Организация онкологической помощи

ОРГАНИЗАЦИЯ OНKОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ

Проблемам борьбы со злокачественными новообразованиями здравоохранение всегда уделяло огромное внимание. В России существует государственная система онкологической помощи населению.

ЗАДАЧИ ОНКОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ:

· учет онкологических больных и заболеваний

· анализ заболеваемости смертности от злокачественных заболеваний

· обеспечение высококвалифицированной специализированной (стационарной или поликлинической) медицинской помощью онкологических больных

· осуществление диспансерного наблюдения за онкологическими больными

· анализ эффективности деятельности онкоучреждений

· разработка территориальных программ противораковых мероприятий

· осуществление методического руководства по организации и проведению мероприятий по раннему выявлению злокачественных новообразований

· организация санитарно-просветительской работы по предупреждению злокачественных новообразований.

Противораковая борьба предусматривает комплекс мероприятий, решение которых направлено на изменение ситуации, сложившейся в данной территории с заболеваемостью и смертностью населения от злокачественных новообразований, ихпрофилактики, ранней диагностики

Основы противораковой борьбы

· сеть онкологических учреждений

· материально-техническая база (в т.ч. аппаратуры, реактивов, лекарственных средств и др.)

· кадры

· данные об уровне, динамике и структуре заболеваемости и смертности

· наличие методологии раннего выявления, диагностики и лечения онкологических больных

· взаимодействие с общей лечебной сетью

· санпросветработа.

Функционирование онкологической службы определяется директивными документами федерального и территориального уровня.

Основные директивные документы, регламентирующие деятельность онкологической

Службы России

1. Приказ МЗ РФ N5 270 от 12.09.1997 г. «О мерах по улучшению организации онкологической помощи населению Российской Федерации

2. Приказ МЗ РФ №500 от 6.04.1987 г. «О штатных нормативах медицинского, фармацевтического персонала и работников кухонь онкологических диспансеров, диспансерных отделений и кабинетов».


3. Приказ МЗ РФ N 420 от 23.12.1996 г. «О создании государственного ракового регистра»

Основным структурным подразделением онкологической сети является онкологический диспансер (республиканский , краевой , областной, городской), который находится в ведении соответствующего министерства здравоохранения республики, областного, краевого и городского департамента здравоохранения.

При обслуживании нескольких районов на городской онкологический диспансер могут быть воз лажены функции межрайонного диспансера. В сфере деятельности диспансеров находятся онкологические отделения и кабинеты на территории, население которой обслуживает диспансер.

Онкологический диспансер является специализированным учреждением здравоохранения, организующим и осуществляющим онкологическую помощь населению на территории, определенной вышестоящими органами здравоохранения.

Диспансер является юридическим лицом, находящимся в непосредственном ведении органа управления здравоохранением, имеющим лицензию на право занятия соответствующими видами деятельности, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, круглую печать, штамп с обозначением своего полного наименования, бланки и другие реквизиты.

Диспансер в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, директивными документами Минздрава России, органов управления здравоохранением, Уставом диспансера.

Диспансер является клинической базой научных и образовательных учреждений.

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ДИСПАНСЕРА

Основными задачами диспансера являются разработка стратегии и тактики совершенствования онкологической помощи населению, обеспечение квалифицированной онкологической помощи взрослому и детскому населению на прикрепленной территории.

В соответствии с основными задачами на диспансер возлагаются следующие функции:

I. Организационно-методическое руководство и координация противораковых мероприятий, осуществляемых учреждениями здравоохранения:

· анализ состояния онкологической помощи населению на прикрепленной территории, эффективности и качества профилактических мероприятий, диагностики, лечения и диспансерного наблюдения за онкологическими больными;

· методическое руководство и оказание практической помощи лечебно-профилактическим учреждениям по вопросам организации профилактики, раннего выявления, лечения, в том числе паллиативного и симптоматического, и диспансерного наблюдения за больными злокачественными новообразованиями и предопухолевыми заболеваниями;

· собор и обработка статистической информации по онкологии, составление статистических отчетов по утвержденным формам и представление их вышестоящему органу здравоохранения в установленные сроки;

· ведение территориального ракового регистра;

· годовое и перспективное планирование развития онкологической помощи населению и проведения противораковых мероприятий;

· организация и разработка проектов директивных документов органов уловления здравоохранением, территориальных стандартов объема медицинской помощи онкологическим больным, базовых программ обязательного медицинского страхования в части онкологии, территориальных целевых программ противораковых мероприятий, с учетом разработок и рекомендаций Минздрава России;

· изучение и внедрение в практику передовых форм организации онкологической службы, в том числе и зарубежных;

· организация и проведение симпозиумов, конференций, семинаров, выставок и др., по проблемам, входящим в компетенцию диспансера.

2. Оказание квалифицированной консультативно-лечебной помощи онкологическим больным:

· дообследование больных, направленных с подозрением на злокачественное новообразование учреждениями общелечебной сети;

· оказание в полном объеме квалифицированной лечебной помощи больным злокачественными новообразованиями с использованием современных медицинских технологий;

· проведение диспансерного наблюдения за больными со злокачественными новообразованиями;

· оказание консультативной помощи и проведение восстановительного лечения больным злокачественными новообразованиями после радикального лечения и с местными постлучевыми повреждениями;

· осуществление консультаций врачей и оказание выездной лечебной помощи больным злокачественными новообразованиями в других лечебно-профилактических учреждениях.

3. Внедрение в практику онкологических и других лечебно- профилактических учреждений новых медицинских технологий оказания медицинской помощи онкологическим больным и больным с предопухолевыми заболеваниями.

4. Осуществление экспертных функций:

· анализ эффективности и качества лечебно-диагностической помощи онкологическим больным в специализированных и неспециализированных лечебно- профилактических учреждениях;

· изучение и анализ причин случаев позднего выявления злокачественных новообразований, качества составляемых протоколов на случай выявления убольных запущенной формы злокачественных новообразований;

· анализ обоснованности диагноза злокачественного новообразования, указываемого в справках о смерти, выдаваемых медицинскими работниками.

5. Организация и проведение санитарно-просветительной работы среди населения по соблюдению здорового образа жизни, профилактики онкологических заболеваний.

6. Подготовка и повышение квалификации кадров врачей-онкологов, врачей основных клинических специальностей и средних медицинских работников.

· усовершенствование врачей и средних медицинских работников онкологических учреждений на рабочих местах диспансера, организация повышения квалификации специалистов на циклах усовершенствования и специализации центральных институтов, через ординатуру и аспирантуру;

· повышение квалификации врачей основных клинических специальностей и средних медицинских работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам профилактики и раннего выявления онкологической патологии с использованием различных форм обучения;

· обеспечение прохождения врачами и средними медицинскими работниками онкологических учреждений аттестации на получение квалификационной категории в сроки, установленные действующими положениями;

· обеспечение получения сертификата специалиста врачами-онкологами в установленном порядке.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДИСПАНСЕРА

В соответствии с задачами и возложенными функциями диспансер имеет право:

· приобретать имущество, заключать договора, предъявлять иски и выступать в судебных и арбитражных учреждениях;

· запрашивать и получать от лечебно-профилактических учреждений материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

· участвовать в формировании и реализации территориальной политики в области обязательного медицинского страхования граждан по видам своей деятельности;

· привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов том числе зарубежных, к решению проблем, относящихся к его ведению;

· принимать участие в аттестации специалистов онкологического профиля;

· принимать участие в работе территориальных лицензионно-акредитационных комиссий при лицензировании лечебно-профилактических учреждений, предприятий и учреждений всех видов собственности, занимающихся медицинской деятельностью, входящей в компетенцию диспансера;

· входить в состав объединений, ассоциаций, союзов и других общественных образований;

· осуществлять хоздоговорную деятельность по всем направлениям работы диспансера;

· издавать справочные материалы.

Диспансер обязан:

· планировать и осуществлять свою деятельность в соответствии с поставленными задачами возложенными функциями;

· нести ответственность за достоверность статистических данных, представляемых государственным органам по статистике;

· осуществлять контроль за правильностью и рациональным расходованием бюджетных средств, выделяемых на льготное лечение больных злокачественными новообразованиями в амбулаторных условиях;

· своевременно представлять отчеты о своей деятельности вышестоящим органам и учреждениям.

В своей деятельности онкологический диспансер опирается на онкологические кабинеты /отделения/, которые организуются в составе поликлиник /или поликлинических отделений/ городских и центральных районных больниц в соответствии с действующими штатными нормативами.

Административно кабинет подчиняется руководству базового учреждения, а в организационно-методическом отношении онкологическому диспансеру.

Кабинет должен располагать помещениями для приема больных, осуществления лечебных процедур и хранения медицинской документации.

Штаты врачебного и среднего медицинского персонала кабинета устанавливаются в зависимости от объема медицинской помощи, но не менее 1 штатной должности каждой категории медработников.

Кабинет работает по плану, согласованному с онкологическим диспансером и утвержденному руководителем учреждения, в составе которого организован кабинет.

Кабинет осуществляет:

· оказание консультативной и диагностической помощи больным злокачественными новообразованиями и с подозрением на них и, при необходимости, направление больного в онкологический диспансер;

· лечение больных злокачественными новообразованиями по рекомендациям онкологических диспансеров, институтов;

· диспансерное наблюдение за больными со злокачественными новообразованиями и некоторыми формами предопухолевых заболеваний;

· консультации и патронаж на дому нуждающихся в этом больных злокачественными новообразованиями;

· контроль за своевременной госпитализацией больных для специального, паллиативного и симптоматического лечения , анализ причин отказов в госпитализации;

· учет больных злокачественными новообразованиями, проживающих на территории деятельности кабинета, контроль за своевременным направлением извещений на них в онкологические диспансеры;

· анализ и разбор диагностических ошибок с врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

· методическую помощь врачам по организации профилактических осмотров, диспансеризации больных с предопухолевыми и хроническими заболеваниями, санитарно-просветительной работы среди населения.

Широкий круг задач, возложенный на районного онколога, предусматривает целесообразность создания районных онкологических отделений на основе слияния нескольких районных онкологических кабинетов.

В настоящее время такие отделения организуются в городах с населением свыше 1 млн. человек.

Объединение нескольких онкологов в районном онкологическом отделении позволяет создать консультативный совет, на котором обсуждаются сложные в диагностическом отношении случаи, что несомненно улучшает качество диагностики.

Очевидно, что в совместной деятельности онкологической и амбулаторно-поликлинической сети центральное место занимают вопросы профилактики и ранней диагностики опухолевых и предопухолевых заболеваний.

Выдвинутая Н.Н. Петровым в 1946 году идея массовых обследований населения для раннего выявления опухолевых и предопухолевых заболеваний получила широкое признание, в 1948 г. приказом Минздрава РФ было предписано их обязательное проведение в масштабах страны силами лечебно-профилактической сети, тогда как на онкологическую службу была возложена организационно-методическая работа до их осуществлению.

Особое место в системе профилактики и раннего выявления опухолевых и предопухолевых заболеваний занимает смотровой кабинет поликлиники, который не принадлежит непосредственно к онкологическим учреждениям, однако по роду своей деятельности осуществляет мероприятия, направленные на раннее выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний среди лиц /мужчин и женщин/, обращающихся в поликлинику по поводу тех или иных заболеваний. В задачи смотрового кабинета входит также учет лиц с выявленной патологией и их направление к соответствующему специалисту для уточнения диагноза и организации лечения.

Лечебно-профилактическая работа является важным и равноправным составным элементом в системе организации противораковой борьбы. На нее возложены следующие обязанности:

· проведение массовых профилактических осмотров населения на выявление опухолевых и предопухолевых заболеваний, улучшение их качества за счет углубленного обследования населения в возрасте старше 40 лет и широкого использования рентгенофлюорографического, маммографического, эндоскопического, лабораторного методов исследования;

· углубленное обследование контингентов, находящихся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки, с применением современных методов диагностики /эндоскопического, рентгенофлюорографического, цитологического и др./;

· повышение эффективности работы смотровых кабинетов поликлиник путем обеспечения их деятельности в течение полного рабочего дня, предоставления им отдельного помещения, необходимого оборудования, инструментария идя обязательного проведения цитологических исследований;

· усиление санитарно-просветительной работы среди населения в области профилактики онкологических заболеваний с обращением особого внимания на разъяснение вреда курения, употребление алкоголя, чрезмерно горячей пищи и др.;

· своевременная диагностика злокачественных опухолей в амбулаторно-поликлинических учреждениях по месту первичного обращения больных путем повышения онкологической настороженности врачей этих учреждений, рационального применения современных инструментальных и лабораторных методов;

· обязательное проведение всестороннего обследования для выявления предопухолевых и опухолевых заболеваний у лиц, находящихся на лечении в стационарах общего профиля по поводу других заболеваний ;

· направление больных злокачественными опухолями в онкологические и другие специализированные учреждения, имеющие оборудование и условия для лучевого, комбинированного и комплексного лечения;

· учет, диспансеризация и лечение выявленных больных с предопухолевыми заболеваниями;

· госпитализация инкурабельных больных злокачественными опухолями в стационаре лечебно-профилактических учреждений по месту жительства для паллиативного лечения.

Таким образом, структура онкологической сети и ее тесная связь с общей лечебной сетью обеспечивают высокий уровень оказания специализированной помощи больным злокачественными новообразованиями.

При планировании организационных мероприятий по профилактике злокачественных новообразо ваний следует исходить из концепции необходимости раннего выявления рака. При этом должны применяться методы, которые могут обеспечить соблюдение следующих условий: 1) практически доступное обследование достаточно больших контингентов; 2) минимально допустимая частота ложноотрицательных результатов обследования; 5) приемлемая частота ложноположительных результатов обследования; 4) безвредность обследования.

Наиболее прогрессивным и проверенным практикой методом раннего выявления злокачественных опухолей призваны массовые медицинские профилактические осмотры населения, в том числе с использованием различных методов cкрининга.

При этом важна методология отбора лиц для углубленного обследования с целью выявления предопухолевых заболеваний, в том числе опрос и обычное клиническое обследование; рентгенологическое исследование, термография, эндоскопия, лабораторные анализы; цитологическое исследование, самообследование.

Рост онкологической и предопухолевой патологии побуждают создавать более гибкие программы массового обследования, адаптированные к условиям конкретных территорий и обладающие более высокой медицинской и экономической эффективностью.

Составными частями скрининга являются:

1. Популяционный скрининг-деление на подгруппы «здоров-болен» на основании анкетно-лабораторных показателей.

2. Диагностический скрининг — деление на подгруппы по степени онкологического риска на основании результатов дообследования:

а) фоновые заболевания, б) предрак, в) рак.

3. Формирование групп диспансерного наблюдения для мониторинга коррекции по нозологическому принципу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *