Органы службы занятости

Содержание

Государственная служба занятости населения

1. Государственная служба занятости населения включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные в соответствии с п. 1 ст. 7.1 ФЗ О занятости полномочия;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

2. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

1) оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

2) разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

3) содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

4) организацию мероприятий активной политики занятости населения;

5) осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ;

6) осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

3. Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения;

2) разработка и реализация федеральных программ в сфере занятости населения, включая программы содействия переезду граждан и членов их семей в связи с направлением в другую местность для трудоустройства или обучения;

3) установление норм социальной поддержки безработных граждан;

4) разработка и реализация мер активной политики занятости населения, за исключением мер, реализация которых отнесена к полномочиям РФ, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ;

5) мониторинг состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда;

6) формирование и ведение регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения;

7) определение перечня приоритетных профессий (специальностей) для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

8) информирование о положении на рынке труда в РФ, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

9) формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;

10) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости;

11) осуществление надзора и контроля за соблюдением и исполнением законодательства РФ о занятости населения;

12) обобщение практики применения и анализ причин нарушений законодательства о занятости населения в РФ.

2. Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ.

Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ.

В странах мира

Если раньше вакансии анонсировались преимущественно в газетах, то в последнее время успешно развились биржи труда в Интернете.

Биржи труда могут использовать в своем наименовании слово «биржа».

Россия

Согласно Закону о занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, для организации и координации деятельности, относящейся к занятости населения и социальной защите лиц, находящихся в поиске работы, на территориальном уровне в ведении Национального агентства на базе бюро занятости населения создаются агентства занятости населения. Лица, желающие трудоустроиться, вправе обратиться за помощью территориальных агентств занятости населения, в радиусе деятельности которых проживают, путём подачи заявления согласно образцу, установленному Национальным агентством занятости населения.

Чтобы зарегистрироваться в Центре занятости, нужно предъявить:

  • паспорт или документ, его заменяющий;
  • трудовую книжку или её дубликат;
  • документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
  • справку о средней заработной плате (денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы или документ, заменяющий её (для граждан, потерявших работу в течение одного года перед обращением в службу занятости);
  • для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда;

Безработными не могут быть признаны:

  • лица, не достигшие 16-летнего возраста;
  • те, кому назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия за выслугу лет;
  • отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера;
  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имевшие профессии (специальности) и отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в службе занятости от двух вариантов профподготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
  • если установлен факт представления гражданином при регистрации документов, содержащих заведомо ложные или недостоверные сведения;
  • если в период до признания безработным гражданин без уважительных причин не явился в службу занятости для предложения ему подходящей работы.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 № 834 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2008 год» установлены на 2008 год минимальный и максимальный размеры пособия по безработице в размере 850 и 4 900 рублей соответственно.

В отделениях службы занятости населения для безработных граждан, кроме поддержки со стороны государства в виде выплат пособий по безработице, имеется дополнительная возможность получения субсидии в размере до 58800 рублей для открытия собственного дела. При этом со стороны безработного гражданина необходимо выполнить ряд предусмотренных законодательством действий — собеседование, тестирование, а также написание бизнес-плана. После этого предусмотрена защита подготовленного бизнес-плана перед коллегиальными органами или комиссиями, которые имеются в каждом конкретном регионе. После положительного решения комиссии о выделении субсидии гражданину необходимо зарегистрировать создаваемую организацию, с предусмотренной организационно-правовой формой (ООО, ИП, КФХ), в налоговой инспекции по месту жительства..

Развитие структуры и государственных учреждений службы занятости населения

В структуру областной службы занятости населения входят:

-департамент государственной службы занятости населения Костромской области, осуществляющий организационно — методическое руководство и контроль деятельности центров занятости населения (ЦЗН);

— 24 государственных учреждения «Центр занятости населения»:

п/п

Полное наименование Центров занятости населения

Адрес места расположения

Обслуживаемая территория

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по городу Костроме»

156013, Костромская область, г. Кострома, ул. Комсомольская, д. 81а

г. Кострома

и Костромской район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Антроповскому району»

157260, Костромская область, Антроповский район, пос. Антропово, ул. Советская, д. 1

Антроповский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Буйскому району»

157000, Костромская область, г. Буй, ул. 1917 года, д. 2

г. Буй

и Буйский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по городу Волгореченску»

156901, Костромская область, г. Волгореченск, ул. Набережная, д. 6

г. Волгореченск

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Вохомскому району» *

157760, Костромская область, Вохомский район, пос. Вохма, ул. Первомайская, д. 35а

Вохомский район

Октябрьский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Галичскому району»

157201, Костромская область, г. Галич, ул. Свободы, д. 14

г. Галич

и Галичский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Кадыйскому району»

157980, Костромская область, Кадыйский район, пос. Кадый, ул. Макарьевская, д. 6

Кадыйский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Кологривскому району»

157440, Костромская область, Кологривский район, г. Кологрив, ул. Павлова, д. 52

Клогривский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Красносельскому району»

157940, Костромская область, Красносельский район, пос. Красное-на-Волге, ул. Красная площадь, д. 3

Красносельский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Макарьевскому району»

157460, Костромская область, Макарьевский район, г. Макарьев, ул. Большая Советская, д. 24

Макарьевский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Мантуровскому району»

157300, Костромская область, г. Мантурово, ул. Центральная, д. 41в

г. Мантурово и Мантуровский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Межевскому району»

157420, Костромская область, Межевской район, с. Георгиевское, ул. Колхозная, д. 13

Межевской район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Нейскому району»

157330, Костромская область, г. Нея, ул. Любимова, д. 28

г. Нея и Нейский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Нерехтскому району»

157800, Костромская область, г. Нерехта, площадь Каблучников, д. 2

г. Нерехта и Нерехтский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Островскому району»

157900, Костромская область, Островский район, пос. Островское, ул. Советская, д. 91

Островский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Павинскому району»

157650, Костромская область, Павинский район, с. Павино, ул. Первомайская, д. 3

Павинский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Парфеньевскому району»

157270, Костромская область, Парфеньевский район, с.Парфеньево, ул. Пионерская, д. 12

Парфеньевский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Поназыревскому району»

157580, Костромская область, Поназыревский район, пос. Поназырево, 1-й Пролетарский пер., д. 2

Поназыревский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Пыщугскому району»

157630, Костромская область, Пыщугский район, с. Пыщуг, ул. Советская, д. 4

Пыщугский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Солигаличскому району»

157170, Костромская область, Солигаличский район, г. Солигалич, ул. Островского, д. 10

Солигаличский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Судиславскому району»

157860, Костромская область, Судиславский район, пос. Судиславль, ул. Комсомольская, д. 28к

Судиславский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Сусанинскому району»

157080, Костромская область, Сусанинский район, пос. Сусанино, ул. Карла Маркса, д.13

Сусанинский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Чухломскому району»

157130, Костромская область, Чухломский район, г. Чухлома, ул. Ленина, д. 7

Чухломский район

Областное государственное учреждение «Центр занятости населения по Шарьинскому району»

157501, Костромская область, г. Шарья, ул. Адмирала Виноградова, д. 37б

г. Шарья и Шарьинский район

* — в состав Областного государственного учреждения «Центр занятости населения по Вохомскому району» входит на правах структурного подразделения отдел, расположенный на территории Октябрьского района по адресу: 157780, Костромская область, с. Боговарово, ул. Советская, д.12 и обслуживающий данный район.

Схема размещения государственных учреждений сформирована с учетом положений законодательства о регистрации безработных граждан по месту жительства, доступности для всех граждан, проживающих на территории Костромской области.

Существующая схема размещения, а также структура государственных учреждений службы занятости позволит обеспечивать предоставление услуг в области содействия занятости с учетом стандартов качества и последовательности административных процедур, предусмотренных административными регламентами по оказанию услуг, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития.

ОСНОВНЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Мероприятия Программы

Кол-во участников (человек)

2007 год

2008 г з

Всего по программе

2009 г.

2010 г.

Содействие гражданам в поиске подходящей работы

Организация временного трудоуст-ройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы

№ п/п

Мероприятия Программы

Кол-во участников (человек)

2007 год (факт)

2008 г задание

Всего по программе

2009 г.

2010 г.

Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время

Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые

Организация общественных работ

Содействие самозанятости населения

Социальная адаптация на рынке труда

Организация профессионального обучения безработных граждан по профессиям (специальностям), пользующимся устойчивым спросом на рынке труда

профессиональной ориентации граждан

психологическая поддержка безработных граждан

Организация и проведение ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (количество ярмарок)

Направлено на пенсию досрочно

Количество заявленных предприятиями вакансий

Социальная поддержка доходов безработных граждан:

Численность получателей пособия по безработице

Численность безработных — получателей стипендии

Численность безработных-получателей досрочных пенсий

Основные услуги оказываемые службой занятости:

а) Материальная помощь. Материальная помощь безработным исходит из существования различных источников незанятости трудоспособных: потеря работы в результате увольнения с производства, уход с прежнего места работы в поисках нового, отсутствие работы из-за трудностей с трудоустройством впервые или повторно (после перерыва) поступающих на рынок труда и др. Соответственно материальная помощь, оказываемая различным группам нуждающихся в работе, не во всем одинакова. Тем не менее она принимает преимущественно две формы.

Одну из них составляет выплата выходного пособия работникам, с которыми расторгается трудовой договор в связи с ликвидацией предприятия, «сокращением численности или штата» персонала. Размер выходного пособия равняется среднемесячному заработку. Уволенным по экономическим причинам должна сохраняться средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия.

Другой формой помощи безработным является собственно страхование по безработице. Система основана на Законе 1991 года «О занятости населения». Вместе с тем, ее главные составляющие являются объектом изменении и дополнении, вносимых последующими законодательными актами.

Величина пособия. Методика определения общенациональной величины пособия по безработице, как и других видов социальных пособий, разрабатывается государственными ведомствами. При этом она дифференцируется по различным группам безработных. Для никогда не работавших величина пособия устанавливается на основе минимальной заработной платы. Для уволенных администрацией предприятий по экономическим причинам при расчете пособия основанием служит их средняя заработная плата за два месяца, предшествующих началу безработицы. При этом местные органы власти наделены правом предоставлять дополнительные пособия для безработных и их иждивенцев в размерах, превышающих национальные стандарты.

Социальное страхование в принципе не предусматривает сохранение безработному прежних условий существования. Оно лишь несколько смягчает негативные материальные последствия увольнения. Высвобождение с производства, как правило, влечет за собой снижение уровня жизни по сравнению с тем, который характерен для занятых. Существование и поддержание такого разрыва должны стимулировать безработного к трудоустройству.

Условия предоставления. В основе системы страхования по безработице лежит представление о том, что «признанный» безработный не только имеет право на получение специального пособия, но и обязан активно искать работу, используя имеющиеся в его распоряжении средства. Цель выплаты пособия по безработице — оказание временной материальной помощи в течение срока таких поисков. Тем самым страхование по безработице принципиально отличается от некоторых других видов социального страхования, например, по старости, инвалидности и т. п., по которым выплаты производятся постоянно.

Условия страхования по безработице призваны стимулировать поиски работы. Во-первых, пособия предоставляются только на период до 12 месяцев. Во-вторых, в течение этого времени величина выплачиваемого пособия не остается неизменной. Так, первые три месяца она составляет 75% от средней заработной платы по последнему месту работы, следующие четыре месяца — 65%, остальные пять — 45%. В-третьих, условием предоставления пособия является «способность и желание» поступить на имеющееся вакантное место.

Предложения о работе должны отвечать некоторым критериям — уровню квалификации, месту проживания и т. п. Но при этом возможности отказа от предлагаемой работы, включая временной, ограничены. В случае двухкратного отказа, то есть проявления упорного сопротивления трудоустройству, безработный может быть лишен своего статуса, а вместе с ним и права на получение пособия по безработице.

По истечении установленного законом срока выплаты пособия безработные и находящиеся на их иждивении члены семьи не остаются полностью без материальной поддержки. Такие безработные в течение еще 6 месяцев, а члены их семей — 12 месяцев могут получать помощь в виде ежемесячных денежных выплат. В них включаются, в частности, дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, здравоохранением, общественным транспортом и питанием. Пределом выплат является величина минимальной оплаты труда.

Материальная помощь безработным и членам их семей по истечении сроков пособий по безработице может оказываться при соблюдении ряда условий. К ним, в частности, относятся следующие:

  • — средний совокупный доход на каждого члена семьи не должен превышать двухкратной величины минимального размера оплаты труда;
  • — безработный, утративший право на получение пособия по безработице, обязан периодически перерегистрироваться;
  • — по истечении годового периода безработный должен быть готов приступить к оплачиваемой работе, включая временную работу. В случае отказа безработного от одного предложения «подходящей» работы выплата материальной помощи прекращается.

Такова в общих чертах система материальной поддержки безработных, существующая в России, и условия ее предоставления.

б) Содействие в трудоустройстве. Социальное страхование в состоянии лишь несколько облегчать материальное положение безработных, негативные последствия высвобождения рабочей силы с производства, сделав этот процесс менее болезненным. Но социальное страхование не может оказывать влияния на сам ход его развития, на общее состояние занятости.

Трудоустройству подлежат прежде всего те уволенные, которые по своим качественным характеристикам удовлетворяют или потенциально могут удовлетворить современные потребности производства и в состоянии рассчитывать на соответствующие вакантные рабочие места.

Механизм трудоустройства. В нынешних условиях России возникновение «вынужденной» безработицы прямо связано с экономическим кризисом и прежде всего с его важнейшим проявлением — спадом промышленного производства. Трудоустройство таких безработных непосредственно зависит от экономической конъюнктуры, хозяйственной деятельности предприятий, воздействующей на них экономической и кредитно-финансовой политики правительства. По оценке руководства министерства труда, «ситуация на рынке труда на 90% зависит от общей финансовой и бюджетной политики (государства)». При этом решающее значение имеет состояние таких показателей, как спрос на рабочую силу, количество имеющихся на производстве вакантных рабочих мест, их технико-производственные характеристики, степень их соответствия составу безработных и т. д. .

Понятие трудоустройства

Под трудоустройством понимается:

  • система организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Трудоустройство выступает в качестве:

  • важнейшего способа содействия занятости и

  • одного из наиболее действенных инструментов в политике занятости.

На практике существует широкое и узкое понимание понятия трудоустройства.

В широком смысле трудоустройство:

  • объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащей законодательству,

  • включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуально-трудовую деятельность, предпринимательство и т.п.

Таким образом понятием трудоустройства в широком смысле охватываются:

  • как содействие получению возможности трудиться,

  • так и сам процесс осуществления трудовой деятельности (применения труда).

Последнее может включать в себя:

  • работы по трудовому договору,

  • а также работы на основании ряда гражданско-правовых договоров.

Нередко к трудоустройству относят все процессы, предшествующие заключению трудового договора, в том числе и индивидуальный поиск гражданами работы, а организациями — работников требуемой квалификации.

В современных условиях трудоустройство рассматривается в наиболее узком смысле:

  • относя к нему такие ситуации, когда установлению трудового правоотношения предшествует содействие государственного посреднического органа;

  • таким образом, трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.

Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов, как государственных, так и негосударственных. Необходимость создания специальных органов, осуществляющих посредничество в трудоустройстве, предусмотрена и международными актами о труде.

В частности, Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 88 «Об организации службы занятости» (1948 г.):

  • обязывает государства создавать БЕСПЛАТНЫЕ бюро занятости,

  • основная цель которых — обеспечить воздействие на рынок труда для достижения и поддержания полной занятости.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере труда, занятости, является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд):

  • находится в ведении Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд России);

  • осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Центры занятости населения

Практическая работа по трудоустройству населения возлагается на ЦЕНТРЫ ЗАНЯТОСТИ, которые и выступают органами трудоустройства.

Центры занятости населения обязаны:

  • принять заявление гражданина,

  • осуществить его регистрацию и

  • оказать государственные услуги по подысканию для него подходящей работы.

Органы службы занятости обязаны оказывать посредническую помощь в трудоустройстве всем обращающимся гражданам, в том числе:

  • занятым трудовой деятельностью, включая желающих сменить место работы, характер или режим труда, а также работать в свободное от учебы или основной работы время;

  • не занятым трудовой деятельностью, включая граждан, получающих пенсию, в том числе по инвалидности I, II и III групп;

  • гражданам, проживающим на территории России;

  • беженцам, вынужденным переселенцам, иностранным гражданам.

При этом граждане имеют право:

  • обращаться за информацией, консультацией, содействием в трудоустройстве в городской (районный) ОТДЕЛ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ по месту постоянного проживания или временного пребывания.

К посредничеству в трудоустройстве относятся, например, следующие виды услуг, предоставляемые службой занятости гражданам БЕСПЛАТНО:

  • информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей (включая информацию о возможности трудоустройства в другой местности, а также на временные, сезонные и общественные работы);

  • рекомендации по самостоятельному поиску работы;

  • информация о возможности пройти обучение или получить дополнительное образование;

  • консультация по профессиональной ориентации;

  • предоставление перечня и образцов документов, необходимых для регистрации в службе занятости в целях поиска подходящей работы;

  • регистрация граждан, обратившихся в службу занятости в целях поиска подходящей работы;

  • подбор гражданам, испытывающим трудности в трудоустройстве, подходящей работы и т.д.

Наряду с государственными органами помощь в трудоустройстве могут оказывать и негосударственные органы (кадровые агентства, общества занятости, а также негосударственные организации социального обслуживания и ряд других), однако их услуги являются ПЛАТНЫМИ.

Получение государственной услуги в сфере содействия занятости

Для получения государственной услуги в сфере содействия занятости:

  • гражданам необходимо пройти регистрацию;

  • правила регистрации установлены Постановлением Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы»;

  • постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения сведений о гражданах в регистр получателей государственных услуг.

Трудоспособным гражданам, обратившимся в органы службы занятости, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым к ней приступить:

  • при постановке на учет устанавливают дату посещения для подбора ПОДХОДЯЩЕЙ РАБОТЫ в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления ими соответствующих документов:

    • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    • трудовая книжка, документ, подтверждающий квалификацию;

    • справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы;

    • для инвалидов — индивидуальная программа реабилитации.

Служба занятости осуществляет поиск подходящей работы:

  • и при наличии вакансии выдает гражданину направление для прохождения собеседования у работодателя, на которое гражданин обязан явиться в течение 3-х дней;

  • по истечении 11 дней граждане, не трудоустроенные службой занятости, признаются БЕЗРАБОТНЫМИ с первого дня их регистрации.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через 1 месяц для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного.

Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует:

  • профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации;

  • условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ);

  • состоянию здоровья;

  • транспортной доступности рабочего места.

Статья 4 «Подходящая и неподходящая работа» Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2018)

Профессиональная пригодность работника:

  • определяется уровнем квалификации, подтвержденным соответствующим документом (дипломом, свидетельством),

  • а также продолжительностью (опытом) работы.

Служба занятости, подбирая гражданам подходящую работу, учитывает квалификационные требования, которые предъявляются работодателями к работникам. Если гражданин имеет несколько профессий, то поиск работы проводится по каждой из них.

При этом служба занятости отдает предпочтение той профессии (специальности):

  • по которой гражданин работал перед обращением в службу занятости,

  • учитывает желание гражданина и

  • наличие вакансий на рынке труда.

Учет условий последнего места работы:

  • в соответствии со статьей 4 «Подходящая и неподходящая работа» Закона о занятости работа не может считаться подходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

  • условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

  • предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (прожиточный минимум), исчисленного в субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ

Период, за который исчислена величина прожиточного минимума в целом по РФ

Величина прожиточного минимума в целом по РФ (в руб.)

Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума

на душу населения

для трудоспособного населения

для пенсионеров

для детей

за I квартал 2018 года

10 038

10 842

8 269

9 959

Приказ Минтруда России от 25.06.2018 № 410н

за IV квартал 2017 года

9 786

10 573

8 078

9 603

Приказ Минтруда России от 13.04.2018 № 232н

за III квартал 2017 года

10 328

11 160

8 496

10 181

Постановление Правительства РФ от 08.12.2017 № 1490

за II квартал 2017 года

10 329

11 163

8 506

10 160

Постановление Правительства РФ от 19.09.2017 № 1119

за I квартал 2017 года

9 909

10 701

8 178

9 756

Постановление Правительства РФ от 20.06.2017 № 730

Состояние здоровья работника:

  • служба занятости ведет поиск вакансий, принимая во внимание:

    • возраст гражданина,

    • его физические особенности,

    • имеющиеся хронические заболевания.

Транспортная доступность рабочего места:

  • максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общего транспорта в данной местности;

  • на практике величина максимальной удаленности устанавливается нормативными актами субъектов РФ или для всех работников, или в зависимости от категорий граждан, нуждающихся в трудоустройстве, например для инвалидов, женщин, имеющих детей, и т.д.

В качестве исключения из общего правила для некоторых категорий граждан подходящей работой может считаться:

  • любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, а также общественные работы.

К таким категориям граждан относятся:

  • впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации;

  • уволенные более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ;

  • прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедшие из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством РФ порядке;

  • стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

  • отказавшиеся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;

  • состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3-х лет не работавшие;

  • обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

По общему правилу участие в оплачиваемых общественных работах безработным может быть предложено только при их согласии в качестве дополнительной меры поддержания их материального положения.

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. № 875 (ред. от 04.08.2015) утверждено Положение об организации общественных работ.

Государственные программы содействия занятости

Особое внимание государство уделяет гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем:

  • разработки и реализации программ содействия занятости;

  • создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, включая организации для труда инвалидов;

  • установления квоты для приема на работу инвалидов;

  • а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

В соответствии со статьей 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» Закона о занятости к таким гражданам относятся:

  • инвалиды;

  • лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

  • лица предпенсионного возраста — за 2 года до наступления возраста, дающего право выхода на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;

  • беженцы и вынужденные переселенцы;

  • граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

  • одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;

  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф;

  • граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.

В частности, для инвалидов в качестве дополнительной гарантии их трудовой занятости предусматривается система квотирования:

  • организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%);

  • трудоустройство инвалидов на квотируемые рабочие места производится работодателем по направлению службы занятости или самостоятельно.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 07.03.2018)

Государственный контроль за трудоустройством инвалидов

С 5 февраля 2012 г. вступил в силу Административный регламент исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. № 1314н. Согласно этому Регламенту органы содействия занятости населения должны проводить плановые (выездные и документарные) и внеплановые (выездные и документарные) проверки организаций.

Проверке подлежит соблюдение организацией следующих условий:

  • соответствие количества выделенных (созданных) организацией рабочих мест (в том числе специальных) для приема на работу лиц с ограниченными возможностями требованиям законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов;

  • соответствие численности фактически работающих инвалидов расчетному количеству рабочих мест, предназначенных для подобных сотрудников;

  • предоставление организацией в государственное учреждение службы занятости населения информации о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб.

ч. 1 статьи 5.42 «Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости» Кодекса РФ об административных правонарушениях (ред. от 19.07.2018)

Определенные трудности с трудоустройством испытывают пенсионеры.

В связи с этим Закон о занятости предусматривает:

  • возможность досрочного оформления пенсии по старости при отсутствии возможности трудоустройства для граждан, не достигших пенсионного возраста и имеющих страховой стаж определенной продолжительности, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,

  • с их согласия,

  • но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

ч. 2 статьи 32 «Условия продления сроков выплаты пособия по безработице и досрочного выхода на пенсию» Закона о занятости

Особое внимание государство уделяет обеспечению занятости лиц с семейными обязанностями.

В частности, согласно статье 7.1-1 Закона о занятости:

  • органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет,

  • а также разрабатывать и реализовывать мероприятия, направленные на создание условий для совмещения незанятыми многодетными родителями, родителями, воспитывающими детей-инвалидов, обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ЗАНЯТОСТЬ, БЕЗРАБОТИЦА, ТРУДОУСТРОЙСТВО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *