Органы управления финансами на муниципальном уровне

Понятие финансов местного самоуправления

Финансы местного самоуправления выступают важнейшим элементом финансовой системы всего государства.

Замечание 1

Финансы местного самоуправления являются финансово-материальной основой реализации местными органами управления своих полномочий.

От эффективности аккумуляции и использования органами публичного управления местного уровня финансов напрямую зависит эффективность местной системы управления, реализация прав и обеспечение интересов местного населения, благосостояние населения муниципалитета. Именно поэтому повышение эффективности управления финансами местного самоуправления должно рассматриваться органами публичного управления в качестве одной из основных управленческих задач, реализуемых на местном уровне.

Система финансов местного самоуправления представлена следующими элементами:

  • собственные доходы муниципалитета, в том числе доходы, привлекаемые муниципалитетом посредством установления и взимания местных налогов и сборов, доходы, извлекаемые муниципалитетом из осуществления муниципальными организациями своих функций и из использования имущества, входящего в состав собственности муниципалитета, доходы в виде платы, взимаемой с населения за предоставление муниципальных услуг и др.;
  • государственное финансирование;
  • средства, привлекаемые в рамках муниципального кредита и займа и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Управление финансами местного самоуправления 430 руб.
  • Реферат Управление финансами местного самоуправления 270 руб.
  • Контрольная работа Управление финансами местного самоуправления 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Эффективность управления финансами местного самоуправления

Понятие эффективности управления финансами местного самоуправления является понятием теоретическим. В законодательстве инструментов определения эффективности управления финансами на уровне муниципалитета, как и на уровне государства не закреплено, однако в рамках правового регулирования бюджетных отношений используется принцип эффективности использования бюджетных средств, который в определенной степени применим и для оценки эффективности управления финансами муниципалитетом.

Так, эффективность управления финансами местного самоуправления предполагает, что органы муниципального управления при планировании, привлечении и использовании финансов местного самоуправления исходят из необходимости решения задач социально-экономического развития с использованием наименьшего объема средств при достижении максимального полезного результата.

Наиболее перспективным способом управления финансами местного самоуправления сегодня в теории и практике признается программно-целевой метод, когда финансы аккумулируются и используются исходя из приоритетных направлений развития муниципалитета посредством реализации конкретных программно-целевых мероприятий. Указанный метод выступает удобным средством управления финансами местного самоуправления, поскольку позволяет распределять финансы под конкретные цели с опорой на предполагаемые результаты в виде конкретных показателей. С позиции контроля эффективности управления этот инструмент характеризуется оперативностью и прозрачностью: проанализировать эффективность использования финансов при реализации конкретных программных мероприятий легче и быстрее, чем проанализировать эффективность развития муниципалитета в конкретном направлении за длительный период.

Управление финансами местного самоуправления: социально-экономическая эффективность

При реализации органами местной власти полномочий по управлению финансами местного самоуправления необходимо ориентироваться на социальную и экономическую полезность такого управления. Так, эффективными управление финансами в целом и реализация конкретной муниципальной целевой программы в частности могут быть признаны, когда намеченный социально полезный эффект реализуется посредством использования минимального объема финансово-материальных ресурсов.

Иначе говоря, эффективность управления финансами оценивается с позиции пользы для населения и экономии средств населения, так как финансы местного самоуправления преимущественно формируется из налогов и сборов, взимаемых с населением, платы за оказание муниципальных и государственных услуг, взимаемой с населения и др.

Роль муниципальных органов управления финансами местного самоуправления

Компетенцию органов публичной власти местного уровня в сфере управления финансами местного самоуправления составляют следующие аспекты:

  • определение процедуры разработки, составления, анализа проекта местного бюджета, процесса его утверждения и исполнения, а также порядка проведения контрольных мероприятий его исполнения;
  • непосредственно разработка, составление, анализ проекта местного бюджета, его утверждение и исполнение, реализация контрольных процедур его исполнения, утверждение соответствующего отчетного документа об исполнении бюджета;
  • установление процедуры предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, непосредственное предоставление таких трансфертов;
  • управление активами муниципалитета, а также долгом муниципалитета, предоставление муниципальных займов гарантий кредитов;
  • определение и конкретизация процедуры использования бюджетной классификации в отношении местного бюджета и др.

Представительный орган местного самоуправления в сфере управления финансами муниципального образования решает следующие задачи: парламент муниципального образования занимается рассмотрением бюджетного проекта, его утверждением, а также анализирует и утверждает отчетный документ об исполнении бюджета исполнительными органами муниципального образования. Другими словами, он реализует функцию последующего контроля над исполнением бюджета муниципального образования исполнительными органами и др.

Исполнительные органы муниципалитета в сфере управления финансами местного самоуправления решают задачи распоряжения имуществом, которое входит в состав муниципальной собственности, непосредственной разработки и составления бюджетного проекта, внесения бюджетного проекта в местный парламент для утверждения, обеспечения непосредственного исполнения утвержденного бюджетного проекта, подготовки бюджетной отчетности, представления в местный парламент отчета об исполнении бюджета.

Любое управленческое решение, будь то модернизация производства, переподготовка кадров или разработка нового товара, только тогда может воплотиться в жизнь, когда обеспечено соответствующими средствами. В выборе того или иного варианта решения финансовый аспект играет ключевую роль. Деятельность менеджера направлена ​​на получение прибыли.

Таким образом, менеджмент финансов можно определить как организацию управления финансовыми потоками с целью наиболее эффективного использования имеющегося капитала и получения максимальной прибыли. Это также система форм и средств, с помощью которых осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

Что такое менеджмент финансов?

Менеджмент представляет собой систему управления определенным объектом, которая включает совокупность принципов, методов, форм и приемов управления. Выработка управленческих решений основана на сборе, передаче и обработке необходимой информации.

Финансы представляют собой систему экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных средств в процессе их кругооборота. Рыночная среда, расширение самостоятельности принятия управленческих решений привели к резкому повышению значимости финансового менеджмента в управлении любой хозяйственной структурой.

Менеджмент финансов — это процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и оптимизации обращения его денежных средств.

Материальная основа менеджмента финансов — реальный денежный оборот, то есть экономический процесс, который обуславливает движение стоимости, сопровождающееся определенным потоком денежных платежей и расчетов.

Главная цель менеджмента финансов заключается в обеспечении максимизации благосостояния собственников (учредителей) предприятия в текущем и перспективном периодах, рациональном использовании ресурсов с целью создания рыночной стоимости, способной покрыть все расходы, связанные с использованием ресурсов и обеспечить приемлемый уровень доходов на условиях, адекватных уровню риска вкладчиков капитала.

Менеджмент финансов как самостоятельное направление научных исследований и вид управленческой деятельности сформировался в результате развития предпринимательства, трансформации собственности с частной в корпоративную, разграничения собственности и управления, бурного развития рынка, совершенствования финансовых технологий, роста финансовых рисков.

Менеджмент финансов является одним из видов функционального менеджмента и тесно связан с общим и другими видами функционального менеджмента. Объектом менеджмента финансов является финансово-хозяйственная деятельность субъектов хозяйствования.

Современная финансовая терминология для обозначения управления финансами на микроуровне использует следующие понятия:

  • финансовое администрирование;
  • финансовый менеджмент;
  • финансовый инжиниринг;
  • корпоративное управление.

Приведенный перечень, однако, не исчерпывает всего многообразия понятий. Например, используемый термин «управление финансовой деятельностью предприятия» акцентирует внимание на управлении только одним из видов его деятельности и лишь одним субъектом хозяйствования.

Финансовое администрирование основывается на иерархии, исполнительской дисциплине, соблюдении законов, инструкций, положений.

Задачи менеджмента финансов

Основными задачами менеджмента финансов являются:

  1. финансовое и бизнес-планирование;
  2. инвестиционное планирование;
  3. анализ эффективности сделок по слияниям и поглощениям организаций, коммерческих банков, страховых компаний;
  4. разработка учетных политик бухгалтерского, налогового и управленческого учета;
  5. координация бюджетного планирования и контроля;
  6. управление денежными средствами и оборотным капиталом;
  7. управление финансовыми рисками;
  8. управление активами – формирование, контроль и анализ исполнения нормативов по оборачиваемости текущих (дебиторская задолженность, запасы, кредиторская задолженность) и долгосрочных (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) активов;
  9. управление затратами и прибылью:
    • координация процессов разработки, утверждения и корректировки нормативов по затратным статьям;
    • учет затрат и калькулирование себестоимости;
    • составление сегментной отчетности;
    • разработка мероприятий по оптимизации использования ресурсов;
    • анализ ценообразования и управления ассортиментным портфелем;
  10. обеспечение финансовыми ресурсами:
    • управление взаимоотношениями с потенциальными источниками финансирования, внешними инвесторами;
    • определение потребностей в финансировании;
    • проведение сделок по привлечению финансовых ресурсов;
  11. финансовое прогнозирование;
  12. внутренний аудит;
  13. налоговое планирование и учет;
  14. контроллинг;
  15. продвижение экономического образа мышления:
    • разработка программ обучения сотрудников компании процессу принятия эффективных управленческих решений;
    • создание моделей и нормативов для принятия решений.

Менеджмент финансов представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих решений в целях воздействия на финансы, денежный оборот, финансовые отношения. Управляющее воздействие на финансы необходимо для достижения финансовой устойчивости, стратегических и тактических целей предприятия.

Таким образом, достижение и поддержание финансовой устойчивости – главная задача менеджмента финансов. Ее решение предполагает, что финансовое положение предприятия характеризуется:

  • высокой платежеспособностью;
  • ликвидностью баланса;
  • ликвидностью активов;
  • кредитоспособностью;
  • рентабельностью.

Функции и принципы менеджмента финансов

Менеджмент финансов включает следующие аспекты деятельности:

  • организацию и управление отношениями предприятия в финансовой сфере с другими предприятиями, банками, страховыми компаниями, бюджетами всех уровней;
  • формирование финансовых ресурсов и их оптимизацию;
  • размещение капитала и управление процессом его функционирования;
  • анализ и управление денежными потоками компании.

Менеджмент финансов включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия управления — общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Данному способу соответствует определенный набор правил и ограничений принятия решений. Тактика управления — это конкретные методы и приемы достижения поставленной цели в рамках определенных условий хозяйственной деятельности рассматриваемого предприятия.

Функции менеджмента финансов:

Функция планирования:

  • разработка финансовой стратегии компании; формирование системы целей и основных показателей ее деятельности на долгосрочный и краткосрочный период; проведение долгосрочного и краткосрочного финансового планирования; составление бюджета компании;
  • формирование ценовой политики; прогноз продаж; анализ экономических факторов и конъюнктуры рынка;
  • налоговое планирование.

Функция формирования структуры капитала и расчета его цены:

  • определение общей потребности финансовых ресурсов для обеспечения деятельности организации; формирование и анализ альтернативных источников финансирования; формирование оптимальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей наивысшую стоимость компании;
  • расчет цены капитала;
  • формирование эффективного потока реинвестируемой прибыли и амортизационных отчислений;
  • инвестиционный анализ.

Функция разработки инвестиционной политики:

  • формирование важнейших направлений вложения капитала компании; оценка инвестиционной привлекательности отдельных финансовых инструментов, отбор наиболее эффективных из них;
  • формирование инвестиционного портфеля и управление им.

Функция управления оборотным капиталом:

  • выявление реальной потребности в отдельных видах активов и определение их стоимости, исходя из предполагаемых темпов роста компании;
  • формирование структуры активов, отвечающей требованиям ликвидности компании;
  • повышение эффективности использования оборотного капитала;
  • контроль и регулирование денежных операций; анализ денежных потоков;

Функция анализа финансовых рисков:

  • выявление финансовых рисков, присущих инвестиционной и финансово-хозяйственной деятельности компании;
  • анализ и прогнозирование финансовых и предпринимательских рисков;

Функция оценки и консультации:

  • формирование системы мероприятий по профилактике и минимизации финансовых рисков;
  • координация и контроль исполнения управленческих решений в рамках менеджмента финансов;
  • организация системы мониторинга финансовой деятельности, реализации отдельных проектов и управление финансовыми результатами;
  • корректировка финансовых планов, бюджетов отдельных подразделений;
  • проведение консультаций с руководителями подразделений компании и разработка рекомендаций по финансовым вопросам.

Основным условием выполнения указанных функций является разработка финансовой стратегии деятельности предприятия. Под понятием финансовой стратегии понимают формирования системы долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Финансовая стратегия является частью общей стратегии предприятия.

К основным этапам процесса формирования финансовой стратегии предприятия относятся:

  1. определение общего периода формирования финансовой стратегии;
  2. исследование факторов внешней финансовой среды и конъюнктуры финансового рынка;
  3. формирование стратегических целей финансовой деятельности;
  4. конкретизация целевых показателей финансовой стратегии по периодам ее реализации;
  5. разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности. Этот этап формирования финансовой стратегии является самым ответственным. Финансовая политика — форма реализации финансовой идеологии и финансовой стратегии предприятия по наиболее важным аспектам финансовой деятельности на отдельных этапах ее осуществления. В отличие от финансовой стратегии в целом, финансовая политика формируется лишь по конкретным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующих обеспечения эффективного управления с целью достижения главной стратегической цели этой деятельности;
  6. оценка эффективности разработанной финансовой стратегии. Этот процесс является завершающим этапом разработки финансовой стратегии предприятия и осуществляется по следующим основным параметрам:
    • согласование финансовой стратегии предприятия с общей стратегией его развития;
    • согласованность финансовой стратегии предприятия с предусмотренными изменениями внешней финансовой среды;
    • внутренняя сбалансированность финансовой стратегии;
    • реализуемость финансовой стратегии;
    • приемлемость уровня рисков, связанных с реализацией финансовой стратегии;
    • результативность разработанной финансовой стратегии.

Разработка финансовой стратегии и финансовой политики по важнейшим аспектам финансовой деятельности позволяет принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

Принципы менеджмента финансов

Основными принципами менеджмента финансов являются:

  1. Финансовая самостоятельность предприятия.
  2. Самофинансирование предприятия.
  3. Материальная заинтересованность предприятия.
  4. Материальная ответственность.
  5. Обеспечение рисков финансовыми резервами.

Управление финансовыми потоками осуществляется с помощью разных приемов. Общим содержанием всех приемов менеджмента финансов является воздействие финансовых отношений на величину финансовых ресурсов. К приемам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся:

  • системы расчетов и их формы;
  • кредитование и его формы;
  • депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом);
  • операции с валютой;
  • страхование (включая хеджирование);
  • залоговые операции;
  • трансферт;
  • трастовые операции;
  • текущая аренда;
  • лизинг;
  • селенг;
  • франчайзинг;
  • бухгалтерский учет.

Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью оперативного решения поставленной задачи.
В управление финансами, как и в любой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления.
В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства. Выделяют три группы объектов:
1) финансы предприятий, учреждений, организаций;
2) страховые отношения;
3) государственные финансы.
Им соответствуют такие субъекты управления, как финансовые службы (отделы) предприятий, учреждений, организаций, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, образует финансовый аппарат.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ: СОВРЕМЕННОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация. Статья посвящена управлению финансами в современных условиях ограниченности доступа к внешним финансовым ресурсам, основным чертам такого управления, возникающим проблемам и возможным решениям. Ключевые слова: финансы, управление финансами.

FINANCIAL MANADGMENT: PRESENT AND FUTURE

Управление финансами в большей степени, чем все другие инструменты и институты экономики государства зависит от поведения внешней среды. Не случайно в последнее время финансы выделяются как самостоятельная категория из категории экономика: словосочетание «Экономика и финансы» стало термином современности. И это объяснимо: только хорошо настроенная система управления финансами способна поддержать и удержать экономику государства. Каким же образом должны управляться финансы — вот вопросы, требующие решения и гармонизации подходов на макро-, мезо- и микро- уровнях.

Современное состояние экономики по мнению академика С.Ю. Глазьева достаточно проблемное и продолжает ухудшаться, в период кризиса 2008-2009 г, «Россия потеряла треть валютных ресурсов, падание промышленного производства превысило 10 %, инвестиции сократились на 15 %, втрое упал фондовый рынок» — такова ситуация на макроуровне. На микроуровне дела также обстоят не блестяще: «Втрое ухудшились финансовые результаты деятельности предприятий, резко снизилась их платежеспособность». В целом в экономике государства, по мнению академика, с которым сложно не согласиться срабатывает эффект ловушки: «Падение спроса — падение производства и инвестиций — падение доходов — падение спроса». Активно происходит перераспределение национального дохода из сферы материального производства в торгово-спекулятивные операции .

Сегодня динамически меняющаяся ситуация в Российской экономике в 2014-2016 гг. в области финансов и денежно-кредитной сфере все больше осложняется. Фактически перестают работать сырьевых источники экономического роста, понижение цен на нефть со сбывшимися ожиданиями министра финансов А. Силуанова о их возможном падении до 30 долл. США за баррель, экономические санкции США и Европейского союза приводит к девальвации национальной валюты, усилению инфляции.

Банком России в настоящее время продолжает проводиться политика инфляционного тарге-тирования, предусматривающая установление ориентира в виде индекса потребительских цен и использование инструментов Центрального банка (ЦБ) в целях достижения поставленной цели. Председателем Банка России Э. Набиуллина указывает на возросшую неопределенность тенденций экономического развития страны и требует «создавать четкие ориентиры для населения и бизнеса, в том числе по инфляции, способствуя развитию внутренних долгосрочных инвестиций и росту экономики». При этом следует помнить, что денежно-кредитная политика в условиях инфляционного тар-гетирования влияет на инфляцию через процентные ставки. Однако когда разворачиваются стагфля-

© Жилкина А.Н., 2016

УДК 336.02 А.Н. Жилкина

Anna Zhilkina

Финансовый менеджмент

ционные процессы неизбежно процентная политика вступает в противоречие с задачей обеспечения условий для экономического роста.

Современное постиндустриальное общество, общество в котором преимущественно производство, создание знаний и главные структуры — места производства и накопления этих знаний -университеты и научные лаборатории. Отличительной чертой постиндустриального общества является то, что акцент от преимущественного производства товаров переходит к преимущественному производству услуг . Такое изменение обусловлено, с одной стороны, развитием науки и научно-техническим прогрессом, с другой стороны, ростом доходов населения, которое готово платить не только и не столько за предметы первой необходимости, но и за предоставляемые другими услуги. Изменение структуры потребления приводит и к изменению структуры накопления. Общемировая тенденция состоит в том, что от пассивных способов сохранения и приращения денег в банках экономические агенты переходят к активному размещению временно свободных денежных средств на финансовых рынках.

Политика санкций, проводимая США и западными странами, применительно к России, отрезающая Россию от привлечения и вложения средств на мировых финансовых рынках подталкивает к инвестированию внутри страны, к развитию собственной банковско-кредитной системы. А, принимая во внимание постулат постиндустриального общества о заинтересованности потребителя в малосерийных товарах со множеством модификаций и персонифицированных вариантов предоставляемых услуг, гарантирующих удовлетворение потребностей разных групп потребителей, можно говорить о вложении средств преимущественно в малый и средний бизнес. С точки зрения финансов определяющим является вопрос о сохранении или смене приоритетов в реализации функций финансов в современной экономике на макро-, мезо- и микро- уровнях.

Как известно финансы предприятий выполняют три функции: обеспечивающую, распределительную и контрольную. Обеспечивающая функция финансов предприятий предполагает, что предприятие должно быть полностью обеспечено в оптимальном размере необходимыми денежными средствами при соблюдении очень важного принципа: все расходы должны быть покрыты собственными доходами. Временная дополнительная потребность в средствах покрывается за счет кредита и других заемных источников. При этом оптимизация источников денежных средств — один из путей получения наивысшего финансового результата.

Распределительная функция финансов предприятий тесно связана с обеспечивающей. Распределительные отношения также серьезно влияют на конечные результаты. Распределяемая выручка от продаж частично направляется на возмещение затрат предприятия (потребленные средства производства и заработная плата), а другая часть ее представляет прибыль. Прибыль распределяется между предприятием, его собственниками и кредиторами и бюджетом. Финансовый механизм этих отношений включает: зависимость заработной платы от полезности производимой продукции и поступления платежей за нее; обоснованное распределение прибыли между предприятием, торговлей и банками, при котором большая доля должна доставаться производителю; объективную реальность нормативов распределения прибыли между предприятиями и бюджетами различных уровней, а также внебюджетными фондами, предполагающую долговременность и стабильность; обоснованность отчислений на накопления (развитие производства) и потребление; достаточность средств на социальные нужды, на научно-исследовательские работы, на подготовку кадров и другие цели.

Контрольная функция финансов предприятий связана с применением различного рода стимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Если предприятие своевременно рассчитывается с бюджетом, банками, поставщиками, оно тем самым улучшает свои конечные результаты, повышает эффективность производства и использования средств. В противном случае оно вынуждено платить штрафы, пени, неустойки, возникает напряженное финансовое положение, ухудшаются ко-

нечные результаты. Одной из форм финансового контроля является использование ряда финансовых показателей. Главным из них является стабильное наличие средств у предприятия. Именно в этом проявляется взаимодействие контрольной функции финансов с первыми двумя; это и есть проявление финансового контроля рублем. К другим финансовым показателям относятся: задолженность поставщикам, банку, бюджету, работникам, обеспеченность оборотных средств соответствующими источниками, убытки, ликвидность, степень вероятности банкротства. Таким образом, контрольная функция финансов позволяет выявить результаты работы предприятий, недостатки их деятельности, а затем принять необходимые меры по улучшению положения. Контрольная функция финансов на государственном уровне проявляется в организации денежных потоков, в своевременном формировании централизованных денежных фондов и наиболее рациональном и экономном их использовании, в создании определенных условий для сферы производства и услуг.

В условиях современной экономики финансы выполняют в рамках контрольной функции довольно важную подфункцию, связанную с противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Финансовый контроль в этом отношении в большей степени носит административный, а не экономический характер. Необходимость его усиления была вызвана значительным ростом указанных явлений.

Источником финансирования на стадии становления компаний выступают инвесторы или осуществляющие прямые инвестиции, или инвестирующие через рынок ценных бумаг. В стадии зрелости компании предпочтительным источником финансирования выступают собственные средства -направление прибыли на развитие компании. Также, в случае успешности компании, продолжают поступать средства через рынок ценных бумаг. В качестве альтернативы усиливается роль малого и среднего бизнеса, так как небольшие гибкие предприятия становятся наиболее конкурентоспособными не только на локальных, национальных, но и глобальных рынках. Большие издержки требуются и на научные исследования, как на многочисленные эксперименты, так и на высокую оплату разработчиков и постоянное финансирование их профессионального роста.

Какой же должна быть система управления финансами в данных условиях. Кардинально новой? И тогда мы должны предложить абсолютно новые инструменты. Или максимально быстро эволюционировать для решения новых задач и ответа на новые вызовы. Думается путь инновационной, креативной эволюции наиболее результативен и эффективен.

Библиографический список

2. Жилкина, А. Н. Управление финансами в постиндустриальной экономике / А. Н. Жилкина // Вестник университета. — 2015. — № 1. — С. 88-91.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *