Основные средства аудит

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Главную составляющую материально-технической базы организации формируют основные средства и представляют немаловажную значимость в исполнении основных направлений их деятельности.

Основные средства — это совокупность материально-вещественных ценностей, применяемых в качестве средств труда и функционирующих в натуральной форме в протяжении продолжительного периода (свыше 12 месяцев) как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.

В процессе производства основные средства неоднократно применяются, а также в процессе продолжительного этапа сохраняют первоначальный вид и предоставляют собственную цену на стоимость изготавливаемой продукции долями в сумме начисленного износа.

Целью аудита основных средств является сформировать аргументированное мнение относительно полноты и достоверности информации об основных средствах, которая отражена в бухгалтерской (финансовой) отчетности контролируемой организации и пояснениях к ней.

Для получения наиболее полной и достоверной информации относительно всех операций на предприятии с основными средствами, проверяющий (он же аудитор) может использовать следующие методы проверки:

  • проверка на соблюдение всех правил учета в каждой отдельной хозяйственной операции;
  • тщательное инспектирование;
  • подтверждение имеющейся информации;
  • наблюдение;
  • запрос относительно той или иной операции с ОС;
  • пересчет имеющихся данных;
  • аналитические процедуры.

С целью успешного выполнения контроля действий с основными средствами на этапе планирования выполняется анализ оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, что в дальнейшем способен подтверждаться или корректироваться в ходе аудита.

Аудитору при аудиторской проверке следует приобрести подтверждение соответствующего оформления прав собственности организации на объекты основных средств, вытекающие из договоров на основании приобретенных основных средств. Аудитору обязаны предоставлять договоры на формирование, передачу и приобретение объектов основных средств, а в нужных случаях свидетельство о регистрации сделок в соответствии с законодательством. Аудитор привлекает первичные документы для выполнения проверки.

Проверка условий хранения и эксплуатации основных средств подразумевает приобретение данных о том, как организована их применение и за кем закреплены отдельные объекты. С этой целью необходимо осуществить опрос сотрудников предприятия и осмотр производственных помещений.

Не менее важным считается проверка правильности начисления амортизации по отдельным объектам основных средств и в целом. Аудитору нужно получить перечень объектов основных средств, применяющие условия начисления амортизации или ее прекращения.

Способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Избранный способ начисления амортизации по группе однородных объектов применяется в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации.

Проверка операций по движению основных средств считается значимым этапом проверки. С точки зрения законности, целесообразности и правильности отражения в учете должно быть проверено поступление объектов основных средств.

Проверка правильности переоценки основных средств в зависимости от их количества может быть осуществлена сплошным порядком или выборочно. Для этого путем прослеживания первичных документов, проверки арифметических расчетов, обоснованности примененных коэффициентов определяется восстановительная стоимость объектов и сравнивается со стоимостью указанной в ведомости переоценки. Если переоценка осуществлялась не по коэффициентам, то рыночная стоимость объектов должна быть подтверждена документами.

Аудитор рассматривает учетную политику, чтобы подтвердить достоверность проводимой инвентаризации. А именно на предмет обоснования сроков и порядка выполнения инвентаризации. Проверка использованных материалов нужна аудитору для того, чтобы удостовериться в какой степени можно полагаться результатам внутреннего контроля. Если в процесс инвентаризации не определены отклонения, в таком случае можно сделать заключение или об эффективной системе внутреннего контроля, или о формальном характере инвентаризации.

При проверке правильности учета затрат и ремонт основных средств аудитору необходимо удостовериться в том, что верно определена проектно-сметная документация в осуществлении ремонтных работ и узнать не выполняется ли под видом ремонта новейшее постройка и реконструкция основных средств, затраты согласно которым должны относиться на капитальные вложения.

Кроме того аудитором проверяются операции по списанию основных средств. Выбытие основных средств в организации проводится из-за стихийных бедствий, недостач, хищения. В ходе проверки аудитор обязан определить первопричину списания объектов основных средств, процедуру ликвидации пришедших в непригодность и насколько законны и целесообразны. Также они подвергаются сплошной проверке посредством изучения первичных документов и регистров аналитического и синтетического учета.

Аудитор проводит анализ эффективности использования основных средств. На данном этапе на основании первичных документов и аудиторских процедур аудитор должен дать оценку: общему уровню обеспеченности организации основными средствами; техническому состоянию основных средств.

Согласно завершению работ аудитор создает суждение по итогам контроля предоставленного места учета, оформляет пакет рабочих документов, определяет долю аудиторского отчета, которая относится к области проверки и показывает вместе с документацией руководителя проверки.

Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что основные средства занимают особое место в организации. На его формирование, а позже сущность расходуются крупные денежные средства. Как показывает практика , что из всех аудиторских проверок максимальное число ошибок и нарушений выявляется при операциях с основными средствами из-за небрежного ведения бухгалтерского учета.

Список литературы:

  1. Подольский В.И. Основы аудита: учеб. пособие / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательский дом БИНФА, 2011. — 142с
  2. Сивакова Л. А. Методика проведения аудита основных средств Л. А. Сивакова, Н. А. Калуцкая // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 355-358
  3. Юдина Г.А., Черных М.Н.- Основы аудита: учебное пособие, 3-е изд., перераб. и доп. –М.: КНОКУРС,2013-352с.

2.2.1.Методика проведения аудита основных средств

Для глубокого изучения состава и структуры основных средств, которыми располагает организация и отраженных в учете, аудитор должен потребовать от руководства организации подробного списка всех основных средств на дату составления отчета. В список должны быть включены следующие показатели: наименование объекта, дата приобретения, краткая характеристика объекта, балансовая стоимость, норма амортизации, сумма начисленной амортизации.

Проверяя по данному списку правильность отнесения отдельных объектов к основным средствам( от этого зависит достоверность показателей первого и второго разделов баланса ),аудитор должен исходить из экономического содержания, срока полезного использования и стоимости средств. При проведении аудита, аудиторы должны учитывать ,для чего и где используются объекты, отнесенные в бухгалтерском учете к основным средствам. При проверке состава и структуры основных средств следует знать, что к ним относятся :здания ,сооружения ,рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности ,рабочий , продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие основные средства. К основным средствам также относятся также капитальные вложения в коренное улучшение земель и в арендованные объекты основных средств. В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности организации земельные участки ,объекты природопользования.

Необходимо также помнить ,что не относятся к основным средствам предметы стоимостью не более 100-кратного размера установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда за единицу на день приобретения, независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.

Проверяя состав основных средств, необходимо руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов, проверяя стоимость необходимо потребовать информацию о переоценке основных средств.

Важной задачей контроля основных средств в организациях является проверка состояния их хранения ,сохранности и эксплуатационного состояния.

В ходе проверки необходимо выяснить ,за кем закреплены те или иные объекты, как организована их охрана и порядок хранения. Особое внимание при этом следует обращать на соблюдение установленных правил хранения транспортных средств, тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин и орудий ,с тем, чтобы своевременно предупредить руководство организации о фактах бесхозяйственности.

В полном объеме соблюдение действующего порядка хранения и сохранности основных средств выявляют в ходе осуществления документальных проверок.

Путем изучения учетных данных ( по инвентарным карточкам ,описям и спискам -формы № ОС-6,ОС-10,ОС-12,ОС-13) необходимо установить наличие основных средств по их отдельным классификационным группам и местам хранения.

Здесь аудитор должен различить, что в зависимости от объекта применения и эксплуатации основные средства подразделяются на производственные и непроизводственные, а по характеру принадлежности -на собственные, арендуемые и находящиеся у организации в оперативном управлении и хозяйственном ведении..

По степени же использования объектов основные средства подразделяются на средства в: эксплуатации, запасе, стадии достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и на консервации.

В ходе этой проверки определяется соблюдение действующего порядка их учета. В частности , необходимо убедиться в правильности организации аналитического учета ,обращать внимание на наличие инвентарных номерных объектов, технической документации, правильность закрепления технико-экономических показателей в соответствующих учетных регистрах, сроки поступления и оприходования объектов на баланс организации. Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения. Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (ОС-13) , соответствие данных аналитического учета с записями на счете 01 «Основные средства»,регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.

При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно установить причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

Особо тщательно следует проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств. А также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильности отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и , соответственно аудиторские процедуры.

В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или хотя бы осмотра отдельных объектов основных средств.

Проверяя сохранность основных средств , аудитору необходимо убедиться в правильности оценки основных средств в бухгалтерском учете, проводилась ли переоценка и правильно ли она проведена.

При небольшом количестве объектов основных средств такую проверку можно провести в сплошном порядке, при значительном перечне выборочно. Это обусловлено тем, что необоснование или искусственное повышение стоимости основных фондов ведет к повышению себестоимости продукции (работ, услуг) организации и искажению ее финансовых результатов.

Следующей важной задачей контроля основных средств является выявление соблюдения действующего порядка их приобретения и списания, а также отражения их наличия и движения в бухгалтерском учете.

При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обосновано ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.

Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 «Основные средства» , 08 «Капитальные вложения», 60″Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,11 «Животные на выращивании и на откорме» и др.

Источниками таких данных являются акты приема-передачи основных средств(ОС-1),накладные на внутрихозяйственные перемещения (ОС -2),акты приема-передачи отремонтированных объектов, инвентарные карточки, журнал-ордер №13.

При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двухсторонних актов приема-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения установления законности и целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.

Нарушения и ошибки в бухгалтерском учете допускаются главным образом при оформлении движения основных средств .При поступлении основных средств применяются накладные , счета- фактуры, но эти документы не могут служить основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходование и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно быть оформлено актом приема-передачи основных средств (ОС-1).Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации возмещения уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость . Отсюда следует вывод, , что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости объекта и финансовых результатов деятельности организации , а также к увеличению платежей в бюджет по НДС в данном периоде.

При проверке строительства и приобретения основных средств необходимо установить : ведется ли аналитический учет по счету 08 «Капитальные вложения» ,ведутся ли субсчета по счету 08 и соответствуют ли они Плану счетов, куда относятся затраты по капитальному строит5льству,как оформляется ввод в эксплуатацию основных средств, облагаются ли налогом на добавленную стоимость затраты по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом.

Необходимо проверить также правильность оценки приобретения основных средств. Так, основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости .Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату ,признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение, изготовление ,за исключением НДС и иных возмещаемых налогов.

Первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставной капитал организации, признается их денежная оценка, согласованная учредителями организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных организацией по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения, признается их рыночная стоимость на дату приобретения.

Первоначальной стоимостью основных средств ,приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, признается стоимость обмениваемого имуществам. По которой оно было отражено в бухгалтерском учете.

Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях дооборудования, достройки, реконструкции и частичной ликвидации.

Проверке подлежат также правильность определения восстановительной стоимости при переоценке ,которая может производиться организацией не чаще 1 раза в год путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам.

Следующим этапом будет проверка правильности отражения операций по приобретению основных средств на счетах бухгалтерского учета.

В ходе дальнейшей проверки необходимо установить правильность начисления амортизации по основным средствам. Источником информации для проверки являются ведомости расчета амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд ,журнал-ордер №13,расчеты бухгалтерии.

По основным средствам, приобретенным с января 1999 года , амортизационные отчисления производятся одним из способов: линейный, способ уменьшающего остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

Применение одного из способов амортизации стоимости по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока их полезного использования. Не подлежит амортизации стоимость следующих объектов основных средств: полученных по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации, жилищного фонда, внешнего благоустройства, лесного и дорожного хозяйства, продуктивного скота, буйволов, волов и оленей, многолетних насаждений ,приобретенных изданий ,земельных участков, объектов природопользования и объектов , приобретенных с использованием бюджетных средств.

Следует уделить особое внимание проверке правильности отнесения суммы амортизации на издержки производства или списания за счет соответствующих источников средств .

Далее необходимо проверить правильность начисления и отнесения на счета бухгалтерского учета арендной платы за имущество. Аудитор должен тщательно проверить правильность составления договоров по аренде и лизингу имущества, порядок расчета и структуру арендных платежей ,хорошо знать схему возможных проводок для отражения операций по начислению и перечислению этих платежей.

Следующим этапом контроля должна стать проверка правильности учета и отнесения затрат на ремонт основных средств. При проверке необходимо установить :наличие планов и смет ремонта, процентовок , актов приема -передачи выполненных работ ,договоров подряда, актов технического осмотра зданий и сооружений , правильность и своевременность составления указанных документов ;правильность формирования издержек по статьям затрат . не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы. Целесообразность и законность операций устанавливаются на основе проверки первичных документов :нарядов на сдельные работы, ведомостей дефектов на ремонт машин .тракторов и транспортных средств .лимитно-заборных карт на расход материальных ценностей. Следует широко использовать встречную сверку документов, прослеживание операций ,устный опрос ответственных лиц .выборочную контрольную инвентаризацию объема и качества выполненных ремонтных работ, письменные запросы подрядчиков, прослеживание документов . аналитические процедуры окупаемости затрат на ремонт.

Затем необходимо проверить правильность учета и финансирования затрат на ремонт основных средств . Затраты на ремонт основных средств организации могут быть отражены в бухгалтерском учете по одному из вариантов отнесения:

-непосредственно на себестоимость продукции(работ, услуг);

-за счет созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств;

-на расходы будущих периодов с целю равномерного включения в себестоимость продукции( работ, услуг).

При наличии ремонтных работ следует обязательно проверить и проанализировать : насколько достоверны показатели проектно-сметной документации на ремонт и приемо-сдаточных актов на выполненные объемы работ ;не скрываются ли по видом ремонта зданий и сооружений затраты на новое строительство или реконструкцию ,относящиеся к капитальным вложениям.

Все затраты на ремонт основных средств производственного назначения относятся , как известно на себестоимость продукции, и в случае необоснованного их увеличения искажается конечный финансовый результат , следовательно искажается налогооблагаемая прибыль.

Аудиторской проверке подлежат также операции по списанию основных средств. Основные средства организации выбывают вследствие ветхости износа, стихийных бедствий, недостач, хищений, реконструкции и замены малоэффективных объектов, а также продажи. Безвозмездной передачи.

В процессе проверки аудитор должен установить причину списания объектов основных средств, законность и целесообразность этих операций, порядок ликвидации пришедших в негодность . полноту оприходования запасных частей , лома , других материалов, полученных от ликвидации объектов. Законность и целесообразность операций по выбытию основных средств устанавливаются проверкой первичных документов(актов списания, актов приема-передачи, накладных, счетов -фактур),данных аналитического и синтетического учета (карточек учета движения основных средств по форме № ОС-12,журанала-ордера №13 и главной книги).

Аудитору необходимо изучить все акты на списание зданий, сооружений ,машин, оборудования, и другого имущества организации.

При этом следует обращать внимание на соблюдение установленных форм этих документов , заполнение в них реквизитов ,наличие мотивированных заключений комиссии, подписей всех членов комиссии и руководителя организации, утверждающего эти акты.

Следует также выяснить, проводились ли операции по реализации и выбытию по счету 47 » Реализация и прочее выбытие основных средств».

При проверке безвозмездной передачи основных средств надо иметь в виду , что стоимость преданного имущества не должна уменьшать величину налогооблагаемой прибыли . несмотря на то, что выявленный результат от такой передачи имущества относится на финансовые результаты организации.

Путем прослеживания необходимо установить правильность корреспонденции счетов по операциям , связанным с любыми причинами списания основных средств.

Аудиторская проверка основных средств завершается анализом эффективности их использования. Эффективность использования основных средств характеризует показатель фондоотдачи. Определяются коэффициенты : обновления ,выбытия, износа, годности основных средств. На заключительном этапе аудитор должен обобщить результаты проверки. сделать выводы и подготовить для экономического субъекта обоснованные предложения по устранению недостатков и использованию выявленных резервов.

>Аудит основных средств

Аудит основных средств организации

Целью аудита основных средств является проверка законности операций по движению основных средств и подтверждение достоверности информации в бухгалтерской отчетности требованиям законодательства Российской Федерации.

Задачами аудита основных средств организации являются: проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью объектов основных средств; правильность отнесения активов к основным средствам; проверка правильности оценки объектов в учете; проверка оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств; проверка расчетов сумм амортизационных отчислений; проверка информации о ремонте основных средств.

Основным нормативным документом по бухгалтерскому учету является Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/2001.

К источникам получения аудиторских доказательств относятся: бухгалтерский баланс, главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы» и др. счета; приказ об учетной политике организации: инвентаризационные документы: накладные и счета-фактуры; акты о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (№ ОС-1), акты о приеме-передаче здания (сооружения) (№ ОС- 1а), акты о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (№ ОС-16), акты о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (№ ОС-4), акты о списании автотранспортных средств (№ ОС-4а), инвентарные карточки учета объекта основных средств (№ ОС-6) и.т.д.

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

В составе ОС, принимаемых к учету на счет 01 «Основные средства», учитываются также:

  • капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы);
  • капитальные вложения в арендованные объекты ОС;
  • земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Методика аудита основных средств

1. Проверка соблюдения положений учетной политики организации в части организации учета основных средств.

1.1. Наличие в приказе об учетной политике предела стоимости активов (менее 20 тыс. руб.) для их принятия к бухгалтерскому учету в составе материально-производственных запасов.

1.2. Проверка правомерности применения алгоритма ускоренной амортизации по отдельным объектам основных средств.

1.3.Проверка методики учета затрат на ремонт основных средств и порядка создания ремонтного фонда.

1.4. Проверка выбранного способа начисления амортизации. Не амортизируются (п. 17 ПБУ 6/01) следующие объекты:

  • законсервированные и не используемые в производстве продукции. В случае консервации на срок, превышающий три месяца, основное средство исключается из состава амортизируемого имущества. По основным средствам, переведенным по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, начисление амортизации не производится начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел указанный перевод. Это же правило действует в налоговом учете (п. 3 ст. 256, п. 2 ст. 322 НК РФ). Любые затраты на консервацию и последующую расконсервацию производственных мощностей, а также расходы на содержание имущества в период его консервации можно учесть при расчете налога на прибыль как внереализационные. В бухгалтерском учете такие затраты относятся к прочим расходам;
  • арендованные в учете арендатора, за исключением неотделимых улучшений. Срок полезного использования для произведенных арендатором неотделимых улучшений в арендованное имущество равен сроку полезного использования объекта аренды при расчете амортизации;
  • земельные участки; объекты природопользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям.

2. Инспектирование договоров о полной материальной ответственности с работниками в отношении объектов основных средств, изучение состава комиссии, назначенной руководителем организации для контроля за движением и ликвидацией основных средств.

3. Проверка правильности определения первоначальной стоимости основных средств. Аудитору необходимо убедиться в наличии инвентарных номеров, присвоенных каждому объекту основных средств при принятии их к бухгалтерскому учету. Таможенные пошлины и сборы, информационные и консультационные услуги, услуги нотариуса относятся к прочим расходам и поэтому не увеличивают первоначальную стоимость объектов в налоговом учете (ст. 264 НК РФ), в отличие от бухгалтерского учета.

4. Проверка правильности оформления документов и корреспонденции счетов при различных вариантах поступления основных средств.

5. Проверка правильности начисления амортизации в соответствии со способом, указанным в учетной политике организации.

Применение избранного способа начисления амортизации по группе однородных объектов производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в амортизационную группу.

6. Проверка правильности оформления операций и корреспонденции счетов по выбытию основных средств.

7. Проверка правильности возмещения НДС по основным средствам, требующим монтажа, построенных подрядным и хозяйственным способом, а также приобретенных за плату у поставщиков.

8. Проверка затрат на ремонт объектов основных средств, установление условий эксплуатации основных средств и своевременности проведения ремонта.

9. Проверка результатов переоценки основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе. Коммерческие организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации или за счет нераспределенной прибыли.

10. Проверка соответствия отчетных показателей бухгалтерского баланса и приложения к бухгалтерскому балансу показателям главной книги и инвентарным карточкам.

Основные виды нарушении:

  • несвоевременное оприходование объектов в учете;
  • неправильное исчисление первоначальной стоимости поступивших объектов основных средств:
  • некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по движению основных средств;
  • неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации основных средств;
  • отсутствие аналитического учета основных средств;
  • отсутствие учета за балансом организации и инвентарных карточек по арендованным объектам основных средств:
  • списание сумм амортизации по объектам основных средств, сданных в аренду, на себестоимость продукции по основному виду производственной деятельности;
  • не начисляется НДС с рыночной стоимости объекта при безвозмездной передаче основных средств.


1.2 Нормативно-правовое регулирование аудита операций с основными средствами

курсовая работа

Регулирование аудиторской деятельности в целом определяется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» №307, на основании которого определяется деятельность аудиторов, спектр, предоставляемых ими услуг, а также неотъемлемые правила проведения процедур и оформления результатов проверок.

Аудиторская проверка основных средств осуществляется на базе следующих нормативных документов.

— Гражданский кодекс;

— Налоговый кодекс;

— Закон о бухгалтерском учете;

— О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №;

— О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072;

— Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» (ПБУ 21/2008);

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н. Данное положение устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо в качестве субподрядчиков в договорах строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года (долгосрочный характер) или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы ;

— Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30.12.1993 №160;

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н;

— Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91 н;

— Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н;

— Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02″, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N114н;

— Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;

— План счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности предприятий и инструкций по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 н;

— Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». С 1 января 2013 года формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов ;

— Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.

Согласно ПБУ 6/01 Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем .

При принятии основного средства к учету, на основании классификатора, утвержденного постановлением Правительства определяют к какой амортизационной группе будет относиться тот или иной актив, эти данные фиксируют в инвентарной карточке. Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливается порядок и способ начисления амортизации, содержание и восстановление основных средств, а также их выбытие. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402 устанавливает, что активы и обязательства подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация .

Затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.

Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:

· продажи;

· списания в случае морального и физического износа;

· ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

· передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;

· передачи по договорам мены, дарения;

· передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации;

· недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;

· частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции;

· в иных случаях.

Для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств .

Нормативное регулирование аудита операций с основными средствами

бухгалтерский учет аудит экономический

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации состоит из четырех уровней:

  • 1) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-Ф3 от 30 декабря 2008 года.
  • 2)Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;
  • 3)Методические указания, рекомендации и инструкции по ведению аудиторской деятельности;
  • 4)Внутренние документы организации, формирующие ее систему аудиторской деятельности.

К первому уровню системы относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-Ф3. Данный закон является главным документом в системе регулирования аудиторской деятельности, он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности, определяет понятия аудита, правовые основания организации и функционирования аудита, критерии обязательности аудиторских проверок, виды сопутствующих аудиту услуг, место стандартов и норм профессиональной этики, права и обязанности аудиторов и проверяемых субъектов, основные аспекты контроля качества в аудите, вопросы аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, роль саморегулируемых аудиторских объединений и др. Соблюдение данного закона является обязательным для всех аудиторов и аудиторских организаций, а также для лиц, подлежащих обязательному аудиту.

Ко второму уровню системы относятся федеральные правила (стандарты). Значение аудиторских стандартов заключается в том, что они имеют следующие особенности:

  • 1)обеспечивается при их соблюдении высокое качество аудиторской проверки;
  • 2)содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • 3)определяют действия аудитора в конкретных условиях;
  • 4)помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • 5)облегчает работу аудиторов.

Благодаря этому при соблюдении аудиторских стандартов:

  • 1)могут быть получены определенные гарантии качества подготовки аудиторов и проведения аудита;
  • 2)может быть обеспечен определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;
  • 3)обеспечена связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки;
  • 4)обеспечена возможность контроля качества работы аудитора;
  • 5)может быть создан достойный общественный имидж профессии аудитора.

В настоящее время в Российской Федерации действуют 34 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) и 9 Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения всеми аудиторскими организациями.

Третий уровень включает внутренние стандарты саморегулируемых аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила проведения аудита применительно к конкретным отраслям. В соответствии с Федеральным законом № 307-ФЭ от 30.12.2008г. саморегулируемые организации вправе разрабатывать и утверждать стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Согласно п.2 ст. 7 стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов:

  • 1)определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;
  • 2)не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности;
  • 3)не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности;
  • 4)являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Так же к документам третьего уровня относится Кодекс профессиональной этики аудиторов, одобренный Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012г (протокол №4). Данный Кодекс вступает в силу с 1 января 2013г., до этого момента действует Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации 31 мая 2007 г.

Четвертый уровень нормативного регулирования аудита включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральнымправилам (стандартам) аудиторской деятельности. При этом требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов должны быть не ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности саморегулируемого аудиторского объединения, членами которого они являются.

Разработанные аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами внутренние правила (стандарты) — являются документами, детализирующими и регламентирующими единые требования к осуществлению и оформлению аудиторских услуг.

Внутренние стандарты в обязательном порядке подлежат утверждению руководителем аудиторской организации. Для обеспечения контроля за их соблюдением необходимость применения этих правил должна входить в функциональные обязанности аудитора.

В задачи аудита основных средств входят изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению основных средств, оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете; установление объемов выполненных ремонтов основных средств и правильности отражения соответствующих расходов в учете; подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки основных средств, оценка качества проведенной инвентаризации.

Последовательность работ при проведении аудита основных средств можно разделить на три этапа: ознакомительный, основной, заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.

Согласно ФП(С)АД № 2 «Документирование аудита» (Постановление Правительства РФ от 07 октября 2004 г. N 532 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»), необходимо составить и документально оформить:

  • 1)общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки;
  • 2)программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита.

Общий план аудита, прежде всего, определяет последовательность действий аудитора. Поэтому он должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть сроки проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть как реальные трудозатраты, так и уровень существенности и проведенные оценки рисков аудита.

Согласно ФП(С)АД № 3 «Планирование аудита» (Постановление Правительства РФ от 07 октября 2004 г. N 532), программа аудита основных средств является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля — это перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Тесты средств контроля помогают выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудитор, исходя из полученных результатов распределения основных средств по данным классификационным признакам, определяет ряд процедур, которые он будет применять в процессе аудита, а так же намечает критические области, требующие тщательной проверки.

В части аудита основных средств, аудитор может наблюдать за ходом проведения инвентаризации, проводимой сотрудниками аудируемого лица. Эта процедура позволяет установить фактическое наличие отраженных в учете объектов основных средств. Если же аудитор не присутствует на инвентаризации, он изучает составленный по ее завершению акт.

В нормативном регулировании как бухгалтерского учета так и аудитороской деятельности введены ряд положений, которые необходимы для представления достоверной, полной, понятной информации пользователям об основном потенциале любой организации. Задача практики учета и проведения аудита заключается в соблюдении требований нормативных актов.

Виды проверок основных средств

Проверки таких собственных и арендованных активов, как основные средства, бывают двух видов:

  • внутренние;
  • внешние.

Внутренняя проверка основных средств может быть проведена в форме хорошо знакомой всем бухгалтерам инвентаризации, причем инвентаризации не только самих объектов (земельных участков, зданий, оборудования, автомобилей и пр.), но и правильности начисления амортизации, отнесения к амортизационной группе, кредиторской задолженности за них, если таковая имеется, и т.д.

Подобный контроль осуществляет инвентаризационная комиссия, состоящая из сотрудников организации и, возможно, сотрудников аудиторских компаний. Если для инвентаризации приглашается аудиторская фирма, то это уже внешняя проверка.

Внутренняя проверка также может быть организована в форме внутреннего аудита. При этом ход и схема проверки будут аналогичными внешнему аудиту основных средств.

Аудит – это более полная и детальная ревизия. Она призвана подтвердить достоверность отраженных в балансе предприятия сведений об этом виде внеоборотных активов.

Содержание аудиторского контроля основных средств

Вне зависимости от того, кто проводит проверку, при аудите должны быть исследованы следующие аспекты:

  • соответствие способов приобретения основных средств правовым нормам. Для этого анализируются договоры с поставщиками и подрядчиками (при строительстве) и документы о внесении основных средств в уставный капитал;
  • соблюдение налоговых норм при операциях с подобными активами;
  • обоснованность отнесения актива к основным средствам в соответствии с законодательством и учетной политикой предприятия;
  • правомерность включения в ту или иную амортизационную группу, выбора способа амортизации;
  • достоверность формирования первоначальной стоимости актива, в том числе при строительстве его собственными силами организации;
  • правильность переоценки объектов внеоборотных активов и отражения ее в учете;
  • состояние учета объектов, начисления амортизации или износа;
  • обеспечение сохранности активов. Для этого проверяются их передача под ответственность назначенным лицам, отражение движения активов внутри организации, предпринятые меры по сохранению такого имущества от пожара, краж, порчи и пр.;
  • выполнение организацией обязательной инвентаризационной работы в отношении основных средств, ее документальное оформление и отражение;
  • затраты на капитальный и текущий ремонт, их обоснование и достоверность, а также отражение в учете и пр.

Все перечисленное выше относится как к собственным основным средствам организации (в том числе переданным в аренду), так и к арендованным.

Внутренний аудит основных средств

Для поддержания в рабочем состоянии основные средства требуют ремонта. Различают текущий и капитальный ремонт.

Под текущим ремонтом понимаются работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.

Капитальный ремонт производится периодически и включает в себя работы по разборке агрегатов оборудования, замены изношенных деталей на более современные, испытание агрегата, смену изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений и др. работы.

Ремонт основных средств может осуществляться хозяйственным и подрядным способами.

В соответствии с Положением о составе затрат по производству и реализации продукции, включаемых в себестоимость продукции в зависимости от выбранного варианта учетной политики, затраты на ремонт основных средств производственного назначения могут включаться в издержки производства (обращения) одним из способов:

1) путем включением фактических затрат в издержки производства (обращения);

2) путем создания резерва на ремонт;

3) путем создания ремонтного фонда;

4) путем отношения фактических затрат по ремонту на счет расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием.

Глава 2. Внутренний аудит основных средств

Источники информации, используемые при аудите оценки и переоценки основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе методов начисления амортизационных отчислений, ввода основных средств в эксплуатацию и др.

Операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации. Основными источниками информации, необходимыми для аудиторской проверки, служат:

• акт (накладная) приемки-передачи основных средств — ф. ОС-1;

• акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов — ф. ОС-3;

• акт на списание основных средств — ф. ОС-4;

• акт на списание автотранспортных средств — ф. ОС-4а;

• инвентарная карточка учета основных средств — ф. ОС-6;

• акт о приемке оборудования — ф. ОС-14;

• акт приемки-передачи оборудования в монтаж — ф. ОС-15;

• акт о выявленных дефектах оборудования — ф. ОС-16.

• журналы-ордера №№ 13, 10 и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов по сч. 01, 02;

• Главная книга;

• баланс (ф. № 1);

• отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

• приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5);

• другие документы, справки, расчеты и т.д.

Аудитору необходимо проверить: создана ли на предприятии комиссия по приемке основных средств и оформлению ее результатов; оформлены ли договоры купли-родажи основных средств; оформлены ли протоколы договорной цены; правильно ли указана первоначальная стоимость основных средств в актах приемки передачи; правильно ли отражена первоначальная стоимость после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

При проведении аудиторской проверки учета основных средств прежде всего необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Аудитору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

Следует проверить, нет ли объектов основных средств, по которым не ведутся инвентарные карточки, и предложить восстановить на такие средства инвентарные карточки.

Отдельно следует проверить состояние учета основных средств в местах их размещения (в эксплуатации, на складе, в ремонте и т.д.). Для этого аудиторы должны также установить правильность ведения инвентарного списка основных средств (типовая форма № ОС-13), соответствие данных аналитического учета записям на счете 01 “Основные средства”, регулярность взаимной сверки данных бухгалтерского учета.

Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.

Важным моментом в организации аналитического учета является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет, как была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку и уменьшить аудиторский риск.

При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

Особо тщательно надо проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств, а также инвентаризационные описи и приложенные к ним протоколы заседания инвентаризационных комиссий, сличительные ведомости, ведомости результатов последней инвентаризации, решения руководства организации по итогам ее проведения и правильность отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Такая проверка аудитору крайне необходима для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам внутреннего контроля, чтобы скорректировать аудиторский риск и, соответственно, аудиторские процедуры.

В ходе проверки рекомендуется проведение контрольной инвентаризации или, хотя бы, осмотра отдельных объектов основных средств (в местах их постоянного или временного хранения), особенно арендуемых основных средств, так как на практике часто используют фиктивные договоры для начисления арендной платы с целью увеличения себестоимости продукции и присвоения средств.

При проверке отчетности по основным средствам аудитору необходимо проверить: соответствие форм бланков утвержденным формам; соответствие записей сводного аналитического учета записям в Главной книге и балансе; правильность записей по форме № 5 годового отчета о наличии и движении основных средств; правильность проведения проводок по учету основных средств; ведение учета на забалансовых счетах 001 «Арендованные основные средства», 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

По данным проверки состояния контроля и учета объектов основных средств аудитор сможет сделать вывод об эффективности системы внутреннего контроля.

При проверке операций по поступлению основных средств необходимо установить, обоснованно ли экономически строительство тех или иных объектов, включено ли оно в план капитальных вложений, обеспечено ли необходимым финансированием, имеется ли в полном объеме проектно-сметная документация. Необходимо также установить целесообразность и законность приобретения, выявить полноту и своевременность оприходования поступивших в хозяйство основных средств, а также правильность документального оформления и реальность их оценки.

Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путем изучения первичных документов и записей по счетам 01 “Основные средства”, 08 “Капитальные вложения”, 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” и др.

При проверке поступления основных средств в порядке их безвозмездной передачи устанавливают наличие соответствующих двусторонних актов приемки-передачи указанных объектов, их техническое состояние и своевременность оприходования и закрепления за материально-ответственными лицами. Приобретение бывших в эксплуатации объектов у других организаций должно быть тщательно проверено с точки зрения целесообразности каждой операции, а также своевременности поступления и полноты оприходования таких объектов на балансовый учет.

При аудите учета выбытия основных средств необходимо проверить: перечень основных средств и технической документации при передаче основных средств в качестве взноса в уставный капитал; договор купли-продажи; первоначальную стоимость объектов основных средств, приобретенных за иностранную валюту; установлена ли рыночная стоимость при продаже основных средств; начислен ли НДС по безвозмездно переданным основным средствам.

Аудитор должен проверить соблюдение законодательно-нормативных документов по налогообложению. Также необходимо проверить правильность формирования отдельных показателей декларации по налогу на прибыль организации, которые включают доходы и расходы от выбытия основных средств.

Глава 3. Совершенствование учета и аудита основных средств

Основными направлениями совершенствования учета основных средств являются:

1. Автоматизация бухгалтерского учета

Занять лидирующее положение на рынке, повысить эффективность работы персонала, создать оптимальную структуру управления — вот первоочередные задачи руководителя предприятия. В бухгалтерской деятельности это особенно важно, что обуславливает широкое применение бухгалтерских пакетов и программ, благодаря внедрению и совершенствованию которых повышается оперативность обработки данных и достоверность деловой информации, принимаются более объективные финансовые и управленческие решения. Совершенствование автоматизации бухгалтерского учета на предприятии позволит совершенствовать систему управления и создаст предпосылки для более быстрого развития внутренней инфраструктуры предприятия.

Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии и подготовка финансовой отчетности в налоговые органы в условиях переходной экономики России является одной из наиболее важных задач. Ситуация такова, что сам по себе бухгалтерский учет на предприятии может рассматриваться как внутреннее дело предприятия, а основой для оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны государства служит отчетность (бухгалтерский баланс и многочисленные другие отчетные формы), которая должна ежеквартально предоставляться в налоговую инспекцию по месту регистрации предприятия. Кроме того, существуют плановые и внеплановые налоговые проверки, при проведении которых могут потребоваться все бухгалтерские документы, включая первичные.

Безусловно, компьютерная программа не заменит грамотного бухгалтера, но позволит сэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найти арифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовое положение предприятия и его перспективы.

Таким образом, программа поможет избавиться от многих существующих недостатков как бухгалтерского учета в целом, так и его составных частей — основных средств.

2. Введение контроля за учетом основных средств

Введение дополнительного контроля за учетом основных средств и нематериальных активов со стороны руководства предприятия я считаю очень важным. Это означает просмотр руководителем бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать средства на приобретение основных средств, нематериальных активов, тратить меньше времени на убеждение руководства в необходимости приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования основных средств и нематериальных активов сотрудниками предприятия.

Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования основных средств и нематериальных активов, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более полную картину состояния дел на предприятии.

3. Возможность введения международных стандартов в части амортизации основных средств

Одним из направлений совершенствования организации в управлении основными средствами и нематериальными активами является ориентация на Международные стандарты бухгалтерского учета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *