Отчет по экологии

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация) и МСП. А также, что такое всеобщая категоризация.

Рассмотрим, с какой периодичностью природопользователям нужно отчитываться в Росприроднадзор и в какой срок необходимо представлять отчеты: НВОС, 2-ТП (Отходы), МСП и экологический сбор.

Содержание

НВОС

С 2016 года декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду является годовой формой отчетности, которую необходимо сдавать до 10 марта года, следующего за отчетным. Таким образом, за 2018 год нужно будет отчитаться до 10 марта 2019 года.

Данную декларацию необходимо представлять всем природопользователям, кроме тех, кто осуществляет деятельность исключительно на объектах IV категории. Декларацию сдают в территориальное управление РПН.

Внесение платежа за НВОС в бюджет в 2019 году

С 2016 года хозяйствующие субъекты должны вносить платеж в бюджет до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть за 2018 год платеж нужно внести до 1 марта 2019 года.

При этом для субъектов малого и среднего бизнеса не предусмотрены авансовые платежи в течение года. Те, кто не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы, уплаченной за НВОС за предыдущий год. И до 1 марта года, следующего за отчетным, вносят оставшуюся сумму платежа как разницу между начисленной суммой и суммой внесенных авансовых платежей. Если по итогам расчета выявлена переплата, то предусмотрен механизм возврата излишне уплаченной суммы либо зачет в счет будущих платежей.

Таким образом, в 2019 году нужно произвести платежи:

  • за первый квартал 2019 года — до 20.04.2019;
  • за второй квартал 2019 года — до 20.07.2019;
  • за третий квартал 2019 года — до 20.10.2019.

Подключите «Отчетность в Росприроднадзор» — сдавайте отчетность в РПН и пользуйтесь другими возможностями Экстерна.

Нормативно-правовые акты:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды»: определяет, что необходимо вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, и устанавливает виды негативного воздействия.
  2. Приказ Минприроды РФ от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы»: определяет порядок, сроки и форму представления декларации о плате за НВОС.
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»: определяет ставки платы по каждому загрязняющему веществу на 2016–2018 годы. В 2019 году применяются ставки, установленные на 2018 год, с использованием дополнительно к иным коэффициентам коэффициента 1,04 (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758).
  4. Постановление Правительства РФ от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа».

2-ТП (воздух)

С 2019 годовой отчет 2-ТП (воздух) сдают в Росприроднадзор (ранее отчет сдавали в Росстат). Срок сдачи — до 22 января года, следующего за отчетным. Место сдачи — территориальный орган РПН.

2-ТП (воздух) сдают юридические лица и ИП, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет.

Отличие от порядка сдачи предыдущей формы:

  • В отчете разделы заполняются отдельно по каждому объекту негативного воздействия (по каждой производственной площадке);
  • Если у ЮЛ или ИП имеется несколько объектов негативного воздействия и они находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объекта негативного воздействия.

2-ТП (Отходы)

Годовой отчет 2-ТП (Отходы) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН все хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность в области обращения с отходами.

Форма 2-ТП (Отходы) утверждена Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 и официально называется «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства».

2-ТП (рекультивация)

Годовой отчет 2-ТП (рекультивация) сдают до 1 февраля года, следующего за отчетным, в территориальный орган РПН юридические лица и ИП, ведущие следующие виды деятельности:

  • разрабатывающие месторождения полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые);
  • осуществляющие строительные, мелиоративные, лесозаготовительные, изыскательские работы;
  • осуществляющие размещение промышленных, строительных и твердых бытовых отходов.

Форма 2-ТП (рекультивация) утверждена Приказом Росстата от 29.12.2012 № 676 и официально называется «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы».

МСП

Годовую форму МСП сдают субъекты малого и среднего предпринимательства. Ее официальное название: «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

МСП представляют в разные контролирующие органы в зависимости от уровня поднадзорности объекта. За объекты федерального уровня контроля отчитываются в территориальный орган РПН, за объекты регионального уровня контроля — в органы исполнительной власти субъекта (например, Минприроды Свердловской области).

Для объектов федерального уровня порядок отчетности установлен Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 (ред. от 09.12.2010), форма отчетности утверждена письмом Ростехнадзора от 08.06.2010 № 00-07-12/2968. Установлен срок сдачи — до 15 января года, следующего за отчетным.

Для объектов регионального уровня контроля форма и порядок отчетности могут быть аналогичными тем, что установлены для объектов федерального уровня, а могут утверждаться в отдельных НПА регионального уровня. При этом срок сдачи может быть отличным от 15 января года, следующего за отчетным.

Экологический сбор

Отчетность по экосбору обязаны сдавать производители и импортеры товаров и упаковки, входящих в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Данный перечень включает в себя 45 групп товаров и девять видов упаковки.

Также нужно учесть: если производитель использует для своей продукции упаковку, которая подпадает под отчетность по экосбору, то он и платит экосбор (Постановление Правительства от 08.10.2015 № 1073 в ред. от 23.08.2018). Например, компания выпустила бумажные пакеты и продала их мини-кондитерской, которая складывает в эти пакеты пирожные собственного производства для продажи. В этом случае платить экосбор должна кондитерская.

Еще один момент: если товар ввезли в упаковке, которая подпадает под экосбор, а сам товар — нет, то упаковку придется утилизировать или платить экосбор. Например, компания импортировала тюльпаны в картонных коробках — за коробки нужно отчитаться.

Формы по экосбору являются годовыми. Производители отчитываются в территориальный орган РПН, импортеры — в Центральный аппарат РПН. Организации, являющиеся одновременно производителями и импортерами, — в Центральный аппарат РПН.

В рамках отчетности по экосбору учитывается только количество выпущенных в обращение товаров и упаковки: не общее количество произведенного/импортированного товара, а именно реализованного конечному потребителю.

Порядок взимания экологического сбора утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» (ред. от 23.08.2018). В данном порядке также прописана ответственность за неуплату экологического сбора. Обратите внимание, что с отчетности за 2018 год срок на добровольную уплату экологического сбора после получения требования от РПН сократился с 30 до 15 календарных дней.

Существует четыре вида отчета по экосбору, и для первых трех обязательна строгая последовательность сдачи. Если нарушить ее, РПН может не принять отчеты.

1. Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным, форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (ред. от 25.07.2018) «Об утверждении Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

2. Отчет о выполнении нормативов утилизации.

Представляется до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 «Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров». К отчетности за 2018 год форма будет изменена, на данный момент законопроект находится на стадии обсуждения.

Нормативы утилизации утверждены Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-Р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств».

3. Расчет суммы экологического сбора. Форма расчета утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488 «Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора». Представляется до 15 апреля года, следующего за отчетным. Ставки платы за 2018 год пока не утверждены, соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения.

4. Отчет об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров.

Важно: данный отчет необходимо представлять только тем организациям, которые имеют на своем балансе указанные мощности!

Срок сдачи: до 1 апреля года, следующего за отчетным. Форма отчета утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1520 «О единой государственной информационной системе учета отходов от использования товаров» (Приложения 10, 11). Отчет делится на две формы:

  • информация об объектах (мощностях) основного технологического оборудования по обеспечению утилизации отходов от использования товаров;
  • информация о местах сбора отходов от использования товаров, организованных производителями, импортерами товаров.

Об утверждении формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды)

На основании Положения о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. № 445 «О некоторых вопросах органов государственной статистики», Национальный статистический комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить по представлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды прилагаемые:

1.1. форму государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» годовой периодичности и ввести её в действие начиная с отчёта за 2018 год;

1.2. Указания по заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» и ввести их в действие начиная с отчёта за 2018 год.

2. Распространить указанную в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления форму государственной статистической отчётности на юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объёме таких отходов 50 и менее тонн в год).

3. Признать утратившими силу:

  • постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 сентября 2013 г. № 208 «Об утверждении формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» и указаний по её заполнению» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 04.10.2013, 7/2593);
  • постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 29 августа 2014 г. № 148 «О внесении изменений и дополнений в постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 19 сентября 2013 г. № 208» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.09.2014, 7/2901);
  • постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 15 октября 2015 г. № 150 «О внесении изменения в Указания по заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.10.2015, 7/3260);
  • подпункт 1.14 пункта 1 постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь от 16 мая 2016 г. № 29 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Национального статистического комитета Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.05.2016, 7/3440).

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 г.

Председатель

И.В.Медведева

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Национального
статистического комитета
Республики Беларусь
10.10.2018 № 103

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЁТНОСТЬ

Представление искажённых данных государственной статистической отчётности, несвоевременное представление или непредставление такой отчётности влекут применение мер административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь

ОТЧЁТ об обращении с отходами производства

Представляют

Срок представления

Форма 1-отходы (Минприроды)

юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объёме таких отходов 50 и менее тонн в год)

республиканскому научно-исследовательскому унитарному предприятию «Бел НИЦ «Экология»;

20 января

Код формы
по ОКУД

0618503

Годовая

республиканское научно-исследовательское унитарное предприятие «Бел НИЦ «Экология» – агрегированные первичные статистические данные

Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;

20 апреля

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь – официальную статистическую информацию

Национальному статистическому комитету Республики Беларусь

30 апреля

Номер бланка __________ Количество бланков ___________

Таблица 1

Обращение с отходами производства

тонн, с двумя знаками после запятой; по отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности – с тремя знаками после запятой

Наименование отходов

Код отходов по классифи-
катору отходов, образую-
щихся в Респуб-
лике Беларусь

Код физи-
ческого
состо-
яния отходов

Класс опас-
ности
отходов

Наличие отходов на начало отчет-
ного года

Образо-
вано отходов (текущий выход) за отчетный год

Движение отходов

Наличие отходов на конец отчетного года

поступило от организаций и физических лиц

передано (реализовано) организациям

реали-
зовано физи-
ческим лицам

экспорт

использовано

обезврежено

захоронено

направлено на хранение в отчетном году

код направ-
ления исполь-
зования отходов

всего

код способа обезвре-
живания
отходов

всего

код объекта
захоро-
нения отходов

всего

уста-
нов-
лено в раз-
реше-
нии

код объекта хранения отходов

всего

код причины поступ-
ления отходов

всего

из них по импорту

код причины передачи отходов

всего

А

Б

В

Г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Таблица 2

Выполнение мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства

Наименование группы мероприятий

Код группы мероприятий

Израсходовано средств на выполнение мероприятий, рублей*

Оценка выполнения мероприятий
(1 – полностью выполнено;
2 – частично выполнено;
3 – не выполнено)

Сокращение объёмов образования и (или) накопления отходов производства после проведения мероприятия, тонн

планируемое

фактическое

А

Б

1

2

3

4

* Данные заполняются с одним знаком после запятой.

УТВЕРЖДЕНО

Постановление
Национального
статистического комитета
Республики Беларусь
10.10.2018 № 103

УКАЗАНИЯ по заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства»

1. Государственную статистическую отчётность по форме 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» (далее – отчёт) представляют юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, осуществляющие деятельность, связанную с обращением с отходами производства (кроме юридических лиц, обособленных подразделений юридических лиц, имеющих отдельный баланс, у которых образуются только отходы производства, подобные отходам жизнедеятельности населения, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы упаковочных бумаги, картона, гофрокартона незагрязненные, люминесцентные трубки отработанные, ртутные лампы отработанные, при общем объёме таких отходов 50 и менее тонн в год).

2. Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, составляют отчёт, включая данные по входящим в их структуру подразделениям, не имеющим отдельного баланса, расположенным на одной с ними территории (район области, город областного подчинения, город Минск).

Юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс, в структуре которых имеются подразделения, не имеющие отдельного баланса, расположенные на другой территории (район области, город областного подчинения, город Минск), составляют отдельный отчёт по всем структурным подразделениям, не имеющим отдельного баланса, находящимся в пределах одной территории, при этом в реквизите «Сведения о респонденте» по строке «Территория нахождения структурного подразделения» указывается фактическое место нахождения данных подразделений (наименование района, города областного подчинения, город Минск).

При аренде зданий, сооружений и других объектов отчёт представляет организация, обеспечивающая по договору сбор, хранение, вывоз на размещение отходов, образующихся при эксплуатации зданий, сооружений и других объектов.

3. В отчёте не отражаются данные об объёмах:

  • радиоактивных отходов;
  • продуктов животного происхождения (содержания и убоя скота);
  • лома и отходов чёрных металлов (кроме отходов, содержащих или загрязненных полихлорированными бифенилами (далее – ПХБ);
  • лома и отходов цветных металлов (кроме отработанных свинцовых аккумуляторов, а также отходов, содержащих или загрязненных ПХБ);
  • отходов потребления.

4. Отчёт заполняется на основании данных следующих первичных учётных документов:

  • форм учётной документации в области охраны окружающей среды согласно ТКП 17.02-12-2014 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Порядок ведения учёта в области охраны окружающей среды и заполнения форм учётной документации в области охраны окружающей среды», утверждённого постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 3 марта 2014 г. № 2-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов»;
  • акта инвентаризации отходов производства по форме согласно приложению 3 к Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства, утверждённой постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29 февраля 2008 г. № 17 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 70, 8/18401);
  • акта инвентаризации ПХБ по форме согласно приложению 4 к Правилам обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы, утверждённым постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 62 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 185, 8/19156);
  • товарно-транспортных накладных;
  • актов выполненных работ по договорам, заключённым на оказание услуг по использованию, захоронению и обезвреживанию отходов.

5. В отчёте отражаются объёмы отходов, образующихся как в собственном производстве, так и отходов, полученных от других организаций в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, утверждённым постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 8 ноября 2007 г. № 85 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 290, 8/17498; 2011 г., № 19, 8/23266).

6. Если в отчёте количество строк окажется недостаточным, то дополнительно заполняется необходимое количество бланков; при этом регистрационный номер респондента в статистическом регистре (ОКПО) и учётный номер плательщика (УНП) должны быть проставлены на каждом бланке с указанием порядкового номера бланка на первом листе бланка.

7. В таблице 1 данные, характеризующие количество отходов отражаются в тоннах: с двумя знаками после запятой – по неопасным отходам и отходам 4-го класса опасности, с тремя знаками после запятой – по отходам 1-го, 2-го и 3-го классов опасности.

Данные о фактическом объёме осадков из отстойников (сырого осадка с коагулянтом (флокулянтом), осадков после промывки фильтров), осадков сооружений биологической очистки хозяйственно-фекальных сточных вод, ила активного очистных сооружений отражаются в тоннах.

Данные о количестве термометров ртутных использованных или испорченных, люминесцентных трубок отработанных и ртутных ламп отработанных, компактных люминесцентных ламп (энергосберегающих) отработанных, дифманометров, содержащих ртуть, игнитронов отражаются в штуках.

Данные о силовых трансформаторах с охлаждающей жидкостью на основе ПХБ, силовых конденсаторов с диэлектриком, пропитанным жидкостью на основе ПХБ, малогабаритных конденсаторов с диэлектриком на основе ПХБ, прочее оборудование, содержащее или загрязненное ПХБ, прочие отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования и устройств, не вошедших в группу II B блока III, в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь, отражаются в тоннах ПХБ-содержащих жидкостей.

8. В графах А и Б таблицы 1 указываются соответственно наименование и код отходов согласно классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь.

9. В графе В таблицы 1 указывается код физического состояния отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований физического состояния отходов согласно приложению 1 к настоящим Указаниям.

10. В графе Г указывается: для опасных отходов – класс опасности, для неопасных отходов – «н/о» в соответствии с классификатором отходов, образующихся в Республике Беларусь.

11. В графе 1 таблицы 1 отражается объем отходов, находящихся на объектах хранения отходов по состоянию на 1 января отчётного года.

12. В графе 2 таблицы 1 отражается фактический объем образовавшихся отходов в отчётном году.

13. В графе 3 таблицы 1 указывается код причины поступления отходов от организаций и физических лиц в соответствии с перечнем кодов и наименований причин поступления отходов согласно приложению 2 к настоящим Указаниям.

14. В графе 6 таблицы 1 указывается код причины передачи отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований причин передачи отходов согласно приложению 3 к настоящим Указаниям.

15. В графе 7 таблицы 1 отражается объем отходов, переданных по сделкам отчуждения отходов организациям для дальнейшего использования, обезвреживания, захоронения. Объем отходов, переданных на захоронение по договору выполнения работ между собственником отходов и лицом, эксплуатирующим объект захоронения отходов, отражается в графе 15.

16. В графе 10 таблицы 1 указывается код направления использования отходов собственного производства в соответствии с перечнем кодов и наименований направлений использования отходов согласно приложению 4 к настоящим Указаниям.

17. В графе 11 таблицы 1 отражается объем отходов, фактически использованных за отчётный период в собственном производстве (основном производстве, в подсобном хозяйстве и других производствах).

18. В графе 12 таблицы 1 указывается код способа обезвреживания отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований способов обезвреживания отходов согласно приложению 5 к настоящим Указаниям.

19. В графе 14 таблицы 1 указывается код объекта захоронения отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований объектов захоронения отходов согласно приложению 6 к настоящим Указаниям.

20. В графе 15 таблицы 1 отражается объем отходов, переданных на захоронение как на объекты захоронения отходов, имеющиеся у организации, так и на объекты захоронения отходов, принадлежащие иным организациям, оказывающим по договору услуги по захоронению отходов.

21. В графе 16 таблицы 1 отражается количество отходов производства, подлежащее захоронению, определённое в разрешении на хранение и захоронение отходов производства или комплексном природоохранном разрешении. Если разрешение на хранение и захоронение отходов производства или комплексное природоохранное разрешение отсутствует, то в данной графе отражается количество отходов производства, подлежащее захоронению, согласно заключённым договорам на оказание услуг по захоронению.

22. В графе 17 таблицы 1 указывается код объекта хранения отходов в соответствии с перечнем кодов и наименований объектов хранения отходов согласно приложению 7 к настоящим Указаниям.

23. В графе 18 таблицы 1 отражается фактический объем отходов, направленных на хранение в отчётном году.

Данные в графе 18 таблицы 1 должны быть равны сумме данных в графах 2 и 4 минус сумма данных в графах с 7 по 9, 11, 13, 15.

24. В графе 19 таблицы 1 отражается объем отходов, находящихся на объектах хранения отходов по состоянию на 1 января года, следующего за отчётным.

Данные в графе 19 таблицы 1 должны быть равны сумме данных в графах 1 и 18 или сумме данных в графах 1, 2 и 4 минус сумма данных в графах с 7 по 9, 11, 13, 15.

25. В таблице 2 отражаются данные о выполнении в отчётном году мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства, осуществляемых за счёт всех источников финансирования в отчётном году, со сроками завершения как в отчётном году, так и в последующие годы.

Данные о мероприятиях отражаются в таблице независимо от уровня их фактического выполнения.

26. В графах А и Б таблицы 2 указываются соответственно наименование и код группы мероприятий в соответствии с перечнем кодов и наименований групп мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства согласно приложению 8 к настоящим Указаниям.

27. В графах 3 и 4 таблицы 2 отражаются соответственно планируемые (расчётные) и фактические данные при выполнении мероприятия в отчётном году.

Примечание. Терминология, применяемая в настоящих Указаниях, используется только для заполнения отчёта.

Приложение 1

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований физического состояния отходов

Код

Наименование физического состояния отходов

01

Битум
Природное или искусственно полученное пластичное или вязкое вещество – смесь углеводов с продуктами их полимеризации и окисления

02

Гудрон
Смоляная масса, остающаяся после отгонки от нефти лёгких и большинства смазочных фракций

03

Гель
Твердоподобная дисперсная система, образующаяся в результате коагуляции золя

04

Гранулят
Мелкие, плотные агрегаты какого-либо вещества в виде зёрен, образующиеся при переходе вещества из жидкого в твёрдое состояние или в других процессах

05

Зола
Остаток после сжигания органических соединений до минерализованного состояния

06

Золь
Коллоидная система из частиц размерами 0,001–0,1 мкм, равномерно распределенных в основном компоненте отходов: гидрозоль – в воде; аэрозоль – в газообразной среде (воздухе)

07

Кек
Твёрдые остатки фильтрации пульпы

08

Кокс
Твёрдый остаток, образующийся в результате нагрева различных видов топлива до высоких температур без доступа воздуха: каменноугольный, пековый, электродный, нефтяной

09

Кубовый остаток
Малолетучий высококипящий остаток, образующийся в процессах дистилляции и ректификации жидких смесей на фракции

10

Коагулят
Продукт слипания мелких частиц в дисперсных системах в более крупные под влиянием сил сцепления

11

Лом, бой, куски, обломки
Некондиционные изделия или части изделий из металлов или из других твёрдых веществ

12

Огарок
Продукт обжига руд и концентратов

13

Облой
Остатки материала, образующиеся в зазорах штамповочного и литейного инструмента

14

Обрезь
Остатки материала, образующиеся при раскрое тканей, листовых материалов

15

Окалина
Продукт окисления сплавов металлов, отделённый от основной массы металла

16

Пек
Масса, остающаяся после перегонки каменноугольного, торфяного, древесного дёгтя, а также нефтяной смолы после пиролиза

17

Порода, порода содержащая
Природный материал, содержащий в различных количествах разные минеральные агрегаты

18

Пыль
Взвешенные в газообразной среде (воздухе) или осевшие на твёрдую поверхность твёрдые частицы размерами от 0,01 до 100 мкм

19

Пульпа
Смесь технической жидкости процесса с твёрдыми компонентами

20

Раствор
Устойчивая независимо от времени гомогенная смесь двух и большего числа компонентов, равномерно распределенных по занимаемому ими объёму, основной из которых (растворитель) образует определённые жидкие, газообразные или твёрдые фазовые состояния с другими компонентами

21

Суспензия
Малоустойчивая дисперсионная система распределенных в жидкости или газе частиц с размером, большим, чем у золей

22

Соапстоки
Омыленные свободные жирные кислоты, содержащие нейтральный жир и нежировые вещества

23

Смола
Конденсированная масса органического происхождения

24

Скрап
Мелкие застывшие частицы, образующиеся при разбрызгивании металла, или застывшие разливы жидкого металла, а также остатки металла на частях литейного оборудования

25

Сажа
Аморфный углерод – продукт неполного сгорания или термического разложения органических соединений

26

Стружка, опилки
Продукты разрушения материалов в процессах механической обработки

27

Хвосты
Остатки полезных ископаемых, образующиеся в процессе обогащения, с низким содержанием полезных агрегатов, которые сосредоточены в концентрате

28

Шлам, осадок, остаток, ил
Выделение конденсированной массы из суспензии под гравитационным или механическим влиянием с возможными остатками жидкости

29

Эмульсия
Жидкость, в которой находятся микроскопические частицы другой во взвешенном состоянии с размером, большим, чем у золей

30

Экстракт
Раствор определённых компонентов, выделенных из смеси твёрдых или жидких веществ с помощью селективных растворителей (экстрагентов)

31*

Жидкие отходы

32*

Твёрдые отходы

* Коды 31, 32 указываются в случае невозможности соотнести реальное физическое состояние отходов с перечисленными наименованиями физических состояний.

Приложение 2

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований причин поступления отходов

Код

Наименование причины поступления отходов

01

Для использования

02

Для обезвреживания

03

Для захоронения

04

Для хранения

05

Прочее

Приложение 3

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований причин передачи отходов

Код

Наименование причины передачи отходов

01

Отчуждение с целью использования

02

Отчуждение с целью обезвреживания

03

Отчуждение с целью захоронения

04

Отчуждение с целью хранения

05

Прочее

Приложение 4

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований направлений использования отходов

Код

Наименование направления использования отходов

1

Для получения энергии (электрическая, тепловая)

2

Для получения продукции

3

Для выполнения работ, оказания услуг

Приложение 5

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований способов обезвреживания отходов

Код

Наименование способа обезвреживания отходов

110

Термический

в том числе:

111

огневой

112

жидкофазного окисления

113

газификации

114

пиролиз

115

плазменный

116

сжигание (температура 12000С и выше)

117

двухступенчатое пиролитическое сжигание (температура 800–850 °С)

118

сжигание в однокамерных печах (температура 300–400 °С)

119

влажная термическая обработка (автоклав)

120

Физико-химическая переработка

в том числе:

121

коагуляция

122

адсорбция

123

экстракция

124

флотация

125

ионообменный метод (обеспечивает при пропускании жидких отходов через ионообменные материалы удаление катионов и анионов загрязнителей)

130

Электрохимический

в том числе:

131

электролиз

132

электрокоагуляция

133

электрофлотация

140

Иммобилизация (обработка отходов специальными средствами, в процессе которой происходит химическое (иное) преобразование вредных веществ в отходах, позволяющее уменьшить вредное воздействие отходов на окружающую среду)

150

Химический

в том числе:

151

нейтрализация

152

окислительный

153

химическая дезинфекция

160

Восстановительный

170

Мембранный

180

Биологическая обработка

190

Другое

Приложение 6

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований объектов захоронения отходов

Код

Наименование объекта захоронения отходов

211

Полигон промышленных отходов

212

Полигон токсичных промышленных отходов

221

Полигон твёрдых коммунальных отходов

222

Миниполигон твёрдых коммунальных отходов

290

Другое

Приложение 7

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований объектов хранения отходов

Код

Наименование объекта хранения отходов

10

Шламохранилище (шламонакопитель)

20

Полигон токсичных промышленных отходов

30

Отвал

40

Объект хранения ила активного очистных сооружений

50

Подземный резервуар

60

Места временного хранения

70

Другое

Приложение 8

к Указаниям
по заполнению формы
государственной статистической
отчётности 1-отходы (Минприроды)
«Отчёт об обращении
с отходами производства»

Перечень кодов и наименований групп мероприятий по сокращению объёмов образования и (или) накопления отходов производства

Код

Наименование группы мероприятий

1

Совершенствование технологических процессов, приводящих к уменьшению объёмов образования отходов

2

Создание объекта хранения, мест временного хранения отходов

3

Строительство, реконструкция, модернизация объекта по использованию отходов

4

Строительство, реконструкция, модернизация объекта по обезвреживанию отходов

5

Строительство, реконструкция, модернизация объекта захоронения отходов

6

Приобретение, изготовление контейнеров для сбора отходов и вторичных материальных ресурсов

7

Прочие мероприятия

Скачать отчет 1-отходы и указания по его заполнению

Форма государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства» годовой периодичности и Указания по ее заполнению формы государственной статистической отчётности 1-отходы (Минприроды) «Отчёт об обращении с отходами производства»

Скачать для ознакомления полную версию документа, взятую из открытых источников можно по ссылке:

  1. Отчётность по отходам для МСП
  2. Технический отчет по обращению с отходами
  3. Форма 2-ТП (воздух)
  4. Форма 4 – ОС (текущие затраты)
  5. Форма 2-ТП (отходы)
  6. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду
  7. Отчет по программе ПЭК

Мы прожили целый год в условиях новой системы экологического контроля и надзора. Теперь предприятия уже знают, к какой категории опасности относятся принадлежащие им объекты негативного воздействия и какие документы должны быть разработаны. Многие уже провели в течение года производственный экологический контроль по новым правилам. В конце декабря было торжественно выдано первое в стране комплексное экологическое разрешение для объекта I категории. И вот приближается кампания по экологической отчетности 2020, в которой предприятиям придется впервые отчитываться по новым правилам. Попробуем разобрать, чем она будет отличаться от привычных кампаний прошлых лет.

Отчётность по отходам для МСП в 2020 году

Уже 9 лет прошло с тех пор, как была введена эта отчётность для субъектов малого и среднего бизнеса. Она сдавалась ежегодно в срок до 15 января и называлась «Отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства”. Порядок и форма подачи отчета для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты ОНВ, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора в соответствии с постановлением № 903 от 28.08.15 г., регулировалась Приказом Минприроды РФ от 16.02.2010 N 30. Для объектов регионального уровня надзора формы и порядок устанавливались местными органами власти. После вступления в силу изменений уже в прошлом году было непонятно, нужно ли сдавать эту отчётность за 2018 г. Посмотрим требования закона:

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об отходах производства и потребления”

Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами

3. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются на основании комплексного экологического разрешения, предусмотренного законодательством в области охраны окружающей среды.

4. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.

6. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании и о размещении отходов. В прошлом году большинство предприятий МСП все же сдали эту отчётность. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, и которая указана в законе, так и не была установлена в течение 2019 года. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность в сфере воздействия на атмосферный воздух, форма которой на сегодня тоже не установлена.

В конце 2019 года несколько предприятий обратилось за разъяснениями к уполномоченным органам власти по поводу необходимости сдачи отчетности для МСП. Ответы, как всегда, отличаются неопределённостью. Один из ответов на запрос в Минприроды Московской области все же пояснил, что деление на субъекты МСП при рассмотрении вопросов по обращению с отходами больше не используется, применимо только деление в зависимости от категории объектов ОНВ. В соответствии с этим, отчётность такого рода должны предоставлять только предприятия, эксплуатирующие объекты ОНВ III категории. Таким образом, все прочие категории освобождены от этой отчетности, а для III категории не установлена ее форма. Вероятнее всего, отчеты будут принимать по формам и в порядке, по которым принималась отчётность МСП.

Получить лицензию на отходы

Технический отчет по обращению с отходами в 2020 году

До 1 января 2019 года его сдавали в обязательном порядке предприятия крупного бизнеса, имеющие ПНООЛР. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии ежегодной сдачи отчёта. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, проект и технический отчёт разрабатывались в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”, для «регионалов» – в соответствии с региональными методическими указаниями и порядками, действующими в установленном порядке. В случае несвоевременной подачи технического отчета в уполномоченный орган предприятию грозило наказание по статье 8.2 КоАП РФ. После наступления 2019 года условия изменились. Так, нормативы и лимиты на образование и размещение отходов сейчас получают только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения

Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс, лимиты на сбросы, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и ИП, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах ОНВ, относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения КЭР или представления ДОВОС в течение срока действия таких разрешений и документов (в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 N 496-ФЗ). С 1 января 2019 года и до получения КЭР допускается выдача или переоформление разрешений и документов, которые будут действовать до дня получения КЭР. Для объектов II категории необходимо представить ДОВОС не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных разрешений и документов. В середине 2019 года вышли новые изменения (Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ), согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, включенных в перечень 300 пилотных объектов, обязаны обратиться с заявкой на получение КЭР в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. Не включенные в данный перечень объекты должны подать заявку и получить КЭР до 1 января 2025 года. До этого периода в соответствии с все еще действующими ПНООЛР для данных объектов нужно подавать технические отчеты по установленным порядкам.

Если объект относится к III категории, ему нужно подать отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. Так как форма отчета еще не принята, вопрос остается открытым. При этом приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» для объектов ОНВ федерального уровня надзора все еще действует, так же как и местные нормативные акты для региональных объектов, и при необходимости или желании «на всякий случай» технический отчёт можно подать. В практике автора статьи в 2019 году такие отчеты принимались, так как уполномоченный орган не смог отказать в его принятии.

Если же объект ОНВ относится к IV категории, ПНООЛР для него больше не действуют, соответственно, технический отчет в рамках экологической отчетности 2020 подавать не нужно.

Форма 2-ТП (воздух) в рамках экологической отчетности 2020

Статистическая отчетность об охране атмосферного воздуха – форма 2-ТП (воздух) сдается в Росприроднадзор до 22 января года, следующего за отчётным. Приказ Росстата от 08.11.2018 N 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха” утвердил новую форму данной отчетности. Лица, обязанные подавать отчётность – лица, имеющие стационарные источники выброса, объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год или 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов веществ 1 и (или) 2 класса опасности. В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту. В этом году изменений в порядке подачи данной отчётности пока не было.

Получить консультацию по форме 2-ТП (воздух)

Форма 4 – ОС (текущие затраты) образца 2020 года

По форме этой отчётности в 2019 году вышел новый приказ. Приказ Росстата от 18.07.2019 N 412 (ред. от 17.10.2019) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой”. Форму федерального статистического наблюдения N 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды” предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие основные фонды природоохранного назначения, осуществляющие у себя природоохранные мероприятия, имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Сведения предоставляются при наличии текущих затрат на охрану окружающей среды и (или) оплаты услуг природоохранного назначения более 100 тысяч рублей в год. Отчетность по-прежнему подается в Росстат до 25 января года, следующего за отчетным.

Форма 2-ТП (отходы) образца 2020 года

Один из самых стабильных видов отчётности как предмет экологической отчетности 2020 в этом году тоже не избежал перемен. Причём форма приказа поменялась дважды за год. То есть, первые изменения произошли с выходом приказа Приказом Росстата от 19.08.2019 г. N 459, а через 4 месяца выше новый Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766. Таким образом, по приказу № 459 даже не было сдано не одного отчета, что наглядно показывает нам темпы изменений в экологическом законодательстве.

Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за 2019 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Напомним, что ранее данную форму сдавал более широкий круг лиц (сравнение трех нормативных актов в части требований к кругу лиц):

Приказ от 10 августа 2017 г. N 529 Приказ Росстата от 19.08.2019 N 459 Приказ Росстата от 12.12.2019 N 766
Форму федерального статистического наблюдения N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления” предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). 2. Форму предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональные операторы), операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – операторы). Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Субъекты малого и среднего предпринимательства обследуются на выборочной основе. Выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. 2. Форму предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, обследуются в сплошном порядке. Форму не предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны, заключившие договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов).

Таким образом, не должны представлять Форму 2-ТП (отходы) хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Форму 2-ТП (отходы) необходимо представить в ТО Росприроднадзора в срок до 1 февраля. В целом отличия нового приказа несущественны, например, даны более подробные пояснения по вопросу, кто и в каких случаях должен заполнять тот или иной раздел формы, изменилась форма некоторых разделов.

Получить консультацию по форме 2-ТП (отходы)

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 году

В рамках экологической отчетности 2020, данная декларация, порядок ее подачи и форма не изменились. Согласно закону, подавать декларацию и вносить плату обязаны следующие категории лиц:

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) «Об охране окружающей среды”

Статья 16.1. Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

1. Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее – лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Срок подачи декларации – 10 марта, срок внесения платы – до 1 марта.

Согласно п. 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV категории (в соответствии с критериями Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.), плату за НВОС вносить не нужно. Тем природопользователям, объекты которых не имеют категории, на данный момент плату вносить приходится, так как уточнения к Критериям определения категории объекта все еще не внесены, и многие объекты оказываются в правовом вакууме.

За размещение ТКО на полигонах платят региональные операторы. К 1 января 2019 года все субъекты РФ должны были перейти на новую систему обращения с ТКО в соответствии с региональными программами в области обращения с отходами и территориальными схемами обращения с отходами, а также выбрать регионального оператора. Согласно закону, при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами, плата за размещение отходов производства и потребления не взимается.

С 1 января 2020 года при расчёте платы вступает в силу положение ч. 5 статьи 16.3 о дополнительных коэффициентах:

Коэффициент Выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водную среду Размещение отходов
0 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ передача образовавшихся отходов, подлежащих накоплению, на использование (утилизацию) или использование в собственном производстве
1 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах НДВ, НДС размещение отходов в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
25 выбросы, сбросы загрязняющих веществ в пределах ВСВ, ВСС размещение отходов с превышением лимитов либо объемов, указанных в декларации ОВОС, отчётности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления
100 выбросы, сбросы загрязняющих веществ, превышающие установленные для объектов I категории либо указанные в декларации ОВОС для объектов II категории

То есть, для объектов I и II категории с 2020 года за нарушение нормативов НДВ, ВСВ, НДС, ВСС плата будет взиматься в 25-кратном и 100-кратном размере. Объекты II категории, подавшие ДОВОС, платят за указанные в ней объемы и массы выбросов и сбросов. Если они превышены по сравнению с указанными в ДОВОС, придется платить в 25-кратном и 100-кратном размере. Для объектов III категории плата за НВОС будет взиматься без повышающих коэффициентов в случае своевременной сдачи указанной выше отчётности об образовании отходов.

Из новинок этого года в сфере внесения платы можно отметить появление долгожданного порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы, утверждённого Приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334″. Согласно этому приказу, зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного воздействия на окружающую среду (кодам бюджетной классификации), а также по кодам ОКТМО, по которым исчислялась и вносилась плата. Зачет осуществляется Росприроднадзором по месту нахождения объектов ОНВ по заявлению в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления. При этом сначала нужно подписать без разногласий акт сверки с Росприроднадзором.

Отчетность по программе ПЭК в 2020

Отчетность по программе производственного экологического контроля представляет собой ежегодный отчет о выполнении программы ПЭК для объектов I-III категории. В программу ПЭК входит контроль за выбросами в атмосферный воздух, за сбросами в водные объекты, за деятельностью по обращению с отходами. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 утвердил форму отчетности по ПЭК. Отчётность по проведенным мероприятиям ПЭК подается до 25 марта 2019 года.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждались в государственной регистрации. В ноябре 2019 года рекомендации были опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета, чтобы соответствовать стандартам экологической отчетности 2020 года.

Для абонентов 1С-Отчетности существует возможность отправки отчетности напрямую на портале Росприроднадзора.

Регистрация на портале Росприроднадзора

Сдать отчетность напрямую можно на портале Росприроднадзора, расположенного по адресу https://lk.fsrpn.ru (рис. 1).

Вход на портал осуществляется через «Госуслуги». Для этого организация должна быть зарегистрирована в ЕСИА. С подробной инструкцией о регистрации организаций и ИП в ЕСИА можно ознакомиться по адресу: https://help.fsrpn.ru/registration/registration-ip-esia/.

Примечание

Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — информационная система в Российской Федерации, обеспечивающая санкционированный доступ участников информационного взаимодействия (граждан-заявителей и должностных лиц органов исполнительной власти) к информации, содержащейся в государственных информационных системах и иных информационных системах. Для получения учетной записи ЕСИА необходимо удостоверить свою личность с помощью паспортных данных, ИНН и СНИЛС.

Рис. 1

При входе на портал Росприроднадзора необходимо указать свои регистрационные данные (рис. 2).

Рис. 2

При входе на портал в Личном кабинете появятся меню «Отчетность» и «Справочники», используя которые можно загрузить отчетность непосредственно на портал РПН (рис. 3).

Рис. 3

Загрузка отчетности на портал Росприроднадзора

После регистрации на портале Росприроднадзора у пользователя появляется Личный кабинет, с помощью которого, можно загружать отчетность и отслеживать статусы отчетов непосредственно на указанном портале.

Сначала отчет необходимо подготовить в программе «1С:Бухгалтерия 8», затем выполнить выгрузку отчета в файл (рис. 4). Для этого нажмите кнопку «Выгрузка» и выберите пункт «Выгрузить для портала Росприроднадзора». После этого будет выведен стандартный диалог выбора папки для сохранения файла. В выбранную папку будет сохранен подготовленный к отправке файл.

Рис. 4

Рис. 5

Для загрузки и отправки файла с отчетностью выполните следующие действия (рис. 6):

  1. Откройте меню «Отчетность».
  2. Выберите пункт меню «Отправить файл отчета».
  3. Нажмите кнопку «Добавить» (большой крестик).

Рис. 6

Рис. 7

Для отслеживания статусов отправки отчетов на портале Росприроднадзора используйте кнопку со знаком «i» (рис. 8).

Обратите внимание, что отчетность, отправленная с помощью сервиса «1С-Отчетность» (через оператора ЭДО) и статусы ее обработки не отображаются на портале Росприроднадзора. Для отслеживания ее прохождения используйте форму «1С-Отчетность».

Рис. 8

Обратите внимание! При отправке регламентированного отчета «Отчет по отходам субъектов МСП» (как с помощью сервиса «1С-Отчетность», так и напрямую на портале Росприроднадзора) необходимо представить в Росприроднадзор бумажный экземпляр отчета, подписанный и заверенный печатью.

Федеральная экологическая отчетность 2019

В 2019 году нужно сдавать порядка 10 видов отчетов в области природопользования в зависимости от профиля предприятия. Допускается предоставление информации в традиционном бумажном виде либо посредством электронных ресурсов. В последнем случае это можно выполнить через модуль природопользователя (он доступен бесплатно на сайте Роприроднадзора) либо портал госуслуг.

Отчет субъектов МСП – до 15 января 2019 года

Порядок представления экологической отчетности установлен приказом Минприроды от 16 февраля 2010 г. № 30. Отчетность носит уведомительный характер, ее обязаны направлять представители малого и среднего бизнеса, в ходе работы которых появляются отходы, либо они их используют, обезвреживают, размещают, передают другим субъектам предпринимательства, получают от последних, утилизируют.

В документах отражается объем отходов, их вид, код по классификатору, класс опасности. Прилагаются копии договоров о передаче отходов, лицензии у принимающей стороны, если организация или ИП сами не занимаются транспортировкой и захоронением/утилизацией отходов. Отчет субъектов МСП направляется в Управление Росприроднадзора по РТ.

2-ТП (воздух) – до 22 января 2019 года

Форма направления сведений и порядок установлены приказом Росстата от 8 ноября 2018 г. № 661. Есть на балансе стационарные источники выбросов? Нужно направить в Управление Росприроднадзора по РТ информацию об охране атмосферного воздуха.

2-ТП (водхоз) – до 22 января 2019 года

Аналогично отчету 2-ТП (воздух), порядок установлен приказом Росстата под номером 230 от 19.10.2009 года и сдается в Водное Управление. Он касается водопользователей с суточным водопотреблением от 50 кум. м в зависимости от профиля деятельности.

4-ОС – до 25 января 2019 года

Если есть очистные сооружения, вы платите за негативное воздействие на природу, реализуете мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, то нужно отчитаться о тратах в этой области. Отчетность регулируется приказом Росстата (как и по формам 2-ТП воздух и водхоз) и направляется в ТУ Росстата.

2-ТП Отходы – до 1 февраля 2019 года

Этот вид отчетности регулируется приказом от 10 августа 2017 г. № 529. Отчет сдают юрлица и ИП в территориальное управление Росприроднадзора. В отчетность включается информация об образовании отходов (ТКО и производственных), их обработке, утилизации, перевозке и размещении.

Декларация по плате за НВОС – до 10 марта 2019 года

Порядок и форма представления утверждены приказом Минприроды России от 9 января 2017 г. № 3.

Отчет обязаны предоставлять юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы, а также деятельность которых оказывает отрицательное воздействие на окружающее. Исключение составляют объекты IV категории опасности, а именно обладающие одновременно следующими критериями:

  • Объем выбросов в атмосферу из стационарных источников составляет не более 10 т ежегодно. Выбросы не содержат радиоактивные вещества и вещества I и II классов опасности;
  • Не выполняются сбросы загрязняющих веществ в систему водоотведения и в окружающую среду;
  • Проектная тепловая мощность энерго-, газо- или парооборудования на предприятии не превышает 2 Гкал/час;
  • Оборудование используется в научно-исследовательских целях (организации опытного производства, НИИ, опытно-конструкторское бюро).

Декларация предоставляется в ТУ Росприроднадзора по месту нахождения объектов негативного воздействия. Если они располагаются в разных регионах, то нужно подготовить декларации по каждому объекту и направить в соответствующее ТУ.

В декларации указывается расчет суммы платы, которую нужно внести в бюджет, за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Декларация о подлежащих в последующем утилизации товарах, реализуемых в РФ, – до 1 апреля 2019 года

Декларация сдается в ТУ Росприроднадзора по месту регистрации производителя или поставки импортной продукции. Порядок декларирования установлен постановлением Правительства от 24 декабря 2015 г. № 1417. Основание для включения товаров в декларацию – первичная учетная или таможенная документация. В декларации указываются наименование товара, его код согласно общепринятой классификации, масса (в кг) и кол-во.

Отчет о выполнении нормативов утилизации отходов от применения продукции – до 1 апреля 2019 года

Форму должны заполнить и сдать в ТУ или центральный аппарат (в случае импорта товара) производители продукции и ее импортеры. Обязанность по выполнению нормативов утилизации и сдаче соответствующей отчетности установлена правительственным постановлением от 8 декабря 2015 г. № 1342.

Отчитываться необходимо за продукцию, которая включена в федеральный перечень товаров, которые нужно утилизировать после применения/эксплуатации. Информация о товаре и его упаковке предоставляется на отдельных листах. В отчетности отражаются наименование товара, его код, наименование и код в ТН ВЭД ЕАЭС, вес (кг), кол-во, реквизиты документов, подтверждающих факт утилизации, кол-во отходов, в том числе и за которые нужно будет уплатить экологический сбор.

Уплата экологического сбора и представление расчета его суммы – до 15 апреля 2019 года

Правила взимания, уплаты, возврата экологического сбора установлены постановлением Правительства России от 8 октября 2015 г. № 1073. Обязанность по его уплате, а равно и представлению отчетности, вменена производителям и импортерам продукции, которую нужно утилизировать после использования. Такой перечень утвержден на законодательном уровне распоряжением Правительства от 24 сентября 2015 г. № 1886-р. Форма расчета суммы определена в приказе Росприроднадзора от 22 августа 2016 г. № 488.

Платежи и расчет по ним направляются в Росприроднадзор или его ТУ.

Региональные отчеты по экологии на 2019 год

Установлена отчетность для субъектов МСП, работающих в области обращения с отходами и подлежащих региональному надзору. Она предоставляется в бумажном варианте с 1 января по 1 марта согласно приказу Минэкологии РТ непосредственно в региональное ведомство либо в его межрайонные отделы.

Юрлица и ИП, в процессе работы которых образуются отходы (в том числе ТКО), обязаны представлять сведения в региональный кадастр отходов. Срок направления отчета – до 1 марта.

Санкции при непредставлении отчетов по экологии или нарушении их сроков

Законодатель мотивирует организации и ИП сдать вовремя отчетность методом кнута – грозит штрафными санкциями при нарушении порядка.

Рычагов воздействия у контролирующих органов достаточно:

  • Ст. 13.19 КоАП РФ. Непредставление информации либо ее представление по истечении установленного срока расценивается как нарушение порядка сдачи статотчетности и карается штрафными санкциями на юрлиц до 70 тыс.рублей, должностных – до 20 тыс. рублей;
  • Ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно этой норме, нарушение расценивается как намеренное сокрытие либо искажение экоинформации. Штраф – до 6 тыс.рублей для ответственного лица в организации и до 80 тыс. рублей – на само предприятие;
  • Ст. 8.2 КоАП РФ. Затрагивает Субъекты МСП, при работе которых создаются отходы. Санкции – до 30 тыс.рублей на ответственного сотрудника, до 250 тыс.рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – на организацию, до 50 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток — для ИП;
  • Ст. 19.7 КоАП РФ. Если проверяющий расценит как непредставление сведений, если их сдача предусмотрена законом, то нарушителя ждет самое «мягкое» наказание – до 500рублей на должностной лицо, до 5 тыс. рублей – на юридическое.

Поделитесь материалом через социальные сети:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *