Осужденные инвалиды

УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства юстиции Российской Федерации
от 30 декабря2005 г. № 262

П О Л О Ж Е Н И Е

о группе социальной защиты осужденных
исправительного учреждения
уголовно-исполнительной системы

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и содержание деятельности группы социальной защиты осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (далее – группа), ее основные цели, задачи и функции, права и обязанности сотрудников, устанавливает порядок оказания администрацией исправительного учреждения содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы, а также перечень документации, которую составляют и ведут сотрудники группы.

2. Группа является структурным подразделением исправительного учреждения.

3. Социальная защита осужденных в исправительном учреждении представляет собой комплексную деятельность по оказанию им социальной помощи и поддержки, создающей предпосылки для их исправления в период отбывания наказания и ресоциализации после освобождения, оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы.

4. Социальная помощь оказывается всем осужденным, в первую очередь инвалидам, престарелым, пенсионерам, лицам, переведенным из воспитательных колоний, беременным женщинам, женщинам, имеющим при себе детей, несовершеннолетним, лицам, больным неизлечимыми или трудноизлечимыми болезнями, не имеющим определенного места жительства, утратившим родственные связи, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью.

5. При осуществлении своей профессиональной деятельности сотрудники группы руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства юстиции Российской Федерации, других министерств и ведомств, а также настоящим Положением.

6. Должности сотрудников группы замещаются лицами начальствующего состава, имеющими, как правило, высшее профессиональное образование по специальностям «социальный работник”, «юрист», «педагогика”, «социальная педагогика”, «психология” либо прошедшими курсы переподготовки по специальности «социальная работа”.

7. Непосредственное руководство группой осуществляет заместитель начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе.

8. В состав группы входят:

старший специалист (специалист) по социальной работе с осужденными, старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных. Штатная численность сотрудников группы определяется с учетом лимита и наполнения учреждения, но не менее 2 должностей на учреждение.

9. В исправительных колониях для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, старший специалист по социальной работе входит вместе со старшим психологом и психологом в состав отдела социально-психологической работы с осужденными и непосредственно подчиняется начальнику отдела.

10. В целях более эффективного решения поставленных задач группа взаимодействует с другими службами исправительного учреждения, а также с родственниками осужденных, общественными организациями (объединениями), службами занятости и социальной защиты населения с иными государственными органами.

11. Для осуществления помощи по уходу за инвалидами, тяжело больными могут привлекаться на добровольной основе осужденные, являющиеся членами секции социальной помощи.

12. Сотрудники группы для выполнения своих профессиональных обязанностей обеспечиваются служебными кабинетами, оргтехникой, канцелярскими принадлежностями.

II. Основные цели и задачи группы социальной защиты осужденных

13. Основными целями группы являются создание предпосылок для исправления и ресоциализации осужденных, а также для их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

14. Основными задачами группы являются:

выявление и решение социальных проблем осужденных, оказание им дифференцированной социальной помощи, координирование деятельности других служб исправительного учреждения в решении данных вопросов;

подготовка осужденных к освобождению, организация занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению”, привлечение к их проведению заинтересованных служб учреждения, муниципальных социальных служб;

содействие в восстановлении и укреплении социально полезных связей осужденных, их трудовом и бытовом устройстве после освобождения, решение вопросов, связанных с пенсионным обеспечением осужденных;

выявление лиц и принятие мер по получению документов, удостоверяющих личность осужденного, а также подтверждающих его право на социальное обеспечение;

привлечение специалистов различных служб социальной защиты населения к оказанию помощи осужденным, в том числе консультативной;

привлечение общественности к решению социальных проблем осужденных, в том числе в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из исправительного учреждения.

III. Основные функции группы социальной защиты осужденных

15. К основным функциям группы относятся:

осуществление социальной диагностики осужденных, выявление лиц, нуждающихся в приоритетной социальной помощи, разработка индивидуальных программ по работе с ними;

комплексное изучение личности осужденных, нуждающихся в социальной помощи, совместно с сотрудниками психологической и других служб исправительного учреждения;

обеспечение нуждающихся лиц квалифицированной социальной помощью, стимулирование осужденных на самостоятельное решение своих социальных проблем;

содействие укреплению положительных социальных связей осужденных с внешней социальной средой: с семьей, родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями (объединениями);

привлечение осужденных к деятельности по решению вопросов социальной направленности, организационное и методическое руководство работой секции социальной помощи;

социальное сопровождение осужденных на всех этапах отбывания наказания;

организация непрерывной работы по подготовке осужденных к освобождению;

оказание содействия в вопросах трудового и бытового устройства осужденных, освобождающихся из исправительного учреждения.

16. В воспитательных колониях сотрудники группы взаимодействуют с представителями попечительского совета при воспитательной колонии и родительского комитета колонии с целью оказания помощи осужденным в решении вопросов социальной защиты, трудового и бытового устройства;

организуют сопровождение несовершеннолетних осужденных, которым предоставлено право выезда за пределы воспитательной колонии, а также освобождающихся лиц, которые на момент освобождения не достигли возраста 16 лет;

в необходимых случаях в установленном порядке готовят документы для направления освобождаемого осужденного в учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальное (коррекционное) учреждение для несовершеннолетних с отклонениями в развитии.

IV. Права и обязанности сотрудников

группы социальной защиты осужденных

17. Старший специалист (специалист) по социальной работе имеет право:

осуществлять с первых дней пребывания осужденных в исправительном учреждении деятельность, направленную на их подготовку к освобождению, содействовать приобретению ими образования, профессии и трудовых навыков;

запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения необходимую для своей профессиональной деятельности информацию о личности осужденного;

принимать участие в распределении осужденных по первичным коллективам (отрядам, отделениям, бригадам, учебным классам, группам);

участвовать в подготовке и рассмотрении характеристик осужденных, направляемых в суд для решения вопроса об их условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, по представлению осужденных к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, изменения условий отбывания наказания и вида исправительного учреждения, предоставления осужденным выездов за пределы учреждения по основаниям, предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством;

принимать участие в работе совета воспитателей отряда, оказывать методическую помощь совету коллектива колонии, самодеятельным организациям осужденных;

вносить предложения по социальному обеспечению осужденных, контролировать выполнение рекомендаций по социальным вопросам;

осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций с различной формой собственности по вопросам социальной защиты и поддержки осужденных;

содействовать восстановлению, поддержанию и укреплению социально полезных связей осужденных, формированию навыков поведения в семье и общения в ближайшем социальном окружении;

вносить предложения руководству исправительного учреждения о применении к осужденным мер поощрения и взыскания.

18. Старший специалист (специалист) по социальной работе обязан:

осуществлять социальную диагностику, выявлять социальные проблемы конкретных осужденных, их групп и определять пути их разрешения;

составлять совместно с заинтересованными службами исправительного учреждения социальную карту осужденного;

составлять ежеквартальные планы работы группы и утверждать их у заместителя начальника исправительного учреждения по кадрам и воспитательной работе;

оказывать осужденным индивидуальную помощь, информировать и консультировать их по вопросам пенсионного, иного социального обеспечения; осуществлять руководство секцией социальной помощи осужденным;

вести учет проделанной работы, анализировать ее результаты и влияние на исправление осужденных;

вести учет пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий, с момента наступления у осужденного права на получение пенсии оформлять необходимые документы и направлять их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, сообщать органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, об изменении состава пенсионеров в исправительном учреждении, осуществлять контроль за своевременным перечислением пенсий и социальных пособий органами социальной защиты населения и принимать необходимые меры по устранению недостатков;

готовить необходимые документы для получения осужденными паспорта установленного образца, а также совместно с другими службами принимать меры по получению документов, подтверждающих право осужденных на социальное обеспечение;

оказывать содействие осужденным в восстановлении социальных связей с родственниками, трудовыми коллективами и учебными заведениями, общественными и религиозными организациями;

своевременно информировать руководство исправительного учреждения о проблемах в сфере социального обеспечения осужденных.

19. Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных имеет право:

запрашивать и получать от других служб исправительного учреждения информацию, необходимую для профессиональной деятельности;

принимать участие в работе совета воспитателей отряда, оказывать методическую помощь совету коллектива колонии, самодеятельным организациям осужденных;

осуществлять в рамках должностных полномочий взаимодействие с представителями органов государственной власти, организаций с различной формой собственности, заинтересованными в трудовом и бытовом устройстве осужденных.

20. Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных обязан:

разъяснять положения действующего законодательства, касающихся прав и обязанностей освобождающихся, порядка оказания осужденным содействия в трудовом и бытовом устройстве, оформления документов и получения регистрации;

взаимодействовать с органами местного самоуправления, федеральной службы занятости и органами внутренних дел по избранному осужденным месту жительства, попечительскими советами, иными общественными и религиозными организациями (объединениями), работодателями в предварительном решении вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых;

устанавливать при необходимости контакты с родственниками осужденных или иными лицами с целью подготовки семьи или иных лиц к его предстоящему освобождению из исправительного учреждения;

принимать участие в организации и проведении практических занятий по подготовке осужденных к освобождению;

вести учет проделанной работы, обобщать и анализировать ее результаты, представлять руководству учреждения соответствующую информацию и предложения по совершенствованию профессиональной деятельности.

V. Документация группы социальной защиты осужденных

21. Старший специалист по социальной работе с осужденными составляет и ведет:

социальный паспорт осужденных исправительного учреждения (приложение № 1, 2);

социальную карту осужденного (приложение № 3);

журнал учета пенсионеров и лиц, имеющих право на получение пенсий и социальных пособий (приложение № 4);

отчеты о работе группы социальной защиты осужденных (приложения № 5, 6);

журнал учета приема осужденных по социальным вопросам (приложение № 7).

38. Старший инспектор (инспектор) по трудовому и бытовому устройству осужденных составляет и ведет:

журнал учета занятий в «Школе подготовки осужденных к освобождению”;

журнал учета лиц, освобождающихся из исправительного учреждения;

перечень учреждений, осуществляющих социальное обеспечение и оказывающих социальную помощь гражданам (органы социальной защиты населения, муниципальные центры занятости, дома престарелых и инвалидов, центры реабилитации и адаптации, приюты, социальные гостиницы, дома ночного пребывания и т.п.).

Введение. Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, основываются на идее гуманизации различных сфер жизнедеятельности человека. В связи с этим меняются подходы в работе учреждений, исполняющих наказания, в части совершенствования и развития психологического обеспечения инвалидов, осужденных женщин и несовершеннолетних осужденных. На первый план выходит содержание и качество работы пенитенциарных психологов. Один из значимых аспектов их практической деятельности связан с умением устанавливать, развивать и поддерживать межличностный контакт. Особое внимание в этом вопросе уделяется категории несовершеннолетних осужденных, которые требуют к себе индивидуального подхода в связи с возрастными особенностями и психологической уязвимостью.

В отечественной психологической науке детально изучением природы межличностного контакта занимались Б.Д. Парыгин , Л.Б. Филонов , Е.Л. Доценко , О.И. Миронова и др. Понятие психологического контакта Б.Д. Парыгин использует для рассмотрения параметров процесса общения, и, собственно, любые акты общения, с точки зрения ученого, предполагают установление контакта. Л.Б. Филонов , напротив, полагает, что не каждый акт общения можно назвать психологическим контактом; атрибутивной характеристикой данного вида общения является психологическое сближение людей на эмоциональном, смысловом, ценностном уровнях, при этом показателями контакта выступают его плотность и глубина. Выделив в отдельную научную категорию феномен межличностного контакта, Л.Б. Филонов впервые охарактеризовал сущность этого феномена, на инструментальном уровне обозначил и содержательно раскрыл стадии установления межличностного контакта, описав его основные функции, приемы, психологические барьеры, возникающие на каждой из стадии. Современные исследования проблемы межличностного контакта углубляют его изучение как явления смысловой сферы личности, когда межличностный контакт представляет собой «… процесс, который запускает взаимодействие между субъективными мирами участников контакта, разделенными границей, и способствует созданию совместных смысловых структур» .

Важными для изучения заявленной проблемы являются психологические феномены вынужденности и вынужденного контакта, который определяется как «… психологическая связь субъекта с другим, прежде всего, негативно значимым, заданная сложившейся ситуацией и предполагающая взаимодействие, осуществление которого вызывает у субъекта внутренний конфликт; с одной стороны, присутствует непринятие и сопротивление взаимодействию, с другой стороны, – понимание его необходимости, потенциальной значимости для деятельности, наполненной для субъекта личностным смыслом» . Межличностный контакт несовершеннолетнего осужденного и психолога исправительного учреждения, несомненно, носит вынужденный характер и требует от психолога высокого уровня развития профессиональных компетенций .

Несмотря на имеющиеся исследования в психологической науке проблемы межличностного контакта, работ, связанных с его изучением в отдельных сферах жизнедеятельности, в том числе в пенитенциарной сфере, очень мало.

В настоящей статье приведены результаты исследования, целью которого являлось изучить представления психологов о сущности межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, его структурно-содержательных характеристиках (приемы, задачи, результаты, этапы и пр.). Были поставлены следующие задачи:

  • выявить значения, которые психологи вкладывают в понятие «межличностный контакт с осужденным»;
  • определить, на что психологи обращают внимание при установлении контакта с подростком;
  • описать цели, которые преследуют психологи при установлении межличностного контакта с осужденным;
  • выделить этапы установления межличностного контакта с несовершеннолетним;
  • описать приемы, используемые психологом для установления контакта с подростком;
  • выявить качества, необходимые психологу для установления контакта с подростком;
  • определить результаты установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным.

Метод. Выборку исследования составили 50 психологов воспитательных колоний России (42 женщины, 8 мужчин) в возрасте от 22 до 54 лет.

С целью выявления представлений психологов о межличностном контакте были использованы методика неоконченных предложений и методика написания сочинения.

В методике незаконченных предложений психологам было предложено закончить фразу: «межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным — это…».

В методике написания сочинения участники исследования описывали ситуацию межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, используя 7 опорных вопросов.

1. Опишите, как воспринимался Вами несовершеннолетний осужденный при первичном межличностном контакте?

2. Зачем, по Вашему мнению, нужно установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?

3. Опишите последовательность Ваших действий по установлению межличностного контакта (стадии, этапы)?

4. Какие приемы Вы использовали для установления межличностного контакта?

5. Какие качества Вам помогли установить межличностный контакт?

6. Как Вы определили, что установили с несовершеннолетним осужденным межличностный контакт?

7. Результат межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?

Статистическая обработка данных производилась в табличном редакторе Microsoft Office Excel 2007. Происходил частотный анализ высказываний психологов, расчет процентных долей, наглядное представление данных в форме графиков.

Результаты исследования. Анализ данных методики неоконченных предложений позволяет выделить 8 групп ответов психологов о межличностном контакте с несовершеннолетним осужденным (рис. 1).

Рис. 1. Результаты анализа высказываний психологов о межличностном контакте с несовершеннолетним осужденным (в %): 1 — доверительное взаимодействие, 2 — процесс общения, 3 — вынужденный контакт, 4 — оказание психологической помощи, 5 — доброжелательное отношение к подростку, 6 — внешние условия протекания межличностного контакта, 7 — получение информации об осужденном, 8 — мотивирование подростка на психологическую работу

Из данных рис. 1 следует, что психологи воспринимают межличностный контакт как оказание психологической помощи подростку (28,4%).

В данную группу ответов вошли высказывания: «профессиональная помощь клиенту в поиске разрешения его проблемной ситуации», «помощь в осознании ситуации», «помощь в решении актуальных проблем эмоционального характера», «взаимодействие с целью выявления его проблем и оказания помощи» и др.

Межличностный контакт как процесс общения с несовершеннолетним осужденным описывается в 26,5% ответах респондентов: «взаимодействие между психологом и несовершеннолетним», «процесс общения между психологом и несовершеннолетним», «получение нового положительного опыта общения», «установление отношений», «взаимодействие между психологом и несовершеннолетним», «положительный опыт общения», «обмен информацией», «совместная деятельность» и др.

Отдельную группу высказываний психологов образуют ответы, характеризующие межличностный контакт как вынужденный (13,5%): «это не всегда просто», «сложная, трудоемкая энергозатратная работа», «не всегда легкая задача», «моя забота», «моя ежедневная работа» и др.

При этом участники опроса подчеркивают необходимость, значимость для деятельности данного вида взаимодействия: «разговорить на тесты, которые необходимы психологу», «гибкое использование слабых и сильных сторон несовершеннолетнего», «осуществление контроля социально-психологической обстановки».

Ряд ответов респондентов (11,2%) позволяют оценить межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным как доверительное взаимодействие. Процесс установления доверительных отношений между психологом и несовершеннолетним осужденным включает в себя, согласно высказываниям респондентов, «создание доверительной обстановки», «состояние открытости», «сохранение конфиденциальной информации».

Межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным как возможность мотивировать его на дальнейшую психологическую работу описывается в 7,9% ответов: «залог успешной дальнейшей работы», «создание благоприятных условий для дальнейших взаимоотношений психолога и осужденного», «создание условий для дальнейшей психологической и воспитательной работы» и др.

Часть респондентов (6,5%) характеризуют исследуемое понятие как проявление доброжелательного, эмпатического отношения к подростку. Наиболее встречаемыми в данной категории являются следующие ответы испытуемых: «безоценочное восприятие осужденного», «заинтересованность», «эмпатическая позиция психолога по отношению к подростку».

5,1% опрошенных рассматривают межличностный контакт как способ получения необходимой информации о несовершеннолетнем осужденном: «получение информации об образе жизни, его семье, социальных связях, сферах интересов» «выявление явно выраженных склонностей подростков», «качеств личности несовершеннолетнего осужденного».

Незначительное количество опрошенных (1,9%) определяют межличностный контакт через внешние условия его протекания: «создание благоприятной атмосферы», «создание благоприятных условий и элементов обстановки», «то, что в разных случаях требует разного количества времени».

Таким образом, межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным, согласно мнению психологов, представляет собой оказание психологической помощи подростку в процессе специально организованного общения.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что данное общение, с одной стороны, предполагает доверительность отношений участников межличностного контакта, а с другой — этот межличностный контакт является для них вынужденным. Другими словами, психолог и подросток вынуждены доверять друг другу, в противном случае межличностный контакт между ними не состоится.

Проанализируем сочинения психологов на тему межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным по предложенным опорным вопросам.

На вопрос «Опишите, как воспринимался Вами несовершеннолетний осужденный при первичном межличностном контакте?» психологи отметили (рис. 2):

1. внешние признаки осужденного — 7,3%;

2. чувство тревоги, страха, недоверия подростка — 31,7%;

3. потребность воспитанника в помощи и поддержке — 24,4%;

4. восприятие осужденного как личность, клиента — 26,8%;

5. восприятие осужденного как негативно значимого субъекта общения — 9,8%.

Рис.2. Восприятие несовершеннолетнего осужденного при первичном межличностном контакте (в %): 1 — внешние признаки осужденного, 2 — чувство тревоги, страха, недоверия подростка, 3 — потребность воспитанника в помощи и поддержке, 4 — восприятие осужденного, как личности, клиента, 5 — восприятие несовершеннолетнего как негативно значимого субъекта общения

Большинство психологов (31,7%), воспринимают несовершеннолетнего осужденного в процессе первичного межличностного контакта как испытывающего «чувство тревоги, страха, недоверия», «идущего на контакт с некоторой долей осторожности», «ведущего себя настороженно, напряженно», «находящегося в состоянии ситуативной тревожности». Данная категория отражает восприятие психологом актуального психоэмоционального состояния несовершеннолетнего, обусловленного ситуацией поступления в исправительное учреждение.

24,4% респондентов воспринимают несовершеннолетнего осужденного как подростка, «оказавшегося в сложной жизненной ситуации и нуждающегося в помощи и поддержке». Сложность ситуации для несовершеннолетнего воспитанника состоит в ее «неизвестности», «неопределенности ожиданий», которую он «не до конца понимает и осознает».

Восприятие осужденного как клиента, имеющего свои индивидуальные особенности («историю жизни», «установки», «взгляды, «принципы» и т. д.) прослеживается в 26,8% ответов психологов.

Восприятие несовершеннолетнего как негативно значимого субъекта общения характерно для 9,8% ответов опрошенных: «человек, который нарушил закон», «объект, с которым мне предстоит работать», «особая категория», «мне предстоит с ним работать», «к нему нужен подход».

Наименьшее количество психологов (7,3%) при встрече с воспитанником обращают внимание на внешние признаки осужденного (внешность, особенности одежды и пр.).

Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что психологами воспринимается в первую очередь эмоциональное состояние подростка, его потребность в психологической помощи и поддержке.

На вопрос «Зачем, по Вашему мнению, нужно установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным?» психологи ответили (рис. 3):

1. для дальнейшего психологического сопровождения — 31,8%;

2. для установления доверительных отношений — 22,7%;

3. для сбора информации, необходимой для психолога — 16,7%;

4. для оптимизации эмоционального состояния подростка — 21,2%;

5. для оказания влияния на осужденного — 7,6%.

Рис. 3. Цель установления межличностного контакта (в %): 1 — для дальнейшего психологического сопровождения, 2 — для установления доверительных отношений, 3 — для сбора информации, необходимой для психолога, 4 — для оптимизации эмоционального состояния подростка, 5 — для оказания влияния на осужденного

Большинство психологов указывают, что межличностный контакт с несовершеннолетним осужденным устанавливается ими с целью дальнейшего психологического сопровождения (31,8%): «для формирования положительной мотивации последующих встреч»; «для «успешного продолжения работы с ним», «для дальнейшего психологического сопровождения».

22,7% респондентов отмечают, что межличностный контакт необходим им для установления доверительных отношений с подростком: «чтобы осужденный воспринимал психолога не как врага, а как заинтересованного человека», «вызвать доверие, расположить к себе», «для достижения доверительного отношения подростка к психологу».

С точки зрения 21,2% респондентов, оптимизация эмоционального состояния подростка также выступает одной из значимых целей межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным. В первую очередь, участники исследования указывают на «снятие ситуативной тревожности осужденного», «снижение эмоционального напряжения в ситуации взаимодействия».

16,7% психологов вступают в межличностный контакт с подростком с целью сбора о нем информации: «выявление личностных особенностей несовершеннолетнего», «наиболее полное раскрытие осужденного и понимание причин его поступков».

7,6% респондентов отметили, что в процессе межличностного контакта пытаются оказывать на него влияние.

Таким образом, основной целью установления межличностного контакта является создание условий для дальнейшего психологического сопровождения подростка. Для этого психологам необходимо установить доверительные отношения с осужденным, стабилизировать его эмоциональное состояние.

На вопрос сочинения: «Опишите последовательность Ваших действий по установлению межличностного контакта (стадии, этапы)?» психологи отметили от 2 до 7 этапов (рис. 4).

Рис. 4. Количество этапов установления межличностного контакта (в %), где БО — без обозначения этапов

Большинство психологов выделяют от 2 до 4 этапов в установлении межличностного контакта (66,6%), реже — от 5 до 7 этапов (20,5%). Часть респондентов (12,8%) не выделяеют этапы установления межличностного контакта: «объясняю цель визита», «заключаем соглашение», «на утренней проверке подхожу к вновь прибывшему несовершеннолетнему» «объясняю, кто я», «в течение дня подхожу к несовершеннолетнему», «вывожу из камеры в кабинет» и т. д.

Представленное психологами описание стадий сложно свести в единую систему. Однако можно выделить некоторые схожие моменты в выделении различных этапов.

Значительное количество респондентов (33,8%) выделяют этап завершения: «завершение контакта», «завершение беседы», «завершение общения».

Многие ответы психологов недостаточно структурированы: «прошу рассказать о себе», «рассказываю о том, что и для чего мы сейчас будем делать», «задаю вопросы и внимательно слушаю», «прошу рассказать что-то о себе» и т. д.

Таким образом, можно констатировать, что психологи имеют смутное, приблизительное представление об этапах установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным.

На вопрос «Какие приемы Вы использовали для установления межличностного контакта?» были получены следующие типы ответов психологов (рис. 5).

Рис. 5. Приемы, используемые для установления межличностного контакта (в %)

Наиболее часто упоминаемыми (20,2%) являются приемы «проявление доброжелательности» и «активное слушание». Большинству респондентов характерно проявление расположения, участия, открытости по отношению к воспитанникам, активная демонстрация понимания того, что тот говорит и чувствует.

8,3% ответов указывают на использование такого приема, как «психологическое поглаживание», а именно одобрение, подбадривание, поощрение.

Контакт глаз отмечен в 7,3% ответов респондентов. Следующим значимым приемом выступает проявление эмпатии, сочувствия, сопереживания (5,5%).

Бозоценочность восприятия указывается в 4,6% ответов респондентов, она предполагает «воздержание от оценок», «давления на совесть» и т. п.

По 3,7% приходится на такие ответы, как психологическая подстройка, наблюдение, заинтересованность, внимательное отношение к воспитаннику.

С психологической подстройкой перекликаются следующие указанные респондентами приемы: отзеркаливание (2,8%) и психологическое присоединение (2,8%).

Наименьшее количество утверждений (от 0,9 до 1,8%) приходится на следующие высказывания психологов: перефразирование, разговор на общую тему, повторение, демонстрация принятия, заражение позитивными эмоциями, вежливость, использование фраз единомыслия, местоимения «мы» и пр.

Таким образом, психологи используют при установлении межличностного контакта с подростком разнообразные приемы, среди которых сложно выделить собственно психологические техники. Это может свидетельствовать о том, что психологи используют приемы интуитивно, в зависимости от ситуации и личного опыта.

Результаты ответа на вопрос «Какие качества Вам помогли установить межличностный контакт?» приведены на рис. 6.

Рис. 6. Качества, помогающие в установлении межличностного контакта (в %): 1 — коммуникативная компетентность, 2 — доброжелательность, 3 — самообладание, 4 — эмпатия, 5 — профессиональный опыт, 6 — толерантность

Больше всего (33,9%), способствует установлению межличностного контакта, согласно мнению психологов, коммуникативная компетентность (коммуникабельность, общительность, открытость, заинтересованность в беседе, умение слушать и слышать и др.).

Значительная часть (21,7%) сотрудников при установлении межличностного контакта с осужденным уделяют внимание доброжелательности.

Самообладание, выдержку, терпение отметили 14,8% участников исследования.

Сочувствие, сопереживание, эмпатия встречаются в 12,2% ответов психологов.

9,6% психологов значимым качеством для установления контакта с подростком считают профессиональный опыт психолога, а именно, профессиональную компетентность, практические навыки психотерапии, практический опыт работы.

7,8% сотрудников считают, что для установления межличностного контакта необходимы толерантность, умение воспринимать и принимать клиента независимо от того, кем он является, безоценочное принятие.

Таким образом, при установлении межличностного контакта с подростком психологи опираются преимущественно на коммуникативные способности и самообладание.

Ответы психологов на вопрос сочинения «Как Вы определили, что установили с несовершеннолетним осужденным межличностный контакт?» приведены на рис. 7.

Рис. 7. Индикаторы установления контакта с несовершеннолетним осужденным (в %): 1 — открытость в общении (вербальные признаки), 2 — проявление несовершеннолетним инициативы, 3 — открытость в общении (невербальные признаки), 4 — проявление доверия к психологу, 5 — мотивация на дальнейшую работу, 6 — оптимизация эмоционального состояния

На установление межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, согласно мнению психологов, указывают вербальные (37,1%) и невербальные (27,8%) признаки открытости в общении.

К вербальным признакам открытости в общении были отнесены развернутые, подробные, открытые ответы осужденного, готовность к диалогу, легкость рассказа о себе и т. д.

К невербальным признакам открытости в общении были отнесены: улыбка, открытые позы и жесты, зрительный контакт, открытый прямой взгляд, расслабленная поза осужденного.

Важным показателем успешности установления межличностного контакта является проявление воспитанником инициативы при взаимодействии с психологом (12,4%).

11,3% участников исследования считают, что показателем установленного межличностного контакта является высказывание подростком желания продолжать дальнейшую психологическую работу.

На оптимизацию эмоционального состояния осужденного (спокойный эмоциональный фон, снижение психологического напряжения и др.) указали 9,3% психологов.

Наименьшее количество психологов (2,1%) отмечают, что показателем установления контакта является доверие психолога к осужденному.

Таким образом, признаками установления контакта с подростком являются открытость в общении, инициатива и желание продолжать работу с психологом.

Большинство психологов (51,9%) в качестве результата межличностного контакта с подростком видят готовность осужденного к дальнейшему участию в психологических мероприятиях (рис. 8).

Рис. 8. Результат межличностного контакта, 1 — готовность к дальнейшему участию в психологических мероприятиях, 2 — оптимизация эмоционального состояния подростка, 3 — установление доверительных отношений, 4 — формирование установок на законопослушное поведение, 5 — сбор информации необходимой для психолога

Примерами подобных высказываний могут являться: «мотивация на дальнейшую работу с психологом», «дальнейшая продуктивная работа с психологом», «готовность к дальнейшей работе с психологом», «активное участие в психологических мероприятиях», «обращение за психологической помощью».

Установление доверительных отношений является результатом межличностного контакта в 17,3% ответов психологов. К ответам данной категории относятся: «дальнейшее открытое общение с психологом», «доверительное отношение», «открытость», «откровенность», «получение обратной связи». Важно отметить, что респонденты указывают на доверительное отношение не только к психологу, но и к другим сотрудникам учреждения.

Сбор необходимой для психолога информации упоминается в 15,4% случаев. В данную категорию относится в том числе изучение личности несовершеннолетнего.

11,5% в качестве результата межличностного контакта указывают оптимизацию состояния подростка: оптимизация эмоционального фона осужденного, снижение тревожности, эмоциональный отклик.

Формирование у осужденного установок на законопослушное поведение отмечают 3,8% респондентов.

Таким образом, главным результатом установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным, согласно мнению психологов, является готовность воспитанника к психологическим мероприятиям.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

1. Межличностный контакт для психологов представляет собой оказание психологической помощи несовершеннолетнему осужденному в процессе специально организованного общения.

2. При установлении межличностного контакта психологи обращают внимание на эмоциональное состояние подростка, его потребность в психологической помощи и поддержке.

3. Основной задачей установления межличностного контакта является создание условий для дальнейшего психологического сопровождения подростка.

4. Психологи имеют приблизительное представление об этапах установления межличностного контакта с подростком, их последовательности и специфике.

5. Психологи используют при установлении межличностного контакта с подростком разнообразные приемы, среди которых сложно выделить собственно психологические техники.

6. Установление межличностного контакта с подростком зависит от коммуникативных качеств и самообладания психолога.

7. Признаками установления контакта с подростком являются открытость в общении, инициатива и желание продолжать работу с психологом.

8. Главным результатом установления межличностного контакта с несовершеннолетним осужденным является готовность воспитанника к дальнейшей психологической работе.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 сентября 2015 г. N 221

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ

ПРОХОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ,

ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, И ПОРЯДКА

ПРОХОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ,

ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ

1. Утвердить:

программу прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее — программа) (приложение N 1);

порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее — порядок) (приложение N 2).

2. Федеральной службе исполнения наказаний (Г.А. Корниенко) обеспечить реализацию программы и порядка.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Д. Алханова.

Министр

А.В.КОНОВАЛОВ

Приложение N 1

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 22.09.2015 N 221

ПРОГРАММА

ПРОХОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ,

ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ

1. Программа прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (далее — Программа), подготовлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых им для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, по обеспечению соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, предназначено для освоения:

основ психологии лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, способов применения психологических знаний для оказания им помощи в реализации своих прав и законных интересов;

положений законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении инвалидов, способов оказания консультационной помощи для решения вопросов социальной защищенности.

3. Программа рассчитана на 10 учебных часов и состоит из двух разделов:

1) психологическая подготовка;

2) подготовка в области социальной защиты.

4. Реализация Программы осуществляется в соответствии с примерным учебно-тематическим планом прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами (приложение).

Приложение

к программе прохождения подготовки

сотрудниками учреждений

уголовно-исполнительной системы

в целях обеспечения соблюдения

прав, свобод и законных

интересов подозреваемых,

обвиняемых и осужденных,

являющихся инвалидами

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОХОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ,

ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ

N п/п

Наименование тем разделов

Всего часов

В том числе

теоретических занятий

практических занятий

Раздел I. Психологическая подготовка

Психологическое сопровождение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Конфликтология и техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Технологии социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Планирование социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Содействие социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

ВСЕГО:

Раздел I. Психологическая подготовка

Тема 1.1. Психологическое сопровождение подозреваемых,

обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами

Консультативная (индивидуальная и групповая) работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами.

Психопрофилактическая работа с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами, состоящими на профилактическом учете.

Психологическое сопровождение осужденных, являющихся инвалидами, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях.

Психологическое сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

Тема 1.2. Конфликтология и техника психической

саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми

и осужденными, являющимися инвалидами

Психология конфликта. Понятие и методика работы.

Понятие психической саморегуляции. Техника психической саморегуляции в работе с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, являющимися инвалидами. Схема проведения психической саморегуляции.

Раздел II. Подготовка в области социальной защиты

Тема 2.1. Технологии социальной работы с осужденными,

являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Приобщение к ведению здорового образа жизни и восстановление социально-полезных связей в социальной работе с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Технология восстановления в исправительных учреждениях утраченных документов, удостоверяющих личность осужденного, являющегося инвалидом, и подтверждающих право на получение социальных льгот и гарантий.

Оформление лицам, отбывающим наказания в исправительных учреждениях, инвалидности, пенсий, льгот.

Технология социального сопровождения осужденных, являющихся инвалидами, в период их пребывания в исправительных учреждениях.

Технология подготовки к освобождению и оформления лиц, освобождающихся из исправительных учреждений, для передачи в специальные дома инвалидов или центры социальной реабилитации.

Тема 2.2. Планирование социальной работы с осужденными,

являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях

Основные элементы организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Принципы и сущность планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Технология планирования социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Соответствие разделов плана основным направлениям социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях социальному паспорту исправительных учреждений и наличию социальных проблем.

Примерное содержание специального плана работы группы социальной защиты с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Согласование плана социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, с другими планами, существующими в исправительных учреждениях (планы воспитательной работы, трудовой адаптации).

Взаимодействие сотрудников группы социальной защиты осужденных с другими отделами и службами исправительных учреждений при осуществлении социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами.

Отечественный опыт организации социальной работы с осужденными, являющимися инвалидами, в исправительных учреждениях.

Тема 2.3. Содействие социальной реабилитации осужденных,

являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях

Физиологические, психологические, социально-психологические, медико-социальные особенности осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Создание улучшенных условий для проживания осужденным, являющимся инвалидами, в исправительных учреждениях — задача, предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством.

Профилактика социальной дезадаптации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Проблемы общения, трудовой и досуговой занятости осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях.

Критерии оценки состояния осужденных, являющихся инвалидами, включая оценку их профессиональных потенциальных возможностей с учетом имеющихся у них функциональных нарушений.

Система профессиональной ориентации как средство профессиональной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами.

Особенности использования ресоциализации для социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, в исправительных учреждениях различных видов режимов.

Формы привлечения государственных органов и общественности к решению проблем социальной реабилитации осужденных, являющихся инвалидами, освобождающихся из исправительных учреждений.

Приложение N 2

к приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

от 22.09.2015 N 221

ПОРЯДОК

ПРОХОЖДЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ,

ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ

1. Порядок прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, подготовлен в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в целях получения и совершенствования сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы знаний и навыков, необходимых для выполнения задач, возложенных на уголовно-исполнительную систему, в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

2. Подготовка в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в отношении сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы, непосредственно работающих с осужденными и лицами, заключенными под стражу, а также состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и являющимися инвалидами.

3. Содержание подготовки сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, определяется программой прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами.

4. Прохождение подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляется в рамках служебной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2012 N 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы (зарегистрирован Минюстом России 13.09.2012, регистрационный 25452).

5. Непосредственное руководство, а также контроль за организацией и состоянием прохождения подготовки сотрудниками учреждений уголовно-исполнительной системы в целях обеспечения соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных, являющихся инвалидами, осуществляет начальник учреждения уголовно-исполнительной системы и его заместители.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *