Осужденный к исправительным работам

Статья 44. Порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам

1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензии по исполнительным документам.

3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.

4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (часть дополнена с 6 января 2000 года Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 июня 2009 года Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 106-ФЗ.

5. Пособия по временной нетрудоспособности осужденного исчисляются из его заработной платы без учета удержаний в размере, установленном приговором суда (часть в редакции, введенной в действие с 21 января 2007 года Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 273-ФЗ.

6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью.

7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

Комментарий к статье 44 УИК РФ

1. Наиболее существенными правоограничениями следует признать удержания из заработка осужденных, которые установлены в пределах от 5 до 20%. Закон специально не указывает, чем должен руководствоваться суд, назначая тот или иной конкретный процент удержаний. Нам представляется, что суды в данном случае должны руководствоваться положениями ст. 60 УК РФ и учитывать «характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи». Последнее указание имеет особенно важное значение применительно к рассматриваемому вопросу, ибо ясно, что размер удержаний из заработка осужденного ущемляет интересы не только его самого, но и всех членов его семьи.

2. Однако это правоограничение было весьма существенно ослаблено УИК РФ по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Часть 2 комментируемой статьи установила, что удержания производятся только из заработной платы осужденного и лишь по основному месту работы <1> (основным является то место работы, где у осужденного находится трудовая книжка). Если иметь в виду, что в настоящее время значительная часть граждан России работает по совместительству, иногда и в нескольких организациях, станет ясно, что удержания у этих лиц существенно сократились. С другой стороны, ясно, что проконтролировать работу осужденных по совместительству практически невозможно, так как их трудовая книжка находится по основному месту работы. Согласия администрации основного места работы на службу по совместительству не требуется. Осужденный всегда может оставить место работы по совместительству, если о ней даже случайно стало известно уголовно-исполнительной инспекции.

———————————
<1> Заметим, что по этому пути пошли не все страны — бывшие республики СССР. Так, ст. 41 УИК Республики Беларусь указывает, что с работающих по совместительству удержания производятся по каждому месту работы.

Правда, нельзя не учитывать, что здесь возможны и злоупотребления: осужденный может сознательно занижать свой заработок по основному месту работы за счет повышения его по другим местам работы, где он числится работающим по совместительству.

Удержания по приговору производятся независимо от всех других удержаний, в том числе и по исполнительным листам. Поэтому правило, предусмотренное ст. 138 ТК РФ, согласно которому удержания не могут превышать 50% заработка, здесь не применяется. Согласно ч. 3 ст. 138 ТК ограничения, установленные этой статьей, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного работодателем здоровью работника, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%. Это означает, что осужденному и его семье остается на жизнь только 30% заработка.

Удержания должны производиться со всей суммы заработной платы по основному месту работы, включая все виды денежных премий, предусмотренных установленными системами оплаты труда и не носящих характера единовременного поощрения. Не имеют значения периодичность выплаты премий и источники финансирования. Из суммы заработка не исключаются налоги и другие платежи. Не имеют значения другие претензии к осужденному по исполнительным документам. В отличие от ранее действовавшего законодательства, если осужденный работает по совместительству на нескольких работах, удержание производится только из заработной платы по основному месту работы. Указанные в приговоре удержания производятся независимо от наличия претензий по исполнительным документам за каждый проработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении — за проработанное время.

3 — 4. Удержания не должны производиться из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат, в том числе премий, единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы; из заработка за дни, проработанные сверх графика, из других сумм, не являющихся заработной платой (командировочных сумм, выходного пособия, полученного при увольнении, и т.п.).

Если часть доходов осужденный получает в натуральном виде (рабочие сельскохозяйственных предприятий, члены некоторых кооперативов; это встречается и на других предприятиях), удержания производятся с учетом натуральной части заработной платы.

5. Закон регламентирует порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае болезни осужденного. Установлено, что пособия исчисляются из заработной платы осужденного с учетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

6. В отдельных случаях из заработка осужденного могут быть ошибочно удержаны излишние суммы. Например, в случае отмены или изменения приговора, а также при досрочном освобождении, когда уголовно-исполнительная инспекция не успевает предупредить бухгалтерию предприятия, где работает осужденный, о необходимости прекратить удержания из заработка. В этом случае излишне удержанные суммы возвращаются осужденному.

7. Назначая процент удержаний из заработка, суд исходит из материального положения осужденного и его семьи на момент вынесения приговора. Однако в процессе отбывания наказания материальное положение может ухудшиться вследствие каких-либо вновь открывшихся обстоятельств (например, болезнь кого-либо из членов семьи, стихийное бедствие — пожар, наводнение и др.). Закон считает это достаточным основанием, чтобы просить суд о снижении процента удержаний. С заявлением в суд может обратиться сам осужденный, администрация предприятия или учреждения, в котором он работает, а также уголовно-исполнительная инспекция. Разумеется, основание снижения процента удержаний должно быть документально подтверждено. В этом случае суд рассматривает заявление с участием осужденного и других лиц, которые могут пояснить что-либо по существу дела, изучает необходимые документы и выносит решение по существу.

Удержания из заработка являются существенным карательным элементом. Они затрагивают имущественную сферу прав осужденного. Это ставит вопрос о том, можно ли отнести исправительные работы к числу имущественных наказаний. Нам представляется, что на данный вопрос должен быть дан отрицательный ответ.

Ограничения имущественных прав являются важным, но не единственным карательным элементом наказания в виде исправительных работ. Более того, почти каждое наказание затрагивает эту сферу прав личности. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может привести к невозможности работать по специальности и резко сократит заработок осужденного. Лишение специального звания также уменьшает денежное содержание осужденного и в ряде случаев приводит к его увольнению. Осужденный к обязательным работам выполняет их бесплатно, в то время как он мог бы это время потратить на оплачиваемую работу. С удержаниями из заработка связано и осуждение к ограничению по военной службе. Приговоренный к ограничению свободы чаще всего будет работать не по специальности, к тому же проживая вне дома; все это не может не привести к материальным потерям. Нет необходимости доказывать, что имущественные права осужденного ограничиваются и при отбывании лишения свободы. Как видим, практически все наказания связаны с ущемлением имущественных прав осужденного.

Имущественные взыскания, которые были всегда присущи рассматриваемому наказанию, дали основание некоторым авторам в 20 — 30-х годах XX века считать исправительные работы штрафом в рассрочку. На этом основании предлагалось отказаться от этого наказания. Такую точку зрения высказывали М.М. Исаев <1>, С.В. Познышев <2>, позднее — В.С. Тадевосян <3>. В последующие годы эта точка зрения поддержана не была, и ряд авторов выступили против нее в защиту сохранения исправительных работ как самостоятельной меры наказания <4>. Было указано, что «в настоящее время речь может идти лишь о дальнейшем повышении эффективности исправительных работ, о выявлении и устранении тех причин и условий, которые мешают в полной мере использовать возможности данного вида наказания в борьбе с преступностью» <5>.

———————————
<1> Исаев М.М. Основы пенитенциарной политики. М., 1927. С. 165.
<2> Познышев С.В. Учебник уголовного права. М., 1923. С. 257.
<3> Тадевосян В.С. Политика и практика применения исправительно-трудовых работ // За социалистическую законность. 1935. N 3. С. 17.
<4> Бушуев И.А. Исправительные работы. М., 1959. С. 56.
<5> Михлин А.С., Гуськов В.И., Кириллова И.А. и др. Исправительные работы и их эффективность. М., 1967. С. 25.

Предложения об отказе от исправительных работ делались и в период разработки УК РФ. Более того, в одном из опубликованных проектов УК РФ этой меры наказания не было <1>. Принятие этого предложения привело бы к существенному росту наказаний в виде лишения свободы за счет лиц, совершивших преступления небольшой тяжести. Суд фактически встал бы перед проблемой — лишение свободы, обязательные работы или штраф, ибо предусмотренные в УК РФ ограничение свободы и арест, помещенные между штрафом и лишением свободы, не применяются и вряд ли будут применяться в ближайшие годы, поскольку ни арестных домов, ни исправительных центров в уголовно-исполнительной системе нет. Не предусмотрено для этого и финансовых ассигнований. Если учесть финансовое положение многих осужденных, которые попросту не смогли бы заплатить штраф, а также незначительный карательный элемент обязательных работ, ясно, что большинство из них оказалось бы в местах лишения свободы.

———————————
<1> Уголовный кодекс Российской Федерации. (Общая часть). Проект. М.: Изд. Минюста России и Государственно-правового управления Президента РФ, 1994.

Однако протесты юридической общественности были услышаны законодателем, и исправительные работы нашли свое место в УК РФ <1>.

———————————
<1> Заметим, что не все государства — бывшие республики СССР сохранили исправительные работы в системе наказаний. Так, УК Кыргызской Республики отказался от такого наказания, как исправительные работы, за что подвергался критике со стороны ученых этой республики. См.: Сыдыкова Л.Ч. Теоретические проблемы системы и видов наказаний по уголовному праву Кыргызской Республики: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. Алматы, 2000. С. 27.

Нельзя не отметить, что новая регламентация исправительных работ в УК РФ и УИК РФ привела к ослаблению ущемления именно имущественных прав осужденных. Изложенное показывает, что сам законодатель не считает имущественные ограничения основными карательными элементами исправительных работ. Поэтому мы приходим к выводу, что исправительные работы не могут быть отнесены к числу имущественных наказаний.

Другой комментарий к статье 44 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает порядок производства удержаний из заработной платы осужденных к исправительным работам.

В соответствии со ст. 50 УК РФ из заработка осужденного к исправительным работам ежемесячно производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Началом производства удержаний из заработной платы осужденного считается день начала срока отбывания наказания.

Сотрудники УИИ ежемесячно проверяют по учетным карточкам осужденных данные организаций об удержаниях, правильность и своевременность их исчисления и перечисления в доход государства. При обнаружении нарушений УИИ направляют соответствующую информацию администрации организаций или в орган службы занятости для принятия мер к устранению недостатков. Кроме того, такие проверки осуществляются сотрудниками УИИ не реже одного раза в год непосредственно по месту работы осужденных и ежеквартально по месту регистрации в качестве безработных. О результатах проверок составляются акты, в которых отражаются выявленные нарушения и предложения по их устранению.

Акты составляются в двух экземплярах, один из которых остается в организации, а второй, с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом, хранится в УИИ и используется для контроля за устранением обнаруженных недостатков.

2. В случаях систематического неправильного или несвоевременного представления расчетных сведений о работе осужденного, его заработной плате (пособии по безработице) и произведенных удержаниях УИИ сообщает об этом в прокуратуру для привлечения виновных должностных лиц к ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ.

Удержания производятся по основному месту работы осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую половину месяца, а при увольнении — за проработанную часть месяца. С лиц, призванных на военно-учебные сборы в период отбывания наказания, удержания также производятся из заработной платы, выплачиваемой им по основному месту работы.

Удержания производятся из общей суммы заработной платы осужденного с учетом всех видов дополнительных выплат без исключения налогов и других платежей, а также независимо от наличия к осужденному претензий по исполнительным документам. В соответствии с трудовым законодательством общий размер удержаний по нескольким исполнительным документам (исправительные работы, алименты, судебные иски) не может превышать 50%. С лиц, зарегистрированных в органах службы занятости, удержания производятся со всей суммы выплачиваемого пособия по безработице.

Учитывая, что осужденные могут работать в организациях любых форм собственности, предусмотрены особенности производства удержаний из различного вида доходов осужденных.

3. В целях правильного определения размера заработка осужденного окончательный расчет производится с учетом данных налоговых и финансовых органов о его доходе за истекший период.

Удержания из заработка, выражающегося как в денежной, так и натуральной форме, производятся в пропорциональном отчислении из обеих его частей. При этом натуральный объем дохода остается в организации, а его стоимость по государственным закупочным или рыночным ценам перечисляется в доход государства. Удержания из натуральной части заработка производятся по мере ее поступления и при окончательном расчете.

С лиц, работающих в организациях, где предусмотрена оплата труда по итогам определенного периода (года, сезона, рейса, окончания какого-либо вида работ), удержания производятся по мере начисления заработка.

Сумма ежемесячных удержаний с осужденных, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров рассчитывается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в декларациях этих лиц. Окончательный расчет осуществляется по итогам года в соответствии с размерами полученной прибыли. Сведения о предполагаемых доходах и полученной прибыли запрашиваются УИИ в налоговых органах по месту жительства осужденного и приобщаются к личному делу.

При начислении вознаграждения по итогам года за общие результаты работы организаций, при окончательном расчете и выплате заработной платы за сезонные работы, получении доходов в результате индивидуальной трудовой деятельности удержания производятся не из всей начисленной суммы, а пропорционально времени, в течение которого осужденный отбывал исправительные работы.

4. Удержания не производятся из: пенсий и пособий, получаемых осужденными в порядке социального обеспечения и страхования; выплат и вознаграждений единовременного характера, не предусмотренных системой заработной платы (в том числе компенсаций за неиспользованный отпуск); заработка, начисляемого за дни, проработанные сверх графика работы; выходного пособия, сумм, выплачиваемых в качестве компенсации за расходы, связанные с командировками, переводами, приемом на работу и направлением в другие местности, а также за использование лично принадлежащего работнику инструмента, транспорта, за невыданную спецодежду, спецобувь; иных компенсационных выплат и заработка, начисленного за работу не по основному месту работы.

Пособия по временной нетрудоспособности осужденному исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда.

Удержанные суммы ежемесячно, а в ряде случаев с иной периодичностью, в день выдачи заработной платы осужденным перечисляются организациями через банковские учреждения в доход государства по платежным поручениям.

В случае отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осужденного, возвращаются ему полностью. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене приговора и прекращении дела или изменении приговора.

5. УИИ, сам осужденный или администрация организации, в которой он работает, в случае ухудшения материального положения осужденного вправе обратиться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из его заработной платы. При этом в суд направляются документы, подтверждающие обоснованность ходатайства. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного.

6. К работе по контролю за правильным производством удержаний УИИ вправе привлекать финансовые и налоговые органы. Это может осуществляться путем проведения совместных проверок организаций, использующих труд осужденных к исправительным работам, и обмена информацией о реальных доходах осужденных.

В настоящее время в условиях нестабильной деятельности организаций снизилась их платежеспособность, что приводит к образованию задолженности по удержаниям из заработной платы осужденных. На практике УИИ используют разные формы взысканий. В ряде мест дебиторская задолженность взыскивается продукцией и товарами народного потребления, как выпускаемыми организациями-должниками, так и полученными ими по бартеру (зерно, мука, уголь, мясо, строительные материалы, холодильники), которые используются для нужд ИУ. Практикуется взыскание задолженности путем взаимозачетов, когда организации представляют УИИ прайс-листы с перечнем производимой продукции, а сотрудники УИИ совместно с отделом маркетинга или хозяйственным отделом управления исполнения наказаний по области (краю) составляют трехстороннее соглашение (ФСИН, организация, УИИ) на проведение взаимозачета. Полученная от организации продукция сдается на базу (склад) и используется ИУ.

Во многих регионах вопросы ликвидации задолженности решаются через органы прокуратуры и арбитражные суды. На основании сведений о суммах задолженности организаций территориальные органы УИС направляют в адрес администрации организации письма с предупреждением о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ и необходимости погашения задолженности, копии которых высылаются в прокуратуру.

В случае неперечисления долгов по удержаниям от исправительных работ в арбитражный суд направляется исковое заявление от имени юридического лица (территориального органа УИС) в трех экземплярах (для арбитражного суда, ответчика и истца). К нему прилагаются копии акта проверки организации, претензионного письма о погашении задолженности, справка об удержанных суммах и сроке задолженности, сведения об отработанном осужденными времени, копии приговоров (определений, постановлений), расчет банковской ставки за период неперечисления удержанных сумм, включая день направления материала в арбитражный суд. После получения исполнительного листа территориальный орган УИС направляет в банковское учреждение, осуществляющее банковское обслуживание должника, инкассовое поручение о снятии денежных средств со счета должника и зачислении их на расчетный счет службы исполнения наказаний субъекта РФ с приложением подлинного экземпляра исполнительного листа арбитражного суда. При отсутствии денег на счете дебитора банк делает соответствующую отметку на исполнительном листе, заверяет гербовой печатью и возвращает юридическому лицу, которое, в свою очередь, направляет в службу судебных приставов письмо об обращении взыскания на имущество должника (с приложением исполнительного листа с отметками банка о его частичном исполнении или неисполнении) для взыскания задолженности в принудительном порядке.

Статья 44 УИК РФ. Порядок производства удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам

  1. Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.
  2. Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осуждённого за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам.
  3. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осуждённого. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно.
  4. Удержания не производятся из пособий, получаемых осуждённым в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  5. Пособия по временной нетрудоспособности осуждённого исчисляются из его заработной платы без учёта удержаний в размере, установленном приговором суда.
  6. В случаях отмены или изменения приговора суда с прекращением дела суммы, излишне удержанные из заработной платы осуждённого, возвращаются ему полностью.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция, сам осуждённый или администрация организации, в которой он работает, вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осуждённого в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учётом всех доходов осуждённого.

Негативным последствием наказания в виде исправительных работ являются удержания в доход государства части заработной платы осуждённого, производимые с первого дня выхода его на работу. В соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ из заработка осуждённого к исправительным работам производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%. Началом производства удержаний из заработной платы осуждённого считается день начала срока отбывания наказания, т.е. день выхода осуждённого на работу.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуждённых к исправительным работам и перечислением удержанных сумм в соответствующий бюджет. Для осуществления такого контроля, а именно для проверки финансовой документации организации уголовно-исполнительные инспекции вправе привлекать финансовые и налоговые органы.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работы осуждённого за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы за вторую его половину независимо от наличия претензий по исполнительным документам; при увольнении денежные средства удерживаются за проработанную часть месяца. Удержания осуществляются из заработной платы осуждённого, включая все виды дополнительных выплат, в том числе денежные премии, предусмотренные системой оплаты труда, если они не имеют характера единовременного вознаграждения. Как гласит п. 90 Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, из суммы заработной платы не исключаются налоги и другие платежи.

Приказ Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества». Если по общему правилу, установленному ч. 2 ст. 138 ТК РФ, размер удержаний по нескольким исполнительным документам не может превышать 50% заработной платы, то для лиц, отбывающих исправительные работы, ч. 3 указанной статьи делает исключение и устанавливает максимальный размер удержаний из заработной платы равным 70%. В отличие от ИТК РСФСР 1971 г., в соответствии с которым удержания производились по каждому месту работы осуждённого к исправительным работам (ст. 95), действующее уголовно-исполнительное законодательство является более гуманным, устанавливая взимание удержаний только из заработной платы по основному месту работы осуждённого.

Такой подход позволяет осуждённым иметь дополнительный заработок и в большей степени обеспечивать себя и свою семью материальными средствами. Однако в случае ухудшения материального положения отбывающего исправительные работы размеры удержаний в доход государства из его заработной платы могут быть уменьшены. Снижение удержаний производится судом с учётом всех доходов осуждённого по ходатайству самого осуждённого, уголовно-исполнительной инспекции или администрации организации, в которой осуждённый работает. Причинами снижения размера удержаний могут быть, например, рождение ребёнка, болезнь члена семьи осуждённого или его самого и др.

При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осуждённого. Натуральная часть переводится в стоимостное выражение. Удержанные суммы перечисляются администрацией организации платёжным поручением в соответствующий бюджет ежемесячно. С лиц, которым ежемесячная заработная плата не начисляется, а определяется по итогам какого-либо периода (года, сезона, рейса, окончания выполнения определённого вида работ), удержания взимаются по мере начисления заработной платы.

Окончательный расчёт производится с учётом данных налоговых и финансовых органов о доходе осуждённого в истекшем году. Сумма ежемесячных удержаний с лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и фермеров устанавливается исходя из предполагаемых доходов, заявленных в их декларациях. Окончательный расчёт производится по итогам года исходя из размера полученной ими прибыли. При получении расчётных сведений инспекция проверяет правильность и своевременность производства и перечисления удержаний и вносит данные в учётную карточку осуждённого. В случае обнаружения нарушений принимает меры к их устранению. Сотрудники инспекции не реже одного раза в шесть месяцев проверяют правильность удержаний из заработной платы осуждённых непосредственно по месту работы. О результатах проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых остаётся в организации, а второй (с отметкой представителя администрации организации об ознакомлении с актом) хранится в инспекции и используется для контроля за устранением недостатков.

Уголовно-исполнительным законодательством предусмотрен перечень некоторых видов доходов, получаемых осуждёнными, с которых удержания не производятся. К ним относятся:

  • пенсии, которые осуждённые к исправительным работам получают в порядке социального обеспечения, пособия, носящие единовременный характер и получаемые по социальному страхованию;
  • выплаты и вознаграждения, не предусмотренные системой заработной платы отбывающих исправительные работы, которые также носят единовременный характер, к ним относится и компенсация за неиспользованный отпуск;
  • заработок осуждённого к исправительным работам, если он отработал сверхурочное время, которое дополнительно в срок наказания не входит;
  • заработок, получаемый не по основному месту работы;
  • суммы, которые получены осуждённым в виде компенсации за расходы во время нахождения в командировке, в связи с переводом, приёмом на работу вновь и другие компенсации;
  • выходное пособие;
  • суммы, выплачиваемые отбывающим наказание за использование принадлежащего осуждённым инструмента, транспорта, сумм, используемых осуждённым на приобретение не выданных организацией спецодежды, спецобуви, иных компенсационных выплат.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»(в редакции от 29 декабря 2006 г.) граждане, осуждённые по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, безработными быть признаны не могут, однако согласно ч. 2 ст. 35 того же Закона выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учёта в качестве безработного только в случае осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы.

СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915. 6. Частью 5 ст. 44 УИК РФ определяется особый порядок исчисления размера пособия по временной нетрудоспособности для лица, отбывающего исправительные работы. Данная норма до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 273-ФЗ «О внесении изменений в статьи 25 и 44 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» устанавливала, что пособия по временной нетрудоспособности осуждённого исчисляются из его заработной платы за вычетом удержаний в размере, установленном приговором суда. Данное положение ставило в достаточно сложную ситуацию осуждённых к данному виду наказания, поскольку размер пособия у них был ниже пропорционально производимым удержаниям, чем у работников, не отбывающих данный вид наказания. Но вышеуказанный Закон исправил ситуацию и в настоящее время пособия по временной нетрудоспособности осуждённого к наказанию в виде исправительных работ «исчисляются из его заработной платы без учёта удержаний в размере, установленном приговором суда».

СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 36. Статья 183 «Гарантии работнику при временной нетрудоспособности» ТК РФ гласит, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности, размер и условия выплаты которого устанавливаются федеральным законом.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 180-ФЗ «Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году»пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из средней заработной платы застрахованного лица, выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий, за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности с учётом непрерывного трудового стажа и других условий, установленных нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности следует исчислять из фактического заработка застрахованного лица по основному месту работы с учётом заработка, полученного работником на условиях внутреннего совместительства.

РГ. 2005. 27 дек. Исчисление же средней заработной платы осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ, согласно которой для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

При любом режиме работы расчёт средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). При этом в случае повышения размера заработной платы в расчётном периоде указанное повышение учитывается с даты повышения фактически начисленной заработной платы.

При отмене приговора или изменении его с прекращением дела излишне удержанные из заработной платы осуждённого суммы возвращаются ему через соответствующий банк за счёт организации, которой производились удержания. Основанием для возврата является определение (постановление) надзорной инстанции об отмене или изменении приговора и прекращении дела.

«Лекции по дисциплине «Экономика органов и учреждений УИС»»

Лекция 9.

Оплата труда и материальное стимулирование на предприятиях

исправительных учреждений.

Понятие нормирования труда. Принципы и элементы организации оплаты труда. Тарифная система. Формы и системы оплаты труда. Начисление заработной платы осужденным и удержания из нее. Организация и охрана труда осужденных. Социальные гарантии. Организация труда и заработной платы аттестованных сотрудников УИС.

1. Понятие нормирования труда

Нормирование труда – определение максимально допустимого количества времени для выполнения конкретной работы или операции.

Нормирование труда основано на внедрении прогрессивных, технически обоснованных норм.

Для нормирования труда осужденных используются следующие виды норм:

Ú норма времени – время, необходимое для выполнения единицы работы (единицы продукции, операция) одним работником или группой работников;

Ú норма выработки – количество изделий, операций, которое должно быть изготовлено в единицу времени;

Ú норма обслуживания – количество единиц оборудования, которое обслуживается одним работником;

Ú норма численности – численность рабочих, определенной квалификации для выполнения определенного объема работ.

Основные методы изучения затрат рабочего времени:

Хронометраж – изучение затрат рабочего времени путем наблюдения и измерения повторяющихся элементов операций, т.е. определенные движения, действия. Хронометраж может быть непрерывным и выборочным. В первом случае наблюдаются все операции в порядке их выполнения, во втором случае отдельные элементы операций, независимо от их последовательности.

Фотография рабочего времени – это наблюдение и измерение всех затрат рабочего времени в течение всего рабочего дня или его части, определяется время обслуживания рабочего места, время подготовки к работе и время перерывов.

2. Принципы и элементы организации заработной платы

Оплата труда в УИС строится на тех же принципах, что и в других сферах деятельности:

Ú оплата труда в зависимости от количества и качества труда;

Ú дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности;

Ú превышение темпов роста производительности труда над темпами роста заработной платы.

Элементы организации оплаты труда:

Ú Фонд оплаты труда (далее – ФОТ) – сумма средств, предназначенная для оплаты труда;

Ú нормирование труда – определение максимально допустимого количества времени для выполнения конкретной работы или операции (минимально допустимое количество продукции, изготавливаемой в единицу времени);

Ú тарифная система – совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется дифференциация и регулирование уровня заработной платы;

Ú формы и системы оплаты труда – способы установления зависимости между величиной заработной платы и трудовым вкладом работника.

3. Тарифная система

Тарифная система – совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется регулирование заработной платы.

Тарифная система включает в себя:

Ú тарифную сетку;

Ú тарифные ставки;

Ú тарифно-квалификационный справочник;

Ú районные коэффициенты – надбавка за работу в отдаленных местностях и районах крайнего севера.

Тарифная сетка – это шкала, состоящая из определенного количества тарифных разрядов (в бюджетных организациях – 18 разрядов) и соответствующих им тарифных коэффициентов. Тарифная сетка рабочих различных специальностей, как правило, состоит из 5-6 разрядов. Пример тарифной сетки представлен в таблице 9.1.

Тарифные ставки рассчитываются планово-экономическим отделом и утверждаются заместителем начальника колонии по производству. Изменяются, как правило, при увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ). Тарифный коэффициент первого разряда равен 1. Тарифные коэффициенты последующих разрядов показывают во сколько раз соответствующие тарифные ставки больше тарифной ставки первого разряда.


Таблица 9.1.

Часовые тарифные ставки рабочих.

Вводятся с «__» _________ 200_г.

Разряды

1

2

3

4

5

6

Коэффициенты

1,0

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

С нормальными условиями труда

4,84

5,37

5,95

6,58

7,31

8,08

С вредными условиями труда

5,42

6,01

6,66

7,37

8,19

9,05

Ночные, с нормальными условиями труда

1,69

1,88

2,08

2,30

2,56

2,83

Ночные, с вредными условиями труда

1,90

2,10

2,33

2,58

2,87

3,17

Тарифная ставка – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда за единицу рабочего времени. Могут быть: часовые, дневные, месячные.

Тарифная ставка первого разряда наименьшая и равняется МРОТ.

Тарифно-квалификационный справочник предназначен для тарификации работ, определения уровня квалификации работника и присвоения ему соответствующего разряда.

Квалификация работника определяется на основании квалификационных требований, которые определяют профессиональные знания и навыки, которыми должен обладать работник определенного разряда по каждой профессии и специальности.

Районный коэффициент – надбавка за работу в отдаленных местностях и районах крайнего севера.

4. Формы и системы оплаты труда

Затраты труда измеряются качеством потраченного времени и величиной изготовляемой продукции.

На практике применяются две основные формы оплаты труда: сдельная и повременная, каждая из которых подразделяется на ряд систем.

При повременной форме оплаты труда заработная плата начисляется за фактически отработанное время. Специалисты и служащие получают должностной оклад, а рабочие тарифную ставку. Данную форму оплаты труда целесообразно применять на работах, не поддающихся нормированию или учету.

В целях материального стимулирования работников применяется повременно-премиальная система оплаты труда, при которой в дополнение к заработку за отработанное время работник получает премию за достижение определенных показателей работы. Например, месячная норма – 160 часов, фактически отработано – 120 часов, оклад – 10 тысяч рублей, тогда заработная плата за отработанное время составит: 120ч./160 ч. * 10 000 руб. = 7500 руб.

Сдельная форма оплаты труда представлена в следующих основных системах.

Прямая сдельная оплата труда – заработок определяется на основе сдельных расценок и объема выполненных работ, имеет разновидности:

Ú индивидуальная сдельная система оплаты труда рациональна при детальном разделении труда, когда определенную операцию выполняет один рабочий;

Ú коллективная (бригадная) сдельная оплата труда применяется, когда производственный процесс осуществляется бригадой, внутри которой нет четкого разделения труда и развито совмещение профессий.

Коллективный заработок распределяется между членами бригады с учетом вклада каждого, может применяться показатель – коэффициент трудового участия (далее – КТУ), который учитывает индивидуальную производительность труда, качество, совмещение профессий, увеличение зон обслуживания, соблюдение трудовой и производственной дисциплины и т.д. С учетом КТУ могут распределяться: сдельный приработок, премии, экономия по ФОТ.

Разновидностью сдельной оплаты является аккордная оплата труда, сущность которой в том, что рабочему или бригаде сумма заработной платы определяется за комплекс работ, применяется, как правило, в строительстве. Например, ремонт квартиры – оплата за всю работу.

Сдельно-премиальная система (может быть как индивидуальная, так и бригадная) – это оплата труда, при которой к заработной плате по прямым сдельным расценкам добавляется премия за достижение определенных результатов в работе:

Ú увеличение объема производства;

Ú улучшение качества продукции;

Ú экономия материалов.

Сдельно-прогрессивная оплата труда предусматривает оплату изготовленной продукции в пределах норм по прямым сдельным расценкам, а оплату продукции, произведенной сверх норм, по повышенным расценкам. Например, произведено 100 ед. продукции, из них 80 штук по плану, 20 – сверх плана. Плановый выпуск оплачивается по ставке 100 руб./шт., сверхплановый – 110 руб./шт. Тогда размер оплаты составит:

На плановый выпуск: 80шт.×100руб./ш=8000 р.

На сверх плановый: 20шт.×110руб./ш=2200 р.

ИТОГО: 10 200 рублей.

5. Начисление заработной платы осужденным и удержания из нее

Труд осужденных оплачивается в соответствии с его количеством и качеством по нормам и расценкам, установленным законодательством о труде. Размер оплаты труда осужденных, отработавших определенную за месяц норму, не может быть меньше МРОТ (ст. 105 УИК РФ).

Если осужденный отработал неполный рабочий день или неполную рабочую неделю – оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Продолжительность рабочего времени устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом РФ и составляет 40 часов в неделю (несовершеннолетним от 16 до 18 лет не более 36 ч. в неделю, 15-16 лет не более 24 ч. в неделю).

Условия труда осужденных (охрана труда, техника безопасности, производственная санитария, сверхурочные, разрывной рабочий день, работа в ночную смену и т.д.) регулируется трудовым законодательством.

Некоторым категориям может устанавливаться неполное рабочее время (беременные женщины, женщины, имеющие детей до 14 лет). В этом случае оплата осуществляется пропорционально отработанному времени или объему выполненных работ.

При начислении заработной платы осужденным могут учитываться все виды дополнительной оплаты, предусмотренные для рабочих и служащих соответствующих отраслей, за исключением надбавки за выслугу лет и отдаленность.

За время простоя не по вине осужденного заработная плата насчитывается за фактически выполненную работу, но не может быть менее 2/3 тарифной ставки (ст. 157 ТК РФ).

Работа в выходные и праздничные дни оплачивается в двойном размере, либо предоставляется дополнительный день отдыха. В этом случае работа в праздничный день оплачивается в однократном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ст. 153 ТК РФ).

Осужденные могут привлекаться к работам без оплаты труда по благоустройству ИУ и территории в порядке очередности не более двух часов в неделю.

Заработную плату осужденных необходимо отличать от реальной суммы денег, которая зачисляется на лицевой счет осужденного.

Из заработной платы осужденных (пенсии, иного дохода) производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию, включая стоимость питания, одежды, коммунальных услуг. Помимо расходов по содержанию, из заработной платы осужденных удерживается налог на доходы физических лиц. Если по приговору суда осужденный обязан возмещать материальный ущерб, то из зарплаты или иного дохода производятся удержания материального ущерба. Оставшаяся сумма зачисляется на лицевой счет.

В соответствии со ст. 107 УИК РФ на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25% заработной платы, пенсии или иного дохода. На лицевой счет мужчин старше 60 лет, женщин старше 55 лет, инвалидов 1 и 2 группы зачисляется не менее 50 % дохода.

Стоимость медикаментов, обуви и одежды, кроме стоимости спецодежды, удерживается из заработной платы осужденных по фактическим сложившимся ценам.

Фактические затраты на питание определяются ежемесячно и должны включать стоимость продовольствия и расходы, связанные с приготовлением пищи: вода, электроэнергия, амортизация кухонного оборудования.

Пример 9.1.

Определить какая сумма будет начислена на лицевой счет осужденного, если заработная плата начисляется по сдельно-прогрессивной системе, плановое задание на месяц – 600 изделий, фактическая часовая выработка – 4 изделия/час., отработано – 160 ч. Каждое изделие сверх плана оплачивается по расценкам на 25% выше установленной нормы, плановые расценки – 15 руб./ изд. Осужденный выплачивает алименты на одного ребенка. Расходы по содержанию составляют 3000 руб/мес.

Решение.

1. Всего произведено продукции за месяц: 160 ч.*4 шт/ч. = 640 шт.

Начисленная оплата составит:

600 шт.*15 руб./изд. = 9000 рублей – за продукцию, произведенную по плану.

Оплата за сверхплановую продукцию:

40 шт.*15 руб./шт.*1,25 = 750 рублей.

Всего за месяц начислено – 9750 рублей.

2. Удержания:

Ú налог на доходы физических лиц (НДФЛ) = 9750руб.*13% = 1267,5 руб.;

Ú алименты = (9750руб.-1267,5)*25% = 2120,63 руб.;

Ú расходы на содержание = 3000 руб.

Итого удержано: 1267,5+2120,63+3000 = 6388,13 руб.

3. На лицевой счет осужденного будет зачислено:

9750 руб. – 6388,13 руб. = 3361,87 руб., т.к. 3361,87 руб. > (9750 * 25%).

6. Организация и охрана труда осужденных.

Социальные гарантии

Привлечение осужденных к труду основывается на следующих принципах, сформулированных в гл. 14 УИК, законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными:

1. подчинение производственной деятельности учреждений выполнению основной задачи – исправление осужденных;

2. обязательность труда (не обязаны: женщины старше 55лет, мужчины старше 60 лет и инвалиды 1,2 групп);

3. сочетание труда и профессионального обучения осужденных;

4. интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

5. привлечение осужденных к труду с учетом их трудоспособности, по возможности специальности.

В отдельных случаях запрещается привлекать осужденных к труду по имеющимся у них специальностям. Например, приговором суда осужденному запрещено заниматься определенными видами деятельности. Также Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ № 205 от 03.11.2005 г. установлен перечень работ и должностей, на которых запрещено использовать осужденных. Указанными Правилами установлено, что осужденные не могут привлекаться к труду на всех работах и должностях в управлениях, отделах (службах) территориальных органов уголовно-исполнительной системы; в административных зданиях, в которых размещается личный состав, осуществляющий охрану учреждений, находится оружие, служебная документация, специальные технические средства.

Кроме этого, не допускается труд осужденных:

Ú на работах, связанных со средствами связи и множительной техникой;

Ú на работах, связанных с использованием медикаментов, взрывчатых веществ;

Ú на работах, связанных с материальной ответственностью (бухгалтер, кассир);

Ú на работах, связанных с подчинением им вольнонаемных работников.

На всех осужденных распространяются правила охраны труда и техники безопасности, установленные законодательством о труде.

К работам с машинами, станками и другими агрегатами осужденные допускаются только после ознакомления с их устройством и прохождения инструктажа по технике безопасности (далее – ТБ).

На работах с вредными условиями они обеспечиваются индивидуальными средствами защиты (спецодежда, обувь) бесплатно.

Ответственность за охрану труда и ТБ на предприятиях ИУ несут начальник ИУ и директор предприятия.

Контролирует соблюдение законодательства об охране труда и ТБ инженер по ТБ.

Несчастные случаи, происходящие с осужденными во время работы и повлекшие утрату трудоспособности более чем на один день, подлежат учету и регистрации в специальных журналах.

На осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду, распространяются социальные гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, за некоторым исключением.

Оплачиваемый отпуск. Его продолжительность зависит от возраста, условий труда, отношения к труду и устанавливается:

Ú 18 дней – для несовершеннолетних;

Ú 12 дней – для остальных категорий.

Отпуск может быть увеличен до 24 дней несовершеннолетним, до 18 дней другим категориям осужденных в следующих случаях:

Ú перевыполнение норм выработки;

Ú осужденным образцово выполняются производственные задания на тяжких работах и работах с вредными условиями труда;

Ú на предприятиях, расположенных в районах крайнего севера;

Ú инвалидам 1 и 2 группы.

Отпуск может предоставляться с выездом за пределы ИУ, либо без выезда.

Пенсионное обеспечение. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии. Для исчисления размера пенсии осужденным выдается справка о заработной плате.

Социальное обеспечение включает государственное социальное страхование, которому подлежат осужденные, привлеченные к оплачиваемому труду. Основные элементы:

Ú пособие по времени нетрудоспособности;

Ú пособие на рождение ребенка и уходу за ним;

Ú пособие по инвалидности;

Ú пенсия по случаю потери кормильца (выплачивается нетрудоспособным членам семьи осужденного).

7. Организация труда и заработной платы аттестованных сотрудников УИС

Условия и порядок прохождения службы в органах и учреждениях УИС регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного совета РФ №4202-1 от 23.12.1992 г. (далее – данное Положение).

Данным Положением регламентируется порядок приема и увольнения аттестованных сотрудников, порядок перемещения по службе, требования, предъявляемые к сотрудникам, оплата труда, социальные гарантии и некоторые другие вопросы.

На службу в органы и учреждения УИС принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности.

Не могут быть приняты на службу граждане, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, имеющие судимость.

Увольнение со службы также как и в гражданских организациях возможно как по инициативе сотрудника, так и по инициативе администрации.

Основания для увольнения по инициативе сотрудника:

Ú по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

Ú по достижении предельного возраста пребывания на службе (45 лет);

Ú по болезни;

Ú по собственному желанию.

По инициативе администрации сотрудника могут уволить:

Ú по достижении предельного возраста;

Ú по сокращению штатов;

Ú в связи с нарушением условий контракта;

Ú в связи с вступлением в силу обвинительного приговора суда.

Для сотрудников устанавливаются следующие виды отпусков с сохранением денежного содержания:

Ú очередной ежегодный;

Ú краткосрочный;

Ú по болезни;

Ú каникулярный;

Ú в связи с окончанием учебного заведения;

Ú дополнительные (за стаж службы, исполнение обязанностей во вредных условиях, за особый характер службы).

Кроме того, сотрудникам предоставляются отпуска в связи с рождением ребенка, по уходу за детьми, творческие и в связи с обучением, а также иные, установленные действующим законодательством.

«Сотруднику органов внутренних дел оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска (лечения) и обратно…». Последнее предложение не случайно приведено в кавычках. Оно дословно взято из данного Положения. Как видим, в нем не оговаривается, где сотрудник будет проводить отпуск: на территории страны или за её пределами. Ограничения, которые вводили министерства и ведомства (МВД, ФСНП, Минюст и другие) в предыдущие годы, по оплате проезда к месту проведения отпуска только по территории России основаны больше на нашей истории, чем на норме Закона. Эта норма существовала ещё при Советской власти, когда выехать за границу большинству наших граждан было не реально, и соответственно проезд в те годы оплачивали только на территории страны – СССР.

Социальные гарантии сотрудников перечислены в статье 54 данного Положения. Принципиально они не отличаются от социальных гарантий наемным работникам, установленных Трудовым кодексом РФ.

Денежное довольствие сотрудников уголовно-исполнительной системы состоит из:

I. оклада денежного содержания, который включает в себя оклад по занимаемой штатной должности и оклад по специальному званию;

II. процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание;

III.иных дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты сотрудникам УИС состоят из:

Ú ежемесячной надбавки за сложность и напряженность в размере до 160% от оклада по занимаемой штатной должности;

Ú премии за образцовое исполнение служебных обязанностей до трех окладов денежного содержания;

Ú единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам года, но не менее трех окладов денежного содержания в год.

Некоторые иные виды выплат:

Ú надбавка за секретность;

Ú вознаграждение за классную квалификацию;

Ú подъемное пособие;

Ú единовременное пособие при увольнении;

Ú материальная помощь не менее двух окладов;

Ú районный коэффициент;

Ú доплата по уходу и тренировке служебных собак;

Ú компенсация за сверхурочную работу;

Ú компенсация за неиспользованный отпуск (выплачивается только при увольнении);

Ú страхование на случай гибели, инвалидности;

Ú компенсации на санаторно-курортное лечение;

Ú оплата проезда к месту проведения отпуска;

Ú компенсация за наём жилых помещений;

Ú компенсация за содержание детей в дошкольных учреждениях;

Ú компенсация за использование личного транспорта.

Ежемесячные и иные надбавки имеют цель стимулировать длительную службу, повышение квалификации; носят характер гарантий и компенсаций при переезде на новое место службы, при найме жилья, за работу в сложных условиях и т.д.

Помимо перечисленных выплат, аттестованные сотрудники ежемесячно получают единовременное денежное поощрение в размере оклада по занимаемой штатной должности. Компенсация за продпаёк была отменена в 2007 году, сумма компенсации вошла в оклад по специальному званию и, наконец-то, начала индексироваться.

Начиная с 2001 года, аттестованные сотрудники начали уплачивать налог на доходы физических лиц на общих основаниях.


Таблица 9.1.

Классификация надбавок и дополнительных выплат на ежемесячные и единовременные.

Ежемесячные

Единовременные

Надбавка за выслугу лет

Пособие при увольнении

Надбавка за секретность

Подъемное пособие при перемещениях

Вознаграждение за квалификацию

Вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей

в течение года

Надбавка за работу в лесных учреждениях

Пособие на погребение

Надбавка за непрерывную службу в отдаленных местностях

Материальная помощь

Надбавка за сложность и напряженность

Премии, выплачиваемые поквартально

Пример 9.2.

Оклад по занимаемой штатной должности старшего преподавателя вуза ФСИН – 2664 руб., оклад по специальному званию капитана – 899,1 руб., выслуга в календарном исчислении составляет 6 лет, т.е. надбавка – 40 %. Надбавка за сложность и напряженность установлена 100 %. Рассчитаем размер зарплаты старшего преподавателя за календарный месяц без учета компенсации за литературу.

Решение.

Дополнительно к окладу денежного содержания будут выплачиваться:

Ú единовременное денежное поощрение – 2664 руб.;

Ú надбавка за сложность и напряженность – 2664 руб. (2664руб.*100%);

Ú надбавка за выслугу лет – 1425 руб. ((2664руб.+899,1руб.)*40%);

Ú районный коэффициент насчитывается на все виды выплат и в данном случае составит: (2664+899,1+1425,24+2664+2664)*30% = 3094,92 руб.

ИТОГО начислено за месяц: 2664+899,1+1425,24+2664+2664+3094,92 = 13 411,26 руб.

Удержания (НДФЛ) – 13411,26*13% = 1743,46 руб.

Сотрудник получит на руки – 11 667,78 руб.

Термины и понятия:

— показатели производительности труда: выработка и трудоемкость;

— методы определения выработки: натуральный, трудовой (нормативный), стоимостной;

— нормирование труда;

— фотография рабочего времени;

— хронометраж;

— списочная численность;

— явочная численность;

— среднесписочная численность;

— принципы оплаты труда;

— элементы организации зарплаты;

— тарифная система и элементы ее составляющие;

— формы оплаты;

— системы оплаты труда;

— КТУ.

Вопросы и задания:

1. Какие виды норм применяются для нормирования труда осужденных?

2. На каких работах целесообразно применять повременную форму оплаты труда?

3. На каких работах целесообразно применять сдельную форму оплаты труда?

4. Распространяется ли МРОТ, установленный ТК РФ на осужденных?

5. Какова продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ?

6. Имеют ли право осужденные на оплачиваемый отпуск?

7. Какой минимум начисления на лицевой счет осужденного определен УИК РФ?

8. Имеют ли право осужденные на пенсию по старости?

9. В каких случаях запрещается привлекать осужденных к труду по имеющейся у них специальности?

10.На каких работах запрещается привлекать осужденных к труду?

11.Какие социальные гарантии предусмотрены для аттестованных сотрудников?

12.На заводе работают 2860 рабочих, годовой фонд рабочего времени одного человека – 1860 часов. В планируемом году намечено сэкономить 400 тыс. человеко-часов. Определить планируемый рост производительности труда на заводе, выраженный экономией рабочей силы (в абсолютных и относительных единицах).

13.Часовая тарифная ставка 1 разряда 5 рублей, диапазон тарифной сетки 1,8. За работу в тяжелых и вредных условиях труда установлена доплата к тарифной ставке 12%. Рассчитайте тарифную ставку 6 разряда для рабочих с нормальными и вредными условиями труда.

Статья 105. Оплата труда осужденных к лишению свободы

1. Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

2. Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.

3. Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.

Комментарий к статье 105

1. В учреждениях, исполняющих наказания, сохраняется принцип материальной заинтересованности. Труд осужденных оплачивается в соответствии с законодательством о труде. На осужденных распространяются премиальные системы оплаты труда, коэффициенты и другие виды надбавок и доплат к заработной плате, действующие в государственном секторе производства, за исключением вознаграждения за выслугу лет, надбавок и льгот за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. п. «а» ст. 2 Постановления Минтруда РФ «Об утверждении разъяснения «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Хакасия» (в редакции от 17 июня 2003 г.)).

2. Часть 2 ст. 105 УИК РФ воспроизводит требование, установленное в ч. 2 ст. 133 ТК РФ, согласно которому месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В случае если осужденный работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, оплата производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.

Время простоя, происшедшего не по вине осужденного, оплачивается в размере не менее двух третей его средней заработной платы (ст. 157 ТК РФ). Время простоя по вине осужденного не только не оплачивается, но и может повлечь применение к нему мер дисциплинарного воздействия.

3. При необходимости привлечения осужденных к работе в выходные или праздничные дни им предоставляется другой день отдыха или денежная компенсация не менее чем в двойном размере. Если осужденные привлекаются к сверхурочной работе, она оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. По желанию осужденных сверхурочная работа может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

4. На основании ст. 23 Федерального закона 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст. 92 ТК РФ руководитель предприятия для работающих осужденных инвалидов I и II группы устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени (не более 35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда.

Осужденные инвалиды III группы привлекаются к труду с ограничениями, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Руководители предприятий вправе уменьшить работающим осужденным с ограниченной трудоспособностью нормы выработки: инвалидам по старости — на 10%, инвалидам I, II и III группы, а также больным туберкулезом — на 20%. При снижении норм выработки изменяются и расценки на единицу выпущенной продукции.

5. В соответствии со ст. 2 Положения о порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденного Правительством РФ от 15 октября 2001 г. N 727, а также Инструкцией «Об условиях и оплате труда лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС Минюста России, порядка таких удержаний, а также расчетов за проведенные междугородние и международные переговоры» (утверждена Приказом ГУИН Минюста России N 261 в 2001 г.) осужденным выплачиваются пособия по обязательному государственному социальному страхованию:

— по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

— по беременности и родам;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель);

— единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении);

— ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).

6. Заработная плата зачисляется на лицевой счет осужденного. Стимулируя производительный труд осужденных, законодатель предусмотрел норму, согласно которой заработанные в период отбывания наказания средства осужденные вправе расходовать без ограничений (ч. 2 ст. 88 УИК РФ).

7. В соответствии со ст. 190 Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний УИС (2006 г.) осужденным, прибывшим из следственных изоляторов или других воспитательных колоний и трудоустроенных, при отсутствии средств на их лицевых счетах может быть начислен аванс в счет будущего заработка в пределах сумм, установленных для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости в воспитательных колониях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *