнен на 2,04%, что в сумме составило 5 млн. р.

В отчетном году по сравнению с прошлым розничный товарооборот в августе месяце увеличился на 207,69%, что в сумме составило 135 млн. р.; в сентябре месяце увеличился на 194,87%, что в сумме составило 152 млн. р.; в октябре месяце увеличился на 204,87, что в сумме составило 168 млн. р.

План розничного товарооборота за 3 квартал увеличился на 3,81%, что в сумме составило 25 млн. р., по сравнению с прошлым годом розничный товарооборот увеличился на 202,22%, что в сумме составило 445 млн. р.

Розничный товарооборот увеличился, в основном, в связи с увеличение цен на товары.

Наибольший удельный вес в товарообороте предприятия занимает реализация следующих товаров:

— Водка и ликёро-водочные изделия — 9,9%;

— Хлебобулочные изделия — 9,4%;

— Молоко и молочная продукция — 9%;

— Мясо и птица — 7,5%;

— Колбасные изделия — 9,2%;

— Рыба — 4,4%.

2.2 Анализ материалов проверок магазина, книги замечаний и предложений, санитарного журнала, книги учета проверок (ревизий) магазина «Надежда»

— государственная инспекция по пожарному надзору;

— Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Гомельского ЦСМС.

22.10.12. была проведена плановая проверка ассортиментного перечня и качества, по результатам которой был составлен акт. Проверка осуществлялась управлением торговли и услуг Гомельского горисполкома. Результаты проведённой проверки:

— принцип выкладки товаров и товарного соседства не нарушен;

— санитарное состояние торгового зала и прилегающей территории в удовлетворительном состоянии.

— территория, закреплённая за магазином в неудовлетворительном санитарном состоянии: две урны при входе переполнены, отсутствует решётка для очистки обуви при входе;

14.10.12 г. Врачом-гигиенистом отдела ОГПЦГЭ Советского района г. Гомеля была произведена проверка Ларуковой А.В. В присутствии зав. Магазина Чумановой Т.В. проведён осмотр молочной продукции. В ходе проверки установлено:

— 12.07.12г. Хотец Г.А. было написано благодарственное замечание за отличное обслуживание покупателя, быстроту и порядочность.

— 17.09.12г. Матросовой В.В. было сделано замечание о продаже товара с истёкшим сроком годности. Просьба принять меры.

— В ТТН на поступившую молочную продукцию указать время загрузки и приёмки товар. Срок постоянно.

По результатам проверки Книги замечаний и предложений предложено:

— на поступившую жалобу от Жук С.Н. с продавцом была проведена разъяснительная работа.

Основными путями улучшения работы магазина являются:

— улучшить подъезд грузовых автомобилей для разгрузки товаров, чтобы не мешать гражданам;

В течении 2013 года необходимо пройти обучение в системе повышения квалификации, в сторонних учебных структурах 9 работникам магазина » Надежда».

Подготовка работников необходимо провести в соответствии с сертификационными программами. По окончании обучения необходимо принять квалификационный экзамен, выдать сертификаты.

Актуальностью контроля является — соблюдение прав и обязанностей потребителей и реализаторов товаров и услуг. Контроль помогает избежать — нарушение прав потребителей.

Контроль подразделяется на государственный и ведомственный.

Перечень органов имеющих право осуществлять проверку в магазине «Надежда»:

— государственная инспекция по пожарному надзор;

— Улучшить подъезд грузовых автомобилей для разгрузки товаров, чтобы не мешать гражданам на остановке;

Виноградова, С.Н. Организация коммерческой деятельности: — Минск: Высшая школа, 2002. — 416с.

Назаров, Н.И. Организация торгового обслуживания: — Минск: Пищевая промышленность, 2009. — 382с.

Товароведение: учебник для вузов/ Н.А. Смирнова, Л. А, Надежнова, Г.Д. Селезнёва, Е.А. Воробьева. — Минск: экономика, 2009. — 290с.

Размещено на Allbest.ru

Александр Семенников: общественный контроль — важная форма участия граждан в жизни государства

Накануне Всемирного дня прав потребителей, который отмечается 15 марта, Семенников А.Г., депутат Московской городской Думы, председатель Центрального Совета Объединения потребителей России дал интервью газете «Московская правда».

— Александр Григорьевич, скажите, пожалуйста, когда и с какой целью был создан проект «Народный контроль»?

— Проект «Народный контроль» был создан в июле 2010 года решением Бюро Высшего совета Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». Его главные задачи — создание системы общественного контроля, который мог бы сдерживать необоснованный рост цен на потребительском рынке, препятствовать продажам низкокачественных товаров, следить за соблюдением антиалкогольного законодательства в розничной торговле, предотвращать или устранять нарушения прав и интересов потребителей.

«Народный контроль» начался с мониторинга цен на социально значимые продукты питания. Почему с них? Вспомним лето 2010 года. Аномальная жара, пожары, угроза неурожая. И вот вместо летнего падения цен началась их «накрутка». Объективные причины на то были, но в полный голос заявил о себе субъективный фактор. Недобросовестные поставщики воспользовались моментом и начали «ценовые гонки», искусственно создавая нехватку товара, играя на слухах и опасениях. Очень показателен пример с гречкой — ее запасы, как выяснилось позднее, были вполне приемлемые, но возникший ажиотаж почти мгновенно поднял цены в 3 — 4 раза, а то и выше! Паники на рынке, роста социальной напряженности никак нельзя было допустить, поэтому «Народный контроль» начал свои рейды по магазинам и рынкам всей нашей страны.

Опыт оказался удачным, и вот уже более двух с половиной лет насчитывает срок реализация проекта, в течение которого народные контролеры расширяют сферу своих интересов и совершенствуют формы своей работы.

На сегодняшний день в каждом административном округе, в каждом районе Москвы работают группы «Народного контроля», действуют координаторы в местных отделениях Партии, городской штаб.

В работе партпроекта активное участие принимают официальные партнеры: Объединение потребителей России, ВОО «Молодая гвардия», движение «Наши», Совет муниципальных депутатов города Москвы «За здоровый образ жизни», молодежное общественное движение «Агенты», молодежная общественная организация «Хрюши против».

К участию в рейдах привлекаются члены организаций — партнеров партпроекта, представители правоохранительных органов, Роспотребнадзора, Департамента торговли и услуг города Москвы, работники управ и префектур.

— Почему возникла необходимость создания такого проекта, ведь существуют Роспотребнадзор и правоохранительные органы?

— Государство последовательно отказывается от прямого вмешательства в экономику и существенно сокращает свои контролирующие функции. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установил, что плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся не чаще, чем один раз в три года. Причем о проведении плановой проверки они уведомляются не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала, а внеплановые проверки возможны по ограниченному числу оснований и большей частью с санкции прокуратуры.

Таким образом, сегодня, помимо вышеназванных контрольных мероприятий, лишь Роспотребнадзор может проверить, не нарушают ли торговцы санитарно-эпидемиологические правила, плюс Федеральная антимонопольная служба вправе привлечь к ответственности недобросовестных продавцов, но только если сможет доказать ценовой сговор и продажу товаров по завышенным на 30 процентов ценам в течение 30 дней.

В этих условиях значительно возрастает роль общественных организаций.

Поскольку одним из официальных партнеров проекта «Народный контроль» является мощная общественная организация — Объединение потребителей России, наши совместные мероприятия общественного контроля могут существенным образом дополнить существующую систему государственного и муниципального контроля. Опытные юристы Объединения потребителей России по результатам, в том числе и наших совместных мероприятий, в случае необходимости готовят судебные иски и нередко их выигрывают. Например, были выиграны иски к сетевым магазинам «Магнолия» и «Копейка».

Кроме того, «Народный контроль» взаимодействует с органами местного самоуправления.

— По каким направлениям осуществляет свою деятельность «Народный контроль»?

— Как я уже сказал, первым направлением стал мониторинг цен на социально значимые продукты питания. Оно и сейчас является одним из главных приоритетов. Наряду с этим народные контролеры следят за соблюдением правил торговли на ярмарках выходного дня, которых в Москве около 140.

С этой целью между партпроектом и Департаментом торговли и услуг города Москвы налажено тесное взаимодействие, помогает нам и то, что я являюсь членом Общественного совета при департаменте. Работа в этом направлении будет расширяться и совершенствоваться, в частности, сфера народных контролеров будет распространяться на сельскохозяйственные рынки Москвы.

С 1 октября 2012 года работает «горячая линия» партпроекта по вопросам ЖКХ, и на нее ежедневно поступают десятки вопросов — по ним даются ответы и консультации, в необходимых случаях юристы партпроекта направляют запросы в соответствующие ведомства. Недавно открыто новое направление — борьба против потребления молодежью курительных смесей и спайсов.

— С этого года ограничения, установленные на розничную продажу алкогольной продукции, стали распространяться и на пиво. Давайте напомним нашим читателям, что это за ограничения?

— Эти ограничения следующие: запрет розничной продажи алкогольной продукции в ночное время с 23 часов до 8 часов, а на территории поселений с 21 часа до 11 часов следующего дня; ограничение мест розничной продажи алкогольной продукции: запрет торговли в организациях, не имеющих стационарных торговых объектов и складских помещений, и запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.

К сожалению, в Москве нарушения этих запретов носят массовый характер. Эту проблему мы обсуждали на проведенном 4 февраля в Мосгордуме заседании «круглого стола» с повесткой дня «О проблемах применения законодательства при реализации алкогольной продукции в городе Москве и защите прав потребителей».

— Расскажите об этом «круглом столе» поподробнее. В частности, как осуществляется общественный контроль за соблюдением ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе и пива, возникают ли какие-нибудь трудности при проведении мероприятий общественного контроля?

— Участники обсуждения были едины в оценках — ситуация с продажей алкоголя в Москве крайне неблагоприятная. Фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним, ночью, в нестационарных объектах — множество. Сотрудников Управления Роспотребнадзора по городу Москве на всех не хватает, ведь в городе около 10 тысяч объектов, где торгуют алкогольной продукцией. Полиция также не успевает реагировать на все нарушения, да и упрекать ее не совсем правильно: по сравнению с грабежами и убийствами продажа пива не там, где положено, наверное, не самое первоочередное дело. Много и других проблем. Например, как наказывать за торговлю без лицензии? Уличенный владелец торговой точки говорит, что продавец продает собственный алкоголь, а он про это и знать не знает. Продавца наказывают, увольняют, а назавтра тем же самым занимается новый. Антиалкогольные рейды проводят народные контролеры, плановые проверки и по жалобам общественных организаций осуществляют сотрудники Роспотребнадзора, Департамента торговли и услуг, в них участвуют и сотрудники полиции, но, видимо, пока наших усилий недостаточно.

Значит ли это, что сделать ничего нельзя? Ни в коем случае. При всех проблемах необходимых правовых рычагов в целом достаточно, но надо усилить правоприменительную практику, более последовательно и масштабно проводить общественный контроль. В частности, шире привлекать к нему муниципальных депутатов — ведь они находятся в непосредственной близости к населению, хорошо знают ситуацию у себя в районе.

Но и законодательство следует усовершенствовать. В частности, по итогам анализа работы народных контролеров, предложений заинтересованных ведомств мной направлено обращение на имя председателя Федеральной комиссии проекта «Народный контроль», депутата Государственной Думы Виктора Звагельского с конкретными предложениями о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 22.11.1995 года №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вот эти предложения: выделить в отдельный состав и повысить размер штрафных санкций, налагаемых на виновных граждан, должностных и юридических лиц за продажу алкогольной продукции без лицензии и в ночное время; ввести запрет на хранение алкогольной продукции на территории торговых предприятий, не имеющих лицензии на торговлю ею; установить ответственность юридического лица или индивидуального предпринимателя за необеспечение соблюдения работником требований законодательства в сфере оборота алкогольной продукции.

Я также предлагаю предусмотреть наказание за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии в виде конфискации этой продукции; предусмотреть в отношении юридического лица наказание за нарушение правил продажи алкогольной продукции в виде административного приостановления деятельности и ввести уголовную ответственность за неоднократное нарушение правил продажи алкогольной продукции.

Одновременно я направил письмо в Департамент торговли и услуг города Москвы с предложениями внести изменения в договоры на размещение нестационарных торговых модулей с целью ужесточения мер в отношении предпринимателей, торгующих алкоголем, а также в договоры аренды помещений, принадлежащих городу Москве, в которых надо предусмотреть возможность расторжения договора в связи с реализацией алкоголя без лицензии, несовершеннолетним и в ночное время.

Понятно, что это только часть предложений, которые обсудили участники «круглого стола». Решено, что мониторинг применения законодательства при реализации алкогольной продукции будет проводиться постоянно, и, кроме того, был поставлен вопрос о необходимости создания в Мосгордуме специального консультативно-экспертного совета.

В перспективе я считаю необходимым разработать городскую программу по противодействию алкоголизации населения и пропаганде здорового образа жизни.

— Как вы считаете, достаточно ли информированы москвичи о работе «Народного контроля»?

— За время нашей работы в плане информационного обеспечения сделано немало, но полного удовлетворения у меня нет. Материалы о рейдах и других мероприятиях народных контролеров регулярно публикуются в интернете, в городских, окружных и районных газетах. Я сам стараюсь в своих выступлениях и комментариях максимально полно освещать работу проекта. Тем не менее хотелось бы видеть больший интерес журналистов к этой очень важной проблеме — проблеме общественного контроля. Ведь ее нельзя сводить только к контролю за ценами или за соблюдением правил торговли. Общественный контроль — это важная форма участия граждан в жизни общества и государства, проявления своей жизненной позиции.

Газета «Московская правда», 13 марта 2013 года

Государственный контроль торговли осуществляется министерством экономического развития и торговли РФ, Государственным комитетом РФ по стандартизации и метрологии, Государственным комитетом РФ санэпидемнадзора, комитетом РФ по антимонопольной политике и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции. Государственной службой контроля соблюдения норм и правил торговли, порядка применения цен, качества и безопасности товаров народного потребления является государственная торговая инспекция. Объектами контроля государственной торговой инспекции являются все предприятия, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а так же граждане, реализующие или производящие товары.
Государственной торговой инспекции подчинены территориальные управления по республикам в составе РФ, краям, областям, городам Москва и Санкт-Петербург, и инспекционные пункты в отдельных городах и районах. Территориальные управления проводят:
1. Проверки соблюдения правил торговли и качества товаров у продавца и количество продукции у изготовителя.
2. Контроль на предприятиях торговли за соблюдением порядка применения цен.
3. Контролируют правильность пользования весовыми и измерительными приборами, торговой техникой и дозирующим оборудованием и принимают меры по устранению выявленных нарушений и недостатков.
4. Обеспечивают гласность проверки.
Свою деятельность государственная торговая инспекция координирует с органами государственной власти и управления и общественной организацией потребителей. Государственная торговая инспекция рассматривает письма, заявления и жалобы граждан на качество товаров и нарушения в работе торговых предприятий. Принимаемые государственной торговой инспекцией после проверок решения обязательны для исполнения продавцом и изготовителем.
Функции государственной торговой инспекции:
1. Участие в разработке предложений по совершенствованию правил торговли.
2. Внесение в государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии предложений о снятии с производства опасных и вредных товаров.
3. Внесение в органы государственного управления предложений о мерах по улучшению качества товаров и повышения культуры обслуживания покупателей.
4. Разработка методических материалов, инструкций и рекомендаций по работе торговых предприятий и осуществление контроля их деятельности.
Государственная торговая инспекция имеет право:
1. Осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговые и промышленные предприятия независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
2. Осуществлять контроль наличия у продавца/изготовителя сертификата на товары, соответствия их требованиям стандартам.
3. Производить контрольные закупки товаров.
4. Изымать образцы товаров для проведения исследования их качества.
5. Давать заключения по просьбе продавца/потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнение.
6. Имеет право составлять акты и давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений.
7. Снимать с реализации опасные товары.
8. Приостанавливать или вводить особые условия приемки или реализации товаров, изготовленных с нарушением ГОСТов.
9. Передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц.
Продавец/изготовитель обязан давать объяснения, связанные с результатами проверок, устранять вскрытые нарушения и сообщать об этом в установленные сроки государственной торговой инспекции.

Существует множество примеров консультативных органов, которые осуществляют реализацию мер по упрощению процедур торговли. Большинство из них похожи друг на друга и представляют собой открытую площадку (форум), в рамках которой государственные органы и внешнеторговые организации могут определить проблемы и выработать решения по устранению нормативных и процедурных препятствий в сфере внешней торговли.
Рекомендация СЕФАКТ ООН № 4 служит базовым документом, описывающим принципы и подходы к созданию таких органов.
Наиболее известными из них являются комитеты ПРО (которые иногда называются Национальными органами по упрощению процедур торговли), комитеты ФАЛ, Национальные комитеты по упрощению торговых и транспортных процедур (НКУТТП), а также Национальные комитеты по упрощения процедур торговли ВТО. Онлайн репозиторий национальных органов по упрощению процедур торговли ЮНКТАД содержит обзорную информацию о национальных органах по упрощению процедур торговли из более чем 100 стран мира. Ниже приведена краткая информация и характеристики наиболее распространенных органов по упрощению процедур торговли.

Краткая характеристика различных органов по упрощению процедур торговли

Комитеты ФАЛ

Международная морская организация (ИМО) и Международная организация гражданской авиации (ИКАО) на основании соответствующих международных конвенций ( Конвенции ФАЛ ИМО и Чикагской конвенции ИКАО – Приложение 9 (Упрощение формальностей)) требуют, чтобы правительства стран создавали комитеты по упрощению формальностей.
В соответствии с рекомендациями Конвенции ФАЛ ИМО, целью национальных комитетов по упрощению процедур в сфере морских перевозок, более известных как комитеты ФАЛ, является содействие принятию и реализации мероприятий по упрощению процедур, осуществляемых государственными учреждениями и другими организациями, а также администрациями портов и судовладельцами.
В соответствии со стандартом 8.19 Приложения 9 к Чикагской конвенции ИКАО национальный комитет по упрощению процедур в сфере авиационных перевозок и комитеты по упрощению формальностей в аэропортах оказывают содействие и осуществляют координацию работы между департаментами, ведомствами и иными государственными организациями, отвечающими за различные аспекты международной гражданской авиации, а также взаимодействуют с операторами аэропортов и воздушных судов.

Комитеты ПРО

Комитеты ФАЛ стали прототипом для так называемых комитетов ПРО. Структура и задачи, выполняемые данными комитетами, кратко изложены в Рекомендации ЕЭК ООН № 4. Аббревиатура ПРО в их названии обозначает «процедуры» и является прямым отражением их сущности. К концу 1990-х гг. комитеты ПРО были сформированы в более чем 50 государствах. Они занимаются упрощением процедур в отношении всех видов транспорта, выявляют наиболее серьезные проблемы и предлагают возможные решения. В большинстве стран комитеты ПРО стали основной движущей силой для внедрения системы электронных сообщений ЭДИФАКТ ООН. В идеальной ситуации комитеты ПРО являются независимыми организациями (зачастую государственной формы собственности) и обычно напрямую и/или косвенно финансируются государственным сектором.

Национальные комитеты по упрощению торговых и транспортных процедур

Национальные комитеты по упрощению торговых и транспортных процедур (НКУТТП) действуют в более чем 30 странах при поддержке региональных комиссий ООН, ЮНКТАД и Всемирного банка в рамках соответствующих проектов по линии технической помощи. В качестве примера такой структуры можно привести НКУТТП Пакистана. Данные комитеты выступают в качестве консультативных межинституциональных органов, оказывающих содействие в ходе упрощения торговых и транспортных процедур, изучающих международное законодательство в области регулирования торговли и перевозок, разрабатывающих рекомендации и обеспечивающих максимальную прозрачность в вопросах торговли и перевозок. Сфера их деятельности шире, чем у комитетов ПРО. В этой связи в 1999 г. Рекомендация № 4 СЕФАКТ ООН была пересмотрена и изменена с учетом НКУТТП.

Национальные комитеты по упрощению процедур торговли ВТО

Создание Национальных комитетов по упрощению процедур торговли (НКУПТ) осуществляется в соответствии со Статьей 23.2 Соглашения об упрощении процедур торговли (Соглашения об УПТ) Всемирной торговой организации (ВТО). Данная статья гласит, что государства-члены должны создать и/или поддерживать работу национальных комитетов по упрощению процедур торговли, или наделить существующий орган функциями по координации и реализации положений Соглашения об УПТ внутри страны. Таким образом, НКУПТ выступают в качестве платформы, а рамках которой представители государственного и частного сектора проводят консультации, предоставляют информацию, координируют деятельность и осуществляют практическую реализацию Соглашения об УПТ. Такие органы должны быть созданы или определены, по крайней мере, при вступлении Соглашения об УПТ в силу.

Онлайн инструменты:

  • Репозиторий ЮНКТАД

Публикации:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *