Отчетность унитарного предприятия

ПОРЯДОК составления, утверждения и контроля за исполнением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы 1. Общие положения. 1.1. Настоящий Порядок разработан в целях обеспечения единого подхода к составлению и утверждению показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы (далее-предприятия), повышения эффективности их работы, выявления и использования резервов, усиления контроля за деятельностью предприятий, а также организации системы управления их стоимостью в доприватизационный период. 1.2. Порядок определяет: — этапы формирования планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий; — состав показателей, величины которых подлежат обязательному отражению в планах (программах) финансово-хозяйственной деятельности, в том числе состав утверждаемых показателей эффективности деятельности предприятий; — полномочия органов исполнительной власти города Москвы по определению (согласованию) форм планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий и определяемых в них показателей; — последовательность действий и обязанности органов исполнительной власти города Москвы и руководителей предприятий при утверждении показателей программ предприятий, а также сводных ведомственных и территориальных программ; — обязанности органов исполнительной власти города Москвы по организации контроля за выполнением показателей. 2. Планы (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий. 2.1. Документом, определяющим цели и задачи государственного унитарного предприятия на очередной финансовый год, а также способы их достижения, является план (программа) финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 2.2. Формы планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности для подведомственных предприятий и перечень разрабатываемых в них показателей определяются (в том числе посредством согласования соответствующих предложений ГУП) органами исполнительной власти с учетом показателей, указанных в форме 1 (приложение 1 к настоящему Порядку). Планы (программы) подведомственных предприятий и часть из определяемых в рамках разработки программы показателей (далее-показатели экономической эффективности деятельности предприятия (п.2.3) подлежат обязательному утверждению органом исполнительной власти города Москвы. 2.3. Состав и величины показателей экономической эффективности деятельности для подведомственных предприятий устанавливаются, определяются и утверждаются органом исполнительной власти города Москвы с учетом показателей, перечисленных в форме 1 (приложение 1 к настоящему Порядку) и исходя из прогноза социально-экономического развития города Москвы. Значения показателей экономической эффективности деятельности устанавливаются (утверждаются) на конец планового года. Органом исполнительной власти могут быть установлены поквартальные значения показателей, в том числе нарастающим итогом. В плане (программе) финансово-хозяйственной деятельности предприятия приводится также прогноз показателей экономической эффективности на два года, следующие за планируемым. 2.4. Формы отчетов о выполнении плана (программ) предприятий и показателей экономической эффективности их деятельности устанавливаются для подведомственных предприятий органами исполнительной власти с учетом показателей, указанных в приложении 3 к постановлению Правительства Москвы от 4 октября 2005 г. N 771-ПП «О совершенствовании системы отчетности государственных унитарных, казенных предприятий города Москвы». 2.5. Государственные унитарные предприятия представляют на утверждение проекты планов (программ) своей финансово-хозяйственной деятельности в органы исполнительной власти в срок до 1 ноября текущего года. 3. Сводные планы (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий. 3.1. Сводные ведомственные и территориальные планы (программы) деятельности ГУП. Значения основных показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий на очередной финансовый год после их утверждения в установленном порядке обобщаются по подведомственным предприятиям органами исполнительной власти города Москвы в сводных ведомственных и территориальных планах (программах) деятельности ГУП (далее-сводные планы). Состав показателей, обобщаемых в сводных планах, определен в форме 2-свод (приложение 1 к настоящему Порядку) и может быть расширен органами исполнительной власти города Москвы за счет включения дополнительных показателей, утвержденных ими в планах (программах) предприятий в рамках реализации пункта 2.3 настоящего Порядка. В состав сводных планов включается также прогноз показателей экономической эффективности на два года, следующие за планируемым. 3.2. Сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы. В сводном плане финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы обобщаются показатели сводных ведомственных и территориальных планов по перечню показателей, приведенному в форме 2-свод (приложение 1 к настоящему Порядку). Сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы может включаться в состав Программы Правительства Москвы на очередной год. 3.3. Органы исполнительной власти города Москвы представляют сводные ведомственные и территориальные планы (программы) деятельности государственных унитарных предприятий в Департамент имущества города Москвы в срок до 20 ноября текущего года. В 2006 году (в период опытной отработки порядка планирования) планы представляются также в Департамент экономической политики и развития города Москвы. 4. Этапы формирования планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий Разработка планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий и сводных ведомственных и территориальных планов осуществляется в увязке с разработкой проектировок (прогноза) развития госсектора (в части ГУП) и Программы Правительства Москвы на очередной год. 4.1. Первый этап. Разработка проектировок (прогноза) развития госсектора в части государственных унитарных предприятий. Прогнозные показатели деятельности государственных унитарных предприятий по приведенному ниже перечню ежегодно определяются при составлении проектировок развития государственного сектора экономики и входят в состав показателей формы N 3-П «Проектировки (прогноз) развития государственного сектора экономики», подготавливаемой субъектами Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. —————————————————————— | N п/п | Наименование показателя | |——-|———————————————————| | 1. | Объем промышленной продукции, работ, услуг | | | (без НДС и акцизов) | |——-|———————————————————| | 2. | Объем розничной торговли | |——-|———————————————————| | 3. | Объем платных услуг населению | |——-|———————————————————| | 4. | Инвестиции в основной капитал за счет всех источников | | | финансирования | |——-|———————————————————| | 4.1. | В т.ч. бюджетные инвестиции города Москвы | |——-|———————————————————| | 5. | Среднесписочная численность работников | |——-|———————————————————| | 6. | Фонд оплаты труда и иные выплаты социального характера | |——-|———————————————————| | 7. | Чистая прибыль (убыток) | |——-|———————————————————| | 8. | Сумма отчислений чистой прибыли в бюджет города Москвы | —————————————————————— Прогнозные показатели разрабатываются на вариантной основе и отражают вероятные результаты деятельности предприятий с учетом изменения внешних и внутренних условий, а также факторов экономического развития. Определение прогнозных показателей, их рассмотрение и обобщение осуществляется в порядке, ежегодно устанавливаемом Правительством Москвы по единой методологии на основании макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития города Москвы и сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации. 4.2. Второй этап. Разработка проектов планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В рамках этапа осуществляется разработка проектов планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия и величин показателей экономической эффективности деятельности предприятий, их согласование и утверждение органом исполнительной власти города Москвы, которому подведомственны предприятия. 4.3. Третий этап. Формирование сводных планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий. В рамках этапа осуществляется формирование сводных ведомственных и территориальных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и сводного плана по городу Москве. 4.4. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий в ходе разработки планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, формирования сводных планов (программ), а также контроля за их выполнением установлены в приложении 2 к настоящему Порядку. 5. Заключительные положения. 5.1. Настоящий Порядок является обязательным для государственных унитарных предприятий города Москвы, органов исполнительной власти города Москвы. 5.2. Документы, составляемые участниками в процессе утверждения и контроля за исполнением планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, необходимо представлять в 2006 году на бумажном носителе, а с 2007 года — в электронной форме (специально разработанной программе) и на бумажном носителе в соответствии с установленными требованиями. Приложение 1 к Порядку составления, утверждения и контроля за исполнением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий города Москвы Перечень форм 1. Форма 1 — показатели плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия. 2. Форма 2-свод — сводные показатели планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы. Форма 1 «Утверждено»: Приказом руководителя ——————————- (наименование органа исполнительной власти города Москвы, дата, номер приказа) от —.—.—г. N———

Тимофеева Л. Е., эксперт журнала

Журнал «Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях» № 4/2019

Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ (далее – Закон № 444-ФЗ) внесены изменения в Закон о бухучете, в частности, изменен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель изменений – снижение административного бремени, которое организации несут в связи с исполнением обязанностей по представлению такой отчетности в государственные органы, и упрощение доступа заинтересованных лиц к такой отчетности.

Итак, с 2020 года на ФНС возложены функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО). То есть организации, в том числе ГУП и МУП, должны представлять экземпляр отчетности за 2019 год в налоговый орган.

Каков порядок и сроки ее представления? Можно ли получать из ГИР БО информацию об отчетности других предприятий? Можно ли внести исправления в ГИР БО, если обнаружена ошибка в отчетности? Эти и многие другие вопросы волнуют бухгалтеров.

Ответы мы подготовили в данном материале, руководствуясь разъяснениями в Информационном сообщении Минфина России от 13.12.2018 № ИС-учет-12, а также на официальном сайте ФНС.

Составление бухгалтерской отчетности и признание ее составленной.

Статья 13 Закона о бухучете дополнена положением, вступающим в силу 01.01.2020, согласно которому бухгалтерская отчетность организации может быть составлена: 1) на бумажном носителе; 2) в виде электронного документа; 3) на бумажном носителе и в виде электронного документа. При этом независимо от того, в каком виде составлена бухгалтерская отчетность, она признается официальной отчетностью организации.

Если законодательством РФ или договором предусмотрено представление бухгалтерской отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, организация обязана по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа.

По общему правилу бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания ее руководителем организации. Однако уточненная редакция ч. 8 ст. 13 Закона о бухучете более не связывает признание такой отчетности составленной исключительно с подписанием ее экземпляра на бумажном носителе. С 01.01.2020 бухгалтерская отчетность организации считается составленной после подписания руководителем организации:

1) экземпляра отчетности на бумажном носителе – в случае, когда она составлена на бумажном носителе;

2) экземпляра бухгалтерской отчетности, составленной в виде электронного документа, электронной подписью – в случае, когда отчетность составлена в электронном виде.

Что представляет собой ГИР БО?

Согласно изменениям в ст. 18 Закона о бухучете, действующим с 01.01.2020, ГИР БО – это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, и аудиторских заключений о ней (если отчетность подлежит обязательному аудиту).

Иными словами, это общедоступная база данных годовой бухгалтерской отчетности организаций, раскрывающая текущие тренды их финансового состояния.

В ГИР БО будет размещаться следующая информация:

  • бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций;

  • пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности;

  • аудиторские заключения, если отчетность подлежит обязательному аудиту;

  • отчетность организаций, поднадзорных Банку России.

Обязательный экземпляр годовой отчетности (начиная с отчетности за 2019 год) представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта.

Ряд хозяйствующих субъектов освобождаются от представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС, однако к ГУП и МУП это освобождение не относится. Также в ГИР БО не представляется последняя отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

Обратите внимание

С введением ГИР БО вносятся следующие изменения в порядок представления отчетности:

  • годовую отчетность необходимо представлять только в ФНС. В органы государственной статистики представлять отчетность не нужно;

  • отчетность сдается только в электронном виде. В 2020 году субъекты малого предпринимательства отчетность могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа.

Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Если отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа:

  • либо вместе с отчетностью;

  • либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения (но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом).

При внесении исправлений отчетность с изменениями можно представить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ГУП и МУП вносить исправления в отчетность после ее утверждения собственником нельзя. В случае обнаружения ошибки в утвержденной отчетности сделать исправления можно только в отчетности следующего периода.

О доступности информации из ГИР БО.

ФНС на своем официальном сайте сообщила, что в мае 2020 года будет доступен для всех пользователей интернет-сервис ГИР БО, позволяющий бесплатно получить информацию о бухгалтерской (финансовой) отчетности любой организации. Также будет возможность получить экземпляр отчетности, подписанный электронной подписью ФНС.

Для компаний, использующих отчетность для масштабной аналитики, и тех, кому нужен сразу весь массив данных, будет доступно платное абонентское обслуживание (200 тыс. руб. в год).

В ГИР БО будет содержаться отчетность за 2019 и последующие годы. Для получения информации об отчетности организаций за 2018 год и ранее необходимо будет обращаться в Росстат.

ФНС также разъяснила, что делать, если отчетности нет в ГИР БО или в ней обнаружена ошибка. На интернет-портале ГИР БО будет организована обратная связь. Если организация выявит ошибку в своей отчетности, она сможет подать соответствующее электронное обращение. Оно будет рассмотрено, и если представленная организацией отчетность действительно отличается от размещенной в ГИР БО, то расхождение будет оперативно ликвидировано.

ФНС разработает контрольные соотношения, помогающие определить корректность составления бухгалтерской отчетности. Если представленная отчетность не пройдет проверку на контрольные соотношения, организации придет уведомление от оператора электронного документооборота с кодом ошибки и предложением представить скорректированную отчетность.

При этом представленная отчетность будет размещена в ГИР БО, даже если она не прошла контрольные соотношения.

О полномочиях Росстата.

Нормы Закона № 444-ФЗ, посвященные ГИР БО, вступают в силу 01.01.2020. С этой даты ФНС начинает, а Росстат прекращает исполнять полномочия по формированию и ведению ГИР БО. В частности, Росстат прекратит собирать обязательные экземпляры отчетности, в том числе пересмотренной, а также аудиторские заключения о ней за отчетный период 2018 года и отчетные периоды, истекшие до 01.01.2018.

Первой отчетностью, включенной в ГИР БО, станет годовая бухгалтерская отчетность организаций за 2019 год. В связи с этим ФНС не будет предоставлять доступ к бухгалтерской отчетности организаций за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2019.

Заинтересованные лица смогут получить доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 годы (при наличии ее в информационном ресурсе, сформированном до 01.01.2020) по-прежнему в Росстате. Такую услугу Росстат будет оказывать до истечения срока хранения указанной бухгалтерской отчетности, установленного ч. 1 ст. 29 Закона о бухучете, то есть не менее 5 лет после отчетного года. Иными словами, доступ к годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2014 – 2018 годы будет обеспечиваться Росстатом до окончания 2023 года.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Комментарий к статье 27
1. Комментируемая статья устанавливает требования об обязательном опубликовании унитарным предприятием отчетности о своей деятельности в тех случаях, когда это предусмотрено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Целью опубликования отчетности, как представляется, является возможность ознакомления любых лиц с результатами деятельности унитарного предприятия.
Настоящая статья не определяет объем информации, подлежащей обязательному опубликованию (представлению для всеобщего сведения (обозрения)), а содержит отсылку к федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые могут установить случаи обязательного опубликования конкретных сведений.
Необходимо иметь в виду, что существует информация, составляющая служебную или коммерческую тайну (ст. 139 ГК РФ), которая не может быть опубликована. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. Кроме того, следует учитывать требования Закона о государственной тайне.
3. Специальные правила установлены в отношении опубликования бухгалтерской отчетности (см. ст. 16 Закона о бухгалтерском учете).
Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям (ч. 3 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете).
Как вытекает из Закона о бухгалтерском учете, публичность бухгалтерской отчетности установлена для определенных организаций. Следует заметить, что в числе организаций, обязанных публиковать годовую бухгалтерскую отчетность (см. ч. 1 ст. 16), унитарные предприятия не названы.
Что касается обязанности публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность, то среди организаций, на которых распространяется данное требование (см. ч. 2 ст. 16 Закона о бухгалтерском учете), унитарные предприятия также не названы, однако имеется оговорка, что в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность. Необходимо отметить, что в комментируемом Законе (ст. 27) также отсутствуют указания на этот счет (обязаны ли унитарные предприятия публиковать годовую отчетность или квартальную), в связи с чем, думается, должны быть внесены соответствующие изменения в Закон о бухгалтерском учете либо это положение следует предусмотреть в другом федеральном законе или ином нормативном правовом акте, о которых говорит Закон об унитарных предприятиях (хотя в Законе о бухгалтерском учете речь идет только о федеральных законах — см. ч. 2 ст. 16).
4. Безусловно, бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в определенных случаях должна быть опубликована, поскольку о деятельности унитарного предприятия свидетельствуют данные бухгалтерской отчетности.
Однако необходимо иметь в виду, что применительно к бухгалтерской отчетности есть информация, составляющая коммерческую тайну, — содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете), — которая не может быть опубликована.
5. В целях единообразного применения настоящей статьи следует принять на уровне Правительства РФ соответствующий акт (постановление, положение) о порядке и объеме информации, которую обязано публиковать унитарное предприятие. Правительство РФ может возложить разработку и принятие этого акта на определенный федеральный орган исполнительной власти (к примеру, в отношении открытых акционерных обществ действует Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами (приложение к Приказу Минфина России от 28 ноября 1996 г. N 101) ; в отношении страховых организаций действуют Особенности публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями (приложение к Приказу Минфина России от 21 февраля 1997 г. N 17) .
———————————
Экономика и жизнь. 1996. N 50.
Финансовая газета. 1997. N 13.
Применительно к унитарным предприятиям должны быть определены перечень сведений (может быть, не только бухгалтерской отчетности), подлежащих обязательной публикации, срок и порядок опубликования таких сведений, источник публикации (либо возможность опубликования сведений в различных средствах массовой информации), а также необходимо решить вопрос об отнесении расходов, связанных с публикацией такой информации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *