Основные критерии и требования к самостоятельной работе

УДК 378

И.Н. Разливинских,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики начального

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия Razlivinskikh@yandex.ru

Понятие, виды и требования к организации самостоятельной работы

младших школьников

В статье автор раскрывает понятие «самостоятельная работа», описывает классификации видов самостоятельных работ по различным критериям, рассматривает требования, предъявляемые к организации самостоятельной работы младших школьников.

Самостоятельная работа; виды самостоятельной работы; требования, предъявляемые к организации самостоятельной работы в начальных классах.

I.N. Razlivinskikh,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and

Methodology of Primary Education Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia Razlivinskikh@yandex.ru

The concept, types and requirements for the organization of independent work

of junior schoolchildren

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует большей самостоятельности от учеников, а это необходимо для становления самостоятельной личности. Эти требования нужны для того, чтобы ученики могли самостоятельно ставить перед собой цель, выбирать средства и методы, которые помогут подойти к этой цели, а также, корректировать и регулировать этот путь.

Организация самостоятельной работы является одна из главных проблем обучения в начальных классах, так как в этот период происходит активное усвоение материала и овладение определенными навыками и умениями. Поэтому, организация самостоятельной работы очень сложная и ответственная работа для всех учителей.

Термин «самостоятельная работа» в психолого-педагогической литературе трактуется не однозначно.

Первая группа ученых самостоятельную работу рассматривают как средство организации самостоятельной деятельности. Н.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева считают, что самостоятельная работа — это средство организации ученика, проявляющее себя в умении определять перспективные цели учебно-познавательной деятельности, определять

средства и способы их достижения, оценивать и корректировать процесс и результат учения и познания без непосредственного участия в этом процессе преподавателя .

Б.И. Коротяев и П.И. Пидкасистый считают, что самостоятельная работа — это дидактическое средство обучения, с помощью которого осуществляется процесс обучения учениками по заданию преподавателя, но выполняемый самостоятельно, который служит усвоению, закреплению, совершенствованию знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалиста .

Следующая группа ученых рассматривают самостоятельную работу как форму организации. О.А. Нильсон считает, что «самостоятельная работа — это форма организации деятельности школьников, в которой им предлагаются учебные задания и инструкции их выполнения; работа проводится без предварительного инструктажа учителя; выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения» .

Б.Т. Лихачев рассматривает самостоятельную работу студентов и учащихся как активную и творческую форму, которая является системой организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью обучающихся, протекает в отсутствии преподавателя и без его непосредственного участия .

В четвертой группе ученые рассматривают самостоятельную работу как метод обучения. Л. Замелина дает следующее определение: самостоятельная работа — важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и при подготовке к занятиям .

А.В. Усова считает, что самостоятельная работа — это метод обучения, который учит детей мыслить, анализировать и обобщать факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала .

Пятая группа ученых дает толкование самостоятельной работы как вид деятельности. П.И. Пидкасистый считает, что самостоятельная работа — это любая организованная учителем активная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время .

Р.Г. Голант считает, что самостоятельная работа — это выполнение работы без непосредственного руководства преподавателя, немедленной проверки им каждого действия, наличие учебного задания, состоящего из нескольких действий .

Б.П. Есипов подчеркивает, что самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию в специально предоставленное время, при этом ученики сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая результат в форме физических или умственных действий .

Обобщая все вышесказанное, в нашем исследовании под самостоятельной работой понимается средство, через которое учащиеся выполняют задания под руководством учителя для усвоения знаний.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из цели, А.Р. Батыршина выделяет следующие задачи организации самостоятельной работы:

1) Организовать работу с учащимися по самообразованию;

2) сформировать умения самостоятельной работы;

3) повысить уровень самоорганизации и самоконтроля;

4) включить обучающихся в активную деятельность .

Е.Л. Белкин считает, что функциями самостоятельных работ являются следующие:

1) образовательная функция — систематизирует и закрепляет знания учащихся;

2) развивающая функция — развивает внимание, память, мышление, речь учащихся;

3) воспитательная функция — воспитывает самоорганизацию и самоконтроль и качества личности (трудолюбие, требовательность к себе, самостоятельность и другие) .

Поскольку нет единой точки зрения на толкование понятия «самостоятельная работа», то и нет единой точки зрения на её классификацию.

И.И. Малкин выделяет следующие виды самостоятельных работ:

1. Работы репродуктивного типа:

а) воспроизводящие, которые нужны для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (например, признаков, фактов и определения понятий);

б) тренировочные, состоящие из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила;

в) обзорные: направленные на повторение изученного материала;

г) проверочные с помощью которых осуществляется контроль и проверку полученных и усвоенных знаний.

2. Работы познавательно-поискового типа:

а) подготовительные, направленные на актуализацию опорных знаний;

б) констатирующие, связанные с описанием фактов или явлений;

в) экспериментально-поисковые, которые основаны на исследовательских методах учебных заданий;

г) логически-поисковые, использующиеся задания для обобщения изученного материала по основным, проблемным вопросам.

3. Работы творческого типа:

а) художественно-образные подразумевают собой работу, в итоге которой ученики создают что-то новое, оригинальное;

б) научно-творческие: в них входят задания, которые не входят в школьную программу, имеют повышенную трудность;

в) конструктивно-творческие, которые основаны на творческое проектирование с использованием компьютерных программ.

4. Работы познавательно-практического типа:

а) учебно-практические представляют собой работу, направленную на изготовление наглядных пособий (схем, таблиц, графиков и другие);

б) общественно-практические включают в себя такую работу, которая выходит за рамки школы .

В.П. Стрезикозин систематизирует следующие виды самостоятельных работ:

1) работа с учебником и учебной книгой — данная работа направлена на закрепление материала и самоконтроля;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) работа со справочной литературой — направлена на умение выбирать нужную информацию и ориентироваться в справочниках, энциклопедиях и в другой справочной литературе;

3) решение и составление задач — ориентирована на усвоение и закрепление изученного материала;

4) упражнения — при их выполнении знания не только закрепляются, но и доходят до автоматизма. При решении упражнений развивается память, быстрота реакции, речь, внимание;

5) сочинения — направлены на развитие речи и на пополнение словарного запаса, также дети учатся формулировать свою мысль и анализировать прочитанное;

6) практические и лабораторные работы — это такой вид работы, который подразумевает самостоятельную практическую работу для углубления и закрепление теоретических знаний на практике;

7) работа со схемами, картами и раздаточным материалом — данная работа предназначена для развития логических операций у детей (анализ, синтез, сравнение, умение обобщать и преобразовывать материал, изображать и показывать графически) .

Б.А. Сахаров считает, что самостоятельная работа делится на три вида:

1) воспроизводящая — результат данной работы направлен на усвоение последовательности выполнения задания. Для этого дети находят опорные факты и способы действия, находят рациональный способ решения задания;

2) тренировочная — в них входят задания на распознавание различных объектов и их свойств. В данных заданиях обычно нужно применить теоремы, свойства;

3) творческая — направлены на поиск решения, которое состоит из множества решений задания .

П.И. Пидкасистый предлагает совершенно другую классификацию:

1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу — сюда входят такие задания, как составление задач по образцу или составление вопросов к материалу по образцу.

2. Реконструктивно-вариативные — ученики самостоятельно находят способы решения задач к определенному условию.

3. Эвристические — ученики сами выбирают пути решения задачи.

4. Творческие — ученики получают новые знания и закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний .

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения на классификацию самостоятельной работы, мы увидели, что их достаточно много и все они направлены не только на самостоятельную деятельность, но и на самостоятельное творческое развитие личности.

Организация самостоятельных работ очень сложный и требующий подготовку процесс для учителя. Сложность и подготовка к данному процессу обусловлена тем, что учитель должен обеспечить самостоятельную деятельность на всех этапах, при этом заранее спланировать, организовать и проконтролировать всю самостоятельную работу. Ученики в этом процессе должны научиться получать и использовать знания на практике самостоятельно.

Как и любая работа, самостоятельная работа имеет свои требования.

Рассмотрим требования к самостоятельной работе по закону «Санитарных правил и нормы»:

— в пункте 2.8.10 прописано, что в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной, а в начальных классах их проводят только на 2 — 4 уроках;

— в пункте 2.8.19 сказано, что нужно чередовать виды самостоятельной работы во время всего урока. Общая длительность самостоятельных или практических работ с первого по второй класс не более 25 минут, а для учащихся третьего и четвертого класса не более 35 минут .

А.Г. Хрипкова выделяет следующие требования к самостоятельной работе:

1) самостоятельная работа должна иметь конкретную цель, которую ученик должен достигнуть, применяя знания при определении путей решения и применяя свои знания;

2) самостоятельная работа должна соответствовать уровню знаний ученика и переход от простого к сложному должен быть плавным, постепенным;

3) учитель должен совмещать разные виды самостоятельных работ и управлять самим процессом самостоятельной работы;

4) самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, так как самостоятельная работа имеет задачу развивать познавательные, творческие способности .

С точки зрения Н.Д. Столяренко к организации самостоятельной работы могут быть прдъявлены следующие требования:

1. Самостоятельная работа должна быть целенаправленна, то есть задача учителя состоит в том, чтобы формулировать задание так, чтобы текст был понятен ученикам и интересен. Перед учащимися стоит другая задача: понять, в чем суть задачи и каким образом она будет проверяться. Это и будет придавать осмысленный и целенаправленный характер задаче, который впоследствии будет способствовать более успешному её выполнению.

2. Данная работа должна нести в себе характер самостоятельности. Но при этом учитель должен направлять детей на правильное решение.

3. Для выполнения схем, чертежей, простых измерений и решений несложных задач учитель должен сформировать определенные навыки и умения. Во время выполнения таких видов самостоятельных работ учитель должен дать образец или наглядный пример, который дается или на доске, или на листе с самостоятельной работой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Самостоятельная работа должна нести в себе характер планомерности. Использование частых самостоятельных работ на уроках может привести к тому, что можно замедлить процесс изучения материала по программе, то и учащиеся не получат весь материал в течение учебного года .

К письменной самостоятельной работе А.Е. Бибик предъявляет следующие требования:

1) самостоятельная работа должна способствовать развитию у учащихся как мыслительной, так и творческой активности;

2) она должна быть посильной и опираться на ранее изученный материал;

3) при составлении самостоятельной работы нужно учитывать последовательность возрастания сложности в заданиях и индивидуальные особенности учеников;

4) самостоятельная работа должна также давать новые знания, умения и навыки, заставлять учеников подходить к изучаемому материалу со всех сторон;

5) каждая самостоятельная работа должна быть проверена учителем и использоваться для корректировки (если требуется) знаний, умений и навыков у учеников .

Таким образом, организация самостоятельной работы — это сложный процесс для учителя, который требует хорошей педагогической подготовки. Существует множество требований к самостоятельной работе, которые нужно учитывать при составлении таких работ. Помимо требований к организации нужно учитывать также санитарных правил, норм и рекомендаций, которые тоже имеют очень важное значение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

2. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов. — Волгоград, 1989. — 87 с.

3. Бибик, А.Е. Методика обучения географии в средней школе / А.Е. Бибик. — М. : Просвещение, 1968. — 391 с.

4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя /

H.Д. Гальскова, Е.Г. Тарева. — М. : АРКТИ, 2000. — 165 с.

5. Голант, Р.Г. Самостоятельная работа / Р.Г. Голант. — М. : УЧПЕДГИЗ, 1944. — 255 с.

6. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. — М. : Просвещение, 1961. — 115 с.

7. Замелина, Л. Организация самостоятельной работы на уроке / Л. Замелина // Начальная школа. — 1998. — № 2. — С. 52-59.

8. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. — М. : Юрайт, 2001. — 607 с.

10. Нильсон, О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон. -Таллин, 1976. — 165 с.

15. Столяренко, Л.Д. Педагогика / Л.Д. Столяренко. — Ростов, 2000. — 544 с.

16. Стрезикозин, В.П. Организация процесса обучения в школе / В.П. Стрезикозин. — М. : Просвещение, 1968. — 280 с.

17. Усова, А.В Самостоятельная работа учащихся в средней школе / А.В. Усова, З.А. Вологодская. — М. : Просвещение, 1981. — 125 с.

18. Хрипкова, А.Г. Мир детства: младший школьник / А.Г. Хрипкова. — М. : Просвещение, 1981. -355 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Golant R.G. Samostojatel’naja rabota . Moscow: UChPEDGIZ, 1944. 255 p.

8. Lihachev B.T. Pedagogika . Moscow: Jurajt, 2001. 607 p.

15. Stoljarenko L.D. Pedagogika . Rostov, 2000. 544 p.

19. Hripkova A.G. Mir detstva: mladshij shkol’nik . Moscow: Prosveshhenie, 1981. 355 p.

УДК 371.8

Ю.Н. Рюмина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной

работы

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия ryumina_yulya76@mail.ru

Социально-педагогические аспекты буллинга в образовательной среде

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты буллинга как социально-педагогической проблемы.

Буллинг, школьное насилие, агрессия, профилактика.

К самостоятельной работе на технике связи и АСУ допускается личный состав:

  • прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в использовании техники по назначению, ее техническом обслуживании и текущем ремонте;

  • прошедший медицинское обследование (для специальностей, определенных отдельным перечнем) и признанный по состоянию здоровья годным к работе по соответствующим специальностям;

  • сдавший зачеты по знанию правил и мер безопасности, имеющий требуемую для эксплуатации этой техники группу по электробезопасности и получивший удостоверение на право эксплуатации конкретных типов техники. (Приложение № 7).

Подготовка личного состава по знанию устройства техники связи и АСУ, правил ее эксплуатации и ремонта, мер безопасности при работе с техникой осуществляется в соответствии с существующими программами. (Приложение № 8).

Стажировка для допуска к самостоятельной работе производится на основании приказа командира части в составе экипажей (расчетов) под руководством опытного специалиста и под контролем командира подразделения. В процессе стажировки совершенствуются и закрепляются теоретические знания, приобретаются практические навыки в подготовке к использованию, в использовании по предназначению, техническом обслуживании, текущем ремонте техники связи и АСУ и соблюдением правил и мер безопасности.

Для проверки знаний, практических навыков и определения возможности допуска личного состава к самостоятельной работе на технике связи и АСУ приказом командира части ежегодно назначается комиссия.

Допускается назначение комиссий по подразделениям. Если в воинской части для эксплуатации техники связи и АСУ привлекаются рабочие и служащие РА, то для их допуска к работе в состав комиссии включаются представитель профсоюзной организации и квалифицированные специалисты из числа служащих РА.

I квалификационная группа может присваиваться одним лицом, которое является ответственным за электрохозяйство воинской части, или по его письменному распоряжению лицом с квалификационной группой не ниже III.

Присвоение I квалификационной группы производится после проверки знаний безопасных методов работы на обслуживаемой электроустановке непосредственно на рабочем месте. Удостоверение о проверке знаний при этом не выдается.

Присвоение групп (II — IV) по электробезопасности производится комиссией при наличии в ее составе не менее трех специалистов (в их числе лица, ответственного за электрохозяйство части), имеющих группу по электробезопасности не ниже той, которая должна быть присвоена проверяемому личному составу. Для принятия решения о допуске личного состава к самостоятельной работе и определения классной квалификации специалистов, эксплуатирующих технику, разрешается назначать единую комиссию. (Приложение № 11).

Проверка знаний личного состава производится путем устного опроса и практической проверки каждого специалиста с выставлением оценок по разделам:

  • правила эксплуатации (знание материальной части, порядка подготовки и использования техники по назначению, умение практически работать и выполнять операции технического обслуживания и текущего ремонта);

  • правила электробезопасности (знание правил и мер безопасности и умение выполнять их практически). (Приложение № 12).

Обучение личного состава технике безопасности при проведении всех видов работ производится как в процессе боевой подготовки, так и методом проведения инструктажей по технике безопасности. Личный состав должен проходить следующие виды инструктажа:

  • вводный;

  • первичный на рабочем месте;

  • периодический на рабочем месте;

  • перед началом работ;

  • внеочередной.

Вводный инструктаж проводится с вновь прибывшим в воинскую часть личным составом независимо от его стажа работы и квалификации в целях ознакомления с правилами и мерами безопасности, действующими на территории части, а также с опасностями, которые могут возникать при эксплуатации техники связи и АСУ и использовании различного оборудования. Вводный инструктаж должен проводиться инженером по технике безопасности или начальником службы (подразделения) по инструкции, утвержденной командиром части.

Первичный и периодический инструктажи на рабочем месте проводятся командирами подразделений (командирами, начальниками, в введении которых находится техника связи и АСУ) с каждым в отдельности военнослужащим (рабочим, служащим РА), по специально разработанной программе, непосредственно на рабочем месте. Групповой инструктаж допускается только для личного состава одинаковой профессии и в пределах общего рабочего места.

Первичный инструктаж имеет целью ознакомить личный состав с особенностями работы на конкретном рабочем месте или при выполнении каких-либо видов работ, показать источники возможной опасности, а также методы и приёмы безопасной работы.

Проведение вводного и первичного инструктажа на рабочем месте отмечается в контрольном листе, заполняется на каждого военнослужащего. (Приложение № 9).

Периодический инструктаж проводится не реже 1 раза в 3 месяца и имеет цель закрепить и расширить первично полученные знания личного состава по правилам и мерам безопасности.

Первичный и периодический инструктажи должны содержать следующие основные вопросы:

  • назначение и оборудование рабочего места;

  • опасности, которые могут возникать при производстве работ;

  • питающие напряжения на рабочем месте, способы их контроля и схема защиты;

  • правила поведения на данном рабочем месте;

  • порядок содержания и обслуживания рабочего места перед началом, во время и по окончании работ;

  • порядок взаимодействия с соседними рабочими местами;

  • правила поведения при аварийной обстановке;

  • назначение и правила пользования средствами защиты;

— оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.

Инструктаж перед началом работ проводится непосредственным начальником (ответственным руководителем работ) личного состава и имеет целью:

напомнить основные правила и приемы безопасного выполнения работ и охарактеризовать наиболее опасные операции предстоящей работы;

определить порядок использования защитных средств и взаимодействия личного состава и порядок действия в аварийных ситуациях.

Внеочередной инструктаж проводится командирами подразделений (командирами, начальниками, в введении которых находится техника связи и АСУ) в следующих случаях:

  • при замене или модернизации техники связи и АСУ, если изменяются условия безопасности в работе;

  • при нарушении личным составом правил безопасности;

  • при несчастном случае, происшедшем в части.

Все виды инструктажей (кроме вводного и первичного инструктажа на рабочем месте) учитываются в журнале учета инструктажа личного состава по технике безопасности (Приложение № 10).

На основании типового перечня работ с повышенной опасностью (Приложение № 14) для каждой воинской части разрабатывается свой (более конкретный) перечень работ с повышенной опасностью, который утверждается командиром части. В каждой службе (подразделении), на каждом боевом посту должна быть выписка из утвержденного перечня работ с повышенной опасностью, составленная с учетом особенностей, характерных для данной службы (подразделения), боевого поста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *