От 1 декабря 2009 г n 982

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 4 марта 2016 г. N 168

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 1 ДЕКАБРЯ 2009 Г. N 982

Правительство Российской Федерации постановляет:

а) дополнить единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный указанным постановлением, разделом 9685 следующего содержания:

«9685 Аттракционы и запасные части к ним

Аттракционы механизированные»;

б) дополнить единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденный указанным постановлением, разделом 9685 следующего содержания:

«9685 Аттракционы и запасные части к ним

Аттракционы немеханизированные».

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2016 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д.МЕДВЕДЕВ

Подготовлено Минпромторгом России в соответствии с .

При эксплуатации аттракционов ежегодно происходит не менее 10 несчастных случаев по причине несоответствия оборудования требованиям безопасности или его неисправности.

Требования безопасности в отношении аттракционов (механизированных и немеханизированных) устанавливаются в национальных стандартах. Однако такие стандарты не включены в перечень стандартов, применение которых обеспечивает выполнение действующих технических регламентов, и применяются исключительно на добровольной основе.В Евразийском экономическом союзе технический регламент, устанавливающий обязательные требования в отношении аттракционов, пока не принят.

В соответствии с Федеральным законом до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство России утверждает и ежегодно уточняет единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия. Продукция, включённая в такие перечни, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям безопасности, установленным в национальных стандартах.

Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, соответствие которой подтверждается в форме принятия декларации о соответствии, утверждены .

В целях предотвращения несчастных случаев при использовании аттракционов подписанным постановлением внесены изменения в постановление №982.

Установлено, что аттракционы подлежат обязательному подтверждению соответствия: механизированные – в форме сертификации (с учётом повышенной опасности), а немеханизированные – в форме принятия декларации о соответствии.

При этом предусмотрен переходный период (до 1 сентября 2016 года) для обеспечения соблюдения производителями аттракционов обязательных требований при изготовлении аттракционной техники, а также для аккредитации органов по сертификации, выполняющих работы по оценке её соответствия.

Обязательное подтверждение соответствия аттракционной техники, имеющей высокий риск причинения вреда, будет способствовать снижению её аварийности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 982).

Порядок регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержден приказом Минэкономразвития России от 24.11.2014 № 752 «Об утверждении порядка регистрации деклараций о соответствии и порядка формирования и ведения реестра деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия» (далее – Порядок регистрации деклараций о соответствии).

В соответствии с пунктом 3 Порядка регистрации деклараций о соответствии регистрацию деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации.

Перечень сведений, которые должна включать в себя представляемая на регистрацию декларация о соответствии, установлены пунктом 4 Порядка регистрации деклараций о соответствии.

При этом заявитель вправе подать декларацию о соответствии на бумажном носителе в орган по сертификации лично либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с целью передачи с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации органом по сертификации сведений, предусмотренных пунктом 4 Порядка, в реестр деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, для регистрации декларации о соответствии Федеральной службой по аккредитации.

Пунктом 7 Порядка регистрации деклараций о соответствии предусмотрено, что Росаккредитация в течение одного рабочего дня со дня представления декларации о соответствии регистрирует декларацию о соответствии, присваивает ей регистрационный номер (автоматически, с фиксацией даты) и вносит сведения о декларации о соответствии и ее регистрации в реестр деклараций о соответствии продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Регистрация деклараций о соответствии Росаккредитацией осуществляется в автоматизированном режиме посредством сервиса Электронная регистрация деклараций, размещенного в открытом доступе на сайте Службы.

Разъяснения о регистрации деклараций о соответствии в электронной форме посредством сервиса электронной регистрации деклараций о соответствии также размещены на сайте в разделе Государственные услуги.

к Соглашению о применении технических,
медицинских, фармацевтических,
санитарных, ветеринарных и
фитосанитарных норм, правил и требований
в отношении товаров, ввозимых в
государства — участники
Содружества Независимых Государств

от 28 сентября 2001 года

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к порядку и правилам проведения
сертификации продукции

Настоящие Общие требования к порядку и правилам проведения сертификации продукции (далее — Общие требования) устанавливают общие принципы осуществления порядка и правил проведения обязательной сертификации продукции в государствах, являющихся участниками Соглашения о применении технических, медицинских, фармацевтических, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных норм, правил и требований в отношении товаров, ввозимых в государства — участники Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами.

Общие требования направлены на обеспечение признания результатов сертификации продукции и исключение дополнительных препятствий в торговле между Сторонами.

1. Общие положения

1.1. Деятельность по сертификации продукции осуществляется в соответствии с национальными законодательствами Сторон и настоящими Общими требованиями.

1.2. Обязательная сертификация продукции осуществляется в случаях, предусмотренных национальными законодательствами Сторон.

1.3. Перечни товаров, подлежащих обязательной сертификации, определяются каждой Стороной в соответствии со своим национальным законодательством.

1.4. Нормативные документы, используемые при обязательной сертификации продукции, включают технические регламенты, межгосударственные или национальные стандарты, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и требования по безопасности и охране окружающей среды и другие документы в соответствии с законодательствами Сторон, которые устанавливают обязательные требования к продукции.

1.5. Применяемые при сертификации продукции методы испытаний должны позволять получать сопоставимые результаты испытаний другой Стороны с их помощью или с помощью эквивалентных методов.

1.6. Схемы сертификации устанавливаются системами сертификации продукции Сторон.

1.7. Сертификацию продукции и ее испытания проводят органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном на территории Стороны, в пределах своих областей аккредитации.

1.8. Реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий должен быть доступен для других государств Сторон.

1.9. Правила признания результатов работ по сертификации продукции регулируются Порядком признания результатов работ по сертификации, принятым Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации на заседании 20 октября 1993 г., протокол № 4-93 с изменениями пункта 6, принятыми Советом на заседании 12 октября 1995 г., протокол № 8-95, и двусторонними соглашениями в данной сфере между Сторонами.

  1. Общие требования к порядку проведения сертификации продукции

2.1. Сертификация продукции включает следующие процедуры:

— подачу заявки;

— рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

— идентификацию продукции, отбор и испытание образцов в аккредитованных испытательных лабораториях;

— проверку производства, сертификацию системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации);

— анализ полученных результатов, оформление и выдачу сертификата и разрешения (лицензии) на применение знака соответствия;

— инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, системой качества (если это предусмотрено схемой сертификации).

Каждая процедура сертификации должна быть документально оформлена.

2.2. Для проведения сертификации продукции заявитель направляет заявку в соответствующий аккредитованный орган по сертификации продукции.

Форма заявки, состав и содержание прилагаемых к ней документов определяется национальной системой сертификации продукции Сторон.

2.3. Орган по сертификации продукции рассматривает заявку и принимает по ней решение, содержащее условия проведения сертификации, в том числе ее схему.

При выборе схемы сертификации следует учитывать особенности производства, испытаний, поставки и использования конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя.

2.4. Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у продукции, поставляемой потребителю (заказчику).

Количество образцов, порядок их отбора, правила идентификации и хранения устанавливаются в соответствии с нормативными документами на данную продукцию и методиками испытаний Сторон.

Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации продукции. Копии протоколов испытаний подлежат хранению в течение сроков, установленных в системах сертификации Сторон, но не менее срока действия сертификата.

2.5. В зависимости от схемы сертификации проводится оценка состояния производства или сертификация систем качества.

2.6. Орган по сертификации после анализа протоколов испытаний, актов оценки состояния производства, сертификатов на систему качества (производства), если это установлено схемой сертификации, анализа других документов о соответствии продукции осуществляет общую оценку соответствия продукции установленным требованиям, оформляет сертификат и регистрирует его.

В сертификате указываются все документы, являющиеся основанием для выдачи сертификата.

При обязательной сертификации сертификат выдается, если продукция соответствует требованиям безопасности, установленным всеми нормативными документами для данной продукции.

2.7. Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации продукции.

2.8. Продукция, на которую выдан сертификат, на основании разрешения (лицензии) может быть маркирована знаком соответствия, принятым в системе сертификации Сторон. Знак соответствия ставится на изделие и/или этикетку (ярлык), тару, наименьшую потребительскую упаковку, сопроводительную техническую документацию.

2.9. В сопроводительной документации, прилагаемой к сертифицированной продукции, делается запись о проведенной сертификации и указывается номер и дата выдачи сертификата и орган, его выдавший.

2.10. Орган по сертификации одной Стороны может выдавать в установленном порядке сертификаты на основе признания сертификата, выданного органом по сертификации другой Стороны.

2.11. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, системой качества проводится (если это предусмотрено схемой сертификации) в течение срока действия сертификата, но не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения, что реализуемая продукция продолжает соответствовать установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.

2.12. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации продукции может приостановить или отменить действие сертификата в случае несоответствия продукции требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации.

2.13. При отрицательных результатах обязательной сертификации орган по сертификации должен уведомить национальный уполномоченный орган по сертификации.

3. Общие требования к информации о результатах сертификации

3.1. Основой информационного обеспечения сертификации являются государственные реестры систем сертификации Сторон.

3.2. Национальные органы по сертификации продукции одной Стороны представляют национальным органам по сертификации продукции другой Стороны следующую информацию:

— формы сертификатов и знаков соответствия, применяемых в системе сертификации;

— перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации;

— сведения об отмене, приостановлении и возобновлении действия сертификатов на серийно выпускаемую продукцию;

— сведения об аккредитованных органах по сертификации продукции и испытательных лабораториях (центрах).

3.3. Орган по сертификации продукции одной Стороны в соответствии со своим национальным законодательством представляет по запросу органа по сертификации или иного государственного органа другой Стороны:

— подтверждение выдачи сертификата на конкретную продукцию и срока его действия;

— протоколы сертификационных испытаний, другие сведения, например, дополнительные сведения о держателе сертификата, изготовителе продукции.

3.4. Копии сертификатов, выданных в системе сертификации продукции Стороны, заверяются в порядке, установленном на ее территории.

3.5. Стороны при необходимости могут обмениваться перечнем органов по сертификации, образцами печатей и подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты.

На территории нашей страны действуют несколько нормативно-правовых актов, регулирующих обязательства производителя перед потребителями. В документах прописаны условия выпуска товаров в обращение, среди которых присутствует необходимость оформления сертификата соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Нормативно-правовая база

Требования законодательства

Административная ответственность за выпуск продукции без сертификата

В этой статье мы подробно разберем вопросы, связанные с отсутствием обязательных сертификатов на продукцию. Поясним, что грозит производителю (продавцу, импортеру, уполномоченному лицу), отпускающему товары без разрешительных документов, установленных законодательством.

Нормативно-правовая база

Основные документы, определяющие обязательное наличие сертификата соответствия продукции:

  • Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).
  • Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 года (в ред. от 28 июля 2012 года).
  • Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил продажи товаров по образцам» № 918 от 21 июля 1997 года (в ред. от 27 февраля 2007 года).

Степень ответственности за нарушение обязательных требований установлена в федеральном законе РФ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 года (в ред. от 3 декабря 2012 года).

Требования законодательства

Во всех основных нормативно-правовых документах, относящихся к предпринимательской деятельности, установлены требования к наличию сертификата на продукцию, попадающую под обязательные нормы законодательства – сертификацию соответствия. Так, в главе 4 ФЗ «О техническом регулировании» определены цели, принципы подтверждения соответствия продукции, включая необходимость получения сертификата. При этом в статье 28 закона четко прописаны права и обязанности заявителя в области сертификации.

Схема 1. Права и обязанности заявителя при сертификации

Примечание: * — за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В статье 7 другого закона «О защите прав потребителей» определены требования по наличию у производителя сертификата с точки зрения прав потребителей: «Потребитель имеет право на то, чтобы товар… при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара… являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке».

В статье 30 (пункт 3) главы II правил продажи товаров также указано обязательное получение сертификата на продукцию, подлежащую обязательной сертификации.

Административная ответственность за выпуск продукции без сертификата

Глава 14 КоАП РФ «Об административных правонарушениях» полностью посвящена видам наказания и степени ответственности в области предпринимательской деятельности. В части требований к получению сертификата на продукцию относятся следующие статьи:

  1. Статья 14.4 «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований», где закреплены следующие наказания:
  • наложение административного штрафа в размере до 30 000 руб.;
  • конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.
  • Статья 14.7 «Обман потребителей», где закреплено наказание в виде взимания штрафа до 20 000 руб.
  • Статья 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», где закреплены следующие наказания:
    • наложение административного штрафа в размере до 600 000 руб.;
    • конфискация продукции, в случае повторного совершения правонарушения.
    • приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  • Статья 14.45 «Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия», где закреплено наказания в виде взимания штрафа до 300 000 руб.
  • Статья 14.46 «Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия», где закреплено наказания в виде взимания штрафа до 1 000 000 руб.
  • Примечание: в перечнях наказаний приведен максимальный размер штрафов для юридических лиц.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *