Основания ликвидации юридического лица

Юридические лица: государственная регистрация в связи с ликвидацией

Уведомление о ликвидации юридического лица.

Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Существует две форы ликвидации юридических лиц: добровольная и принудительная.

В добровольном порядке юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

В принудительном — по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Требование о ликвидации юридического лица по указанным выше основаниям, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами (на основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ)), Центральным Банком Российской Федерации (на основании статьи 20 Федерального закона от 2 декабря 1990 года №395-1 «О банках и банковской деятельности»), прокурором (на основании статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 5 декабря 1997 года №23 «О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Кроме того, возможна ликвидация юридического лица в связи с его несостоятельностью (банкротством). Порядок осуществления процедур банкротства закреплен в Федеральном законе от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица — форма №Р15001, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». Уведомление состоит из нескольких разделов содержащих подробные указания (для составителя заявления) по заполнению конкретной информации, которая подлежит внесению или может потребоваться для внесения тех или иных сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ).

Порядок заполнения уведомления утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Данное положение подтверждается и судебной практикой — Постановление Федерального арбитражного суда (далее ФАС) Уральского округа от 1 августа 2005 года по делу №Ф09-2524/05-С4.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) — форма уведомления №15002, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Порядок заполнения уведомления утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Вместе с Уведомлением о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) представляется документ, подтверждающий формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора либо конкурсного управляющего.

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, в котором сформирована ликвидационная комиссия или назначен ликвидатор.

Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) может быть представлено конкурсным управляющим в регистрирующий орган в случае принятия судом решения о признании юридического лица несостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства (при наличии в нем сведений о конкурсном управляющем) или определения об утверждении кандидатуры конкурсного управляющего.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса путем направления Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица. Вместе с Уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица представляется промежуточный ликвидационный баланс.

В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс юридического лица должен быть согласован с соответствующим органом.

Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица — форма №Р15003, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», для некоммерческих организаций (форма №РН0007, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»).

Порядок заполнения уведомления утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Обратите внимание, налоговый орган обязан проверить соблюдение ликвидационной комиссией порядка проведения ликвидации юридического лица (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 7 декабря 2004 года по делу №Ф03-А51/04-1/3422).

Более подробно с вопросами, касающимися порядка проведения ликвидации юридических лиц, а также банкротства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ликвидация юридических лиц, банкротство».

Заявление о государственной регистрации при ликвидации юридического лица.

Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

— ликвидационный баланс;

— документ об уплате государственной пошлины. Согласно статье 333.33 НК РФ размер государственной пошлины составляет 400 рублей.

Документы о ликвидации представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

При ликвидации юридического лица, в случае применения процедуры банкротства, в регистрирующий орган представляются:

— определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

— документ об уплате государственной пошлины.

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется по общим правилам в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственная регистрация при ликвидации юридического лицаосуществляется по общим правилам в сроки, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Для государственной регистрации при ликвидации юридического лица в регистрирующий орган предоставляется подписанное заявителем Заявление по форме №Р16001, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года №439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.

Порядок заполнения уведомления утвержден Приказом ФНС Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя».

Заявителем является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлены основания ликвидации недействующего юридического лица. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. Форма указанного решения утверждена Письмом ФНС Российской Федерации от 9 августа 2005 года №ЧД-6-09/668@ «О реализации регистрирующими (налоговыми) органами положений Федерального закона от 02.07.2005 №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения.

Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, в том числе по правилам Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» об отсутствующем должнике.

В случае, если у юридического лица имеется задолженность, в частности перед исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, соответственно исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации вправе направить заявление в регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения такого юридического лица о возражении против исключения указанного юридического лица из ЕГРЮЛ. После направления указанного заявления решение об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (Письмо ФНС Российской Федерации от 12 июля 2005 года №09-1-02/2908 «О федеральном законе, предусматривающем исключение юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа»).

Если в течение трехмесячного срока, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Приказом МНС Российской Федерации от 29 сентября 2004 года №САЭ-3-09/508@ «Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» учрежден журнал «Вестник государственной регистрации», в котором должны публиковаться сведения согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц.

Более подробно с вопросами, касающимися юридических лиц на всех стадиях существования (от создания до ликвидации), Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Хозяйственные общества и унитарные предприятия».

Ликвидация ООО по решению суда: особенности процедуры

Для прекращения деятельности юрлица закон предусматривает несколько возможных процедур. Одна из них — ликвидация ООО по решению суда (принудительное закрытие компании). В случае банкротства также имеет место судебный процесс, но мы остановимся только на тех случаях ликвидации, которые не связаны с выявлением признаком несостоятельности юрлица.

Нормативную базу по вопросам прекращения деятельности общества с ограниченной ответственностью составляет Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, федеральные законы «О регистрации юридических лиц…» и «Об ООО», а также другие нормативные акты. Этими документами определяются основания для принудительной компании, перечень лиц, которые могут инициировать процедуру, и порядок ее прохождения.

Так как законодательство в данной сфере довольно обширное, во всех его нюансах могут разобраться только профессиональные юристы. Центр правовых услуг «Империя» предоставляет консультации и оказывает комплексное практическое сопровождение ООО в процессе ликвидации через суд (подробнее — на странице https://cpu-imperia.ru/likvidaciya_ooo/). Мы поможем пройти любые юридические процедуры в минимальные сроки и решить правовые задачи любой сложности.

Основания ликвидации ООО по решению суда

Начало ликвидационного процесса в судебном порядке связано с подачей заявления в компетентный арбитражный суд (по месту нахождения компании). Чтобы суд принял заявление к рассмотрению, оно должно быть направлено лицами, имеющими для этого полномочия.

Правом инициировать процедуру ликвидации ООО по решению суда наделены:

  • учредитель/участник компании, если ее деятельность стала невозможной, существенно затруднена или не дает возможности достигать цели создания;
  • государственные и муниципальные органы в рамках своих полномочий (налоговая инспекция, антимонопольные органы, Пенсионный фонд и др.).

Названные субъекты вправе направить исковое заявление о ликвидации юрлица при наличии оснований, предусмотренных ст. 61 ГК и другими нормами закона. А именно:

  • признание недействительной государственной регистрации ООО, выявление грубых и неустранимых нарушений в процессе его создания;
  • ведения компанией деятельности без разрешения, лицензии или допуска СРО, если получение таковых является обязательным;
  • осуществление запрещенной законодательством деятельности, неоднократное и грубое нарушение закона (например, об уплате налогов);
  • систематическое непредоставление отчетов и налоговых деклараций и др.

При подаче иска заинтересованное лицо указывает в нем основания и факты, подтверждающие необходимость принудительной ликвидации компании. Представители юридического лица, в свою очередь, уполномочены представлять доказательства, которые опровергают позицию заявителя.

Суд в порядке АПК рассматривает все представленные доводы и принимает решение о начале процедуры принудительного закрытия общества или об отказе в удовлетворении заявления.

Процедура закрытия юрлица после принятия судебного решения проходит в такие этапы:

  1. публикация сведений о начале ликвидации ООО и отведенном для кредиторов 2-х месячном сроке для подачи претензий, оповещение известных кредиторов в письменном виде;
  2. составление промежуточного баланса с информацией о заявленных требованиях и имуществе юрлица. Утверждается ликвидбаланс судом, принявшим решение о закрытии компании;
  3. выплата задолженностей кредиторам. Если средств не хватает — на этом этапе инициируется процедура банкротства;
  4. составление окончательного ликвидационного баланса по окончанию погашения всех долгов и утверждение его судом;
  5. разделение оставшегося имущества между участниками соразмерно их долям в уставном капитале;
  6. государственная регистрация прекращения компании. Все имеющиеся документы передаются в налоговый орган для внесения сведений о ликвидации в ЕГРЮЛ.

По результатам регистрации учредителям выдается соответствующее свидетельство и на этом процедура принудительного закрытия считается оконченной. Сроки всех ликвидационных этапов определяет суд в рамках закона. Как правило, весь процесс занимает около года.

Так как ликвидация ООО по решению суда чаще всего связана с нарушением закона, то в рамках нее к административной или уголовной ответственности могут привлекаться виновные в этих нарушениях лица — учредители, руководитель, бухгалтер компании и др.

Обезопасить юридическое лицо от принудительного закрытия можно посредством тщательного соблюдения требований закона. Нет нарушений — значит, нет и оснований для инициирования ликвидации.

Дата:

Решение о ликвидации юридического лица

Это наиболее частое основание для добровольной формы ликвидации.

Ст. 61 ГК РФ предусматривает ликвидацию юрлица по решению его учредителей или участников либо уполномоченного органа юрлица. Такое решение необходимо и в случаях, если:

  • истек срок, на который создавалось юрлицо;
  • достигнута цель, для которой оно создавалось.

Определенной формы для добровольного решения гражданским законодательством не установлено. Все зависит от организационно-правовой формы юрлица, содержания его учредительных документов и локальных нормативных актов.

Принимается решение о ликвидации юридического лица его учредителями/участниками, в том числе единственным учредителем/участником, либо органом управления, которому такие полномочия предоставлены учредительными документами.

Например, для ООО с одним участником оно может носить одноименное название – Решение; для ООО с несколькими участниками – протокол собрания участников; для АО – протокол Общего собрания акционеров и пр.

образец решения о ликвидации юридического лица

Последствия принятия решения о ликвидации юрлица

П. 1 ст. 62 ГК РФ обязывает учредителей (участников) юрлица, решивших его ликвидировать, незамедлительно в письменной форме известить об этом уполномоченный госорган (соответствующую ИФНС) для внесения в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) сведений о том, что юрлицо находится в процессе ликвидации. Письменное уведомление об этом направляется в регистрирующий орган (ФНС) в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юрлица (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Формы уведомления и заявления вместе с порядком их заполнения утверждены Приказом ФНС России N ММВ-7-6/25@.

Получив информацию, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о нахождении юрлица в процессе ликвидации.

С этого момента недопустимы:

  • госрегистрация изменений в учредительные документы ликвидируемого юрлица;
  • госрегистрация юрлиц, учрежденным указанным юрлицом;
  • госрегистрация юрлиц, возникающих при его реорганизации.

Действия по ликвидации юрлица его учредителями (участниками) совершаются за счет его имущества, а при недостаточности последнего – за их счет солидарно (п. 2 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Учредители (или участники), решившие ликвидировать юрлицо, назначают для этого ликвидационную комиссию (ликвидатора), а также определяют сроки и порядок ликвидации. С этого момента полномочия по управлению юрлицом переходят к ликвидационной комиссии, которая должна работать добросовестно и рационально, соблюдая интересы не только самого юрлица, но и его кредиторов (п.п. 3 и 4 ст. 20 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Порядок ликвидации юрлица определен ст. 63 ГК РФ и конкретизирован множеством документов.

Кто принимает решение о ликвидации юридического лица?

  • Подробности
  • Опубликовано 18.06.2014 11:31

1. Что такое ликвидация юридического лица

Ликвидацией юридического лица является прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Зачастую прекращение предприятием уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг или возложенных на юридическое лицо функций воспринимается как ликвидация, однако это является заблуждением. Свёрнутая хозяйственная или иная деятельность лишь одна из возможных причин для принятия решения о ликвидации и проведения ликвидационных мероприятий. Возможна ликвидация юридического лица, которое, как раз, вполне успешно осуществляет производственно-коммерческую деятельность или выполняет иные возложенные на него функции.
Юридическое лицо осуществляет не только финансово-хозяйственную деятельность, либо государственные, общественные, отраслевые или ведомственные функции, но также нанимает сотрудников и тем самым вступает с гражданами в трудовые правоотношения, владеет имуществом, имеет соответствующие обязательства по договорам, является налогоплательщиком и агентом по сбору налогов и иных обязательных сборов и взносов в бюджет и т.д.
И, кроме этого, юридическое лицо с момента государственной регистрации (в настоящее время функции государственной регистрации вменены Федеральной Налоговой Службе РФ в лице налоговых органов на местах) числится на соответствующем государственном учёте в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) вплоть до его исключения из указанного Реестра по соответствующему документу полномочного лица или органа.
Иными словами, юридическое лицо может не иметь персонала, имущества, расчётных счетов, денежных средств, неисполненных договоров и обязательств, может не иметь ничего, даже документов, но при этом числиться в ЕГРЮЛ, а значит продолжать быть юридическим лицом, хотя и на бумаге, а следовательно иметь вытекающие из такого положения права, обязанности и ответственность юридического лица.
Юридическое лицо считается прекратившим своё существование с момента внесения записи о ликвидации этого юридического лица в ЕГРЮЛ.

2. Кто принимает решение о ликвидации юридического лица

Ликвидация юридического лица может осуществляться добровольно – по решению самого юридического лица, т.е. уполномоченных на такое решение учредительными документами (как правило, Уставом) органов. Обычно Уставами, а в большинстве случаев и законодательством, возможность такого решения предусмотрена за высшим органом управления: для акционерных обществ – это общее собрание акционеров; для обществ с ограниченной ответственностью (ООО) – общее собрание участников и т.д.
Ликвидация — вопрос судьбоносный, поэтому решить его, допустим, руководитель предприятия не вправе (за исключением случаев, когда руководитель является собственником или сособственником руководимого им предприятия, но в таких случаях он выступает не как руководитель, а как акционер, участник, пайщик и т.д.). В ряде случаев ликвидация предприятия руководителю может быть «полезна» или «выгодна», но не отвечает интересам его собственников.
В то же время существует, по крайней мере, одна ситуация, когда руководитель предприятия вправе совершить на вполне законных основаниях действия, которые приведут к ликвидации предприятия.
В частности, ст. 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрена обязанность руководителя направить заявление о несостоятельности (банкротстве) в арбитражный суд в случае, если удовлетворение требований одного кредитора или нескольких приводит к невозможности исполнения предприятием денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей в полном объёме перед другими кредиторами. Обосновать такой поступок не очень трудоёмко, если очень «нужно» руководителю предприятие ликвидировать. Согласия собственников в данной ситуации не требуется.
Как известно, чаще всего банкротство заканчивается ликвидацией предприятия. Таким образом, цель – ликвидировать предприятие, может быть достигнута в обход собственников предприятия.

Кроме предприятий юридическими лицами являются также государственные и муниципальные учреждения, решения о ликвидации которых, принимают вышестоящие государственные и муниципальные органы власти и управления. Полномочия последних прописаны в соответствующих уставах: единообразия здесь нет, в некоторых случаях право ликвидировать учреждение предоставлено Главе Администрации района (Мэру города, Губернатору) или отраслевому органу управления (Министерству, Главному управлению, Управлению и т.д.), а в некоторых – представительному органу, например Законодательному собранию региона. Иногда разграничение полномочий по принятию решений о ликвидации учреждений между исполнительной и представительной властью связано с размером активов (имущества) учреждения или иными подобными критериями.

Ликвидация предприятия также может быть помимо его (предприятия) воли, т.е. принудительная.
В этом случае соответствующее решение принимает арбитражный суд. Такое решение принимается судом не по собственной инициативе, а по заявлению заинтересованных лиц, которое направляется в суд и на предприятие. В таком заявлении указываются причины, по которым следует предприятие ликвидировать. Суд оценивает доводы, указанные в заявлении, и принимает соответствующее решение. Естественно, суд оценивает доводы и самого предприятия, если оно (предприятие) против своей ликвидации.

Введение в отношении предприятия в рамках процедуры банкротства конкурсного производства также является ликвидационной процедурой.
Однако, если в отношении предприятия введено конкурсное производство, то это обстоятельство не означает однозначной ликвидации. Конкурсное производство – это, как правило, конец истории предприятия, но не однозначный. В ряде случаев производство по делу о банкротстве может быть прекращено, а это означает прекращение и конкурсного производства. Кроме этого, возможно заключение мирового соглашения с кредиторами, возможен также переход к внешнему управлению.
Что же касается ликвидации предприятия по решению суда не в процедуре банкротства, то это решение не может быть пересмотрено, за исключением случаев его явной ошибочности. Т.е. принятие судом решения о ликвидации предприятия – это однозначный финал истории предприятия.

3. Почему возникает необходимость ликвидировать юридическое лицо

Причин для ликвидации великое множество, все их перечислить просто невозможно, да и необходимости такой нет. Важно лишь понять общие принципы.

При добровольной ликвидации – это, как правило, следующие:
1) предприятие или учреждение выполнило уставные задачи, для которых оно было создано;
2) продукция, работы, услуги предприятия не востребованы, деятельность не эффективна с точки зрения собственников, нет должной рентабельности, оборотов и т.д.;
3) собственник сворачивает деятельность по причинам личного характера: переезд в иную местность, страну и т.д., либо не имеет возможности контролировать предприятие должным образом, не может или не хочет им заниматься;
4) собственник намерен использовать имущество предприятия для иных целей и т.п.

Ещё раз замечу, что прекращение всякой деятельности предприятием не освобождает его от сдачи отчётности в налоговые, статистические и иные государственные органы: при отсутствии перспективы возобновления деятельности «бросать» предприятие невыгодно – будут штрафовать за не представление отчётности, а представлять отчётность – следовательно, нести затраты. При таком положении вещей также целесообразно провести ликвидационные мероприятия.

При принудительной ликвидации причинами могут быть следующие:
1) предприятие ведёт деятельность, требующую лицензирования, без соответствующих лицензий и разрешений;
2) предприятие не привело свои учредительные документы, в том числе это может касаться организационно-правовой формы, в соответствие с изменившимся законодательством в установленный для этого срок;
3) предприятие не прошло перерегистрацию в органах ФНС в соответствии с законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; и т.п.

4. Кто осуществляет ликвидацию юридических лиц

При ликвидации юридического лица должен быть назначен ликвидатор или ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению предприятием.
Ликвидатора может назначить суд, если ликвидация осуществляется по решению суда. Суд может поручить учредителям провести ликвидационные мероприятия и назначить ликвидатора. При банкротстве (конкурсное производство) ликвидационные мероприятия осуществляются конкурсным управляющим, к которому переходят все права руководителя предприятия.

5. Как при ликвидации решать вопросы по учёту кредиторской задолженности и расчётам с кредиторами

Ликвидатор (ликвидационная комиссия) выявляют кредиторов, уведомляют их о процедуре ликвидации, порядке и сроках предъявления требований. С этой целью всем известным кредиторам направляется письменное уведомление и публикуется объявление в журнале «Вестник государственной регистрации».
Требования кредиторов включаются в промежуточный ликвидационный баланс, здесь же отражаются сведения о стоимости имущества.
Промежуточный ликвидационный баланс показывает, в какой мере возможны расчёты с кредиторами.
Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по специальной форме вместе с данным балансом представляется в органы ФНС по месту регистрации предприятия.
Расчёт с кредиторами осуществляется после реализации имущества (если денежных средств недостаточно) в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

6. Каким образом решаются вопросы с активами (имуществом, денежными средствами, подотчётными суммами и дебиторской задолженностью) при ликвидации юридических лиц

Ликвидатор проводит сплошную полную инвентаризацию денежных средств, имущества (движимого и недвижимого), обязательств и иных активов предприятия.
Ликвидатор принимает меры к взысканию дебиторской задолженности.
Имущество реализуется на торгах в установленном законодательством порядке.

7. Издержки (расходы) при ликвидации юридического лица

Кроме расчётов с кредиторами при ликвидации необходимо капитализировать платежи для расчётов с лицами, получившими профессиональные заболевания на производстве, травмы и увечья, а также для расчётов с лицами по потере кормильца (при наличии случаев гибели сотрудников на производстве по вине предприятия).
К текущим расходам следует отнести расходы на оплату труда ликвидационной комиссии и привлечённых ею лиц (напр., сторожей).
При ликвидации необходимо оплачивать текущие налоговые платежи (напр., налог на имущество, отчисления на фонд оплаты труда во внебюджетные фонды, НДФЛ) и т.д.
Отдельная статья расходов – оплата обработки и хранения архивных документов.

8. Как правильно провести ликвидацию своими силами

Закона о ликвидации юридических лиц нет, нормы, регулирующие ликвидацию, изложены в ГК РФ.
Надо наметить план и действовать согласно ему, соблюдая указанные в Кодексе сроке.
Если такой возможности нет, лучше обратиться к профессиональным ликвидаторам. При этом не стоит считать ликвидацией действия по перерегистрации предприятия с одного собственника на другого. В этом случае ловкие юристы «подставляют» новым владельцем бомжа или лиц из люмпен-пролетарской среды. Предприятие в этом случае остаётся, а это чревато возможными проблемами в будущем, даже, если оно уже не ваше.

9. А что после ликвидации?

После исключения предприятия из реестра юридических лиц необходимо в органах ФНС получить соответствующее свидетельство. Это свидетельство обезопасит от претензий со стороны «вынырнувших» из небытия кредиторов, государственных, правоохранительных и иных органов, со стороны которых возможны претензии, требования и т.д.
Документы бухгалтерского и налогового учёта рекомендую хранить в течение 4-х лет после завершения ликвидации и исключения предприятия из Реестра.
Документы по реализации имущества рекомендую хранить в течение 10-ти лет после исключения предприятия из Реестра.
Все документы по проведению процедуры ликвидации, если ликвидация осуществлялась по решению суда, необходимо сдать в соответствующий суд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *