Организация наставничества в органах внутренних дел

МВД России

Санкт-Петербургский университет

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник полиции

Косолапов А.Д.

«17 » сентября 2018 г.

Лекция № 12:

Организация наставничества в органах внутренних дел.

Обсуждена на заседании ПМС-1

кафедры УП и ВР «17» сентября 2018 г.

Протокол № 1

Кафедра управления персоналом и воспитательной работы

Санкт-Петербург

2018

ПЛАН

Введение

1. Организация профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД.

2. Наставничество как форма передачи профессионального опыта на начальном этапе служебной деятельности сотрудников ОВД.

Заключение

Рекомендуемая литература


Введение

Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения.

Отсюда — важность и необходимость овладения всеми сотрудниками, а руководящими кадрами в особенности, системой знаний в области этики, профессиональной деонтологии, нравственного воспитания кадров.

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел есть часть, элемент об­щего социальнoгo, конкретно-исторического процесса воспитания, направленная на фopмиpoваниe профессиональной готовности к защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел, в силу специфики выполняемых ими задач обязательно должно осуществляется в тесной и неразрывной связи с нравственным и эстетическим воспитанием.


Вопрос 1. Организация профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД

Организация работы по профессионально-нравственному воспитанию сотрудников ОВД регламентируется приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

Профессионально-нравственное воспитание личного состава ор­ганов внутренних дел представляет собой целенаправленный процесс по формированию у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и вырабатывающее устойчивые навыки соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Содержание профессионально-нравственного воспитания сотрудников правопорядка закреп­лено в законах, указах Президента, Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также в ряде нормативных актов МВД России, определяющих задачи и требования к деловым и моральным качествам личного состава.

Основные задачи профессионально-нравственного воспита­ния:

— привитие личному составу верности Конституции Российской Федерации, законам, Присяге сотрудника органов внутренних дел РФ;

— формирование у каждого сотрудника гордости и уважения к своей профессии, понимания ее общественной значимости;

— воспитание преданности служебному долгу, честного и добросовестного отношения к выполнению своих профессиональных обязан­ностей, проявления инициативы, самостоятельности;

— формирование позитивного отношения сотрудников к высоким требованиям, предъявляемым к результативности работы, личной ответственности за порученный участок деятельности;

— привитие убежденности и потребности в систематическом повышении профессионального мастерства и деловой квалификации, поддержании личной готовности к выполнению оперативно-служебных задачв сложной, в том числе экстремальной обстановке, соблюдению профессиональной бдительности;

— развитие у сотрудников здоровой потребности в служебном росте;

— воспитание у личного состава устойчивых нравственных чувств и качеств (гуманизм, справедливость, честность, доброжелательность, принципиальность и т.п.);

— формирование убежденности в правоте и внутренней потребности в необходимости строгого соблюдения профессионально-нравственных норм;

— создание здорового морально-психологического климата в служебных коллективах органов и подразделений;

— привитие сотрудникам чувства коллективизма, готовности к взаимопомощи и вместе с тем непримиримости к фактам нарушений правовыхи нравственных норм, недобросовестного отношения к служебным обязанностям;

— предупреждение профессиональной деформации сотрудников, профилактика грубости, хамства, черствости и бездушия.

Основная цель профессионально-нравственного воспитания сотрудников заключается в формировании у них моральных и деловых качеств, необходимых для эффективного выполнения служебного долга, таких личностных характеристик, без которых невозможно функционирование органов и подразделений внутренних дел как социального организма.

Высокий профессионализм личного состава является обязатель­ным условием успешной реализации органами внутренних дел стоя­щих перед ними задач. К сожалению, за последнее время заметного улучшения качественного состава кадров органов внутренних дел не произошло. Низким продолжает оставаться удельный вес сотрудников, в том числе и ведущих служб, имеющих специальное и юридическое образование. Продолжает иметь место процесс размывания про­фессионального ядра, в подразделениях остается весьма высоким ко­личество сотрудников, стаж службы которых составляет менее трех лет. Значительное число новых работников по различным причинам не проходят в учебных центрах органов внутренних дел курсов первона­чальной подготовки. Да и в ходе самого отбора кадров в органы внут­ренних дел профессиональные качества кандидатов учитываются да­леко не в полной мере, что в целом не способствует улучшению качест­венного состава органов и подразделений.

В этих условиях формирование у сотрудников высокого професси­онализма становится одним из приоритетных направлений в работе с личным составом. Наряду с постоянным совершенствованием профес­сиональной подготовки в решении этой задачи особое значение имеет использование всех возможностей воспитательной работы, повыше­ние ее влияния на формирование у сотрудников добросовестного от­ношения к выполнению своего служебного долга.

Воспитание подлинного профессионализма у личного состава не­мыслимо без четкой организации труда сотрудников и точного опре­деления их профессиональных обязанностей. Приказы МВД России, указания и письма Министерства требуют, чтобы каждый сотрудник органов внутренних дел имел персональную должностную инструкцию с указанием выполняемых задач и обязанностей, форм и сроков их ре­ализации, прав и ответственности по занимаемой должности.

Строгое и неукоснительное выполнение этих требований наряду с организацией повседневного контроля за работой сотрудников, реа­лизацией ими должностных инструкций, личных планов работы являет­ся обязательным условием формирования профессионализма.

Профессионально-нравственное воспитание направлено на развитие у сотрудников представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, знания профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, взаимоотношениям в служебном коллективе и выработку устойчивых навыков соблюдения профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.

Профессионально-нравственное воспитание сотрудников ОВД является одним из направлений воспитательной работы наряду с патриотическим и правовым воспитанием. Его организация осуществляется в рамках организации всей системы воспитательной работы.

Воспитательную работу обязаны организовывать и проводить руководители всех уровней, помощники руководителей по работе с личным составом, подразделения морально-психологического обеспечения, а при их отсутствии – должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению морально-психологического обеспечения.

Для реализации задач профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД могут использоваться:

· комнаты воспитательной работы;

· комнаты истории органов внутренних дел;

· культурно-досуговое имущество;

· полиграфическое оборудование;

· музейные экспозиции;

· книжные фонды библиотек;

· технические средства информации и пропаганды;

· наглядные средства информации (наглядная агитация, стенная печать, походные комплекты наглядной агитации), элементы наглядно-художественного оформления интерьеров помещений и расположения органов (учреждений).

Приведенные выше организационно-методические подходы к профессионально-нравственному воспитанию сотрудников ОВД в условиях современной социокультурной динамики требуют постоянного обновления и совершенствования. К основным направлениям совершенствования профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД можно отнести следующие:

— конкретизация нравственного образа сотрудника ОВД;

— совершенствование технологий профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД;

— повышение мотивации сотрудников ОВД к нравственному самовоспитанию.

Вопрос 2. Наставничество как форма передачи профессионального опыта на начальном этапе служебной деятельности сотрудников ОВД.

Наставничество как форма передачи профессионального опыта организуется в соответствии с Приказом МВД России от 24 декабря 2008 года № 1139 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации».

Организация наставничества в органах внутренних дел – это постоянная работа, смысл которой не только в оценке молодого пополнения, но и в оценке самого наставника. Опытные коллеги должны чувствовать всю важность своей работы, ответственность за уровень знаний и действия молодого сотрудника.

Кроме того, институт наставничества в органах внутренних дел Российской Федерации способствует совершенствованию порядка организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации.

Наставничество является неотъемлемым элементом кадровой политики МВД России, важным средством воспитания и обучения лиц вновь принятых на службу в органы внутренних дел или впервые назначенных на должности сотрудников.

Наставничество в органах внутренних дел – это целенаправленная деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников органов, подразделений, учреждений системы МВД России по подготовке сотрудников (стажеров) к самостоятельному выполнению служебных обязанностей.

Наставничество является эффективной формой адаптации сотрудников вновь принятых на службу в органы внутренних дел к условиям прохождения службы. Наставничество предполагает назначение наиболее опытного сотрудника наставником, т.е. лицом, ответственным за адаптацию и профессиональное становление вновь принятого на службу в органы внутренних дел (назначенного) сотрудника (стажера). Сущностью наставнической деятельности в органах внутренних дел является полное и всестороннее освоение сотрудником (стажером) прав и служебных обязанностей по занимаемой должности, изучение всех требований, ограничений и запретов, связанные со службой, и определяемых, в том числе, особенностями деятельности по занимаемой штатной должности, а также получение знаний о традициях, ритуалах, иных сложившихся в коллективе подразделения правил и норм.

Под наставничеством следует понимать процесс, в рамках которого, наставником (как правило, это сотрудник, занимающий вышестоящую должность по отношению к стажеру) для лица вновь принятого на службу в органы внутренних дел (вновь назначенного на должность) создаются все условия для его продвижения по службе в органах внутренних дел с учетом результатов служебной деятельности и дальнейшего профессионального развития этого сотрудника (стажера), основанный на принципе оказания всесторонней помощи сотруднику (стажеру) как самим наставником, так и всеми иными должностными лицами органа внутренних дел, участвующими в формировании и развитии профессиональных знаний, навыков, умений данного сотрудника (стажера).

Целью наставничества в органах внутренних дел является формирование и развитие у сотрудника (стажера) необходимых для самостоятельного выполнения служебных обязанностей профессионально-значимых качеств, а также адаптация сотрудника (стажера) к службе на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации личного состава, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения сотрудниками (стажерами) необходимых показателей в оперативно-служебной деятельности, снижение текучести кадров и мотивация начинающих сотрудников к установлению длительных служебно-трудовых отношений с органом внутренних дел.

Основными задачами наставничества являются:

– оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников (стажеров), в отношении которых осуществляется наставничество;

– помощь в адаптации сотрудников (стажеров) к службе в органах внутренних дел в целом и в конкретном подразделении органа внутренних дел, в частности, к новым условиям службы, а также помощь в усвоении положительных традиций органа внутренних дел, глубоком осознании служебного долга и требований Присяги сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;

– обучение сотрудников (стажеров) профессиональному мастерству, эффективным формам и методам осуществления оперативно-служебной деятельности, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;

– воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников (стажеров), ознакомление с историей и традициями органа внутренних дел и своего подразделения;

– формирование у сотрудников (стажеров) необходимых морально-психологических качеств, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе в органах внутренних дел, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, необходимости соблюдения служебной этики и культуры в работе, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам России и другим лицам;

– содействие выработке навыков служебного поведения сотрудников (стажеров), соответствующего профессионально-этическим стандартам и правилам поведения сотрудника органов внутренних дел;

– формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудников (стажеров), развитие ответственного и сознательного отношения к службе;

– изучение с сотрудниками (стажерами) требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;

– реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников (стажеров);

– оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам (стажерам) в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;

– стимулирование у сотрудников (стажеров) интереса к служебной деятельности и максимальной профессиональной самореализации в органе внутренних дел и его подразделениях.

Задачи наставничества решаются во взаимодействии уполномоченных руководителей органа внутренних дел и структурных подразделений, наставников, общественных организаций (совет ветеранов и др.) сотрудников соответствующих структурных подразделений по работе с личным составом.

Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года без учета времени первоначальной подготовкиили переподготовки сотрудника (стажера). В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия на службе по уважительным причинам сотрудника (стажера), в отношении которого осуществляется наставническая работа.

Наставник назначается из числа сотрудников структурного подразделения органа внутренних дел, в котором проходит службу сотрудник (стажер), обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в оперативно-служебной деятельности (службе), обладающих значительным профессиональным и жизненным опытом, проявляющих способность и готовность делиться своим опытом (к воспитательной работе), обладающих коммуникативными навыками и гибкостью в общении, пользующихся авторитетом в коллективе и прослуживших в занимаемой должности не менее четырех лет (то есть тот срок, который необходим, чтобы сам наставник освоил все тонкости службы по соответствующей должности, а также приобрел необходимые навыки организатора и заслужил уважение коллег).

Наставником назначается сотрудник, замещающий должность не ниже должности сотрудника, в отношении которого осуществляется наставничество.

Наставники должны знать основы методики воспитательной работы, обладать педагогическим тактом, отличаться умением работать с сотрудниками разных возрастных категорий, и в первую очередь, с представителями молодого поколения, проявляя желание быть воспитателем молодого сотрудника.

При выборе наставника должны учитываться особенности его личности, характер, жизненный опыт, интересы, способности к коммуникации и другие профессионально-личностные факторы, непосредственно влияющие на психологическую совместимость наставника и сотрудника (стажера). Немаловажным представляется и способность кандидата в наставники к самоанализу; желание самосовершенствоваться, расширять свой кругозор.

Наибольший эффект от наставнической работы достигается тогда, когда наставник и сотрудник (стажер) проходят службу в одном и том же структурном подразделении, так как это позволяет наставнику обеспечить непрерывность, целенаправленность и систематичность процесса обучения молодого сотрудника (стажера), оказывая тем самым максимальное влияние на отношение сотрудника (стажера) к службе и воспитывая у него необходимые моральные качества.

Сотрудников, имеющих дисциплинарные взыскания, привлекать к наставнической работе на период действия этого взыскания не рекомендуется. Также не рекомендуется назначать наставниками руководителей крупных служб и подразделений. Так как их основная обязанность в большей части заключается в управлении и координации воспитательной работой в этих подразделениях (служба), что в свою очередь, исключает саму возможность уделять на протяжении длительного периода наставничества необходимое внимание конкретному сотруднику (стажеру).

Ветераны из числа государственных гражданских служащих, работников, специалистов органа (подразделения), в котором проходит службу сотрудник (стажер), могут привлекаться в качестве общественных наставников-консультантов для оказания помощи и содействия наставникам и сотрудникам (стажерам).

Важно привлекать к наставничеству не только заслуженных работников старшего возраста, но и более молодых, но уже достаточно опытных и авторитетных сотрудников. Это относительно молодые сотрудники сами прошли школу наставничества, хорошо знают, в чем нуждается новичок, лучше понимает его интересы, легче находят взаимопонимание. А психологическая совместимость особенно важна для успешной работы наставника с его подопечным.

Одна из важных обязанностей наставника привлекать молодого сотрудника к активному участию в жизни коллектива, помогать общественным организациям в выборе для него поручений. Наставник лучше другого знает своего подшефного, его склонности, способности, интересы. Его совет, какое дело поручить новичку, особенно ценен. Вместе с тем старший товарищ должен помочь молодому человеку в его выполнении, но, конечно, не допуская при этом мелочной опеки, снижающей самостоятельность, инициативу и ответственность подшефного. Большое значение имеет и совместное участие наставника и новичка в массовых мероприятиях, которые проводятся в органах внутренних дел. Оно также способствует тому, что молодой сотрудник лучше и быстрее узнает коллектив, чтобы почувствовать себя в нем полноправным членом. Вместе с тем на этой основе укрепляется взаимное доверие, усиливается влияние наставника на подшефного.

Следующее, одно из центральных направлений деятельности наставника это воспитание у молодого сотрудника добросовестного отношения к своему служебному долгу, обязанность наставника в этом направлении работы заключается в разъяснении молодому сотруднику социально-политической значимости службы в органах внутренних дел, воспитание у него чувства гордости за принадлежность к ним, устойчивого интереса и любви к своей профессии.

Также наставнику необходимо показывать и большие творческие возможности повседневной служебной деятельности, помогать развивать молодому сотруднику свои способности. Важно вовремя посоветовать молодому человеку повысить свое образование, рекомендовать освоить смежную специальность, выйти с ходатайством перед руководством отдела о направлении подшефного на учебу, о переводе на другую должность и т.д.

Желательным является закрепление наставника только за одним молодым сотрудником, в этом случае он сможет обучать и воспитывать подшефного наиболее целенаправленно, проводить с ним работу как в служебное, так и в свободное время.

Работа наставника в течение всего срока наставничества должна быть планомерной и систематической.

Наставник обязан:

– знать и соблюдать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, а также ведомственные нормативные правовые акты, определяющие права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности;

– разрабатывать индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника (стажера);

– содействовать сотруднику (стажеру) в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы органа внутренних дел в выполнении распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью;

– оказывать сотрудник (стажеру) индивидуальную и всестороннюю помощь в изучении текущего законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководителя органа внутренних дел, овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений (служебных обязанностей); выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности сотрудника (стажера);

– передавать сотруднику (стажеру) накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

– всесторонне изучать волевые, деловые и моральные качества сотрудника (стажера), его отношение к службе, коллективу, гражданам, социально-бытовые условия, увлечения, наклонности, круг досугового общения. Принимать участие в разработке и реализации комплексной программы изучения личности сотрудника (стажера);

– воспитывать сотрудника (стажера) на положительных традициях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и органа внутренних дел, своего коллектива, прививать ему добросовестное отношение к службе, чувство профессиональной гордости, ответственности за состояние дел в органе внутренних дел, а также уважение к служебным традициям своего подразделения;

– способствовать формированию у сотрудника (стажера) высоких профессиональных и морально-психологических качеств, корректируя его поведение на службе и в быту;

– воспитывать у сотрудника (стажера) дисциплинированность и исполнительность, как в вопросах соблюдения законности, так и норм профессиональной этики;

– быть требовательным к сотруднику (стажеру), своевременно и принципиально реагировать на проявления недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;

– проявлять чуткость и внимательность, не допускать высокомерия, в корректной форме давать оценку результатам работы сотруднику (стажеру), терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;

– личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), привлекать к участию в общественной жизни коллектива, прививать навыки здорового образа жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, при необходимости корректировать поведение сотрудника (стажера) на службе;

– обучать навыкам грамотного и правильного ведения сотрудником (стажером) служебной документации, давать консультации по вопросам выполнения служебных обязанностей;

– осуществлять контроль за несением службы сотрудником (стажером), давать ему поручения по изучению необходимых нормативных правовых актов, проверять теоретические знания и их применение в практической деятельности;

– периодически докладывать руководителю подразделения органа внутренних дел о процессе адаптации сотрудника (стажера) его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;

– составлять отчет по итогам наставнической работы;

– участвовать в подготовке заключения о проверке соответствия занимаемой должности стажера по результатам испытательного срока.

Наставник имеет право:

– подавать предложения аттестационной комиссии при аттестовании, решении вопросов о выдвижении, перемещении, определении соответствия занимаемой должности сотрудника (стажера);

– принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю подразделения органа внутренних дел о поощрении сотрудника (стажера), применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей;

– требовать выполнения сотрудником (стажером) предусмотренного действующим законодательством порядка прохождения службы в органах внутренних дел в период наставничества;

– контролировать обеспеченность сотрудника (стажера) положенным ему имуществом и оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий его службы;

– посещать сотрудника (стажера) по месту жительства (с его согласия) с целью ознакомления с условиями быта, оказания содействия в решении возникающих проблем;

– знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела сотрудника (стажера), иными документами, характеризующими сотрудника (стажера).

Заключение

Литература

Нормативные правовые акты:

Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации».

О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвящённых памятным датам России: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 716.

Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД России от 26 сентября 2012 года № 890 «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД России от 2 октября 2012 года № 900 «Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России».

Приказ МВД России от 9 октября 2012 года № 922 «О Доске почета Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Приказ МВД России от 19 октября 2012 года № 970 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 12 июля 2012 г. № 983 «Об учреждении флага и знамени Министерства внутренних дел РФ, знамен отдельных территориальных органов МВД РФ, центров специального назначения сил оперативного реагирования территориальных органов МВД РФ на региональном уровне, образовательных учреждений системы МВД Р».

Приказ МВД России от 26 марта 2013 года № 161 «Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Основная литература:

3. Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах внутренних дел: учебное пособие / под общ. ред. А. В. Травникова и др. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018.

4. Организация морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: методические рекомендации / утв. ДГСК МВД России, 2018.

5. Профессиональная подготовка полицейских: профессиональный цикл / Ч. 2 , МВД России, М. – 2017.

Дополнительная литература

1. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел, противодействию коррупции: Курс лекций― М.: ДГСК МВД России, 2012

2.Организация информационно-пропагандистской работы с личным составом органов внутренних дел: Курс лекций― М.: ДГСК МВД России, 2012.

3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах: Лекция― М.: ДГСК МВД России, 2012.

4.Организация социальной работы ворганах внутренних дел: Курс лекций― М.: ДГСК МВД России, 2012.

5. Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций. ― М.: ДГСК МВД России, 2012.

Переаттестация бывших милиционеров стала продолжением процесса создания на Украине патрульной полиции, осуществляемого при финансовой поддержке международных доноров. Эта структура заменила доставшуюся стране в наследство часть милиции и ГАИ советского образца. Органы внутренних дел оказались безнадежно поражены коррупцией, кумовством и некомпетентностью подавляющего большинства сотрудников. Их переаттестация была задумана как мера по очищению правоохранительной системы от балласта старых кадров.

Работа над ошибками

Аттестация всех сотрудников МВД началась в ноябре 2015 года, когда была официально создана Национальная полиция и ликвидирована милиция. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков 15 сентября нынешнего года заявил журналистам о намерении завершить переаттестацию полицейских к концу месяца. Позже он признал, что этот процесс проходил нелегко.

Присяга украинских полицейских в Киеве. Июль 2015

Общественные активисты, юристы и правозащитники дают неоднозначные оценки переаттестации бывших милиционеров Украины. Из-за того, что промежуточные результаты аттестации до сих пор неизвестны общественности, нельзя точно сказать, сколько полицейских прошли это испытание.

Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров отметил в интервью DW, что «проведение аттестации на местах, а не в столице, не уберегло от коррупционной составляющей». Кроме того, правозащитник считает, что нормативные документы по аттестации были несовершенны, и многие бывшие милиционеры вернулись на службу через суды.

Противоречивая роль общественности

В начале июня этого года глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе заверяла, что восстановленные через суды старые кадры ждет еще одна аттестация. Особой гордостью Деканоидзе стало привлечение к работе аттестационных комиссий представителей общественности, «чего раньше никогда не было».

Патрульная полиция во Львове

Однако буквально через несколько дней сразу несколько общественных организаций заявили о провале аттестации и отозвали из комиссий своих представителей. «Участие общественности в отборе кадров вызвало панику среди старого руководства МВД. Под их давлением руководителям Нацполиции не удалось соблюсти договор с общественностью и работать с нею на равных», — сказала DW адвокат и член центральной аттестационной комиссии Евгения Закревская.

В отличие от нее, координатор Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в правоохранительных органах Сергей Перникоза считает, что далеко не все представители общественности активно работали в аттестационных комиссиях, поэтому доля общественных активистов была значительно сокращена. «Несмотря на это, процесс оставался открытым. Я не знаю случаев, когда бы желающим работать в аттестационных комиссиях были какие-то преграды», — отметил в интервью DW Перникоза.

Результаты под сукном

Хатия Деканоидзе в интервью СМИ 24 сентября фактически подтвердила, что результаты переаттестации являются закрытыми для общества, но пообещала обнародовать их через месяц. Евгения Закревская назвала это «нивелированием самой идеи открытой реформы». «Не обнародовать результаты аттестации со всеми именами и званиями — это то же, что смешать аттестованных и не аттестованных, одеть старую милицию в форму новых патрульных полицейских», — считает она.

Украинские полицейские принимают присягу. Июль 2015 года

Однако правозащитник Евгений Захаров убежден, что полицейские, как и все остальные граждане, имеют право на нераспространение своих персональных данных. «Следует обнародовать лишь общую статистическую информацию об аттестации. Имена и полученные во время аттестации баллы является персональной информацией и не подлежат разглашению», — сказал Захаров.

Реформа только начинается

Руководители Нацполиции и опрошенные эксперты считают, что впоследствии должна пройти еще как минимум одна волна аттестации, а реформу правоохранительной системы необходимо углублять. «Реформа будет бесполезной, если полиции не поднимут зарплату, если начальники штабов главных управлений областей будут получать меньше, чем простой патрульный», — отметил Евгений Захаров.

Он выступает за пересмотр законодательства и ведомственных инструкций, чтобы недостойным офицерам было не столь просто обжаловать решение аттестационных комиссий в судах или избегать аттестации путем переводов в другие местности и другие подразделения. В профсоюзе аттестованных сотрудников органов внутренних дел Украины не смогли сообщить, сколько человек было уволено из МВД и где именно они были трудоустроены, поскольку статистика о результатах аттестации пока недоступна.

От любви к разочарованию

Но не приведет ли освобождение большого количества сотрудников правоохранительных органов к их переходу в сомнительные охранные компании или криминальные структуры? Евгения Закревская не исключает, что такая угроза существует. Она считает, что в долгосрочной перспективе жесткие меры вполне оправданны. «Гораздо хуже, если недобродетельный офицер со связями в уголовном мире остается в полиции или переводится в органы прокуратуры», — говорит Закревская.

Между тем доверие украинцев к новой полиции тает на фоне целого ряда происшествий. Резонансное убийство полицейскими стритрейсера в Киеве и местного жителя в поселке Кривое Озеро на глазах у матери, жены и ребенка потрясли всю страну. Прохожие уже не спешат делать селфи с полицейскими на улицах украинских городов.

Новости партнеров


Недавно наблюдал за работой сотрудника ДПС на ул. Пожарова, где неизвестный по гражданке, при наличии жезла в руках, активно останавливал автомобили и даже проверял у них документы. Спросив у сотрудника ДПС, кто это такой и на каком основании он производит остановку транспорта и проверку документов, получил ответ — это стажер.

Проверив его документы, которые выглядели в виде справки, в которой было указано что это действительно стажер, а место его стажировки должно быть в помещении, которое он собственно и должен был охранять, сообщил в дежурную часть ГИБДД и попросил убрать этого «ряженого» с дороги и не нарушать сотруднику ДПС действующее законодательство.
Больше всего в этой ситуации меня возмущает покорность самих водителей, которые даже при наличии патрульного автомобиля ГИБДД в поле зрения, вот так спокойно останавливаются по требованию не пойми кого… Давайте разберем данную ситуацию.
Многие из вас обучались в учебных заведениях после школы. И проходили стажировку. Именно такую же практическую часть занятий проходит и будущий сотрудник ДПС называемый стажёром ГИБДД. Какие у него полномочия, права и обязанности, согласно приказам и регламентам? И, главное, что делать, если вас остановил сотрудник с таким статусом – имеет ли он право регулировать дорожное движение и проверять документы? Всё это и давайте выяснять!
Стажёр ГИБДД – это сотрудник полиции или нет? — Нет!!!
С одной стороны, Федеральный закон «О полиции» говорит о том, что на стажёров возлагаются все права и обязанности, распространяющиеся на сотрудников полиции.
С другой, та же статья 32 ФЗ «О полиции» регулирует, что привлечение такого статуса лиц осуществляется в порядке, определённым законодательством. Есть 2 нормативно-правовых акта, регулирующих деятельность лиц с таким статусом, и оба они устанавливают, что эти «лица» должностными никак не являются:

  • Федеральный закон №342-ФЗ устанавливает, что стажёр ДПС назначается без присвоения ему специального звания,
  • Приказ МВД №942 прямо указывает на то, что стажирующийся на должность ГИБДД не является сотрудником полиции.

Таким образом, стажёр выполняет все полномочия и обязанности и обладает правами сотрудника МВД, но не является сотрудником – должностным лицом. Кроме того, обучающийся на полицейского фактически не имеет власти над водителями автомобилей. И вот почему!
Могут ли стажирующиеся останавливать машины? — Нет!!!
Но для ответа на вопрос, имеет ли право стажёр остановить авто для проверки документов, выясним, чьи указания надлежит исполнять водителю – то есть взглянем сначала на обязанности автолюбителей. Их регулируют «Правила дорожного движения». Так, пункт 2.4 говорит о том, что право остановки транспортных средств предоставлены регулировщикам.
Кто же это такие и относятся ли к ним стажёры ГИБДД? Ответ на этот вопрос также содержится в ПДД – пункте 1.2:
Регулировщик – лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения…
Видите, чтобы быть регулировщиком, человек должен быть наделён этим правом в установленном порядке! А порядок регулирования дорожного движения, к которому относится право останавливать автомобили, для стажёров устанавливает Приказа МВД №942 «О порядке привлечения сотрудников ОВД»:
10. При привлечении стажёров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, запрещается:

  • поручать стажеру самостоятельное производство следственных действий, регулирование дорожного движения…

Имеют ли право проверять документы? — Тоже нет!!!
Если быть точнее, то нужно снова взглянуть на эту тонкость права со стороны водителя. В данном случае пункт 2.1.1 ПДД обязывает водителя передавать для проверки документы именно сотрудникам полиции.
А выше мы выяснили, что стажёр не является сотрудником МВД, поэтому и обязанности предъявлять и передавать ему водительское удостоверение, СТС и полис ОСАГО у водителя нет.
Как узнать, стажёр перед водителем или нет?
Очень просто! У стажирующихся нет соответствующего служебного удостоверения сотрудника полиции. У настоящего инспектора ДПС такой документ есть.
Если вашу машину остановил стажёр ГИБДД, то вы имеете полное право потребовать у него это удостоверение:

  • пункт 2.4 (последний абзац) Правил указывает, что регулировщики обязаны передавать его по требованию водителя,
  • ФЗ О полиции предписывает уже самим инспекторам ДПС предъявлять при обращении к гражданину удостоверение.

Кроме того, стажёра вы увидите даже ещё до остановки:

  • им не выдаётся форменная одежда, а обязательны только светоотражающие жилеты в целях их же безопасности на дороге, то есть стандартной синего или чёрного цвета формы у них не будет,
  • у стажёра также нет нагрудного знака,
  • наконец, у обучающимся на сотрудников полиции нет пистолета, им его запрещено выдавать.

Какие ещё права и обязанности?
Итак, из всех прав, которыми наделены сотрудники МВД, стажёру запрещено:

  • регулировать дорожное движение – останавливать машины,
  • прямого запрета проверять документы у водителей нет, но обязанности передавать их стажёру нет у водителей,
  • составлять любые виды протоколов (о нарушении, досмотра, отстранения, задержания и иные) и выписывать постановление со штрафом на водителя,
  • оформлять ДТП,
  • выполнять любые действия (точнее, запрещено поручать такие действия руководителями стажирующегося), которые могут быть связаны с безопасностью самого стажёра, а также с ущемлением прав и свобод граждан,
  • носить оружие,
  • знакомиться с документами, составляющими гостайну.


Что делать, если остановил стажёр?
Каждый принимает конечно же решение самостоятельно. Я при такой ситуации не останавливаюсь. Это может закончиться погоней со всеми последствиями попытки вменения несуществующих нарушений, от чего спасет знание закона и наличие в автомобиле регистратора. По закону вы не обязаны выполнять требования стажёра ДПС, но надо не забывать, что стажёры никогда не стоят на дороге одни – с ними всегда находится по меньшей мере один настоящий сотрудник ГИБДД и если Вы не хотите вступать в перепалку, можете остановиться и попросить стажера, чтобы к вам подошел непосредственно сотрудник полиции и именно он вел с вами беседу.
Запомните, именно настоящий инспектор несёт ответственность за все действия стажёра и отвечает за незаконную остановку автомобилей и проверку документов. Более того, чаще всего именно сотрудник ГИБДД и поручает это последнему, но уже не в рамках полномочий стажёра – то есть незаконно.
Очень часто на дорогах случается ситуация, когда водителя останавливает человек в жилетке и джинсах, а с требованием предоставить водительские документы к автолюбителю подходит уже сотрудник полиции в форменной одежде. Это, как мы уже выяснили выше, также запрещается, так как стажирующийся не имеет полномочий регулировщика.
В этом случае следует пожаловаться:

  • в дежурную часть либо написать онлайн-обращение в ГИБДД с жалобой и прикреплением видеозаписи с нарушением стажёра,
  • написать аналогичное заявление в прокуратуру по месту совершения нарушения.

Переаттестация полиции: Как это было и что дальше Фото из открытых источников 15:4004.10.2016

Татьяна Святенко

Журналист

Пока ситуация с кадрами не выровняется, чистка будет продолжаться в ручном режиме. «Мы должны сделать профессию полицейского популярной», — говорит Хатия Деканоидзе

В Украине закончилась переаттестация правоохранителей. Она продолжалась по всей стране более девяти месяцев.

Процесс переаттестации начался в декабре 2015 г. в рамках реформы МВД. Заданием переаттестации было очищение системы от коррумпированных и нечестных правоохранителей. В начале октября глава Нацполиции Хатия Деканоидзе объявила об окончании этого процесса. О том, как проходила переаттестация, ее результатах и планах на будущее читайте в новом материале 112.ua.

Результаты переаттестации в цифрах

За 9 месяцев процесс переаттестации прошли более 80 тыс. сотрудников органов внутренних дел. 5 тыс. 257 правоохранителей по результатам аттестации были уволены. Среди руководящего состава высшего звена не прошли аттестацию 26%, среднего звена – 14%. 4,5 тыс. полицейских были рекомендованы к повышению в должности, 4,8 тыс. человек комиссиями были рекомендованы к понижению.

По данным Нацполиции, около 300 сотрудников, прикрываясь «больничным», до сих пор не прошли переаттестацию, «но рано или поздно этот процесс их все равно ожидает».

Также переаттестацию не проходили госслужащие, которые работают в системе ОВД (около 12 тыс. человек), что предусмотрено законом «О Нацполиции».

Деканоидзе подчеркнула, что переаттестация стала лишь первым этапом очищения рядов правоохранителей. «Аттестацию проходили те сотрудники, которые из милиции перешли в полицию, и те сотрудники, которые по конкурсу были набраны, в том числе, и в патрульную полицию», — заявила она.

Также, по словам Деканоидзе, многие правоохранители, зная, что не пройдут тесты и полиграф, увольнялись сами. В итоге, на сегодня мы имеем некомплект в Нацполиции около 20 тыс. человек, из которых полицейских — 18 тыс. человек и госслужащих — 1,5 тыс.

Новости по теме

  • После аттестации наибольшее количество правоохранителей было уволено в Киеве и Одессе 17:5503.10.2016

Как это было?

Процесс переаттестации проходил в несколько этапов: компьютерные тесты по логике и на знание законодательства, полиграф и собеседование. В состав комиссии, которая проводила собеседования, входили правоохранители, общественные деятели и журналисты. Также подключали и граждан – на официальных ресурсах МВД в интернете была доступна форма, заполнив которую каждый мог рассказать о своем опыте общения с тем или иным полицейским.

Подобные инициативы самими правоохранителями были приняты, мягко говоря, в штыки. Уже к середине декабря 2015 г. около 3 тыс. сотрудников ОВД пришли митинговать под стены Министерства внутренних дел. Правоохранители требовали пересмотреть подходы к процессу проведения собеседования и составу аттестационных комиссий.

Чуть позже были внесены изменения в порядок переаттестации и прописана возможность апелляции. И аттестация пошла своим чередом без громких скандалов.

Что в итоге?

Некоторые правоохранители, уволенные по переаттестации, обжалуют решение комиссии в судах. «К сожалению, есть суды, которые восстанавливают в должности, а есть суды, которые принимают нашу аргументацию. Мы выполняем все решения судов, мы их возвращаем. Но самое главное, эти люди, которые снова попали в Нацполицию (их не очень много), большинство из них уже уволилось. За ними пристально наблюдают: в части коррупции, в части соблюдения прав человека, в части выполнения работы. Каждый из них у нас на учете … Суды есть, они продолжаются. Если мы проигрываем, то подаем апелляцию, потом кассацию», — говорит Деканоидзе.

В то же время глава Нацполиции отдает себе отчет в том, что на сегодня заявлять о кристальной чистоте полицейских по всей стране было бы несколько преждевременно: «У меня нет иллюзий, что в наши ряды попали люди, которые не заслуживают этого. Был ли аттестационный процесс идеален? К сожалению, наша страна не идеальна, и полиция, и общественные организации, и все эти люди, которые сидели в комиссиях, они из другой галактики не приехали. Это реальность. Переаттестация была первым этапом, и процесс очищения будет продолжаться. Каждый сотрудник будете знать, что нет людей, которые неприкосновенны».

Что дальше?

А дальше процесс очищения рядов полицейских будет продолжаться следующим образом:

— будут опубликованы списки тех, кто прошел аттестацию. И если «у представителей общественных организаций, журналистов или у граждан возникнут вопросы по тому или иному полицейскому, в Нацполиции обещают пройтись по каждому, по ком возникнут вопросы»;

— будет продолжать активную работу департамент внутренней безопасности, который, по сути, и занимается выявлением взяточников среди полицейских.

  • В рядах Нацполиции с начала года были задержаны около 230 правоохранителей, — Деканоидзе 18:2203.10.2016

К слову, Деканоидзе заявила, что планирует поменять концепцию работы ДВБ и сделать на его базе Генеральную инспекцию, «которая будет проверять личный состав». «Мы делаем сейчас механизм, когда аттестация будет не только увольнение, но и понижение или повышение. Будут спецкомиссии, которые будут отслеживать повышение в должности или понижение», — рассказала она.

Кроме того, вакантные должности в полиции будут заполнены по конкурсам. Сейчас проходит отбор следователей и участковых.

Деканоидзе надеется, что у каждого полицейского, который прошел переаттестацию, будет нормальная зарплата (около 10 тыс. для следователей и оперативников), оборудование, «нормальные рабочие места и мотивация, чтобы действительно защищать правопорядок … служить и защищать так, как бы это хотелось украинскому народу».

Пока ситуация с кадрами не выровняется, чистка будет продолжаться в ручном режиме. «Мы должны сделать профессию полицейского популярной», — заявила глава Нацполиции.

  • «Закон Савченко» и переаттестация в полиции — это ошибки, которые нужно исправлять, — Гончаренко 23:5520.09.2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *